Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Февраля 2012 в 12:06, дипломная работа
Факт отклоняющегося поведения подростков есть реальность, с которой практически каждый день сталкиваются педагоги, родители и другие социальные структуры, которые работают в данном направлении. Актуален как никогда стал комплекс проблем воспитания подростков с асоциальным поведением, изучение его структуры и динамики, определение путей и средств своевременной социально – педагогической реабилитации проявлений девиантности, деликвентности, агрессии и других негативных качеств.
Введение........... ...........3
Глава I. Исследование проблемы социально педагогической
реабилитации подростков девиантного поведения
1 .1 Характеристика понятия «подростки девиантного поведения"……
1.2 Условия социально-педагогической реабилитации подростков девиантного поведения………………………………………………..
1.3????.......
Глава II. Социально-педагогическая реабилитации подростков
девиантного поведения в условиях общеобразовательного учреждения
2.1. Организация работы по социально-педагогической реабилитации подростков девиантного поведения в общеобразовательном учреждении.
2.2. Реабилитация подростков девиантного поведения в условиях
общеобразовательного учреждения Советского профессионального колледжа
2.3.Оценка успешности деятельности соц. педагога в реабилитации
подростков с девиантным поведением в условиях образовательного учреждения
Заключение
Список использованной литературы
Приложения
В.А. Никитин определяет социализацию как процесс усвоения социального опыта заключается в том, чтобы дать индивиду представление о социальных нормах, ролевых предписаниях, но и перевести их во внутренний план, превратить во внутренние поведенческие регуляторы (146).
Социальная дезадаптация - процесс обратимый, й в задачи превентивных служб входит не только предупреждений отклонений в психосоциальном развитии детей и подростков, но и организации процесса ресоциализации и социальной реабилитации дезадаптированных подростков.
Рассмотрим диагностически значимые признаки социальной дезадаптации.
Учитывая "трудно доступность" мотивов для педагогического наблюдения, а также неустойчивость и слабую дифференцированность асоциальных мотивов в подростковом возрасте, вряд ли стоит замыкаться лишь на изучении нравственно-мотивационной сферы (14).
B.C. Агапов указывает на то, что при выборе диагностически значи
мых признаков социальной дезадаптации подростков необходимо
исходить из анализа общего уровня социального развития подростка и при
этом руководствоваться следующими принципами (7).
1. Принцип доступности для наблюдения, осуществляемого в процессе воспитательно-профилактической работы, поскольку этот метод является основным при изучении личности трудновоспитуемого учащегося теми лицами, которые непосредственно работают с ним.
2. Эти признаки должны быть ориентированы не на одноразовые, одномоментные срезы, выявляющие сиюминутные личностные проявления, а на длительное и глубокое изучение, которое способно дать более полное и объективное представление о личности трудновоспитуемых подростков, и что очень важно, выявить негативные тенденции его социального развития.
3. Учитывая, что процесс формировании личности, процесс ее социального развития, социализации обуславливаются самыми разнообразными факторами, включая как целенаправленны воспитательные усилия семьи, школы и т.д., так и стихийные, неорганизованные, трудно контролируемые влияния ближайшего окружения, необходимо, чтобы диагностически значимые критерии и признаки отражали не только особенности поведения учащихся в условиях школьного учебно-воспитательного процесса, но и распространялись и на другие каналы и институты социализации.
4. Диагностически значимые показатели должны отражать как функциональную, так и содержательную сторону процесса социализации процесса усвоения подростками социального опыта, ценностно-нормативного представления, т.е. учитывать какие социальные институты играют доминирующую роль в формировании личности подростка, и что при этом составляет содержание усвояемого социального опыта.
5. При оценке содержания усваиваемого опыта важно выявить, как происходит формирование личности, в таких основных сферах социализации, как ""человек и профессия", "человек и общество" и т.д. А также формирование механизмов саморегуляции, способности к самооценке, к самокритичности, 'эмоционально-волевые и поведенческие характеристики и проявления.
Учитывая выше изложенные принципы, исходя из критериев социальной дезадаптации были выделены следующие эмпирические признаки, позволившие путем экспертного оценивания выявить диагностически значимые показатели уровня социального развития подростков:
1. Наличие положительно ориентированных жизненных планов и профессиональных намерений.
2. Степень сознательности и дисциплинированности по отношению к учебной деятельности.
3. Уровень развития знаний, навыков, умений (спортивных, трудовых, творческих). Разнообразие и глубина полезных интересов.
4. Адекватное отношение к педагогическим воздействиям, оказываемым взрослыми.
5. Коллективистские проявления, способность считаться с коллективными интересами, уважать нормы коллективной жизни.
6. Способность критически, в соответствие с нормами морали и права оценивать поступки окружающих, друзей, сверстников, одноклассников.
7. Самокритичность, наличие навыков самоанализа.
8. Внимательное, чуткое отношение к окружающим, способность к сопереживанию, эмпатия.
9. Волевые качества. Невосприимчивость к дурному влиянию. Способность самостоятельно принимать решения и преодолевать трудности при их выполнении.
10.Внешняя картина поведения (подтянутый внешний вид, аккуратность, речь, вежливость) 11.Преодоление и отказ от дурных привычек и форм асоциального поведения (употребление алкоголя, курение, употребление нецензурных выражений).
3. Социально-психологические особенности личности подростка, характеризующиеся социальной дезадаптацией (24).
Эта задача тесно связана с проблемой социального развития, которая по сути дела, лишь обозначена в нашей литературе (А.В. Петровский) и практически не исследована ни в теории, ни в эмпирическом плане.
Следовательно, прежде чем говорить о личностной социально-педагогической диагностике, необходимо определиться с диагностикой значимых социально-педагогических параметров социального развития, подчиняющихся превентивному диагностическому исследованию:
уровень социального развития, основные диагностические признаки которого определяются сферами социализации индивида (сфера труда, общения, познания, самоопределения, самопознания) уровень склонности и возможности усвоения профессиональных навыков различных социально- характеристик направленности личности (ценностные ориентации и социальные установки, ценностно-нормативные представления) играющих очень большую роль в подростковом возрасте, так как они регулируют восприятие и оценку окружающих людей, социальных норм, моральных ценностей, уровень самооценки и ожидаемых оценок индивида, то, что
относится к механизмам саморегуляции поведения подростков и отклоняющегося поведения в первую очередь.
Исследование социальной ситуации, провоцирующей дезадаптацию подростков. Эта социальная ситуация представлена, как правило, неблагоприятно складывающимися детско-родительскими отношениями, атмосферой семьи, характеристикой личностных отношений социальным, подростка в сфере сверстников, школьной атмосфере, социально-психологическим климатом. Первое что необходимо подростку, это приобретение востребованной профессии, построение жизненных планов, повышение самооценки. Это очень много значит для молодого человека, чтобы найти себя в сциумеи е потерять своё «Я»…
.( Пусть это будет повторено во2 главе и в заключении…)
Здесь требуется применение совокупности социометрических методов: наблюдений, бесед, применение метода независимых характеристик и т.д.
Г.М. Андреев подчеркивает, что социально-педагогическая реабилитация не занимается поиском виноватых в педагогической запущенности подростка, а поиском его преодоления. Процесс реабилитации может быть завершен только в том случае, если в подростке удается пробудить потребность самосовершенствования, самовоспитания. Самовоспитание личности начинается с самоанализа, самокритичного отношения к себе (17).
Отдельной чертой социально запущенных подростков является деформация их социальных связей; по степени влияния на первом месте для них оказываются неформальные криминогенные группы, которые имеют особую референтную значимость в глазах подростка, на нормы и ценности на которые прежде всего ориентируются "трудные".
Отсюда коррекция личности социально-дезадаптированного подростка наряду с другими задачами предполагает и переориентацию референтной группы подростка, выработку критического отношения к прежним кумирам и формирование новых поведенческих образцов и жизненных принципов. Переориентация референтной группы может происходить как при помощи живого примера взрослых и сверстников, с которыми общается и взаимодействует подросток, так и на примере литературных героев и киногероев, судьбы которые заинтересовали несовершеннолетних, вызвали желание подростков измениться.
Для того, чтобы создать социально-педагогические условия реабилитации девиантного подростка, необходимо помнить, что для решения проблем нужно воспитание общей культуры личности. В этой связи важна разработка гибких технологий воспитания общей культуры старшеклассников, представляющих собой корректное вмешательство в личностный суверенитет. Для этого, безусловно, необходимо знание личности и ее существенных характеристик (интересов, мотивов, запросов). Информация о запросах (локализованных интересах) старшеклассников должна учитываться в организации воспитательных воздействий. Диагностика интересов подростков и их ориентация на среду (учреждения, организации и т.д.), где интересы могут быть удовлетворены даст возможность для научно-обоснованных изменений среды, направленных на воспитание общей культуры. Кроме того, знания запросов позволяют спрогнозировать их развитие и целенаправленно воздействовать на развитие культуры личности.
Исследования показывают, что диагностика запросов характеризует отношение подростков с социумом. Сегодня молодой человек хотел бы быть грамотным, информированным, способным добывать знания, он стремиться к продуктивным видам деятельности; считает важным разбираться в политической и экономической жизни страны; хотел бы быть доброжелательным, научиться общаться с людьми; быть успешным в каком-либо виде деятельности.
Однако не верно полагать, что этот процесс может быть обеспечен традиционными методиками дидактики, ставящими своей целью передачу социального опыта в виде знаний, умений, навыков. Практика показывает, что такие знания часто представляют собой своеобразный "окаменевший" блок, который трудно использовать в повседневной жизни: знания об исскусстве не становятся средством общения; информированность об этике слабо сказывается на поведении девиантиых подростков. Кроме того, справедливо будет сделать упрек школе в ее некоторой оторванности от окружающей жизни, что в значительной мере осложняет взаимодействие школьников с социумом.
В этом процессе реабилитации, специфическими будут средства, методы и формы воспитательных воздействий. Формы весьма разнообразны: от традиционных до тренинговых, связанных с "проигрыванием" ситуаций, примериванием программы поведения, социальных ролей, анализом условий, обеспечивающих успех.
* Задача общества, и в частности педагогов, психологов, медиков создать условия для нормальной социально-педагогической адаптации и реабилитации подростков девиантного поведения. То есть оптимизировать взаимоотношения между личностью и социумом, сблизить цели их деятельности, ценностных ориентации, способствовать усвоению индивидом норм и традиций общества, вхождению подростка в его ролевую структуру.
М.Р. Битянова указывает, что условия влияния факторов социума разнообразны, это обогащает жизнь подростков, открывает перед ними множество возможностей для самоутверждения, для развития своих потребностей и способностей, для проявления активности. Когда же эти условия влияния оказываются противоречивыми, - бремя выбора ценностей, ориентации ложится на плечи маленького человека. И в настоящее время, когда общество обращается к общечеловеческим ценностям, в центр внимания попадает личность, человек со своим неповторимым психологическим содержанием,
со своими потребностями, идеалами, способностями, настроениями (32).
З.И. Васильева в своей работе "Воспитание убеждением..." подчеркивает, что все воспитание можно рассматривать как одну из важнейших форм взаимосвязи между обществом и личностью.
К первичному уровню этой взаимосвязи относится объективное взаимодействие человека и условий его бытия, его социальной среды. Степень освоения человеком духовного потенциала. Созданного обществом зависит как от характера целенаправленного воспитания, так и от состояния практики, той социальной среды, в которой человек живет.
Вторичный уровень воспитания предполагает не замену объективного социального воздействия и не отрицание последнего, а скорее выявление в хаотическом процессе этого взаимодействия факторов. Наиболее благоприятных для формирования личности. Усиление при помощи всей системы средств воспитание педагогической успешности этих факторов.
В.Г. Бочарова утверждает, что само понятие "личность" можно определить как, прежде всего тот или иной социальный тип. В котором выражаются наиболее важные черты эпохи, нации, социальной группы. Вместе с тем, личность обладает относительной самостоятельностью и неповторимостью по отношению к общественному целому. Социальный и индивидуальный момент личности. Это не две части целого, а противоречивое диалектическое единство общего и индивидуального (40).
Процесс перевоспитания, по А.И. Кочетову, включает в себя решение следующих задач:
1. Восстановительная, предполагающая восстановление тех социальных качеств, которые преобладали у подростка до появления трудновоспитуем ости, обращение к памяти подростка о его добрых делах.
2. Компенсирующая, заключающаяся в формировании у подростка стремления компенсировать тот или иной недостаток усиления деятельности в той области, которую любит, в которой может добиваться быстрых успехов. Если подросток плохо учится, то можно преуспевать в спорте, труде и т.п.
3. Стимулирующая функция направлена на активизацию положительной общественно-полезной деятельности ученика, она осуществляется посредством осуждения или одобрения, т.е. небезразличного, эмоционального отношения к личности подростка, его поступкам.
4. Исправительная функция связана с исправлением отрицательного поведения подростка и предполагает применение разнообразных методов поощрения, внушения, убеждения примера и т.д., связанных с коррекцией поведения (112).
В.Л. Найдин определяет основные принципы построения реабилитационной программы следующим образом:
1. Реабилитационные мероприятия должны быть комплексными, разносторонними, но однонаправленными (единство методов воздействия),
2. Реабилитационная программ должна быть индивидуализирована.
3. Завершающим этапом процесса реабилитации должно стать включение подростка в деятельность и коллектив (23).
Информация о работе Социальная реабилитация подростков с отклоняющимся поведением