Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Февраля 2012 в 12:06, дипломная работа
Факт отклоняющегося поведения подростков есть реальность, с которой практически каждый день сталкиваются педагоги, родители и другие социальные структуры, которые работают в данном направлении. Актуален как никогда стал комплекс проблем воспитания подростков с асоциальным поведением, изучение его структуры и динамики, определение путей и средств своевременной социально – педагогической реабилитации проявлений девиантности, деликвентности, агрессии и других негативных качеств.
Введение........... ...........3
Глава I. Исследование проблемы социально педагогической
реабилитации подростков девиантного поведения
1 .1 Характеристика понятия «подростки девиантного поведения"……
1.2 Условия социально-педагогической реабилитации подростков девиантного поведения………………………………………………..
1.3????.......
Глава II. Социально-педагогическая реабилитации подростков
девиантного поведения в условиях общеобразовательного учреждения
2.1. Организация работы по социально-педагогической реабилитации подростков девиантного поведения в общеобразовательном учреждении.
2.2. Реабилитация подростков девиантного поведения в условиях
общеобразовательного учреждения Советского профессионального колледжа
2.3.Оценка успешности деятельности соц. педагога в реабилитации
подростков с девиантным поведением в условиях образовательного учреждения
Заключение
Список использованной литературы
Приложения
3. Социально-педагогическая - предполагает организацию мер педагогической помощи и поддержки, при нарушении способности личности к получению образования, в соответствии с состоянием здоровья, интересами, психическими и физическими возможностями личности. Создание адекватных условий, специализированные программы обучения, адаптированные методы воспитания.
4. Профессиональная - включает в себя профориентацию, трудоустройство и профессионально - производственную адаптацию.
5. Социальная - включает в себя средовую ориентацию, социально-бытовую адаптацию и социально-бытовое устройство (определенное место жительства).
Для уточнения понятия "социально-педагогическая реабилитация" относительно темы нашего исследования следует обратить внимание на специфику, которая состоит в определении "социально-педагогическая". Здесь имеется много общего. С одной стороны, "реабилитация" и "социально-педагогическая реабилитация" направлены на восстановление механизмов социализации личности. Невозможно представить социализацию вне формирования коммуникативных свойств личности, адаптации к микросоциуму; без сформированных умений выстраивать отношения с другими людьми. Однако эти механизмы социализации не развиты у подростков, имеющих отклонения в поведении. Поэтому процесс реабилитации предполагает совместные усилия семьи и таких специалистов, как социальные педагоги, врачи, психиатры, психологи, по восстановлению физического, психического нравственного здоровья подростков. Несогласованность воспитательных приемов реабилитации может привести подростков с расстройствами поведения к элементам деспотизма, агрессии, дезадаптации.
Для эффективной педагогической реабилитации и коррекции поведения необходимо установить факторы, вызывающие отклонения в поведении. Л.М. Семенюк выделяет три группы факторов и причин:
- социальные
- педагогические
- медико-биологические (180).
К первой группе причин можно отнести недостатки в учебно-воспитательной работе с детьми в семье, дошкольных учреждениях, школе, приводящие к социально-педагогической запущенности школьников.
Вторую группу причин и факторов составляют внутренние и
внешние конфликты, которые могут быть вызваны различными обстоятельствами: систематической неуспеваемостью, неудовлетворительными взаимоотношениями с учителями, товарищами, развивающейся на этой основе неудовлетворенностью собой, своим положением в коллективе. В результате формируется неустойчивый психологический дискомфорт, состояние тревожности в себе, в своих силах и возможностях.
К третьей группе причин и факторов, вызывающих отклонения в поведении детей и подростков, относятся задержки в психическом развитии, умственная отсталость, психические заболевания, дефекты в физическом развитии и т д
А.И. Захаров придерживается мнения о том, что трудновоспитуемость - семейное воспитание (163). И.А. Невский к причинам происхождения трудно вое пи туе мост и ребенка относит следующие факторы: семья; школа; кризис возраста (144).
С.А. Беличева подчеркивает, что не каждая семья имеет педагогический потенциал реабилитации подростка девиантного поведения. Именно поэтому, особая роль в процессе реабилитации отводится обязательному общеобразовательному учреждению, которое прежде всего обладает большим реабилитационным потенциалом. Прежде всего это обеспечивается специальной подготовкой педагогических кадров, способствующих развитию и укреплению нравственного и физического здоровья семьи и ребенка, превращая их в субъект реабилитационного процесса (25).
Таким образом, социально-педагогическая реабилитация подростков девиантного поведения в условиях общеобразовательного учреждения включает в себя:
• деятельность по повышению уровня социально-педагогической реабилитации и адаптации индивида посредством личностного развития;
• деятельность по профилактике явлений дезадаптации (социокультурной, социальной, психологической), которая включает в себя работу с подростками девиантного поведения;
• деятельность по социокультурной реабилитации и реадаптации с подростками, которые имеют отклонения от норм в физическом, психологическом и социальном развитии;
• посредническая деятельность во взаимоотношениях индивида или группы со средой, связанной с социокультурным становлением и развитием.
В.Т. Лисовский выделяет вид реабилитации - социально-педагогическую - комплекс мер направленных на восстановление разрушенных или утраченных индивидом общественных связей и отношений в следствии:
1.Нарушения здоровья, со стойким расстройством функций организма;
2. Изменения социального статуса родителей;
З. Девиантности поведения личности (93). И.Н. Дашук определяет, что ребенок не способен самостоятельно заявить о своих проблемах - они проявляются косвенно через отставание в развитии, капризность, агрессивность. Это обуславливает необходимость, во-первых, активности со стороны социального педагога по выявлению психологических проблем у детей, во-вторых, разделение в жалобах родителей их собственных проблем и трудностей ребенка. Ребенок не может осознанно поставить перед собой цель избавиться от своих психологических проблем и нарушений. Более того, только тогда он станет сотрудничать с социальным педагогом, когда ему будет это интересно. Эти обстоятельства делают необходимым использование, как в диагностической, так и в коррекционной работе игровых моментов, особенно
привлекательных для детей (78).
А.И. Долгова подчеркивает, что каждый специалист, работающий с подростками, может назвать множество негативных элементов поведения ребенка. Но задача состоит не в том, чтобы удалить, устранить нежелательное поведение, а в том, чтобы выявить и устранить его причину, так как поведение - лишь следствие, проявляющееся во внешнем, видимом плане. Корректировать надо не следствие (поведение), а причину (нарушение) - это главный принцип, который должен регулировать практическую работу с подростком. В случае его несоблюдения, ошибки, усугубляющие нарушения неизбежны (82).
Прежде чем перейти к рассмотрению нарушений и способов и средств их коррекции, необходимо еще раз подчеркнуть грань между нарушением и нормой. Это необходимо для того, чтобы не устранить необходимые для развития ребенка факторы, те, которые лишь на первый взгляд кажутся проявлениями нарушений, и не обойти вниманием те элементы поведения подростка, которые возможно и не вызывают особых опасений взрослых, так как не проявляются ярко, и которые являются следствием нарушений эмоционалъно-мотивационной сферы личности ребенка. Границу нормы и патологии очень трудно определить. Еще 3. Фрейд высказал точку зрения, согласно которой этой границы нет - "нормальные" образования личности плавно переходят в патологические. Однако задачи, стоящие перед специалистом, работающим с детьми, требует выделения критериев "'нормы патологии". Такие критерии имеются, и надо лишь учесть, что конкретный ребенок - это уникальный, неповторимый случай, поэтому диагностика, даже при наличии искомых критериев, представляет собой сложную работу, состоящую в воссоздании программы нарушений личности конкретного ребенка (188).
Е.А. Михалычев утверждает, что определить проявления нарушений можно по следующим признакам:
1. Нарушения какой-либо сферы личности, психики ребенка всегда оказывает негативное действие на другие сферы, в результате чего те деградируют, либо замедляют свое развитие.
2. Нарушение проявляется в поведении, то есть его можно опознать при наблюдении. Однако надо учесть, что не все нежелательные для взрослых поступки подростка являются результатом искажений и нарушений в его личности. Известно, что в критические моменты возрастного развития (14-17 лет) ребенок становится трудновоспитуемым, но это скорее хорошо, чем плохо, так как показывает, что ребенок растет. В эти периоды взрослым нужно быть терпимее, не настаивать на своих требованиях, не стараться переделать ребенка, ведь это может "сломать" его. В эти периоды нет необходимости все позволять ребенку, однако требования и запреты можно предъявлять по-разному, а в критические периоды для ребенка важно особое внимание к нему. Если же трудновоспитуемость, непослушание, агрессия, капризность, упрямство и т.п. проявляются не в критические возрастные периоды, то необходимо исследовать причину проявления таких форм поведения у ребенка. Возможно, оно свидетельствует о каких-либо нарушениях.
3. Психические нарушения приводят к социальной дезадаптации; к сужению круга людей, с которыми можно нормально воздействовать (например, только в семье), к тому, что в группе детей ребенок имеет социометрический статус отверженного. Это не обязательно "тихий" подростков, это может быть и "драчун", которого не принимают в свою игру другие дети.
4. Психические нарушения оказываются барьером на пути воспитательных воздействий. Таким образом, задача устранения нарушений оказывается первичной, по отношению к собственному воспитанию.
5. Нарушения психики и личности часто приводят к психоматиче-ским заболеваниям (133).
ЛИ. Катаева определяет в своем исследовании, что чаще всего причиной отклонения в развитии психики и личности являются нарушения мотивационно -эмоциональной сферы, которые не могут не проявляться во всех остальных сферах личности, а и ценно - в нарушении интеллекта, способностей, творчества, самосознания и других качеств, даже если негативный процесс начался в другой сфере, он, тем не менее, приходит в эмоционально-мотивационную и волевую сферы, так как они являются образованьями, в которых отражаются любые изменения психики любые изменения психики личности. Гармония или дисгармония этой сферы определяют всю жизнь ребенка : его психическое развитие, общение, взаимодействие, деятельность. Деформации или нарушения роста личности можно также диагностировать через так называемые эмоциональные нарушения, которых имеется достаточно ограниченное число видов и форм проявления. Это и позволяет их описать, рассмотреть конкретные причины и методы реабилитационной работы. Задача педагога состоит в диагностике типа нарушений и проведении коррекционной работы с целью устранения или изменения выявленных негативных явлений (31).
Для того, чтобы легче ориентироваться в определении видов нарушений, можно классифицировать их по двум основаниям. Критериями для такого разделения могут выступать:
1) Характер причин нарушения.
Причины могут быть "внешними" или "внутренними". Соответственно, нарушения - первичными или вторичными. "Внешними" причинами можно считать различные негативные воздействия (стрессоры, фрустраторы) и негативные отношения подростка с окружающими людьми ( нарушение отношений в семье, школе ).
Действие "внутренних" причин можно представить как влияние нарушенной части психики на здоровую. Так, фрустированность как эмоциональное нарушение деформирует познавательную сферу личности, снижает способности к обучению и пр.
2) Характер проявления нарушений.
Нарушение может проявляться как деформация уже развитых структур психики (травматический страх и прочие), либо как недоразвитие их (слабоволие и прочие).
В соответствии с названными критериями можно выделить четыре вида нарушений:
1) первичные нарушения, сформировавшиеся в результате негативного воздействия на ребенка;
2) первичные нарушения, сформировавшиеся в результате негативных отношений окружающих к ребенку, что привело к отсутствию психики подростка с позиции социально-важных структур: социально-позитивных мотивов, способности к сопереживанию, социальной компетентности и т.д. Само ио себе отсутствие необходимых для социального воздействия структур уже можно назвать нарушениями, так как препятствует развитию личности, приводит к дезорганизации общения с окружающими людьми, и порождают отставание в развитии психических процессов. Часто первый вид нарушений оказывается связанным со вторым. Так, например, негативные отношения с родителями могут не только приводить к отставанию в развитии ребенка, но и формированию у него различных эмоциональных нарушений.
3) вторичные нарушения какой-либо сферы личности или психических процессов вследствие проявления какой-либо деформации психики.
4} отставание всех сфер личности и психических процессов в своем развитии. Основными средствами педагогической коррекции дисгармоний развития, эмоциональной нестабильности, неразвитости, произвольности поведения, являются понимание, сочувствие со стороны педагога, снятие напряжения, рационализация воспитательно-образовательного процесса, выравнивания (подтягивания) культурно-образовательных возможностей детей. Важную роль играет метод перспективы, создающей у подростка веру в свои возможности. Доверие к подростку, формирование осознаваемых и реально действующих мотивов его поведения, анализ конкретных ситуаций, в которые он часто попадает, личный пример педагога, дальнейшее позитивное воздействие педагога с его авторитетом на отношение ребенка со сверстниками. Помогают корректировать высокую тревожность запущенных детей, преодолевать трудности обшения, неадекватность поведения и повышает тем самым социальный статус подростка (119).
И.А. Кудрявцев утверждает, что при неблагоприятном социальном развитии и нарушениях социализации могут возникнуть самые различные формы социальной дезадаптации и асоциального поведения, которые связаны не только с правонарушениями и преступлениями. Известно, асоциальным, отклоняющимся поведением называют поведение, в котором устойчиво проявляются отклонения от социальной нормы, как отклонения корыстной, агрессивной ориентации, так и социально-пассивного типа (163).
Для объяснения природы асоциального поведения подростков чрезвычайно важным является выяснение вопроса, каким образом происходило усвоение социального опыта, формировались внутренние регуляции поведения индивида.
Информация о работе Социальная реабилитация подростков с отклоняющимся поведением