Социальная реабилитация подростков с отклоняющимся поведением

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Февраля 2012 в 12:06, дипломная работа

Описание работы

Факт отклоняющегося поведения подростков есть реальность, с которой практически каждый день сталкиваются педагоги, родители и другие социальные структуры, которые работают в данном направлении. Актуален как никогда стал комплекс проблем воспитания подростков с асоциальным поведением, изучение его структуры и динамики, определение путей и средств своевременной социально – педагогической реабилитации проявлений девиантности, деликвентности, агрессии и других негативных качеств.

Содержание

Введение........... ...........3
Глава I. Исследование проблемы социально педагогической
реабилитации подростков девиантного поведения
1 .1 Характеристика понятия «подростки девиантного поведения"……
1.2 Условия социально-педагогической реабилитации подростков девиантного поведения………………………………………………..
1.3????.......
Глава II. Социально-педагогическая реабилитации подростков
девиантного поведения в условиях общеобразовательного учреждения
2.1. Организация работы по социально-педагогической реабилитации подростков девиантного поведения в общеобразовательном учреждении.
2.2. Реа­билитация подростков девиантного поведения в условиях
общеобразова­тельного учреждения Советского профессионального колледжа
2.3.Оценка успешности деятельности соц. педагога в реабилитации
подростков с девиантным поведением в условиях образовательного учреждения
Заключение
Список использованной литературы
Приложения

Работа содержит 1 файл

Девиации диплом 1.doc

— 841.00 Кб (Скачать)

 

Таблица 4

Определение коэффициента социально-педагогической реабилитации подростков девиантного поведения в условиях общеобразовательного учреждения

 

Степень выраженности

Критерий

Вербально

Матема-

Уровни показате-

 

 

тически

ля

1

2

3

4

Эмоцио-

1.   Низкий уровень знаний об ок-

1

Критический

наль

ружающем       мире;       низкая

 

 

ный

адаптируемость   в  коллективе сверстников;    немотивирован­ное упрямство.

 

 

 

2.   Знание норм поведения, но не

2

Допустимый

 

всегда  их   принятие;  нет  со-

 

 

 

блюдения                    иерархии

 

 

 

отношений  со взрослыми, но

 

 

 

выстраиваются  отношения  со

3

Желаемый

 

сверстниками.

 

 

 

3.   Адаптация в  коллективе свер-

 

 

 

стников; соблюдение иерархии

 

 

 

отношений;        выработанный

 

 

 

стандарт социального поведе-

 

 

 

ния.

 

 



78

 

 

 

1

2

3

4

Позна

1.  Эмоциональные     нарушения;

1

Критический

ватель-

коммуникативные нарушения;

 

 

ный

нарушение самооценки.

 

 

 

2.  Просматриваются      элементы

2

Допустимый

 

адаптивного  поведения;  фор-

 

 

 

мируются     коммуникативные

 

 

 

навыки и умения проявление

 

 

 

эмоциональной устойчивости.

 

 

 

3.  Расширяется круг культурных

3

Желаемый

 

потребностей; развитие позна-

 

 

 

вательной               активности;

 

 

 

формирование коммуникатив-

 

 

 

ной      культуры;      выработка

 

 

 

адекватной оценки поведения,

 

 

Деятель-

1.   Импульсивность      поступков;

1

Критический

ностный

отсутствие мотивации ко всем видам деятельности.

 

 

 

2.  Появление мотивов к отдель-

2

Допустимый

 

ным видам деятельности.

 

 

 

3.  Активность в трудовой, учеб-

3

Желаемый

 

ной деятельности.

 

 

Итак, в данном параграфе мы рассмотрели педагогические условия успешной социально-педагогической реабилитации подростков девиантного поведения в условиях общеобразовательного учреждения и считаем необ­ходимым отметить следующее:

Педагогические условия социально-педагогической реабилитации подростков девиантного поведения в условиях общеобразовательного уч­реждения мы понимаем, как совокупность мер в учебно-воспитательном процессе, обеспечивающих профессионально-творческий вид деятельности.

При выявлении комплекса педагогических условий социально-педагогической реабилитации подростков девиантного поведения в услови­ях общеобразовательного учреждения, мы учитывали социальный заказ общества, специфику процесса реабилитации подросткового возраста, воз­можности программно-целевого подхода.

Педагогическими условиями успешной социально-педагогической реабилитации подростков девиантного поведения в условиях общеобразова­тельного учреждения являются:

1)   комплексная диагностика девиантного поведения подростков;

2)             подготовка педагогов к социально-педагогической реабилитации подростков девиантного поведения в школе;

3)             разработка и внедрение программы "Социально-педагогической реабилитации подростков девиантного поведения в условиях общеобразова­тельного учреждения".

Мы считаем, что комплекс педагогических условий социально-педагогической реабилитации подростков девиантного поведения в услови­ях общеобразовательного учреждения обеспечивает успешность данного процесса. Данное положение будет проверено нами в экспериментальной части нашей работы.

 

Выводы по первой главе

1.  В настоящее время, по нашему мнению, наиболее актуальной про­блемой является определение содержания, методов и технологий социально-педагогической реабилитации подростков девиантнсго поведе­ния в условиях общеобразовательного учреждения, создания определенных педагогических условий успешности этого процесса. Причем, необходимо не только углублять знания о сущности процесса технологий социально-педагогической реабилитации подростков девиантного поведения, знать ос­новные причины и признаки девиаций в поведении, но и разработать программу социально-педагогической реабилитации подростков девиантно­го поведения в колледже.

2.  Мы рассмотрели и проанализировали основные концепции психо­логов и педагогов относительно подростков девиантного поведения, используя в своей работе системно-деятельностный, личностно-ориентированные подходы, мы уточняем, что девиантное поведение - это действия, проступки или система поступков, не соответствующих офици­ально установленным или фактически сложившимся в данном обществе (социальной группе) правовым или нравственным нормам, вызванные не­достатками системы воспитания , отрицательным влиянием среды, в которой живет, учится и проводит досуг подросток.

3.  Социально-педагогическую реабилитацию подростков девиантно­го поведения мы понимаем как комплекс мер профессионального, медицинского, психолого-педагогического и социально-бытового характе­ра, направленных на эффективное и как можно раннее возвращение дезадаптантов к общественно-полезной деятельности.

4.  приобретения подростком социального опыта общения, взаимо­отношения     и     поведения.     Педагогическая     направленность     понятия "реабилитация" указывает значимость определенных способов, приемов, технологий по восстановлению утраченных или несформированных меха­низмов социализации личности.

4.              Особенность содержания социально-педагогической реабилита­
ции подростков девиантного поведения заключается в том, что этот
процесс состоит из нескольких компонентов, которые мы объединили в блоки:

диагностический блок - изучение личности подростка девиантного поведения (выявление деформаций и дефектов поведения);

реабилитацией но-коррекционный блок - организация медико-психолого -педагогической помощи (коррекционно-педагогическая работа в сочетании с медикоментозным лечением по результатам клинического и психологического исследования);

блок социально-педагогической поддержки - выбор приемов, обще­педагогических методов коррекции (снятие агрессии, гнева, коррекция характера) и лечебно-педагогические технологии (психопедагогический массаж, тренинги, упражнения, игровые технологии}.

5.              Основываясь на адаптивных методиках мы выделили следующие уровни социально-педагогической реабилитации подростков девиантного поведения:

-         критический (микросоциальная и педагогическая запущенность подростков, низкий уровень знаний об окружающем мире, эмоциональные и коммуникативные нарушения,

 

 

-         импульсивность поступков, немотивирован­ное упрямство, низкая адаптированность в коллективе сверстников);

-         допустимый (знание норм поведения, но не всегда эти нормы пове­дения принимаются, не соблюдается иерархия отношений со взрослыми людьми, однако удачно выстраиваются отношения со сверстниками в груп­пе, просматриваются элементы адаптивного поведения);

- желаемый (расширяется круг культурных потребностей, проявля­ется эмоциональная устойчивость, появляются стандарты социального поведения, сглаживаются пороки различных синдромов, повышается актив­ность ребенка в познавательной, трудовой деятельности, развиваются коммуникативные свойства, формируется умение дать адекватную оценку поведению, поступкам).

6.              На основе изученного материала, выделенных признаков, харак­терных для девиантных подростков и для нашего исследования мы классифицировали поведение подростков девиантного поведения по видам:

-         подростки с комплексом примитивных потребностей

-         подростки с деформированными потребностями

-         подростки с конфликтом потребностей

-         подростки с отсутствием интересов и потребностей

7.              Педагогические условия социально-педагогической реабилитации подростков девиантного поведения мы понимаем как совокупность мер в учебно-воспитательном процессе, обеспечивающем профессионально-творческий вид деятельности.

8.              Педагогическими условиями успешности социально-
педагогической реабилитации подростков девиантного поведения в услови­ях общеобразовательного учреждения являются:

1)   комплексная диагностика девиантного поведения подростков;

2)   подготовка педагогов к социально-педагогической реабилитации подростков девиантного поведения в школе;

3)                разработка и внедрение программы "Социально-педагогической реабилитации подростков девиантного поведения в условиях общеобразова­тельного учреждения".

ВЫВОД:??????  написать

 

      Глава II Организация условий социально-педагогической

       реабилитации подростков  де­виантного поведения в условиях

      общеобразовательного учреждения

 

2.1. Организация работы социально-педагогической реабилитации подростков девиантного поведения в колледже.

        

    В первой главе нашего исследования были рассмотрены теоретиче­ские аспекты социально-педагогической реабилитации подростков девиантного поведения, разработаны основные компоненты содержания процесса социально-педагогической реабилитации с учетом биологического и социального факторов, определены уровни социально-педагогической реабилитации подростков девиантного поведения, разработаны диагности­ческие методики с целью выявления уровней социально-педагогической реабилитации подростков, разработаны педагогические условия успешно­сти социально-педагогической реабилитации подростков девиантного поведения.

Для объективности выдвинутой гипотезы исследования необходимо теоретически обосновать и экспериментально проверить педагогические ус­ловия успешной социально-педагогической реабилитации подростков условиях общеобразовательного учреждения.

Информация о работе Социальная реабилитация подростков с отклоняющимся поведением