Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 12:28, курс лекций
Мировоззрение – это совокупность взглядов, оценок, норм и установок, которые определяют отношение человека к миру и регулируют его поведение. В структуру мировоззрения входит 4 основных компонента.
Познавательный, включающий в себя обобщенные знания, которые формируют конкретно научную и универсальную картину мира. Ценностно-нормативный, состоящий из идеалов, убеждений, верований, правил и т.д. Все они характеризуют то или иное отношение человека к миру. Эмоционально-волевой, объединяющий эмоции, настроения, чувства, которые обеспечивают превращение знаний и ценностей в личные убеждения человека.
Практический, выражающийся в готовности человека к определенному типу действий в конкретных обстоятельствах.
ЛЕКЦИЯ 1 Круг проблем философии и ее роль в жизни общества
1.1. Мировоззрение: его сущность, структура и исторические типы
1.2. Философия как особый тип мировоззрения. Основной вопрос философии и две его стороны
1.3. Функции философии
ЛЕКЦИЯ 2 Философия Древнего мира
2.1. Специфика философской мысли Древнего Востока
2.2. Характерные особенности философии античности
ЛЕКЦИЯ 3 Философия средних веков
3.1. Характерные особенности философии Средневековья
3.2. Фома Аквинский – систематизатор средневековой схоластики
4 Философия эпохи Возрождения
4.1. Основные черты мировоззрения Возрождения
4.2. Натурфилософия эпохи Возрождения
4.3. Социально-политическая мысль эпохи Возрождения
ЛЕКЦИЯ 5 Философия Нового времени
5.1. Эмпиризм в философии Нового времени
5.2. Рационализм в философии Нового времени
5.3. Характерные особенности мировоззрения Просвещения
ЛЕКЦИЯ 6 Немецкая классическая философия
6.1. Субъективный идеализм И. Канта
6.2. Система объективного идеализма и диалектический метод Гегеля
6.3. Антропологический материализм Л. Фейербаха
ЛЕКЦИЯ 7 Возникновение и развитие философии марксизма
7.1. Предпосылки и теоретические источники философии марксизма
7.2. Основные идеи философии марксизма
7.3. Марксизм после Маркса
ЛЕКЦИЯ 8 Философия позитивизма
8.1. Классический позитивизм
8.2. Эмпириокритицизм (махизм)
8.3. Неопозитивизм
ЛЕКЦИЯ 9 Философский иррационализм
9.1. Иррационализм как философское направление
9.2. Основные темы экзистенциализма
9.3. Эволюция психоаналитической философии
9.4. Прагматизм
ЛЕКЦИЯ 10 Основные течения современной западной философии
10.1. Критический рационализм
10.2. Структурализм
10.3. Герменевтика
ЛЕКЦИЯ 11 Философия и национальное самосознание
11.1. Основные этапы развития и проблемы русской философии
11.2. Эволюция философской мысли в Беларуси
ЛЕКЦИЯ 12 Исходные категории философского анализа мира
12.1. Бытие и его структура
12.2. Формирование научно-философского понимания материи
12.3. Движение как способ существования материи. Формы движения материи и их взаимосвязь
12.4. Пространство и время как формы бытия материи
ЛЕКЦИЯ 13 Сознание как предмет философского анализа
13.1. Проблема сознания в истории философии
13.2. Происхождение сознания, его сущность и структура
ЛЕКЦИЯ 14 Диалектика и ее альтернативы
14.1. Проблема метода в философии. Принципы материалистической диалектики
14.2. Законы диалектики
14.3. Категории диалектики
ЛЕКЦИЯ 15 Проблема человека в философии
15.1. Природные и социальные факторы становления человечества. Человек как биосоциальное существо
15.2. Индивид. Индивидуальность. Личность
15.3. Проблема смысла жизни в философии
ЛЕКЦИЯ 16 Природа как предмет философского анализа
16.1. Понятие природы. Диалектика взаимодействия природы и общества
16.2. Экологические проблемы современности и перспективы их решения
ЛЕКЦИЯ 17 Деятельность и практика
17.1. Природа и сущность деятельности. Структура деятельности
17.2. Практика и ее виды
ЛЕКЦИЯ 18 Познание
18.1. Виды познания. Субъект и объект познания
18.2. Чувственное и рациональное познание
18.3. Проблема истины в философии
18.4. Методы научного познания
18.5. Формы научного познания
ЛЕКЦИЯ 19 Философия науки
19.1. Понятие науки, ее структура и функции
19.2. Язык науки. Проблема классификации наук
19.3. Научно-техническая революция: сущность и основные направления
ЛЕКЦИЯ 20 Общество как объект философского познания
20.1. Основные концепции общественного развития
20.2. Общество как развивающаяся система
20.3. Общественный прогресс и его критерии
ЛЕКЦИЯ 21 Ценности и их роль в жизни общества
21.1. Сущность и природа ценностей
21.2. Оценка, ее структура и функции
21.3. Проблема классификации ценностей
21.4. Социальная обусловленность ценностных ориентаций
ЛЕКЦИЯ 22 Философия и футурология. Научное прогнозирование будущего
22.1. Понятие футурологии. Основные футурологические концепции современности
22.2. Сущность прогнозирования. Методы научного прогнозирования
Список рекомендуемой литературы
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
Учреждение образования
"Витебский
государственный
РЕКОМЕНДОВАНО: Зам. председателя Редакционного Совета УО "ВГТУ" _______________________ "___" _____________2008г. |
УТВЕРЖДАЮ Первый проректор УО "ВГТУ" ___________С.И. Малашенков "___" _____________2008г. |
Философия
Конспект лекций для студентов
всех специальностей
дневной и заочной форм обучения
Витебск
2008
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
Учреждение образования
"Витебский
государственный
Философия
Конспект лекций для студентов
всех специальностей
дневной и заочной форм обучения
Витебск
2008
УДК 1(075.8)
ББК 87
Философия : конспект лекций для студентов всех специальностей дневной и заочной форм обучения / сост. А. П. Мядель : Учреждение образования «Витебский государственный технологический университет». – Витебск, 2008. – 76 с.
Составитель: к.ф.н., доцент Мядель А.П.
Конспект лекций по философии подготовлен в соответствии с типовой программой учебного курса. Материал пособия способствует формированию у студентов целостного представления о развитии мировой философии, выработке навыков теоретического осмысления актуальных проблем современности.
Рекомендуется студентам, изучающим курс «Философия».
Одобрено кафедрой философии УО "ВГТУ" 12 марта 2008 года, протокол №7.
Рекомендовано к опубликованию редакционно-издательским советом УО «Витебский государственный технологический университет»
"___" " 2008г., протокол №__
Учреждение образования
"Витебский государственный
Подписано к печати___________ Формат ______________ Уч.-изд. л.________
Печать ризографическая. Тираж ______экз. Заказ _________Цена _________ р.
Отпечатано на ризографе УО " Витебский государственный технологический университет "
Лицензия № 02330/0133005 от 01.04.2004г.
210035, г. Витебск, Московский пр-т, 72.
Содержание
Лекция 1 Круг проблем философии и ее роль в жизни общества |
6 | |
1.1. Мировоззрение: его сущность, структура и исторические типы |
6 | |
1.2. Философия как особый
тип мировоззрения. Основной |
7 | |
1.3. Функции философии |
7 | |
Лекция 2 Философия Древнего мира |
8 | |
2.1. Специфика философской мысли Древнего Востока |
8 | |
2.2. Характерные особенности философии античности |
10 | |
Лекция 3 Философия средних веков |
11 | |
3.1. Характерные особенности философии Средневековья |
11 | |
3.2. Фома Аквинский
– систематизатор |
14 | |
4 Философия эпохи Возрождения |
15 | |
4.1. Основные черты мировоззрения Возрождения |
15 | |
4.2. Натурфилософия эпохи Возрождения |
15 | |
4.3. Социально-политическая мысль эпохи Возрождения |
16 | |
Лекция 5 Философия Нового времени |
16 | |
5.1. Эмпиризм в философии Нового времени |
16 | |
5.2. Рационализм в философии Нового времени |
18 | |
5.3. Характерные особенности мировоззрения Просвещения |
18 | |
Лекция 6 Немецкая классическая философия |
20 | |
6.1. Субъективный идеализм И. Канта |
20 | |
6.2. Система объективного
идеализма и диалектический |
21 | |
6.3. Антропологический материализм Л. Фейербаха |
22 | |
Лекция 7 Возникновение и развитие философии марксизма |
23 | |
7.1. Предпосылки и теоретические источники философии марксизма |
23 | |
7.2. Основные идеи философии марксизма |
23 | |
7.3. Марксизм после Маркса |
25 | |
Лекция 8 Философия позитивизма |
26 | |
8.1. Классический позитивизм |
26 | |
8.2. Эмпириокритицизм (махизм) |
27 | |
8.3. Неопозитивизм |
28 | |
Лекция 9 Философский иррационализм |
29 | |
9.1. Иррационализм как философское направление |
29 | |
9.2. Основные темы экзистенциализма |
29 | |
9.3. Эволюция психоаналитической философии |
31 | |
9.4. Прагматизм |
32 | |
Лекция 10 Основные течения современной западной философии |
34 | |
10.1. Критический рационализм |
34 | |
10.2. Структурализм |
35 | |
10.3. Герменевтика |
36 | |
Лекция 11 Философия и национальное самосознание |
36 | |
11.1. Основные этапы развития и проблемы русской философии |
36 | |
11.2. Эволюция философской мысли в Беларуси |
38 | |
Лекция 12 Исходные категории философского анализа мира |
39 | |
12.1. Бытие и его структура |
39 | |
12.2. Формирование научно- |
40 | |
12.3. Движение как способ существования материи. Формы движения материи и их взаимосвязь |
41 | |
12.4. Пространство и время как формы бытия материи |
41 | |
Лекция 13 Сознание как предмет философского анализа |
42 | |
13.1. Проблема сознания в истории философии |
42 | |
13.2. Происхождение сознания, его сущность и структура |
43 | |
Лекция 14 Диалектика и ее альтернативы |
45 | |
14.1. Проблема метода в философии. Принципы материалистической диалектики |
45 | |
14.2. Законы диалектики |
47 | |
14.3. Категории диалектики |
48 | |
Лекция 15 Проблема человека в философии |
51 | |
15.1. Природные и социальные факторы становления человечества. Человек как биосоциальное существо |
51 | |
15.2. Индивид. Индивидуальность. Личность |
53 | |
15.3. Проблема смысла жизни в философии |
53 | |
Лекция 16 Природа как предмет философского анализа |
54 | |
16.1. Понятие природы.
Диалектика взаимодействия |
54 | |
16.2. Экологические проблемы современности и перспективы их решения |
56 | |
Лекция 17 Деятельность и практика |
57 | |
17.1. Природа и сущность деятельности. Структура деятельности |
57 | |
17.2. Практика и ее виды |
57 | |
Лекция 18 Познание |
58 | |
18.1. Виды познания. Субъект и объект познания |
58 | |
18.2. Чувственное и рациональное познание |
59 | |
18.3. Проблема истины в философии |
59 | |
18.4. Методы научного познания |
60 | |
18.5. Формы научного познания |
63 | |
Лекция 19 Философия науки |
64 | |
19.1. Понятие науки, ее структура и функции |
64 | |
19.2. Язык науки. Проблема классификации наук |
64 | |
19.3. Научно-техническая
революция: сущность и |
65 | |
Лекция 20 Общество как объект философского познания |
66 | |
20.1. Основные концепции общественного развития |
66 | |
20.2. Общество как развивающаяся система |
67 | |
20.3. Общественный прогресс и его критерии |
68 | |
Лекция 21 Ценности и их роль в жизни общества |
68 | |
21.1. Сущность и природа ценностей |
68 | |
21.2. Оценка, ее структура и функции |
69 | |
21.3. Проблема классификации ценностей |
70 | |
21.4. Социальная обусловленность ценностных ориентаций |
71 | |
Лекция 22 Философия и футурология. Научное прогнозирование будущего |
72 | |
22.1. Понятие футурологии.
Основные футурологические |
72 | |
22.2. Сущность прогнозирования.
Методы научного |
73 | |
Список рекомендуемой литератур |
76 |
Лекция 1 Круг проблем философии и ее
роль в жизни общества
1.1. Мировоззрение: его сущность, структура и исторические типы
Мировоззрение – это совокупность взглядов, оценок, норм и установок, которые определяют отношение человека к миру и регулируют его поведение.
В структуру мировоззрения входит 4 основных компонента.
По характеру формирования
и способу функционирования в
структуре мировоззрения
Если эти уровни мировоззрения
рассмотреть в исторической последовательности,
то жизненно-практическому
Мифология – это специфически-образное представление о мире, о явлениях природы и жизни людей, в котором действительность и фантазия составляют неразрывное целое. Она возникает на начальном этапе человеческой истории. В это время люди в форме сказаний пытались ответить на вопросы о происхождении мира, явлений природы, животных и человека. Главное назначение мифа не в том, чтобы дать человеку какое-то знание, а в том, чтобы оправдать существующий порядок вещей.
Религия – это вера людей в существование сверхъестественных сил, в их способность влиять на жизнь человека и поклонение этим силам. Главное назначение религии – помочь человеку преодолеть ограниченность его земной жизни и возвыситься до чего-то вечного и абсолютного.
Философия – это теоретически-рациональный тип мировоззрения, т.е., решая те же мировоззренческие вопросы, она отвечает на них с позиции разума.
1.2. Философия как особый тип мировоззрения. Основной вопрос философии и две его стороны
«Философия» дословно переводится как «любовь к мудрости». Впервые этот термин использовал в VI в. до н.э. греческий мыслитель Пифагор. Философами он называл людей, которые вели размеренную жизнь и проявляли интерес не к конкретным, а отвлеченным знаниям. Первоначально философия включала все теоретические знания о мире. С течением времени от философии отделились конкретные науки: физика, математика, история и др. Однако философия сохранилась и проявляет свою специфику в том, что характеризуется, во-первых, субстанционализмом, т.е. стремлением обнаружить во всех явлениях мира что-то постоянное и неизменное; во-вторых, универсализмом, т.е. попыткой дать целостное представление о мире; в-третьих, сомнением, т.е. стремлением к критическому анализу даже самых очевидных вещей с тем, чтобы закрепить наиболее главное и продуктивное, отбросив второстепенное.
Среди многих вопросов, которые решает философия, есть один, основной. Он имеет две стороны и звучит следующим образом: «Что первично: природа или дух, материя или сознание? и Познаваем ли мир?» Отвечая на первую часть вопроса, философы разделились на материалистов и идеалистов. Материалисты настаивают на первичности природы, утверждают, что материя вечна, несотворима и неуничтожима, а дух, сознание возникают на определенном высоком этапе ее развития. Идеалисты убеждены в том, что дух первичен, а материя порождена им. При этом объективные идеалисты считают, что началом всего является мировой дух, который находится за приделами мира и человека и порождает их. Субъективные идеалисты полагают, что первичным является духовный мир отдельного человека, который творит окружающую действительность. Отвечая на вторую часть основного вопроса, философы разделились на гносеологических оптимистов, которые считают, что мир познаваем, и агностиков, ставящих под сомнение познавательные возможности человека.
Философия – это особый вид духовной деятельности, которая создает общие представления о мире, его природе, законах существования, месте и роли человека в нем.
Философское знание включает в себя множество разделов, главными из которых являются: онтология - учение о бытии; гносеология – теория познания; аксиология – теория ценностей.
1.3. Функции философии
Функции философии принято разделять на мировоззренческие и методологические.
К мировоззренческим функциям относятся:
Среди методологических функций философии выделяют:
Философия по-разному определяется в современном мире. Она может выступать как наука, как искусство и даже как образ жизни, но, в любом случае она является теоретическим ядром мировоззрения.
Лекция 2 Философия древнего мира
2.1. Специфика философской мысли Древнего Востока
Философия зародилась на Древнем Востоке в сер. I тыс. до н.э. Наибольшее развитие она получила в Индии и Китае, где она была тесно связана с религией. Характерной особенностью Древней Индии было деление общества на касты – замкнутые сословные группы, принадлежность к которым определялась фактом рождения: переход из одной касты в другую запрещался, смешанные браки исключались.
Существовали четыре основные касты:
Такое положение поддерживалось религией, которая опиралась на комплекс священных текстов под общим названием Веды. Эти тексты представляли собой гимны богам, заклинания, жертвенные формулы и т.д. Наибольший интерес для философии представляют комментарии к Ведам, которые называются Упанишады. Они содержат представления древних индусов о происхождении мира и человека. Индусы верили в то, что душа бессмертна и претерпевает бесконечное число перерождений, переселяясь из одного тела в другое (сансара). При этом после смерти тела душа не может переселиться в тело представителя более высокой касты. В этих условиях спасение (мокша) виделось в том, чтобы прервать круг перерождений и привести душу в особое состояние (нирвана), в котором нет никаких эмоций и никакой жизни.
В зависимости от отношения к текстам Вед философы Древней Индии разделились на 2 группы школ: