Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2013 в 09:38, дипломная работа
Основной целью подготовки детей к школе является формирование у детей знаний и умений, предусмотренных «Программой воспитания и обучения в детском саду». Но наряду с этим очень важно воспитать в ребенке любознательность, умение сравнивать, сопоставлять, анализировать, потребность в самостоятельном поиске ответов на возникающие вопросы.
Введение………………………………………………………………………….3
Глава 1. Развитие интереса к школе у детей дошкольного возраста как педагогическая проблема
1.1 Понятие «интерес к школе» в психолого-педагогической литературе ………………..………………………………………………..........7
1.2 Особенности развития интереса к школе у детей дошкольного возраста…………………………………………………………………………17
1.3 Условия развития интереса к школе в детском саду ……………………………………………………………………………..22
Глава 2. Теоретические основы предметно-развивающей среды детского сада в психолого-педагогических исследованиях
2.1 Понятие «среда», «предметно–развивающая среда» в психолого-педагогических исследованиях ……………………………………………….27
2.2 Современные концепции предметно - развивающей среды дошкольного образовательного учреждения…………………..……………..........................33
2.3 Особенности организации предметно-развивающей среды в старших группах детского сада………………………………………………………..43
Глава 3. Опытно- экспериментальная работа по созданию предметно-развивающей среды подготовительной группы детского сада как фактора развития интереса к школе у детей 6-7 лет.
3.1 Диагностика интереса к школе у детей 6-7 лет ..………………………48
3.2. Описание предметно-развивающей среды в подготовительной группе детского сада……………………………………………………………………63
3.3 Анализ результатов работы………………………………………………..68
Заключение……………………………………………………………………..70
Список литературы……………………………………………………………..80
Приложения……………………………………………………………………..83
В основе положительного отношения лежит правильно организованная деятельность детей на занятиях, в процессе труда, определенный уровень развития познавательных интересов, умственных способностей.
Таким образом, интерес к школе является многокомпонентным образованием. В его структуру входят наличие определенных знаний о школьной действительности, познавательной потребности в получении новых знаний (познавательный компонент), положительной установки на предстоящее обучение, уверенности в своих силах. Радостного ожидания начала школьной жизни (эмоционально-волевой компонент), активности в общении, в учебной деятельности (деятельностный компонент). При этом познавательная потребность будучи развитой, начинает играть роль мотива, постоянно побуждающего ребенка расширять свои знания, как в
17
школе, так и за ее пределами. Будучи заглушенной, она не может сыграть этой роли. Тяги к приобретению новых знаний у такого ребенка не будет. В школе это приведет к самым не приятным последствиям. Дошкольный возраст является сенситивным периодом для развития познавательной потребности и интереса к школе. Вот почему так важно в это время активно поддерживать любые проявления естественной тяги детей к познанию [11].
1.2 Особенности развития интереса к школе у детей дошкольного возраста
В исследованиях Т.И.Бабаевой [5] показано, что на протяжении дошкольного возраста отношение и интересы детей к школе претерпевает значительные изменения.
Для детей младшего дошкольного возраста характерно в целом нейтральное отношение к школе. Оно объясняется слабой осведомленностью детей об этой стороне действительность в силу значительной отдаленности во времени перспективы поступления в школу. В связи с этим школьная тема по существу не является предметом обсуждения в общении взрослых с младшими дошкольниками. Детская литература, рассчитанная на детей 3-4 лет, почти не затрагивает данной области. Предметно-игровая среда младшего дошкольника не предусматривает формирование у детей упорядоченных представлений об этой стороне деятельности. Поэтому сведения о школе младшие дошкольники получают преимущественно случайно.
18
В среднем дошкольном возрасте отношение детей к школе изменяются. Много дети «узнают» школу на картинках, правильно называют школьников. На вопрос о том, хотят ли они учится в школе, дети в целом отвечают утвердительно, но мотивировка отношения к школе недостаточно осмысленно и конкретизировано. Вместе с тем, значительная часть средних дошкольников сохраняет нейтральное отношение к школе: «Не знаю, хочу ли я в школу. Мне в детском саду хорошо». В среднем дошкольном возрасте объем сведения о школе увеличивается. Но представления детей недостаточно осмысленны, поверхностны, отрывочны.
Средние дошкольники не проявляют устойчивого интереса к играм «в школу», хотя достаточно играют «в детский сад», «в занятия в детском саду». На предложения поиграть «в школу» дети в большинстве случаев оказываются, мотивируя своей решение тем, что больше нравиться играть «в детский сад», «в дочки – матери», «в куклы». Таким образом, хотя представления о школе в средней дошкольном возрасте расширяются, но интерес к школе остается для детей не достаточно эмоционально насыщенном и не получает отражения в детской деятельности.
В старшем дошкольном возрасте отношение к школе становится более осмысленным и активным. Это объясняется как приближение реальной перспективы поступления в школу и соответственным повышенным вниманием воспитывающих детей взрослых к подготовке к школе, так и тем, что в «Программе воспитания и обучения в детском саду» в подготовительной группе предусматривается некоторое содержание по ознакомлению детей со школой и школьниками.
19
Старшие дошкольники в большинстве своем выражают настойчивое желание начать обучение. Но для части детей поступление детей связано с отрицательными, тревожными переживаниями, неуверенностью в своих возможностях соответствовать новым требованиям. Излишнее акцентирование внимания на трудностях обучения, сложностях школьной программы, строгости учителя, что часто наблюдается со стороны водителей будущих первоклассников, вызывает у детей настороженное отношение к школе.
В старшем дошкольном возрасте наблюдается изменение в мотивировке стремления к поступления в школу. Для большинства детей 6-го года жизни значимым является возможность обладать всеми атрибутами и правами дошкольника: «В школе у меня все будет – портфель, пенал, ручки всякие красивые. А теперь ничего у сестры просить не буду, все мое будет». Подобный интерес к внешней атрибутивной стороне предстоящей позиции сохраняется и у части детей 7-го года жизни. [5]
Заметно расширяются представления старших дошкольников о жизни школьников, об их личностных качествах. В состав качеств, которые связываются в сознании старшего дошкольника с образом «хорошего ученика» и успешностью учебы в школе, входят:
- качества, отражающие интеллектуальные аспекты личности сверстника.
- качества, отражающие отношение сверстника к занятиям и заданиям воспитателя, успешность выполнения заданий.
- качества, отражающие деятельностные аспекты личности сверстника, его разнообразные умения.
20
- качества, раскрывающие эмоционально - нравственные аспекты личности сверстника.
- физические качества сверстника.
- культурно-гигиенические навыки сверстника.
- отношение к сверстнику со стороны воспитателя.
Все перечисленные качества по-разному используются старшими дошкольниками при оценке сверстников как будущих школьников. Главным для большинства детей является оценка знаний и умений, и, прежде всего учебных умений сверстников, таких как умение читать, решать задачи, писать, знания букв. В подавляющем большинстве оценок сверстников как будущих школьников именно состояние их знаний и умений являлось определяющим в суждении о том, насколько успешным будет их обучение в школе.
Значимым с позиции готовности к школьному обучению для таких детей является и такой показатель, как отношение к занятиям, поведении на занятии. Такие суждения, как «хорошо ведет себя на занятии», «не балуется на занятиях», «все выполняет на занятии хорошо», часто присутствуют в положительных оценках сверстника как будущего школьника. Указания на противоположные проявления – «плохо себя ведет на занятии», «балуется», «не слушает воспитательницу» - активно используются для оценки плохой подготовки сверстника к школе и неудовлетворительной учебы.
Все это свидетельствует о том, что у многих детей старшего дошкольного возраста формируется правильное представление о главной деятельности школьника в учении. Это деятельность объективируется в их сознании с такими важными элементами, как знания, умения, хорошее поведение на занятиях. [19]
21
Таким образом, приведенные в исследованиях Т.И.Бабаевой данные обнаруживают наличие определенной динамики в отношении детей к школе на протяжении дошкольного возраста. Она развивается от малоосознанного, нейтрального отношения в младшем дошкольном возрасте, к эмоционально – положительному, но недостаточно осмысленному отношению, основанному преимущественно, на интересе детей к внешней стороне школьной действительности в среднем дошкольном возрасте, и затем к относительно устойчивому, активно положительному отношению детей к школе, основанному на познании значимых аспектов предстоящей социально-психологической позиции школьника и формирующемся интереса не только к формально внешним, но и к содержательным аспектам школьного обучения в старшем дошкольном возрасте.
1.3 Условия развития интереса к школе в детском саду.
Анализ форм интереса
к школе практикуемых в дошкольных учреждениях, свидетельствует об
отсутствии системы в этой работе,
фрагментарном характере использования
отдельных «мероприятий», их изолированности
от содержания воспитательно-
22
тематикой (экскурсии в школы, беседа о школе, чтения рассказа о школе), однако анализ показывает, что нередко место их в системе педпроцесса определено случайно, без взаимосвязи в другими формами работы, без учета новых возможностей детей, освоенности знаний и умений. [3,5]
Следует особо подчеркнуть имеющий место формальный характер ознакомления детей со школой, недостаточную эмоциональную насыщенность этих впечатлений, императивность воздействия педагога. Дети выступают пассивными потребителями соответствующей информации. Возможности их активного включения в контакты с учителем, учащимися, в общую со школьниками деятельности и другие формы проявления деятельностного отношения к получаемым новым впечатлениям не предусматриваются. Это приводит к разрыву между представлением о школе и жизненным опытом дошкольника. В результате формируется неосознанное, неопределенно-положительное отношение к предстоящему обучению в школе, не подкрепленное реальной личностной позицией к новому образу жизни и деятельности.
В работах Т.И.Бабаевой предложены педагогические условия оптимизации процесса формирования активного стремления и интереса детей к предстоящему школьному обучению. К ним относятся:
1. Целостный подход к осуществлению и воспитанию у детей интереса к школе, т.е. органичное соединение данной работы со всем содержанием учебно-воспитательного процесса в выпускной группе детского сада. Это выражается в общей направленности педагогического процесса на достижение наиболее полного развития личности будущего
23
школьника; в слиянии целей, задач и содержания воспитания и обучения дошкольников с перспективой радостного ожидания и стремление к будущей школьной позиции.
При этом задача воспитания интереса к школьному обучению в ряде случаев выступает как самостоятельное, определяющее основное содержание (беседы о школе школьников, экскурсии, целевые прогулки в школе, рисование, сочинение рассказов, рассматривание картин по теме и пр.). В других случаях - в роли стимулирующего компонента различных видов детской деятельности, а также в роли оценочного элемента в констатации результатов детской деятельности и в поведении детей с позиции будущего школьного обучения.
2. Непрерывность развертывания и восходяще поступательный характер осуществления задачи воспитания активного интереса детей к школе в системе педагогического процесса. Это выражается в постоянном обогащении соответствующих чувств и эмоциональных переживаний, расширения сферы познания, опыта активной деятельности детей непосредственно или опосредованно связанных с перспективой будущего школьного обучения.
3. Разнообразие форм деятельности, в которой происходит освоение детьми соответствующих впечатлений, чувств, умений и способов поведения. Это общение с учителями: контакты со школьниками, уборка снега на участке детского сада, оформление группы к празднику, общие спортивные праздники, шутливые соревнования дошкольников со школьниками типа КВН, игры «в школу», разговоры с воспитателем о ее школьных годах; чтение рассказов, стихов о школьниках и др. Подобные дела объединяют детей общими переживаниями, обогащают их практические умения, расширяют социальную зону контактов и
24
делают предстоящее поступление в школу понятнее и эмоционально-привлекательное для каждого ребенка.
4. Создание активной позиции каждому ребенку в воспитание интереса к школе. Это выражается в создании для детей условий для проявления деятельного отношения в школе в конкретных, близких и понятных делах. Дети учатся делать закладки для книг и учебников, участвуют в устройстве библиотеки в группе и посещают школьную библиотеку. Они ремонтируют книги и приглашают учителя посетить их «книжкину больницу», придумывают елочные украшения, готовят для своих друзей-школьников «вечер сюрпризов». Получают от учителя письма с разными интересными заданиями, занимательными задачами, головоломками, ребусами, решая которые дети приобретают много полезных умений, их самостоятельность и творчество развиваются. Происходит реальное обогащение личности ребенка и его возможностей освоению школьной позиции. Большую роль в этом процессе имеет специально сконструированная педагогом предметно-пространственная развивающая среда группы детского сада.