Социальные сети и подростки

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2012 в 13:46, курсовая работа

Описание работы

Подростковый возраст — возраст общения, возраст наибольшего стремления к получению одобрения со стороны сверстников и той группы, которая является значимой для подростка. Многие свои представления о социальных ролях и жизненных ценностях подростки получают именно отсюда. Подростки живут в мире разнообразных ролей, предлагаемых многочисленными группами — семьей, друзьями, социальными институтами и др. Современная Интернет-среда, являясь, по сути, тоже социальной «виртуальной» средой, позволяет подростку реализовать те роли, проигрывание которых в реальной жизни представляется для него затруднительным, но в «проживании» этой роли подросток испытывает необходимость, чтобы либо принять, либо отвергнуть те ценности, установки и идеалы, которые эта роль подразумевает. Очень популярными среди подростков являются «on-line социальные сети». Именно в сетях отражаются реальные интересы современных подростков, идет активный обмен информацией, так как там они не подвластны контролю со стороны взрослых. Дети используют веб-узлы социальных сетей для общения как с детьми из других частей мира, так и с теми, кого каждый день встречают в школе.

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word (2).docx

— 86.33 Кб (Скачать)

Введение 

    Подростковый  возраст — возраст общения, возраст  наибольшего стремления к получению  одобрения со стороны сверстников  и той группы, которая является значимой для подростка. Многие свои представления о социальных ролях  и жизненных ценностях подростки  получают именно отсюда. Подростки живут в мире разнообразных ролей, предлагаемых многочисленными группами — семьей, друзьями, социальными институтами и др. Современная Интернет-среда, являясь, по сути, тоже социальной «виртуальной» средой, позволяет подростку реализовать те роли, проигрывание которых в реальной жизни представляется для него затруднительным, но в «проживании» этой роли подросток испытывает необходимость, чтобы либо принять, либо отвергнуть те ценности, установки и идеалы, которые эта роль подразумевает. Очень популярными среди подростков являются  «on-line социальные сети». Именно в сетях отражаются реальные интересы современных подростков, идет активный обмен информацией, так как там они не подвластны контролю со стороны взрослых.  Дети используют веб-узлы социальных сетей для общения как с детьми из других частей мира, так и с теми, кого каждый день встречают в школе. А для многих из них социальные сети является необходимым условием для жизни, многие школьники уже не представляют свое существование без   интернета. Младшие подростки испытывают потребность в общении со сверстниками, во множестве контактов, новых знакомств, возможности обмениваться информацией. Эту потребность они реализуют через так называемые «чаты», или разговоры текстом через Интернет, различного типа гостевые книги и доски объявлений и электронную почту. Многих привлекает возможность общаться от разных лиц (бесплатный электронный адрес можно зарегистрировать на любую вымышленную фамилию и имя), многие подростки компенсируют в Интернете недостаток общения в повседневной жизни, используют Сеть как способ самоутверждения. Социальные сети становятся досугом детей, что, безусловно, отнимает огромное количество времени от основных занятий (учение уроков, посещение секций, общение со сверстниками). Даже занимаясь учебным процессом в школе, школьники не покидают интернет-среду, что негативно может сказаться на процессе обучения. Данные проблемы современного информационного общества послужили написанием нашей курсовой работы по теме «Влияние социальных сетей на поведение младшего подростка в классном коллективе».

  Объект  исследования: школьник младшего подросткового возраста

  Предмет исследования: влияние социальной сети на  поведение младшего подростка в классе.

  Цель исследования: выявить влияние социальных сетей на поведение младшего подростка в классном коллективе.

  Гипотеза исследования: социальные сети оказывают положительное влияние на поведение младших подростков в классном коллективе.

      Задачи исследования:

  1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.
  2. Раскрыть понятие «социальная сеть», рассмотреть ее виды.
  3. Изучить возрастные аспекты взаимодействия младшего подростка с интернетом.
  4. Рассмотреть мотивацию пользователей  социальных сетей.
  5. Провести экспериментальное исследование по влиянию социальных сетей на поведение младшего подростка в классном коллективе.
 

Методы  исследования: социометрический метод, наблюдение, анкетирование, количественная и качественная обработка результатов исследования.

  База исследования: МОУ СОШ № 9 г.Архангельск. 

Глава 1. Социальная сеть как феномен современной культуры

    1. Понятие, сущность социальной сети, ее виды
 

     Интернет  является огромной зоной коммуникации людей. Телекоммуникации с помощью  социальных  сетей  - принципиально новый пласт социальной реальности.

     В эпоху WEB 2.0 понятие «социальная сеть»  прочно влилось в список наиболее распространенных и используемых интернет-терминов. Однако далеко не все пользователи Всемирной Паутины знают, что оно существовало задолго до появления Интернета[12].

В 1954 году в одной из своих работ его  впервые употребил социолог Джеймс Барнс. В настоящее время ученые-социологи  понимают под социальной сетью социальную структуру, состоящую из группы связанных  узлов (т.н. «акторов»), каждый из которых занимает определенную позицию в обществе. Под акторами понимаются социальные объекты: люди или организации. При этом в любой социальной сети происходит непрерывный обмен материальными, информационными и эмоциональными ресурсами[2].

Социальные  сети в интернете представляют собой  ресурсы, объединяющие людей в соответствии с целями и интересами, моделирующие онлайн-аналоги реальной жизни. Связь осуществляется посредством сервиса внутренней почты или мгновенного обмена сообщениями.

    Для любой социальной сети характерно наличие  у каждого пользователя своего «профиля»  с некоторой информацией персонального  характера, а также создание и  развитие групп «друзей» (причем это  именно «друзья по интересам», а  не «друзья» в традиционном смысле этого слова). Самые популярные социальные сети «ВКонтакте.ру», «Одноклассники», «Мой мир». Эти сайты сочетают в себе много качеств, притягивающих молодых пользователей[1].

По мнению исследователей,  социальные   сети  являются основной причиной, по которой сегодня растет количество времени, проводимого в интернете. Социальные   сети  дают возможность человеку присоединяться к разнообразным социальным сообществам. Список групп, в которые включен пользователь, его активность в обсуждениях также является неотъемлемой частью его виртуального образа и многое говорит о жизни человека, о его мировоззрении.

   В настоящее время существуют различные  виды социальных сетей:

1)Вконтакте- это социальная сеть, помогающая людям общаться с друзьями, коллегами, близкими. С помощью сайта В Контакте.ру пользователь всегда может найти людей, с которыми он когда-либо учились, работали или отдыхали, больше узнать о людях, с которыми он общается, найти новых друзей по всему миру, всегда оставаться в контакте с теми, кто ему дорог, а также скачать музыку, видео и аудио материалы, картинки и фотографии, выложенные пользователями. Ежедневно сайт ВКонтакте посещают более 5 миллиона человек. По заявлению создателей сайта В Контакте.ru - это сайт для всех и каждого, независимо от того, где проживает пользователь сайта, сколько ему лет.

Возможности сервиса «ВКонтакте»:

  • Поиск других пользователей по любым данным анкеты, например, имени/фамилии, дате рождения, городу проживания, учебным заведениям.
  • Добавление друзей.
  • Обмен текстовыми сообщениями. Общаться таким образом можно со всеми пользователями.
  • Размещение фотографий, аудиозаписей и видеороликов
  • «Мои заметки» — личные блоги пользователей «ВКонтакте»
  • Сервис «Мои группы» позволяет создавать сообщества по интересам. В группе общение чем-то напоминает форум. Вступив в группу, вы можете приглашать туда других пользователей вКонтакте.
  • «Мои встречи» — эта функция позволяет, организуя встречу, пригласить туда своих друзей.
  • «Мои новости» позволяют видеть все обновления профилей ваших друзей в контакте
  • «Мои закладки» позволяют занести в закладки людей, группы, встречи которые вам интересны, но в которые вы не хотите вступать или людей которых вы не хотите добавлять в друзья.
  • «Мой мнения» новый сервис. При включенном сервисе, ваши друзья могут оставлять анонимные мнения о вас.

На личной  странице пользователя представлена информация об  его интересах: любимые фильмы, музыка, книги, места отдыха и пр. Это дает возможность составить  «портрет» пользователя на этапе  предварительного просмотра страницы и добавить себе друга с учетом общих интересов, в том числе  и читательских.

2)Facebook- это социальная сеть, основу которой составляют группы , в которые объединяются участники сайта по разным принципам: региональному, организационному, по интересам и т.п. Каждая группа имеет свои доски обсуждений, напоминающие старые форумы и календарь событий. У групп могут быть разные уровни доступа, с помощью которых можно создать закрытое сообщество. Долгое время сайт оставался закрытой социальной сетью студентов. Чтобы стать членом сообщества требовалось не просто учиться в американском колледже или университете, но и иметь адрес электронной почты, выданный учебным заведением. Однако, позже сайт сменил концепцию, став платформой для веб-приложений.

3)Мой мир- это Социальная сеть, основной целью которой являлось стать центральной точкой, которая объединит всю социальную активность пользователя в Интернете. С помощью сети Мой Мир можно найти бывших одноклассников, однокурсников и коллег по работе. Проект также помогает находить новых друзей по различным интересам или по другим параметрам. Старых и новых друзей пользователь может включить в свою социальную сеть, чтобы не терять их из виду и всегда быть в курсе того, что с ними происходит.

4)Одноклассники- это социальная сеть, которая служит для поиска одноклассников, однокурсников и бывших выпускников. Социальная сеть является аналогом или последователем сайта Classmates.com. Сайт предназначен для поиска и переписки с бывшими одноклассниками, сокурсниками, сослуживцами и коллегами по работе[4].

     Таким образом, можно сделать вывод, что  главные  преимущества социальных сетей  являются возможность пользователей заявлять о своих интересах, и разделять их с окружающими. И это дает основания утверждать, что  социальные   сети  являются не только средством для общения, но и мощным маркетинговым инструментом, более того, исследователи полагают, что вскоре они станут необходимым инструментом для ведения деятельности.  Социальные   сети  служат площадкой для неформального общения, помогают создавать новую музыку, служат серьезным инструментом для поиска сотрудников и партнеров[3]. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    1. История возникновения социальной сети

   Интернет является, в первую очередь, средой, которая служит для оптимизации общения между людьми. Формы его могут быть самыми разными – переписка по электронной почте, через конференции и форумы, мгновенный обмен сообщениями в чатах и при помощи интернет-пейджеров, IP-телефония, видеозвонки и т.д. Поисковые системы, хостинги персональных страниц, медиаконтента и файлов, пиринговые службы и другие сервисы также обслуживают в первую очередь процесс удаленного взаимодействия между людьми. Для придания общению в Интернете новых граней и новых возможностей был придуман новый сетевой инструмент – социальные сети[24].

     Созданием социальных сетей человечество занимается с первобытных времен. Но научное  осмысление социальных связей началось в начале 20-го века благодаря психологу  и философу Джекобу Леви Морено. Обобщив свой опыт работы в женском колледже, исправительной колонии и психиатрической лечебнице, он заметил: психологическое благополучие личности зависит от ее места в системе межличностных отношений, а это место определяется взаимными симпатиями и антипатиями, интересами и совместным опытом. В итоге Морено разработал метод социометрии. Он признан прародителем Psybernet, виртуальной сети контактов и основателем научного подхода к персональным контактам[1].

   Но  сам термин «социальная сеть»  был веден в 1954 году социологом из Манчестерской   школы Джеймсом Барнсом в статье «Классы и собрания в норвежском островном приходе». Этим понятием он выразил мысль, что общество – это не что иное, как сложное переплетение взаимоотношений. А уже в 70-е годы этой теме посвящали целые книги ученые со всего света. Однако основы теории  социальных   сетей  были положены тремя годами раньше учеными Рэйем Соломоноффым (Ray Solomonoff) и Анатолием Рапопортом (Anatol Rapoport). Классическое определение  социальной   сети  звучит так -  социальная  структура, состоящая из группы узлов, которыми являются социальные объекты, и связей между ними. В качестве узлов выступают люди или организации, а в качестве связей - их взаимоотношения. Первые  социальные   сети  в интернете появились в конце прошлого века, но применить к ним определение, существовавшее уже в 50-х годах XX века, ученые и социологи догадались лишь несколько лет назад. По большому счету,  социальная   сеть  в интернете - это набор программных средств, позволяющий участникам проекта реализовывать  социальные  связи и взаимодействовать на их основе[14].

Информация о работе Социальные сети и подростки