Роль предметно-развивающей среды в ДОУ

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2013 в 09:38, дипломная работа

Описание работы

Основной целью подготовки детей к школе является формирование у детей знаний и умений, предусмотренных «Программой воспитания и обучения в детском саду». Но наряду с этим очень важно воспитать в ребенке любознательность, умение сравнивать, сопоставлять, анализировать, потребность в самостоятельном поиске ответов на возникающие вопросы.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3
Глава 1. Развитие интереса к школе у детей дошкольного возраста как педагогическая проблема
1.1 Понятие «интерес к школе» в психолого-педагогической литературе ………………..………………………………………………..........7
1.2 Особенности развития интереса к школе у детей дошкольного возраста…………………………………………………………………………17
1.3 Условия развития интереса к школе в детском саду ……………………………………………………………………………..22
Глава 2. Теоретические основы предметно-развивающей среды детского сада в психолого-педагогических исследованиях
2.1 Понятие «среда», «предметно–развивающая среда» в психолого-педагогических исследованиях ……………………………………………….27
2.2 Современные концепции предметно - развивающей среды дошкольного образовательного учреждения…………………..……………..........................33
2.3 Особенности организации предметно-развивающей среды в старших группах детского сада………………………………………………………..43
Глава 3. Опытно- экспериментальная работа по созданию предметно-развивающей среды подготовительной группы детского сада как фактора развития интереса к школе у детей 6-7 лет.
3.1 Диагностика интереса к школе у детей 6-7 лет ..………………………48
3.2. Описание предметно-развивающей среды в подготовительной группе детского сада……………………………………………………………………63
3.3 Анализ результатов работы………………………………………………..68
Заключение……………………………………………………………………..70
Список литературы……………………………………………………………..80
Приложения……………………………………………………………………..83

Работа содержит 1 файл

Дипломн раб Роль предметно-.doc

— 485.00 Кб (Скачать)

Все  дети  данной  группы  знают,  что  в  школе  следует  вести себя  хорошо  (это  самый популярный  ответ на  вопрос),  смирно,  тихо,  не 

71

мешать,  не  баловаться,  не  кривляться,  не  бить,  руку  поднимать,  ходить  в  туалет  на  переменках,  не  разговаривать,  не  шептаться,  «внимательно  сидеть  и слушать  учительницу, а  то  она  заругает  или  выгонит»  молча,  не  списывать,  не  драться,  «не  кривить  спину»,  слушать  учителя  и  отвечать  на  вопросы.  Каждый  ответ  был  по-своему  оригинален.

Охотно  дети  перечисляют,  «что  нового  появится  в их  жизни,  когда они начнут  учится  в школе».  Это и хорошее настроение,  и новые друзья,  и веселье,  и спорт,  и хорошие оценки,  у кого-то  «двойки»  и   «умные  мозги».  Многие  будут хорошо  учится,  много знать,  станут  «большими».

На  вопрос  о  том,  кто  изображен  на  картине  все  без  исключения,  дети  экспериментальной  подготовительной  к  школе  группы  ответили  верно.  На  картинках   нарисованы  школьник,  ученик,  школьница,  ученица.

Таблица  6 - Уровни  развития интереса  к обучению  в школе у детей старшего  дошкольного возраста  экспериментальной группы

 

 

    Уровни  развития  интереса  к  обучению  в  школе                                                                 

    Низкий

   Средний

   Высокий

      Всего

  Абс.

число

 

%

  Абс.

число

 

%

  Абс.

  число

 

%

  Абс.

 число

 

%

Количественное

распределение

детей

 

    1

 

5

 

    11

 

55

 

     8

 

  40

 

    20

 

100


 

Исследование,  проведенное  в  контрольной  подготовительной  к  школе  группе  с помощью методики  «Две  школы»  А.Л. Венгера,  показало  следующие результаты.

25%  детей  выявили   желание  учиться  в  школе,  где  есть   уроки пения,  рисования  и  физкультуры.  Зато  остальные  75%  старших  

72

дошкольников  хотят  учиться  в  такой школе,  которая «преподаст» им  уроки математики,  чтения,  русского  языка.  Подавляющее  большинство детей (60%)  хотят получать  знания  в школе,  где есть  и уроки,  и переменки.  40%   детей предпочитают  свободно  проводить время  «учась» в школе с переменками,  но  без уроков.

Получать  «пятерки»  и  «четверки»  за  хорошие  ответы  желают  получать  75%  дошкольников  этой  группы.  Сладостям  и игрушкам  рады  25%  детей,  ошибочно  принимая  школьные  занятия  за  развлечения,  которых  за  правильно  выполненное задание  можно получать  приз.  55%  детей  желают  вставать  на  уроке только  с разрешения  учительницы  и поднимать руку,  соблюдая  правила поведения.  Но  45%   предпочитают  учиться  в  той  школе,  глее  на  уроках  можно  заниматься  всем,  чем  захочется:  играть,  разговаривать  и  т.д. 

80%  детей  изъявили  желание  учиться  в  школе,  в  которой  задают  уроки   на  дом,  что  говорит   о  стремлении  к  новым   знаниям.  Остальные  20%  не  высказывают  желания  выполнять  домашние  задания,  тратя  отведенное  на  них  время  по  своему  усмотрению,  например,  на  игры  или  прогулку.

Еще  на  год  остаться  в  детском  саду  пожелали  25%  детей.  75%  старших  дошкольников  стремятся  пойти  в  школу уже в этом  году.  35%  детей хотят получать  знания  на  дому.  А 65%  старших дошкольников  этой  группы  домашнему обучению  предпочли «школьное»,  имея  возможность общения со  сверстниками.  Заниматься  на  уроке под руководством  учителя  согласились  65%  детей  данной  группы.  35%  дошкольников  предпочитают  у  доски  с  указкой  видеть  свою  маму  вместо  учительницы.

Таблица 7 – Уровни  развития  мотивационной  готовности  у  детей  старшего  дошкольного  возраста  контрольной  группы

 

73

 

    Уровни  развития  мотивационной  готовности  к  школе                                                                

    Низкий

   Средний

   Высокий

      Всего

  Абс.

число

 

%

  Абс.

число

 

%

  Абс.

  число

 

%

  Абс.

 число

 

%

Количественное

распределение

детей

 

    4

 

20

 

    3

 

15

 

     13

 

  65

 

    20

 

100


 

По результатам  методики  «Две  школы»  можно утверждать, что у  большинства  (65%)  дошкольников  контрольной  группы  сформирована  внутренняя  позиция  школьника.

Исследование   уровня  развития  мотивационной  готовности  у  детей  старшего  дошкольного  возраста  посредством  методики  «Две  школы»  А.Л.Венгера  в  экспериментальной  группе  позволило  выявить,  насколько  эффективно  была  проведена  работа  по  воспитанию  у  дошкольников  интереса   к  обучению  в  школе.

85%  детей  данной  группы  хотят  получать  знания  на  уроках  русского  языка,  математики,  чтения.  Остальные  15%  предпочитают  петь,  рисовать  и  заниматься  физкультурой.  Те  же  85%  детей изъявили  желание учиться в школе,  в которой,  кроме переменок,  бывают  уроки,  где можно узнать  много нового  и интересного.  Но  15%  дошкольников  хотят посещать  школу без уроков,  с одними  переменками,  предпочитая свободное  времяпрепровождение.

55%  детей,  стремясь    к  новым  знаниям,  за  хорошие  ответы  на  уроках  хотят  получать  «пятерки»   и  «четверки».  Остальные  45%  с  удовольствием  вместо  отметок  примут  в  подарок   от  учителя  сладости  и   игрушки.  Поднимать  руку  на  уроке  и  вставать  с  разрешения  учителя 

74

будут  80%  детей  этой  группы.  А  20%  детей  предпочли  уроки,  на  которых  можно  заниматься  всем,  чем  захочешь.  Это  говорит  о  несерьезном  отношении   к  учебному  процессу.

85%  опрошенных  дошкольников  подготовительной  к  школе   группы  согласны  выполнять   домашние  задания.  15%  детей   выбрали  школу,  в  которой   не  задают  уроки  на  дом.  25%  старших  дошкольников  будут   рады  получать  знания  с  помощью  мамы.  75%  пожелали  слушать на  уроке объяснение  учительницы,  справедливо  полагая,  что  она  преподаст  новые  знания,  лучше,  чем  мама.  Еще  на  год  остаться  в  детском  саду  пожелали  25%  детей.  В  школу  пойти  в  этом  году  собрались  75%  дошкольников,  стремясь  к  новым  знаниям.  Видеть  в  гостях  свою  учительницу,  пожелали  20%  детей.  Большинство  детей  данной  группы  (80%)  хотят  заниматься  в  стенках  школы,  внимательно  выслушивая  учительницу,  на  переменках  общаясь  с  одноклассниками.

40%  детей  сообщили,  что  в  школе  им  больше  всего  нравятся  друзья,  игры  на  переменке,  отсутствие  тихого  часа,  60%  старших  дошкольников  данной  экспериментальной  подготовительной  к  школе  группы  утверждают,  что  им  нравятся  «новые  знания,  ответы  у  доски». 

Таблица 8 – Уровни  развития  мотивационной  готовности  у  детей  старшего  дошкольного  возраста  экспериментальной  группы

 

    Уровни  развития  мотивационной  готовности  к  школе                                                                

    Низкий

   Средний

   Высокий

      Всего

  Абс.

число

 

%

  Абс.

число

 

%

  Абс.

  число

 

%

  Абс.

 число

 

%

Количественное

распределение

детей

 

    2

 

10

 

    4

 

20

 

     14

 

  70

 

    20

 

100


 

75

Проведенное  исследование  позволяет  говорить  о  следующем.  Старшие  дошкольники  имеют  достаточно  полные  представления  о  школе,  об  особенностях  учебного  процесса.  Дети  различают  понятие  «домашние  задания»  и  «уроки»,  «учитель»  и  «ученик»,  осведомлены о правильном  поведении на  школьных  уроках,  знают и о том,  что для посещения школы им  необходимы  учебные принадлежности.  Охотно  старшие дошкольники перечисляют школьные  предметы,  которые будут изучать.  Знают дети  и об  экзаменах,  о  том,  что  полученные  в  школе  знания  пригодятся  им  в  дальнейшей  работе  или  в  институте.

Сравнивая  результаты  проведенной  опытно-экспериментальной  работы,  можно  говорить  о  следующем.  Исследование,  проведенное  в  экспериментальной  подготовительной  к  школе  группе,  позволило  сделать  следующие  выводы.  Беседа  с  детьми  о  школе,  проведенная  осенью,  показала,  что  высокий  уровень  развития  интереса  к  школьному  обучению  имеют  всего  лишь  25%  детей, весной  повторное исследование  показало,  что высокий уровень развития  интереса  к школе уже у 40%  детей.  Исследование  посредством использования методики  А.Л. Венгера  говорит  о   том,  что  осенью  высокий  уровень  мотивационной  готовности  был  у  30%  детей  старшего  возраста.  Весной  наблюдалось  существенное  повышение  уровня  мотивационной  готовности  до  70%,  что  говорит  об  эффективности  проведенной  работы  по  воспитанию  интереса  к  школьному  обучению  у  старших  дошкольников  в  рамках  формирующего  этапа  опытно-экспериментальной  работы.  В   то  время,  как  в  контрольной  подготовительной  к  школе  группе,  в  которой  не  проводилась  работа  по  формированию  мотивационной  готовности  к  школе,  мы  можем наблюдать несущественный  подъем  уровня  мотивационной готовности:  от  20%  до  30%  по  итогам  беседы  с детьми  и от  55%  до  60%  по  результатам тестовой  методики  «Две  школы» А.Л. Венгера.

76

Таким  образом,  для  того,  чтобы  развивать  у  детей интерес  к школе,  необходимо  проводить специальную работу, в том числе обогащать предметно-развивающую среду в группе, способствуя формированию психологических новообразований старшего дошкольника. А  также  следует  осуществлять  своевременное  подкрепление,  поддержание интереса  к школьному обучению,  желание посещать  школу и стремление  к получению новых знаний  у старших дошкольников.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                             

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

77

Заключение

Опираясь  на  психолого-педагогическое  исследование,  мы  под  интересом  к  школе  детей  будем  понимать  наличие  у  детей  желание  учиться,  желание  стать  школьником,  выполнять серьезную деятельность,  а также наличие интереса  к школьному обучению,  стремление  посещать  школу и получать  новые знания.

Осознание  ребенком  своей  позиции  как  позиции  участника  общей  деятельности  и  значимости  результата  своих  действий  как  вклада  в  общий  итог  деятельности  коллектива  позволяет  ему  в  реальных  ситуациях  убеждаться,  что  успех  дела  зависит  от  уровня  знаний  и  умений  каждого,  от  слаженности  работы.  Эти  факторы  положительно  влияют  на  развитие  интереса  к  учению;  у ребенка развивается практический  опыт  деятельности,  сопряженной с преодолением  трудностей  и радости от  собственных и общих достижений,  что приводит  к формированию  настойчивости,  старательности,  доброжелательности,  выдержки.

Интерес,  как и мотив,  является  стимулом  активной  познавательной  и учебной деятельности.  Интерес как таковой не  дается  человеку  с рождения.  Работу  по  его формированию  необходимо  включать  в образовательно-воспитательный  процесс  детского  сада,  соблюдая  следующие  педагогические  условия для его развития.

-  задача  воспитания  интереса  к  школе  осуществляется  как самостоятельная посредством организации бесед  о  школе,  сочинения  рассказов  о школе и т.д.

-  в  педагогическом  процессе  создается  активная  позиция каждому ребенку;

-  деятельностное  отношение  к  школе  в   конкретных,  близких  и   понятных  ребенку  делах;

78

-  воспитатель  будет   расширять  знания  детей   о  школьном  обучении посредством создания и обогащения предметно-развивающей среды группы детского сада.

Информация о работе Роль предметно-развивающей среды в ДОУ