Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Февраля 2012 в 12:06, дипломная работа
Факт отклоняющегося поведения подростков есть реальность, с которой практически каждый день сталкиваются педагоги, родители и другие социальные структуры, которые работают в данном направлении. Актуален как никогда стал комплекс проблем воспитания подростков с асоциальным поведением, изучение его структуры и динамики, определение путей и средств своевременной социально – педагогической реабилитации проявлений девиантности, деликвентности, агрессии и других негативных качеств.
Введение........... ...........3
Глава I. Исследование проблемы социально педагогической
реабилитации подростков девиантного поведения
1 .1 Характеристика понятия «подростки девиантного поведения"……
1.2 Условия социально-педагогической реабилитации подростков девиантного поведения………………………………………………..
1.3????.......
Глава II. Социально-педагогическая реабилитации подростков
девиантного поведения в условиях общеобразовательного учреждения
2.1. Организация работы по социально-педагогической реабилитации подростков девиантного поведения в общеобразовательном учреждении.
2.2. Реабилитация подростков девиантного поведения в условиях
общеобразовательного учреждения Советского профессионального колледжа
2.3.Оценка успешности деятельности соц. педагога в реабилитации
подростков с девиантным поведением в условиях образовательного учреждения
Заключение
Список использованной литературы
Приложения
Таблица 4
Определение коэффициента социально-педагогической реабилитации подростков девиантного поведения в условиях общеобразовательного учреждения
| Степень выраженности | ||
Критерий | Вербально | Матема- | Уровни показате- |
|
| тически | ля |
1 | 2 | 3 | 4 |
Эмоцио- | 1. Низкий уровень знаний об ок- | 1 | Критический |
наль | ружающем мире; низкая |
|
|
ный | адаптируемость в коллективе сверстников; немотивированное упрямство. |
|
|
| 2. Знание норм поведения, но не | 2 | Допустимый |
| всегда их принятие; нет со- |
|
|
| блюдения иерархии |
|
|
| отношений со взрослыми, но |
|
|
| выстраиваются отношения со | 3 | Желаемый |
| сверстниками. |
|
|
| 3. Адаптация в коллективе свер- |
|
|
| стников; соблюдение иерархии |
|
|
| отношений; выработанный |
|
|
| стандарт социального поведе- |
|
|
| ния. |
|
|
78
1 | 2 | 3 | 4 |
Позна | 1. Эмоциональные нарушения; | 1 | Критический |
ватель- | коммуникативные нарушения; |
|
|
ный | нарушение самооценки. |
|
|
| 2. Просматриваются элементы | 2 | Допустимый |
| адаптивного поведения; фор- |
|
|
| мируются коммуникативные |
|
|
| навыки и умения проявление |
|
|
| эмоциональной устойчивости. |
|
|
| 3. Расширяется круг культурных | 3 | Желаемый |
| потребностей; развитие позна- |
|
|
| вательной активности; |
|
|
| формирование коммуникатив- |
|
|
| ной культуры; выработка |
|
|
| адекватной оценки поведения, |
|
|
Деятель- | 1. Импульсивность поступков; | 1 | Критический |
ностный | отсутствие мотивации ко всем видам деятельности. |
|
|
| 2. Появление мотивов к отдель- | 2 | Допустимый |
| ным видам деятельности. |
|
|
| 3. Активность в трудовой, учеб- | 3 | Желаемый |
| ной деятельности. |
|
|
Итак, в данном параграфе мы рассмотрели педагогические условия успешной социально-педагогической реабилитации подростков девиантного поведения в условиях общеобразовательного учреждения и считаем необходимым отметить следующее:
Педагогические условия социально-педагогической реабилитации подростков девиантного поведения в условиях общеобразовательного учреждения мы понимаем, как совокупность мер в учебно-воспитательном процессе, обеспечивающих профессионально-творческий вид деятельности.
При выявлении комплекса педагогических условий социально-педагогической реабилитации подростков девиантного поведения в условиях общеобразовательного учреждения, мы учитывали социальный заказ общества, специфику процесса реабилитации подросткового возраста, возможности программно-целевого подхода.
Педагогическими условиями успешной социально-педагогической реабилитации подростков девиантного поведения в условиях общеобразовательного учреждения являются:
1) комплексная диагностика девиантного поведения подростков;
2) подготовка педагогов к социально-педагогической реабилитации подростков девиантного поведения в школе;
3) разработка и внедрение программы "Социально-педагогической реабилитации подростков девиантного поведения в условиях общеобразовательного учреждения".
Мы считаем, что комплекс педагогических условий социально-педагогической реабилитации подростков девиантного поведения в условиях общеобразовательного учреждения обеспечивает успешность данного процесса. Данное положение будет проверено нами в экспериментальной части нашей работы.
Выводы по первой главе
1. В настоящее время, по нашему мнению, наиболее актуальной проблемой является определение содержания, методов и технологий социально-педагогической реабилитации подростков девиантнсго поведения в условиях общеобразовательного учреждения, создания определенных педагогических условий успешности этого процесса. Причем, необходимо не только углублять знания о сущности процесса технологий социально-педагогической реабилитации подростков девиантного поведения, знать основные причины и признаки девиаций в поведении, но и разработать программу социально-педагогической реабилитации подростков девиантного поведения в колледже.
2. Мы рассмотрели и проанализировали основные концепции психологов и педагогов относительно подростков девиантного поведения, используя в своей работе системно-деятельностный, личностно-ориентированные подходы, мы уточняем, что девиантное поведение - это действия, проступки или система поступков, не соответствующих официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе (социальной группе) правовым или нравственным нормам, вызванные недостатками системы воспитания , отрицательным влиянием среды, в которой живет, учится и проводит досуг подросток.
3. Социально-педагогическую реабилитацию подростков девиантного поведения мы понимаем как комплекс мер профессионального, медицинского, психолого-педагогического и социально-бытового характера, направленных на эффективное и как можно раннее возвращение дезадаптантов к общественно-полезной деятельности.
4. приобретения подростком социального опыта общения, взаимоотношения и поведения. Педагогическая направленность понятия "реабилитация" указывает значимость определенных способов, приемов, технологий по восстановлению утраченных или несформированных механизмов социализации личности.
4. Особенность содержания социально-педагогической реабилита
ции подростков девиантного поведения заключается в том, что этот
процесс состоит из нескольких компонентов, которые мы объединили в блоки:
диагностический блок - изучение личности подростка девиантного поведения (выявление деформаций и дефектов поведения);
реабилитацией но-коррекционный блок - организация медико-психолого -педагогической помощи (коррекционно-педагогическая работа в сочетании с медикоментозным лечением по результатам клинического и психологического исследования);
блок социально-педагогической поддержки - выбор приемов, общепедагогических методов коррекции (снятие агрессии, гнева, коррекция характера) и лечебно-педагогические технологии (психопедагогический массаж, тренинги, упражнения, игровые технологии}.
5. Основываясь на адаптивных методиках мы выделили следующие уровни социально-педагогической реабилитации подростков девиантного поведения:
- критический (микросоциальная и педагогическая запущенность подростков, низкий уровень знаний об окружающем мире, эмоциональные и коммуникативные нарушения,
- импульсивность поступков, немотивированное упрямство, низкая адаптированность в коллективе сверстников);
- допустимый (знание норм поведения, но не всегда эти нормы поведения принимаются, не соблюдается иерархия отношений со взрослыми людьми, однако удачно выстраиваются отношения со сверстниками в группе, просматриваются элементы адаптивного поведения);
- желаемый (расширяется круг культурных потребностей, проявляется эмоциональная устойчивость, появляются стандарты социального поведения, сглаживаются пороки различных синдромов, повышается активность ребенка в познавательной, трудовой деятельности, развиваются коммуникативные свойства, формируется умение дать адекватную оценку поведению, поступкам).
6. На основе изученного материала, выделенных признаков, характерных для девиантных подростков и для нашего исследования мы классифицировали поведение подростков девиантного поведения по видам:
- подростки с комплексом примитивных потребностей
- подростки с деформированными потребностями
- подростки с конфликтом потребностей
- подростки с отсутствием интересов и потребностей
7. Педагогические условия социально-педагогической реабилитации подростков девиантного поведения мы понимаем как совокупность мер в учебно-воспитательном процессе, обеспечивающем профессионально-творческий вид деятельности.
8. Педагогическими условиями успешности социально-
педагогической реабилитации подростков девиантного поведения в условиях общеобразовательного учреждения являются:
1) комплексная диагностика девиантного поведения подростков;
2) подготовка педагогов к социально-педагогической реабилитации подростков девиантного поведения в школе;
3) разработка и внедрение программы "Социально-педагогической реабилитации подростков девиантного поведения в условиях общеобразовательного учреждения".
ВЫВОД:?????? написать
Глава II Организация условий социально-педагогической
реабилитации подростков девиантного поведения в условиях
общеобразовательного учреждения
2.1. Организация работы социально-педагогической реабилитации подростков девиантного поведения в колледже.
В первой главе нашего исследования были рассмотрены теоретические аспекты социально-педагогической реабилитации подростков девиантного поведения, разработаны основные компоненты содержания процесса социально-педагогической реабилитации с учетом биологического и социального факторов, определены уровни социально-педагогической реабилитации подростков девиантного поведения, разработаны диагностические методики с целью выявления уровней социально-педагогической реабилитации подростков, разработаны педагогические условия успешности социально-педагогической реабилитации подростков девиантного поведения.
Для объективности выдвинутой гипотезы исследования необходимо теоретически обосновать и экспериментально проверить педагогические условия успешной социально-педагогической реабилитации подростков условиях общеобразовательного учреждения.
Информация о работе Социальная реабилитация подростков с отклоняющимся поведением