Коррекция отклоняющегося поведения подростков

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2011 в 07:24, курсовая работа

Описание работы

Исходя из вышесказанного, целью курсовой работы является изучение факторов становления личности девиантных подростков.

Задачи курсовой работы:

1. рассмотреть теоретическое обоснование девиантного поведения,

2. исследование особенностей становления личности девиантных подростков,

3. разработка рекомендаций по коррекции девиантного поведения современных школьников подросткового возраста.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ..................................................................................................3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ОТКЛОНЯЮЩЕГОСЯ ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ

1.1 Психолого-педагогические особенности подростков в как фактор развития девиаций поведения.................................................................................5

1.2 Сущность отклоняющегося поведения...............................................14

1.3 Видовая характеристика отклоняющегося поведения......................19

ГЛАВА 2. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОРРЕКЦИИ ОТКЛОНЯЮЩЕГОСЯ ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ

2.1 Причины отклоняющегося поведения подростков............................24

2.2 Коррекция отклоняющегося поведения детей подросткового возраста.............................................................................................................

2.3 Выработка рекомендаций по работе с подростками...................

ЗАКЛЮЧЕНИЕ...................................................................................

ЛИТЕРАТУРА

Работа содержит 1 файл

курсовая по девиантности 2010-1.doc

— 254.50 Кб (Скачать)

       СОДЕРЖАНИЕ 

       ВВЕДЕНИЕ..................................................................................................3

       ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ОТКЛОНЯЮЩЕГОСЯ ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ

       1.1 Психолого-педагогические особенности подростков в как фактор развития девиаций поведения.................................................................................5

       1.2 Сущность отклоняющегося поведения...............................................14

       1.3 Видовая характеристика отклоняющегося поведения......................19

       ГЛАВА 2. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОРРЕКЦИИ  ОТКЛОНЯЮЩЕГОСЯ ПОВЕДЕНИЯ  ПОДРОСТКОВ

       2.1 Причины отклоняющегося поведения подростков............................24

       2.2 Коррекция отклоняющегося поведения детей подросткового возраста.............................................................................................................

       2.3 Выработка рекомендаций по работе с подростками...................

       ЗАКЛЮЧЕНИЕ...................................................................................

       ЛИТЕРАТУРА 
 
 

 

        ВВЕДЕНИЕ 

       Общество  всегда уделяет особое внимание проблеме поведения людей, которое не соответствует  общепринятым или официально установленным  социальным нормам. Непреходящая актуальность проблемы девиантного поведения  обусловила возникновение в рамках психологии особого направления - психологии девиантного поведения.

       В последнее время в связи с  общесистемным кризисом нашего общества интерес к проблеме отклоняющегося поведения значительно возрос, что  обусловило необходимость более тщательного исследования причин, форм, динамики отклоняющегося поведения, поиска более эффективных мер социального контроля.

       Следует отметить, что в рамках современной  отечественной науки имеются традиции организации практической деятельности с девиантными детьми и подростками. Так, в 30-е годы особенно успешно развивалось социально-педагогическое направление в социальной и коррекционно-реабилитационной работе, представленное такими талантливыми педагогами, как А.С. Макаренко и С.Т. Шацкий. В своих опытно-экспериментальных работах они, по сути дела, заложили и развили основные принципы, методы и содержание социальной педагогики, социально-психологической работы с детьми и подростками, в том числе и трудновоспитуемыми, где важнейшим фактором воспитательной и коррекционно-реабилитационной работы выступает созданная и организованная педагогом воспитывающая среда. При этом С.Т. Шацкий создавал такую среду в открытом социуме по месту жительства, а А.С. Макаренко – в детской колонии.

       В то же время в трудах выдающихся отечественных психологов Л.С. Выготского и П.П. Блонского и их последователей заложены основы возрастной психологии, позволяющей понять особенности психического развития детей на разных возрастных этапах, включая кризисные периоды развития.

       Психология девиантного поведения, как и многие другие отрасли психологической науки, прошла путь от чисто умозрительных построений к научно-экспериментальному решению этой острой социальной проблемы.

       Сегодняшняя социальная ситуация характеризуется  ростом числа правонарушений, совершаемых подростками. Общественная актуальность обозначения причин этого явления делает целесообразным глубинный анализ такого социального явления. Именно в этом возрасте происходит окончательное формирование личностных качеств, следовательно, изучение особенностей становления личности подростков с отклоняющимся поведением играет важную роль в педагогическом процессе.

       Исходя  из вышесказанного, целью курсовой работы является изучение факторов становления личности девиантных подростков.

       Задачи курсовой работы:

       1. рассмотреть теоретическое обоснование девиантного поведения,

       2. исследование особенностей становления личности девиантных подростков,

       3. разработка рекомендаций по коррекции девиантного поведения современных школьников подросткового возраста.

       Объект  исследования – девиантное поведение подростков.

       Предмет исследования – личностные качества подростков с элементами отклоняющегося поведения.

       Методы  исследования:

       - на теоретическом уровне: метод  теоретического анализа, синтеза,  обобщения; метод сходства и различия,

       - на эмпирическом уровне: тестирование, наблюдение, беседа, опрос, изучение массового и индивидуального педагогического опыта. 
 

 

        ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ  ОБОСНОВАНИЕ ОТКЛОНЯЮЩЕГОСЯ ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ

       1.1 Психолого-педагогические  особенности подростков в как фактор развития девиаций поведения 

       Подростковым  принято считать период от 11 до 16 лет. Этот период обусловлен не только качественными навыками и полезным изменениями в организме подростка  и в его окружении, но связан с  возникновением специфических состояний, которые играют важную роль в период наибольшего развития, но и опасным звеном. Мощные сдвиги происходят во всех отраслях жизнедеятельности ребенка, делают этот возраст “переходным” от детства к взрослости.

       Главное содержание этого возраста составляет его переход от детства к взрослости, поэтому иногда подростковый возраст называют переходным или переломным. Все стороны развития в это время подвергаются качественной перестройке, возникают и формируются новые психологические образования.

       Переход от детства к взрослости пронизывает  все стороны развития подростка  и его анатомо-физиологическое, и  интеллектуальное, и нравственное развитие, и все виды его деятельности. Изменяются условия жизни ученика, что приводит к перестройке психики. Меняется их общественная позиция, положение в коллективе.

       Происходит  перестройка всего организма  подростка, что отражается в некоторых  психологических особенностях. Прежде всего, следует отметить, что это  период интенсивного и в то же время  неравномерного физического развития, происходит усиленный рост тела, совершенствуется мускульный аппарат, идет интенсивный процесс окостенения скелета. Мы сами наблюдали, каким угловатым и нескладным выглядит подросток. Это объясняется неравномерным физическим развитием: рост скелета и конечностей в длину происходит интенсивно, а грудная клетка отстает в развитии. Это вызывает психологические проявления: ребенок стесняется своего угловатого тела, старается замаскировать свою нескладность, принимая неестественные позы, или грубостью пытается отвлечь внимание от своей внешности. Поэтому насмешка в отношении его фигуры, позы вызывают очень часто бурную реакцию ребенка [37].

       Самым важным фактом физического развития в подростковом возрасте является половое созревание, начало функционирования половых желез. Поэтому в связи с этим естественно появление полового влечения и соответствующих мыслей, чувств, интереса к противоположному полу. Поэтому физическое развитие влияет на психологические особенности подросткового возраста, выражающиеся в неуравновешенности характера, быстрых и частых сменах настроения, следовательно, нужно учитывать при организации учебно-воспитательной работы эти возрастные особенности ребенка.

       В подростковом возрасте происходит не только физическое созревание, но и созревание личности, которое осуществляется под влиянием окружающей действительности, в процессе учебно-воспитательной работы школы под руководством воспитателей, учителей и коллектива [37].

       В мечтах подростки проектируют свою будущую жизнь, профессию. Именно в мечте воплощается идеал, к которому они стремятся. Мечты подростков говорят о том, что они стремятся участвовать в жизни страны, в общественной деятельности, но моральные понятия и убеждения подростка формируются часто стихийно, под влиянием неверно понятых фактов, книг, самостоятельного анализа поведения взрослых, поэтому могут быть ошибочными. Поэтому подросток может заблуждаться и следовать чуждым нам по духу моральным принципам.

       Содержание  нравственных понятий подростков исследовал Л. Н. Десев, который выявил, что понимание подростками нравственных категорий часто носит поверхностный характер [47].

       Психологи исследовали отношения между  складывающимися у подростков убеждениями, идеями, понятиями, с одной стороны, и их поступкам, поведением - с другой. А. Л. Малиованов выделил 4 группы подростков:

       1) подростки, которые руководствуются  в своем поведении хорошо осознанными  или положительными нравственными  нормами; 

       2) подростки, у которых совпадал  низкий уровень развития их  нравственных понятий и поведения;

       3) единичные учащиеся (лицемеры, демагоги) отличались хорошим знанием норм  поведения, но не считают для  себя нужным поступать в соответствии  с ними;

       4) подростки, которые ещё не видят,  не понимают связи между требованиями  нравственности и своими поступками. Неправильно разбираясь во многих моральных понятиях, ошибочно оценивая качество личности, стремясь к независимости, неумелое проявление воли, некоторые подростки развивают у себя отрицательные качества [37].

       Поэтому задача учителя - умело преодолевать неправильные взгляды, разъяснять существо дела, рассеивать заблуждения подростков. Значительное развитие в подростковом возрасте умственных способностей, логического мышления поможет разъяснить подростку соответствующую идею, мысль. Подросток способен понять аргументацию, согласиться с разными доводами. Но с другой стороны, критические тенденции заставляют его отвергать доводы взрослых. Поэтому учитель должен уметь представить положение в ясной, бесспорной для подростка форме; взрослый должен показать, что рассчитывает на его понимание. У подростка тогда возникает желание оправдать эти надежды, быть достойным такого отношения.

       Одним из важных моментов в развитии личности подростка является формирование у  него самосознания, потребности осознать себя как личность. У подростка возникает интерес к себе, своей внутренней жизни, потребность в самооценке. Он начинает всматриваться в самого себя, как бы открывает для себя своё «я», стремиться познать сильные и слабые стороны своей личности. Формирование самосознания накладывает свой отпечаток на всю психическую жизнь подростка, на характер учебной деятельности, взаимоотношений с людьми. Самосознание не означает отрыва от действительности и ухода во внутренний мир. Потребность самосознания возникает из потребностей жизни, практической деятельности. В связи с ростом интереса к коллективу у подростка возникает потребность оценить свои возможности, найти свое место в коллективе.

       Развитие  самосознания подростков начинается с  осознания ими своего поведения, затем - своих моральных качеств, характера, своих способностей. В первое время в основе самосознания подростка лежат суждения о нем других людей (коллектива, друзей, взрослых). Позднее они начинают сами анализировать и оценивать собственную личность. Сначала начинают осознаваться качества, связанные с выполнением учебной деятельностью (настойчивость, внимательность). Затем - качества, выражающие отношение к другим людям (сдержанность, чувство товарищества), позднее - качества, выражающие отношение к самому себе (самокритичность, скромность), и позднее - сложные, синтетические качества, выражающие многосторонние отношения         личности         (чувство         дома,         целеустремленность, принципиальность) [1].

       Решающее  значение для развития самосознания подростка имеет его жизнь в коллективе, где формируется у подростка верная самооценка. Возросшие требования к поведению и учебной деятельности подростка, стремление найти свое место в коллективе помогают развитию самосознания. Поэтому у подростка возникает стремление к самовоспитанию, к сознательному и целеустремленному развитию у себя положительных качеств и торможению, преодолению отрицательных черт, устранению своих недостатков.

       Важная  особенность подросткового возраста это формирование чувства взрослости как субъективного переживания отношения к самому себе как к взрослому, переживание готовности подростка жить в коллективе взрослых в качестве полноценного и равноправного участника этой жизни. Формирование взрослости наблюдается в социально-моральной сфере, в интеллектуальной деятельности, в интересах, в элементах романтических отношений (подражание взрослым), в характере развлечений, во внешнем облике и манере поведения. Это чувство выражается в отношении подростка к себе как к взрослому и желании объективно утвердить свою взрослость. Он претендует на такое же отношение к нему окружающих, проявляет желание отстаивать свои взгляды и убеждения, несмотря на противодействие взрослых.

Информация о работе Коррекция отклоняющегося поведения подростков