Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Февраля 2012 в 12:06, дипломная работа
Факт отклоняющегося поведения подростков есть реальность, с которой практически каждый день сталкиваются педагоги, родители и другие социальные структуры, которые работают в данном направлении. Актуален как никогда стал комплекс проблем воспитания подростков с асоциальным поведением, изучение его структуры и динамики, определение путей и средств своевременной социально – педагогической реабилитации проявлений девиантности, деликвентности, агрессии и других негативных качеств.
Введение........... ...........3
Глава I. Исследование проблемы социально педагогической
реабилитации подростков девиантного поведения
1 .1 Характеристика понятия «подростки девиантного поведения"……
1.2 Условия социально-педагогической реабилитации подростков девиантного поведения………………………………………………..
1.3????.......
Глава II. Социально-педагогическая реабилитации подростков
девиантного поведения в условиях общеобразовательного учреждения
2.1. Организация работы по социально-педагогической реабилитации подростков девиантного поведения в общеобразовательном учреждении.
2.2. Реабилитация подростков девиантного поведения в условиях
общеобразовательного учреждения Советского профессионального колледжа
2.3.Оценка успешности деятельности соц. педагога в реабилитации
подростков с девиантным поведением в условиях образовательного учреждения
Заключение
Список использованной литературы
Приложения
В подростковом возрасте у ребенка проявляется потребность в познании самого себя. Ответ на вопрос «Кто я?» часто мучает подростка. Он проявляет интерес к самому себе, у него формируются собственные взгляды и суждения; появляются собственные оценки на те или иные события и факты; он пытается оценить свои возможности и поступки, сопоставляя себя со сверстниками и их действиями.
В этом возрасте происходит временное психологическое отдаление подростка от семьи и школы, их значение в становления личности подростка снижается, тогда, как влияние сверстников усиливается. Зачастую он стоит перед выбором между официальным коллективом и неформальной группой общения. Предпочтение подросток отдает той среде и группе, в которой он чувствует себя комфортно, где к нему относятся с уважением. Это может быть и спортивная секция, и технический кружок, но может быть и подвал дома, где собираются подростки и ведут себя аморально.
Как правило в этом возрасте у ПОДРОСТКОВ возникают проблемы со взрослыми в частности с родителями. Родители продолжают смотреть на своего ребенка как на маленького, а он пытается вырваться из этой опеки. Поэтому взаимоотношения со взрослым обычно характеризуются повышенной конфликтностью, обостряется критичное отношение к мнениям взрослых, но при этом становится более значимым мнение сверстников. Изменяется характер отношений со старшими: ИЗ позиции подчинения ПОДРОСТОК пытается перейти в позицию равенства. Одновременно меняется и характер взаимоотношений со сверстниками, появляется потребность в общении с целью самоутверждения, что в неблагоприятных условиях может привести к различным формам отклоняющегося поведения.
У подростка формируется чувство взрослости, которое проявляется через стремление к независимости и самостоятельности, протест против желаний взрослых «поучить» его. Подростки в этом возрасте нередко выбирают для себя кумира (герой фильма, сильный взрослый, герой передачи, выдающийся спортсмен и др.), которому он пытается подражать: его внешнему облику, манере поведения. Внешность для подростка имеет очень большое значение, необычная прическа, серьги в ушах, рваные джинсы яркая косметика и другие атрибуты дают подростку возможность отделить себя от других, утвердиться в группе сверстников.
Все перемены в поведении подростка происходят на фоне изменения эмоционально-волевой сферы и проявляется эмоционально выраженное стремление познания окружающей действительности, стремление к общению со сверстниками, потребность в дружбе на основе общих интересов и увлечений. У подростка формируются умения самообладания, самоуправления своими мыслями и поступками, развиваются настойчивость, упорство, выдержка, терпение, выносливость и другие волевые качества.
Значительно изменяются интересы подростка по сравнению с ребенком младшего возраста. Наряду с любознательностью и стремлением к творческой деятельности, для него характерна разбросанность и неустойчивость интересов.
Таким образом, можно выделить характерные особенности подросткового возраста: эмоциональная незрелость, недостаточно развитое умение контролировать собственное поведение, соразмерять желания и возможности в удовлетворении своих потребностей, повышенная внушаемость, желание самоутвердиться и стать взрослым.
Подросток — это еще недостаточно зрелый и недостаточно социально возмужалый человек, это личность, находящаяся на особой стадии формирования ее важнейших черт и качеств. Стадия эта пограничная между детством и взрослостью. Личность еще недостаточно развита, чтобы считаться взрослой, и в то же время настолько развита, что в состоянии сознательно вступить в отношения с окружающими и следовать в своих поступках и действиях требованиям общественных норм и правил.
Подросток способен принимать продуманные решения, совершать разумные поступки и нести за них нравственную и правовую ответственность. Следует особо выделить, что подросток — лицо, вступившее в период правовой ответственности за свои действия и поступки. И хотя закон, учитывая особенности социально-психологического развития несовершеннолетних, устанавливает для него ограниченную ответственность, можно считать старший подростковый и юношеский возраст как характеризующийся личностной ответственностью.
Социально-педагогическая реабилитация подростков девиантного поведения – это разновидность профессиональной деятельности, направленная на оказание помощи подростку в процессе социализации, освоения им социокультурного опыта и на создание условий для его успешной реабилитации. Данная деятельность осуществляется социальными педагогами и психологами, но на сегодняшний день, практически во всех учреждениях созданы социально – педагогические службы, в которые входят специалисты, узконаправленной специализации, конкретно осуществляющие профилактическую работу с подростками «отклоняющегося поведения».
Помощь, предоставляемая данными специалистами в большинстве случаев, является адресной, то есть, направлена на конкретного подростка и решение его индивидуальных проблем, возникающих в процессе социализации. На первом этап изучается личность ребёнка и его окружающая среда (семья, друзья). Работа ведётся целенаправленно и не спонтанно. К каждому подросту необходимо найти подход и расположить его к себе для доверительной беседы и дальнейшей плодотворной совместной деятельности.
Основными направлениями социально – педагогической деятельности являются:
- непосредственная работа с подростком девиантного поведения;
- посредническая деятельность во взаимоотношениях подростка с окружающей его социальной средой,
Жене написать введение - т.е. плавный переход
КУДА мне то вставить??? Анализ диагностической работы.
В данной группне 22 учащихся. С целью выявления подростков с нарушениями в поведении были использованы следующие методы и методики: социометрия, патохарактерологический диагностический опросник А.Е. Личко (ПДО) (компьютерный вариант), тест-опросник выявления акцентуаций у подростков Шмишека (компьютерный вариант), цветовой тест Люшера (компьютерный вариант), шкала тревожности, разработанная по принципу “Шкалы социально- ситуационной тревоги” Кондаша(см. приложение 2), беседа с кураторами.
В результате анализа были получены следующие данные:
Социометрия: лидеры – 2 чел., интерпретатор – 1 чел., исполнители –
6 чел., болото – 10 чел.(в том числе М., Кш., К.), изгои – 5 чел.(в том числе Кр., Ш.) (см. гистограмму 1 на стр. 57). ????
ПДО: гипертимный тип – 2 человека;
лабильный тип – 4 человека;
психастенический тип – 2 человека (в т.ч., М.);
шизоидный тип – 7 человек (в т.ч., К.);
эпилептоидный – 8 человек ( в т.ч., Ш., Кш.);
истероидный тип – 1 человек (Кр.);(см. диаграмму на стр.58). ????
Тест-опросник Шмишека:
демонстративная акцентуация-3 чел.(в т.ч.,Кр.), эмотивная-2 чел., гипертимная- 5 чел.(в т.ч.,К.), дистимическая-1 чел., практическая-1 чел., педантическая-1чел., возбудимая-1 чел., циклотимическая- 1 чел., экзальтированная-3 чел.(в т.ч.,Кш., Ш., М.);
смешанный тип акцентуаций-7 чел.: эмотивная+экзальтированная-2 чел., эмотивная+тревожная-2 чел., эмотивная+гипертимическая-1 чел., экзальтированная+тревожная-1 чел.(см. рис.3 на стр.59). ????
Шкала тревожности. (см. рис.4 на стр.60). ???
уровни, количество детей | общая тревожн. | школьная тревожн. | личностная тревожн. | межличност. тревожн |
нормальн. | 22 | 19 | 22 | 19 |
повыш. | 1 | 2 | 1 | 2 |
высокий | 1 | 4 | 2 | 1 |
чрезмерное спокойствие | 1 | 0 | 0 | 3 |
По результатам анализа была выявлена группа подростков (М.,Кш., К.,Кр.,Ш.), имеющих ярко выраженные отклонения в акцентуациях характера, школьной дезадаптации и особо тяжелом семейном положении.
Исходя из полученных данных были составлены описания учащихся
(см. приложение 1) и спланирована коррекционная работа.
( НАДО МНЕ ДОДЕЛАТЬ – мероприятия прорисать..)
Рис.1. Данные социометрии
Рис.2. Диаграмма распределения выборочной совокупности по данным ПДО
Рис.3. Распределение выборочной совокупности по данным теста Шмишека
Рис.4. Показатель выборочной совокупности по общему уровню тревожности
Выводы по главе 2.
Пятеро подростков в группе и их родители находились под пристальным вниманием социально - педагогической службы коллежа, остальные учащиеся группы – в меньшей степени.
По истечении шести месяцев работы несколько изменились социальные позиции подростков в ученическом коллективе, хотя о прочных, положительных изменениях говорить пока, конечно же, рано.
По данным анкетирования: среди учащихся группы никто, в том числе и "наши пятеро" подростков ни разу не рискнули попробовать, несмотря на предложения, наркотические вещества, а вот в распитии пива наши подопечные были замечены не однократно. В то время когда на параллели в других группах колледжа такие случаи были замечены кураторами и медицинским работником.
Кроме того, проведенная индивидуальная и групповая работа дали определенные положительные изменения как у ребят, так и у родителей (см. описания в приложении).
Узнав о глубокой работе, которая ведется социально - психологической службой в группе, родители всех учащихся этого ученического коллектива стали чаще посещать колледж, ходить на родительские собрания, принимать участие в родительских собраниях и культурно-массовых мероприятиях группы. Чтобы быть в курсе событий их ребёнка, чем он интересуется и где проводят своё свободное время.************************
Понятие «условие» определяется как отношение предмета к окружающим явлениям, без которых он существовать не может. Е.Е. Боровкова, Т.Е. Климова, А В Христова и другие определяют педагогические условия как совокупность мер в учебно-воспитательном процессе, обеспечивающих профессионально-творческий вид деятельности (78).
В настоящее время современному обществу необходимы высококвалифицированные специалисты, дипломированные, имеющие опыт работы, творческим настроем, коммуникабельные и мобильные, социально – адаптированы к новым условиям современного производства. Социальная адаптация – это процесс взаимодействия личности или социальной группы с социальной средой; включает усвоение норм и ценностей среды в процессе социализации, а также изменение, преобразование в соответствии с новыми условиями и целями определённого вида деятельности. Социальная адаптация должна включать в себя умение подростков адаптироваться в социуме и на производстве. При рассмотрении и исследовании вопроса социально- педагогической реабилитации подростков в рамках группы профессионального колледжа г. Советский, сложившая ситуация позволяет говорить об эффективной адаптации подростков и ликвидации коррекции девиантного поведения подростков. Положительный результат происходит потому, что применяются различные формы и методы в организации учебно – воспитательного процесса.
Процесс социальной – педагогической реабилитации подростков девиантного поведения в организации учебно-воспитательного процесса колледжа включает в себя:
- развитие творческих способностей;
- здоровье сберегающие технологии;
- предоставление возможности реализоваться в соответствии со своими интересами и возможностями;
- выявление и поддержка индивидуальных способностей подростка;
- формирование самосознания, активной жизненной позиции, потребности к самосовершенствованию и саморазвитию;
- формирование гражданской жизненной позиции и правового самосознания.
Для решения нашей проблемы необходимо применить следующие формы и методы учебно-воспительного процесса, как эффективного аспекта социально- педагогической реабилитации подростка девиантного поведения:
Наблюдение, исследование, опрос, анкетирование, вовлечение в культурно- досуговую деятельность. Для достижение положительных результатов в данном направлении, необходимо использовать принципы разъяснения, сотрудничество, поддержку в трудной жизненной ситуации, последовательность, системность, убеждение.
Индивидуально-педагогическое исследование предполагает выявление ак слабых, так и сильных сторон личности подростка девиантного поведения, которые с одной стороны, требуют психолого-педагогической коррекции, а с другой - составляют здоровый психологический потенциал личности, на которые можно опираться в процессе воспитания, перевоспитания. Здесь очень важно выявить возможную акцентуацию характера подростка, т.е. крайние проявления нормы, отклонения, с которыми можно справиться совместными усилиями психолога и педагога, и которые должны быть учтены при индивидуальном педагогическом подходе к воспитанию. Здесь необходимо выявление синдромов тревожности, агрессивности, нарушения системы самооценки ребенка, подростка, неадекватности уровня притязаний, которые могут проявляться в различных формах социальной дезадаптации. Воспитание, перевоспитание, коррекция должны строиться с учетом ценностных и референтных ориентации подростка, его интересов и мотиваций, что также позволяет выявить психодиагностическое исследование.
А. Адлер подчеркивает, что реабилитация отклоняющегося поведения предполагает в первую очередь выявление неблагополучия в системе отношений ребенка, подростка как со взрослыми, так и со сверстниками, и "лечение'1 социальной ситуации, т.е. коррекцию педагогической позиции учителей, родителей, разрешения острых и вяло текущих конфликтов, не благоприятно сказывающихся на социальном развитии подростка (10). Важным является анализ социометрического статуса подростка в коллективе класса, в среде сверстников, определение места, которое он занимает в системе межличностных отношений, выявления того, насколько оправдываются его престижные ожидания, имеет ли место психологическая изоляция и если таковая имеется, определение ее корней причин, а также возможных путей преодоления.
Информация о работе Социальная реабилитация подростков с отклоняющимся поведением