Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2013 в 21:23, методичка
Реформирование системы дошкольного образования в связи с выходом в свет ФГТ к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования и к условиям ее реализации заставляет искать новые подходы в устоявшихся в теории и практике целевых установках, содержании, методах и формах работы с детьми в дошкольном образовательном учреждении[2].
Информатика и информационно-коммуникационные технологии занимают особое положение в совр
УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ
ИКТ-НАСЫЩЕННОЙ СРЕДЫ
Маркова Екатерина Викторовна,
г.Челябинск,МБДОУ№347,старший воспитатель
Реформирование системы дошкольного образования в связи с выходом в свет ФГТ к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования и к условиям ее реализации заставляет искать новые подходы в устоявшихся в теории и практике целевых установках, содержании, методах и формах работы с детьми в дошкольном образовательном учреждении[2].
Информатика и информационно-
Перед руководителями современного ДОУ зачастую стоит вопрос – как сделать, чтобы каждый педагог стал активным, заинтересованным участником образовательного процесса? Как избавиться от пассивности родителей воспитанников? Как перевести деятельность всех участников образовательного процесса от репродуктивной деятельности к исследовательской? Как формировать умения воспитанников рефлексировать в процессе познания нового и освоения знакомого материала?
На сегодняшний день, согласно квалификационным характеристикам педагогических и руководящих работников одной из компетенций современного педагога является владение ИКТ[6]. Каждому педагогу необходимо выстраивать свой индивидуальный образовательный процесс на основе ИКТ, каждый раз находить новые формы для их применения[3].
Использование информационно-коммуникативных технологий в дошкольном учреждении являются обогащающим и преобразующим фактором развивающей предметной среды. Тем самым даже в отдельно образовательном учреждении, в том числе и дошкольном, формируется так называемая ИКТ - насыщенная среда[3].
Информационно-коммуникационная среда
– совокупность условий, обеспечивающих
осуществление деятельности пользователя
с информационным ресурсом (в том
числе распределенным информационным
ресурсом) с помощью интерактивных
средств информационных и коммуникационных
технологий и взаимодействующих
с ним как с субъектом
Общество, создавая информационно-коммуникационную среду, функционирует в ней, видоизменяет и совершенствует ее. В свою очередь, информационно-коммуникационная среда современного общества постоянно детерминируется достижениями научно-технического прогресса[3].
Под ИКТ-насыщенной образовательной средой понимается совокупность условий, реализуемых на базе информационных и коммуникационных технологий, направленных на осуществление образовательной деятельности, способствующей формированию профессионально значимых и социально важных качеств личности в условиях информатизации общества[3].
Характерными особенностями
Одним из системообразующим факторов организации образовательного процесса в ДОУ, согласно ФГТ, является интеграция образовательных областей на основе календарно-тематического планирования, которая определяет логико-содержательную основу целостного образовательного процесса всех его участников. Деятельность как психологическая основа интеграции способна объединять внутри себя разрозненные компоненты и обеспечить необходимые условия для появления нового образовательного продукта, в создание которого включены и педагоги, и дети, и родители [2].
При этом процесс взаимодействия организован таким образом, что практически все участники оказываются вовлеченными в процесс познания, обсуждения. Они имеют возможность понимать и рефлексировать по поводу того, что они знают, понимают, о чем думают. Совместная деятельность в данном процессе означает, что каждый участник вносит свой особый индивидуальный вклад, имеет возможность обменяться знаниями, собственными идеями, способами деятельности, услышать другое мнение коллег. Причем, происходит этот процесс в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки, что дает возможность получить не только новые знания по обсуждаемой проблеме, но и развивает саму педагогическую деятельность и переводит ее на более высокие формы кооперации и сотрудничества [1].
Сегодня практически каждое дошкольное образовательное учреждение пытается наладить более тесный контакт с родителями воспитанников. Интерактивная деятельность предполагает организацию и развитие диалогового общения, которое ведет к взаимодействию, взаимопониманию, к совместному решению и принятию наиболее общих, но значимых для каждого участника задач.
В связи с загруженностью, у многих родителей возникают проблемы с посещением родительских собраний, открытых мероприятий, поэтому использование в работе с родителями только традиционных форм становится не эффективным. В то же время можно отметить и стойкое желание большинства родителей оперативно получать информацию о ребенке, его успехах, проблемах, общаться с педагогами, со специалистами. В данной ситуации, педагоги и администрация образовательных учреждений пытаются найти выход, используя новые информационные технологии, в том числе Интернет.
Анкетирование родителей, показывает,
что свыше 80% родителей являются
активными участниками
Сетевое взаимодействие всех участников образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении можно рассматривать как среду, в которой любые образовательные учреждения, родители или педагоги могут взаимодействовать с другими учреждениями, родителями или педагогом по вопросам совместной работы (обмен идеями, создание нового интеллектуального продукта и др.) [4].
Преимущества сетевого взаимодействия:
Организуя такую форму работы, имеет смысл педагогам вместе с руководителем учреждения обсудить способы активного включения всех участников образовательного процесса в сетевое взаимодействие с использованием интернет-технологий, с целью создания инновационной модели сетевого взаимодействия педагогов ДОУ и родителей конкретного учреждения.
Обычно, это созданный творческой группой сайт или блог, где существует несколько разделов по интересам, по проблемам, которые есть необходимость или желание у воспитателей или родителей обсудить. Обязательной частью такого сайта является возможность обратной связи, обмена быстрыми сообщениями (блоги, форумы), возможность представлять материалы для обсуждения, обменяться опытом.
При организации такой
формы общения, необходимо учесть, что
положительный опыт в процессе сетевого
общения могут представлять не только
педагоги, но и родители – «на
равных», поскольку родители очень
часто обладают богатейшим, очень
полезным опытом воспитания и развития
детей.
Учитывая, введенные в действие федеральные
государственные требования к структуре
основной общеобразовательной программы
дошкольного образования, необходимо
систематизировать информацию, представленную
в сети для родителей, в соответствии с
образовательными областями[7].
Такая структура позволит
ознакомить родителей с современным
содержанием образовательной
Содержание каждого раздела
будет зависеть от интересов педагогов
и родителей конкретного
В сети Интернет имеется много чрезвычайно полезных для работников системы дошкольного образования ресурсов: разработки игр- занятий, сценарии праздников, подборки стихотворений, специальных упражнений на закрепление пройденного материала, проектная деятельность и т.д.. Эти материалы тем ценнее, что достать их в печатном виде не представляется возможным. Этих ресурсов очень много, и они сильно различаются по качеству, а отобрать лучшие могут только специалисты. Именно эту особенность специалисты ДОУ могут использовать для сетевого взаимодействия с родителями воспитанников, что особенно ценно в современных условиях.
Библиографический список
Информация о работе Условия формирования ИКТ насыщенной среды в ДОУ