Социальная реабилитация подростков с отклоняющимся поведением

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Февраля 2012 в 12:06, дипломная работа

Описание работы

Факт отклоняющегося поведения подростков есть реальность, с которой практически каждый день сталкиваются педагоги, родители и другие социальные структуры, которые работают в данном направлении. Актуален как никогда стал комплекс проблем воспитания подростков с асоциальным поведением, изучение его структуры и динамики, определение путей и средств своевременной социально – педагогической реабилитации проявлений девиантности, деликвентности, агрессии и других негативных качеств.

Содержание

Введение........... ...........3
Глава I. Исследование проблемы социально педагогической
реабилитации подростков девиантного поведения
1 .1 Характеристика понятия «подростки девиантного поведения"……
1.2 Условия социально-педагогической реабилитации подростков девиантного поведения………………………………………………..
1.3????.......
Глава II. Социально-педагогическая реабилитации подростков
девиантного поведения в условиях общеобразовательного учреждения
2.1. Организация работы по социально-педагогической реабилитации подростков девиантного поведения в общеобразовательном учреждении.
2.2. Реа­билитация подростков девиантного поведения в условиях
общеобразова­тельного учреждения Советского профессионального колледжа
2.3.Оценка успешности деятельности соц. педагога в реабилитации
подростков с девиантным поведением в условиях образовательного учреждения
Заключение
Список использованной литературы
Приложения

Работа содержит 1 файл

Девиации диплом 1.doc

— 841.00 Кб (Скачать)

3. Социально-педагогическая - предполагает организацию мер педа­гогической помощи и поддержки, при нарушении способности личности к получению образования, в соответствии с состоянием здоровья, интересами, психическими и физическими возможностями личности. Создание адекват­ных условий, специализированные программы обучения, адаптированные методы воспитания.

4. Профессиональная - включает в себя профориентацию, трудоуст­ройство и профессионально - производственную адаптацию.

  5. Социальная - включает в себя средовую ориентацию, социально-бытовую адаптацию и социально-бытовое устройство (определенное место жительства).

Для уточнения понятия "социально-педагогическая реабилитация" относительно темы нашего исследования следует обратить внимание на специфику, которая состоит в определении "социально-педагогическая". Здесь имеется много общего. С одной стороны, "реабилитация" и "социально-педагогическая реабилитация" направлены на восстановление механизмов социализации личности. Невозможно представить социализа­цию вне формирования коммуникативных свойств личности, адаптации к микросоциуму; без сформированных умений выстраивать отношения с дру­гими людьми. Однако эти механизмы социализации не развиты у подростков, имеющих отклонения в поведении. Поэтому процесс реабили­тации предполагает совместные усилия семьи и таких специалистов, как социальные педагоги, врачи, психиатры, психологи, по восстановлению фи­зического, психического нравственного здоровья подростков. Несогласованность воспитательных приемов реабилитации может привести подростков с расстройствами поведения к элементам деспотизма, агрессии, дезадаптации.

Для эффективной педагогической реабилитации и коррекции по­ведения необходимо установить факторы, вызывающие отклонения в поведении. Л.М. Семенюк выделяет три группы факторов и причин:

-  социальные

-  педагогические

-  медико-биологические (180).

К первой группе причин можно отнести недостатки в учебно-воспитательной работе с детьми в семье, дошкольных учреждениях, школе, приводящие к социально-педагогической запущенности школьников.

Вторую группу причин и факторов составляют внутренние и

внешние конфликты, которые могут быть вызваны различными обстоятель­ствами: систематической неуспеваемостью, неудовлетворительными взаимоотношениями с учителями, товарищами, развивающейся на этой ос­нове неудовлетворенностью собой, своим положением в коллективе. В результате формируется неустойчивый психологический дискомфорт, со­стояние тревожности в себе, в своих силах и возможностях.

К третьей группе причин и факторов, вызывающих отклонения в поведении детей и подростков, относятся задержки в психическом развитии, умственная отсталость, психические заболевания, дефекты в физическом развитии и т д

А.И. Захаров придерживается мнения о том, что трудновоспитуемость - семейное воспитание (163). И.А. Невский к причинам происхождения трудно вое пи туе мост и ребенка относит следующие факто­ры: семья; школа; кризис возраста (144).

С.А. Беличева подчеркивает, что не каждая семья имеет педагоги­ческий потенциал реабилитации подростка девиантного поведения. Именно поэтому, особая роль в процессе реабилитации отводится обязательному общеобразовательному учреждению, которое прежде всего обладает боль­шим реабилитационным потенциалом. Прежде всего это обеспечивается специальной подготовкой педагогических кадров, способствующих разви­тию и укреплению нравственного и физического здоровья семьи и ребенка, превращая их в субъект реабилитационного процесса (25).

Таким образом, социально-педагогическая  реабилитация подростков девиантного поведения в условиях общеоб­разовательного учреждения включает в себя:

• деятельность по повышению уровня социально-педагогической реабилитации и адаптации индивида посредством личност­ного развития;

•         деятельность по профилактике явлений дезадаптации (социо­культурной, социальной, психологической), которая включает в себя работу с подростками девиантного поведения;

•         деятельность по социокультурной реабилитации и реадаптации с подростками, которые имеют отклонения от норм в физическом, психоло­гическом и социальном развитии;

•         посредническая деятельность во взаимоотношениях индивида или группы со средой, связанной с социокультурным становлением и разви­тием.

В.Т. Лисовский выделяет вид реабилитации - социально-педагогическую - комплекс мер направленных на восстановление разру­шенных или утраченных индивидом общественных связей и отношений в следствии:

1.Нарушения здоровья, со стойким расстройством функций орга­низма;

2. Изменения социального статуса родителей;

З. Девиантности поведения личности (93). И.Н. Дашук определяет, что ребенок не способен самостоятельно заявить о своих проблемах - они проявляются косвенно через отставание в развитии, капризность, агрессивность. Это обуславливает необходимость, во-первых, активности со стороны социального педагога по выявлению психологических проблем у детей, во-вторых, разделение в жалобах роди­телей их собственных проблем и трудностей ребенка. Ребенок не может осознанно поставить перед собой цель избавиться от своих психологиче­ских проблем и нарушений. Более того, только тогда он станет сотрудничать с социальным педагогом, когда ему будет это интересно. Эти обстоятельства делают необходимым использование, как в диагностиче­ской,   так   и   в   коррекционной   работе   игровых   моментов,   особенно

привлекательных для детей (78).

А.И. Долгова подчеркивает, что каждый специалист, работающий с подростками, может назвать множество негативных элементов поведения ребенка. Но задача состоит не в том, чтобы удалить, устранить нежелатель­ное поведение, а в том, чтобы выявить и устранить его причину, так как поведение - лишь следствие, проявляющееся во внешнем, видимом плане. Корректировать надо не следствие (поведение), а причину (нарушение) - это главный принцип, который должен регулировать практическую работу с подростком. В случае его несоблюдения, ошибки, усугубляющие наруше­ния неизбежны (82).

Прежде чем перейти к рассмотрению нарушений и способов и средств их коррекции, необходимо еще раз подчеркнуть грань между нару­шением и нормой. Это необходимо для того, чтобы не устранить необходимые для развития ребенка факторы, те, которые лишь на первый взгляд кажутся проявлениями нарушений, и не обойти вниманием те эле­менты поведения подростка, которые возможно и не вызывают особых опасений взрослых, так как не проявляются ярко, и которые являются след­ствием нарушений эмоционалъно-мотивационной сферы личности ребенка. Границу нормы и патологии очень трудно определить. Еще 3. Фрейд выска­зал точку зрения, согласно которой этой границы нет - "нормальные" образования личности плавно переходят в патологические. Однако задачи, стоящие перед специалистом, работающим с детьми, требует выделения критериев "'нормы патологии". Такие критерии имеются, и надо лишь учесть, что конкретный ребенок - это уникальный, неповторимый случай, поэтому диагностика, даже при наличии искомых критериев, представляет собой сложную работу, состоящую в воссоздании программы нарушений личности конкретного ребенка (188).

Е.А. Михалычев утверждает, что определить проявления нарушений можно по следующим признакам:

1. Нарушения какой-либо сферы личности, психики ребенка всегда оказывает негативное действие на другие сферы, в результате чего те дегра­дируют, либо замедляют свое развитие.

2.   Нарушение проявляется в поведении, то есть его можно опо­знать при наблюдении. Однако надо учесть, что не все нежелательные для взрослых поступки подростка являются результатом искажений и наруше­ний в его личности. Известно, что в критические моменты возрастного развития (14-17 лет) ребенок становится трудновоспитуемым, но это скорее хорошо, чем плохо, так как показывает, что ребенок растет. В эти периоды взрослым нужно быть терпимее, не настаивать на своих требова­ниях, не стараться переделать ребенка, ведь это может "сломать" его. В эти периоды нет необходимости все позволять ребенку, однако требования и запреты можно предъявлять по-разному, а в критические периоды для ре­бенка важно особое внимание к нему. Если же трудновоспитуемость, непослушание, агрессия, капризность, упрямство и т.п. проявляются не в критические возрастные периоды, то необходимо исследовать причину проявления таких форм поведения у ребенка. Возможно, оно свидетельст­вует о каких-либо нарушениях.

3.   Психические нарушения приводят к социальной дезадаптации; к сужению круга людей, с которыми можно нормально воздействовать (на­пример, только в семье), к тому, что в группе детей ребенок имеет социометрический статус отверженного. Это не обязательно "тихий" подро­стков, это может быть и "драчун", которого не принимают в свою игру другие дети.

4.   Психические нарушения оказываются барьером на пути воспи­тательных воздействий. Таким образом, задача устранения нарушений оказывается первичной, по отношению к собственному воспитанию.

5. Нарушения психики и личности часто приводят к психоматиче-ским заболеваниям (133).

ЛИ. Катаева определяет в своем исследовании, что чаще всего причиной отклонения в развитии психики и личности являются нарушения мотивационно -эмоциональной сферы, которые не могут не проявляться во всех остальных сферах личности, а и ценно - в нарушении интеллекта, спо­собностей, творчества, самосознания и других качеств, даже если негативный процесс начался в другой сфере, он, тем не менее, приходит в эмоционально-мотивационную и волевую сферы, так как они являются образованьями, в которых отражаются любые изменения психики любые изменения психики личности. Гармония или дисгармония этой сферы опре­деляют всю жизнь ребенка : его психическое развитие, общение, взаимодействие, деятельность. Деформации или нарушения роста личности можно также диагностировать через так называемые эмоциональные нару­шения, которых имеется достаточно ограниченное число видов и форм проявления. Это и позволяет их описать, рассмотреть конкретные причины и методы реабилитационной работы. Задача педагога состоит в диагностике типа нарушений и проведении коррекционной работы с целью устранения или изменения выявленных негативных явлений (31).

Для того, чтобы легче ориентироваться в определении видов на­рушений, можно классифицировать их по двум основаниям. Критериями для такого разделения могут выступать:

1) Характер причин нарушения.

Причины могут быть "внешними" или "внутренними". Соответст­венно, нарушения - первичными или вторичными. "Внешними" причинами можно считать различные негативные воздействия (стрессоры, фрустраторы) и негативные отношения подростка с окружающими людьми ( нарушение отношений в семье, школе ).

Действие "внутренних" причин можно представить как влияние нарушенной части психики на здоровую. Так, фрустированность как эмо­циональное нарушение деформирует познавательную сферу личности, снижает способности к обучению и пр.

2) Характер проявления нарушений.

Нарушение может проявляться как деформация уже развитых структур психики (травматический страх и прочие), либо как недоразвитие их (слабоволие и прочие).

В соответствии с названными критериями можно выделить четыре вида нарушений:

1)     первичные нарушения, сформировавшиеся в результате нега­тивного воздействия на ребенка;

2)     первичные нарушения, сформировавшиеся в результате нега­тивных отношений окружающих к ребенку, что привело к отсутствию психики   подростка  с   позиции   социально-важных   структур:   социально-позитивных мотивов, способности к сопереживанию, социальной компе­тентности и т.д. Само ио себе отсутствие необходимых для социального воздействия структур уже можно назвать нарушениями, так как препятству­ет развитию личности, приводит к дезорганизации общения с окружающими людьми, и порождают отставание в развитии психических процессов. Часто первый вид нарушений оказывается связанным со вто­рым. Так, например, негативные отношения с родителями могут не только приводить к отставанию в развитии ребенка, но и формированию у него различных эмоциональных нарушений.

3) вторичные нарушения какой-либо сферы личности или психи­ческих процессов вследствие проявления какой-либо деформации психики.

4} отставание всех сфер личности и психических процессов в сво­ем развитии. Основными средствами педагогической коррекции дисгармоний развития, эмоциональной нестабильности, неразвитости, произвольности поведения, являются понимание, сочувствие со стороны педагога, снятие напряжения, рационализация воспитательно-образовательного процесса, выравнивания (подтягивания) культурно-образовательных возможностей детей. Важную роль играет метод перспективы, создающей у подростка ве­ру в свои возможности. Доверие к подростку, формирование осознаваемых и реально действующих мотивов его поведения, анализ конкретных ситуа­ций, в которые он часто попадает, личный пример педагога, дальнейшее позитивное воздействие педагога с его авторитетом на отношение ребенка со сверстниками. Помогают корректировать высокую тревожность запу­щенных детей, преодолевать трудности обшения, неадекватность поведения и повышает тем самым социальный статус подростка (119).

И.А. Кудрявцев утверждает, что при неблагоприятном   социальном развитии и нарушениях социализации могут возникнуть самые различные формы социальной дезадаптации и асоциального поведения, которые связа­ны не только с правонарушениями и преступлениями. Известно, асоциальным, отклоняющимся поведением называют поведение, в котором устойчиво проявляются отклонения от социальной нормы, как отклонения корыстной, агрессивной ориентации, так и социально-пассивного типа (163).

Для объяснения природы асоциального поведения подростков чрез­вычайно важным является выяснение вопроса, каким образом происходило усвоение социального опыта, формировались внутренние регуляции пове­дения индивида.

Информация о работе Социальная реабилитация подростков с отклоняющимся поведением