Роль предметно-развивающей среды в ДОУ

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2013 в 09:38, дипломная работа

Описание работы

Основной целью подготовки детей к школе является формирование у детей знаний и умений, предусмотренных «Программой воспитания и обучения в детском саду». Но наряду с этим очень важно воспитать в ребенке любознательность, умение сравнивать, сопоставлять, анализировать, потребность в самостоятельном поиске ответов на возникающие вопросы.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3
Глава 1. Развитие интереса к школе у детей дошкольного возраста как педагогическая проблема
1.1 Понятие «интерес к школе» в психолого-педагогической литературе ………………..………………………………………………..........7
1.2 Особенности развития интереса к школе у детей дошкольного возраста…………………………………………………………………………17
1.3 Условия развития интереса к школе в детском саду ……………………………………………………………………………..22
Глава 2. Теоретические основы предметно-развивающей среды детского сада в психолого-педагогических исследованиях
2.1 Понятие «среда», «предметно–развивающая среда» в психолого-педагогических исследованиях ……………………………………………….27
2.2 Современные концепции предметно - развивающей среды дошкольного образовательного учреждения…………………..……………..........................33
2.3 Особенности организации предметно-развивающей среды в старших группах детского сада………………………………………………………..43
Глава 3. Опытно- экспериментальная работа по созданию предметно-развивающей среды подготовительной группы детского сада как фактора развития интереса к школе у детей 6-7 лет.
3.1 Диагностика интереса к школе у детей 6-7 лет ..………………………48
3.2. Описание предметно-развивающей среды в подготовительной группе детского сада……………………………………………………………………63
3.3 Анализ результатов работы………………………………………………..68
Заключение……………………………………………………………………..70
Список литературы……………………………………………………………..80
Приложения……………………………………………………………………..83

Работа содержит 1 файл

Дипломн раб Роль предметно-.doc

— 485.00 Кб (Скачать)

Разработка концепций  построения развивающей среды дошкольного  образовательного учреждения является важным направлением в 

 

 

33

 

современных педагогических исследованиях и частью той большой работы, которая связана с общим обновлением отечественного дошкольного образования. Данная работа была начата  в 80-90-е годы ХХ века и заметно активизировалась в последние годы.

К настоящему времени  можно выделить две концепции  предметно- развивающей среды в ДОУ. Первая была разработана научным коллективом под руководством В.А.Петровского и опубликована в 1989 году[23].

Вторая  разработана  в НИИ «Дошкольное детство  им. А.В.Запорожца» под руководством С.Л.Новоселовой и была представлена в 1995 году[22]. 

Проанализируем подходы к построению предметно-развивающей среды в  ДОУ в вышеназванных концепциях.

В основу концепции В.А.Петровского  положена личностно-ориентированная  модель взаимодействия взрослых и детей  в педагогическом процессе детского сада. По мнению разработчиков, развивающая среда должна в полной степени способствовать реализации этого взаимодействия. Для этого построение среды должно осуществляться в соответствии со следующими принципами:

1) Принцип дистанции,  позиции при взаимодействии;

2) Принцип активности, самостоятельности, творчества;

3) Принцип стабильности  – динамичности;

4) Принцип комплектования  и гибкого зонирования;

5) Принцип эмоциогенности, индивидуальной, комфортности и  эмоционального благополучия каждого  ребенка и взрослого;

6) Принцип сочетания  привычных и неординарных элементов  в эстетической организации среды;

7) Принцип открытости  – закрытости;

8) Принцип учета половых  и возрастных различий детей.

 

34

 

Рассмотрим, как эти  принципы могут осуществляться в  условиях ДОУ.

  1. Принцип дистанции, позиции при взаимодействии.

Одно из условий среды, которая дает возможность педагогу приблизится к позиции ребенка, и ребенку «подняться» до позиции  воспитателя, - это разновозрастная  мебель.

В ДОУ появилась такая  мебель, которая легко трансформируется и дает возможность педагогу ставить столы по-разному: в круг, буквой П, буквой Т. Психологи утверждают, что дети, сидя за круглым столом, чувствуют себя психологически более комфортно и защищено, поэтому они более активны в учебной деятельности. Педагогу важно помнить, что каждого человека – и у ребенка в том числе – свои особые представления о комфортной дистанции взаимодействия: одни лучше чувствуют себя на более близкой «короткой» дистанции, другие – на более «длинной». В связи с этим размер и планировка помещений должны быть таковы, чтобы каждый ребенок мог найти место найти место, удобное для занятий и комфортное с точки зрения его эмоционального состояния; достаточно удаленное от детей и взрослых, или, наоборот, позволяющее ощущать тесный контакт с ними, или же предусматривающее в равной мере контакт и свободу.

Хорошо, если в группе есть уголок взрослой мебели диван  и стол (например, кухонный уголок). Наличие такой мебели позволит педагогу в вечернее время, удобно и уютно  расположившись, почитать книгу ребенку, который остался в группе один, или просто поговорить с ним о том, как прошел день, как он проводит вечернее время дома с родителями. Приблизив ребенка к позиции взрослого, педагог поможет малышу преодолеть чувство тревоги и оттого, что детей забрали домой, а его нет. В такой обстановке время пролетит незаметно и малыш не почувствует себя одиноким.

 

 

35

 

2. Принцип активности, самостоятельности, творчества.

Сегодня в системе  дошкольного образования все  чаще практикуется проведение комплексной диагностики, цель – получить не только информацию о физическом развитии ребенка, но и данные об уровне сформированности знаний, умений и навыков каждого воспитанника. Анкетирование родителей дает возможность больше узнать об особенностях характера ребенка, об интересах и наклонностях. Данные диагностики помогают педагогам создавать предметно – развивающую среду. Например, ребенок очень любит рисовать, в группе для таких детей есть мольберт, листы бумаги разного формата, мелки, краски, кисточки, малыш имеет возможность рисовать не только сидя, но и стоя. Игра в шашки и шахматы требует сосредоточенности, тишины, поэтому целесообразно в спальне около стены поставить столик, где дети могли бы играть под наблюдением помощника воспитателя.

Девочки любят шить одежду для кукол, для этого в группе есть сундучок с разными тканями, лекала, разноцветные нитки, ножницы. Воспитатель только напоминает, как пользоваться ножницами, как правильно шить, завязывать узел на ниточке. Для читающих детей собраны книги с крупным шрифтом и простым текстом. Дети любят играть с водой и песком: уголок – лаборатория помогает развивать любознательность, инициативность.

Символы каждого центра или уголка позволяют детям легко  ориентироваться в группе. Например: символ «сова» карандаш и кисточка» обозначает место для рисования и конструирования. Использование пиктограмм позволяет детям самостоятельно определять, как использовать тот или иной спортивный инвентарь.

3. Принцип стабильности  – динамичности развивающей среды.

 

36

 

Предметно – развивающая среда изменяется в зависимости от возрастных особенностей воспитанников, периода обучения и реализуемой педагогами программы. Мягкая мебель, ширмы позволяют ограничивать или расширять игровое пространство. Если в группе по списку больше мальчиков, то целесообразно приобрести разные наборы конструктора, машинки, ковровые напольные покрытия, что позволит детям строить дома, арки, мосты, гаражи не только на столе, но и на полу, играть вместе, планировать свою деятельность.

Если девочек больше, чем мальчиков, то целесообразно чаще разворачивать игры в «семью», «больницу», «магазин», выделить и наполнить содержанием для этого большую часть группы. Хорошо, если в таком комплексе появляются кухонный блок, стиральная машина, гладильная доска с утюгами, ванная комната для купания кукол и.т.д. Важно помнить, что ребенок не «пребывает» в среде, а преодолевает, «перерастает» ее, постоянно меняется, становится другим каждую следующую минуту. А значит, меняется в его восприятии и его окружения.

4. Принцип комплексирования и гибкого зонирования.   

Жизненное пространство в детском саду должно быть таким, чтобы оно давало возможность  построения непересекающихся сфер активности. Это позволит детям в соответствии со своими интересами и желаниями  свободно заниматься в одно и то же время, не мешая друг другу, разными видами деятельности: физкультурой, музыкой, рисованием, конструированием, шитьем, моделированием, экспериментированием; они могут рассматривать альбомы и книги, слушать запись любимой сказки и.т.д.

В детском саду должны быть следующие функциональные помещения, которыми могут пользоваться дети:

- физкультурный и музыкальный  залы;

37

 

 

- изостудия, театральная  студия;

- комната сказок;

- зимний сад;

- комната психологической  разгрузки;

- эколого – валеологическая комната;

- лаборатории, творческие  мастерские;

- комната «лего»;

- компьютерный класс;

Эти помещения должны быть устроены так, чтобы в соответствии с назначением они создавали  разный эмоциональный настрой, т.е. должны быть, «таинственными», «сказочными», «загадочными», «фантастическими», «удивительными», «необычными» и т.д.

Оснащение комнат позволяет  детям самостоятельно определить содержание деятельности, наметить план действий, распределить свое время и активно  участвовать в процессе обучения, взаимодействуя с предметами и друг с другом.

Среда должна представлять единый комплекс различных модельностей: цветовой, звуковой, кинестический, (движение, осязание, обоняние и др.). Каждая из этих модельностей вносит свой вклад  в построение среды, гармонично сочетаясь с другими модельностями.

5. Принцип эмоциогенности  среды, индивидуальной комфортности  эмоционального благополучия каждого  ребенка и взрослого.

Учитывая то, что ребенок  в детском саду находится целый  день, необходимо создать ему оптимальные условия игр, обучения и развития в разных видах деятельности. Если ребенок нуждается в уединении, то в группе он найдет специально выделенное для этого место, которое позволит ему побыть наедине с сами собой. Каждому ребенку в детском саду должно

38

 

 

быть обеспечено личное пространство: это кровать и шкаф для одежды, место для хранения принесенных из дома игрушек, семейного  альбома.

6. Принцип сочетания  привычных и неординарных элементов  в эстетической организации среды.

В группе должно быть не только уютно и комфортно, но также красиво. Хороший интерьер группы развивает вкус, чувство прекрасного. Педагогу нужно тщательно продумать, где повесить «классические» произведения живописи (репродукции картин Айвазовского, Шишкина, Сурикова), где этюды, эстампы, куда поставить вазу с цветами.

Интерьер группы должен меняться. Например, при ознакомлении детей с народным творчеством (гжель, дымковские игрушки, роспись по металлу) педагогу целесообразно ввести в  предметно – развивающую среду  предметы, атрибуты, игрушки, сделанные руками взрослых. Тематические выставки помогают ребенку лучше познакомиться с народным творчеством.

7. Принцип открытости  – закрытости.

Принцип открытости –  закрытости может быть представлен  в нескольких аспектах.

∙ Открытость природе. Единство человека и природы. «Зимний сад»: различные растения, фонтанчики клетки с птицами – помогает ребенку приобщиться к прекрасному миру природы. Дети учатся слушать и различать звуки: журчание воды, пение птиц; они наслаждаются красотой цветущих растений и при этом отдыхают. Наблюдая за окружающим миром, они постепенно приходят к пониманию того, что природой можно не только наслаждаться, восхищаться, любоваться, но что она нуждается в помощи, в заботливых руках и охране. Вместе со взрослыми дети пересаживают и поливают цветы, кормят птиц, хомяков, черепах и чистят их клетки.

∙ Открытость культуре. Элементы культуры: живопись, литература,

 

39

 

музыка – не могут  носить чисто оформительский характер украшения помещений, а должны органически  входить в дизайн интерьера.

∙ Открытость своего «Я». Среда организуется таким образом, чтобы способствовать формированию и развитию образа Я». Наличие в группе зеркала позволит ребенку рассматривать себя и увидеть, что при общем сходстве с другими детьми он не похож на своих сверстников (другой цвет глаз, волос, необычный курносый нос, пухлые губы). Рассматривая семейный альбом, ребенок устанавливает, что его глаза похожи на мамины, а цвет волос – на папин, и др. Ребенок знает, где можно хранить  принесенные из дома игрушки и «драгоценные» для него предметы, где хранить незаконченный рисунок, поделки. Педагог с уважением относится к продуктивной деятельности каждого ребенка.

На «стене творчества»  еженедельно появляются лучшие рисунки, поделки, результаты детского словесного творчества (стихи, рассказы, сказы). Каждый ребенок получает возможность не только познакомиться с результатом чьей-то творческой деятельности, но и узнать имя автора.

8. Принцип учета половых  и возрастных различий детей.

При создании среды педагоги учитывают не только возрастные особенности воспитанников, но и интересы, наклонности мальчиков и девочек. Наблюдения за играми детей показывают, что мальчики любят играть с крупным строительным набором, машинками, конструктором «лего», а девочки охотнее играют с куклами – лечат, купают их, «ходят в магазин», играют в школу.

Построение среды с  учетом половых различий мыслится как  предоставление возможностей, как мальчикам, так и девочкам проявлять свои склонности в соответствии с принятыми  в обществе эталонами мужественности и женственности. [18.3]

40

 

 

Таким  образом,  построение развивающей среды с учетом изложенных выше принципов дает ребенку чувство  психологической защищенности, помогает развитию личности, способностей, овладению  разными способами деятельности.

Концепция предметно-развивающей среды С.Л. Новоселовой в целом основывается на деятельностно-возрастном, системном подходе и опирается на современные представления о предметном характере деятельности, ее развитии и значении для психического и личностного развития ребенка.

Этот подход реализуется в таких  требованиях, как:

  1. требование  проблемности  предметной среды. Основным развивающим моментом среды является ее проблемность, состоящая в том, что ребенок действуя в среде, обнаруживает и решает целый комплекс задач, возникающих у него по ходу деятельности. Иногда он и сам ставит себе эти задачи, ищет способы достижения той или иной цели, что является его первыми шагами творчества, порождает инициативу, активизирует уже имеющиеся знания. Детское экспериментирование является  одним из условий развития детской любознательности. Эта деятельность не задана ребенку взрослым заранее в виду той или иной схемы. А строится самим дошкольником по мере получения все новых сведений об объекте. Одним из средств  развертывания этой деятельности является комната (центр) экспериментирования со всем необходимым для нее материалом.
  2. требование активности среды. Данное требование связано с предыдущим. В проекте ДОУ должна быть заложена возможность формирования активности у детей и проявление активности взрослыми. Активность ребенка в условиях обогащенной развивающей среды стимулируется свободой выбора деятельности. Ребенок играет исходя

Информация о работе Роль предметно-развивающей среды в ДОУ