Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Февраля 2012 в 12:06, дипломная работа
Факт отклоняющегося поведения подростков есть реальность, с которой практически каждый день сталкиваются педагоги, родители и другие социальные структуры, которые работают в данном направлении. Актуален как никогда стал комплекс проблем воспитания подростков с асоциальным поведением, изучение его структуры и динамики, определение путей и средств своевременной социально – педагогической реабилитации проявлений девиантности, деликвентности, агрессии и других негативных качеств.
Введение........... ...........3
Глава I. Исследование проблемы социально педагогической
реабилитации подростков девиантного поведения
1 .1 Характеристика понятия «подростки девиантного поведения"……
1.2 Условия социально-педагогической реабилитации подростков девиантного поведения………………………………………………..
1.3????.......
Глава II. Социально-педагогическая реабилитации подростков
девиантного поведения в условиях общеобразовательного учреждения
2.1. Организация работы по социально-педагогической реабилитации подростков девиантного поведения в общеобразовательном учреждении.
2.2. Реабилитация подростков девиантного поведения в условиях
общеобразовательного учреждения Советского профессионального колледжа
2.3.Оценка успешности деятельности соц. педагога в реабилитации
подростков с девиантным поведением в условиях образовательного учреждения
Заключение
Список использованной литературы
Приложения
Данные принципы дополняют Г.С. Юмашев и К. Ренкер:
4. Реабилитационная деятельность должна происходить вне отрыва от коллектива.
***Итак, социально-педагогическая реабилитация - это сложный процесс, включающий в себя такие компоненты как восстановление психического, физического, нравственного здоровья, ориентирующий подростка на восстановление собственной значимости,
Реализация видов социально-педагогической деятельности по реабилитации подростков девиантного поведения предполагает уточнение понятия социально-педагогическая реабилитация, которое мы определяем как социально-педагогическая реабилитация - это комплекс мер профессионального, медицинского, психолого-педагогического и социально-бытового характера, направленных на успешное и как можно раннее возвращение дезадаптантов к общественно - полезной деятельности.
Процесс социально-педагогической реабилитации включает в себя следующие компоненты:
- определенные способы, приемы', технологии (консультирование, упражнения, психо-игровая терапия для снятия агрессии, избавления от вредных привычек);
* телефон доверия;
* предоставление услуг в профориентационном центре, биржах труда и т.д.;
* в форме социально-педагогических услуг, предусматривающих длительное обучение и воспитание подростков;
* помощь со стороны медиков, юристов, психологов и т.д.
Реализация основных содержательных компонентов социально-педагогической реабилитации подростков девиантного поведения опирается на обширные, научно-обоснованные знания, которые охватывают не только личность подростка, но и знание окружающей социальной среды:
- личность подростка, его физическое, духовное, социальное развитие, нормальное и отклоняющееся поведение;
- объединения и группировки людей (семья, малая группа, неполный коллектив, коллектив сверстников);
- систему социальных учреждений, оказывающих помощь подростку;
- основы теории, методики и частных технологий по реабилитации и коррекции подростков девиантного поведения;
- социально-правовые и социально-экономические основы деятельности социального педагога;
- методы управления и планирования профессиональной и научно-исследовательской. деятельности в работе с подростками девиантного поведения.
Сущность содержания социально-педагогической реабилитации подростков девиантного поведения заключается в том, что этот процесс состоит из нескольких компонентов, которые мы объединили в блоки:
диагностический блок - изучение личности подростка девиантного поведения (выявление деформаций и дефектов поведения);
реабилитационно-коррекционный блок - организация медико-психолого-
блок социально-педагогической поддержки - выбор приемов, общепедагогических методов коррекции (снятие агрессии, гнева, коррекция характера) и лечебно-педагогические технологии (психопедагогический массаж, тренинги, упражнения, игровые технологии).
Программа социально-педагогической реабилитационной работы реализуется следующим образом:
1. Анализ диагностической работы.
3. Проведение реабилитационной работы.
4. Проведение мониторинга успешности девиантных подростков.
5. Подведение итогов реабилитационной работы,
Изучается социальный статус подростка, психологический портрет, особенности развития и особенности девиации……
удается осуществить а социальную помощь прежде всего остро нуждающимся и слабо защищенным детям и их семьям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации. Они ориентированы на целостный подход к человеку, учету его интересов, потребностей, ценностных ориентации, на создание общественных социально-педагогических условий, способствующих мобилизации личностного потенциала для решения возникших проблем и трудностей.
*****Изложенный материал показывает, что для определения успешности социально-педагогической реабилитации подростков девиантного поведения требуется определить ее уровни. Для этого мы обратились к различным диагностическим методикам и адаптировали диагностическую программу по определению уровня социально-педагогической реабилитации В.Г. Бочаровой (40). Мы выделили следующие уровни социально-педагогической реабилитации подростков девиантного поведения:
« критический (микросоциальная и педагогическая запущенность подростков, низкий уровень знаний об окружающем мире, эмоциональные и коммуникативные нарушения, импульсивность поступков, немотивированное упрямство, низкая адаптированность в коллективе сверстников);
* допустимый (знание норм поведения, но не всегда эти нормы пове
дения принимаются, не соблюдается иерархия отношений со взрослыми
людьми, однако удачно выстраиваются отношения со сверстниками в
группе, просматриваются элементы адаптивного поведения);
• желаемый (расширяется круг культурных потребностей, проявля
ется эмоциональная устойчивость, появляются стандарты социального поведения, сглаживаются пороки различных синдромов, повышается активность ребенка в познавательной, трудовой деятельности, развиваются коммуникативные свойства, формируется умение дать адекватную оценку поведению, поступкам).
Подводя итоги разработанных современных концепций социально-педагогической реабилитации подростков девиантного поведения мы смогли сделать следующие выводы:
Проведенный анализ психолого-педагогической литературы и основных подходов к проблеме социально-педагогической реабилитации подростков, позволил нам уточнить сущностную характеристику данного понятия. Социально-педагогическая реабилитация - это комплекс мер профессионального, медицинского, психолого-педагогического и социально-бытового характера, направленных на успешное и как можно раннее возвращение дезадаптантов к общественно-полезной деятельности.
Основа понятия "социально-пеадгогическая реабилитация" заключается в её социальности, как результате приобретения подростком социального опыта общения, взаимоотношения и поведения. Педагогическая направленность понятия "реабилитация" указывает значимость определенных способов, приемов, технологий по восстановлению утраченных или несформированных механизмов социализации личности.
Особенности социально-педагогическая деятельности общеобразовательного учреждения включают в себя:
* деятельность по повышению уровня социально-педагогической реабилитации и адаптации индивида посредством личностного развития;
* деятельность по профилактике явлений дезадаптации (социо-
культурной, социальной, психологической), которая включает в себя работу с подростками девиантного поведения;
• деятельность по социокультурной реабилитации и реадаптации
с подростками, которые имеют отклонения от норм в физическом, психоло
гическом и социальном развитии;
* посредническая деятельность во взаимоотношениях индивида
или группы со средой, связанной с социокультурным становлением и разви
тием.
Содержание социально-педагогической реабилитации подростков девиантного поведения заключается в том, что этот процесс состоит из нескольких???? компонентов, которые мы объединили в блоки: диагностический блок - изучение личности подростка девиантного поведения (выявление деформаций и дефектов поведения); реабилитационно-коррекционный блок - организация медико-психолого-
Мы выделили следующие уровни социально-педагогической реабилитации подростков девиантного поведения:
• критический (микросоциальная и педагогическая запущенность подростков, низкий уровень знаний об окружающем мире, эмоциональные и коммуникативные нарушения, импульсивность поступков, немотивированное упрямство, низкая адаптированность в коллективе сверстников);
• допустимый (знание норм поведения, но не всегда эти нормы поведения принимаются, не соблюдается иерархия отношений со взрослы
ми людьми, однако удачно выстраиваются отношения со сверстниками в группе, просматриваются элементы адаптивного поведения);
* желаемый (расширяется круг культурных потребностей, проявляется эмоциональная устойчивость, появляются стандарты социального поведения, сглаживаются пороки различных синдромов, повышается активность ребенка в познавательной, трудовой деятельности, развиваются коммуникативные свойства, формируется умение дать адекватную оценку поведению, поступкам).
******************************
Деструктивные эмоциональные связи в семье
и их влияние на формирование личности детей
Таблица2
Стили поведения родителей | Проявления характерных черт поведения родителей по отношению к ребенку | Позиции родителей | Реакции ребенка | Формирующиеся черты личности |
А. Чрезмерная эмоциональная дистанция | Родители обращены не к ребенку, а про- тив него или вне его. Часто проявляется агрессивность по отношению к ребенку или равнодушие | А+С-отвергающая (ребенок - "тяжкий груз") | Чувство ненужности родителям, ощущение себя лишним | Агрессивность непослушание лживость, наклонность к воровству и т.д. |
В. Большая концентрация внимания на ребенке | Стремление постоянно быть около ре- бенка, навязы-вание ему мно- гочисленных предложений, родители бди- тельно следят за поведением ребенка | В+Д- чрезмерное оберегание (ребенок крайне зависим) | Показная позиция, потребности ребенка доминируют над потребнос- тями других | Запаздывание социальной зрелости: чрезмерное преувеличение собственной значимости и тревожность, беспомощ-ность |
С. Доминиро-вание | Непреклон-ность родите-лей, тенденция к ограниче- ниям и сурово-сти | В+С- чрезмерное требование | Постоянное состояние тре- вожности (нет права на самостоятель-ность | Неуверенность робость, чрезмерная впечатли-тельность |
Д. Уступчивость | Для поведения родителей ха- рактерны не- умение и не- собность руко-водить детьми, мягкость | А+Д- (крайняя степень- бегство от ребенка) | Невыполнение приказаний родителей | Неспособность устанавливать прочные эмо- циональные связи, эмоци-ональная неус- тойчивость, непостянство в планах, хвастливость |
Стили поведения родителей Проявления характерных черт поведения родителей по отношению к ребенку. Позиции родителей.Реакции ребенка Формирующиеся черты личности.
А. Чрезмерная эмоциональная дистанция Родители обращены не к ребенку, а против него или вне его. Часто проявляется агрессивность по отношению к ребенку или равнодушие А+С- отвергающая (ребенок – "тяжкий груз") Чувство ненужности родителям, ощущение себя лишним. Агрессивность непослушание лживость, наклонность к воровству и т.д.
В. Большая концентрация внимания на ребенке. Стремление постоянно быть около ребенка, навязывание ему многочисленных предложений, родители бдительно следят за поведением ребенка В+Д - чрезмерное оберегание (ребенок крайне зависим) Показная позиция, потребности ребенка доминируют над потребностями других Запаздывание социальной зрелости: чрезмерное преувеличение собственной значимости и тревожность, беспомощ-ность. С- Доминирование. Непреклонность родителей, тенденция к ограниче- ниям и суровости В+С- чрезмерное требование Постоянное состояние тре- вожности (нет права на самостоятель-ность Неуверенность робость, чрезмерная впечатли-тельность
Д. Уступчивость Для поведения родителей ха- рактерны не- умение и не- собность руко-водить детьми, мягкость А+Д- (крайняя степень- бегство от ребенка) Невыполнение приказаний родителей Неспособность устанавливать прочные эмоциональные связи, эмоциональная неустойчивость, непостянство в планах, хвастливость.
Опираясь на представленный материал, можно сделать общий вывод: агрессивность, непослушание, девиантное поведение, запаздывание социальной зрелости, неуверенность, робость, неспособность устанавливать прочные эмоциональные контакты – все это как черты личности ребенка формируется вследствие воздействия деструктивных стилей поведения родителей в отношении своих детей.
Важно также отметить, что стиль взаимоотношений подростка с родителями лишь отчасти обусловлен социальным положением семьи.
Сопоставление данных о самоуважении подростков с условиями их семейной жизни показывает, что у тех подростков, которым родители не уделяли внимания и которыми пренебрегали, уровень самоуважения ниже, чем у других.
******************************
Глава II. Социально-педагогическая
девиантного поведения в условиях общеобразовательного учреждения
2.1. Организация работы по социально-педагогической реабилитации подростков девиантного поведения в общеобразовательном учреждении.
Информация о работе Социальная реабилитация подростков с отклоняющимся поведением