Роль предметно-развивающей среды в ДОУ

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2013 в 09:38, дипломная работа

Описание работы

Основной целью подготовки детей к школе является формирование у детей знаний и умений, предусмотренных «Программой воспитания и обучения в детском саду». Но наряду с этим очень важно воспитать в ребенке любознательность, умение сравнивать, сопоставлять, анализировать, потребность в самостоятельном поиске ответов на возникающие вопросы.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3
Глава 1. Развитие интереса к школе у детей дошкольного возраста как педагогическая проблема
1.1 Понятие «интерес к школе» в психолого-педагогической литературе ………………..………………………………………………..........7
1.2 Особенности развития интереса к школе у детей дошкольного возраста…………………………………………………………………………17
1.3 Условия развития интереса к школе в детском саду ……………………………………………………………………………..22
Глава 2. Теоретические основы предметно-развивающей среды детского сада в психолого-педагогических исследованиях
2.1 Понятие «среда», «предметно–развивающая среда» в психолого-педагогических исследованиях ……………………………………………….27
2.2 Современные концепции предметно - развивающей среды дошкольного образовательного учреждения…………………..……………..........................33
2.3 Особенности организации предметно-развивающей среды в старших группах детского сада………………………………………………………..43
Глава 3. Опытно- экспериментальная работа по созданию предметно-развивающей среды подготовительной группы детского сада как фактора развития интереса к школе у детей 6-7 лет.
3.1 Диагностика интереса к школе у детей 6-7 лет ..………………………48
3.2. Описание предметно-развивающей среды в подготовительной группе детского сада……………………………………………………………………63
3.3 Анализ результатов работы………………………………………………..68
Заключение……………………………………………………………………..70
Список литературы……………………………………………………………..80
Приложения……………………………………………………………………..83

Работа содержит 1 файл

Дипломн раб Роль предметно-.doc

— 485.00 Кб (Скачать)

В  основе  положительного  отношения  лежит  правильно  организованная  деятельность  детей  на  занятиях,  в  процессе  труда,  определенный  уровень развития  познавательных  интересов,  умственных  способностей.

Таким  образом,  интерес к школе является многокомпонентным образованием. В его структуру входят наличие определенных знаний о школьной действительности, познавательной потребности в получении новых знаний (познавательный компонент), положительной установки на предстоящее обучение, уверенности в своих силах. Радостного ожидания начала школьной жизни (эмоционально-волевой компонент), активности в общении, в учебной деятельности (деятельностный компонент). При этом познавательная  потребность будучи  развитой,    начинает  играть  роль  мотива,  постоянно  побуждающего  ребенка  расширять  свои  знания,  как  в 

 

17

 

 

школе,  так  и  за  ее  пределами.  Будучи  заглушенной,  она  не  может  сыграть  этой  роли.  Тяги  к  приобретению  новых  знаний  у  такого  ребенка  не   будет.  В  школе  это  приведет  к  самым  не  приятным  последствиям.  Дошкольный  возраст  является  сенситивным  периодом  для  развития  познавательной  потребности и интереса к школе.  Вот почему  так важно в это время  активно поддерживать  любые проявления  естественной  тяги  детей  к  познанию [11].

 

1.2  Особенности  развития  интереса   к школе у детей дошкольного возраста

В исследованиях Т.И.Бабаевой [5] показано, что на протяжении дошкольного возраста отношение и интересы детей к школе претерпевает значительные изменения.

Для  детей  младшего  дошкольного   возраста    характерно  в  целом  нейтральное  отношение  к  школе.  Оно  объясняется слабой  осведомленностью  детей  об  этой  стороне  действительность  в  силу  значительной  отдаленности  во  времени  перспективы  поступления  в  школу.  В  связи  с  этим  школьная  тема  по  существу  не  является  предметом  обсуждения  в  общении  взрослых  с  младшими  дошкольниками.  Детская  литература,  рассчитанная  на  детей  3-4  лет,  почти  не  затрагивает  данной  области.  Предметно-игровая  среда  младшего  дошкольника  не  предусматривает    формирование  у  детей  упорядоченных  представлений  об  этой  стороне  деятельности.  Поэтому  сведения  о  школе  младшие  дошкольники  получают  преимущественно  случайно.

 

 

18

 

 

В  среднем  дошкольном  возрасте  отношение  детей  к  школе  изменяются.  Много  дети  «узнают»  школу  на  картинках,  правильно  называют  школьников.  На  вопрос  о  том,  хотят  ли  они  учится  в  школе,  дети  в  целом  отвечают  утвердительно,  но  мотивировка  отношения  к  школе  недостаточно  осмысленно  и  конкретизировано.  Вместе  с  тем,  значительная  часть  средних  дошкольников  сохраняет  нейтральное  отношение  к  школе:  «Не  знаю,  хочу  ли  я  в  школу.  Мне  в  детском  саду  хорошо».  В  среднем  дошкольном  возрасте  объем  сведения  о  школе  увеличивается.  Но  представления  детей  недостаточно  осмысленны,  поверхностны,  отрывочны.

Средние  дошкольники  не  проявляют устойчивого интереса  к играм «в  школу»,  хотя  достаточно  играют  «в  детский сад»,  «в  занятия в детском саду».  На  предложения поиграть  «в  школу»  дети  в большинстве случаев оказываются,  мотивируя своей решение тем,  что  больше  нравиться  играть  «в  детский  сад», «в  дочки – матери»,  «в  куклы».  Таким  образом,  хотя  представления  о  школе  в  средней  дошкольном  возрасте  расширяются,  но  интерес  к  школе  остается  для  детей  не  достаточно эмоционально  насыщенном  и  не получает  отражения  в  детской  деятельности.  

В  старшем  дошкольном  возрасте  отношение  к  школе  становится  более  осмысленным  и  активным.  Это  объясняется  как  приближение  реальной  перспективы  поступления  в  школу  и  соответственным  повышенным  вниманием  воспитывающих  детей  взрослых  к  подготовке  к  школе,  так  и  тем,  что  в  «Программе  воспитания  и  обучения  в  детском  саду»  в  подготовительной  группе  предусматривается  некоторое  содержание  по  ознакомлению  детей  со  школой  и  школьниками.

 

19

 

 

Старшие  дошкольники  в  большинстве  своем  выражают  настойчивое  желание  начать обучение.  Но  для  части  детей  поступление  детей  связано  с  отрицательными,  тревожными  переживаниями,  неуверенностью  в  своих  возможностях  соответствовать новым  требованиям.  Излишнее  акцентирование  внимания  на  трудностях  обучения,  сложностях  школьной  программы,  строгости учителя,  что часто наблюдается со  стороны водителей  будущих  первоклассников,  вызывает  у детей настороженное отношение к школе.  

В  старшем  дошкольном  возрасте  наблюдается  изменение    в  мотивировке  стремления  к  поступления  в  школу.  Для  большинства  детей  6-го  года  жизни  значимым  является  возможность обладать  всеми  атрибутами  и  правами  дошкольника: «В  школе  у  меня  все  будет – портфель,  пенал,  ручки  всякие  красивые.  А  теперь  ничего  у  сестры  просить  не  буду,  все  мое  будет».  Подобный  интерес  к  внешней  атрибутивной  стороне  предстоящей  позиции  сохраняется  и  у  части  детей  7-го  года  жизни. [5]

Заметно  расширяются  представления  старших  дошкольников  о жизни  школьников,  об  их  личностных  качествах.  В состав качеств,  которые связываются в сознании  старшего  дошкольника  с  образом  «хорошего  ученика»  и  успешностью  учебы  в  школе, входят:

- качества,  отражающие  интеллектуальные  аспекты  личности  сверстника.

- качества,  отражающие  отношение  сверстника  к   занятиям  и  заданиям  воспитателя,  успешность  выполнения  заданий.

- качества,  отражающие  деятельностные  аспекты  личности  сверстника,  его  разнообразные   умения.

 

20

 

 

- качества,  раскрывающие  эмоционально - нравственные  аспекты личности  сверстника.

- физические  качества  сверстника.

- культурно-гигиенические  навыки  сверстника.

- отношение  к   сверстнику  со  стороны  воспитателя.

Все  перечисленные  качества  по-разному  используются  старшими  дошкольниками  при  оценке  сверстников  как  будущих  школьников. Главным  для  большинства  детей является  оценка  знаний  и умений, и,  прежде  всего учебных умений  сверстников,  таких как умение  читать,  решать  задачи,  писать,  знания  букв.  В подавляющем большинстве оценок  сверстников как будущих школьников  именно  состояние  их  знаний  и  умений  являлось  определяющим  в  суждении  о  том,  насколько  успешным  будет  их  обучение  в  школе. 

Значимым  с  позиции  готовности  к  школьному  обучению  для  таких  детей  является  и   такой   показатель,  как  отношение  к  занятиям,  поведении на  занятии.  Такие суждения, как «хорошо  ведет  себя  на  занятии»,  «не   балуется  на  занятиях»,  «все  выполняет на  занятии хорошо»,  часто присутствуют  в положительных оценках сверстника  как будущего  школьника.  Указания  на  противоположные  проявления – «плохо  себя  ведет  на  занятии»,  «балуется»,  «не  слушает  воспитательницу» -  активно  используются  для  оценки  плохой  подготовки  сверстника  к  школе  и  неудовлетворительной  учебы.

 Все  это  свидетельствует  о  том,  что  у  многих  детей  старшего  дошкольного  возраста  формируется  правильное  представление  о  главной  деятельности  школьника  в  учении.  Это  деятельность  объективируется  в  их  сознании  с  такими  важными  элементами,  как  знания,  умения,  хорошее  поведение  на  занятиях.  [19]

21

 

 

Таким  образом,  приведенные в исследованиях Т.И.Бабаевой данные  обнаруживают  наличие определенной  динамики  в отношении детей к школе на  протяжении  дошкольного  возраста. Она  развивается  от  малоосознанного,  нейтрального  отношения  в  младшем  дошкольном  возрасте,  к  эмоционально – положительному,  но  недостаточно  осмысленному  отношению,  основанному  преимущественно,  на  интересе  детей к внешней стороне школьной  действительности  в  среднем  дошкольном  возрасте,  и  затем   к относительно  устойчивому,  активно  положительному  отношению  детей  к школе,  основанному  на  познании  значимых  аспектов  предстоящей  социально-психологической  позиции  школьника  и  формирующемся  интереса  не  только  к  формально  внешним,  но  и  к содержательным  аспектам  школьного  обучения  в  старшем  дошкольном  возрасте. 

 

          1.3  Условия  развития  интереса  к школе в детском саду.

Анализ  форм  интереса  к школе  практикуемых  в  дошкольных  учреждениях,  свидетельствует об  отсутствии  системы в этой  работе,  фрагментарном  характере  использования  отдельных «мероприятий»,  их  изолированности  от  содержания  воспитательно-образовательного  процесса  в  целом.  Традиционно  в  старших  группах  планируется  экскурсия  в  школу,  но  в  большинстве  случаев  она  остается  только  эпизодом  в  жизни  дошкольников и  впечатления  не  получают  своего  развития  и  обогащения  в  активной  деятельности,  игре,  рисовании,  ручном  труде  и  т.п.  В  течение  года  могут  быть  запланированы  несколько  форм  воспитательно - образовательной  работы,  связанных  со  школьной 

 

 

22

 

 

тематикой  (экскурсии  в  школы,  беседа  о  школе,  чтения  рассказа  о  школе),  однако  анализ  показывает,  что  нередко  место  их  в  системе  педпроцесса  определено  случайно,  без  взаимосвязи  в  другими  формами  работы,  без  учета  новых  возможностей  детей,  освоенности  знаний  и  умений. [3,5]

Следует  особо  подчеркнуть  имеющий  место  формальный  характер  ознакомления  детей  со  школой, недостаточную  эмоциональную  насыщенность  этих  впечатлений,  императивность  воздействия  педагога.  Дети  выступают  пассивными  потребителями  соответствующей  информации.  Возможности  их  активного  включения  в  контакты  с  учителем,  учащимися,  в общую со  школьниками деятельности  и другие  формы проявления  деятельностного отношения к получаемым  новым впечатлениям  не  предусматриваются.  Это приводит  к  разрыву  между  представлением  о  школе  и  жизненным  опытом  дошкольника.  В  результате  формируется  неосознанное,  неопределенно-положительное  отношение  к  предстоящему  обучению  в  школе,  не  подкрепленное  реальной  личностной  позицией  к  новому  образу жизни и деятельности.

В работах Т.И.Бабаевой предложены педагогические  условия  оптимизации  процесса  формирования  активного стремления  и интереса  детей к предстоящему  школьному обучению. К ним относятся:

  1. Целостный  подход  к осуществлению  и  воспитанию  у детей интереса  к школе,  т.е.  органичное  соединение  данной  работы  со всем  содержанием  учебно-воспитательного  процесса  в  выпускной  группе  детского  сада.  Это  выражается  в  общей  направленности  педагогического  процесса  на  достижение  наиболее  полного  развития  личности  будущего 

 

 

23

 

 

школьника;  в  слиянии  целей,  задач  и  содержания  воспитания  и  обучения  дошкольников  с  перспективой  радостного  ожидания  и  стремление  к  будущей  школьной  позиции.

При  этом  задача  воспитания  интереса  к  школьному  обучению  в  ряде  случаев  выступает  как  самостоятельное,  определяющее  основное  содержание  (беседы  о  школе  школьников,  экскурсии,  целевые  прогулки  в  школе,  рисование,  сочинение рассказов,  рассматривание  картин  по  теме  и  пр.).  В  других  случаях - в  роли  стимулирующего  компонента  различных  видов  детской  деятельности,  а  также  в  роли  оценочного  элемента  в  констатации  результатов  детской  деятельности  и в поведении детей  с позиции будущего  школьного обучения.

2. Непрерывность  развертывания   и  восходяще  поступательный  характер  осуществления задачи  воспитания  активного  интереса  детей  к  школе  в  системе  педагогического  процесса. Это  выражается  в  постоянном  обогащении   соответствующих чувств  и эмоциональных переживаний,  расширения  сферы познания,  опыта активной  деятельности  детей непосредственно или опосредованно  связанных  с  перспективой  будущего  школьного  обучения.

3. Разнообразие  форм  деятельности,  в  которой  происходит  освоение  детьми  соответствующих  впечатлений,  чувств,  умений  и  способов  поведения.  Это  общение  с  учителями:  контакты  со  школьниками, уборка  снега  на  участке  детского  сада,  оформление  группы   к празднику,  общие спортивные  праздники,  шутливые  соревнования  дошкольников  со  школьниками типа  КВН,  игры  «в  школу»,  разговоры с воспитателем  о  ее  школьных  годах;  чтение  рассказов,  стихов  о  школьниках  и  др. Подобные  дела  объединяют  детей общими  переживаниями,  обогащают их практические  умения,  расширяют социальную  зону  контактов и

24

 

 

делают  предстоящее  поступление  в  школу  понятнее  и  эмоционально-привлекательное  для  каждого  ребенка.

4. Создание  активной  позиции  каждому  ребенку  в  воспитание  интереса  к  школе.  Это  выражается  в  создании  для  детей  условий  для  проявления  деятельного  отношения  в  школе  в конкретных,  близких и понятных  делах.  Дети  учатся  делать  закладки для  книг  и  учебников,  участвуют  в  устройстве  библиотеки  в группе  и  посещают  школьную  библиотеку.  Они  ремонтируют  книги  и  приглашают  учителя  посетить  их  «книжкину  больницу»,  придумывают  елочные  украшения,  готовят  для  своих  друзей-школьников  «вечер  сюрпризов».  Получают  от  учителя  письма  с  разными  интересными  заданиями,  занимательными  задачами,  головоломками,  ребусами,  решая  которые  дети приобретают  много  полезных  умений,  их  самостоятельность  и  творчество  развиваются.  Происходит  реальное  обогащение  личности  ребенка и его возможностей  освоению  школьной  позиции.  Большую роль в этом процессе имеет специально сконструированная педагогом предметно-пространственная развивающая среда группы детского сада.

Информация о работе Роль предметно-развивающей среды в ДОУ