Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2011 в 07:24, курсовая работа
Исходя из вышесказанного, целью курсовой работы является изучение факторов становления личности девиантных подростков.
Задачи курсовой работы:
1. рассмотреть теоретическое обоснование девиантного поведения,
2. исследование особенностей становления личности девиантных подростков,
3. разработка рекомендаций по коррекции девиантного поведения современных школьников подросткового возраста.
ВВЕДЕНИЕ..................................................................................................3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ОТКЛОНЯЮЩЕГОСЯ ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ
1.1 Психолого-педагогические особенности подростков в как фактор развития девиаций поведения.................................................................................5
1.2 Сущность отклоняющегося поведения...............................................14
1.3 Видовая характеристика отклоняющегося поведения......................19
ГЛАВА 2. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОРРЕКЦИИ ОТКЛОНЯЮЩЕГОСЯ ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ
2.1 Причины отклоняющегося поведения подростков............................24
2.2 Коррекция отклоняющегося поведения детей подросткового возраста.............................................................................................................
2.3 Выработка рекомендаций по работе с подростками...................
ЗАКЛЮЧЕНИЕ...................................................................................
ЛИТЕРАТУРА
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ...............
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ОТКЛОНЯЮЩЕГОСЯ ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ
1.1
Психолого-педагогические особенности
подростков в как фактор развития девиаций
поведения.....................
1.2
Сущность отклоняющегося поведения.....................
1.3
Видовая характеристика отклоняющегося
поведения.....................
ГЛАВА 2. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОРРЕКЦИИ ОТКЛОНЯЮЩЕГОСЯ ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ
2.1
Причины отклоняющегося поведения подростков....................
2.2
Коррекция отклоняющегося поведения детей
подросткового возраста......................
2.3 Выработка рекомендаций по работе с подростками...................
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.............
ЛИТЕРАТУРА
ВВЕДЕНИЕ
Общество всегда уделяет особое внимание проблеме поведения людей, которое не соответствует общепринятым или официально установленным социальным нормам. Непреходящая актуальность проблемы девиантного поведения обусловила возникновение в рамках психологии особого направления - психологии девиантного поведения.
В последнее время в связи с общесистемным кризисом нашего общества интерес к проблеме отклоняющегося поведения значительно возрос, что обусловило необходимость более тщательного исследования причин, форм, динамики отклоняющегося поведения, поиска более эффективных мер социального контроля.
Следует отметить, что в рамках современной отечественной науки имеются традиции организации практической деятельности с девиантными детьми и подростками. Так, в 30-е годы особенно успешно развивалось социально-педагогическое направление в социальной и коррекционно-реабилитационной работе, представленное такими талантливыми педагогами, как А.С. Макаренко и С.Т. Шацкий. В своих опытно-экспериментальных работах они, по сути дела, заложили и развили основные принципы, методы и содержание социальной педагогики, социально-психологической работы с детьми и подростками, в том числе и трудновоспитуемыми, где важнейшим фактором воспитательной и коррекционно-реабилитационной работы выступает созданная и организованная педагогом воспитывающая среда. При этом С.Т. Шацкий создавал такую среду в открытом социуме по месту жительства, а А.С. Макаренко – в детской колонии.
В то же время в трудах выдающихся отечественных психологов Л.С. Выготского и П.П. Блонского и их последователей заложены основы возрастной психологии, позволяющей понять особенности психического развития детей на разных возрастных этапах, включая кризисные периоды развития.
Психология девиантного поведения, как и многие другие отрасли психологической науки, прошла путь от чисто умозрительных построений к научно-экспериментальному решению этой острой социальной проблемы.
Сегодняшняя социальная ситуация характеризуется ростом числа правонарушений, совершаемых подростками. Общественная актуальность обозначения причин этого явления делает целесообразным глубинный анализ такого социального явления. Именно в этом возрасте происходит окончательное формирование личностных качеств, следовательно, изучение особенностей становления личности подростков с отклоняющимся поведением играет важную роль в педагогическом процессе.
Исходя из вышесказанного, целью курсовой работы является изучение факторов становления личности девиантных подростков.
Задачи курсовой работы:
1. рассмотреть теоретическое обоснование девиантного поведения,
2. исследование особенностей становления личности девиантных подростков,
3. разработка рекомендаций по коррекции девиантного поведения современных школьников подросткового возраста.
Объект исследования – девиантное поведение подростков.
Предмет исследования – личностные качества подростков с элементами отклоняющегося поведения.
Методы исследования:
-
на теоретическом уровне: метод
теоретического анализа,
-
на эмпирическом уровне: тестирование,
наблюдение, беседа, опрос, изучение массового
и индивидуального педагогического опыта.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ОТКЛОНЯЮЩЕГОСЯ ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ
1.1
Психолого-педагогические
особенности подростков
в как фактор развития
девиаций поведения
Подростковым
принято считать период от 11 до 16
лет. Этот период обусловлен не только
качественными навыками и полезным
изменениями в организме
Главное содержание этого возраста составляет его переход от детства к взрослости, поэтому иногда подростковый возраст называют переходным или переломным. Все стороны развития в это время подвергаются качественной перестройке, возникают и формируются новые психологические образования.
Переход от детства к взрослости пронизывает все стороны развития подростка и его анатомо-физиологическое, и интеллектуальное, и нравственное развитие, и все виды его деятельности. Изменяются условия жизни ученика, что приводит к перестройке психики. Меняется их общественная позиция, положение в коллективе.
Происходит перестройка всего организма подростка, что отражается в некоторых психологических особенностях. Прежде всего, следует отметить, что это период интенсивного и в то же время неравномерного физического развития, происходит усиленный рост тела, совершенствуется мускульный аппарат, идет интенсивный процесс окостенения скелета. Мы сами наблюдали, каким угловатым и нескладным выглядит подросток. Это объясняется неравномерным физическим развитием: рост скелета и конечностей в длину происходит интенсивно, а грудная клетка отстает в развитии. Это вызывает психологические проявления: ребенок стесняется своего угловатого тела, старается замаскировать свою нескладность, принимая неестественные позы, или грубостью пытается отвлечь внимание от своей внешности. Поэтому насмешка в отношении его фигуры, позы вызывают очень часто бурную реакцию ребенка [37].
Самым важным фактом физического развития в подростковом возрасте является половое созревание, начало функционирования половых желез. Поэтому в связи с этим естественно появление полового влечения и соответствующих мыслей, чувств, интереса к противоположному полу. Поэтому физическое развитие влияет на психологические особенности подросткового возраста, выражающиеся в неуравновешенности характера, быстрых и частых сменах настроения, следовательно, нужно учитывать при организации учебно-воспитательной работы эти возрастные особенности ребенка.
В подростковом возрасте происходит не только физическое созревание, но и созревание личности, которое осуществляется под влиянием окружающей действительности, в процессе учебно-воспитательной работы школы под руководством воспитателей, учителей и коллектива [37].
В мечтах подростки проектируют свою будущую жизнь, профессию. Именно в мечте воплощается идеал, к которому они стремятся. Мечты подростков говорят о том, что они стремятся участвовать в жизни страны, в общественной деятельности, но моральные понятия и убеждения подростка формируются часто стихийно, под влиянием неверно понятых фактов, книг, самостоятельного анализа поведения взрослых, поэтому могут быть ошибочными. Поэтому подросток может заблуждаться и следовать чуждым нам по духу моральным принципам.
Содержание нравственных понятий подростков исследовал Л. Н. Десев, который выявил, что понимание подростками нравственных категорий часто носит поверхностный характер [47].
Психологи исследовали отношения между складывающимися у подростков убеждениями, идеями, понятиями, с одной стороны, и их поступкам, поведением - с другой. А. Л. Малиованов выделил 4 группы подростков:
1)
подростки, которые
2) подростки, у которых совпадал низкий уровень развития их нравственных понятий и поведения;
3)
единичные учащиеся (лицемеры, демагоги)
отличались хорошим знанием
4)
подростки, которые ещё не
Поэтому задача учителя - умело преодолевать неправильные взгляды, разъяснять существо дела, рассеивать заблуждения подростков. Значительное развитие в подростковом возрасте умственных способностей, логического мышления поможет разъяснить подростку соответствующую идею, мысль. Подросток способен понять аргументацию, согласиться с разными доводами. Но с другой стороны, критические тенденции заставляют его отвергать доводы взрослых. Поэтому учитель должен уметь представить положение в ясной, бесспорной для подростка форме; взрослый должен показать, что рассчитывает на его понимание. У подростка тогда возникает желание оправдать эти надежды, быть достойным такого отношения.
Одним из важных моментов в развитии личности подростка является формирование у него самосознания, потребности осознать себя как личность. У подростка возникает интерес к себе, своей внутренней жизни, потребность в самооценке. Он начинает всматриваться в самого себя, как бы открывает для себя своё «я», стремиться познать сильные и слабые стороны своей личности. Формирование самосознания накладывает свой отпечаток на всю психическую жизнь подростка, на характер учебной деятельности, взаимоотношений с людьми. Самосознание не означает отрыва от действительности и ухода во внутренний мир. Потребность самосознания возникает из потребностей жизни, практической деятельности. В связи с ростом интереса к коллективу у подростка возникает потребность оценить свои возможности, найти свое место в коллективе.
Развитие самосознания подростков начинается с осознания ими своего поведения, затем - своих моральных качеств, характера, своих способностей. В первое время в основе самосознания подростка лежат суждения о нем других людей (коллектива, друзей, взрослых). Позднее они начинают сами анализировать и оценивать собственную личность. Сначала начинают осознаваться качества, связанные с выполнением учебной деятельностью (настойчивость, внимательность). Затем - качества, выражающие отношение к другим людям (сдержанность, чувство товарищества), позднее - качества, выражающие отношение к самому себе (самокритичность, скромность), и позднее - сложные, синтетические качества, выражающие многосторонние отношения личности (чувство дома, целеустремленность, принципиальность) [1].
Решающее значение для развития самосознания подростка имеет его жизнь в коллективе, где формируется у подростка верная самооценка. Возросшие требования к поведению и учебной деятельности подростка, стремление найти свое место в коллективе помогают развитию самосознания. Поэтому у подростка возникает стремление к самовоспитанию, к сознательному и целеустремленному развитию у себя положительных качеств и торможению, преодолению отрицательных черт, устранению своих недостатков.
Важная
особенность подросткового
Информация о работе Коррекция отклоняющегося поведения подростков