Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Февраля 2012 в 12:06, дипломная работа
Факт отклоняющегося поведения подростков есть реальность, с которой практически каждый день сталкиваются педагоги, родители и другие социальные структуры, которые работают в данном направлении. Актуален как никогда стал комплекс проблем воспитания подростков с асоциальным поведением, изучение его структуры и динамики, определение путей и средств своевременной социально – педагогической реабилитации проявлений девиантности, деликвентности, агрессии и других негативных качеств.
Введение........... ...........3
Глава I. Исследование проблемы социально педагогической
реабилитации подростков девиантного поведения
1 .1 Характеристика понятия «подростки девиантного поведения"……
1.2 Условия социально-педагогической реабилитации подростков девиантного поведения………………………………………………..
1.3????.......
Глава II. Социально-педагогическая реабилитации подростков
девиантного поведения в условиях общеобразовательного учреждения
2.1. Организация работы по социально-педагогической реабилитации подростков девиантного поведения в общеобразовательном учреждении.
2.2. Реабилитация подростков девиантного поведения в условиях
общеобразовательного учреждения Советского профессионального колледжа
2.3.Оценка успешности деятельности соц. педагога в реабилитации
подростков с девиантным поведением в условиях образовательного учреждения
Заключение
Список использованной литературы
Приложения
78
Заключение
Обострение кризисных, процессов, нарастание социальной напряженности порождают негативные процессы во всех слоях общества, особенно в среде подрастающего поколения. Проблемы современного подростка могут быть различного свойства, они могут проявляться в семье, школе, колебаться от незначительных до весьма тревожных отклонений, связываемых и с детской беспризорностью, и с жестоким обращением родителей, и с принадлежностью ребенка к группе риска. В сложившихся условиях необходимо расширять знаний о повышении уровня социально-педагогической реабилитации подростков девиантного поведениях в условиях общеобразовательного учреждения.
Разностороннее исследование этой проблемы в отечественной и зарубежной теории и практике ведется на новом теоретико-методологическом уровне, который предполагает раскрытие сущности процесса социально-педагогической реабилитации подростков девиантного поведения в условиях общеобразовательного учреждения.
Выделенные нами аспекты данной проблемы позволили конкретизировать понятие "социально-педагогической реабилитации" подростков девиантного поведения, которое мы определяем как комплекс мер профессионального, медицинского, психолого-педагогического и социально-бытового характера, направленных на эффективное и как можно раннее возвращение дезадаптантов к общественно-полезной деятельности.
В первой главе диссертационного исследования рассмотрены такие важные вопросы, как состояние проблемы в философской, педагогической, психологической, социологической литературе и педагогической практике; причины и признаки девиаций в поведении подростков; уровни социально-педагогической реабилитации подростков девиантного поведения.
В своей работе мы использовали системно-деятельностный??? и личностно-ориентированный методологические подходы. Использование системно-деятельностного подхода в нашем исследовании имело важное
значение для четкой постановки проблемы и для использования его как одного из возможных подходов, позволяющих решить задачи социально-педагогической реабилитации подростков девиантного поведения.
Для нашей работы особо важное значение сыграл тот факт, что стратегия системно-деятельностного подхода, позволила раскрыть цели, средства, а также результаты деятельности педагога по социально-педагогической реабилитации подростков девиантного поведения. Данный подход позволил определить взаимодействие, взаимообусловленность, совместную продуктивную деятельность педагогов и воспитанников на основе сотрудничества.
Теоретическое значение личностно-ориентированного подхода связано с раскрытием природы и условий реализации личностно-развивающих функций процесса реабилитации; в определении целевых, содержательных характеристик процесса реабилитации. Ведущей идеей нашего исследования является положение о том, что реабилитация выступает основой гармонизации личности.
На основе теоретического анализа педагогические условия социально-педагогической реабилитации подростков девиантного поведения мы понимаем как совокупность мер в учебно-воспитательном процессе, обеспечивающем профессионально-творческий вид деятельности.
Педагогическими условиями успешной социально-педагогической реабилитации подростков девиантного поведения в условиях общеобразовательного учреждения являются:
1) комплексная диагностика девиантного поведения подростков;
2) подготовка педагогов к социально-педагогической реабилитации подростков девиантного поведения в школе;
3) разработка и внедрение программы "Социально-педагогической реабилитации подростков девиантного поведения в условиях общеобразовательного учреждения" Советского профессионального колледжа в группе « ПОВАР, кондитер"
Основываясь на адаптивных методиках мы выделили следующие уровни социально-педагогической реабилитации подростков девиантного поведения:
- критический (микросоциальная и педагогическая запущенность подростков, низкий уровень знаний об окружающем мире, эмоциональные и коммуникативные нарушения, импульсивность поступков, немотивированное упрямство, низкая адаптированность в коллективе сверстников);
- допустимый (знание норм поведения, но не всегда эти нормы поведения принимаются, не соблюдается иерархия отношений со взрослыми людьми, однако удачно выстраиваются отношения со сверстниками в группе, просматриваются элементы адаптивного поведения);
желаемый (расширяется круг культурных потребностей, проявляется эмоциональная устойчивость, являются стандарты социального поведения, сглаживаются пороки различных синдромов, повышается активность ребенка в познавательной, трудовой деятельности, развиваются коммуникативные свойства, формируется умение дать адекватную оценку поведению, поступкам).
На основе анализа психолого-педагогической литературы мы выделили критерии, отражающие уровень социально-педагогическое реабилитации подростков девиантного поведения в условиях общеобразовательного учреждения, которыми являются:
- эмоциональный, характеризующий способности личности адаптироваться в коллективе, умение простраивать отношения в нем, что в свою очередь будет способствовать выработанному стандарту социального поведения;
- познавательный, характеризующий круг культурных потребностей подростка,'развитие его познавательной активности, выработки адекватной самооценки;
- деятельностный, характеризующий активность подростка в учебной
и трудовой деятельности.
в данном исследовании получены необходимые данные, новизна, теоретическая и практическая значимость которых состоит в том, что: раскрыта сущностная характеристика понятия "социально-педагогическая реабилитация" подростков; выявлены критерии социально-педагогической реабилитации подростков девиантного поведения в профессиоальном колледже; разработан и экспериментально проверен комплекс педагогических условий социально-педагогической реабилитации подростков девиантного поведения в условиях колледжа.
Результаты теоретического и экспериментального исследования подтверждают гипотезу и позволяют сделать следующие выводы:
1..Социальная нестабильность нашего общества сегодня, связанная с переходом на новые экономические отношения, не могла не отразиться на системе образования. Под идеей сохранения потенциала страны, школа все силы стала отдавать наиболее одарённым и обучаемым ученикам, тогда, как менее способным и менее дисциплинированным ученикам школа начала отказывать в сотрудничестве. И эти дезадаптированные
( учащиеся девиантного поведения),чтобы не потерять себя в этом нестабильном обществе поступили в Советский колледж, чтобы получить профессию и стать профессионалом своего дела.. Решение этой важной проблемы является актуальной задачей современной педагогики.
2. Данные теоретического анализа позволили нам конкретизировать понятие "социально-педагогическая реабилитация" подростков девиантного поведения в условиях общеобразовательного учреждения как комплекс мер профессионального, медицинского, психолого-педагогического и социально-бытового характера, направленных на эффективное и как можно раннее возвращение дезадаптантов к общественно-полезной деятельности.
3. Проблема социально-педагогической реабилитации подростков
девиантного поведения в условиях общеобразовательного учреждения в настоящее время решается с позиций системно-деятельностного, личностно-ориентированного и других подходов. Теоретико-экспериментальное исследование, проведенное нами, показало, что наиболее целесообразным является использование системно-деятельностного подхода, под которым мы понимаем особую форму теоретической и практической деятельности, направленную на повышение социально-педагогической реабилитации подростков девиантного поведения в условиях общеобразовательного учреждения.
4. На основе анализа психолого-педагогической литературы мы выделили критерии, отражающие уровень социально-педагогическое реабилитации подростков девиантного поведения в условиях общеобразовательного учреждения, которыми являются: эмоциональный, характеризующий способность личности адаптироваться в коллективе, умение простраивать отношения внем, что в свою очередь будет способствовать выработанному стандарту социального поведения; познавательный, характеризующий круг культурных потребностей подростка, развитие его познавательной активности, выработки адекватной самооценки; деятельности ый, характеризующий активность подростка в учебной и трудовой деятельности.
5. Комплекс педагогических условий (комплексная диагностика девиантного поведения подростков; подготовка педагогов к социально-педагогической реабилитации подростков девиантного поведения в колледже; разработка и внедрение программы "Социально-педагогическая реабилитация подростков девиантного поведения в общеобразовательном учреждении") является необходимым и достаточным для успешной социально-педагогической реабилитации подростков девиантного поведения в условиях общеобразовательного учреждения.
Проведенное нами исследование показало общетеоретическую значимость внедрения результатов нашего исследования. Это проявилось в том, что в ходе исследовательской работы значительно повысился уровень социально-педагогической реабилитации подростков экспериментальных групп; в тоже время результаты контрольной группы можно охарактеризовать как более низкие.( высокие)
Наше исследование не исчерпывает содержание рассматриваемой проблемы. Дальнейшее развитие изучаемой проблемы исследования может быть продолжено в следующих направлениях: разработка инновационных технологий социально-педагогической реабилитации подростков девиант-ного поведения в условиях общеобразовательного учреждения; поиск, определение и внедрение новых педагогических условий социально-педагогической реабилитации подростков девиантного поведения в условиях общеобразовательного учреждения.
Информация о работе Социальная реабилитация подростков с отклоняющимся поведением