Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 16:56, курс лекций
Роль философии в обществе трудно переоценить. Философия является фундаментом культуры, пронизывая и одновременно синтезируя разнообразные отрасли познания и практики. Все проблемы философия черпает из самой жизни, все они — отражение реального бытия. Решение этих проблем помогает человеку осмыслить окружающий его мир, осознать свое собственное Я, понять свое жизненное предназначение и осуществить полноценную самореализацию на всех этапах жизненного пути.
Мировоззрение и его структура и религия
Специфика философского знания
Философские ответы на вопросы мировоззренческого характера
Философия и наука Контрольные задания
ИСТОРИЧЕСКИЕ ТИПЫ ФИЛОСОФИИ
Философия Древней Индии и Китая
Античная философия
Средневековая философия (Западная Европа V-XII вв.)
Философия Нового времени (XVI-XIX вв.)
Западная философия XX в.
Русская философия (Х-ХХ вв.)
Контрольные задания
ФИЛОСОФИЯ БЫТИЯ
Понятие бытия
Категория «материя». Атрибуты и «модусы» материи.
Философские модели мира
Движение и развитие. Законы развития. Модели развития
Пространство и время
Единство и многообразие мира
Контрольные задания
ЧЕЛОВЕК И СМЫСЛ ЕГО СУЩЕСТВОВАНИЯ
Происхождение человека, его родовые качества
Сущность и существование человека, его уникальность, универсальность и целостность
Смысл и назначение человеческого бытия. Смерть и бессмертие
Контрольные задания
СОЗНАНИЕ. МЫШЛЕНИЕ. ПОЗНАНИЕ
Сознание и его структура
Происхождение сознания
Сознание и бессознательное
Проблема идеального
Познание как процесс
Проблема истины
Мышление и язык
Методы и формы научного познания
Контрольные задания
ОБЩЕСТВО. КУЛЬТУРА. ЦИВИЛИЗАЦИЯ
Общество как развивающаяся система
Понятие культуры. Типология культур
Цивилизация и социальное развитие
Россия в диалоге культур
Контрольные задания
ОБЩЕСТВЕННОЕ БЫТИЕ: ПОНЯТИЕ И СТРУКТУРА
Производственно-экономические отношения
Социальные отношения
Политические отношения
Контрольные задания
ДУХОВНОЕ БЫТИЕ: ПОНЯТИЕ И СТРУКТУРА
Духовная жизнь общества
Общественное сознание и его структура
Формы общественного сознания
Контрольные задания
ЛИЧНОСТЬ И ОБЩЕСТВО
Человек как личность
Проблема отчуждения личности
Свобода личности. Волюнтаризм и фатализм
Контрольные задания
ГЛОБАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОСТИ
Сущность глобальных проблем, их виды и способы решения
Экологические проблемы
Война и мир
Рост народонаселения и планетарные экономические тенденции
Контрольные задания.
ПРИМЕРНЫЕ ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ
ВОПРОСЫ, ПРЕДЛАГАЕМЫЕ ДЛЯ ЭКЗАМЕНА ИЛИ ЗАЧЕТА
Пространство характеризует протяженность материи, ее структурность, взаимодействие элементов в тех или иных материальных системах. Оно является непременным условием существования любого материального объекта. Пространство реального бытия трехмерно и в этой трехмерности оно бесконечно и неисчерпаемо. Кроме того, пространство однородно и изотропно. Однородность пространства связана с отсутствием в нем «выделенных» каким-либо образом точек. Изотропность пространства означает равноправность в нем любого из возможных направлений.
Специфическими (локальными) свойствами пространства можно назвать характеристики различных материальных систем: симметрия и асимметрия, их форма и размеры, расстояние между элементами или подсистемами, границы между ними и т.п.
Время характеризует материальное бытие как вечное и неуничтожимое в своей совокупности различных последовательностей и длительностей существования конкретных объектов, возникающих и исчезающих, т.е. имеющих начало и конец.
Само же время характеризуется тем, что оно одномерно, асимметрично и необратимо.
Современная физика (Эйнштейн) доказала, что время тесным образом связано с пространственными характеристиками материальной системы, что оно зависит, например, от скорости движения, от характера изменений в структуре этой системы, от мощности гравитационного поля и т.п.
Проявление времени и пространства различно в различных формах движения, поэтому в последнее время выделяют биологическое, психологическое, социальное и другие пространства и время.
Так, например, психологическое время связано с чувственно-практическим опытом человека: с его психическим состоянием, установками и т.п. Время в той или иной ситуации может «замедляться» или, наоборот, «ускоряться», оно «летит» или «тянется». Это субъективное чувство времени.
Биологическое время связано с биоритмами живых организмов, со сменой дня и ночи, со временем года и циклами солнечной активности.
Социальное время во многом обусловлено темпами развития производительных сил и научно-технического прогресса.
Единство и многообразие мира.
В решении вопроса о единстве мира можно выделить две позиции. С точки зрения сторонников первой из них, универсальная общность мира состоит в материальности его предметов, явлений и процессов (линия Демокрита). С точки зрения представителей второй, это единство состоит в общей идеальной основе мира (линия Платона). Кроме этих позиций могут быть и такие, которые включают в себя обе позиции одновременно (дуализм, плюрализм).
Диалектико-материалистический монизм исходит из тезиса о том, что «действительное единство мира состоит в его материальности» (Ф. Энгельс). Принцип монизма является основой формирования «образа» мира или его картины, которая может быть представлена на разных уровнях: философском (интегральный образ, основанный на универсальных принципах бытия), общенаучном (образ, опирающийся на синтетические дисциплины: человековедение, природоведение, обществоведение и др.) и частнонаучном (образ, отражающий отдельные фрагменты социоприродного бытия).
93
Контрольные задания
I. Какое определение понятия «бытие» вы считаете правильным?
Бытие — это ...
... вселенная;
... материя;
... природа и общество;
... вся совокупная объективная и субъективная реальность;
... окружающая нас действительность.
II. Укажите, какое из данных определений соответствует материализму:
1. Материя — это все то, что не является сознанием;
2. Материя — абстракция, не имеющая под собой реального основания;
3. Материя — это постоянная возможность ощущений;
4. Материя — это объективная реальность, существующая независимо от человеческого сознания и отображаемая им.
5.Материя — это все, что обладает массой и энергией.
III. Среди перечисленных свойств укажите те, которые являются атрибутами материи:
1. Протяженность;
2. Длительность;
3. Движение;
4. Пространство;
5. Время;
6. Теплопроводность;
7. Изотропность;
8. Однородность;
9. Бесконечность;
10. Вещественность.
IV. Какое определение понятия «движение» вы считаете правильным?
Движение — это ...
1. всякое перемещение вообще; •
2. отсутствие покоя;
3. атрибут материи;
4. способ существования материи;
1. всякое изменение вообще.
V. Укажите свойства, характеризующие пространство:
1. объективная реальность;
2. одномерность;
3. трехмерность;
4. протяженность;
5. бесконечность;
6. симметричность;
7. объем;
8. всеобщность;
9. прерывность;
10. длительность.
VI. В данном перечне укажите законы развития:
1. Закон всемирного тяготения;
2. Закон единства и «борьбы» противоположностей;
3. Закон отрицания отрицания;
4. Закон инерции;
5. Закон сохранения энергии;
6. Закон перехода количественных изменений в качественные;
7. Закон коммутативности;
8. Закон цикличности;
VII. Укажите известные вам модели диалектики и их приверженцев:
1. Логико-гносеологическая; 1. Кант, Гегель;
2. Материалистическая; 2. Маркс, Ленин;
3. Атрибутивная; 3. Дарвин, Хаксли;
4. Атомистическая; 4. Гадамер, Хайдеггер;
5. Натуралистская; 5. Спенсер, Уорд;
6. Равновесная. 6. Адорно, Маркузе.
VIII. В чем, с вашей точки зрения, состоит действительное единство мира?
1. В бытии;
2. В том, что мы его мыслим единым;
3. В его материальности;
4. В однородности его физико-химического состава;
5. В его изоморфности.
IX. Что вы понимаете под научной картиной мира?
1. Это — целостное представление о социальных и природных процессах;
2. Это — образ мира, основанный на философско-мировоззренческих принципах;
3. Интегративный образ мира, созданный на основе данных естественных и гуманитарных наук;
4. Образ мира, созданный на основе отдельных наук.
93
ЧЕЛОВЕК И СМЫСЛ ЕГО СУЩЕСТВОВАНИЯ
Происхождение человека, его родовые качества
Человек — многоплановое, многогранное, весьма и весьма сложное явление жизни. С самых древних времен мыслители пытались проникнуть в суть этого феномена, создавались различные концепции человека, которые подходили к его пониманию с различных точек зрения.
Мы полагаем, и для этого есть весомые основания, что человек — продукт природы, планетарно-космическое существо, он — результат эволюции всего живого. Влияние на его психофизическое состояние энергии Космоса, электромагнитных волн, радиации и др. воздействий огромно. Социум может существовать только в рамках природы. Отсюда следует, что гармония с природой — необходимое условие жизни человека. Вместе с тем человек зависит и от общественных отношений.
Он сам является их продуктом и одновременно их творцом. Сущ ность человека— это совокупность его социальных качеств, обусловленных конкретно-исторической обстановкой.
Сущность и существование человека, его уникальность, универсальность и целостность
Как явление человек богаче сущности, он — биопсихосоциальное существо. Его сущность необходимо рассматривать во взаимодействии с существованием. Первое означает его — относительно стабильное — главное качество, второе — способы его жизнедеятельности, меняющиеся в зависимости от обстоятельств. На индивидуальном уровне человек представляет собой единство трех составляющих:
• биологического (анатомо-физиологические задатки, тип нервной системы, половые и возрастные особенности и т.п.);
• психического (чувства, воображение, память, мышление, воля, характер и т.д.);
• социального (мировоззрение, ценностные установки, моральные черты, знания и умения и др.).
Человек — представитель Homo sapiens, генетически связанный с другими формами живого, наделен разумом, рефлексией, речью, способностью создавать орудия труда. Он — существо уникальное (открытое миру, неповторимое, духовно незавершенное), универсальное (морфологически способное к любому виду деятельности), целостное (интегрирует в себе физическое, психическое и духовное начало). Человек — это живая система.
Следует отметить, что, с точки зрения марксистской концепции человека, социальной составляющей в этой триединой связи принадлежит приоритет как в филогенезе, так и в онтогенезе. Абсолютизация одной из сторон в оппозиции «биологическое-социальное», которая нередко формулируется как в частных науках о человеке, так и в философии, ведет либо к биологизаторству (социалдарвинизм, фрейдизм, расизм и др.), либо — к социологизаторству (догматический марксизм, концепция «чистой доски» и др.), что в обоих случаях вызывает определенные сомнения.
Смысл и назначение человеческого бытия.
Смерть и бессмертие
Вопрос о том, для чего человек живет на Земле, интересовал многих и многих мыслителей на всем пути развития философии. В разные времена разные философы отвечали на этот вопрос по-разному.
Смысл жизни не дан человеку извне. Человек сам вносит в жизнь разумное начало, опираясь на знание объективных законов. Смысл жизни каждому человеку открывается по-разному. Найти смысл жизни для всех времен и народов невозможно, поскольку наряду с общечеловеческими, вечными истинами, он включает нечто специфическое — чаяния людей каждой данной эпохи.
Содержание цели жизни меняется не только в зависимости от исторических условий бытия человека, но и от его возрастных особенностей: в юности цели одни, в зрелости и старости они другие. Смысл жизни можно рассматривать в трех временных измерениях: прошлое (ретроспекция), настоящее (актуализация) и будущее (проспекция). Реализация смысла жизни зависит от наличия в обществе многих условий, первостепенными среди которых являются наличие демократических свобод, гуманных целей и соответствующих им средств.
К определению смысла жизни существуют различные подходы, которые лежат в основании той или иной концепции.
Смысл жизни — это выбор каждого отдельного человека. Это самостоятельный осознанный выбор тех ценностей, которые (по Э. Фромму) ориентируют человека не на то, чтобы иметь (установка на обладание), а на то, чтобы быть (установка на использование всех человеческих потенций).
Иными словами, смысл жизни человека — в самореализации личности, в потребности человека творить, отдавать, делиться с другими, жертвовать собой ради других. И чем значительнее личность, чем развитее ее экзистенциалы, тем больше она оказывает влияние на окружающих ее людей, социокультурную среду.
Разумеется, эти общие представления о смысле жизни должны трансформироваться в смысл жизни каждого отдельного человека, обусловленный объективными обстоятельствами и его индивидуальными качествами.
Конечность человеческого бытия — естественный закон природы. Что не имеет смерти, не имеет и рождения. Боязнь смерти приближает смерть. Эпикур призывал не бояться смерти:
если человек живет, то смерти нет, если смерть наступила, то его уже нет. А Спиноза советовал лучше думать о жизни, чем о смерти. В качестве компенсации за страх перед смертью придумано немало мифологем: перевоплощение души (буддизм), бессмертие души (христианство).
Реальное, немифологическое бессмертие состоит в том, что человек умирает физически, но не умирает социально, духовно. Он остается в своих делах, творчестве, памяти людей.