Социальная реабилитация подростков с отклоняющимся поведением

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Февраля 2012 в 12:06, дипломная работа

Описание работы

Факт отклоняющегося поведения подростков есть реальность, с которой практически каждый день сталкиваются педагоги, родители и другие социальные структуры, которые работают в данном направлении. Актуален как никогда стал комплекс проблем воспитания подростков с асоциальным поведением, изучение его структуры и динамики, определение путей и средств своевременной социально – педагогической реабилитации проявлений девиантности, деликвентности, агрессии и других негативных качеств.

Содержание

Введение........... ...........3
Глава I. Исследование проблемы социально педагогической
реабилитации подростков девиантного поведения
1 .1 Характеристика понятия «подростки девиантного поведения"……
1.2 Условия социально-педагогической реабилитации подростков девиантного поведения………………………………………………..
1.3????.......
Глава II. Социально-педагогическая реабилитации подростков
девиантного поведения в условиях общеобразовательного учреждения
2.1. Организация работы по социально-педагогической реабилитации подростков девиантного поведения в общеобразовательном учреждении.
2.2. Реа­билитация подростков девиантного поведения в условиях
общеобразова­тельного учреждения Советского профессионального колледжа
2.3.Оценка успешности деятельности соц. педагога в реабилитации
подростков с девиантным поведением в условиях образовательного учреждения
Заключение
Список использованной литературы
Приложения

Работа содержит 1 файл

Девиации диплом 1.doc

— 841.00 Кб (Скачать)

В.А. Никитин определяет социализацию как процесс усвоения соци­ального опыта заключается  в том, чтобы дать индивиду представление о социальных нормах, ролевых предписаниях, но и перевести их во внут­ренний план, превратить во внутренние поведенческие регуляторы (146).

Социальная дезадаптация - процесс обратимый, й в задачи превен­тивных служб входит не только предупреждений отклонений в психосоциальном развитии детей и подростков, но и организации процесса ресоциализации и социальной реабилитации дезадаптированных подрост­ков.

Рассмотрим диагностически значимые признаки социальной деза­даптации.

Учитывая "трудно доступность" мотивов для педагогического на­блюдения, а также неустойчивость и слабую дифференцированность асоциальных мотивов в подростковом возрасте, вряд ли стоит замыкаться лишь на изучении нравственно-мотивационной сферы (14).

B.C. Агапов указывает на то, что при выборе диагностически значи­
мых              признаков социальной дезадаптации подростков необходимо
исходить из анализа общего уровня социального развития подростка и при
этом руководствоваться следующими принципами (7).

1.            Принцип доступности для наблюдения, осуществляемого в про­цессе воспитательно-профилактической работы, поскольку этот метод является основным при изучении личности трудновоспитуемого учащегося теми лицами, которые непосредственно работают с ним.

2.            Эти признаки должны быть ориентированы не на одноразовые, одномоментные срезы, выявляющие сиюминутные личностные проявле­ния, а на длительное и глубокое изучение, которое способно дать более полное и объективное представление о личности трудновоспитуемых под­ростков, и что очень важно, выявить негативные тенденции его социального развития.

3.            Учитывая, что процесс формировании личности, процесс ее со­циального развития, социализации обуславливаются самыми разнообразными факторами, включая как целенаправленны воспитательные усилия семьи, школы и т.д., так и стихийные, неорганизованные, трудно контролируемые влияния ближайшего окружения, необходимо, чтобы диаг­ностически значимые критерии и признаки отражали не только особенности поведения учащихся в условиях школьного учебно-воспитательного про­цесса, но и распространялись и на другие каналы и институты социализации.

4.            Диагностически значимые показатели должны отражать как функциональную, так и содержательную сторону процесса социализации процесса усвоения подростками социального опыта, ценностно-нормативного представления, т.е. учитывать какие социальные институты играют доминирующую роль в формировании личности подростка, и что при этом составляет содержание усвояемого социального опыта.

5.            При оценке содержания усваиваемого опыта важно выявить, как происходит формирование личности, в таких основных сферах социали­зации, как ""человек и профессия", "человек и общество" и т.д. А также формирование механизмов саморегуляции, способности к самооценке, к са­мокритичности, 'эмоционально-волевые и поведенческие характеристики и проявления.

Учитывая выше изложенные принципы, исходя из критериев соци­альной дезадаптации были выделены следующие эмпирические признаки, позволившие путем экспертного оценивания выявить диагностически зна­чимые показатели уровня социального развития подростков:

1. Наличие положительно ориентированных жизненных планов и профессиональных намерений.

2.     Степень сознательности и дисциплинированности по отношению к учебной деятельности.

3.     Уровень развития знаний, навыков, умений (спортивных, трудо­вых, творческих). Разнообразие и глубина полезных интересов.

4.     Адекватное отношение к педагогическим воздействиям, оказы­ваемым взрослыми.

5.     Коллективистские проявления, способность считаться с коллек­тивными интересами, уважать нормы коллективной жизни.

6.     Способность критически, в соответствие с нормами морали и пра­ва оценивать поступки окружающих, друзей, сверстников, одноклассников.

7.     Самокритичность, наличие навыков самоанализа.

8.     Внимательное, чуткое отношение к окружающим, способность к сопереживанию, эмпатия.

9.     Волевые качества. Невосприимчивость к дурному влиянию. Спо­собность самостоятельно принимать решения и преодолевать трудности при их выполнении.

10.Внешняя картина поведения (подтянутый внешний вид, аккурат­ность, речь, вежливость) 11.Преодоление и отказ от дурных привычек и форм асоциального поведения (употребление алкоголя, курение, употребление нецен­зурных выражений).

3.              Социально-психологические особенности личности подрост­ка, характеризующиеся социальной дезадаптацией (24).

Эта задача тесно связана с проблемой социального развития, которая по сути дела, лишь обозначена в нашей литературе (А.В. Петровский) и практически не исследована ни в теории, ни в эмпирическом плане.

Следовательно, прежде чем говорить о личностной социально-педагогической диагностике, необходимо определиться с диагностикой зна­чимых социально-педагогических параметров социального развития, подчиняющихся превентивному диагностическому исследованию:

уровень социального развития, основные диагностические признаки которого определяются сферами социализации индивида (сфера труда, общения, познания, самоопределения, самопознания) уровень склонности и возможности усвоения профессиональных навыков различных социально- характеристик направленности личности  (ценностные ориентации и социальные установки, ценно­стно-нормативные представления) играющих очень большую роль в подростковом возрасте, так как они регулируют восприятие и оценку окружающих людей, социальных норм, моральных ценностей, уровень самооценки и ожидаемых оценок индивида, то, что

относится к механизмам саморегуляции поведения подростков и откло­няющегося поведения в первую очередь.

Исследование социальной ситуации, провоцирующей дезадаптацию подростков. Эта социальная ситуация представлена, как правило, неблаго­приятно складывающимися детско-родительскими отношениями, атмосферой семьи, характеристикой личностных отношений социальным, подростка в сфере сверстников, школьной атмосфере, со­циально-психологическим климатом. Первое что необходимо  подростку, это приобретение  востребованной профессии, построение жизненных планов, повышение самооценки. Это очень много значит для молодого человека, чтобы найти себя в сциумеи е потерять своё «Я»…

.( Пусть это будет повторено во2 главе и в заключении…)

Здесь требуется применение совокупности социометрических методов: наблюдений, бесед, применение метода независимых характеристик и т.д.

Г.М. Андреев подчеркивает, что социально-педагогическая реабили­тация не занимается поиском виноватых в педагогической запущенности подростка, а поиском его преодоления. Процесс реабилитации может быть завершен только в том случае, если в подростке удается пробудить потреб­ность самосовершенствования, самовоспитания. Самовоспитание личности начинается с самоанализа, самокритичного отношения к себе (17).

Отдельной чертой социально запущенных подростков является де­формация их социальных связей; по степени влияния на первом месте для них оказываются неформальные криминогенные группы, которые имеют особую референтную значимость в глазах подростка, на нормы и ценности на которые прежде всего ориентируются "трудные".

Отсюда коррекция личности социально-дезадаптированного подро­стка наряду с другими задачами предполагает и переориентацию референтной группы подростка, выработку критического отношения к прежним кумирам и формирование новых поведенческих образцов и жиз­ненных принципов. Переориентация референтной группы может происходить как при помощи живого примера взрослых и сверстников, с которыми общается и взаимодействует подросток, так и на примере литературных героев и киногероев, судьбы которые заинтересовали несовершен­нолетних, вызвали желание подростков измениться.

Для того, чтобы создать социально-педагогические условия реаби­литации девиантного подростка, необходимо помнить, что для решения проблем нужно воспитание общей культуры личности. В этой связи важна разработка гибких технологий воспитания общей культуры старшеклассни­ков, представляющих собой корректное вмешательство в личностный суверенитет. Для этого, безусловно, необходимо знание личности и ее су­щественных характеристик (интересов, мотивов, запросов). Информация о запросах (локализованных интересах) старшеклассников должна учиты­ваться в организации воспитательных воздействий. Диагностика интересов подростков и их ориентация на среду (учреждения, организации и т.д.), где интересы могут быть удовлетворены даст возможность для научно-обоснованных изменений среды, направленных на воспитание общей куль­туры. Кроме того, знания запросов позволяют спрогнозировать их развитие и целенаправленно воздействовать на развитие культуры личности.

Исследования показывают, что диагностика запросов характеризу­ет отношение подростков с социумом. Сегодня молодой человек хотел бы быть грамотным, информированным, способным добывать знания, он стре­миться к продуктивным видам деятельности; считает важным разбираться в политической и экономической жизни страны; хотел бы быть доброжела­тельным, научиться общаться с людьми; быть успешным в каком-либо виде деятельности.

Однако не верно полагать, что этот процесс может быть обеспечен традиционными методиками дидактики, ставящими своей целью передачу социального опыта в виде знаний, умений, навыков. Практика показывает, что такие знания часто представляют собой своеобразный "окаменевший" блок, который трудно использовать в повседневной жизни: знания об исскусстве не становятся средством общения; информированность об этике слабо сказывается на поведении девиантиых подростков. Кроме того, спра­ведливо будет сделать упрек школе в ее некоторой оторванности от окружающей жизни, что в значительной мере осложняет взаимодействие школьников с социумом.

В этом процессе реабилитации, специфическими будут средства, методы и формы воспитательных воздействий. Формы весьма разнообраз­ны: от традиционных до тренинговых, связанных с "проигрыванием" ситуаций, примериванием программы поведения, социальных ролей, ана­лизом условий, обеспечивающих успех.

* Задача общества, и в частности педагогов, психологов, медиков соз­дать условия для нормальной социально-педагогической адаптации и реабилитации подростков девиантного поведения. То есть оптимизировать взаимоотношения между личностью и социумом, сблизить цели их деятель­ности, ценностных ориентации, способствовать усвоению индивидом норм и традиций общества, вхождению подростка в его ролевую структуру.

М.Р. Битянова указывает, что условия влияния факторов социума разнообразны, это обогащает жизнь подростков, открывает перед ними множест­во возможностей для самоутверждения, для развития своих потребностей и способностей, для проявления активности. Когда же эти условия влияния оказываются противоречивыми, - бремя выбора ценностей, ориентации ло­жится на плечи маленького человека. И в настоящее время, когда общество обращается к общечеловеческим ценностям, в центр внимания попадает личность, человек со своим неповторимым психологическим содержанием,

со своими потребностями, идеалами, способностями, настроениями (32).

З.И. Васильева в своей работе "Воспитание убеждением..." подчер­кивает, что все воспитание можно рассматривать как одну из важнейших форм взаимосвязи между обществом и личностью.

К первичному уровню этой взаимосвязи относится объективное взаимодействие человека и условий его бытия, его социальной среды. Сте­пень освоения человеком духовного потенциала. Созданного обществом зависит как от характера целенаправленного воспитания, так и от состояния практики, той социальной среды, в которой человек живет.

Вторичный уровень воспитания предполагает не замену объективно­го социального воздействия и не отрицание последнего, а скорее выявление в хаотическом процессе этого взаимодействия факторов. Наиболее благо­приятных для формирования личности. Усиление при помощи всей системы средств воспитание педагогической успешности этих факторов.

В.Г. Бочарова утверждает, что само понятие "личность" можно опре­делить как, прежде всего тот или иной социальный тип. В котором выражаются наиболее важные черты эпохи, нации, социальной группы. Вместе с тем, личность обладает относительной самостоятельностью и не­повторимостью по отношению к общественному целому. Социальный и индивидуальный момент личности. Это не две части целого, а противоречи­вое диалектическое единство общего и индивидуального (40).

Процесс перевоспитания, по А.И. Кочетову, включает в себя реше­ние следующих задач:

1.   Восстановительная, предполагающая восстановление тех социаль­ных качеств, которые преобладали у подростка до появления трудновоспитуем ости, обращение к памяти подростка о его добрых делах.

2.   Компенсирующая, заключающаяся в формировании у подростка стремления компенсировать тот или иной недостаток усиления деятельно­сти в той области, которую любит, в которой может добиваться быстрых успехов. Если подросток плохо учится, то можно преуспевать в спорте, тру­де и т.п.

 

3.    Стимулирующая функция направлена на активизацию положи­тельной общественно-полезной деятельности ученика, она осуществляется посредством осуждения или одобрения, т.е. небезразличного, эмоциональ­ного отношения к личности подростка, его поступкам.

4.                  Исправительная функция связана с исправлением отрицательного поведения  подростка и предполагает применение разнообразных методов по­ощрения, внушения, убеждения примера и т.д., связанных с коррекцией поведения (112).

В.Л. Найдин определяет основные принципы построения реабили­тационной программы следующим образом:

1.    Реабилитационные мероприятия должны быть комплексными, разносторонними, но однонаправленными (единство методов воздействия),

2.    Реабилитационная программ должна быть индивидуализирова­на.

3.    Завершающим этапом процесса реабилитации должно стать включение подростка в деятельность и коллектив (23).

Информация о работе Социальная реабилитация подростков с отклоняющимся поведением