Лекции по "Философии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 16:56, курс лекций

Описание работы

Роль философии в обществе трудно переоценить. Философия является фундаментом культуры, пронизывая и одновременно синтезируя разнообразные отрасли познания и практики. Все проблемы философия черпает из самой жизни, все они — отражение реального бытия. Решение этих проблем помогает человеку осмыслить окружающий его мир, осознать свое собственное Я, понять свое жизненное предназначение и осуществить полноценную самореализацию на всех этапах жизненного пути.

Содержание

Мировоззрение и его структура и религия
Специфика философского знания
Философские ответы на вопросы мировоззренческого характера
Философия и наука Контрольные задания
ИСТОРИЧЕСКИЕ ТИПЫ ФИЛОСОФИИ
Философия Древней Индии и Китая
Античная философия
Средневековая философия (Западная Европа V-XII вв.)
Философия Нового времени (XVI-XIX вв.)
Западная философия XX в.
Русская философия (Х-ХХ вв.)
Контрольные задания
ФИЛОСОФИЯ БЫТИЯ
Понятие бытия
Категория «материя». Атрибуты и «модусы» материи.
Философские модели мира
Движение и развитие. Законы развития. Модели развития
Пространство и время
Единство и многообразие мира
Контрольные задания
ЧЕЛОВЕК И СМЫСЛ ЕГО СУЩЕСТВОВАНИЯ
Происхождение человека, его родовые качества
Сущность и существование человека, его уникальность, универсальность и целостность
Смысл и назначение человеческого бытия. Смерть и бессмертие
Контрольные задания
СОЗНАНИЕ. МЫШЛЕНИЕ. ПОЗНАНИЕ
Сознание и его структура
Происхождение сознания
Сознание и бессознательное
Проблема идеального
Познание как процесс
Проблема истины
Мышление и язык
Методы и формы научного познания
Контрольные задания
ОБЩЕСТВО. КУЛЬТУРА. ЦИВИЛИЗАЦИЯ
Общество как развивающаяся система
Понятие культуры. Типология культур
Цивилизация и социальное развитие
Россия в диалоге культур
Контрольные задания
ОБЩЕСТВЕННОЕ БЫТИЕ: ПОНЯТИЕ И СТРУКТУРА
Производственно-экономические отношения
Социальные отношения
Политические отношения
Контрольные задания
ДУХОВНОЕ БЫТИЕ: ПОНЯТИЕ И СТРУКТУРА
Духовная жизнь общества
Общественное сознание и его структура
Формы общественного сознания
Контрольные задания
ЛИЧНОСТЬ И ОБЩЕСТВО
Человек как личность
Проблема отчуждения личности
Свобода личности. Волюнтаризм и фатализм
Контрольные задания
ГЛОБАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОСТИ
Сущность глобальных проблем, их виды и способы решения
Экологические проблемы
Война и мир
Рост народонаселения и планетарные экономические тенденции
Контрольные задания.
ПРИМЕРНЫЕ ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ
ВОПРОСЫ, ПРЕДЛАГАЕМЫЕ ДЛЯ ЭКЗАМЕНА ИЛИ ЗАЧЕТА

Работа содержит 1 файл

Конспект лекций.doc

— 655.00 Кб (Скачать)

2. Поступай так, как считаешь нужным;

3. Все поступки должны быть направлены на общее благо;

4. Все поступки должны быть целесообразными;

5. Основанием поступков человека должно быть осознание того, что сам человек есть высшая ценность, а не средство достижения цели.

6. Каждый поступок должен быть направлен на достижение личного благополучия.

 

V. Среди перечисленных ниже понятий укажите те, которые являются категориями диалектики Гегеля:

1. Тождество;                               6. Абсолютная идея;

2. Противоречие;              7. Относительная идея;

3. Количество;                               8. Пространство;

4. Качество;                                   9. Различие;

5. Мера;                                     10. Материя.

VI. Что для Фихте является высшим принципом деятельности?

1. Объективный закон;           4. Необходимость;

2. Целесообразность;             5. Свобода выбора.

3.       Нравственный закон;

 

VII. Укажите основные направления в русской философии XIX—начала XX вв.:

1. Космизм;                                                              6. Славянофильство;

2. Антропологический материализм;               7. Религиозная философия;

3. Прагматизм;                                                           8. Марксизм;

4. Экзистенциализм;                                        9. Философия жизни;

5. Интуитивизм;                                              10. Западничество.

 

VIII. Укажите наиболее характерные черты неопозитивизма:

1. Эмпиризм;

2.Рационализм;

3. Интерес к анализу обыденного языка;

4. Интерес к проблемам языка науки;

5. Мировоззренческий нигилизм;

6. Интерес к проблемам логики;

7. Художественный способ философствования;

8. Внимание к проблемам чувственно-практического опыта;

9.Антропоцентризм;

10. Внимание к проблеме истины в познании.

 

IX. Укажите наиболее характерные черты экзистенциализма:

1. Интерес к проблемам личности;

2. Отождествление свободы и существования;

3. Представление бытия как целостности субъекта и объекта;

4. Интерес к проблеме времени;

5.Рационализм;

6. Прагматизм;

7. Трагизм;

8. Дуализм;

9. Атеизм;

10. Скептицизм.

 

X. Укажите теоретические, социально-политические, экономические и естественно-научные предпосылки возникновения марксистской философии:

1. Открытие клетки;

2.Учение Дарвина;

3. Закон инерции;

4. Закон сохранения и превращения энергии;

5. Возникновение пролетариата;

6. Научная революция;

7. Промышленная революция;

8. Немецкая классическая философия;

9. Рациональная философия Декарта;

10. Метафизический материализм.

93

 



ФИЛОСОФИЯ БЫТИЯ

Понятие бытия

Категория «бытие» — исходная в философском осмыслении окружающего нас мира. С ней связана убежденность человека в том, что этот мир существует и что в нем находят свое место и человек, и вещи, и состояния, и процессы.

 

 

 

Объективная реальность — это мир физических состояний, материальный социоприродный мир.

Субъективная реальность — это мир психических состояний, мир сознания, духовный мир человека.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Категория «материя». Атрибуты и модусы материи. философские модели мира

 

Категория «материя» введена в философию для обозначения объективной реальности. Существует множество определений этой философской категории, в качестве исходного для которых мы предлагаем следующее:

 

 

 

На пути своего формирования понятие «материя» прошло несколько этапов; на первом этапе материя отождествлялась с той или иной природной стихией (огонь — у Гераклита, вода — у Фалеса, воздух — у Анаксимандра и т.д.); на втором этапе материя отождествлялась с атомами, веществом, с комплексом их свойств (Демокрит, Гольбах, Гельвеций); на третьем — с объективной реальностью (В.И. Ленин).

В философском понимании категории «материя» можно выделить и четвертый этап, где эта категория предстает как совокупность многих и многих атрибутов и (в определенной мере) в «снятом» виде содержит указанные ее трактовки. Это так называемое субстанциально-аксиологическое представление о материи, которое берет свое начало в середине нашего столетия (см. об этом П.В. Алексеев, А.В. Панин. Философия. Учеб. М., 1997).

На разных этапах развития научного познания существовали различные модели материи. Наиболее известными из них являются:

• атомистическая модель (Демокрит);

• эфирная модель (Декарт);

• вещественная модель (Гольбах).

Понятие «материя», отражая предельно общие свойства объективного мира, является абстракцией. Не существует материя вообще, как не существует человек вообще, стол вообще, белизна вообще и т.д. Однако категория «материя» имеет под собой объективное основание: существование многообразной действительности НЕЗАВИСИМО от сознания и воли человека.

Материя — это единственно существующая субстанция. Она вечна и бесконечна, несотворима и неуничтожима. Она есть causa sui, причина самой себя (Б.Спиноза). Все эти свойства неотделимы от материи и потому называются атрибутами. Известны и такие ее свойства, как отражение и движение, пространство и время, причинность и взаимодействие, качество и количество и др.

Кроме атрибутов, неразрывно связанных с материей, различают еще и ее модусы — такие свойства отдельных видов материи, которые характеризуют их различные состояния или структурные уровни развития (теплопроводность и электропроводность, получение или передача информации и т.п.).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В зависимости от решения кардинальных философских вопросов того или иного характера существуют различные философские концепции или модели мира.

• В зависимости от трактовки первой стороны основного вопроса гносеологии (что первично: материя или сознание, природа или дух?) различают материализм и идеализм.

• В зависимости от ответа на вопрос «Един ли мир в своей основе?» выделяют монистическую или плюралистическую модели мира.

• Различные ответы на вопрос «Изменяется ли мир или же он по своей сути неизменен?» являются основанием для построения метафизической и диалектической моделей мира.

• Ответ на вопрос «Существуют ли в мире какие-либо закономерности или же он по своей природе хаотичен?» дает основание для построения детерминистической или индетерминистической моделей мира.

В принципе, та или иная философская модель мира носит вариативный характер и может синтезировать в себе ответы на данные вопросы с учетом мировоззренческих установок, лежащих в их основании.

Движение и развитие. Законы развития. Модели развития.

Материя немыслима без движения точно так же, как движение немыслимо без материи. Если есть движение, то это движение «чего-то», а не движение «само по себе», движение «ничего». «Движение, рассматриваемое в самом общем смысле слова, т.е. понимаемое как способ существования материи, как внутренне присущий материи атрибут, обнимает собой все происходящие во вселенной изменения и процессы, начиная от простого перемещения и кончая мышлением» — писал Ф.Энгельс (Маркс К., Энгельс Ф. Соч. — Т. 20. — С. 391).

Итак, движение — это всякое изменение вообще. Покой есть частный случай движения, его момент. Движение абсолютно, покой относителен. Не существует вечного состояния равновесия, состояния покоя. Это состояние когда-нибудь обязательно , нарушается.

Движение существует в различных формах, которые кроме общих свойств имеют и весьма существенные качественные отличия. Можно выделить четыре основные формы движения материи, неразрывно связанные между собой.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Каждая форма движения материи органически связана с определенным уровнем ее структурной организации. В свою очередь, каждый из этих уровней имеет свои специфические закономерности и свой носитель. Иначе говоря, качественное своеобразие одного уровня отличается от качественных характеристик другого. Причем качественное своеобразие одного уровня не может быть объяснено качественным своеобразием другого. Так, например, математическое описание движения микрочастиц воздуха, возникающего при вербальном общении, не может служить основанием для объяснения содержания речи. Если каждая низшая форма, так или иначе, представлена в высшей, то это не означает того, что ту или иную высшую форму всегда можно обнаружить в низшей, а тем более свести к одной из низших форм. Здесь редукционизм недопустим.

Особым видом движения, изменения является развитие.

 

 

 

 

 

 

 

Нередко, говоря о развитии, отмечают, что это качественные изменения некоторой системы. Здесь следует иметь в виду, что «качественные изменения» не приводят к потере системой ее основного качества «быть системой»,

Развитие может быть прогрессивным (переход от низшего к высшему, от менее совершенного к более совершенному) или регрессивным (переход от высшего к низшему, деградация).

К основным законам развития относят закон единства и «борьбы» противоположностей (закон диалектического противоречия), закон перехода количественных изменений в качественные, закон отрицания отрицания (диалектического синтеза).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учение о развитии в философии получило название «Диалектика». В истории философии существовали различные концепции развития (модели диалектики), наиболее известными среди которых являются логико-гносеологическая, материалистическая, равновесная, а также сциентистская, или натуралистсткая модели.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Конечно, эта схема не отражает всего многообразия диалектических концепций развития, среди которых можно назвать еще, например, и такие, как «трагическая диалектика» (Либерт), «герменевтическая диалектика» (Адорно, Маркузе, Хабермас), «диалектика эпистемологической рефлексии» (Башляр), «антиномическая диалектика» (Булгаков, Флоренский), «диалектика теокосмического всеединства» (Соловьев, Лосский, Франк) и др.

 

Пространство и время

 

Пространство и время, будучи атрибутами материи, являются в то же время важнейшими формами бытия. В истории философской мысли на пространство и время смотрели по-разному. Одни философы, например, считали пространство и время субъективными характеристиками, зависящими от восприятия человеком объективного мира. Другие полагали, что пространство и время характеризуют бытие с объективной стороны. Были философы, придававшие статус объективности лишь какой-либо одной из этих форм бытия.

Однако, если последовательно признавать материальность мира, то нельзя не признать и объективность пространства и времени, так как они являются атрибутами материи.

Что же следует понимать под пространством и временем с философской точки зрения?

 

 

 

 

Информация о работе Лекции по "Философии"