Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2013 в 09:38, дипломная работа
Основной целью подготовки детей к школе является формирование у детей знаний и умений, предусмотренных «Программой воспитания и обучения в детском саду». Но наряду с этим очень важно воспитать в ребенке любознательность, умение сравнивать, сопоставлять, анализировать, потребность в самостоятельном поиске ответов на возникающие вопросы.
Введение………………………………………………………………………….3
Глава 1. Развитие интереса к школе у детей дошкольного возраста как педагогическая проблема
1.1 Понятие «интерес к школе» в психолого-педагогической литературе ………………..………………………………………………..........7
1.2 Особенности развития интереса к школе у детей дошкольного возраста…………………………………………………………………………17
1.3 Условия развития интереса к школе в детском саду ……………………………………………………………………………..22
Глава 2. Теоретические основы предметно-развивающей среды детского сада в психолого-педагогических исследованиях
2.1 Понятие «среда», «предметно–развивающая среда» в психолого-педагогических исследованиях ……………………………………………….27
2.2 Современные концепции предметно - развивающей среды дошкольного образовательного учреждения…………………..……………..........................33
2.3 Особенности организации предметно-развивающей среды в старших группах детского сада………………………………………………………..43
Глава 3. Опытно- экспериментальная работа по созданию предметно-развивающей среды подготовительной группы детского сада как фактора развития интереса к школе у детей 6-7 лет.
3.1 Диагностика интереса к школе у детей 6-7 лет ..………………………48
3.2. Описание предметно-развивающей среды в подготовительной группе детского сада……………………………………………………………………63
3.3 Анализ результатов работы………………………………………………..68
Заключение……………………………………………………………………..70
Список литературы……………………………………………………………..80
Приложения……………………………………………………………………..83
Предметно-развивающая среда рассматривается нами как система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание развития его духовного и физического облика. Обогащенная среда предполагает единство социальных и природных средств обеспечения разнообразной деятельности ребенка. Общими принципами создания среды, способствующей развитию интереса к школе, являются проблемность, комплексность и гибкое зонирование, вариативность, развивающий характер (С.Л.Новоселова). В то же время предметно-развивающая среда подготовительных групп детского сада, как показали исследования педагогов и психологов, должна обладать и специфическими особенностями. Ее элементы должны способствовать обогащению представлений детей о школьной действительности, повышать общую познавательную направленность дошкольников, обеспечивать их активность в освоении элементов учебной деятельности и проявлении своего эмоционально-положительного отношения к школе.
Диагностика детей к школьному обучению показала преобладание сформированности внутренней позиции, характеризующейся правильными представлениями детей о школе, проявлением интереса к школьному обучению, желанием посещать школу и стремлением к получению новых знаний. Опытно-экспериментальная работа подтвердила влияние специально организованной работы по воспитанию интереса к обучению в школе, включающей в себя в качестве условия обогащение предметно-развивающей среды подготовительной группы детского сада элементами, направленными на повышение интереса и положительного отношения детей к школе. Таким образом, поставленные задачи дипломной работы решены, гипотеза подтверждена.
79
1. Ананьев Б.Г. Нравственная готовность ребенка к школе // Избр. Психол. Труды. М., 1980, Т.2.
2. Анохина Т. Как организовать предметно-развивающую среду //Дошкольное воспитание.-1999. №5.
3. Архипова И.А. Подготовка ребенка к школе. Книга для родителей будущего первоклассника. - Екатеринбург: У- Фактория, 2004.
4. Абрамова Ю.Г. Психология среды: истоки и направления// Вопросы психологии.- 1995. - №2.
5. Бабаева Т.И. Совершенствование подготовки детей к школе в детском саду. Учебное пособие к спецкурсу. - Ленинград: Ленинградский государственный педагогический институт им. А.И.Герцена, 1990.
6. Божовия Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М.,1968.
7. Будницкая И.И.,Катаева А.А. Ребенок идет в школу.-М.,Педагогика,1985.
8. Венгер Л.А., Венгер А.Л., Марцинковская Т.Д. Готов ли ваш ребенок к школе.- М., Знание,1994.
9. Волков Б.С.,Волкова Н.В. Детская психология. Психическое развитие ребенка до поступления в школу.- М.: Педагогическое общество России, 2000.
10. Гуткина Н.И Психологическая готовность к школе.- М.; Академический Проект,2000.
11. Гринявичене М-Э. Г. Предметно-игровая среда как условие развития сюжетно-ролевых игр дошкольников. - М., 1989.
12. Диченская Е.А. Освоение предметно-пространственной среды младшими школьниками в процессе эстетического воспитания.- М., 1994.
13. Епанчинцева Н.Д. Организация развивающей среды в дошкольном образовательном учреждении.- Белгород, 2001.
80
14. Ковалева Е.С.,Синицина Е.И. Готовим ребенка к школе.- М.: Лист Нью, Вече, КАРО, 2001.
15. Кравцова Е.Е. Готовность к школе.- Дошкольное воспитатние.-1991-№4.
16. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психологии.- М.,1972г.
17. Марцинковская Т.Д. История детской психологии: Учебник для студентов педагогических вузов.- М.: Гуманитарное издательство центр Владос, 1998.
18. Морозова О. П. Учителю о познавательном интересе. – М.. 1982.
19. Мухина В.С. Шестилетний ребенок в школе.- М.: Просвещение,1986.
20. Нижегородцева Н.В., Шадриков В.Д. Психолого-педагогическая готовность ребенка к школе: Пособие для практических психологов, педагогов и родителей.- М.: Гуманитарный центр ВЛАДОС, 2001.
21. Новоселова С.Л. Развивающая предметная среда.- М., 1995г.
22. Новоселова С.Л. Развивающая предметно-игровая среда детства.// Дошкольное воспитание.- 1998.-№4.-С.7-9.
23. Петровский В.А. Л.М.Кларина, Л.А.Смывина, Л.П.Стрелкова. Построение развивающей среды в дошкольном учреждении.- М., 1993.
24. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. История и теория психологии.- Ростов-на-Дону., 1996.
25. Парамонова Л., Алиева Т., Арушанова А. Дошкольное учреждение и начальная школа: проблема // Дошкольное воспитание.-1998.- №4.
26. Подласый И.П. Педагогика. М., 1996.
27. Полякова М.Н. Построение развивающей среды в группах для детей старшего дошкольного возраста.// Дошкольная педагогика.-2004.- №1.
28. Родионова О.Р. Педагогические условия организации развивающей предметной среды в ДОУ. - М, 2000.
81
29. Развивающая предметная среда: методические рекомендации по проектированию вариативных дизайн – проектов РПС в детском саду и УВК.- М., 1995.
30. Словарь –справочник по психологии.-М., 1996.
30. Слободчиков В.И. Образовательная среда: реализация целей образования в пространстве культуры.//Новые ценности образования.-Выпуск 5-М., 1997.
31. Черноушек М. Психология жизненной среды/ И.И.Попа.- М.: Мысль, 1989.-С.155-174.
32. Шаграева О.А. Детская психология: Теоретический и практический курс: учебное пособие для студентов высших учебных заведений.- М., 2001.
82
Приложение А
Беседа с детьми:
1. Хочешь пойти в школу?
2.Чем ты будешь заниматься в школе?
3. Что нужно иметь для того, чтобы быть готовым идти в школу?
4.Что такое уроки? Чем на них занимаются?
5.Что такое домашнее задание?
6. Кто такой ученик? Кого мы называем учениками?
7. Кто такой учитель?
8. Кто из детей вашей группы будет хорошо учиться в школе? Почему ты так думаешь?
9. Как нужно вести себя на уроках в школе?
10. Что нового появится
в твоей жизни, когда ты начнешь учиться
в школе?
11. Кто изображен на картинке?
83
Приложение Б
Методика «Две школы» А.Л. Венгера
1. Если бы было две школы: одна с уроками русского языка, математики, чтения, пения, рисования и физкультуры. В какой из них ты бы хотел учиться?
2. Если бы было две школы: одна с уроками и переменками, а другая - только с переменками и никаких уроков; в какой из них ты бы хотел учиться?
3. Если бы было две школы: в одной ставили бы за хорошие ответы пятерки и четверки, а в другой давли бы сладости и игрушки; в какой из них ты бы хотел учиться?
4. Если бы было две школы: в одной можно всавать только с разрешения учительницы и поднимать руку, если ты хочешь что-то спросить, а в другой можно делать на уроке все, что хочешь? В какой из них ты бы хотел учиться?
5. Если бы было две школы: В одной задавали бы уроки на дом, а в другой нет; в какой из них ты бы хотел учиться?
6. Если бы у вас в классе заболела учительница, и директор предложил бы ее заменить другой учительницей или мамой; кого бы ты выбрал?
7. Если бы мама сказала: «Ты у меня еще маленький, тебе трудно вставать, делать уроки. Останься в детском саду, а в школу пойдешь на будущий год», - согласился бы ты с таким предложением?
8. Если бы мама сказала: «Я договорилась с учительницей, что она будет ходить к нам домой и заниматься с тобой. Теперь тебе не придется ходить по утрам в школу», - согласился бы ты с таким предложением?
9. Если бы соседский мальчик спросил тебя: «Что тебе больше всего нравится в школе», что бы ты ему ответил?
84
Приложение В
Беседа с воспитателями
1. Считаете ли вы, что необходимо воспитывать интерес к обучению в школе у детей старшего дошкольного возраста?
2. Ставите ли вы отдельные задачи в воспитании интереса к школе в педагогическом процессе?
3. Как вы их решаете?
4. Какие методы и формы работы с детьми вы используете для воспитания интереса к школе?
5. Есть ли система работы по воспитанию интереса к школе?
6. Рассказываете ли вы детям об особенностях учебы в школе?
7. Существует ли в педагогическом процессе вашей работы единство детского сада, школы и семьи в воспитании интереса к школе?
8. Создаете ли вы условия для проявления деятельностного отношения детей к школе (например, заготовка закладок, посещение школьной библиотеки, ремонт книг)?
9. Осуществляется ли в педагогическом процессе разнообразие форм детской деятельности (например, общение с учителями, контакты и сотрудничество со школьниками)?
10. Знакомы ли вы с опытом работы каких-либо исследователей или своих коллег по формированию интереса дошкольников к школьному обучению?
85
№ вопроса |
|
1 |
Да. Хочу. Наверно. Очень. Больше всех. |
2 |
Сдавать экзамены. Учиться играть на скрипке, петь, вышивать. На переменках бегать, читать. Учиться быть богатым. С девочками разговаривать. Заниматься физикой, математикой. |
3 |
Учить приемчики, драться. Пройти садик. Знать примеры. Ум чистый. Хорошо вести. |
4 |
Чтобы хорошо работать. Учатся в тетрадках. Получать «пять». Хорошо поднимать руку. Хорошо сидеть, не баловаться. |
5 |
Учебники домой носить и учиться. Стихи учить. Урок. Мама задает, надо выполнять. Готовиться. |
6 |
Учитель. Тетя, дядя экзамены сдают. Мальчик и девочка. |
7 |
Тетенька, которая учит детей. Готовит к работе. Все рассказывает, в институте буду все знать. Сам научился и учит теперь. Учит детей премудростям всяким. Тетя умная. Учит детей географии, физике. |
8 |
Вика-подруга веселая. Вика беззащитная, маленькая. Даша быстро кушает. Андрей помогает все складывать. Женя- лучший друг. Сережа любит конфеты. Серега спит тихо. Миша записался в седьмую школу. Замир в класс идет со мной. Катя приемчики знает |
9 |
Хорошо сидеть. Отлично.Прилично.Аккуратно.Не кричать, не ставить учителю колючки. Сидеть, ходить в туалет на переменке. Не бить. Не кривит спину. Не кривляться. |
10 |
Ум. Новые зубы. Мозги. Больная буду. Буду рулить, как деда учит. Сладость. Новое. Радость. Информация в голове. Институт, армия, работа. Новые машины. Не буду спать, один раз буду кушать |
Приложение Д
Ответы детей на вопросы по методике «Две Школы» А.Л.Венгера
детей экспериментальной подготовительной к школе группы
Ребенок |
Номера вопросов |
Количество вопросов |
Общий уровень | ||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 | |||
01 |
+ |
- |
+ |
- |
- |
- |
+ |
- |
+ |
4 |
Средний |
02 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
+ |
+ |
- |
2 |
Низкий |
03 |
- |
- |
+ |
- |
- |
- |
- |
+ |
- |
2 |
Низкий |
04 |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
- |
+ |
+ |
+ |
8 |
Высокий |
05 |
- |
- |
+ |
+ |
+ |
+ |
- |
+ |
+ |
6 |
Средний |
06 |
+ |
+ |
- |
- |
- |
- |
+ |
- |
- |
3 |
Низкий |
07 |
+ |
- |
- |
- |
+ |
- |
+ |
- |
+ |
4 |
Средний |
08 |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
- |
+ |
+ |
- |
7 |
Высокий |
09 |
- |
- |
+ |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
1 |
Низкий |
010 |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
- |
+ |
+ |
- |
7 |
Высокий |
011 |
+ |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
1 |
Низкий |
012 |
+ |
- |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
- |
+ |
7 |
Высокий |
013 |
+ |
+ |
+ |
- |
+ |
- |
- |
- |
- |
4 |
Низкий |
014 |
+ |
+ |
+ |
- |
+ |
- |
+ |
+ |
+ |
7 |
Высокий |
015 |
+ |
+ |
+ |
- |
+ |
- |
+ |
- |
- |
5 |
Средний |
016 |
+ |
- |
- |
- |
+ |
- |
+ |
- |
+ |
4 |
Средний |
017 |
+ |
- |
- |
- |
- |
- |
+ |
- |
- |
2 |
Низкий |
018 |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
9 |
Высокий |
019 |
+ |
+ |
- |
+ |
+ |
- |
- |
- |
- |
4 |
Средний |
020 |
- |
- |
- |
+ |
- |
- |
+ |
- |
- |
2 |
Низкий |