Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2013 в 09:38, дипломная работа
Основной целью подготовки детей к школе является формирование у детей знаний и умений, предусмотренных «Программой воспитания и обучения в детском саду». Но наряду с этим очень важно воспитать в ребенке любознательность, умение сравнивать, сопоставлять, анализировать, потребность в самостоятельном поиске ответов на возникающие вопросы.
Введение………………………………………………………………………….3
Глава 1. Развитие интереса к школе у детей дошкольного возраста как педагогическая проблема
1.1 Понятие «интерес к школе» в психолого-педагогической литературе ………………..………………………………………………..........7
1.2 Особенности развития интереса к школе у детей дошкольного возраста…………………………………………………………………………17
1.3 Условия развития интереса к школе в детском саду ……………………………………………………………………………..22
Глава 2. Теоретические основы предметно-развивающей среды детского сада в психолого-педагогических исследованиях
2.1 Понятие «среда», «предметно–развивающая среда» в психолого-педагогических исследованиях ……………………………………………….27
2.2 Современные концепции предметно - развивающей среды дошкольного образовательного учреждения…………………..……………..........................33
2.3 Особенности организации предметно-развивающей среды в старших группах детского сада………………………………………………………..43
Глава 3. Опытно- экспериментальная работа по созданию предметно-развивающей среды подготовительной группы детского сада как фактора развития интереса к школе у детей 6-7 лет.
3.1 Диагностика интереса к школе у детей 6-7 лет ..………………………48
3.2. Описание предметно-развивающей среды в подготовительной группе детского сада……………………………………………………………………63
3.3 Анализ результатов работы………………………………………………..68
Заключение……………………………………………………………………..70
Список литературы……………………………………………………………..80
Приложения……………………………………………………………………..83
Все дети данной группы знают, что в школе следует вести себя хорошо (это самый популярный ответ на вопрос), смирно, тихо, не
71
мешать, не баловаться, не кривляться, не бить, руку поднимать, ходить в туалет на переменках, не разговаривать, не шептаться, «внимательно сидеть и слушать учительницу, а то она заругает или выгонит» молча, не списывать, не драться, «не кривить спину», слушать учителя и отвечать на вопросы. Каждый ответ был по-своему оригинален.
Охотно дети перечисляют, «что нового появится в их жизни, когда они начнут учится в школе». Это и хорошее настроение, и новые друзья, и веселье, и спорт, и хорошие оценки, у кого-то «двойки» и «умные мозги». Многие будут хорошо учится, много знать, станут «большими».
На вопрос о том, кто изображен на картине все без исключения, дети экспериментальной подготовительной к школе группы ответили верно. На картинках нарисованы школьник, ученик, школьница, ученица.
Таблица 6 - Уровни развития интереса к обучению в школе у детей старшего дошкольного возраста экспериментальной группы
Уровни развития интереса к
обучению в школе | ||||||||
Низкий |
Средний |
Высокий |
Всего | |||||
Абс. число |
% |
Абс. число |
% |
Абс. число |
% |
Абс. число |
% | |
Количественное распределение детей |
1 |
5 |
11 |
55 |
8 |
40 |
20 |
100 |
Исследование, проведенное в контрольной подготовительной к школе группе с помощью методики «Две школы» А.Л. Венгера, показало следующие результаты.
25% детей выявили желание учиться в школе, где есть уроки пения, рисования и физкультуры. Зато остальные 75% старших
72
дошкольников хотят учиться в такой школе, которая «преподаст» им уроки математики, чтения, русского языка. Подавляющее большинство детей (60%) хотят получать знания в школе, где есть и уроки, и переменки. 40% детей предпочитают свободно проводить время «учась» в школе с переменками, но без уроков.
Получать «пятерки» и «четверки» за хорошие ответы желают получать 75% дошкольников этой группы. Сладостям и игрушкам рады 25% детей, ошибочно принимая школьные занятия за развлечения, которых за правильно выполненное задание можно получать приз. 55% детей желают вставать на уроке только с разрешения учительницы и поднимать руку, соблюдая правила поведения. Но 45% предпочитают учиться в той школе, глее на уроках можно заниматься всем, чем захочется: играть, разговаривать и т.д.
80% детей изъявили желание учиться в школе, в которой задают уроки на дом, что говорит о стремлении к новым знаниям. Остальные 20% не высказывают желания выполнять домашние задания, тратя отведенное на них время по своему усмотрению, например, на игры или прогулку.
Еще на год остаться в детском саду пожелали 25% детей. 75% старших дошкольников стремятся пойти в школу уже в этом году. 35% детей хотят получать знания на дому. А 65% старших дошкольников этой группы домашнему обучению предпочли «школьное», имея возможность общения со сверстниками. Заниматься на уроке под руководством учителя согласились 65% детей данной группы. 35% дошкольников предпочитают у доски с указкой видеть свою маму вместо учительницы.
Таблица 7 – Уровни развития мотивационной готовности у детей старшего дошкольного возраста контрольной группы
73
Уровни развития мотивационной
готовности к школе | ||||||||
Низкий |
Средний |
Высокий |
Всего | |||||
Абс. число |
% |
Абс. число |
% |
Абс. число |
% |
Абс. число |
% | |
Количественное распределение детей |
4 |
20 |
3 |
15 |
13 |
65 |
20 |
100 |
По результатам методики «Две школы» можно утверждать, что у большинства (65%) дошкольников контрольной группы сформирована внутренняя позиция школьника.
Исследование уровня развития мотивационной готовности у детей старшего дошкольного возраста посредством методики «Две школы» А.Л.Венгера в экспериментальной группе позволило выявить, насколько эффективно была проведена работа по воспитанию у дошкольников интереса к обучению в школе.
85% детей данной группы хотят получать знания на уроках русского языка, математики, чтения. Остальные 15% предпочитают петь, рисовать и заниматься физкультурой. Те же 85% детей изъявили желание учиться в школе, в которой, кроме переменок, бывают уроки, где можно узнать много нового и интересного. Но 15% дошкольников хотят посещать школу без уроков, с одними переменками, предпочитая свободное времяпрепровождение.
55% детей, стремясь к новым знаниям, за хорошие ответы на уроках хотят получать «пятерки» и «четверки». Остальные 45% с удовольствием вместо отметок примут в подарок от учителя сладости и игрушки. Поднимать руку на уроке и вставать с разрешения учителя
74
будут 80% детей этой группы. А 20% детей предпочли уроки, на которых можно заниматься всем, чем захочешь. Это говорит о несерьезном отношении к учебному процессу.
85% опрошенных дошкольников подготовительной к школе группы согласны выполнять домашние задания. 15% детей выбрали школу, в которой не задают уроки на дом. 25% старших дошкольников будут рады получать знания с помощью мамы. 75% пожелали слушать на уроке объяснение учительницы, справедливо полагая, что она преподаст новые знания, лучше, чем мама. Еще на год остаться в детском саду пожелали 25% детей. В школу пойти в этом году собрались 75% дошкольников, стремясь к новым знаниям. Видеть в гостях свою учительницу, пожелали 20% детей. Большинство детей данной группы (80%) хотят заниматься в стенках школы, внимательно выслушивая учительницу, на переменках общаясь с одноклассниками.
40% детей сообщили,
что в школе им больше
всего нравятся друзья, игры
на переменке, отсутствие тихого
часа, 60% старших дошкольников
данной экспериментальной
Таблица 8 – Уровни развития мотивационной готовности у детей старшего дошкольного возраста экспериментальной группы
Уровни развития мотивационной
готовности к школе | ||||||||
Низкий |
Средний |
Высокий |
Всего | |||||
Абс. число |
% |
Абс. число |
% |
Абс. число |
% |
Абс. число |
% | |
Количественное распределение детей |
2 |
10 |
4 |
20 |
14 |
70 |
20 |
100 |
75
Проведенное исследование позволяет говорить о следующем. Старшие дошкольники имеют достаточно полные представления о школе, об особенностях учебного процесса. Дети различают понятие «домашние задания» и «уроки», «учитель» и «ученик», осведомлены о правильном поведении на школьных уроках, знают и о том, что для посещения школы им необходимы учебные принадлежности. Охотно старшие дошкольники перечисляют школьные предметы, которые будут изучать. Знают дети и об экзаменах, о том, что полученные в школе знания пригодятся им в дальнейшей работе или в институте.
Сравнивая результаты проведенной опытно-экспериментальной работы, можно говорить о следующем. Исследование, проведенное в экспериментальной подготовительной к школе группе, позволило сделать следующие выводы. Беседа с детьми о школе, проведенная осенью, показала, что высокий уровень развития интереса к школьному обучению имеют всего лишь 25% детей, весной повторное исследование показало, что высокий уровень развития интереса к школе уже у 40% детей. Исследование посредством использования методики А.Л. Венгера говорит о том, что осенью высокий уровень мотивационной готовности был у 30% детей старшего возраста. Весной наблюдалось существенное повышение уровня мотивационной готовности до 70%, что говорит об эффективности проведенной работы по воспитанию интереса к школьному обучению у старших дошкольников в рамках формирующего этапа опытно-экспериментальной работы. В то время, как в контрольной подготовительной к школе группе, в которой не проводилась работа по формированию мотивационной готовности к школе, мы можем наблюдать несущественный подъем уровня мотивационной готовности: от 20% до 30% по итогам беседы с детьми и от 55% до 60% по результатам тестовой методики «Две школы» А.Л. Венгера.
76
Таким образом, для того, чтобы развивать у детей интерес к школе, необходимо проводить специальную работу, в том числе обогащать предметно-развивающую среду в группе, способствуя формированию психологических новообразований старшего дошкольника. А также следует осуществлять своевременное подкрепление, поддержание интереса к школьному обучению, желание посещать школу и стремление к получению новых знаний у старших дошкольников.
77
Заключение
Опираясь на психолого-педагогическое исследование, мы под интересом к школе детей будем понимать наличие у детей желание учиться, желание стать школьником, выполнять серьезную деятельность, а также наличие интереса к школьному обучению, стремление посещать школу и получать новые знания.
Осознание ребенком своей позиции как позиции участника общей деятельности и значимости результата своих действий как вклада в общий итог деятельности коллектива позволяет ему в реальных ситуациях убеждаться, что успех дела зависит от уровня знаний и умений каждого, от слаженности работы. Эти факторы положительно влияют на развитие интереса к учению; у ребенка развивается практический опыт деятельности, сопряженной с преодолением трудностей и радости от собственных и общих достижений, что приводит к формированию настойчивости, старательности, доброжелательности, выдержки.
Интерес, как и мотив, является стимулом активной познавательной и учебной деятельности. Интерес как таковой не дается человеку с рождения. Работу по его формированию необходимо включать в образовательно-воспитательный процесс детского сада, соблюдая следующие педагогические условия для его развития.
- задача воспитания интереса к школе осуществляется как самостоятельная посредством организации бесед о школе, сочинения рассказов о школе и т.д.
- в педагогическом процессе создается активная позиция каждому ребенку;
- деятельностное отношение к школе в конкретных, близких и понятных ребенку делах;
78
- воспитатель будет расширять знания детей о школьном обучении посредством создания и обогащения предметно-развивающей среды группы детского сада.