Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 16:56, курс лекций
Роль философии в обществе трудно переоценить. Философия является фундаментом культуры, пронизывая и одновременно синтезируя разнообразные отрасли познания и практики. Все проблемы философия черпает из самой жизни, все они — отражение реального бытия. Решение этих проблем помогает человеку осмыслить окружающий его мир, осознать свое собственное Я, понять свое жизненное предназначение и осуществить полноценную самореализацию на всех этапах жизненного пути.
Мировоззрение и его структура и религия
Специфика философского знания
Философские ответы на вопросы мировоззренческого характера
Философия и наука Контрольные задания
ИСТОРИЧЕСКИЕ ТИПЫ ФИЛОСОФИИ
Философия Древней Индии и Китая
Античная философия
Средневековая философия (Западная Европа V-XII вв.)
Философия Нового времени (XVI-XIX вв.)
Западная философия XX в.
Русская философия (Х-ХХ вв.)
Контрольные задания
ФИЛОСОФИЯ БЫТИЯ
Понятие бытия
Категория «материя». Атрибуты и «модусы» материи.
Философские модели мира
Движение и развитие. Законы развития. Модели развития
Пространство и время
Единство и многообразие мира
Контрольные задания
ЧЕЛОВЕК И СМЫСЛ ЕГО СУЩЕСТВОВАНИЯ
Происхождение человека, его родовые качества
Сущность и существование человека, его уникальность, универсальность и целостность
Смысл и назначение человеческого бытия. Смерть и бессмертие
Контрольные задания
СОЗНАНИЕ. МЫШЛЕНИЕ. ПОЗНАНИЕ
Сознание и его структура
Происхождение сознания
Сознание и бессознательное
Проблема идеального
Познание как процесс
Проблема истины
Мышление и язык
Методы и формы научного познания
Контрольные задания
ОБЩЕСТВО. КУЛЬТУРА. ЦИВИЛИЗАЦИЯ
Общество как развивающаяся система
Понятие культуры. Типология культур
Цивилизация и социальное развитие
Россия в диалоге культур
Контрольные задания
ОБЩЕСТВЕННОЕ БЫТИЕ: ПОНЯТИЕ И СТРУКТУРА
Производственно-экономические отношения
Социальные отношения
Политические отношения
Контрольные задания
ДУХОВНОЕ БЫТИЕ: ПОНЯТИЕ И СТРУКТУРА
Духовная жизнь общества
Общественное сознание и его структура
Формы общественного сознания
Контрольные задания
ЛИЧНОСТЬ И ОБЩЕСТВО
Человек как личность
Проблема отчуждения личности
Свобода личности. Волюнтаризм и фатализм
Контрольные задания
ГЛОБАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОСТИ
Сущность глобальных проблем, их виды и способы решения
Экологические проблемы
Война и мир
Рост народонаселения и планетарные экономические тенденции
Контрольные задания.
ПРИМЕРНЫЕ ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ
ВОПРОСЫ, ПРЕДЛАГАЕМЫЕ ДЛЯ ЭКЗАМЕНА ИЛИ ЗАЧЕТА
В информационном обществе интенсивно формируется новый правящий класс — высшие чиновники и крупные бизнесмены, класс производственных и непроизводственных работников (люди наемного труда, не имеющие собственности, низшие служащие в сфере услуг). Все большее значение приобретает так называемый средний класс, занимающий промежуточное положение между двумя названными классами (мелкие предприниматели, интеллигенция, работающая по найму, и др.).
Индустриальное общество, интеграция экономической жизни и образование мирового рынка обусловили рождение наций, которые сложились на основе общности происхождения, языка, территории, экономических связей, культуры и психологии.
Возникшие в индустриальном обществе тенденции в развили наций («ломка» национальных границ, консолидация наций и стремление наций к независимости, суверенитету, образование национальных государств) не только продолжают проявлять себя в настоящее время, но и усиливаются, приобретая свою специфику.
В современных государственных образованиях, особенно в странах «третьего мира», растет влияние национальной буржуазии и коррумпированных групп. Следуя своим эгоистическим интересам, они противопоставляют национальное общечеловеческому, национализм – патриотизму, космополитизм – интернационализму.
Национализм (утверждение национального превосходства и избранности) нередко внедряется в общественное сознание преднамеренно, с целью отвлечь общество от кризисных явлений, перенести недовольство людей антинародными режимами на иной объект.
Национализм и его крайние проявления – шовинизм и ксенофобия – подчас выступают в союзе с расизмом (дискриминацией людей по морфологическим и физическим признакам). Однако ученые – антропологи утверждают, что все существующие на Земле расы биологически равноценны. Неравномерность в их развитии обусловлена прежде всего социальными причинами, такими, как сегрегация (отделение цветного населения от белых), апартеид (лишение гражданских прав негритянского населения) и т.д.
Одним из древнейших видов социальной общности является семья.
Семья – это общность, основанная на отношениях между супругами с целью продолжения человеческого рода, социализации подрастающего поколения, ведения общего хозяйства и духовного общения.
Тип семьи детерминируется характером конкретных экономических отношений и уровнем культуры того или иного общества. В настоящее время наибольшее распространение получили традиционная семья, в которой представлены оба супруга (муж, жена и дети), а также неполная семья (один из супругов и дети). Будущее, видимо, за полной семьей, основанной на равенстве супругов, их физической и духовной близости.
Политические отношения
Политика имеет дело с отношениями между социальными группами, классами, нациями или государствами. Эти отношения связаны с борьбой названных групп за власть, определением содержания, форм и способов деятельности государства по управлению делами общества.
Важнейшими орудиями политики являются государственные образования и партии.
Государство есть особая политическая организация принуждения, характеризующаяся наличием публичной власти, права, налогов, а также разделением людей по территориальному признаку.
Понятие «государство» ни по объему, ни по содержанию не совпадает с понятиями «общество» и «гражданское общество ». Государство — это прежде всего бюрократический аппарат принуждения. Общество — исторически сложившиеся взаимоотношения между людьми в различных сферах деятельности. Гражданское общество — это совокупность неполитических отношений (семейных, религиозных, эстетических и т.п.).
Партия в отличие от государства является общественной организацией, представляющей интересы тех или иных социальных групп. Она имеет свой Устав и Программу, которые регламентируют ее деятельность.
В настоящее время политические партии все больше превращаются в институт мобилизации голосов электората за своих кандидатов на выборах в те или иные структуры власти.
Государство появляется в условиях рабовладельческой системы, когда у правящей элиты возникает необходимость держать в повиновении с помощью специально созданного аппарата большинство своих подданных, страдающих от эксплуатации. Этот аппарат мог быть основан только на принуждении, насилии.
История знает несколько типов и форм государства.
93
Тип государства детерминирован базисными экономическими отношениями, он показывает, какой социальный класс осуществляет власть. Рабовладельческое и феодальное государства выражают интересы рабовладельцев и феодалов. «Низшие» слои (рабы и крестьяне) объявляются людьми второго сорта. Их интересы государство выражает частично, лишь в той мере, чтобы избежать социальных конфликтов. Буржуазное государство защищает интересы прежде всего собственников. Оно само выступает как владелец целых отраслей производства. В силу этого буржуазное государство декларирует систему прав и обязанностей, которые носят «урезанный» характер, ориентированы преимущественно на имущие слои населения.
Под формой государства понимают форму правления (монархия или республика), форму государственного устройства (унитарное или федеративное), а также политический режим, установленные в том или ином государстве (фашистский, тоталитарный, либеральный или демократический).
Осуществление функций государства (хозяйственно-организаторская, охрана собственности и правопорядка, защита границ, сотрудничество с другими государствами и др.) направлено на сохранение и дальнейшее совершенствование данной социальной системы.
93
Контрольные задания
I. Перечислите все разновидности производственных отношений:
1. Отношения собственности;
2. Отношения распределения;
3. Отношения потребления;
4. Отношения идеологические;
5. Отношения семейные;
6. Отношения специализации;
7. Отношения управления;
8. Отношения политические;
9. Отношения обмена.
II. Укажите определяющий критерий общественного прогресса:
1. Уровень развития производительных сил;
2. Степень развития свободы и демократии;
3. Уровень развития духовной культуры общества;
4. Уровень развития общественной морали;
5. Уровень развития материального производства.
III. В данном перечне укажите составляющие общественного бытия:
1. Семейные отношения;
2. Национальные отношения;
3. Мораль;
4. Идеология;
5. Производственные отношения;
6. Религия;
7. Наука;
8. Классовые отношения;
9. Отношения между государствами;
10. Географическая среда.
IV. Перечислите характеристики, которые являются определяющими для научно-технического прогресса:
1. Революционные изменения в технологии производства;
2. Экспоненциальный рост производительности труда;
3. Превращение науки в непосредственную производительную силу;
4. Революционные преобразования способа производства;
5. Радикальные преобразования способа производства;
6. Сближение материального и духовного производства;
7. Радикальные изменения в организации производства.
V. Укажите известные вам типы социальной революции:
1. Крестьянская;
2. Пролетарская (социалистическая);
3. Буржуазная;
4. Демократическая;
5. Буржуазно-демократическая;
6. Национальная;
7. Научно-техническая;
8. Экономическая;
9. Культурная;
10. Религиозная.
VI. Укажите, на каком этапе развития общества возникают социальные группы, называемые классами:
1. В первобытном обществе;
2. В рабовладельческом обществе;
3. В феодальном обществе;
4. В буржуазном обществе;
5. В социалистическом обществе.
VII. Перечислите наиболее важные, с вашей точки зрения, признаки нации:
1. Общность территории;
2. Общность происхождения;
3. Общность языка;
4. Общность культуры;
5. Общность религии;
6. Общность морали;
7. Общность экономических связей;
8. Общность психологии;
9. Общность идеологии;
10. Общность мировоззрения.
VIII. Укажите наиболее важные, с вашей точки зрения, признаки государства:
1. Публичная власть;
2. Налоговая система;
3. Армия;
4. Полиция (милиция);
5. Границы;
6. Флот;
7. Авиация;
8. Выборная система;
9. Право;
10. Мораль.
IX. Перечислите все типы государства, которые вы знаете:
1. Феодальное;
2. Рабовладельческое;
3. Социалистическое;
4. Буржуазное;
5. Тоталитарное;
6. Правовое;
7. Демократическое;
8. Авторитарное.
93
ДУХОВНОЕ БЫТИЕ:
ПОНЯТИЕ И СТРУКТУРА
Духовная жизнь общества
Жизнь людей имеет два измерения: материальное и духовное. Духовная жизнь общества включает духовное производство (прежде всего производство общественного сознания в его исторически конкретных и особых формах), духовные отношения между людьми, организации и институты, осуществляющие производство, распространение и хранение духовных ценностей. Духовная жизнь общества включает в себя различные компоненты, имеющие отношение к политике и религии, праву и морали, науке и религии, философии и искусству, в том числе и такой компонент, как общение, которое служит катализатором, а нередко и инициатором процесса образования представлений, теорий, идей и т.п. Схематично духовное бытие можно представить следующим образом:
Общественное сознание и его структура
Общественное сознание представляет собой совокупность идей, теорий, взглядов, идеалов и принципов, желаний и настроений людей, отражающих данное общественное бытие.
Общественное сознание зависит от общественного бытия. Однако эта зависимость не является абсолютной. Общественное сознание обладает относительной самостоятельностью развиваясь по законам, отличным от законов развития общественного бытия. Относительная самостоятельность общественного сознания проявляется в том, что его развитие может опережать развитие общественного бытия или отставать от него. В первом случае общественное сознание способствует движению общества вперед, а во втором — тормозит его развитие.
Носителем общественного сознания может быть отдельный человек или какая-либо социальная группа (производственный коллектив, класс, нация, общество в целом). В первом случае говорят об индивидуальном сознании, т.е. сознании единичного человека. Индивидуальное сознание содержит в себе все черты, присущие данному человеку: способности, интересы, национальность, уровень и характер образования и т.п. Оно содержит также и то общее, что свойственно той социальной группе людей, к которой принадлежит этот человек (знания, идеалы, оценки, общие правила поведения, принципы, установки и т.п.), то, что усваивается человеком в процессе социализации. Это общее составляет ядро индивидуального сознания, определяя качество человека как социального существа. Другими словами, общественное сознание не имеет своего надличностного мозга, оно существует во множестве индивидуальных сознании, хотя и не сводится к их простой сумме.
Содержание общественного сознания может существовать как в материальной (компьютерные программы, произведения литературы и искусства и т.п.), так и в идеальной (идеи, принципы, установки и др.) формах.
Общественное сознание различается по уровням и формам.