Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 21:22, реферат
В понятии «личность» раскрывается общественная сущность человека. «...Сущность человека, — писал К. Маркс, — не есть абстракт, присущий отдельному индивиду. В своей действительности она есть совокупность всех общественных отношений. Поэтому, рассматривая влияние среды на развитие человека, мы говорим о формировании его личности. Понятие же личность» включает в себя качества, которые формируются у человека под влиянием самых разнообразных взаимодействий с социальной средой.
Роль среды
в формировании личности
В понятии «личность» раскрывается общественная
сущность человека. «...Сущность человека,
— писал К. Маркс, — не есть абстракт, присущий
отдельному индивиду. В своей действительности
она есть совокупность всех общественных
отношений. Поэтому, рассматривая влияние
среды на развитие человека, мы говорим
о формировании его личности. Понятие
же личность» включает в себя качества,
которые формируются у человека под влиянием
самых разнообразных взаимодействий с
социальной средой.
Рассматривая влияние среды на развитие
человека, марксистско-ленинская педагогика
подчеркивает роль общества и контактов
с людьми в становлении личности и прежде
всего в развитии чисто человеческих задатков,
на основе которых формируются речь, мышление,
умение ходить. Так, у детей, оказавшихся
с младенческого возраста в среде животных,
эти задатки не развивались и способность
к их развитию оказывалась настолько заторможенной,
что, попадая в человеческое общество,
такие дети или с трудом обучались формам
общения с людьми, или так и не могли привыкнуть
к образу жизни человека.
Когда говорят о влиянии среды, то имеют
в виду прежде всего среду социальную,
т. е. определяемую совокупностью общественных
отношений, свойственных данной общественно-исторической
формации. В понятие социальной среды
входят материальные условия жизни общества,
его экономика, общественный и государственный
строй, система производственных отношений
и определяемый ими образ жизни людей.
Характеризуя советский образ жизни, Генеральный
секретарь ЦК КПСС товарищ Л. И. Брежнев
говорил на XXV съезде нашей партии: «Атмосфера
подлинного коллективизма и товарищества,
сплоченность, дружба всех наций и народов
страны, которые крепнут день ото дня,
нравственное здоровье, которое делает
нас сильными, стойкими, — таковы яркие
грани нашего образа жизни, таковы великие
завоевания социализма, вошедшие в плоть
и кровь нашей действительности».
К числу основных социальных институтов,
влияющих на развитие и формирование личности
человека, относятся: учебно-воспитательные
учреждения, охватывающие все звенья системы
народного образования, внешкольные, культурно-просветительные
учреждения, общественные организации,
массовые средства распространения информации
и семья как основная ячейка общества.
Человек является продуктом социальной
среды. Он подвергается ряду изменений
в зависимости от изменения социальных
условий. Личность человека отражает и
особенности социальных условий его жизни,
и его классовую принадлежность, и положение
его класса в структуре общества. При коренном
изменении социальных условий происходит
изменение всего духовного облика человека.
Ярким примером этому служит формирование
духовного мира человека в условиях социализма.
Развитое социалистическое общество,
построенное в нашей стране, представляет
собой новую социальную среду, оказывающую
огромное благотворное воздействие на
развитие и формирование личности советского
человека. Изменения, произошедшие в жизни
народа после победы Октябрьской революции
в ходе строительства социализма, столь
значительны, что дают основание говорить
о формировании в этих условиях нового
типа личности — личности советского
человека, или личности социалистического
типа.
Советский человек — представитель советского
народа. Советский народ — это новая историческая
общность людей, сформировавшаяся в нашем
многонациональном государстве в новых
социальных условиях.
Процесс социализации человека, т. е. вхождение
его в общество, установление социальных
контактов, начинается с семьи. Роль семьи
в процессе развития и формирования личности
человека чрезвычайно велика. Семья создает
определенные условия быта, культурную
среду, влияет на развитие эмоциональной
сферы, формирование первых социальных
и нравственных представлений, становление
характера человека. Положение ребенка
в семье во многом определяется наличием
или отсутствием других детей. Члены семьи
и окружающие ребенка с детства взрослые
заботятся об охране его жизни, общем укреплении
здоровья, о контактах с окружающей действительностью,
о защите его от нежелательных воздействий.
С поступлением ребенка в школу его социальные
контакты становятся более интенсивными.
В школе ребенок вступает в общение с коллективом
товарищей в классе, в пионерской и комсомольской
организациях, с коллективом учителей
и воспитателей. В эти годы у него расширяются
контакты с ребятами из внешкольных и
других общественных организаций, с незнакомыми
ранее людьми (в лагерях, в общественных
местах и т. п.). В этот период активно формируются
духовные интересы и потребности личности
и особенно заметным оказывается не только
воздействие школы, но и культурного окружения
— театров, музеев, кинотеатров, библиотек.
В этот период значительно расширяется
социальный опыт детей. Ребенок вместе
с родителями или с товарищами по школе
бывает в разных концах нашей страны, и
эти путешествия оставляют яркие, запоминающиеся
и уже осознаваемые и осмысливаемые впечатления.
Влияние семьи, естественно, остается
значительным и после поступления ребенка
в школу. Формированию взглядов и мировоззрения
учащихся, основы которого закладываются
школой, содействует общая нравственная
атмосфера в семье, идейная убежденность
и общественная активность родителей,
их заинтересованное отношение к своему
труду. В отдельных случаях влияние, идущее
от семьи, где нет здорового нравственного
климата, может вступить в противоречие
с тем, чему учат детей в школе, и тогда
особенно важна руководящая роль школы,
использование различных средств воздействия
на семью, на сознание самого учащегося,
оказание ему помощи в определении жизненной
позиции.
Процесс формирования личности человека
продолжается всю жизнь, но к моменту включения
в самостоятельную трудовую деятельность
основные черты его характера уже сложились.
Уже позже, после нескольких лет работы
в трудовом коллективе, создания своей
собственной семьи его социальное лицо
изменяется — он начинает выступать как
воспитатель своих собственных детей,
наставник молодых кадров на производстве:
начинается передача накопленного и осмысленного
жизненного опыта молодому поколению.
Совершенно очевидно, что человек как
личность представляет собой сложный
сплав заложенных от природы задатков,
получивших то или иное развитие в зависимости
от условий воспитания и социального формирования,
и приобретенных черт и качеств, формирующихся
у него на протяжении всей его жизни под
влиянием взаимодействия с окружающей
действительностью. В результате в личности
каждого человека можно выделить социально-типизированные
черты, свойственные ему как представителю
определенного общества (гражданин СССР),
его социальной группы (например, советский
учитель, советский студент) и психологически
индивидуальные, т. е. такие, которые свойственны
ему как индивидууму, которые явились
результатом индивидуального преломления
всех внешних влияний и проявляются в
его индивидуальном поведении.