Социальная реабилитация подростков с отклоняющимся поведением

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Февраля 2012 в 12:06, дипломная работа

Описание работы

Факт отклоняющегося поведения подростков есть реальность, с которой практически каждый день сталкиваются педагоги, родители и другие социальные структуры, которые работают в данном направлении. Актуален как никогда стал комплекс проблем воспитания подростков с асоциальным поведением, изучение его структуры и динамики, определение путей и средств своевременной социально – педагогической реабилитации проявлений девиантности, деликвентности, агрессии и других негативных качеств.

Содержание

Введение........... ...........3
Глава I. Исследование проблемы социально педагогической
реабилитации подростков девиантного поведения
1 .1 Характеристика понятия «подростки девиантного поведения"……
1.2 Условия социально-педагогической реабилитации подростков девиантного поведения………………………………………………..
1.3????.......
Глава II. Социально-педагогическая реабилитации подростков
девиантного поведения в условиях общеобразовательного учреждения
2.1. Организация работы по социально-педагогической реабилитации подростков девиантного поведения в общеобразовательном учреждении.
2.2. Реа­билитация подростков девиантного поведения в условиях
общеобразова­тельного учреждения Советского профессионального колледжа
2.3.Оценка успешности деятельности соц. педагога в реабилитации
подростков с девиантным поведением в условиях образовательного учреждения
Заключение
Список использованной литературы
Приложения

Работа содержит 1 файл

Девиации диплом 1.doc

— 841.00 Кб (Скачать)

Данные принципы дополняют Г.С. Юмашев и К. Ренкер:

4.              Реабилитационная деятельность должна происходить вне отры­ва от коллектива.

***Итак,   социально-педагогическая   реабилитация   -  это   сложный процесс, включающий в себя такие компоненты как восстановление психи­ческого, физического, нравственного здоровья, ориентирующий подростка на восстановление собственной значимости,

Реализация видов социально-педагогической деятельности по реабилитации подростков девиантного поведения предполагает уточнение понятия социально-педагогическая реабилитация, которое мы определяем как социально-педагогическая реабилитация - это комплекс мер про­фессионального, медицинского, психолого-педагогического и социально-бытового характера, направленных на успешное и как мож­но раннее возвращение дезадаптантов к общественно - полезной деятельности.

Процесс социально-педагогической реабилитации включает в себя следующие компоненты:

- определенные способы, приемы', технологии (консультирование, упраж­нения, психо-игровая терапия для снятия агрессии, избавления от вредных привычек);

*       телефон доверия;

*             предоставление услуг в профориентационном центре, биржах труда и т.д.;

* в форме социально-педагогических услуг, предусматривающих длитель­ное обучение и воспитание подростков;

*              помощь со стороны медиков, юристов, психологов и т.д.

Реализация основных содержательных компонентов социально-педагогической реабилитации подростков девиантного поведения опирается на обширные, научно-обоснованные знания, которые охватывают не только личность подростка, но и знание окружающей социальной среды:

- личность подростка, его физическое, духовное, социальное разви­тие, нормальное и отклоняющееся поведение;

-   объединения и группировки людей (семья, малая группа, неполный коллектив, коллектив сверстников);

-   систему социальных учреждений, оказывающих помощь подрост­ку;

-   основы теории, методики и частных технологий по реабилитации и коррекции подростков девиантного поведения;

-   социально-правовые и социально-экономические основы деятель­ности социального педагога;

-   методы управления и планирования профессиональной и научно-исследовательской. деятельности в работе с подростками девиантного пове­дения.

Сущность содержания социально-педагогической реабилитации подростков девиантного поведения заключается в том, что этот процесс состоит из нескольких компонентов, которые мы объединили в блоки:

диагностический блок - изучение личности подростка девиантного поведения (выявление деформаций и дефектов поведения);

реабилитационно-коррекционный блок - организация медико-психолого-педагогической помощи (коррекционно-педагогическая работа в сочетании с медикоментозным лечением по результатам клинического и психологического исследования);

блок социально-педагогической поддержки - выбор приемов, обще­педагогических методов коррекции (снятие агрессии, гнева, коррекция характера) и лечебно-педагогические технологии (психопедагогический массаж, тренинги, упражнения, игровые технологии).

 

 

Программа социально-педагогической реабилитационной работы реализуется следующим обра­зом:

1.   Анализ диагностической работы.

3.  Проведение реабилитационной работы.

4.  Проведение мониторинга успешности девиантных подростков.

5.  Подведение итогов реабилитационной работы,

    Изучается социальный статус подростка, психологический портрет, особенности развития и особенности девиации……

   удается осуществить а социальную помощь прежде всего остро нуждающимся и слабо защищенным детям и их семьям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации. Они ориентированы на цело­стный подход к человеку, учету его интересов, потребностей, ценностных ориентации, на создание общественных социально-педагогических условий, способствующих мобилизации личностного потенциала для решения воз­никших проблем и трудностей.

*****Изложенный материал показывает, что для определения успешности социально-педагогической реабилитации подростков девиантного поведе­ния требуется определить ее уровни. Для этого мы обратились к различным диагностическим методикам и адаптировали диагностическую программу по определению уровня социально-педагогической реабилитации В.Г. Бо­чаровой (40). Мы выделили следующие уровни социально-педагогической реабилитации подростков девиантного поведения:

« критический (микросоциальная и педагогическая запущенность подростков, низкий уровень знаний об окружающем мире, эмоциональные и коммуникативные нарушения, импульсивность поступков, немотивиро­ванное упрямство, низкая адаптированность в коллективе сверстников);

*              допустимый (знание норм поведения, но не всегда эти нормы пове­
дения принимаются, не соблюдается иерархия отношений со взрослыми
людьми, однако удачно выстраиваются отношения со сверстниками в
группе, просматриваются элементы адаптивного поведения);

•              желаемый (расширяется круг культурных потребностей, проявля

ется эмоциональная устойчивость, появляются стандарты социального по­ведения, сглаживаются пороки различных синдромов, повышается активность ребенка в познавательной, трудовой деятельности, развивают­ся коммуникативные свойства, формируется умение дать адекватную оценку поведению, поступкам).

Подводя итоги разработанных современных концепций социально-педагогической реабилитации подростков девиантного поведения мы смог­ли сделать следующие выводы:

Проведенный анализ психолого-педагогической литературы и ос­новных подходов к проблеме социально-педагогической реабилитации подростков, позволил нам уточнить сущностную характеристику данного понятия. Социально-педагогическая реабилитация - это комплекс мер профессионального, медицинского, психолого-педагогического и соци­ально-бытового характера, направленных на успешное и как можно раннее возвращение дезадаптантов к общественно-полезной деятель­ности.

Основа понятия "социально-пеадгогическая реабилитация" заключа­ется в её социальности, как результате приобретения подростком социального опыта общения, взаимоотношения и поведения. Педагогиче­ская направленность понятия "реабилитация" указывает значимость определенных способов, приемов, технологий по восстановлению утрачен­ных или несформированных механизмов социализации личности.

Особенности   социально-педагогическая деятельности общеобра­зовательного учреждения включают в себя:

*        деятельность по повышению уровня социально-педагогической реабилитации и адаптации индивида посредством личност­ного развития;

*          деятельность по профилактике явлений дезадаптации (социо-

культурной, социальной, психологической), которая включает в себя работу с подростками девиантного поведения;

•              деятельность по социокультурной реабилитации и реадаптации
с подростками, которые имеют отклонения от норм в физическом, психоло­
гическом и социальном развитии;

*              посредническая деятельность во взаимоотношениях индивида
или группы со средой, связанной с социокультурным становлением и разви­
тием.

Содержание социально-педагогической реабилитации подростков девиантного поведения заключается в том, что этот процесс состоит из не­скольких???? компонентов, которые мы объединили в блоки: диагностический блок - изучение личности подростка девиантного поведения (выявление деформаций и дефектов поведения); реабилитационно-коррекционный блок - организация медико-психолого-педагогической помощи (корекционно-педагогическая работа в сочетании с медикоментозным лечением по резуль­татам клинического и психологического исследования); блок социально-педагогической поддержки - выбор приемов, общепедагогических ^методов коррекции (снятие агрессии, гнева, коррекция характера) и лечебно-педагогические технологии (психопедагогический  массаж, тренинги, уп­ражнения, игровые технологии).

Мы выделили следующие уровни социально-педагогической реаби­литации подростков девиантного поведения:

•             критический (микросоциальная и педагогическая запущенность подростков, низкий уровень знаний об окружающем мире, эмоциональные и коммуникативные нарушения, импульсивность поступков, немотивирован­ное упрямство, низкая адаптированность в коллективе сверстников);

•             допустимый (знание норм поведения, но не всегда эти нормы поведения принимаются, не соблюдается иерархия отношений со взрослы

ми людьми, однако удачно   выстраиваются отношения со сверстниками в группе, просматриваются элементы адаптивного поведения);

* желаемый (расширяется круг культурных потребностей, прояв­ляется эмоциональная устойчивость, появляются стандарты социального поведения, сглаживаются пороки различных синдромов, повышается актив­ность ребенка в познавательной, трудовой деятельности, развиваются коммуникативные свойства, формируется умение дать адекватную оценку поведению, поступкам).

**********************************************************

      
    

     Деструктивные эмоциональные связи в семье
     и их влияние на формирование личности детей



    Таблица2

Стили поведения родителей

Проявления характерных черт поведения родителей по отношению к ребенку

Позиции родителей

Реакции ребенка

Формирующиеся черты личности

А. Чрезмерная эмоциональная дистанция

Родители обращены не к ребенку, а про- тив него или вне его. Часто проявляется агрессивность по отношению к ребенку или равнодушие

А+С-отвергающая (ребенок - "тяжкий груз")

Чувство ненужности родителям, ощущение себя лишним

Агрессивность непослушание лживость, наклонность к воровству и т.д.

В. Большая концентрация внимания на ребенке

Стремление постоянно быть около ре- бенка, навязы-вание ему мно- гочисленных предложений, родители бди- тельно следят за поведением ребенка

В+Д- чрезмерное оберегание (ребенок крайне зависим)

Показная позиция, потребности ребенка доминируют над потребнос- тями других

Запаздывание социальной зрелости: чрезмерное преувеличение собственной значимости и тревожность, беспомощ-ность

С. Доминиро-вание

Непреклон-ность родите-лей, тенденция к ограниче- ниям и сурово-сти

В+С- чрезмерное требование

Постоянное состояние тре- вожности (нет права на самостоятель-ность

Неуверенность робость, чрезмерная впечатли-тельность

Д. Уступчивость

Для поведения родителей ха- рактерны не- умение и не- собность руко-водить детьми, мягкость

А+Д- (крайняя степень- бегство от ребенка)

Невыполнение приказаний родителей

Неспособность устанавливать прочные эмо- циональные связи, эмоци-ональная неус- тойчивость, непостянство в планах, хвастливость



     Стили поведения родителей Проявления характерных черт поведения родителей по отношению к ребенку. Позиции родителей.Реакции ребенка Формирующиеся черты личности.
     А. Чрезмерная эмоциональная дистанция Родители обращены не к ребенку, а против него или вне его. Часто проявляется агрессивность по отношению к ребенку или равнодушие А+С- отвергающая (ребенок – "тяжкий груз") Чувство ненужности родителям, ощущение себя лишним. Агрессивность непослушание лживость, наклонность к воровству и т.д.
     В. Большая концентрация внимания на ребенке. Стремление постоянно быть около ребенка, навязывание ему многочисленных предложений, родители бдительно следят за поведением ребенка В+Д - чрезмерное оберегание (ребенок крайне зависим) Показная позиция, потребности ребенка доминируют над потребностями других Запаздывание социальной зрелости: чрезмерное преувеличение собственной значимости и тревожность, беспомощ-ность.   С- Доминирование. Непреклонность родителей, тенденция к ограниче- ниям и суровости В+С- чрезмерное требование Постоянное состояние тре- вожности (нет права на самостоятель-ность Неуверенность робость, чрезмерная впечатли-тельность
     Д. Уступчивость Для поведения родителей ха- рактерны не- умение и не- собность руко-водить детьми, мягкость А+Д- (крайняя степень- бегство от ребенка) Невыполнение приказаний родителей Неспособность устанавливать прочные эмоциональные связи, эмоциональная неустойчивость, непостянство в планах, хвастливость.

     Опираясь на представленный материал, можно сделать общий вывод: агрессивность, непослушание, девиантное поведение, запаздывание социальной зрелости, неуверенность, робость, неспособность устанавливать прочные эмоциональные контакты – все это как черты личности ребенка формируется вследствие воздействия деструктивных стилей поведения родителей в отношении своих детей.

     Важно также отметить, что стиль взаимоотношений подростка с родителями лишь отчасти обусловлен социальным положением семьи.

     Сопоставление данных о самоуважении подростков с условиями их семейной жизни показывает, что у тех подростков, которым родители не уделяли внимания и которыми пренебрегали, уровень самоуважения ниже, чем у других.

 

**************************************************************

 

 

Глава II.  Социально-педагогическая        реабилитации подростков

де­виантного поведения в условиях общеобразовательного учреждения

 

2.1. Организация работы по социально-педагогической реабилитации подростков девиантного поведения  в общеобразовательном учреждении.

Информация о работе Социальная реабилитация подростков с отклоняющимся поведением