Девиантное поведение подростков

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2013 в 19:00, курсовая работа

Описание работы

Темпы и характер развития общества непосредственным образом зависят от гражданской позиции человека, его мотивационно-потребительской сферы, жизненных приоритетов, нравственных убеждений, моральных норм и духовных ценностей. В числе важнейших проблем воспитания серьёзную тревогу вызывают вопросы духовного и нравственного воспитания молодёжи. В последнее время в силу ряда причин, в том числе из-за нестабильности общества и интенсивных социальных сдвигов, усилились негативные тенденции, предъявляющие повышенные требования к самоопределению и стабильности личности, а также провоцирующие ее девиантное поведение и нередко деградацию и саморазрушение.

Содержание

Введение 3
Глава I Теоретическое обоснование 6
1.1 Понятие девиантного поведения подростков 6
1.2 Особенности подросткового возраста 11
1.3 Условия предупреждения девиантного поведения подростков 14
Глава II Практика по предупреждению девиантного поведения подростков 20
2.1 Анализ работы учебных заведений по предупреждению девиантного поведения подростков 20
2.2 Программа по предупреждению девиантного поведения подростков 28
Заключение 30
Список литературы 33
Приложение 36

Работа содержит 1 файл

курсовая работа по педагогике.doc

— 185.00 Кб (Скачать)

Оглавление

 

 

 

Введение

На современном  этапе актуальным вопросом является духовно-нравственное развитие личности гражданина России. В Федеральном законе об образовании в РФ воспитание рассматривается как: «деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства»[1, гл. 2 ст.12].

Темпы и характер развития общества непосредственным образом  зависят от гражданской позиции человека, его мотивационнопотребительской сферы, жизненных приоритетов, нравственных убеждений, моральных норм и духовных ценностей. В числе важнейших проблем воспитания серьёзную тревогу вызывают вопросы духовного и нравственного воспитания молодёжи. В последнее время в силу ряда причин, в том числе из-за нестабильности общества и интенсивных социальных сдвигов, усилились негативные тенденции, предъявляющие повышенные требования к самоопределению и стабильности личности, а также провоцирующие ее девиантное поведение и нередко деградацию и саморазрушение.

Это связано  с кризисом общества, глубокими социально-экономическими, политическими переменами, переходом  к рыночным отношениям, что резко обострило социальные проблемы, увеличило обездоленность большого количества населения.

Трудности, которые  испытывают подростки, обусловлены  в том числе и его характерологическими особенностями. Заострение черт характера  являются тем фоном, на котором быстрыми темпами продолжают распространяться алкоголизация и никотинизация подростков, увеличивается употребление наркотиков и токсических веществ, все более широкое распространение получают отступления от общечеловеческих норм нравственности.

В литературе девиантное поведение рассматривается вместе с психологическими особенностями подросткового возраста. Сам по себе «переходный возраст» и его психологические особенности (норма и отклонение) давно интересуют ученых – психологов.

В отечественной  психологии (М.А. Алеманский, Л.М. Зюбин, А.Н. Леонтьев, А.Е. Личко, А.Р. Лурия, Д.И. Фельдштейн и др.) и криминологи (В.Н. Кудрявцев, Г.М. Миньковский, А.Р. Ратиков, А.М. Яковлев и др.) убедительно показано, что девиантное поведение не определяется «прирожденными механизмами», обуславливаясь причинами социально-психологическими, в том числе характером микросреды и недостатками воспитания.

Исследованию  предупреждений девиантного поведения  посвящены труды С.А. Беличевой, А.С. Белкина, В.П. Кащенко, Л.М. Семенюк и  др.

Научной базой  для изучения проблем подросткового  возраста являются фундаментальные работы российских (Л.С. Выготского, И.С. Кона, Д.И. Фельдштейна и др.) ученых.

Л.С. Выготский  подошел к проблеме критического возраста с точки зрения анализа новообразований в создании подростка и социальной ситуации развития, отражающей в каждом возрасте неповторимые отношения между ребенком и средой.

Однако, несмотря на достаточно широкий круг исследований по проблеме девиантного поведения подростков, аспекты организации психолого-педагогической деятельности по предупреждению девиантного поведения подростков в школе недостаточно разработаны. Все это помогло определить проблему исследования: предупреждение причин формирования девиантного поведения подростков.

Тема нашего исследования: «Психолого-педагогические условия предупреждения девиантного поведения подростков».

Цель исследования: определить психолого-педагогические условия предупреждения девиантного  поведения подростков.

Объект исследования: девиантное поведение подростков.

Предмет исследования: психолого-педагогические условия  предупреждения девиантного поведения подростков.

Гипотеза исследования: предупреждение девиантного поведения  подростков будет эффективным при соблюдении психолого – педагогических условий.

Задачи исследования:

  1. проанализировать современное состояние проблемы формирования девиантного поведения у подростков;
  2. определить условия, возможности проявления девиантного поведения у подростков;
  3. разработать программу предупреждения девиантного поведения подростков и экспериментально проверить ее эффективность.

Для достижения цели и решения поставленных задач использовался комплекс общенаучных и педагогических методов теоретического анализа: историографический, сравнительно-сопоставительный, системный, логический, ретроспективный, моделирования, обобщения опыта.

Экспериментальная часть исследования проводилась на базе МБОУ СОШ № 30 г. Чебоксары и МБОУ СОШ № 23 г. Чебоксары.

 

 

Глава I Теоретическое обоснование

1.1 Понятие девиантного поведения подростков

 

В педагогической литературе под девиантным поведением понимается отклонение от принятых в данном обществе, социальной среде, ближайшем окружении, коллективе социально-нравственных норм и ценностей, нарушение процесса усвоения и воспроизводства социальных норм и культурных ценностей, а также саморазвития и самореализации в том обществе, к которому человек принадлежит [8, 7].

Состояния, обозначаемые термином «девиантное поведение», имеют  ряд специфических особенностей, которые не позволяют рассматривать  нарушенное поведение в одном ряду с «классическим» вариантами психической патологии. При этом всякий раз встает вопрос: являются ли отклонения в поведении признаком психического заболевания, в том числе патологии личности, или это психологическая особенность переходного возраста, дефект воспитания практически здорового подростка. Ответить на этот вопрос однозначно бывает трудно, а подчас невозможно.

По справедливому  замечанию Ковалева В.В., основное отличие  заключается в том, что нарушения поведения не являются чисто клиническим феноменом. Выделение их осуществляется на основе оценки социальной значимости совершаемых действий. О нарушенном поведении говорят лишь в тех случаях, когда деятельность индивидуума носит антиобщественный характер [29, 79].

В.Т. Кондрашенко  отмечает, что «нарушения поведения  – это отклонения от нормы внешне наблюдаемых действий (поступков), в которых реализуется внутреннее побуждение человека. Они могут проявляться как в практических действиях (реальное нарушение поведения), так и в высказываниях, суждениях (вербальное нарушение поведения). По В.Т. Кондрашенко, нарушения поведения, дисморесии (от лат. olis – нарушение, mores – поведение) включают в себя отклонения в поведении здорового человека девиантное поведение и нарушения поведения при нервно-психических заболеваниях» [25,  77-78].

Девиантное  или отклоняющееся поведение – понятие социально-психологическое, так как обозначает отклонение от принятых в данном конкретно-историческом обществе норм межличностных взаимоотношений, действий, поступков и высказываний, совершаемых в рамках психического здоровья [11, 77]. Другими словами, это нарушение поведения не обусловлено нервно-психическими заболеваниями.

Исходя из описанных  точек зрения понятие «девиантное  поведение» подростков применительно  к нашему исследованию можно определить, как систему поступков или  отдельные поступки психически здорового человека, не соответствующие или противоречащие официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам и правилам на определенном этапе развития общества, как результат неблагоприятного социального развития и нарушения процесса социализации личности.

Разнообразие  и высокая частота проявлений нарушения поведения в подростковом возрасте давно побуждает исследователей к их систематизации. В то же время отсутствие четкого разграничения понятий, касающихся нарушений поведения, терминологическая путаница, различные взгляды на формы девиантного поведения затрудняют создание такой систематизации.

В книге «Девиантное  поведение у подростков» В.Т. Кондрашенко, ссылаясь на авторов А.А. Александрова, А.Г. Амбрумова, Л.Я. Жезлова, выделяются классификации девиантного поведения подростков [25,  81-83]: реактивно обусловленные (побеги, суициды); вызванные низким морально-эстетическим уровнем личности (употребление наркотиков, алкоголизация, правонарушения); обусловленные патологией влечений (садизм, наркомания и др.).

В.Н. Кудрявцева и др. по признаку целевой направленности и мотивам все виды отклоняющегося поведения делит на три группы [33,  45]:

  1. Отклонения корыстной ориентации. К социальным отклонениям корыстной направленности относят правонарушения и поступки, связанные со стремлением получить материальную, денежную или имущественную выгоду (кражи, хищения);
  2. Отклонения агрессивной ориентации, вызванные мотивами мести, неприязни, вражды, неуважения к человеку;
  3. Отклонения социально-пассивного типа, связанные с психологией отчуждения от интересов общества и коллектива (злоупотребление алкоголем и наркотиками, суицидальное поведение и др.).

В.В. Ковалев  выделяет три основных типа:

  • социально-психологический (антидисциплинарное, антисоциальное, противоправное поведение);
  • клинико-психопатологический (непатологические и патологические формы нарушения поведения);
  • личностно-динамический (реакции, состояния и т.п.) [21, 10].

Л.М. Зюбин выделяет четыре вида отклоняющегося поведения [17, 23-24]:

  1. Отклонения в поведении, которые свойственны совершенно нормальным и не нарушающим порядка учащимся. Это могут быть отклонения от возрастной нормы или какие-то странности в поведении.
  2. Нарушение социальных норм, не являющихся правонарушениями. К ним относятся проявления отрицательных черт характера (жадность, эгоизм, замкнутость, недоверчивость, жестокость и т.д.)
  3. Правонарушения и преступления.
  4. Отклонения, связанные с психопатическими чертами личности (неврастении, психические болезни).

Девиантное  поведение имеет сложный генез. К числу его причин следует в первую очередь отнести социально-психологическую (непатологическую) деформацию личности и особенности ситуации, в которой совершаются определенные действия. Поскольку большинство правонарушений несовершеннолетних совершается в группе, при анализе их причин следует учитывать общую групповую настроенность, влияние других участников, которое может подавлять или видоизменять поведение индивидуализма при совершении конкретных действий.

С.А. Беличева в  числе факторов, обусловливающих генезис девиантного поведения, выделяет такие как [6, 20-21]:

  • индивидуальный фактор, действующий на уровне психофизиологических предпосылок асоциального поведения, которое затрудняет социальную адаптацию индивида и проявляется в дефектах школьного и семейного воспитания;
  • социально-психологический фактор, раскрывающий неблагоприятные особенности взаимодействия несовершеннолетнего со своим ближайшим окружением в семье, на улице, в учебно-воспитательном коллективе и т.п.;
  • личный фактор, который прежде всего, проявляется в активно-избирательном отношении индивида к предпочитаемой среде общения, к нормам и ценностям своего окружения, к педагогическим воздействиям семьи, школы, общественности, а также в личных ценностных ориентациях и личной способности к саморегулированию своего поведения;
  • социальный фактор, определяющийся социальными и социально-экономическими условиями существования общества.

И.С. Кон отмечает, что как ни различны формы девиантного поведения, взаимосвязаны. Пьянство, употребление наркотиков, агрессивность и противоправное поведение образует единый блок, так что вовлечение подростка в один вид девиантных действий повышает вероятность его вовлечения также в другой. Он отмечает, что социальные факторы, способствующие девиантному поведению, также совпадают. Среди них: школьные и семейные трудности, жизненные травматические события, влияние девиантной субкультуры или группы. Среди индивидуально-личностных факторов, определяющих девиантное поведение, автор выделяет локус контроля и уровень самоуважения [24, 251].

М.Е. Буторина, А.З. Иоголевич среди причин девиантного  поведения отмечают такие, как психологические, обусловленные особенностям пубертатного возраста; социально-психологические (неправильное семейное воспитание); медико-психологические [16, 5].

Таким образом, девиантное поведение подростков имеет  свою специфическую природу. Среди причин, обуславливающих различные отклонения, как мы уже отмечали, выделяют социально-психологические, психолого-педагогические, психо-биологические факторы. При этом большую роль среди указанных причин играют особенности характера. Знать характер подростка – значит знать те существенные для него черты, которыми определяет его поведение.

 

1.2 Особенности подросткового возраста

 

Одной из особенностей подросткового периода является завершение формирования характера с заострением некоторых черт и последующих их сглаживанием. Именно в подростковом возрасте чаще всего проявляются акцентуации характера, представляющие собой крайние варианты нормального характера. В обычных условиях наличие той или иной акцентуации не всегда заметно окружающим, но проявляется в отклонениях поведения и не препятствует благоприятной социальной адаптации. Однако под влиянием стрессов, психотравмирующих ситуаций, жизненных трудностей, которыми достаточно богат подростковый возраст, лица с акцентуациями характера могут стать девиантными.

Информация о работе Девиантное поведение подростков