Лекции по "Философии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 16:56, курс лекций

Описание работы

Роль философии в обществе трудно переоценить. Философия является фундаментом культуры, пронизывая и одновременно синтезируя разнообразные отрасли познания и практики. Все проблемы философия черпает из самой жизни, все они — отражение реального бытия. Решение этих проблем помогает человеку осмыслить окружающий его мир, осознать свое собственное Я, понять свое жизненное предназначение и осуществить полноценную самореализацию на всех этапах жизненного пути.

Содержание

Мировоззрение и его структура и религия
Специфика философского знания
Философские ответы на вопросы мировоззренческого характера
Философия и наука Контрольные задания
ИСТОРИЧЕСКИЕ ТИПЫ ФИЛОСОФИИ
Философия Древней Индии и Китая
Античная философия
Средневековая философия (Западная Европа V-XII вв.)
Философия Нового времени (XVI-XIX вв.)
Западная философия XX в.
Русская философия (Х-ХХ вв.)
Контрольные задания
ФИЛОСОФИЯ БЫТИЯ
Понятие бытия
Категория «материя». Атрибуты и «модусы» материи.
Философские модели мира
Движение и развитие. Законы развития. Модели развития
Пространство и время
Единство и многообразие мира
Контрольные задания
ЧЕЛОВЕК И СМЫСЛ ЕГО СУЩЕСТВОВАНИЯ
Происхождение человека, его родовые качества
Сущность и существование человека, его уникальность, универсальность и целостность
Смысл и назначение человеческого бытия. Смерть и бессмертие
Контрольные задания
СОЗНАНИЕ. МЫШЛЕНИЕ. ПОЗНАНИЕ
Сознание и его структура
Происхождение сознания
Сознание и бессознательное
Проблема идеального
Познание как процесс
Проблема истины
Мышление и язык
Методы и формы научного познания
Контрольные задания
ОБЩЕСТВО. КУЛЬТУРА. ЦИВИЛИЗАЦИЯ
Общество как развивающаяся система
Понятие культуры. Типология культур
Цивилизация и социальное развитие
Россия в диалоге культур
Контрольные задания
ОБЩЕСТВЕННОЕ БЫТИЕ: ПОНЯТИЕ И СТРУКТУРА
Производственно-экономические отношения
Социальные отношения
Политические отношения
Контрольные задания
ДУХОВНОЕ БЫТИЕ: ПОНЯТИЕ И СТРУКТУРА
Духовная жизнь общества
Общественное сознание и его структура
Формы общественного сознания
Контрольные задания
ЛИЧНОСТЬ И ОБЩЕСТВО
Человек как личность
Проблема отчуждения личности
Свобода личности. Волюнтаризм и фатализм
Контрольные задания
ГЛОБАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОСТИ
Сущность глобальных проблем, их виды и способы решения
Экологические проблемы
Война и мир
Рост народонаселения и планетарные экономические тенденции
Контрольные задания.
ПРИМЕРНЫЕ ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ
ВОПРОСЫ, ПРЕДЛАГАЕМЫЕ ДЛЯ ЭКЗАМЕНА ИЛИ ЗАЧЕТА

Работа содержит 1 файл

Конспект лекций.doc

— 655.00 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

 

Первый уровень общественного сознания — обыденное сознание; оно основано на жизненно-практическом опыте человека, охватывает главным образом внешнюю сторону объекта, явления.

Второй уровень — теоретическое сознание; это рационализированная система знаний, отражающая внутренние свойства объекта, его сущность.

Обыденное и теоретическое сознание могут быть истинными или ложными. Оба они характеризуют субъективный аспект практической деятельности человека.

С обыденным сознанием связана общественная психология, которая охватывает массовидные психические процессы, присущие отдельным общностям: психический склад (социальный характер), психические состояния (апатия, стресс и т.п.) и психические явления (паника, слух, мода и др.). Общественная психология формируется в основном стихийно, но не исключается целенаправленное планомерное формирование.

В отличие от общественной психологии, идеология в широком смысле является совокупностью теоретически обоснованных идей и взглядов тех или иных социальных групп. Идеология формируется целенаправленно. В зависимости от отношения к общественному прогрессу она может быть революционной или реформистской, прогрессивной или реакционной, научной или ненаучной.

Формы (или виды) общественного сознания могут различаться по объекту отражения, по способу отражения (логическое или конкретно-чувственное), по социальной роли, по специфике генезиса. В каждую историческую эпоху доминирующее значение в жизни людей приобретает то одна, то другая форма общественного сознания, что связано со многими факторами (в средние века, как известно, доминировала религия, в новое и новейшее время — политика и наука).

Общественное сознание имеет различные функции, важнейшими из которых являются: познавательная, социально-преобразовательная, прогностическая, регулятивная и воспитательная. Все они взаимосвязаны друг с другом.

 

93

 



Контрольные задания

 

I. Укажите носителя общественного сознания:

1. Индивид;

2. Социальная группа, то или иное общество;

3. Предметы духовного производства;

4. Нормы морали и права;

5. Религиозные догматы.

 

II. Перечислите все формы общественного сознания:

1. Наука;

2. Философия;

3. Политика;

4. Экономика;

5. Право;

6. Религия;

7. Искусство;

8. Мораль;

9. Идеология;

10. Психология.

 

III. Какое определение понятия «идеология» вы считаете правильным?

Идеология — это ...

... система взглядов и идей на общество;

... система теоретически обоснованных идей и взглядов на ми] в целом, отношения между людьми, связанная с интересами социальной группы;

... система теоретически обоснованных взглядов и идей на общество;

... совокупность теорий о развитии общества и месте человека в нем;

... система взглядов на политические партии и политическую борьбу.

 

IV. Выберите правильное, с вашей точки зрения, продолжение фразы:

Общественная психология тесным образом связана с...

... обыденным сознанием, эмоциональной и волевой сферами людей;

... классовыми или национальными интересами;

... проникновением в общественное сознание тех или иных теорий и идей, защищающих экономические интересы людей.

 

IV. Укажите известные вам основания деления общественного сознания на формы (виды):

1. По объекту отражения;

2. По субъекту отражения;

3. По форме отражения;

4. По роли в социуме;

5. По глубине проникновения в социальный объект;

6. По особенностям происхождения и развития;

7. По активности воздействия на социальные процессы.

93

 



ЛИЧНОСТЬ И ОБЩЕСТВО

 

Человек как личность

 

Человек — существо родовое. И как отдельный представитель рода, он является индивидом. Человек как индивид характеризуется такими общими (родовыми) свойствами, как целостность морфологической и психофизиологической организации, активность, устойчивость во взаимодействии со средой. Понятие «индивид» — это первая ступень к понятию человека как личности; реальный индивид является началом, основанием для формирования личности.

Второй ступенью здесь является понятие «индивидуальность». Человек как индивидуальность кроме общих признаков обладает и специфическими чертами, которые позволяют отличить его от других членов рода. К таким специфическим признакам относят психологические особенности человека, его отношение к средствам производства, характер его деятельности, политическую ориентацию, положение в обществе и т.п.

Человек как личность — это человек, имеющий вполне определенное мировоззрение, те или иные нравственные позиции, тот или иной уровень культуры и знаний, осознающий свои права по отношению к обществу и окружающей его природе, что указывает на уровень гражданской зрелости человека.

Формирование личности в филогенезе происходит не сразу, а на определенном этапе исторического развития. Постепенное становление личности происходит и в онтогенезе: ребенок формируется как личность в условиях общественной жизни, под спонтанным или целенаправленным воздействием микро- и макросферы.

Социальную структуру личности (по Г. Смирнову) можно представить следующей схемой:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Формирование личности не определяется лишь окружающей человека средой, оно требует его собственной активной практической деятельности. Главным стимулом поведенческой деятельности человека являются потребности, которые выступают в качестве необходимых условий его существования. Именно необходимость удовлетворения биологических, материальных, социальных, духовных и других потребностей побуждает человека к активной общественно полезной деятельности. Осознанные потребности выступают как интересы. Социальные интересы есть реальная причина социальный действий, которая стоит за потребностями.

 

Проблемы отчуждения личности

 

Развитие личности невозможно без преодоления всех ее форм отчуждения от общества.

Отчуждение – это социальный процесс, в ходе которого деятельность человека вместе с ее результатами превращается в самостоятельную силу, господствующую над ним и враждебную ему.

 

Отчуждение – это в определенной мере фетишизация результатов деятельности человека. Отчужденный человек становится рабом произведенных им вещей, рабом собственности и денег. По сути он превращается в орудие чужих целей. Из его собственной деятельности выхолащивается ее творческое содержание.

 

Основные причины отчуждения:

 

• тотальное распространение частной собственности;

• роботизация и компьютеризация производства;

• всевластие бюрократии;

• социальное неравенство и эксплуатация;

• абсолютизация духовных сил человека.

 

«Снять» отчуждение можно только в таком обществе, где в полной мере осуществляются все права и свободы личности:

право на труд и свободу выбора профессии; право на образование и медицинское обслуживание и свободу выбора их форм;

право на жилье и нормальную среду обитания; право на свободу мысли, совести, убеждений; право на участие в принятии и реализации решений в сфере производства, политики, культуры и т.д.; право свободно избирать и быть избранным в различные органы политической власти; право свободно участвовать в митингах, демонстрациях, собраниях и т.п.

 

Свобода личности. Волюнтаризм и фатализм

 

В истории общества есть различное понимание термина «свобода». П. Гольбах, например, полагал, что свободы в принципе не существует: «Свобода воли есть химера», — писал он.

Л. Бюхнер считал, что свобода — это свобода человека со связанными руками, это свобода птицы в клетке.

С точки зрения Н. Бердяева, свобода есть творчество человека, «созидание ранее небывшего».

Свобода — это специфический способ бытия человека, связанный с его способностью выбирать решение и совершать поступок в соответствии со своими целями, интересами, идеалами и оценками, основанными на осознании им объективных свойств и отношений вещей, закономерностей окружающего мира.

Свобода личности противоположна по своему смыслу «уравниловке», стандартизации общественных отношений, что обезличивает человека. Свобода личности противоположна и произволу. Ядро свободы — это выбор, который всегда связан с интеллектуальным и эмоционально-волевым напряжением (бремя выбора). Но только свобода выбора, обусловленная вариативным характером этой ситуации, порождает ответственность личности за принятое решение и поступки, являющиеся его следствием. Свобода и ответственность — две стороны одного целого — сознательной деятельности человека. Свобода порождает ответственность, ответственность направляет свободу (Р. Косолапов). Иными словами, свобода связана с необходимостью, которая обусловлена в конечном итоге объективными законами бытия.

Абсолютизация необходимости, трактовка всякого действия человека как предопределенного заранее, исключающего всякую возможность выбора и случайности приводят к фатализму.

Пренебрежение же необходимостью, объективными законами исторического процесса, принятие решения, сообразуясь лишь с субъективными оценками и желаниями, являются основой волюнтаризма и ведут к произволу и вседозволенности.

 

93

 



Контрольные задания

 

I. Какое определение понятия «личность» вы считаете наиболее правильным?

Личность — это ...

... зрелый человек;

... человеческий индивид как продукт общественного развития, субъект труда, познания и общения;

... сознательный исторический деятель;

... человеческий индивид со всей совокупностью взаимосвязанных биологических, социальных и психологических качеств;

... человек, обладающий совокупностью социальных качеств, обеспечивающих его гражданскую активность, способность справляться с окружающей средой, иметь в обществе права и обязанности.

 

II. Перечислите все известные вам причины отчуждения личности от общества:

1. Государственная собственность;

2. Тоталитарная система власти;

3. Низкий уровень культуры общества;

4. Частная собственность;

5. Религиозное сознание;

6. Распространение «массовой» культуры;

7. Неразвитость материального производства;

8. Общественная собственность;

9. Национализм;

10. Индивидуализм.

 

III. С каким определением понятия «свобода» вы согласны?

Свобода — это ...

... полная независимость от обстоятельств;

... сам человек;

... осознанная и практически освоенная необходимость;

... деятельность, опирающаяся на разум и волю;

... способность субъекта принимать решения со знанием дела.

93

 



ГЛОБАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОСТИ

 

Сущность глобальных проблем. Их виды и способы решения

 

Для современного этапа развития земной цивилизации характерны следующие основные черты:

• Разнонаправленность, нелинейность и неравномерность социальных изменений. Общественный прогресс не абсолютен. Он может смениться регрессом, застоем или упадком.

• Неуравновешенность сложившейся системы межгосударственных отношений. В различных регионах возникают локальные финансовые или экономические кризисы, грозящие кризисом всеобщим.

• Ускорение темпов социально-экономического и научно-технического развития.

• Нарастание тенденций к взаимосвязи, целостности, единству всего человечества.

• Обострение противоречий общечеловеческих интересов с интересами национального или иного характера, между индустриально развитыми странами и странами «развивающимися», между возможностями биосферы Земли и растущими потребностями ее жителей и др.

Важнейшая роль в определении судьбы земной цивилизации принадлежит так называемым «глобальным проблемам», которые затрагивают коренные интересы всего человечества в целом и каждого жителя Земли в отдельности, оказывают существенное влияние на решение других, более частных проблем, стоящих перед тем или иным государством, тем или иным обществом. Эти проблемы могут быть разрешены только объединением усилий всех стран.

Непосредственной причиной возникновения глобальных проблем являются преобладание стихийности в управлении природными и общественными процессами, потребительское отношение к социоприродным ценностям. Не случайно академик В. И. Вернадский связывал развитие цивилизации с созданием ноосферы — новой, высшей стадии биосферы, обусловленной производственной деятельностью человека разумного.

Информация о работе Лекции по "Философии"