Лекции по "Философии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 16:56, курс лекций

Описание работы

Роль философии в обществе трудно переоценить. Философия является фундаментом культуры, пронизывая и одновременно синтезируя разнообразные отрасли познания и практики. Все проблемы философия черпает из самой жизни, все они — отражение реального бытия. Решение этих проблем помогает человеку осмыслить окружающий его мир, осознать свое собственное Я, понять свое жизненное предназначение и осуществить полноценную самореализацию на всех этапах жизненного пути.

Содержание

Мировоззрение и его структура и религия
Специфика философского знания
Философские ответы на вопросы мировоззренческого характера
Философия и наука Контрольные задания
ИСТОРИЧЕСКИЕ ТИПЫ ФИЛОСОФИИ
Философия Древней Индии и Китая
Античная философия
Средневековая философия (Западная Европа V-XII вв.)
Философия Нового времени (XVI-XIX вв.)
Западная философия XX в.
Русская философия (Х-ХХ вв.)
Контрольные задания
ФИЛОСОФИЯ БЫТИЯ
Понятие бытия
Категория «материя». Атрибуты и «модусы» материи.
Философские модели мира
Движение и развитие. Законы развития. Модели развития
Пространство и время
Единство и многообразие мира
Контрольные задания
ЧЕЛОВЕК И СМЫСЛ ЕГО СУЩЕСТВОВАНИЯ
Происхождение человека, его родовые качества
Сущность и существование человека, его уникальность, универсальность и целостность
Смысл и назначение человеческого бытия. Смерть и бессмертие
Контрольные задания
СОЗНАНИЕ. МЫШЛЕНИЕ. ПОЗНАНИЕ
Сознание и его структура
Происхождение сознания
Сознание и бессознательное
Проблема идеального
Познание как процесс
Проблема истины
Мышление и язык
Методы и формы научного познания
Контрольные задания
ОБЩЕСТВО. КУЛЬТУРА. ЦИВИЛИЗАЦИЯ
Общество как развивающаяся система
Понятие культуры. Типология культур
Цивилизация и социальное развитие
Россия в диалоге культур
Контрольные задания
ОБЩЕСТВЕННОЕ БЫТИЕ: ПОНЯТИЕ И СТРУКТУРА
Производственно-экономические отношения
Социальные отношения
Политические отношения
Контрольные задания
ДУХОВНОЕ БЫТИЕ: ПОНЯТИЕ И СТРУКТУРА
Духовная жизнь общества
Общественное сознание и его структура
Формы общественного сознания
Контрольные задания
ЛИЧНОСТЬ И ОБЩЕСТВО
Человек как личность
Проблема отчуждения личности
Свобода личности. Волюнтаризм и фатализм
Контрольные задания
ГЛОБАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОСТИ
Сущность глобальных проблем, их виды и способы решения
Экологические проблемы
Война и мир
Рост народонаселения и планетарные экономические тенденции
Контрольные задания.
ПРИМЕРНЫЕ ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ
ВОПРОСЫ, ПРЕДЛАГАЕМЫЕ ДЛЯ ЭКЗАМЕНА ИЛИ ЗАЧЕТА

Работа содержит 1 файл

Конспект лекций.doc

— 655.00 Кб (Скачать)

... знания, не обусловленные конкретными обстоятельствами;

... знания, имеющие множество смыслов;

... знания неполные, обусловленные какими-либо обстоятельствами;

... знания, свидетельствующие об относительном характере

всего существующего;

... знания частного характера.

 

VIII. С каким определением понятия «язык» вы согласны?

Язык — это...

... средство общения;

... знаковая система, служащая для фиксации, хранения и передачи информации;

... знаковая система, являющаяся средством познания;

... знаковая система, служащая для обозначения предметов объективного мира;

... средство выражения мыслей.

 

IX. Укажите, какие действия не может осуществить кибернетическая машина:

1. Решение математических задач;

2. Управление государством;

3. Пилотирование самолета;

4. Определение цели и задач исследования;

5. Проведение эксперимента;

6. Оппелеление поогноза поголы:

7. Обучение и воспитание;

8. Расчет траектории полета ракеты;

9. Управление системой предприятий;

10. Прогнозирование поведения человека.

 

X. Укажите известные вам формы теоретического познания:

1. Проблема;

2. Гипотеза;

3. Научный факт;

4. Теория;

5. Эмпирический закон;

4.             Умозаключение.

 

XI. Укажите известные вам универсальные методы научного познания:

1. Анализ;                                     6. Формализация;

2. Синтез;                                      7. Математизация;

3. Абстрагирование;                     8. Дедукция;

4. Наблюдение;                             9. Индукция;

5. Эксперимент;                            10. Моделирование.

 

 

93

 



 

ОБЩЕСТВО. КУЛЬТУРА. ЦИВИЛИЗАЦИЯ

Общество как развивающаяся система

 

Общество — это не конгломерат отдельных индивидов, а исторически сложившиеся формы взаимодействия людей. Это целостная, развивающаяся система, на которую оказывают влияние множество факторов: природный, демографический, экономический, политический, религиозный, национальный и др. В зависимости от своей мировоззренческой позиции философы при анализе общества отдавали предпочтение одному или нескольким факторам или считали их все одинаково важными.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

С точки зрения К. Маркса, развитие общественного организма определяет способ производства материальных благ. Исходя из этого, он разработал учение об общественно-экономической формации, под которой понималось неразрывное единство материальной и духовной сторон жизни общества на данном этапе его развития. Смена общественно-экономических формаций, отличающихся прежде всего типами собственности, составляет содержание исторического процесса.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Существуют и иные точки зрения на понимание общества и детерминанты его развития, к которым относят: конкретные природные условия (Монтескье, Мальтус, Кьелен); технику, технологию и науку (Белл, Ростоу, Тоффлер); особенности культуры и мировоззрения (Сорокин); культурно-исторические особенности, связанные с собственным переживанием жизни (Данилевский, Шпенглер); степень свободы личности в обществе (Мертон, Фромм). Встречаются теории, отрицающие единую основу развития общества (Вебер).

Некоторые философы полагают, что формационный подход к изучению общества должен быть заменен информационным подходом, поскольку необходимо преодолеть европоцентристское понимание общественного прогресса, преувеличение роли экономического фактора и недооценки фактора человеческого.

Действительно, со времен К. Маркса социальный мир сильно изменился. В условиях активного развития науки и техники возникают новые технологии, связанные с производством и потреблением информации. Возникает «информационное общество», основанное на особой информационной структуре, включающее «индустрию знаний», коммуникационно-вычислительные сети, национальные и межнациональные базы данных (Internet) и др.

Однако следует заметить, что дело не в том, чтобы отказаться от одного подхода в пользу другого, а в том, чтобы на основе критического анализа этих взаимодополняющих друг друга способов видения социальной действительности разработать

более общую теоретическую модель развития социума. Эта модель должна быть многомерной, учитывающей в той или иной, степени такие составляющие, как:

• формапионная (тип социально-экономических отношений);

• технократическая (уровень развития науки и технологий);

• социоестественная (мера зависимости от природы и характер взаимодействия общества и природы);

• культурно-историческая (способы материальной и духовной деятельности);

• социоличностная (степень свободы личности).

Интеграция всех этих составляющих с акцентомна социально-экономическом и культурно-историческом измерениях социума позволит рассматривать общество как целостный организм, включающий такие взаимосвязанные компоненты, как:

производственно-экономический, социальный, политико-управленческий и духовный.

Общество является целостной системой, обладающей материальной основой. В нем складываются различные отношения, которые тесно переплетены друг с другом и которые оказывают друг на друга то или иное воздействие. Достаточно условно общественные отношения можно изобразить такой схемой:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Общество развивается благодаря взаимодействию объективного и субъективного факторов. Объективные факторы не зависят от воли и желаний людей; субъективные представляют собой сознательную, целенаправленную их деятельность.

В истории ничего не делается без сознательно поставленной цели. Но объективная цепь событий складывается в конечном счете независимо от этих целей. При столкновении миллионов различных желаний и волеизъявлений людей с разными интересами образуется средняя равнодействующая — историческое событие (Ф.Энгельс). Вот почему в большинстве случаев постав

ленные цели не осуществляются так, как они представлялись в сознании людей. Однако,это не означает того, что люди не воздействуют на ход истории.

Поскольку необходимость в истории проявляется через множество случайностей, то можно сказать, что деятельность людей не предопределяется полностью социальным фактором. Это создает предпосылки для свободы выбора и социальной активности субъектов истории, от которых в значительной мере зависит, по какой траектории будет развиваться общество.

Основной движущей силой истории является народ, т.е. совокупность социальных групп, занятых в массовых видах социально-преобразовательной деятельности. По мере роста уровня благосостояния, культуры, образованности, информированности общества народ все в большей мере будет влиять на ход истории, действуя согласно законам общественного развития.

Вместе с тем следует иметь в виду и то громадное влияние, которое оказывает на ход событий деятельность исторических личностей (духовной элиты). Их величие состоит не в том, что они по своему собственному произволу «творят историю», а в том, что они способны в силу своей высокой духовности и квалификации объединить желания и волю каждого отдельного человека в единую волю, создав «равнодействующую», направленную на решение насущных социальных проблем.

Критерием оценки характера и уровня общественно-исторического развития, в котором решающую роль играют люди, может служить уровень развития общественного производства, определяющего меру свободы, предоставляемую обществом индивиду.

Нигилистическое отрицание общественного прогресса (Ницше, Шпенглер, Вохенский, Франк и др.), а также его абсолютизация (догматический марксизм), по сути дела, игнорируют реальную диалектику социальной действительности.

Прогресс и регресс являются взаимосвязанными сторонами единого процесса общественного развития. Прогресс не является вечной доминантой развития социума. При определенных условиях (глобальные социальные или экологические катаклизмы, например) в истории человечества существует не только восходящая, но и нисходящая ветвь (Ф.Энгельс).

 

Понятие культуры. Типология культур

 

В современной философии, социологии и культурологии понятие «общество» нередко употребляют наряду с понятиями «культура» и «цивилизация». С нашей точки зрения, эти понятия не являются тождественными. Общество как живой разви-вающийся организм  можно представить в качестве совокупности различных общественных отношений.

Универсального определения понятия «культура» нет. Здесь возможны различные подходы, связанные с теми или иными конкретными целями. Понятие «культура» (от латинского cultura – возделывание, обрабатывание) изначально связано с «хорошо сделанным». Исходная форма культуры – это человеческий труд вместе с его результатами.

 

 

 

 

 

 

Различают материальную и духовную культуры. Первая охватывает производство, обмен и распределение материальных благ; вторая – духовное производство: производство идей, идеалов, знаний, предметов искусства, традиции и обычаи, моральные и правовые нормы и т.п.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Материальная культура – показатель уровня практического освоения человеком природы. Духовная культура – это, прежде всего сокровища всех богатств человеческого духа и разума.

Законом развития культуры, которая содержит в себе общечеловеческое и классовое, национальное и интернациональное, является преемственность, удержание всего положительного, что создано предыдущими поколениями.

Существует несколько различных подходов к типологизации культур. Довольно часто культуру делят на западную и восточную. И здесь  есть свои преимущества, так как в этом случае удается сосредоточить внимание на фундаментальных характеристиках культуры каждой группы.  Однако в конце XX века явно прослеживается тенденция к поиску общего в различных типах культур, идет процесс развития диалога культур, что вполне отвечает требованиям сегодняшнего времени.

Кроме указанного деления существуют и другие более мелкие дробления культуры (национальная культура, субкультура, массовая культура).

 

Цивилизация и социальное развитие

 

Слово «цивилизация» употребляется в разных значениях. Под этим словом понимают:

• ступень развития человечества, которая следует за периодом дикости и варварства (Морган, Энгельс);

• мировое сообщество государств и народов;

• культуру общества;

• степень развития материальной культуры;

• завершающий этап развития культуры, ее закат (Шпенглер).

 

В последние годы под термином «цивилизация» имеют в виду разумно организованное, высокоразвитое общество во всем его многообразии и целостности.

Цивилизационный подход в понимании развития общества для многих философов сводится к тому, что история развития общества представляет собой смену различных культур — цивилизаций, каждая из которых проходит разные этапы — от рождения до угасания (Н. Данилевский, К. Леонтьев, О. Шпенглер, А. Тойнби, Ф. Фукияма и др.). Согласно многим из этих философов, цивилизации развиваются независимо друг от друга, во многих случаях Запад противопоставляется Востоку.

В конце XX в. в историческом развитии наблюдается интенсивное сближение культур, выражающееся во взаимопроникновении, конвергенции передовых технологий, массовой культуры, религий, идей, связанных с отношением к личности, проблемами ее познания и т.п. Оппозиция Запад — Восток теряет свою актуальность, границы между культурами размываются, идет активный процесс, названный «диалогом культур».

В рамках этого диалога взаимодействуют противоположные идеи, свойственные культуре Запада (индивидуализм, рационализм, активность), с другой стороны, и идеи, характерные для культуры Востока (обезличенное общество, самосовершенствование человека, интуитивизм и пассивное «недеяние»), с другой.

Информация о работе Лекции по "Философии"