Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Февраля 2012 в 12:06, дипломная работа
Факт отклоняющегося поведения подростков есть реальность, с которой практически каждый день сталкиваются педагоги, родители и другие социальные структуры, которые работают в данном направлении. Актуален как никогда стал комплекс проблем воспитания подростков с асоциальным поведением, изучение его структуры и динамики, определение путей и средств своевременной социально – педагогической реабилитации проявлений девиантности, деликвентности, агрессии и других негативных качеств.
Введение........... ...........3
Глава I. Исследование проблемы социально педагогической
реабилитации подростков девиантного поведения
1 .1 Характеристика понятия «подростки девиантного поведения"……
1.2 Условия социально-педагогической реабилитации подростков девиантного поведения………………………………………………..
1.3????.......
Глава II. Социально-педагогическая реабилитации подростков
девиантного поведения в условиях общеобразовательного учреждения
2.1. Организация работы по социально-педагогической реабилитации подростков девиантного поведения в общеобразовательном учреждении.
2.2. Реабилитация подростков девиантного поведения в условиях
общеобразовательного учреждения Советского профессионального колледжа
2.3.Оценка успешности деятельности соц. педагога в реабилитации
подростков с девиантным поведением в условиях образовательного учреждения
Заключение
Список использованной литературы
Приложения
Теоретический анализ изучаемой проблемы привел нас к следующим предположениям, требующим экспериментальной проверки;
социально-педагогическая реабилитация подростков девиантного поведения в условиях общеобразовательного учреждения будет успешной, если будут выполнены следующие педагогические условия:
1) комплексная диагностика девиантного поведения подростков;
2)подготовка педагогов к социально-педагогической реабилитации подростков девиантного поведения в школе;
3) разработка и внедрение программы "Социально-педагогической реабилитации подростков девиантного поведения в условиях общеобразовательного учреждения".
Эспериментальная работа с подростками девиантного поведения проводилась на базе образовательного учреждения Советкого профессионаьного колледжа.
Всего исследованием было, охвачено (87) или взять мою одну группу подростков( 22 уч-ся)…??? 7 педагогов,3воспитателей общежития, 3 заместителей директора по учебно-воспитательной работе, по производственной работе и теоретическому обучению.
В своей работе мы попытались определить наиболее оптимальное содержание социально-педагогической реабилитации подростков девиантного поведения. Экспериментальная работа осуществлялась в ходе внедрения педагогических условий. Одновременно проходили обучающие семинары для педагогов, воспитателей и куратор груп. Особое место отводилось дисциплинам: "Новые педагогические технологии воспитания и обучения", "Методика работы с дезадаптированными подростками и задержкой психического развития", и другие.
Экспериментальная работа проходила в несколько этапов: констатирующий, формирующий, обобщающий. На каждом этапе эксперимента определялись свои задачи, являющиеся промежуточными на пути достижения цели экспериментальной работы.
На диагностико-прогностическом этапе констатирующего экспери- мента мы определили уровень социально-педагогической реабилитации подростков девиантного поведения. Достоверность полученных в эксперименте результатов в значительной степени зависела от исходных данных констатирующего этапа эксперимента. Формирующий этап эксперимента был направлен на реализацию разработанной методики социально-педагогической реабилитации подростков девиантного поведения в условиях общеобразовательного учреждения. Обобщающий этап эксперимента был направлен на обработку, обобщение и оформление результатов социально-педагогической реаилитации подростков девиантного поведения. Таким образом, вторая глава нашего исследования посвящена описанию констатирующего, формирующего и обобщающего этапов исследования.
Целью констатирующего этапа эксперимента явилось выявление уровней социально-педагогической реабилитации подростков, признаков девиантности поведения подростков, определение содержания способов и технологий реабилитационно-коррекционной работы и диагностических программ. Мы осуществляли экспериментальную работу в течении 3 лет до начала формирующего эксперимента и параллельно с ним, что дало возможность скомплектовать группы в рамках основного эксперимента,
Для определения уровня социально-педагогической реабилитации подростков девиантного поведения в условиях общеобразовательного учреждения возникла потребность в выборе показателей успешности данного процесса. Так как социально-педагогическая реабилитация подростков процесс сложный и многоплановый невозможно выбрать единый показатель. Исходя из этого мы выделили критерии, отражающие уровень социально-педагогической реабилитации подростков девиантного поведения в колледже
Рассматривая вопрос о критериях социально-педагогической реабилитации подростков девиантного поведения в колледже, мы обратили внимание на те социально-значимые показатели развития личности, которые отражают готовность личность к активному социальному действию.
На основании результатов теоретического анализа работ Л.И. Божо-вич, У. Глассера , И.А. Зимней и других авторов мы выделили критерии успешной социально-педагогической реабилитации подростков в условиях общеобразовательного учреждения, которые были рассмотрены нами в первой главе диссертационного исследования (37; 71; 90).
Одним из критериев успешной социально-педагогической реабилитации подростков девиантного поведения в колледже должно быть изучение способности личности адаптироваться в коллективе, умение подстраивать отношения в нем, что в свою очередь будет способствовать выработанному стандарту социального поведения. Таким образом, одним из критериев социально-педагогической реабилитации подростков девиантного поведения в колледже является эмоциональный критерий.
Вторым критерием социально-педагогической реабилитации подростков девиантного поведения является познавательный критерий. Замером социально-педагогической реабилитации по данному критерию должно стать изучение круга культурных потребностей подростка, развитие его познавательной активности, выработки адекватной самооценки.
Третьим критерием социально-педагогической реабилитации подростков девиантного поведения в школе является деятелностный
критерий. Здесь внимание педагогов должно быть сосредоточено на активности подростка в учебной и трудовой деятельности.
Итак, критериями успешной социально-педагогической реабилитации подростков девиантного поведения в условиях общеобразовательного учреждения выступают:
• эмоциональный;
• познавательный;
• деятельности ый.
В таблице 5 определены критерии социально-педагогической реабилитации подростков девиантного поведения в школе.
Таблица 5
Критерии социально-педагогической реабилитации подростков
девиантного поведения в колледже
№ п/п | Название критерия | Характеристика деятельности | Методы диагностики |
1 | Эмоцно нальный | Адаптация в коллективе сверстников | Наблюдение, социометрия, опросы, беседы, интервьюирование |
2 | Познава тельный | Формирование коммуникативной культуры; развитие познавательной активности | Наблюдение, тестирование, самооценка, тренинги, КТД |
3 | Деятель ностный | Мотивация к учебной и трудовой деятельности | Творческие задания, программирования ситуаций, программирование различных видов деятельности |
Таблица 18 Сравнительные данные сформированности у подростков познавательного критерия социально-педагогической реабилитации (второй срез)
Группа | Кол-во подростков в группе | Уровни | X | |||||
Критический I | Допустимый II | Желаемый Ш | ||||||
Кол-во | % | Кол-во | % | Кол-во | % | |||
КГ | 28 | 16 | 57,14 | 9 | 32,14 | 1 | 10,72 | 1,32 |
ЭГ-1 | 26 | 14 | 53,85 | 10 | 38,46 | 2 | 7,69 | 1,54 |
ЭГ-2 | 25 | 14 | 56,00 | 9 | 36,00 | 2 | 8,00 | 1,52 |
эг-з | 27 | 11 | 40,74 | 13 | 48,15 | 3 | 11,11 | 1,7 |
78
ЭГ-З
[уровень ПИ уровень ЕЛИ уровень
78
Гистограмма 9. Сравнительные данные с познавательного критерия социально- педагогической реабилитации
Таблица 19 Сравнительные данные сформированности у подростков познавательного критерия социально-педагогической реабилитации (третий срез)
Группа | Кол-во подростков в группе | Уровни | X | |||||
Критический 1 | Допустимый И | Желаемый III | ||||||
Кол-во | % | Кол-во | % | Кол-во | % | |||
КГ | 28 | 12 | 42,86 | 14 | 50,00 | 2 | 7,14 | 1,64 |
ЭГ-1 | 26 | 9 | 34,61 | 13 | 49599 | 4 | 15,4 | 1,80 |
ЭГ-2 | 25 | 10 | 40,00 | 12 | 48,00 | 3 | 12,0 | 1,72 |
эг-з | 27 | 6 | 22,22 | 12 | 44,44 | 9 | 33,34 | 2,1 |
Информация о работе Социальная реабилитация подростков с отклоняющимся поведением