Социальная реабилитация подростков с отклоняющимся поведением

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Февраля 2012 в 12:06, дипломная работа

Описание работы

Факт отклоняющегося поведения подростков есть реальность, с которой практически каждый день сталкиваются педагоги, родители и другие социальные структуры, которые работают в данном направлении. Актуален как никогда стал комплекс проблем воспитания подростков с асоциальным поведением, изучение его структуры и динамики, определение путей и средств своевременной социально – педагогической реабилитации проявлений девиантности, деликвентности, агрессии и других негативных качеств.

Содержание

Введение........... ...........3
Глава I. Исследование проблемы социально педагогической
реабилитации подростков девиантного поведения
1 .1 Характеристика понятия «подростки девиантного поведения"……
1.2 Условия социально-педагогической реабилитации подростков девиантного поведения………………………………………………..
1.3????.......
Глава II. Социально-педагогическая реабилитации подростков
девиантного поведения в условиях общеобразовательного учреждения
2.1. Организация работы по социально-педагогической реабилитации подростков девиантного поведения в общеобразовательном учреждении.
2.2. Реа­билитация подростков девиантного поведения в условиях
общеобразова­тельного учреждения Советского профессионального колледжа
2.3.Оценка успешности деятельности соц. педагога в реабилитации
подростков с девиантным поведением в условиях образовательного учреждения
Заключение
Список использованной литературы
Приложения

Работа содержит 1 файл

Девиации диплом 1.doc

— 841.00 Кб (Скачать)

 

 



78

 

 

 

 

 

Заключение

Обострение кризисных, процессов, нарастание социальной напря­женности порождают негативные процессы во всех слоях общества,  особенно в среде подрастающего поколения. Проблемы современного подростка могут быть различного свойства, они могут проявляться в семье, школе, колебаться от незначительных до весьма тревожных отклонений, связываемых и с детской беспризорностью, и с жестоким обращением ро­дителей, и с принадлежностью ребенка к группе риска. В сложившихся условиях необходимо расширять знаний о повышении уровня социально-педагогической реабилитации подростков девиантного поведениях в усло­виях общеобразовательного учреждения.

Разностороннее исследование этой проблемы в отечественной и за­рубежной теории и практике ведется на новом теоретико-методологическом уровне, который предполагает раскрытие сущности процесса социально-педагогической реабилитации подростков девиантного поведения в услови­ях общеобразовательного учреждения.

Выделенные нами аспекты данной проблемы позволили конкретизи­ровать понятие "социально-педагогической реабилитации" подростков девиантного поведения, которое мы определяем как комплекс мер профес­сионального, медицинского, психолого-педагогического и социально-бытового характера, направленных на эффективное и как можно раннее возвращение дезадаптантов к общественно-полезной деятельности.

В первой главе диссертационного исследования рассмотрены такие важные вопросы, как состояние проблемы в философской, педагогической, психологической, социологической литературе и педагогической практике; причины и признаки девиаций в поведении подростков; уровни социально-педагогической реабилитации подростков девиантного поведения.

В своей работе мы использовали системно-деятельностный??? и личностно-ориентированный методологические подходы. Использование системно-деятельностного подхода в нашем исследовании имело важное

значение для четкой постановки проблемы и для использования его как од­ного из возможных подходов, позволяющих решить задачи социально-педагогической реабилитации подростков девиантного поведения.

Для нашей работы особо важное значение сыграл тот факт, что стратегия системно-деятельностного подхода, позволила раскрыть цели, средства, а также результаты деятельности педагога по социально-педагогической реабилитации подростков девиантного поведения. Данный подход позволил определить взаимодействие, взаимообусловленность, совместную продуктивную деятельность педагогов и воспитанников на основе сотрудничества.

Теоретическое значение личностно-ориентированного подхода связано с раскрытием природы и условий реализации личностно-развивающих функций процесса реабилитации; в определении целевых, содержательных характеристик процесса реабилитации. Ведущей идеей нашего исследования является положение о том, что реабилитация выступает основой гармонизации личности.

На основе теоретического анализа педагогические условия социаль­но-педагогической реабилитации подростков девиантного поведения мы понимаем как совокупность мер в учебно-воспитательном процессе, обес­печивающем профессионально-творческий вид деятельности.

Педагогическими условиями успешной социально-педагогической реабилитации подростков девиантного поведения в условиях общеобразова­тельного учреждения являются:

1)   комплексная диагностика девиантного поведения подростков;

2)             подготовка педагогов к социально-педагогической реабилитации подростков девиантного поведения в школе;

3)             разработка и внедрение программы "Социально-педагогической реабилитации подростков девиантного поведения в условиях общеобразова­тельного учреждения" Советского профессионального колледжа в группе « ПОВАР, кондитер"

 

Основываясь на адаптивных методиках мы выделили следующие уровни социально-педагогической реабилитации подростков девиантного поведения:

-              критический (микросоциальная и педагогическая запущенность подростков, низкий уровень знаний об окружающем мире, эмоциональные и коммуникативные нарушения, импульсивность поступков, немотивирован­ное упрямство, низкая адаптированность в коллективе сверстников);

-              допустимый (знание норм поведения, но не всегда эти нормы пове­дения принимаются, не соблюдается иерархия отношений со взрослыми людьми, однако удачно выстраиваются отношения со сверстниками в груп­пе, просматриваются элементы адаптивного поведения);

желаемый (расширяется круг культурных потребностей, прояв­ляется эмоциональная устойчивость, являются стандарты социального поведения, сглаживаются пороки различных синдромов, повышается актив­ность ребенка в познавательной, трудовой деятельности, развиваются коммуникативные свойства, формируется умение дать адекватную оценку поведению, поступкам).

На основе анализа психолого-педагогической литературы мы выде­лили критерии, отражающие уровень социально-педагогическое реабилитации подростков девиантного поведения в условиях общеобразова­тельного учреждения, которыми являются:

-  эмоциональный, характеризующий способности личности адапти­роваться в коллективе, умение простраивать отношения в нем, что в свою очередь будет способствовать выработанному стандарту социального пове­дения;

-  познавательный, характеризующий круг культурных потребностей подростка,'развитие его познавательной активности, выработки адекватной самооценки;

-                     деятельностный, характеризующий активность подростка в учебной

 

и трудовой деятельности.

в данном исследовании получены необходимые данные,  новиз­на, теоретическая и практическая значимость которых состоит в том, что: раскрыта сущностная характеристика понятия "социально-педагогическая реабилитация" подростков; выявлены критерии социально-педагогической реабилитации подростков девиантного поведения в профессиоальном колледже; разработан и экспериментально проверен комплекс педагогических условий социально-педагогической реабилитации подростков девиантного поведения в услови­ях колледжа.

Результаты теоретического и экспериментального исследо­вания подтверждают гипотезу и позволяют сделать следующие выводы:

1..Социальная нестабильность нашего общества сегодня, связанная с переходом на новые экономические отношения, не могла не отразиться на системе образования. Под идеей сохранения потенциала страны, школа все силы стала отдавать наиболее одарённым и обучаемым ученикам, тогда, как менее способным и менее дисциплинированным ученикам школа начала от­казывать в сотрудничестве. И эти дезадаптированные

( учащиеся  девиантного поведения),чтобы  не потерять себя в этом нестабильном обществе поступили в Советский колледж, чтобы получить  профессию и стать профессионалом своего дела.. Решение этой важной проблемы является актуальной задачей современной педагогики.

2.              Данные теоретического анализа позволили нам конкретизировать понятие "социально-педагогическая реабилитация" подростков девиантного поведения в условиях общеобразовательного учреждения как комплекс мер профессионального, медицинского, психолого-педагогического и соци­ально-бытового характера, направленных на эффективное и как можно раннее возвращение дезадаптантов к общественно-полезной деятельности.

3.              Проблема социально-педагогической реабилитации подростков
девиантного поведения в условиях общеобразовательного учреждения в на­стоящее время решается с позиций системно-деятельностного, личностно-ориентированного и других подходов. Теоретико-экспериментальное иссле­дование,   проведенное   нами,   показало,   что   наиболее   целесообразным является использование системно-деятельностного подхода, под которым мы понимаем особую форму теоретической и практической деятельности, направленную на повышение социально-педагогической реабилитации под­ростков девиантного поведения в условиях общеобразовательного учреждения.

4.      На основе анализа психолого-педагогической литературы мы вы­делили критерии, отражающие уровень социально-педагогическое реабилитации подростков девиантного поведения в условиях общеобразова­тельного учреждения, которыми являются: эмоциональный, характеризующий способность личности адаптироваться в коллективе, уме­ние простраивать отношения внем, что в свою очередь будет способствовать выработанному стандарту социального поведения; познава­тельный, характеризующий круг культурных потребностей подростка, развитие его познавательной активности, выработки адекватной самооцен­ки; деятельности ый, характеризующий активность подростка в учебной и трудовой деятельности.

5.      Комплекс педагогических условий (комплексная диагностика де­виантного поведения подростков; подготовка педагогов к социально-педагогической реабилитации подростков девиантного поведения в колледже; разработка и внедрение программы "Социально-педагогическая реабилита­ция подростков девиантного поведения в общеобразовательном учреждении") является необходимым и достаточным для успешной соци­ально-педагогической реабилитации подростков девиантного поведения в условиях общеобразовательного учреждения.

Проведенное нами исследование показало общетеоретическую зна­чимость внедрения результатов нашего исследования. Это проявилось в том, что в ходе  исследовательской работы значительно повысился уровень социально-педагогической реабилитации подростков эксперимен­тальных групп; в тоже время результаты контрольной группы можно охарактеризовать как более низкие.( высокие)

Наше исследование не исчерпывает содержание рассматриваемой проблемы. Дальнейшее развитие изучаемой проблемы исследования может быть продолжено в следующих направлениях: разработка инновационных технологий социально-педагогической реабилитации подростков девиант-ного поведения в условиях общеобразовательного учреждения; поиск, определение и внедрение новых педагогических условий социально-педагогической реабилитации подростков девиантного поведения в услови­ях общеобразовательного учреждения.

 

 

Причины девиантного поведения.

1. В основе девиантного поведения лежит, прежде всего социальное неравенство. Это находит выражение в низком, подчас нищенском уровне жизни большей части населения и особенно молодежи, в трудностях которые встают перед молодыми людьми при попытке самореализации и получения общественного признания, в ограничении социально приемлемых способов получения высокого заработка для молодых женщин и мужчин.

2. Морально-этический фактор выражается в низком морально-нравственном уровне общества, бездуховности, психологии вещизма и отчуждении личности.

В условиях экономической жизни общества, когда все покупается и продается, торговля рабочей силой, способностями и даже телом становится рядовым событием. Морально-этическая деградация и падение нравов находят выражение в массовой алкоголизации и бродяжничестве, распространении наркомании и "продажной любви".

3. Окружающая среда, которая нейтрально или благосклонно относится к девиантному поведению.

Молодые девианты - алкоголики, наркоманы, проститутки - в большинстве своем выходцы из неблагополучных семей. В такой среде имеется свое представление о нормах поведения, свои авторитеты и приоритеты. [1, с.48-50]

Известный социолог Р. Мертон, автор теории "двойной неудачи", считает, что если молодой человек не может удовлетворить своих потребностей ни в легальной творческой деятельности, ни в активной противоправной, то он компенсирует эти недостатки такой деятельностью, которая ведет его к саморазрушению как личности.

В условиях когда часть молодежи не имеет возможности для достойного профессионального или личного самовыражения, "уход" в алкоголизм, наркоманию или примитивный секс становится своеобразным компенсаторным средством.

Неблагоприятные условия жизни и воспитания в семье, проблемы овладения знаниями и связанные с этим неудачи в учебе, неумение строить взаимоотношения с окружением и возникающие на этой основе конфликтные ситуации, различные психофизические отклонения в состоянии здоровья, как правило, ведут к кризису духа, потери смысла существования.

2.2 Формы проявления девиантного поведения

Пьянство и алкоголизм. Между этими понятиями существуют различия. Алкоголизм характеризуется патологическим влечением к спиртному и последующей социально-нравственной деградацией личности. Пьянство - это неумеренное потребление алкоголя, которое наряду с угрозой здоровью личности нарушает ее социальную адаптацию. На формирование алкоголизма влияют социальные, генетические, физиологические (1 группа) и психологические (2 группа) факторы. Это наследственность, характер, индивидуальные свойства личности, особенности окружающей среды, низкий уровень материального положения и образования. Вторые всегда оказывают совокупное воздействие на первые. Алкоголизации подростков способствуют следующие факторы: алкогольное окружение и связанные с ним устойчивые алкогольные традиции; характерологические особенности (неустойчивые и эпилептоидные типы акцентуаций и психопатий); свойственная возрасту склонность к подражанию и объединению со сверстниками, когда неформальная группа становится главным регулятором поведения. Встречаются также врожденные алкогольные синдромы, когда младенцы, испытывают физиологическую зависимость от алкоголя в результате употребления матерью спиртных напитков во время беременности. Причины: любопытство (какое влияние окажет на меня алкоголь?) - для недопущения этого явления нужен систематический контроль родителей за поведением ребенка и разъяснение вреда алкоголя для человеческого организма, особенно детского; вхождение в молодежную группу, целью деятельности которой является добывание и системное распитие спиртных напитков, употребление наркотиков - в основном это подростки с низким уровнем психического развития, лишенные полезной коллективной деятельности и развлечений, неуверенные в себе, пассивные. Для отвлечения всех этих школьников от пагубного пристрастия к спиртному требуется вовлечение их в деятельность здорового коллектива сверстников, где бы они духовно развивались и самоутверждались. [9, с.114-122]

Информация о работе Социальная реабилитация подростков с отклоняющимся поведением