Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2013 в 09:38, дипломная работа
Основной целью подготовки детей к школе является формирование у детей знаний и умений, предусмотренных «Программой воспитания и обучения в детском саду». Но наряду с этим очень важно воспитать в ребенке любознательность, умение сравнивать, сопоставлять, анализировать, потребность в самостоятельном поиске ответов на возникающие вопросы.
Введение………………………………………………………………………….3
Глава 1. Развитие интереса к школе у детей дошкольного возраста как педагогическая проблема
1.1 Понятие «интерес к школе» в психолого-педагогической литературе ………………..………………………………………………..........7
1.2 Особенности развития интереса к школе у детей дошкольного возраста…………………………………………………………………………17
1.3 Условия развития интереса к школе в детском саду ……………………………………………………………………………..22
Глава 2. Теоретические основы предметно-развивающей среды детского сада в психолого-педагогических исследованиях
2.1 Понятие «среда», «предметно–развивающая среда» в психолого-педагогических исследованиях ……………………………………………….27
2.2 Современные концепции предметно - развивающей среды дошкольного образовательного учреждения…………………..……………..........................33
2.3 Особенности организации предметно-развивающей среды в старших группах детского сада………………………………………………………..43
Глава 3. Опытно- экспериментальная работа по созданию предметно-развивающей среды подготовительной группы детского сада как фактора развития интереса к школе у детей 6-7 лет.
3.1 Диагностика интереса к школе у детей 6-7 лет ..………………………48
3.2. Описание предметно-развивающей среды в подготовительной группе детского сада……………………………………………………………………63
3.3 Анализ результатов работы………………………………………………..68
Заключение……………………………………………………………………..70
Список литературы……………………………………………………………..80
Приложения……………………………………………………………………..83
5. Обеспечение понимания каждым ребенком роста своих достижений в перспективе будущего школьного обучения. Процесс формирования готовности к школе – это, в первую очередь, переживание ребенком чувство глубокого удовлетворения от ощущения своих новых возможностей в познании, в деятельности, в обучении. Интерес к школе подкрепленный соответствующей оценкой воспитателя, а также учителя школьников, с которыми общаются дети, становится стимулом поступательного развития личности будущего ученика, его стремление к школьному обучению.
6. Единство детского сада и семьи в воспитании интереса детей к
25
предстоящему обучению. Это выражается в коррекции усилий родителей и воспитателей в подходе к будущему школьнику, в осуществлении единой линии воспитания активного стремления детей к школе, в предупреждении негативной симптоматики в отношении детей к школе в создании положительных установок на предстоящее обучение. [14]
Таким образом, задача воспитания у детей интереса к будущей школьной позиции должна органично входить в педагогический процесс старших групп детского сада, пронизывая все его структурные компоненты, такие как: целевой, мотивационной, содержательно - деятельностный и оценочный. Реализация этих условий требует создания соответствующей предметно-пространственной развивающей среды в старших группах детского сада.
26
Глава 2. Теоретические основы построения предметно-развивающей среды детского сада
2.1. Понятие «среда» и «предметно-развивающая среда» в психолого-педагогических исследованиях
Понятие «среда» может рассматриваться в широком и узком смысле. [31]
Среда в широком смысле – это климатические, природные условия, в которых растет ребенок. Это и общественное устройство государства, и условия, которые оно создает для развития детей, а также культура и быт, традиции, обычаи народа. Среда в таком ее понимании влияет на успешность и направленность социализации.
Но существует и узкий подход к пониманию среды и ее влиянию на становление личности человека. Согласно такому подходу среда – это непосредственное предметное окружение. [21]
В детской психологии
20-30х годов представители
Впервые о новом понимании среды заговорил А.С. Выготский. В своей культурно-исторической теории он открыл психологический механизм влияния среды на развитие психики индивида. Он отмечал важность среды для развития психики ребенка, приводя к появлению специфических для человека высших психических функций – интериоризации.
По Л.С. Выготскому,
среда выступает в отношении
развития высших психических
функций в качестве источника
развития. Отношение к среде меняется
с возрастом, а, следовательно,
27
Среду необходимо рассматривать не абсолютно, а относительно, так как влияние среды определяется переживаниями ребенка.
В современной педагогике существует понятие «развивающая среда» (В.А. Петровский). Под развивающей средой понимается не только предметное наполнение. Она должна быть особым образом выстроена, чтобы наиболее эффективно влиять на ребенка.
Таким образом, одним из важнейших факторов формирования и развития личности ребенка является окружающая среда, в образовательном учреждении – это среда, в которой ребенок живет, занимается, отдыхает.
На огромную роль среды в развитии и формировании ребенка указывали многие педагоги прошлого (А.С. Макаренко, А. Дистервег, В.Н. Дружинин, С.Т. Шацкий и др.). На важность этой проблемы указывают современные исследователи и педагоги (Т.Н. Доронова, В.И. Ляскало, С.Л. Новоселова, Е.А. Пелих, О.В. Цаплина, А.И. Савенков, Е.А. Екжанова и др.).
Среда должна соответствовать возрастным особенностям и возможностям детей. Бедность, однообразие микросреды приводят к ограничению возможностей развития детей и даже к задержкам в развитии. На это указывали в своих исследованиях по отношению к детям, воспитывающимся в домах ребенка, Н.М. Шелованов, Н.М. Аксарина. Явление бедности окружающей среды и образующейся в результате у детей сенсорный голод ученые назвали госпитализмом. В современных исследованиях подчеркивается и другая крайность – перегруженность среды. Тогда микросреда может даже оказывать травмирующее действие на детей: большое количество ярких по цвету раздражителей в окружающей среде приводит к психическому переутомлению, возбуждению, нервно-психическим перегрузкам.
Окружающая ребенка среда современного мира – образование
28
многоаспектное. Она включает природу, внешнее социальное окружение (макросреда), дом, в котором живет ребенок, предметно-пространственное окружение, семью, сверстников и взрослых в детском учреждении, а также по месту жительства. [31]
П.П. Блонский подчеркивал, что среда, в которой живет и развивается ребенок, имеет большое значение. Он понимал среду широко, как условия жизни ребенка и условия его развития. Он включал в понятие среды и географическую зону, в которой живет ребенок, показывая зависимость особенностей развития ребенка от географического места расположения. Психолог Р.С. Немов трактует среду как совокупность внешних условий и факторов, среди которых рождается, живет и развивается организм.
Эти факторы и условия имеют большое значение для нормального развития детей, может вызывать у них чувство радости, создавать эмоционально положительное настроение, возбуждать их любознательность, а может подавлять ребенка, вселять в него тревогу, а то и страх.
Большое внимание созданию среды, способствующей культурному развитию ребенка и активизирующей его творческую деятельность, уделял в своей педагогической теории и практике Л.Н. Толстой. В освоении ребенком этой среды значительную роль он отводил взрослому и как носителю этой культуры – знакомство детей с устным народным творчеством (пословицы, поговорки, потешки, сказки), и как побудителю детского творчества, что писатель опробовал в своей педагогической работе в Яснополянской школе.
Разрабатывая вопросы организации и оборудования детского сада, Е.А. Флерина включала в окружающую среду помещение детского сада, мебель, материалы для занятий, игры и игрушки, геометрические фигуры разной формы, разного цвета, величины. Она подчеркивала, что окружающая обстановка очень много значит в жизни и воспитании детей. Говоря о
29
необходимости организации среды, отвечающей возрастным возможностям детей и задачам воспитания ребенка, она считала важным организовывать взаимодействие ребенка с окружающей средой, что, по ее мнению, формирует творческую активность ребенка.
Идея развивающей предметной среды детства была принята практикой отечественного образования. В настоящее время существует ряд публикаций видных ученых (психологов, педагогов, искусствоведов), в которых убедительно показано, что дети нуждаются для своего полноценного гармоничного развития не только во внимании взрослых в форме непосредственного благожелательного, эмоционального и содержательного общения, но и в предметной среде, развивающей их способности к разнообразным видам деятельности. Эти способности могут иметь как исполнительский (навыки, умения), так и творческий (новые способы, новые цели действия, новое содержание мотива деятельности) характер. Их объединяет то, что они никогда не могут возникнуть у ребенка раннего, дошкольного, да и школьного возраста только благодаря словесным объяснениям педагога.
Развивающая предметная среда функционально моделирует, когда с ней или в ней дети начинают действовать, когда происходит развитие детской деятельности. Иными словами, развивающая среда строится с целью предоставления детям как можно больше возможностей для активной целенаправленной и разнообразной деятельности. [16]
В детском учреждении,
где созданы указанные
30
Можно с уверенностью сказать, что легче всего установить необходимый баланс между занятиями, самодеятельной игрой и творческими видами продуктивной деятельности детей именно в том детском образовательном учреждении, где создана развивающая предметная среда, и педагогический коллектив активно ее использует вместе с детьми.
Предметно-развивающая среда – это система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание развития его духовного и физического облика. Обогащенная среда предполагает единство социальных и природных средств обеспечения разнообразной деятельности ребенка.
Основными элементами предметной среды являются архитектурно-ландшафтные и природно-экологические объекты, художественные студии, игровые и спортивные площадки и их оборудование; крупногабаритные, сомасштабные росту ребенка конструкторы (модули); тематические наборы игрушек, пособий; аудиовизуальные и информационные средства воспитания и обучения. Оснащение воспитательно-образовательного процесса того или иного учреждения образования формируется в прямой зависимости от содержания воспитания, возраста, опыта и уровня развития детей и их деятельности. [23]
Все компоненты предметной среды, как в помещении так и вне его, увязываются между собой по содержанию, масштабу, художественному решению.
Предметно-развивающая среда приобретает свою специфику в учреждениях образования разных типов: яслях, детских садах, общеобразовательных школах, внешкольных учреждениях (игротеках, оздоровительных детских лагерях), а также в реабилитационных учебных
31
заведениях для детей с дефектами физического, психического и социального развития.
Таким образом, предметная среда, отвечая закономерностям развития деятельности и педагогическим задачам воспитания детей различных возрастов, в диапазоне от рождения до десяти-одиннадцати лет жизни, представляет собой систему предметных сред, насыщенных играми, игрушками, пособиями и оборудованием, материалами для организации самостоятельной творческой деятельности детей.
Исходное требование к предметной среде - ее развивающий характер. Она должна объективно через свое содержание и свойства создавать условия для творческой деятельности каждого ребенка, служить целям актуального физического и психического развития и совершенствования, обеспечивать зону ближайшего развития.
Необходимое требование к предметной среде – ее вариативность. В зависимости от типа детского учреждения, содержания воспитания культурных и художественных традиций, географического региона, она может приобретать особый неповторимый колорит и форму. Это обеспечивается своеобразием материалов, художественно – образным решением, мобильностью ее компонентов.
Итак, проектирование предметной среды детского учреждения невозможно без учета психологами, педагогами и дизайнерами особенностей развивающей деятельности ребенка. Каждый ее компонентов должен отвечать принципу функционального комфорта и основным положением эргономики развития детской деятельности (Л.Д. Чайнова). Вместе с тем, игровая, спортивная, бытовая и экологическая среды должны быть, безусловно, комфортны на уровне их функциональной надежности и безопасности.
32
Оснащенная таким образом предметная среда является не только объектом и средством деятельности ребенка, но и носителем культуры педагогического процесса, служит поддержанию его личностно-профессионального самоуважения.
Предметная среда в целом или ее отдельные фрагменты – это всегда поле детской деятельности, ее объекты, условия и средства достижения цели, которая как бы задана предметной средой. Хорошая развивающая предметная среда тем и моделирует функциональное развитие деятельности ребенка, что в ней заложена «информация», которая сразу себя не обнаруживает полностью, и побуждает ребенка к ее поиску.
Наличие предметной развивающей
среды детской деятельности обеспечивает
общество необходимым стартом
Итак, предметная среда детского сада – это система материальных объектов, функционально моделирующих содержание физического и духовного развития ребенка. Она является основой реализации программного содержания всей образовательной работы с детьми. Эта среда должна отвечать принципам обогащенности, наукоемкости и содержать природные и социокультурные средства, обеспечивающие разнообразие деятельности ребенка.
2.2. Современные концепции развивающей предметной среды дошкольного образовательного учреждения