Социальная реабилитация подростков с отклоняющимся поведением

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Февраля 2012 в 12:06, дипломная работа

Описание работы

Факт отклоняющегося поведения подростков есть реальность, с которой практически каждый день сталкиваются педагоги, родители и другие социальные структуры, которые работают в данном направлении. Актуален как никогда стал комплекс проблем воспитания подростков с асоциальным поведением, изучение его структуры и динамики, определение путей и средств своевременной социально – педагогической реабилитации проявлений девиантности, деликвентности, агрессии и других негативных качеств.

Содержание

Введение........... ...........3
Глава I. Исследование проблемы социально педагогической
реабилитации подростков девиантного поведения
1 .1 Характеристика понятия «подростки девиантного поведения"……
1.2 Условия социально-педагогической реабилитации подростков девиантного поведения………………………………………………..
1.3????.......
Глава II. Социально-педагогическая реабилитации подростков
девиантного поведения в условиях общеобразовательного учреждения
2.1. Организация работы по социально-педагогической реабилитации подростков девиантного поведения в общеобразовательном учреждении.
2.2. Реа­билитация подростков девиантного поведения в условиях
общеобразова­тельного учреждения Советского профессионального колледжа
2.3.Оценка успешности деятельности соц. педагога в реабилитации
подростков с девиантным поведением в условиях образовательного учреждения
Заключение
Список использованной литературы
Приложения

Работа содержит 1 файл

Девиации диплом 1.doc

— 841.00 Кб (Скачать)

Теоретический анализ изучаемой проблемы привел нас к следующим предположениям, требующим экспериментальной проверки;

социально-педагогическая реабилитация подростков девиантного поведения в условиях общеобразовательного учреждения будет успешной, если будут выполнены следующие педагогические условия:

1)   комплексная диагностика девиантного поведения подростков;

2)подготовка педагогов к социально-педагогической реабилитации подростков девиантного поведения в школе;

3) разработка и внедрение программы "Социально-педагогической реабилитации подростков девиантного поведения в условиях общеобразова­тельного учреждения".

Эспериментальная работа с подростками девиантного поведения проводилась на базе образовательного учреждения Советкого профессионаьного колледжа.

Всего исследованием было, охвачено (87) или взять мою одну группу подростков( 22 уч-ся)…???  7 педагогов,3воспитателей общежития, 3   заместителей директора по учеб­но-воспитательной работе, по производственной работе и теоретическому обучению.

В своей работе мы попытались определить наиболее оптимальное содержание социально-педагогической реабилитации подростков девиант­ного поведения. Экспериментальная работа осуществлялась в ходе внедрения педагогических условий. Одновременно проходили обучающие семинары для педагогов, воспитателей  и куратор груп. Особое ме­сто отводилось дисциплинам: "Новые педагогические технологии воспитания и обучения", "Методика работы с дезадаптированными подростками и задержкой психиче­ского развития", и другие.

Экспериментальная работа проходила в несколько этапов: констати­рующий, формирующий, обобщающий. На каждом этапе эксперимента определялись свои задачи, являющиеся промежуточными на пути достиже­ния цели экспериментальной работы.

 

      На диагностико-прогностическом этапе констатирующего экспери- мента мы определили уровень социально-педагогической реабилитации подростков девиантного поведения. Достоверность полученных в экспе­рименте результатов в значительной степени зависела от исходных данных констатирующего этапа эксперимента. Формирующий этап эксперимента был направлен на реализацию разработанной методики социально-педагогической реабилитации подростков девиантного поведения в услови­ях общеобразовательного учреждения. Обобщающий этап эксперимента был направлен на обработку, обобщение и оформление результатов социально-педагогической реаилитации подростков девиантного поведения. Таким образом, вторая глава нашего исследования посвящена описанию констатирующего, формирующего и обобщающего этапов исследования.

Целью констатирующего этапа эксперимента явилось выявление уровней социально-педагогической реабилитации подростков, признаков девиантности поведения подростков, определение содержания способов и технологий реабилитационно-коррекционной работы и диагностических программ. Мы осуществляли экспериментальную работу в течении 3 лет до начала формирующего эксперимента и параллельно с ним, что дало воз­можность скомплектовать группы в рамках основного эксперимента,

Для определения уровня социально-педагогической реабилитации подростков девиантного поведения в условиях общеобразовательного уч­реждения возникла потребность в выборе показателей успешности данного процесса. Так как социально-педагогическая реабилитация подростков про­цесс сложный и многоплановый невозможно выбрать единый показатель. Исходя из этого мы выделили критерии, отражающие уровень социально-педагогической реабилитации подростков девиантного поведения в колледже

Рассматривая вопрос о критериях социально-педагогической реа­билитации подростков девиантного поведения в колледже, мы обратили внимание на те социально-значимые показатели развития личности, которые отражают готовность личность к активному социальному действию.

На основании результатов теоретического анализа работ Л.И. Божо-вич, У. Глассера , И.А. Зимней и других авторов мы выделили критерии успешной социально-педагогической реабилитации подростков в условиях общеобразовательного учреждения, которые были рассмотрены нами в пер­вой главе диссертационного исследования (37; 71; 90).

Одним из  критериев успешной социально-педагогической реабилита­ции подростков девиантного поведения в колледже должно быть изучение способности личности адаптироваться в коллективе, умение подстраивать отношения в нем, что в свою очередь будет способствовать выработанно­му стандарту социального поведения. Таким образом, одним из критериев социально-педагогической реабилитации подростков девиантного поведе­ния в колледже является эмоциональный критерий.

Вторым критерием социально-педагогической реабилитации подро­стков девиантного поведения является познавательный критерий. Замером социально-педагогической реабилитации по данному критерию должно стать изучение круга культурных потребностей подростка, развитие его познавательной активности, выработки адекватной самооценки.

Третьим критерием социально-педагогической реабилитации подро­стков девиантного поведения в школе является деятелностный

критерий. Здесь внимание педагогов должно быть сосредоточено на активности под­ростка в учебной и трудовой деятельности.

Итак, критериями успешной социально-педагогической реабилита­ции подростков девиантного поведения в условиях общеобразовательного учреждения выступают:

•            эмоциональный;

•            познавательный;

•            деятельности ый.

В таблице 5 определены критерии социально-педагогической реаби­литации подростков девиантного поведения в школе.

 

 

Таблица 5

Критерии социально-педагогической реабилитации подростков

девиантного поведения в колледже

 

п/п

Название критерия

Характеристика деятельно­сти

Методы диагностики

1

Эмоцно нальный

Адаптация в коллективе сверстников

Наблюдение, социо­метрия, опросы, беседы, интервьюиро­вание

2

Познава  тельный

Формирование коммуника­тивной культуры; развитие познавательной активности

Наблюдение, тестиро­вание, самооценка, тренинги, КТД

3

Деятель ностный

Мотивация к учебной и тру­довой деятельности

Творческие задания, программирования си­туаций, программирование различных видов дея­тельности

 

 

Таблица 18 Сравнительные данные сформированности у подростков познаватель­ного критерия социально-педагогической реабилитации (второй срез)

 

Группа

Кол-во подро­стков в группе

Уровни

X

Критический I

Допустимый

II

Желаемый Ш

Кол-во

%

Кол-во

%

Кол-во

%

КГ

28

16

57,14

9

32,14

1

10,72

1,32

ЭГ-1

26

14

53,85

10

38,46

2

7,69

1,54

ЭГ-2

25

14

56,00

9

36,00

2

8,00

1,52

эг-з

27

11

40,74

13

48,15

3

11,11

1,7



78

 

ЭГ-З

[уровень ПИ уровень ЕЛИ уровень



78

 

Гистограмма  9.  Сравнительные данные  с познавательного критерия социально- педагогической реабилитации

Таблица 19 Сравнительные данные сформированности у подростков познаватель­ного критерия социально-педагогической реабилитации (третий срез)

 

Группа

Кол-во

подро­стков в группе

Уровни

X

Критический

1

Допустимый И

Желаемый III

Кол-во

%

Кол-во

%

Кол-во

%

КГ

28

12

42,86

14

50,00

2

7,14

1,64

ЭГ-1

26

9

34,61

13

49599

4

15,4

1,80

ЭГ-2

25

10

40,00

12

48,00

3

12,0

1,72

эг-з

27

6

22,22

12

44,44

9

33,34

2,1

Информация о работе Социальная реабилитация подростков с отклоняющимся поведением