Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2013 в 18:20, контрольная работа
Девиантное поведение подростков - это поведенческие нарушения, связанные с поступками или серией поступков не отвечающих общепринятым нормам поведения в обществе либо правонарушениями. Причинами девиантного поведения, как правило, являются социально-неблагополучные семьи, неполные семьи, неправильное воспитание либо недостаток внимания. На самом деле причин намного больше, ученые пришли к выводу, что причиной девиантного поведения может быть генетическая предрасположенность. Во многом это доказывается развитием девиантного поведения у детей, принятых в благополучные семьи на усыновление.
Девиантное поведение подростков
Девиантное поведение подростков - это поведенческие нарушения, связанные с поступками или серией поступков не отвечающих общепринятым нормам поведения в обществе либо правонарушениями. Причинами девиантного поведения, как правило, являются социально-неблагополучные семьи, неполные семьи, неправильное воспитание либо недостаток внимания. На самом деле причин намного больше, ученые пришли к выводу, что причиной девиантного поведения может быть генетическая предрасположенность. Во многом это доказывается развитием девиантного поведения у детей, принятых в благополучные семьи на усыновление. При этом даже, если ребенка взяли в семью в раннем возрасте, и он не знал своих биологических родителей, проявления социальных правонарушений и неадекватное поведение (бродяжничество, воровство, ранняя алкоголизация и т.д.) имеют место.
Девиантное поведение, понимаемое как нарушение социальных норм, приобрело в последние годы массовый характер и поставило эту проблему в центр внимания социальных педагогов и психологов, медиков, работников правоохранительных органов.
Практически вся жизнь любого общества характеризуется наличием отклонений. Социологи называют отклоняющееся поведение девиантным. Оно подразумевает любые поступки или действия, не соответствующие писаным или неписаным нормам.
Для того чтобы лучше понять что такое – девиантное поведение, для начала необходимо дать определение понятию “социальные нормы”.
Социальные нормы – предписания, требования, пожелания и ожидания соответствующего (общественно одобряемого) поведения. Нормы суть некие идеальные образцы (шаблоны), определяющие то, что люди должны говорить, думать, чувствовать и делать в конкретных ситуациях. Существуют два типа социальных норм:
Первый тип – это нормы, которые возникают и существуют только в малых группах (молодежных тусовках, компании друзей, семье, рабочих бригадах, спортивных командах). Они называются “групповыми привычками”.
Второй тип – это нормы, которые возникают и существуют в больших группах или в обществе в целом. Они называются “общими правилами”. Это обычаи, традиции, нравы, законы, этикет, манеры поведения. Любой социальной группе присущи свои манеры, обычаи, этикет. Есть светский этикет, есть манеры поведения молодежи. Есть общенациональные традиции и нравы.
Под девиантным (лат. Deviatio – уклонение) поведением понимаются:
1) поступок, действие человека, не соответствующие официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам (стандартам, шаблонам);
2) социальное явление, выраженное в массовых формах человеческой деятельности, не соответствующих официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам (стандартам, шаблонам).
Девиантное поведение имеет сложную природу и обусловлено разнообразными воздействующими факторами, такими как экономические, социальные, демографические, культурологические и др. Среди них важнейшее значение имеют:
1) биологические факторы – это неблагоприятные физиологические или анатомические особенности организма ребенка (нарушения умственного развития, дефекты слуха и зрения, повреждения нервной системы, телесные дефекты, дефекты речи и др.);
2) психологические факторы – это психопатологии или акцентуации характера. Данные отклонения выражаются в нервно-психических заболеваниях, психопатии, неврастении, пограничных состояниях, повышающих возбудимость нервной системы и обуславливающих неадекватные реакции подростка.
3) социально-психологические факторы. Они выражаются в дефектах школьного, семейного или общественного воспитания, в их основе – игнорирование половозрастных и индивидуальных особенностей детей, приводящее к нарушениям процесса социализации.
Важнейшими причинами отклонений в психосоциальном развитии ребенка могут быть неблагополучные семьи, определенные стили семейных взаимоотношений, которые ведут к формированию отклоняющегося поведения учащихся, а именно:
1) конфликтный стиль воспитательных влияний, часто доминирующий в неполных семьях, в ситуациях развода, длительного раздельного проживания детей и родителей;
2) дисгармоничный стиль воспитательных и внутрисемейных отношений, когда не выработаны единый подход, общие требования к ребенку;
3) асоциальный стиль отношений в дезорганизованной семье. Для нее характерно систематическое употребление алкоголя, наркотиков, проявление немотивированной “семейной жестокости” и насилия.
Все эти проявления делятся на несколько больших групп. Первая группа - это социально-агрессивные отклонения, к которым относятся действия, направленные против личности (хамство, непристойное поведение, ругань, драки, оскорбления, изнасилования и т.д.). Часто подростки с таким типом поведенческого отклонения собираются в группы "по интересам", они прогуливают уроки, часто алкоголизируются, и под действием алкоголя совершают противоправные аморальные действия, осуждаемые обществом.
Другая группа
Виды девиатного поведения
При всей относительности понятия «девиантное поведение» за ним, тем не менее, скрываются вполне реальные и различные социальные явления, проявляющиеся в различных видах и формах. Все виды и формы девиантного поведения проявляются во вредных привычках, пагубность которых молодые люди не осознают.
Виды девиантного поведения:
а) Преступность.
Специфические причины преступности несовершеннолетних и молодежи.
1) Отрицательное влияние в семье. В 30-40% случаев преступлений несовершеннолетних установлено отрицательное влияние родителей и старших членов семьи. Типичными для родителей несовершеннолетних преступников являются низкая культура, престижно-потребительские установки.
2) Отрицательное влияние
в ближайшем окружении: в
3) Проникновение в молодежную среду стереотипов поведения, несовместимых с общественными ценностями (пропаганда наркотиков, культа силы, половой распущенности).
4) Распад системы
Эти обстоятельства формируют криминогенную личность, для которой характерны утрата интересов к учебе, узкоутилитарное отношение к профессии, равнодушие к проблемам общества, существенные искажения нравственно и правового сознания, в частности, толкования долга, совести, дозволенности, исходя из личных желаний или групповой солидарности, ориентация на сиюминутное удовольствие, равнодушие к страданиям других людей, жесткость, лживость, несамокритичность. Сформированный криминогенный тип личности уже готов к совершению преступления, и в соответствующей ситуации такой человек, незадумываясь, совершает его.
б) Наркомания.
Наркомания – это заболевание,
которое выражается в физической
или психологической
Наркомания имеет социальные
последствия. Для преступных элементов
это легкий путь добывания денег.
Злоупотребление наркотиками
Одной из психологических субъективных причин наркомании является неудовлетворенность жизнью в связи с самыми различными обстоятельствами: личными трудностями, недостатками социально-культурной сферы, неустроенный досуг, социальная несправедливость, неустроенность быта, неудачами в учебе или на работе, разочарование в людях.
в) Алкоголизм.
Ранняя алкоголизация опасна по ряду причин: воздействие алкоголя на молодой организм приводит к более тяжким последствиям медицинского и социального характера; резко сокращаются сроки перерастания пьянства в алкоголизм (2-4 года вместо 5-10 лет для взрослого человека); увеличивается риск рождения детей с физическими и психическими аномалиями; повышается вероятность криминального поведения. При оценке алкогольной ситуации выделяют три модели потребления алкоголя: винную, пивную и водочную.
г) Проституция.
Проституцию можно определить как предоставление социальной благосклонности за деньги. Нет четко определенного различия между оплачиваемой любовницей и проституткой, хотя последнюю отличает прежде всего то, что она отдается не одному, а многим клиентам.
д) Молодежный суицид.
Самоубийство свидетельствует о наличии в обществе, в межличностных отношениях проблем, которые человек не может или не считает обходимым разрешить обычным, общепринятым путем, о переживаниях, связанных с личным горем, разочарованиями и пессимизмом.
Количество самоубийств среди городских жителей значительно выше, чем в сельской местности.
Суициды уменьшаются при общественном подъеме, при оживлении в политике, в экономике, культурной жизни общества и увеличивается при общественных спадах.
е) Сексуальные отклонения.
Сексопатологи выделяют патологические и непатологические девиации. Патологические девиации (извращения, перверзии, парафилии) рассматриваются как заболевания. Непатологические (сексуальные отклонения) являются понятием социально – психологическим, включающим в себя отклонения от социальных и моральных норм.
Коррекция девиантного поведения подростков должна проводится как родителями, так и профессиональными психологами. Коррекция может быть индивидуальной либо групповой. В работе с трудными подростками используется много методов: метод разрушения отрицательного типа характера, метод перестройки мотивационной сферы и самосознания, метод стимулирования положительного поведения и т.д.
Заключение
Таким образом, можно сделать вывод, что девиантное поведение основано на противоречиях, существующих в обществе, социальных группах между личностями и, наконец, внутри самой личности. При этом под девиантным поведением понимается:
1) поступок, действия человека,
не соответствующие официально
установленным или же
2) социальное явление,
выражающееся в относительно
массовых и устойчивых формах
человеческой деятельности, не соответствующих
официально установленным или
же фактически сложившимся в
данном обществе нормам и
Факторы девиантного поведения
В числе разнообразных взаимосвязанных факторов девиантного поведения можно выделить:
1) Биологический, действующий
на уровне психобиологических
предпосылок асоциального
2) Психологический, раскрывающий неблагоприятные особенности взаимодействия человека со своим ближайшим окружением в семье, на улице, в молодежном коллективе.
3) Личностный, проявляющийся в социально активном избирательном отношении индивида к предпочитаемой среде общения, нормам и ценностям своего социального окружения.
4) Социальный, определяющийся социально – культурными и экономическими условиями.
5) Социально – педагогический, проявляющийся в дефектах школьного и семейного воспитания.
Причины девиантного поведения современной молодежи лежат в особенностях взаимосвязи и взаимодействия человека с окружающим миром, социальной средой и самим собой, оно является результатом конкретного стечения необходимых и случайных обстоятельств рождения и социализации человека. Среди причин девиантного поведения многие исследователи выделяют наследственность, социальную среду, обучение, воспитание и, наконец, социальную активность самого человека.
1. Особенности семьи.
Фактором, влияющим на девиантное поведение молодого человека, является система наказаний и поощрений, практикуемая в семье. Порой даже внешне благополучные семьи (материально обеспеченные, с хорошими жилищными условиями, высоким социальным статусом, уровнем образования и культуры родителей), если в них наблюдаются серьезные нарушения в межличностных внутрисемейных отношениях, по сути, являются неблагополучными. Так бывает в семьях, где не налажены взаимоотношения родителей друг с другом. В результате страдает не только воспитуемый ребенок, но и все общество в целом.
Причины, вызывающие семейное неблагополучие, подразделяются на социально–экономические, социально–политические, медико-психологические.
2. Школа. Наряду со своим
прямым назначением школа