Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2013 в 09:38, дипломная работа
Основной целью подготовки детей к школе является формирование у детей знаний и умений, предусмотренных «Программой воспитания и обучения в детском саду». Но наряду с этим очень важно воспитать в ребенке любознательность, умение сравнивать, сопоставлять, анализировать, потребность в самостоятельном поиске ответов на возникающие вопросы.
Введение………………………………………………………………………….3
Глава 1. Развитие интереса к школе у детей дошкольного возраста как педагогическая проблема
1.1 Понятие «интерес к школе» в психолого-педагогической литературе ………………..………………………………………………..........7
1.2 Особенности развития интереса к школе у детей дошкольного возраста…………………………………………………………………………17
1.3 Условия развития интереса к школе в детском саду ……………………………………………………………………………..22
Глава 2. Теоретические основы предметно-развивающей среды детского сада в психолого-педагогических исследованиях
2.1 Понятие «среда», «предметно–развивающая среда» в психолого-педагогических исследованиях ……………………………………………….27
2.2 Современные концепции предметно - развивающей среды дошкольного образовательного учреждения…………………..……………..........................33
2.3 Особенности организации предметно-развивающей среды в старших группах детского сада………………………………………………………..43
Глава 3. Опытно- экспериментальная работа по созданию предметно-развивающей среды подготовительной группы детского сада как фактора развития интереса к школе у детей 6-7 лет.
3.1 Диагностика интереса к школе у детей 6-7 лет ..………………………48
3.2. Описание предметно-развивающей среды в подготовительной группе детского сада……………………………………………………………………63
3.3 Анализ результатов работы………………………………………………..68
Заключение……………………………………………………………………..70
Список литературы……………………………………………………………..80
Приложения……………………………………………………………………..83
Разработка концепций построения развивающей среды дошкольного образовательного учреждения является важным направлением в
33
современных педагогических исследованиях и частью той большой работы, которая связана с общим обновлением отечественного дошкольного образования. Данная работа была начата в 80-90-е годы ХХ века и заметно активизировалась в последние годы.
К настоящему времени можно выделить две концепции предметно- развивающей среды в ДОУ. Первая была разработана научным коллективом под руководством В.А.Петровского и опубликована в 1989 году[23].
Вторая разработана в НИИ «Дошкольное детство им. А.В.Запорожца» под руководством С.Л.Новоселовой и была представлена в 1995 году[22].
Проанализируем подходы к
В основу концепции В.А.Петровского положена личностно-ориентированная модель взаимодействия взрослых и детей в педагогическом процессе детского сада. По мнению разработчиков, развивающая среда должна в полной степени способствовать реализации этого взаимодействия. Для этого построение среды должно осуществляться в соответствии со следующими принципами:
1) Принцип дистанции, позиции при взаимодействии;
2) Принцип активности, самостоятельности, творчества;
3) Принцип стабильности – динамичности;
4) Принцип комплектования и гибкого зонирования;
5) Принцип эмоциогенности,
индивидуальной, комфортности и
эмоционального благополучия
6) Принцип сочетания
привычных и неординарных
7) Принцип открытости – закрытости;
8) Принцип учета половых и возрастных различий детей.
34
Рассмотрим, как эти принципы могут осуществляться в условиях ДОУ.
Одно из условий среды, которая дает возможность педагогу приблизится к позиции ребенка, и ребенку «подняться» до позиции воспитателя, - это разновозрастная мебель.
В ДОУ появилась такая мебель, которая легко трансформируется и дает возможность педагогу ставить столы по-разному: в круг, буквой П, буквой Т. Психологи утверждают, что дети, сидя за круглым столом, чувствуют себя психологически более комфортно и защищено, поэтому они более активны в учебной деятельности. Педагогу важно помнить, что каждого человека – и у ребенка в том числе – свои особые представления о комфортной дистанции взаимодействия: одни лучше чувствуют себя на более близкой «короткой» дистанции, другие – на более «длинной». В связи с этим размер и планировка помещений должны быть таковы, чтобы каждый ребенок мог найти место найти место, удобное для занятий и комфортное с точки зрения его эмоционального состояния; достаточно удаленное от детей и взрослых, или, наоборот, позволяющее ощущать тесный контакт с ними, или же предусматривающее в равной мере контакт и свободу.
Хорошо, если в группе есть уголок взрослой мебели диван и стол (например, кухонный уголок). Наличие такой мебели позволит педагогу в вечернее время, удобно и уютно расположившись, почитать книгу ребенку, который остался в группе один, или просто поговорить с ним о том, как прошел день, как он проводит вечернее время дома с родителями. Приблизив ребенка к позиции взрослого, педагог поможет малышу преодолеть чувство тревоги и оттого, что детей забрали домой, а его нет. В такой обстановке время пролетит незаметно и малыш не почувствует себя одиноким.
35
2. Принцип активности, самостоятельности, творчества.
Сегодня в системе дошкольного образования все чаще практикуется проведение комплексной диагностики, цель – получить не только информацию о физическом развитии ребенка, но и данные об уровне сформированности знаний, умений и навыков каждого воспитанника. Анкетирование родителей дает возможность больше узнать об особенностях характера ребенка, об интересах и наклонностях. Данные диагностики помогают педагогам создавать предметно – развивающую среду. Например, ребенок очень любит рисовать, в группе для таких детей есть мольберт, листы бумаги разного формата, мелки, краски, кисточки, малыш имеет возможность рисовать не только сидя, но и стоя. Игра в шашки и шахматы требует сосредоточенности, тишины, поэтому целесообразно в спальне около стены поставить столик, где дети могли бы играть под наблюдением помощника воспитателя.
Девочки любят шить одежду для кукол, для этого в группе есть сундучок с разными тканями, лекала, разноцветные нитки, ножницы. Воспитатель только напоминает, как пользоваться ножницами, как правильно шить, завязывать узел на ниточке. Для читающих детей собраны книги с крупным шрифтом и простым текстом. Дети любят играть с водой и песком: уголок – лаборатория помогает развивать любознательность, инициативность.
Символы каждого центра или уголка позволяют детям легко ориентироваться в группе. Например: символ «сова» карандаш и кисточка» обозначает место для рисования и конструирования. Использование пиктограмм позволяет детям самостоятельно определять, как использовать тот или иной спортивный инвентарь.
3. Принцип стабильности
– динамичности развивающей
36
Предметно – развивающая среда изменяется в зависимости от возрастных особенностей воспитанников, периода обучения и реализуемой педагогами программы. Мягкая мебель, ширмы позволяют ограничивать или расширять игровое пространство. Если в группе по списку больше мальчиков, то целесообразно приобрести разные наборы конструктора, машинки, ковровые напольные покрытия, что позволит детям строить дома, арки, мосты, гаражи не только на столе, но и на полу, играть вместе, планировать свою деятельность.
Если девочек больше, чем мальчиков, то целесообразно чаще разворачивать игры в «семью», «больницу», «магазин», выделить и наполнить содержанием для этого большую часть группы. Хорошо, если в таком комплексе появляются кухонный блок, стиральная машина, гладильная доска с утюгами, ванная комната для купания кукол и.т.д. Важно помнить, что ребенок не «пребывает» в среде, а преодолевает, «перерастает» ее, постоянно меняется, становится другим каждую следующую минуту. А значит, меняется в его восприятии и его окружения.
4. Принцип комплексирования и гибкого зонирования.
Жизненное пространство в детском саду должно быть таким, чтобы оно давало возможность построения непересекающихся сфер активности. Это позволит детям в соответствии со своими интересами и желаниями свободно заниматься в одно и то же время, не мешая друг другу, разными видами деятельности: физкультурой, музыкой, рисованием, конструированием, шитьем, моделированием, экспериментированием; они могут рассматривать альбомы и книги, слушать запись любимой сказки и.т.д.
В детском саду должны быть следующие функциональные помещения, которыми могут пользоваться дети:
- физкультурный и музыкальный залы;
37
- изостудия, театральная студия;
- комната сказок;
- зимний сад;
- комната психологической разгрузки;
- эколого – валеологическая комната;
- лаборатории, творческие мастерские;
- комната «лего»;
- компьютерный класс;
Эти помещения должны быть устроены так, чтобы в соответствии с назначением они создавали разный эмоциональный настрой, т.е. должны быть, «таинственными», «сказочными», «загадочными», «фантастическими», «удивительными», «необычными» и т.д.
Оснащение комнат позволяет детям самостоятельно определить содержание деятельности, наметить план действий, распределить свое время и активно участвовать в процессе обучения, взаимодействуя с предметами и друг с другом.
Среда должна представлять единый комплекс различных модельностей: цветовой, звуковой, кинестический, (движение, осязание, обоняние и др.). Каждая из этих модельностей вносит свой вклад в построение среды, гармонично сочетаясь с другими модельностями.
5. Принцип эмоциогенности
среды, индивидуальной
Учитывая то, что ребенок в детском саду находится целый день, необходимо создать ему оптимальные условия игр, обучения и развития в разных видах деятельности. Если ребенок нуждается в уединении, то в группе он найдет специально выделенное для этого место, которое позволит ему побыть наедине с сами собой. Каждому ребенку в детском саду должно
38
быть обеспечено личное пространство: это кровать и шкаф для одежды, место для хранения принесенных из дома игрушек, семейного альбома.
6. Принцип сочетания
привычных и неординарных
В группе должно быть не только уютно и комфортно, но также красиво. Хороший интерьер группы развивает вкус, чувство прекрасного. Педагогу нужно тщательно продумать, где повесить «классические» произведения живописи (репродукции картин Айвазовского, Шишкина, Сурикова), где этюды, эстампы, куда поставить вазу с цветами.
Интерьер группы должен меняться. Например, при ознакомлении детей с народным творчеством (гжель, дымковские игрушки, роспись по металлу) педагогу целесообразно ввести в предметно – развивающую среду предметы, атрибуты, игрушки, сделанные руками взрослых. Тематические выставки помогают ребенку лучше познакомиться с народным творчеством.
7. Принцип открытости – закрытости.
Принцип открытости – закрытости может быть представлен в нескольких аспектах.
∙ Открытость природе. Единство человека и природы. «Зимний сад»: различные растения, фонтанчики клетки с птицами – помогает ребенку приобщиться к прекрасному миру природы. Дети учатся слушать и различать звуки: журчание воды, пение птиц; они наслаждаются красотой цветущих растений и при этом отдыхают. Наблюдая за окружающим миром, они постепенно приходят к пониманию того, что природой можно не только наслаждаться, восхищаться, любоваться, но что она нуждается в помощи, в заботливых руках и охране. Вместе со взрослыми дети пересаживают и поливают цветы, кормят птиц, хомяков, черепах и чистят их клетки.
∙ Открытость культуре. Элементы культуры: живопись, литература,
39
музыка – не могут носить чисто оформительский характер украшения помещений, а должны органически входить в дизайн интерьера.
∙ Открытость своего «Я». Среда организуется таким образом, чтобы способствовать формированию и развитию образа Я». Наличие в группе зеркала позволит ребенку рассматривать себя и увидеть, что при общем сходстве с другими детьми он не похож на своих сверстников (другой цвет глаз, волос, необычный курносый нос, пухлые губы). Рассматривая семейный альбом, ребенок устанавливает, что его глаза похожи на мамины, а цвет волос – на папин, и др. Ребенок знает, где можно хранить принесенные из дома игрушки и «драгоценные» для него предметы, где хранить незаконченный рисунок, поделки. Педагог с уважением относится к продуктивной деятельности каждого ребенка.
На «стене творчества» еженедельно появляются лучшие рисунки, поделки, результаты детского словесного творчества (стихи, рассказы, сказы). Каждый ребенок получает возможность не только познакомиться с результатом чьей-то творческой деятельности, но и узнать имя автора.
8. Принцип учета половых и возрастных различий детей.
При создании среды педагоги учитывают не только возрастные особенности воспитанников, но и интересы, наклонности мальчиков и девочек. Наблюдения за играми детей показывают, что мальчики любят играть с крупным строительным набором, машинками, конструктором «лего», а девочки охотнее играют с куклами – лечат, купают их, «ходят в магазин», играют в школу.
Построение среды с учетом половых различий мыслится как предоставление возможностей, как мальчикам, так и девочкам проявлять свои склонности в соответствии с принятыми в обществе эталонами мужественности и женственности. [18.3]
40
Таким образом, построение
развивающей среды с учетом изложенных
выше принципов дает ребенку чувство
психологической защищенности, помогает
развитию личности, способностей, овладению
разными способами деятельности
Концепция предметно-развивающей среды С.Л. Новоселовой в целом основывается на деятельностно-возрастном, системном подходе и опирается на современные представления о предметном характере деятельности, ее развитии и значении для психического и личностного развития ребенка.
Этот подход реализуется в таких требованиях, как: