Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 12:12, контрольная работа
Цель данной работы рассмотреть социальное поведение. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть понятие социального и массового поведения;
- определить понятие и виды девиантного поведения;
- раскрыть содержание социального контроля.
Введение………………………………………………………………..…… 3
Глава 1. Понятие социального поведения. Массовое поведение….….…..5
1.1. Понятие социального действия………………………………….….…..5
1.2. Массовое поведение……………………………………………….…….8
Глава 2. Понятие и виды девиантного поведения…………………….…..10
Глава 3. Социальный контроль………………………………………….…15
Заключение ……………………………………………………………....… 20
Литература……………………………………………………………….…..21
Содержание
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Понятие социального поведения. Массовое поведение….….…..5
1.1. Понятие социального действия………………………………….….…..5
1.2. Массовое поведение……………………………………………….……
Глава 2. Понятие и виды девиантного поведения…………………….…..10
Глава 3. Социальный контроль………………………………………….…15
Заключение ……………………………………………………………....… 20
Литература……………………………………………………
Введение
Социальная психология раскрывает множество самых разнообразных форм социальной жизни людей, жизни в обществе и в коллективе. В ней рассматриваются как формы поведения сугубо индивидуализированные, целиком или в значительной степени зависящие от воли, желаний или нужд личности, так и такие, в которых проявления воли, желаний и нужд отдельного человека оказываются серьезно ограниченными прямым или опосредованным влиянием других людей.
Пытаясь открыть законы общества, дать дефиницию человека и выяснить законы, по которым он живет и развивается, социология не может не интересоваться и отношением, существующим между обществом и индивидом. И вполне можно утверждать, что всякая социологическая теория, объясняя общество и элементы, из которых оно состоит, стремится определить так же отношения общества и индивида, объясняя это отношение в соответствии со своим пониманием сущности общества.
Люди устанавливают взаимоотношения и согласуют между собой свое поведение как личности, и в этом взаимосвязанном поведении проявляются личные качества индивида, такие, как совесть, характер, отношения к общественным ценностям и др.
Таким образом, то, что отдельные люди представляют собой как
личности, индивидуальность имеет большое значение для характера отношений, которые они устанавливают в обществе своим взаимосвязанным поведением.
С другой стороны, и общество, более или менее организовано, через социальные институты оказывает влияние на всякого индивида, то есть на
формирование личности. Именно в обществе развертывается процесс
превращения биологического индивида в личность. Этот процесс называется социализацией. Социализация есть процесс неорганизованного и организованного воздействия общества на индивида с целью формирования личности, которая отвечает потребностям данного общества. Это может быть воздействием на индивида определенных социальных групп и общественных ситуаций, в которых индивиды оказываются как члены общества или как более или менее активные участники. В таких случаях от индивида требуется, чтобы он усвоил определенные правила и нормы поведения и поступал в соответствии с ними. Но общество может воздействовать на индивида еще и развивая в человеке, посредством различных видов и уровней образования и воспитания, его человеческие и индивидуальные способности, готовя его к тому, чтобы стать членом коллектива и проявить себя как существо, способное производить.
Цель данной работы рассмотреть социальное поведение. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть понятие социального и массового поведения;
- определить понятие и виды девиантного поведения;
- раскрыть содержание социального контроля.
Глава 1. Понятие социального поведения. Массовое поведение.
1.1. Понятие социального действия
Характеристика социального поведения заключается в том, что это - система социально обусловленных языком и другими знаково-смысловыми образованиями действий, посредством которых личность или социальная группа участвует в общественных отношениях, взаимодействует с социальной средой.
В социальное поведение включаются действия человека по отношению к обществу, другим людям и предметному миру. Эти действия регулируются общественными нормами нравственности и права.
Субъектом социального поведения выступает личность и социальная группа.
Структура социального поведения
Социальное поведение имеет свою структуру. Оно включает в себя:
- поведенческий акт,
- действие,
- поступок,
- деяние.
Эти элементы в совокупности включаются в целостное, целенаправленное социальное поведение. Поведенческий акт представляет собой единичное проявление какой-либо деятельности, ее элемент.
В социальном поведении особое место занимают социальные действия. Социальные действия различаются в зависимости от разрешаемых общественных задач (экономических, социальных, развития духовной жизни). В этом смысле они выступают как форма и способ разрешения социальных проблем и противоречий. Для психологической характеристики социальных действий существенна их мотивация, отношение к "Я" как источнику и субъекту действий, соотношение смысла и значения действий, рационального и иррационального, сознательного и бессознательного в их мотивации.
Социально-психологическая специфика социального действия определяется рядом феноменов:
- восприятием социального действия ближайшего окружения;
- ролью этого восприятия в мотивации социального действия;
- осознанием личностью принадлежности к определенной группе как фактором мотивации;
- ролью референтной группы;
- механизмами социального контроля социального действия личности.
Поступок - социально оцениваемый акт поведения, побуждаемый осознанными мотивами. В отличие от импульсивных действий поступок совершается в соответствии с принятыми намерениями. Поступок как элемент поведения подчинен мотивам и целям человека. В нем проявляется личность человека - его ведущие потребности, отношение к окружающей действительности, характер, темперамент.
Совокупность поступков составляет деяние. В деянии как элементе социального поведения личности реализуется активность, имеющая высокую социальную значимость. Ответственность личности выражается в ее способности предвидеть социальные и психологические последствия собственной активности.
Цель социального поведения личности состоит в конечном итоге в преобразовании окружающей действительности, осуществлении социальных изменений в обществе, социально-психологических феноменов в группе, личностных преобразований самого человека. Результатом социального поведения являются, в широком смысле слова, формирование и развитие взаимодействий и взаимоотношений личности с другими людьми. В достижении этих результатов исключительная роль принадлежит общению.
Виды социального поведения:
1. По сферам бытия - виды поведения: производственное, трудовое, общественно политическое, религиозное, культурное, бытовое, досуговое, семейное.
2. По системам отношений: производственное поведение, экономическое поведение, социально-политическое, правовое, нравственное, религиозное.
3. В соответствии с социальной структурой общества существуют следующие виды социального поведения: классовое, этническое поведение, социально-профессиональное, полоролевое, гендерное, семейное и др.
4. По субъекту социального поведения различаются : общественное поведение, массовое, классовое, групповое, коллективное, кооперативное, корпоративное, этническое, семейное, личное и индивидуальное поведение.
5. По параметру активности - пассивности личности существуют следующие виды социального поведения : пассивное, приспособительное, конформное, адаптационное, стереотипное, стандартное, активное, агрессивное, созидающее, инновационное, поведение по оказанию помощи другим людям.
6. По способу выражения : вербальное, невербальное, демонстрационное, ролевое, коммуникативное, реальное, ожидаемое поведение, инстинктивное, разумное, тактичное.
7. По времени осуществления видами поведения являются: импульсивное, вариабельное, длительно осуществляемое.
Во всех формах социального поведения социально-психологический и личностный аспекты являются превалирующими. Поэтому есть основание считать главным субъектом социального поведения личность. При всем многообразии форм и видов социального поведения личности выделяется их общий признак - нормативность. В конечном итоге все виды социального поведения являются разновидностями поведения нормативного.
1.2. Массовое поведение
Массовым поведением мы будем называть поведение людей, характерное только для массового общества и обладающее такими чертами, как неорганизованность, не структурированность, некоординированность. Кроме того, важной чертой массового поведения следует считать индивидуальный выбор линий поведения. Если поведение толпы определяется как нестойкое, эпизодическое и проявляется только в социальной группе, то массовое поведение проявляется и реализуется как сумма отдельных индивидуальных действий. В отличие от толпы (которая представляет собой людей, собранных в ограниченном физическом пространстве), массы людей разбросаны, в массе людей отсутствует постоянный и осознанный контакт одного человека с другим.
Согласно данному понятию, массы людей не могут совершать совместных разрушительных действий и взаимодействовать, как толпа. Коллективное поведение в массовом обществе отличается тем, что большое количество людей действует индивидуально, а не в составе группы, но тем не менее их действия однонаправлены, способны создавать значительные социальные изменения. Эмиграция, массовый спрос на определенные товары, массовые увлечения молодежи - это яркие примеры массового поведения в современном обществе.
В массовом поведении, безусловно, сказывается детерминирующая роль массового сознания, которое понимается как отражение материальных условий жизни, труда и отношений. При этом массовое сознание рассматривается стержнем всех отмеченных компонентов и имеет ряд особенностей:
- является производным, прежде всего, от экономического базиса общества и по содержанию охватывает все его социально-политические и экономические проблемы;
- носит многоплановый системный характер, обеспечивающий интеграцию различных форм сознания - правового, этнического, политического, профессионального, стихийного и др.;
- проявляется на трех уровнях - индивидуальном (отдельного человека), групповом (малых групп) и целостном (общественном);
- играет активную преобразующую роль в поведении и отношениях.
Массовое действие - форма или способ разрешения социальных проблем и противоречий, в основе которых лежит столкновение интересов и потребностей отдельных социальных групп этого общества.
Массовые действия происходят в ходе революций и при многих других обстоятельствах менее драматичных социальных перемен - например, во время городских погромов. Действия толп погромщиков в целом могут казаться деструктивными и случайными, но часто служат определенным целям, ради которых они были предприняты.
К числу массовых действий в известной мере можно отнести и феномен паники. Паника возникает, когда масса разлагается. Характеристики паники в том, что ни один приказ руководителя (лидера) не удостаивается более внимания, и каждый печется о себе, с другими не считаясь. Гигантский бессмысленный страх возрастает до такой степени, что оказывается сильнее всех связей и забот о других. Теперь, когда индивид печется только о самом себе, когда он с опасностью один на один, он, конечно, оценивает ее выше. Пример - пожар в театре или другом увеселительном месте. Потеря полководца также порождает панику, причем опасность остается той же, что и при наличии полководца, но если порывается связь с вождем, то, как правило, порываются и взаимные связи между массовыми индивидуумами со всеми вытекающими последствиями.[1]
Глава 2. Понятие и виды девиантного поведения
Девиантное поведение - совершение поступков, которые противоречат нормам социального поведения в том или ином сообществе. К основным видам девиантного поведения относятся, прежде всего, преступность, алкоголизм и наркомания, а также самоубийства, проституция. По мнению Э. Дюркгейма, вероятность девиаций поведения существенно возрастает при происходящем на уровне социума ослаблении нормативного контроля. В соответствии с теорией аномии Р. Мертона, девиантное поведение возникает, прежде всего, тогда, когда общественно принимаемые и задаваемые ценности не могут быть достигнуты некоторой частью этого общества. В контексте теории социализации, к девиантному поведению склонны люди, социализация которых проходила в условиях поощрения или игнорирования отдельных элементов девиантного поведения (насилие, аморальность). В теории стигматизации, считается, что появление девиантного поведения становится возможным уже при одном только определении индивида как социально отклоняющегося и применении по отношении к нему репрессивных или исправительных мер.