Условия формирования ИКТ насыщенной среды в ДОУ

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2013 в 21:23, методичка

Описание работы

Реформирование системы дошкольного образования в связи с выходом в свет ФГТ к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования и к условиям ее реализации заставляет искать новые подходы в устоявшихся в теории и практике целевых установках, содержании, методах и формах работы с детьми в дошкольном образовательном учреждении[2].
Информатика и информационно-коммуникационные технологии занимают особое положение в совр

Работа содержит 1 файл

Условия формирования ИКТ насыщенной среды.docx

— 32.37 Кб (Скачать)

 

УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ

ИКТ-НАСЫЩЕННОЙ СРЕДЫ

 

Маркова Екатерина  Викторовна,

г.Челябинск,МБДОУ№347,старший воспитатель

 

 

Реформирование системы  дошкольного образования в связи с выходом в свет ФГТ к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования и к условиям ее реализации заставляет искать новые подходы в устоявшихся в теории и практике целевых установках, содержании, методах и формах работы с детьми в дошкольном образовательном учреждении[2].

Информатика и информационно-коммуникационные технологии занимают особое положение  в современном мире. Навыки владения компьютером, использование информационных и коммуникационных технологий в  повседневной работе, умение использовать возможности сети Интернет - такова реальность сегодняшнего дня. Информатизация дошкольного уровня отечественной  системы образования выступает  одной из тенденций развития информационного  общества. Одна из его сторон, активно  развивающаяся в последние годы, связана с внедрением средств  информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в управление педагогическими  системами[4].

Перед руководителями современного ДОУ зачастую стоит вопрос – как сделать, чтобы каждый педагог стал активным, заинтересованным участником образовательного процесса? Как избавиться от пассивности  родителей  воспитанников? Как перевести деятельность всех участников образовательного процесса от репродуктивной деятельности к исследовательской? Как формировать умения воспитанников  рефлексировать в процессе познания нового и освоения знакомого материала?

На сегодняшний день, согласно квалификационным характеристикам педагогических и  руководящих работников одной из компетенций современного педагога  является владение ИКТ[6]. Каждому педагогу необходимо выстраивать свой индивидуальный образовательный процесс на основе ИКТ, каждый раз находить новые формы для их применения[3]. 

Использование информационно-коммуникативных  технологий в дошкольном учреждении являются обогащающим и преобразующим  фактором развивающей предметной среды. Тем самым даже в отдельно образовательном учреждении, в том числе и дошкольном, формируется так называемая ИКТ - насыщенная среда[3]. 

Информационно-коммуникационная среда  – совокупность условий, обеспечивающих осуществление деятельности пользователя с информационным ресурсом (в том  числе распределенным информационным ресурсом) с помощью интерактивных  средств информационных и коммуникационных технологий и взаимодействующих  с ним как с субъектом информационного  общения и личностью. Информационно-коммуникационная среда включает:

  • множество информационных объектов и связей между ними;
  • средства и технологии сбора, накопления, передачи (транслирования), обработки, продуцирования и распространения информации, собственно знания, средства воспроизведения аудиовизуальной информации;
  • организационные и юридические структуры, поддерживающие информационные процессы.

Общество, создавая информационно-коммуникационную среду, функционирует в ней, видоизменяет и совершенствует ее. В свою очередь, информационно-коммуникационная среда  современного общества постоянно детерминируется  достижениями научно-технического прогресса[3].

Под ИКТ-насыщенной образовательной средой понимается совокупность условий, реализуемых на базе информационных и коммуникационных технологий, направленных на осуществление образовательной деятельности, способствующей формированию профессионально значимых и социально важных качеств личности в условиях информатизации общества[3].

Характерными особенностями ИКТ-насыщенной среды являются:

  • интеграция различных информационных и коммуникационных технологий;
  • всестороннее использование локальных, региональных и глобальных сетевых ресурсов;
  • поддержка и развитие качественно новых технологий обработки информации, адаптированных для субъекта информационной среды;
  • активное использование современных средств, методов и форм обучения в образовательном процессе.

Одним из системообразующим факторов организации образовательного процесса в ДОУ, согласно ФГТ, является интеграция образовательных областей на основе календарно-тематического планирования, которая определяет логико-содержательную основу целостного образовательного процесса всех его участников.   Деятельность как психологическая основа интеграции способна объединять внутри себя разрозненные компоненты и обеспечить необходимые условия для появления нового образовательного продукта, в создание которого включены и педагоги, и дети, и родители [2].

При этом процесс взаимодействия организован таким образом, что практически все участники оказываются вовлеченными в процесс познания, обсуждения. Они имеют возможность понимать и рефлексировать по поводу того, что они знают, понимают, о чем думают. Совместная деятельность в данном процессе означает, что каждый участник вносит свой особый индивидуальный вклад, имеет возможность обменяться  знаниями, собственными идеями, способами деятельности, услышать другое мнение коллег. Причем, происходит этот процесс в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки, что дает возможность получить не только новые знания по обсуждаемой проблеме, но и развивает саму педагогическую деятельность и переводит ее на более высокие формы кооперации и сотрудничества [1].

Сегодня практически каждое дошкольное образовательное учреждение пытается наладить более тесный контакт  с родителями воспитанников. Интерактивная деятельность предполагает организацию и развитие диалогового общения, которое ведет к взаимодействию, взаимопониманию, к совместному решению и принятию наиболее общих, но значимых для каждого участника задач.

В связи с загруженностью, у многих родителей возникают  проблемы с посещением родительских собраний, открытых мероприятий, поэтому  использование в работе с родителями только традиционных форм становится не эффективным. В то же время можно  отметить и стойкое желание большинства  родителей оперативно получать информацию о ребенке, его успехах, проблемах, общаться с педагогами, со специалистами. В данной ситуации, педагоги и администрация  образовательных учреждений пытаются найти выход, используя новые  информационные технологии, в том  числе Интернет.

Анкетирование родителей, показывает, что свыше 80% родителей являются активными участниками различных  социальных сетей. Поэтому, организация  сетевого взаимодействия с родителями является одной из современных, неформальных форм работы, показывающая качественные результаты и вызывающая в последнее  время заслуженный интерес и  у воспитателей дошкольных образовательных  учреждений и у родителей воспитанников. Сетевое взаимодействие с родителями в ДОУ может стать той формой коммуникации, которая позволит решать разнообразные педагогические проблемы посредством виртуального диалога  с родителями, презентовать и оценить опыт педагогов ДОУ, повысить престиж учреждения.

Сетевое взаимодействие всех участников образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении можно рассматривать как среду, в которой любые образовательные учреждения, родители или педагоги могут взаимодействовать с другими учреждениями, родителями или педагогом по вопросам совместной работы (обмен идеями, создание нового интеллектуального продукта и др.) [4].

Преимущества сетевого взаимодействия:

  • гибкость и доступность - возможность заниматься в удобное время, в удобном месте;
  • адресность - деятельность ориентирована на индивидуальные потребности участников, реализуется дифференцированный подход; технологичность - использование в образовательном процессе новейших достижений информационных и телекоммуникационных технологий;
  • добровольность - вступление во взаимодействие, исходя из собственных убеждений.

    Организуя такую форму работы, имеет смысл педагогам вместе с руководителем учреждения обсудить способы активного включения всех участников образовательного процесса в сетевое взаимодействие с использованием интернет-технологий, с целью создания инновационной модели сетевого взаимодействия педагогов ДОУ и родителей конкретного учреждения.

Обычно, это созданный  творческой группой сайт или блог, где существует несколько разделов по интересам, по проблемам, которые есть необходимость или желание у воспитателей или родителей обсудить. Обязательной частью такого сайта является возможность обратной связи, обмена быстрыми сообщениями (блоги, форумы), возможность представлять материалы для обсуждения, обменяться опытом.

При организации такой  формы общения, необходимо учесть, что  положительный опыт в процессе сетевого общения могут представлять не только педагоги, но и родители – «на  равных», поскольку родители очень  часто обладают богатейшим, очень  полезным опытом воспитания и развития детей. 
Учитывая, введенные в действие федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, необходимо систематизировать информацию, представленную в сети для родителей, в соответствии с образовательными областями[7].

Такая структура позволит ознакомить родителей с современным  содержанием образовательной работы в ДОУ, в соответствии с новыми требованиями, тем самым повысит их компетентность. Таким образом, сайт(блог) может содержать десять страничек, соответствующих образовательным областям по ФГТ.

Содержание каждого раздела  будет зависеть от интересов педагогов  и родителей конкретного дошкольного  учреждения, его приоритетных задач, направлений деятельности. Отбор  материалов для размещения целесообразно  начать с тех вопросов, которые  чаще всего интересуют родителей, что  на начальном этапе позволит их привлечь к взаимодействию в сети. Отбирая  материал для размещения, надо помнить, что информация должна быть четкой и очень конкретной; материалы  должны быть написаны простым, доступным  языком, следует избегать наукообразности  в тексте; объем информации не должен быть объемным, т.к. большие тексты чаще всего не читаются в сети.

В сети Интернет имеется  много чрезвычайно полезных для  работников системы дошкольного образования ресурсов: разработки игр- занятий, сценарии праздников, подборки стихотворений, специальных упражнений на закрепление пройденного материала, проектная деятельность и т.д.. Эти материалы тем ценнее, что достать их в печатном виде не представляется возможным. Этих ресурсов очень много, и они сильно различаются по качеству, а отобрать лучшие могут только специалисты. Именно эту особенность   специалисты ДОУ могут использовать для сетевого взаимодействия с родителями воспитанников, что особенно ценно в современных условиях.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Библиографический список

 

  1. Денякина,Л.М.      Педагогическое      мастерство      [Текст] 
    /Л.М.Денякина//Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения.-2008.-№7.С.10-16.
  2. Евтушенко И.Н., Предметно -развивающая среда в дошкольном 
    учреждении и ее диагностика [Текст] / И.Н.Евтушенко //Начальная школа.Плюс до и после.-2009.-№4.-С.ЗЗ-36.
  3. Кларин,М.В.   Интерактивное   обучение-инструмент   освоения 
    нового опыта [Текст]/ М.В.Кларин// Педагогика.-2000.-№7.
  1. Комарова, Т. С. Информационно-коммуникационные технологии в дошкольном образовании [Текст]/ Комарова Т. С., Комарова И. И., Туликова А. В./Мозаика-Синтез.-2012.-128 с.

  1. Концепция модернизации Российского образования на период до2010 г. [Текст]/М.-2012.
  2. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития 
    Российской Федерации (Минздравсоцразвития России) от 26 августа 2010 г. N   761н   г.   Москва   "Об  утверждении  Единого   квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел 
    "Квалификационные       характеристики       должностей       работников образования" "[Электронный ресурс] //www.ed.gov.ru информационно-правовой портал /.
  3. Приказ   МОиН   РФ   от 23.11.2009   №655 «Об утверждении 
    федеральных   государственных   требований   к   структуре   основной общеобразовательной   программы»   [Электронный ресурс]   //http:// www.ed.gov.ru информационно-правовой портал.
  4. Приказ МОиН РФ  от 22.07.2011  №2151 «Об утверждении 
    федеральных государственных требовании к условиям реализации основной общеобразовательной   программы   дошкольного   образования   [Электронный ресурс] // http:// www.ed.gov.ru информационно-правовой портал.

Информация о работе Условия формирования ИКТ насыщенной среды в ДОУ