Социальная реабилитация подростков с отклоняющимся поведением

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Февраля 2012 в 12:06, дипломная работа

Описание работы

Факт отклоняющегося поведения подростков есть реальность, с которой практически каждый день сталкиваются педагоги, родители и другие социальные структуры, которые работают в данном направлении. Актуален как никогда стал комплекс проблем воспитания подростков с асоциальным поведением, изучение его структуры и динамики, определение путей и средств своевременной социально – педагогической реабилитации проявлений девиантности, деликвентности, агрессии и других негативных качеств.

Содержание

Введение........... ...........3
Глава I. Исследование проблемы социально педагогической
реабилитации подростков девиантного поведения
1 .1 Характеристика понятия «подростки девиантного поведения"……
1.2 Условия социально-педагогической реабилитации подростков девиантного поведения………………………………………………..
1.3????.......
Глава II. Социально-педагогическая реабилитации подростков
девиантного поведения в условиях общеобразовательного учреждения
2.1. Организация работы по социально-педагогической реабилитации подростков девиантного поведения в общеобразовательном учреждении.
2.2. Реа­билитация подростков девиантного поведения в условиях
общеобразова­тельного учреждения Советского профессионального колледжа
2.3.Оценка успешности деятельности соц. педагога в реабилитации
подростков с девиантным поведением в условиях образовательного учреждения
Заключение
Список использованной литературы
Приложения

Работа содержит 1 файл

Девиации диплом 1.doc

— 841.00 Кб (Скачать)

В программе реабилитационных мероприятий - особое место зани­мают консультации родителей, педагогов, позволяющие взрослым особенности подростков. А.В. Зосимовский выделяет следующее: "важно помнить, что наибольшая вероятность отношений в отношениях взрослого и ребенка появляется в кризисные периоды развития, когда в связи с появле­нием психологических новообразований происходят изменения в психике и личности подростка,, в его отношениях с окружающими, в ситуациях соци­ального развития, что не всегда учитывается     родителями" (91).

В своих работах В.Д. Лутанский обращает внимание на то, что серь­езные педагогические ошибки возникают в том случае, если родители стремятся влиять на базисные, индивидуальные свойства ребенка, такие как темперамент, особенности психомоторики, эмоционально-волевую сферу, не учитывая их инерционность, относительное постоянство. В данном слу­чае помочь родителям определить, какие именно свойства ребенка необходимо учитывать, не стремясь к их "переделки", какие можно коррек­тировать и какие развивать, т.е. помочь родителям изменить в ребенке то, что в состоянии меняться, смириться с тем, что они не в состоянии изме­нить и научиться отличать одно от другого (126).

Трудновоспитуемость, характеризующаяся социальными отношения­ми и социальной дезадаптацией, сопровождается деформацией социальных связей и отношений подростков от основных институтов социализации и прежде всего семьи и школы, поэтому одной из важнейших задач социаль­но-педагогической реабилитации подростков является преодоление этого отчуждения, включение подростка в систему общественно значимых отно­шений, благодаря которым он сможет успешно усваивать позитивный социальный опыт. Решение этой задачи предполагает целый комплекс со­циально-педагогических мер, направленных как на оздоровление условий семейного, школьного воспитания, так и на индивидуальную психолого-педагогическую коррекцию личности трудновоспитуемого, а также мер по восстановлению его социального статуса в коллективе сверстников,

В.А. Сластенин, Б.З. Вульфов, В.Г. Бочарова при выявлении педаго­гических условий определили следующие пути:

= анализ социального заказа;

-   выявление специфики социально-педагогической реабилитации под­ростков девиантного поведения, на профессиональном уровне;

-   выявление необходимых знаний и овладение инновационными под­ходами к работе с подростками данной категории.

Исходя из вышеизложенного, мы можем утверждать, что комплекс педагогических условий успешной социально-педагогической реабилитации подростков девиантного поведения включает:

1)           комплексную диагностику девиантного поведения подростков;

2)           подготовку педагогов к социально-педагогической реабилита­ции подростков девиантного поведения в школе;

3)           разработку и внедрение программы "Социально-педагогической реабилитации подростков девиантного поведения".

Под комплексом педагогических условий мы понимаем совокуп­ность педагогических условий, способствующих успешной социально-педагогической реабилитации подростков в условиях общеобразовательно­го учреждения (199).

Рассмотрим каждое из обозначенных нами условий. Условие первое.     Комплексная диагностика   девиантного поведения подростков.

Диагностика девиантного поведения подростков включает резуль­таты динамического обследования, которое проводят медицинские работники, педагоги-воспитатели групп продленного дня, социальные педа­гоги.

Понятие "диагностика", перенесенное в педагогику из медицины и психологии, имеет несколько толкований. В широкой трактовке под диагно­стикой понимается не только выявление факторов, детерминирующих процесс формирования личности, но и определение медико-биологических, педагогических и социально-педагогических параметров изучаемого объек­та. Независимо от конкретной трактовки понятия, суть диагностики состоит в получении достоверных знаний об изучаемом объекте.

Р.С. Немов предлагает набор принципов диагностики:

-   принцип соблюдения тайны предполагает неразглашение результа­тов диагностики без персонального согласия на это того лица, на котором она проводилась;

-   принцип научной обоснованности методики требует того, чтобы она, как минимум, была надежной, то есть давала достоверные результаты;

-   принцип не нанесения ущерба предполагает, что результаты диагно­стики ни в коем случае нельзя использовать во вред тому человеку, который подвергся диагностике;

принцип объективности выводов из результатов тестирования, требует объективности и обоснованности выводов по результатам исследо­вания;

-              принцип успешности предполагаемых рекомендаций предполагает,
что такие рекомендации обязательно должны быть полезными для того человека, которому даются.

К К. Голубев и Б.П. Бита нас в своей работе подчеркивают, что от диагностики зависит успешность всей дальнейшей работы. Диагностика дает сведения, без знания которых невозможно правильно построить реа­билитационную работу (72).

З.И. Васильева определяет, что методы изучения подростков деви-антного поведения делятся на две группы:

-  констатирующие

-  формирующие.

Первая группа методов позволяет собрать необходимую информа­цию о личности в микросреде.

Вторая группа определяет податливость учащихся педагогическому влиянию взрослого, который непосредственно работает с ребенком (47).

Н.Е. Щуркова определяет, что для всесторонней качественной диаг­ностики необходимо изучение отношения учащегося;

-         к учебе;

-         родителям;

-         сверстникам и учителям;

-         к другим взрослым людям;

взаимоотношения в учебном коллективе;

-              взаимоотношение в семье (209;210).

При анализе всех групп отношений важно выяснить факторы труд­новоспитуемое™. Выяснение причины явления и анализ поведения учащегося позволит определить группу, к которой его необходимо отнести (70).

И.И. Рыданова подчеркивает, что диагностика предполагает биоло­гическую и социальную характеристику подростка: -    наследственность;

-         аналитические данные;

-         характер взаимоотношений родителей;

-         особенности воспитания в семье;

-         психический статус (контактность, сознание, ориентация, речевые возможности, интеллект, настроение);

-         психологический статус ( познавательный уровень, деятельность, память, внимание, мышление);

-         особенности эмоционально-волевой сферы;

-         особенности поведения (175).

На основании проделанного анализа литературы по проблеме мы де­лаем вывод о том, что в рамках общеобразовательного учреждения диагностическая работа осуществляется в несколько этапов:

1,              Наблюдение за деятельностью учителей и учащихся с целью вы­
явления трудновоспитуемых учащихся.

2.              Работа с  документацией.

3.Интервью с классным руководителем и учителями-предметниками.

4.              Анкетирование учащихся:

а)              изучение отношения к учебе

б)              изучение взаимоотношений с родителями

5.   Беседа с классным руководителем с целью выяснения поведения на

                 отдельных уроках.

6.                   Заполнение карт наблюдений.

7.                   Проведение социометрического опроса.

8.                   Подведение итогов диагностической работы.

   А.И. Кочетова и Н.Н, Верницкая в своем исследовании говорят о

   следующих объектах диагностической работы:

-    направленность личности;

-    отношение к людям и к себе;

соотношение положительных и отрицательных качеств; -   сопротивляемость педагогическим воздействиям. В соответствии с рассматриваемыми теориями выделяют следующие типологические уровни направленности личности:

1.   Направленность неустойчива. Ребенок не думает о будущем, ему важнее сегодняшний день, удовольствия на данный момент. Такой ре­бенок часто обещает, но даже не стремится выполнить свои обязательства, добрые намерения не осуществляет, неудачи долго не переживает. Весьма легко поддается чужому влиянию, настроение поминутно меняется. Моти­вы поведения ситуативны и противоречивы.

2.   Направленность на себя. Ярко проявляется эгоизм, думает толъ-ко о себе, потом от тех, кто ему полезен, стремится из любого дела извлечь выгоду для себя, получить удовольствие, выдвинуться, заслужить награду.

3.   Направленность носит конфликтный характер. В духовной сфе­ре идет борьба между хорошим и плохим, между добром и злом, чередуются хорошие и плохие поступки. Мотивы поведения вытекают из настроения.

4.   Направленность носит резко отрицательный характер. Ребенок считает себя личностью, прощает себе все недостатки, но нетерпим к таким же недостаткам других. С коллективным мнением не считается, но стремит­ся взять его под контроль.

Выявление уровня направленности осуществляется различными способами:

а)              методом независимых характеристик Л. Л. Платонова: характе­
ристики составляются из оценок людей, окружающих данного ребенка и
вступающих с ним в разнообразные отношения. Иногда сравниваются оцен­
ки самого ребенка, его друзей, учителей, родителей.

б)              использование ситуации выбора, где надо отдать предпочтение

личности и общественным делам.

в) использование наблюдений за ходом спортивных игр.

Выявление направленности личности в диагностике - первое и главное звено. Это дает тот минимум сведений, опираясь на который, учи­тель выбирает наиболее эффективные методы реабилитационной работы.

Следующий неотъемлемый объект диагностической работы - от­ношение подростка к людям, к себе, к среде, к воспитанию,

Выделяют четыре типа отношений:

1.   Инертный. Он характерен для школьника со слабой активно­стью, с ограниченным общим развитием, небольшим жизненным опытом. Не поддающиеся воспитанию дети чаще всего относятся к этой группе.

2.   Приспособленческий. Ребенок приспособлен к постоянным воз­действиям окружающего мира, приноравливая свой характер к требованиям Среды. Чаще всего в эту группу входят те дети, у которых обнаруживается склонность к слепому подражанию, податливость чужому влиянию, угод­ничество. Главное для таких детей сохранить привычные для них нормы поведения, привычный образ жизни.

3.   Обостренно-противоречивый. Трудные дети этой группы могут поступать -го нравственно, то безнравственно в зависимости от обстоятель­ства и своего настроения. Появляется ложное товарищество, бравирование взрослостью (курение, сквернословие). Одновременно среди таких "труд­ных" нередко появляется высокая трудовая и общественная активность в связи с интересными и общественно полезными делами.

4.   Конфликтно-враждебный. Он свойственен эгоистичным, оби­женным, болезненно самолюбивым детям, враждебно настроенным ко всякого рода общественно-значимым детям. Поведение таких детей отлича­ет нежелание учиться, неприязнь к школе, к учителям и сверстникам, озлобленность, агрессивность (164).

Основываясь на приоритетном образе отношений, определяется степень "податливости" девиантного подростка воспитательному процессу и степень устойчивости отрицательного в его характере.

Основными показателями проведения комплексной диагностики подростков девиантного поведения является выявление причин и призна­ков отклонений. Причины могут биологического и социального характера, на них мы останавливались в первом параграфе. Признаки отклонений нами охарактеризованы в указанном параграфе.

Мы остановим свое внимание на правильном подборе приемов и ле­чебно-педагогических технологий. Показателем успешности реализации диагностической программы служит выбор технологий:

игро-психотерапия (психопедагогический массаж, игровые уп­ражнения);

арт-терапия  (музыкальный  разговор,   импровизации  мелодий, инсценирование песен, танцевальных композиций и т.д.);

поведенческая терапия  (упражнения,   импровизации,  ролевые игры);

логопедические занятия;

коррекционно-педагогические занятия (по специально разрабо­танной программе индивидуальных и коллективных занятий).

Логика разработки диагностической программы требовала опоры на адаптированные методики по реабилитации подростков девиантного пове­дения (М.В. Вайзман, И.В. Дубровина, Ю.М. Забродина, А.К. Маркова, Л.В. Шибаева и других). Нами были адаптированы диагностические мето­дики Т.Е. Сидоровой - признаки синдрома гиперактивности подростков; лечебно-педагогические методики Л.М. Семенюк по снятию агрессии, стра­ха и гнева у подростков.

Информация о работе Социальная реабилитация подростков с отклоняющимся поведением