Роль предметно-развивающей среды в ДОУ

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2013 в 09:38, дипломная работа

Описание работы

Основной целью подготовки детей к школе является формирование у детей знаний и умений, предусмотренных «Программой воспитания и обучения в детском саду». Но наряду с этим очень важно воспитать в ребенке любознательность, умение сравнивать, сопоставлять, анализировать, потребность в самостоятельном поиске ответов на возникающие вопросы.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3
Глава 1. Развитие интереса к школе у детей дошкольного возраста как педагогическая проблема
1.1 Понятие «интерес к школе» в психолого-педагогической литературе ………………..………………………………………………..........7
1.2 Особенности развития интереса к школе у детей дошкольного возраста…………………………………………………………………………17
1.3 Условия развития интереса к школе в детском саду ……………………………………………………………………………..22
Глава 2. Теоретические основы предметно-развивающей среды детского сада в психолого-педагогических исследованиях
2.1 Понятие «среда», «предметно–развивающая среда» в психолого-педагогических исследованиях ……………………………………………….27
2.2 Современные концепции предметно - развивающей среды дошкольного образовательного учреждения…………………..……………..........................33
2.3 Особенности организации предметно-развивающей среды в старших группах детского сада………………………………………………………..43
Глава 3. Опытно- экспериментальная работа по созданию предметно-развивающей среды подготовительной группы детского сада как фактора развития интереса к школе у детей 6-7 лет.
3.1 Диагностика интереса к школе у детей 6-7 лет ..………………………48
3.2. Описание предметно-развивающей среды в подготовительной группе детского сада……………………………………………………………………63
3.3 Анализ результатов работы………………………………………………..68
Заключение……………………………………………………………………..70
Список литературы……………………………………………………………..80
Приложения……………………………………………………………………..83

Работа содержит 1 файл

Дипломн раб Роль предметно-.doc

— 485.00 Кб (Скачать)

 

41

 

  1. из своих интересов и возможностей, стремления к самоутверждению, занимается не по воле взрослого, а по собственному желанию, под воздействием привлекших его внимание игровых материалов. Среда должна быть интенсивно развивающей, провоцирующей возникновение и развитие познавательных интересов ребенка,  его волевых качеств. эмоций и чувств. Примером могут выступать «стена творчества», создание реальных условий для воссоздания ребенком «взрослых форм» деятельности (кухонный блок).
  2. Требование комплексирования и гибкого зонирования. Данное требование тесно переплетается с требованием активности и предполагает построение непересекающихся сфер активности детей. Это позволит детям в соответствии со своими интересами и желаниями свободно заниматься одновременно разными видами деятельности, не мешая друг другу. Эти пространства должны быть устроены так, чтобы они могли создавать разный эмоциональный настрой, т.е. становиться «таинственными», «магическими», «сказочными» и т.д., иными словами «пространство» позволяет ребенку не только искать и осваивать истину, Но и «уходить» от нее в фантазию, не только творчески строить, но и разбирать построенное, видеть не только прекрасное, но и безобразное.
  3. Требование вариативности среды. В зависимости от типа детского учреждения, содержания воспитания культурных и художественных традиций, географического региона, она может приобретать особый неповторимый колорит и форму. Это обеспечивается своеобразием материалов, художественно – образным решением, мобильностью ее компонентов. Также сам ребенок не пребывает в середе, а преодолевает ее, «перестраивает» ее. Нужно дать ребенку возможность ее изменений

 

42

 

(за счет многофункциональной  легкотрансформируемой мебели, модулей,  ширм, откидных столов и пр.)

Таким образом, можно  сделать вывод о том, что в  отечественной дошкольной педагогике раскрыты современные подходы к  проектированию предметно-развивающей среды детского сада. В них подчеркнуто, что ее создание должно способствовать развитию детской деятельности и опосредованно влиять на формирование личностных качеств ребенка.

 

2.3. Особенности организации предметно – развивающей среды  в  старших  группах  детского  сада

В качестве педагогических условий, обеспечивающих системную  организацию развивающей предметной среды в дошкольном образовательном  учреждении, выступают:

А) ведущая роль педагога,  «одушевляющего» (наделяющего различными функциями) предметный мир в дошкольном образовательном учреждении, раскрывающего возможности развивающей предметной среды и направляющего воздействия ее на личность детей, что предполагает осознание педагогам: воспитывающего воздействия и ценностного потенциала каждого компонента предметной среды с особым выделением игрушки как модели реальной действительности; эмоционально – познавательной привлекательности компонентов; их безопасности для физического и нравственного здоровья дошкольника.

Б) поддерживаемая педагогом активная познавательная позиция ребенка при освоении предметного в игровой деятельности;

 В) предметный мир, целенаправленно организуемый с учетом

 

 

43

 

комплексного воздействия  ценностного содержания каждого  компонента развивающей предметной среды на личность ребенка.

Подготовка детей к  школе в системе педагогического  процесса предусматривает создание обогащенной предметно-развивающей  среды. При этом важно поддерживать  познавательную активность, самостоятельность, ответственность, инициативу. М.Н. Полякова рекомендовала воспитателям чаще привлекать старших дошкольников к созданию окружающей обстановки, спрашивая их мнение по поводу предстоящих действий  по изменению среды, вовлекать их в процесс преобразований [27].

Характерной особенностью старших дошкольников является появление интереса к проблемам, выходящим за рамки их личного опыта. Это находит отражение в среде группы, в которую вносится содержание, расширяющее личный опыт ребенка. Например. через книги и предметы ребенок знакомится с животными и растениями дальних стран. С обычаями и внешним видом разных народов и эпох, с многообразными жанрами живописи и другими видами искусства.

Предметно-игровая среда строится так, чтобы дети могли участвовать  во всем многообразии игр: сюжетно-ролевых, строительно-конструктивных, режиссерских, театральных, народных, развивающих, в подвижных играх и спортивных развлечениях. Атрибутика игр для старших дошкольников более детализирована. Поэтому в группе должна быть  коробка с бросовым материалом для изготовления самими детьми недостающих по ходу игры атрибутов. Важно поддерживать инициативу детей в изготовлении атрибутов для игр, предлагать дополнить игровые материалы новыми самостоятельно изготовленными игрушками.

На 6-7 году жизни у дошкольников начинается интенсивное

 

 

44

 

становление режиссерской игры. Необходимо место для разыгрывания сюжетов. Набор игрушечных персонажей размером примерно в ладонь взрослого, бросовый материала и инструменты. А также некоторые схемы- образцы, фотографии декораций и кукол.

Для развития изобразительной  деятельности кроме обычных материалов (бумага, картон, карандаши, фломастеры, краски, кистис), необходимо включить схемы-способы  создания образов с помощью разнообразных  техник.  Книги и альбомы самоделок  также помогут дошкольниками в изготовлении каких-либо конструкций и поделок. Рядом или в других местах группы надо отвести место для демонстрации созданных детьми работ.

Организация самостоятельной  повседневной трудовой деятельности диктует  необходимость создания творческих мастерских, позволяющих детям работать с тканью, деревом, бумагой, мехом и др. материалами. Целесообразнее для этого выделить отдельное помещение, в котором будут находиться  оборудование для ручного и хозяйственно-бытового труда детей.

При организации детского экспериментирования стоит новая задача6 показать детям различные возможности инструментов, помогающих познавать мир, например, микроскоп. Требуется довольно много материалов для детского экспериментирования, поэтому желательно в детском саду выделить отдельную комнату для экспериментов с использованием технических средств. А в группе оставить только небольшую часть оборудования для экспериментирования с материалами, шарами, водой, природными материалами.

В старших группах  возрастает роль книги как источника новых знаний. Наряду с художественной литературой в книжном уголке должна быть

 

 

45

 

представлена справочная, познавательная литература, общие и  тематические энциклопедии для дошкольников. Желательно книги расставить в алфавитном порядке, как в библиотеке, или по темам. Воспитатель учит выбирать книгу, правильно пользоваться ею.

У старших дошкольников начинает активизироваться интерес  к будущему школьному обучению. Его  надо поддерживать и развивать. Целесообразно  выделить учебную зону. Чтобы обстановка группы была приближена к учебной среде класса: поставить столы, повесить школьную доску. В будущем это поможет в определенной степени адаптироваться к учебной среде класса.

В группе специальное  место и оборудование выделено для  игротеки. В ней находятся игровые материалы, способствующие речевому, познавательному и математическому развитию детей. Это дидактические, развивающие и логико-математические игры, направленные на развитие логического действия сравнения, логических операций классификации, сериации, ориентировку по схеме, модели и пр. Обязательны тетради на печатной основе, познавательные книги для дошкольников. также представлены игры на развитие внимания, памяти, мышления.

В старшем дошкольном возрасте дети проявляют интерес  к кроссвордам, познавательным заданиям. Расширяются возможности познания родного края, страны. Можно сделать с детьми газету о том. как дошкольники путешествуют по разным местам с родителями, какие впечатления у них появились во время этих путешествий.. что запомнилось больше всего. Рядом можно прикрепить рассказы детей об этих местах., о людях, их обычаях, фотографии.

Возрастает произвольность поведения старших дошкольников. Это важная характеристика, свидетельствующая  о готовности к школе. Но в 

 

46

 

целом способность к  произвольной регуляции поведения все еще выражена недостаточно. Наблюдается импульсивность поведения, реакций. Поэтому значительное место отводится играм с правилами. Существует огромное разнообразие этих игр - это и лото, и домино, и маршрутные игры. Главный принцип отбора – игры должны быть интересными для детей, носить соревновательный характер, вызывать желание играть и без участия взрослого.

В старшем дошкольном возрасте воспитатель продолжает расширять  область социально-нравственных ориентаций и чувств детей. Обогащаются представления о людях и их взаимоотношениях, родственных отношениях; дети активно осваивают культуру общения со взрослыми и сверстниками, культуру поведения в общественных местах. В этом помогают картинки, фотографии, кукольные персонажи. В группе должно быть место. В котором постоянно вывешиваются картинки с различными ситуациями, отражающими поступки людей и варианты реагирования на это. также могут быть использованы игры, в которых дети конструируют эмоциональные проявления людей, например «Конструктор эмоций».

Первоначальны период построения среды – два месяца. А далее  следует ее насыщение и реорганизация. Примерно один раз в два месяца часть материалов необходимо заменять, переставлять оборудование.

Итак,  предметно-развивающая  среда в старших группах детского сада должна содержать элементы, способствующие развитию новообразований дошкольника, в том числе и развитию интереса и стремления к школьному обучению.

 

 

 

 

47

     Глава 3.  Опытно-экспериментальная работа  по  созданию  предметно-развивающей  среды как  фактора  развития интереса  к школе у детей 6-7  лет

    3.1  Диагностика интереса  к  школе у детей  6-7  лет 

Опытно-экспериментальная  работа  проводилась  на  базе  детского  сада  «Аржаан»  с Кызыл-Мажалык в период  с  октября 2006г. по  апрель 2007г.  В ней принимали участие дети  двух подготовительных  групп,  в  состав  каждой  из  которых  входило  по  двадцать  дошкольников.  Таким  образом,  выборка  исследования  составила  сорок  детей.  Кроме  старших  дошкольников  в опытно-экспериментальной работе  принимали участие четыре  воспитателя соответствующих групп. 

Цель опытно-экспериментальной  работы: выявить влияние специально сконструированной предметно-развивающей  среды в подготовительной группе детского сада на повышение интереса детей 6-7 лет к школьному обучению. Работа  включала  в  себя  три  этапа:  констатирующий,  формирующий  и  контролирующий.

Первый  этап – констатирующий - предполагал  выявление начального  уровня  развития  интереса к  школе  у  детей  старшего  дошкольного  возраста и оценку состояния предметно-развивающей среды в двух подготовительных группах детского сада.  Он  проводился  в период  с 1  по  12  октября 2006г. Были  использованы следующие методы: тест  «Две  школы»  А.Л.Венгера,  беседа  с детьми  (Р.С.Немов,   Т.И. Бабаева), беседа с воспитателями и анализ  состояния предметно-развивающей среды.

Беседа  с  детьми  была  составлена  на  основе  методики  «Отношение  ребенка  к  обучению  в  школе»  (Р.С.Немов),  методики  выявления представлений о школе  и  учениках  (Т.С.Бабаева).  Назначение  беседы - выяснить,  есть  ли  у детей старшего  дошкольного возраста  интерес к

 

48

 

обучению  в  школе,  знания  детей  о  школе,  определить   исходную  мотивацию  учения  у  детей,  поступающих  в  школу.  Вниманию  ребенка  предполагается  десять  вопросов  (см.  приложение А)  и  стимульный  материал – три  картинки  на  школьную  тему  (см.  приложение  Ж).

Инструкция:  «Послушай  меня  внимательно  и  ответь  на  следующие  вопросы»,

Процедура  обследования: ребенку  предлагает  ответить  на  десять  вопросов,  назвать  того,  кто  изображен  на  трех  картинках.  Все  ответы  детей  фиксируется.

Обработка  результатов  проводиться  следующим  образом. За  каждый  правильный,  достаточно  развернутый,  вполне  убедительный  ответ начисляется 1  балл.  Если  ребенок отчасти ответил на  данный  вопрос,  то  он  получает  0,5  балла.  Ребенок полностью готов к обучению  в школе,  если  количество  баллов  не  менее 8 (высокий уровень развития  мотивационной готовности  ребенка к школьному обучению).  Не  вполне  готовым к обучению  в школе считается ребенок,  набравший от  5  до  8  баллов  (средний уровень готовности  к школе).  И  если  ребенок по  данной  беседе  набрал  менее 5  баллов,  значит  он  не  готов школьному обучению  (низкий  уровень мотивационной готовности).

Ответы  детей  на  вопросы  беседы  представлены  в  приложении  Г.  Исследование,  проведенное  в  контрольной  группе,  показало  следующие  результаты.

Отвечая  на  первый  вопрос  беседы:  «хочешь  ли  ты  пойти  в  школу?», - все,  без  исключения,  дети  дали  утвердительный  ответ.  Один  ребенок  проявлял  особенно  яркое  желание  учиться  в  школе.  Он  сказал,  что  очень  хочет  учиться.  Отвечая  на  вопрос:  «Чем  ты  будешь  заниматься  в  школе?», - дети  давали  самые  разнообразные  ответы.  В

Информация о работе Роль предметно-развивающей среды в ДОУ