Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Февраля 2012 в 12:06, дипломная работа
Факт отклоняющегося поведения подростков есть реальность, с которой практически каждый день сталкиваются педагоги, родители и другие социальные структуры, которые работают в данном направлении. Актуален как никогда стал комплекс проблем воспитания подростков с асоциальным поведением, изучение его структуры и динамики, определение путей и средств своевременной социально – педагогической реабилитации проявлений девиантности, деликвентности, агрессии и других негативных качеств.
Введение........... ...........3
Глава I. Исследование проблемы социально педагогической
реабилитации подростков девиантного поведения
1 .1 Характеристика понятия «подростки девиантного поведения"……
1.2 Условия социально-педагогической реабилитации подростков девиантного поведения………………………………………………..
1.3????.......
Глава II. Социально-педагогическая реабилитации подростков
девиантного поведения в условиях общеобразовательного учреждения
2.1. Организация работы по социально-педагогической реабилитации подростков девиантного поведения в общеобразовательном учреждении.
2.2. Реабилитация подростков девиантного поведения в условиях
общеобразовательного учреждения Советского профессионального колледжа
2.3.Оценка успешности деятельности соц. педагога в реабилитации
подростков с девиантным поведением в условиях образовательного учреждения
Заключение
Список использованной литературы
Приложения
В программе реабилитационных мероприятий - особое место занимают консультации родителей, педагогов, позволяющие взрослым особенности подростков. А.В. Зосимовский выделяет следующее: "важно помнить, что наибольшая вероятность отношений в отношениях взрослого и ребенка появляется в кризисные периоды развития, когда в связи с появлением психологических новообразований происходят изменения в психике и личности подростка,, в его отношениях с окружающими, в ситуациях социального развития, что не всегда учитывается родителями" (91).
В своих работах В.Д. Лутанский обращает внимание на то, что серьезные педагогические ошибки возникают в том случае, если родители стремятся влиять на базисные, индивидуальные свойства ребенка, такие как темперамент, особенности психомоторики, эмоционально-волевую сферу, не учитывая их инерционность, относительное постоянство. В данном случае помочь родителям определить, какие именно свойства ребенка необходимо учитывать, не стремясь к их "переделки", какие можно корректировать и какие развивать, т.е. помочь родителям изменить в ребенке то, что в состоянии меняться, смириться с тем, что они не в состоянии изменить и научиться отличать одно от другого (126).
Трудновоспитуемость, характеризующаяся социальными отношениями и социальной дезадаптацией, сопровождается деформацией социальных связей и отношений подростков от основных институтов социализации и прежде всего семьи и школы, поэтому одной из важнейших задач социально-педагогической реабилитации подростков является преодоление этого отчуждения, включение подростка в систему общественно значимых отношений, благодаря которым он сможет успешно усваивать позитивный социальный опыт. Решение этой задачи предполагает целый комплекс социально-педагогических мер, направленных как на оздоровление условий семейного, школьного воспитания, так и на индивидуальную психолого-педагогическую коррекцию личности трудновоспитуемого, а также мер по восстановлению его социального статуса в коллективе сверстников,
В.А. Сластенин, Б.З. Вульфов, В.Г. Бочарова при выявлении педагогических условий определили следующие пути:
= анализ социального заказа;
- выявление специфики социально-педагогической реабилитации подростков девиантного поведения, на профессиональном уровне;
- выявление необходимых знаний и овладение инновационными подходами к работе с подростками данной категории.
Исходя из вышеизложенного, мы можем утверждать, что комплекс педагогических условий успешной социально-педагогической реабилитации подростков девиантного поведения включает:
1) комплексную диагностику девиантного поведения подростков;
2) подготовку педагогов к социально-педагогической реабилитации подростков девиантного поведения в школе;
3) разработку и внедрение программы "Социально-педагогической реабилитации подростков девиантного поведения".
Под комплексом педагогических условий мы понимаем совокупность педагогических условий, способствующих успешной социально-педагогической реабилитации подростков в условиях общеобразовательного учреждения (199).
Рассмотрим каждое из обозначенных нами условий. Условие первое. Комплексная диагностика девиантного поведения подростков.
Диагностика девиантного поведения подростков включает результаты динамического обследования, которое проводят медицинские работники, педагоги-воспитатели групп продленного дня, социальные педагоги.
Понятие "диагностика", перенесенное в педагогику из медицины и психологии, имеет несколько толкований. В широкой трактовке под диагностикой понимается не только выявление факторов, детерминирующих процесс формирования личности, но и определение медико-биологических, педагогических и социально-педагогических параметров изучаемого объекта. Независимо от конкретной трактовки понятия, суть диагностики состоит в получении достоверных знаний об изучаемом объекте.
Р.С. Немов предлагает набор принципов диагностики:
- принцип соблюдения тайны предполагает неразглашение результатов диагностики без персонального согласия на это того лица, на котором она проводилась;
- принцип научной обоснованности методики требует того, чтобы она, как минимум, была надежной, то есть давала достоверные результаты;
- принцип не нанесения ущерба предполагает, что результаты диагностики ни в коем случае нельзя использовать во вред тому человеку, который подвергся диагностике;
принцип объективности выводов из результатов тестирования, требует объективности и обоснованности выводов по результатам исследования;
- принцип успешности предполагаемых рекомендаций предполагает,
что такие рекомендации обязательно должны быть полезными для того человека, которому даются.
К К. Голубев и Б.П. Бита нас в своей работе подчеркивают, что от диагностики зависит успешность всей дальнейшей работы. Диагностика дает сведения, без знания которых невозможно правильно построить реабилитационную работу (72).
З.И. Васильева определяет, что методы изучения подростков деви-антного поведения делятся на две группы:
- констатирующие
- формирующие.
Первая группа методов позволяет собрать необходимую информацию о личности в микросреде.
Вторая группа определяет податливость учащихся педагогическому влиянию взрослого, который непосредственно работает с ребенком (47).
Н.Е. Щуркова определяет, что для всесторонней качественной диагностики необходимо изучение отношения учащегося;
- к учебе;
- родителям;
- сверстникам и учителям;
- к другим взрослым людям;
взаимоотношения в учебном коллективе;
- взаимоотношение в семье (209;210).
При анализе всех групп отношений важно выяснить факторы трудновоспитуемое™. Выяснение причины явления и анализ поведения учащегося позволит определить группу, к которой его необходимо отнести (70).
И.И. Рыданова подчеркивает, что диагностика предполагает биологическую и социальную характеристику подростка: - наследственность;
- аналитические данные;
- характер взаимоотношений родителей;
- особенности воспитания в семье;
- психический статус (контактность, сознание, ориентация, речевые возможности, интеллект, настроение);
- психологический статус ( познавательный уровень, деятельность, память, внимание, мышление);
- особенности эмоционально-волевой сферы;
- особенности поведения (175).
На основании проделанного анализа литературы по проблеме мы делаем вывод о том, что в рамках общеобразовательного учреждения диагностическая работа осуществляется в несколько этапов:
1, Наблюдение за деятельностью учителей и учащихся с целью вы
явления трудновоспитуемых учащихся.
2. Работа с документацией.
3.Интервью с классным руководителем и учителями-предметниками.
4. Анкетирование учащихся:
а) изучение отношения к учебе
б) изучение взаимоотношений с родителями
5. Беседа с классным руководителем с целью выяснения поведения на
отдельных уроках.
6. Заполнение карт наблюдений.
7. Проведение социометрического опроса.
8. Подведение итогов диагностической работы.
А.И. Кочетова и Н.Н, Верницкая в своем исследовании говорят о
следующих объектах диагностической работы:
- направленность личности;
- отношение к людям и к себе;
соотношение положительных и отрицательных качеств; - сопротивляемость педагогическим воздействиям. В соответствии с рассматриваемыми теориями выделяют следующие типологические уровни направленности личности:
1. Направленность неустойчива. Ребенок не думает о будущем, ему важнее сегодняшний день, удовольствия на данный момент. Такой ребенок часто обещает, но даже не стремится выполнить свои обязательства, добрые намерения не осуществляет, неудачи долго не переживает. Весьма легко поддается чужому влиянию, настроение поминутно меняется. Мотивы поведения ситуативны и противоречивы.
2. Направленность на себя. Ярко проявляется эгоизм, думает толъ-ко о себе, потом от тех, кто ему полезен, стремится из любого дела извлечь выгоду для себя, получить удовольствие, выдвинуться, заслужить награду.
3. Направленность носит конфликтный характер. В духовной сфере идет борьба между хорошим и плохим, между добром и злом, чередуются хорошие и плохие поступки. Мотивы поведения вытекают из настроения.
4. Направленность носит резко отрицательный характер. Ребенок считает себя личностью, прощает себе все недостатки, но нетерпим к таким же недостаткам других. С коллективным мнением не считается, но стремится взять его под контроль.
Выявление уровня направленности осуществляется различными способами:
а) методом независимых характеристик Л. Л. Платонова: характе
ристики составляются из оценок людей, окружающих данного ребенка и
вступающих с ним в разнообразные отношения. Иногда сравниваются оцен
ки самого ребенка, его друзей, учителей, родителей.
б) использование ситуации выбора, где надо отдать предпочтение
личности и общественным делам.
в) использование наблюдений за ходом спортивных игр.
Выявление направленности личности в диагностике - первое и главное звено. Это дает тот минимум сведений, опираясь на который, учитель выбирает наиболее эффективные методы реабилитационной работы.
Следующий неотъемлемый объект диагностической работы - отношение подростка к людям, к себе, к среде, к воспитанию,
Выделяют четыре типа отношений:
1. Инертный. Он характерен для школьника со слабой активностью, с ограниченным общим развитием, небольшим жизненным опытом. Не поддающиеся воспитанию дети чаще всего относятся к этой группе.
2. Приспособленческий. Ребенок приспособлен к постоянным воздействиям окружающего мира, приноравливая свой характер к требованиям Среды. Чаще всего в эту группу входят те дети, у которых обнаруживается склонность к слепому подражанию, податливость чужому влиянию, угодничество. Главное для таких детей сохранить привычные для них нормы поведения, привычный образ жизни.
3. Обостренно-противоречивый. Трудные дети этой группы могут поступать -го нравственно, то безнравственно в зависимости от обстоятельства и своего настроения. Появляется ложное товарищество, бравирование взрослостью (курение, сквернословие). Одновременно среди таких "трудных" нередко появляется высокая трудовая и общественная активность в связи с интересными и общественно полезными делами.
4. Конфликтно-враждебный. Он свойственен эгоистичным, обиженным, болезненно самолюбивым детям, враждебно настроенным ко всякого рода общественно-значимым детям. Поведение таких детей отличает нежелание учиться, неприязнь к школе, к учителям и сверстникам, озлобленность, агрессивность (164).
Основываясь на приоритетном образе отношений, определяется степень "податливости" девиантного подростка воспитательному процессу и степень устойчивости отрицательного в его характере.
Основными показателями проведения комплексной диагностики подростков девиантного поведения является выявление причин и признаков отклонений. Причины могут биологического и социального характера, на них мы останавливались в первом параграфе. Признаки отклонений нами охарактеризованы в указанном параграфе.
Мы остановим свое внимание на правильном подборе приемов и лечебно-педагогических технологий. Показателем успешности реализации диагностической программы служит выбор технологий:
игро-психотерапия (психопедагогический массаж, игровые упражнения);
арт-терапия (музыкальный разговор, импровизации мелодий, инсценирование песен, танцевальных композиций и т.д.);
поведенческая терапия (упражнения, импровизации, ролевые игры);
логопедические занятия;
коррекционно-педагогические занятия (по специально разработанной программе индивидуальных и коллективных занятий).
Логика разработки диагностической программы требовала опоры на адаптированные методики по реабилитации подростков девиантного поведения (М.В. Вайзман, И.В. Дубровина, Ю.М. Забродина, А.К. Маркова, Л.В. Шибаева и других). Нами были адаптированы диагностические методики Т.Е. Сидоровой - признаки синдрома гиперактивности подростков; лечебно-педагогические методики Л.М. Семенюк по снятию агрессии, страха и гнева у подростков.
Информация о работе Социальная реабилитация подростков с отклоняющимся поведением