Роль предметно-развивающей среды в ДОУ

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2013 в 09:38, дипломная работа

Описание работы

Основной целью подготовки детей к школе является формирование у детей знаний и умений, предусмотренных «Программой воспитания и обучения в детском саду». Но наряду с этим очень важно воспитать в ребенке любознательность, умение сравнивать, сопоставлять, анализировать, потребность в самостоятельном поиске ответов на возникающие вопросы.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3
Глава 1. Развитие интереса к школе у детей дошкольного возраста как педагогическая проблема
1.1 Понятие «интерес к школе» в психолого-педагогической литературе ………………..………………………………………………..........7
1.2 Особенности развития интереса к школе у детей дошкольного возраста…………………………………………………………………………17
1.3 Условия развития интереса к школе в детском саду ……………………………………………………………………………..22
Глава 2. Теоретические основы предметно-развивающей среды детского сада в психолого-педагогических исследованиях
2.1 Понятие «среда», «предметно–развивающая среда» в психолого-педагогических исследованиях ……………………………………………….27
2.2 Современные концепции предметно - развивающей среды дошкольного образовательного учреждения…………………..……………..........................33
2.3 Особенности организации предметно-развивающей среды в старших группах детского сада………………………………………………………..43
Глава 3. Опытно- экспериментальная работа по созданию предметно-развивающей среды подготовительной группы детского сада как фактора развития интереса к школе у детей 6-7 лет.
3.1 Диагностика интереса к школе у детей 6-7 лет ..………………………48
3.2. Описание предметно-развивающей среды в подготовительной группе детского сада……………………………………………………………………63
3.3 Анализ результатов работы………………………………………………..68
Заключение……………………………………………………………………..70
Список литературы……………………………………………………………..80
Приложения……………………………………………………………………..83

Работа содержит 1 файл

Дипломн раб Роль предметно-.doc

— 485.00 Кб (Скачать)

К  правильным  ответам  на  последний  вопрос  теста:  «Что  тебе  больше  нравится  в  школе?»  относятся  высказывания  о  школьном  обучении  (хорошие  оценки,  учительница,  знания,  перечисленные  конкретных  предметов  от  русского  языка  до  рисования).  Соответственно,  неверными  будут  высказывания,  не  имеющие  отношение  к  процессу  обучения  (друзья,  игры,  переменки).  Правильные  ответы  на  данный  вопрос  дали  45%  старших  дошкольников. В таблице 3 представлены результаты методики «Две  школы».

 

 

57

 

 

Таблица 3 –Уровни  развития  мотивационной  готовности  у  детей  старшего  дошкольного  возраста  контрольной  группы

 

    Уровни  развития  мотивационной  готовности  

                                                                  к школе

    Низкий

   Средний

   Высокий

      Всего

  Абс.

число

 

%

  Абс.

число

 

%

  Абс.

  число

 

%

  Абс.

 число

 

%

Количественное

распределение

детей

 

   4

 

20

 

    5

 

25

 

     11

 

  55

 

    20

 

100


 

Проведенное  исследование  по  методике  А.Л.Венгера  в  экспериментальной  подготовительной  к  школе  группе  позволило  сделать  следующие  выводы.

В  школе,  в  которой  есть  уроки  не  только  по  пению,  рисованию  и  физкультуре,  но  и  по  таким  предметам,  как  русский  язык,  математика,  чтение  желают  учиться   75%  детей  из  всей  группы.  В  школе,  где  есть  и  уроки,  и  переменки  предпочли  учиться   45%  старших  дошкольников.  Остальные  55%   детей  предпочитают  свободное  времяпрепровождение.  За  хорошие  ответы  получать  «пятерки»  и  «четверки»  пожелали  60%  детей.   Остальные 40%  рады  сладостям и игрушкам,  что говорит о несерьезном отношении к получению школьных  знаний.  Правильные  представления о правильном  поведении на  уроках  в  школе  имеют  40%  детей.  У  40%  детей  экспериментальной  подготовительной  к  школе  группы  не  сформировано  понятие  о  домашнем  задании.  Они  выбрали  школу,  в  которой  не  задают  уроки  на  дом.  Зато  60%  детей  стремятся  к 

 

 

58

 

самостоятельному  добыванию  новых  знаний,  выполняя  домашние  задания.  Свою  маму,  стоящую  у  школьной  доски  с  указкой  и  дающую  объяснение  темы  урока,  видят  85%  старших  дошкольников.  Однако.  Остальные  15% - хотят  получать  знания  с  помощью учителя.

Еще  на  год  остаться  в  детском  саду,  а  пойти  в  школу  позже  изъявили  желание  30%  детей  данной  группы.  Соответственно,  70%  стремятся  к  посещению  школы,  к  получению  новых  знаний.  Получать  знания  именно  в  школе,  а не  дома  хотят 40%  старших дошкольников.  Остальные 60%  согласны  на  домашнее  обучение.

Неверно  ответили  на  последний  вопрос  теста,  т.е.  дали  высказывания,  не  имеющие  отношения  к  школьному  обучению,  60%  детей.  Они  говорили  об  играх,  друзьях,  переменках  и  т.д.

Таблица  4 –Уровни  развития  мотивационной  готовности  у  детей  старшего  дошкольного  возраста  экспериментальной  группы

 

 

    Уровни  развития  мотивационной  готовности  

                                                                  к школе

    Низкий

   Средний

   Высокий

      Всего

  Абс.

число

 

%

  Абс.

число

 

%

  Абс.

  число

 

%

  Абс.

 число

 

%

Количественное

распределение

детей

 

    7

 

35

 

    7

 

35

 

     6

 

  30

 

    20

 

100


 

Таким  образом,  из  проведенной  исследовательской  работы  по  методике  «Две  школы»  А.Л.Венгера  можно  говорить  о  том,  что  общий  уровень  развития  мотивационной  готовности  у  детей  экспериментальной 

 

59

 

подготовительной  к  школе  группы  намного  ниже,  чем  в  контрольной  группы.  Поэтому  в  данной  группе  необходимо  провести  работу  по  формированию  интереса  к  школьному  обучению,  положительного  отношения  к  школе  и  желание  ее  посещать.

Констатирующий  этап  опытно-экспериментальной  работы  предполагал  проведение  не  только  беседы  с  детьми,  но  и  беседы  с  воспитателями  соответствующих  подготовительных  групп.  Ответы  взрослых  представлены  в  приложении  Е.

Цель  беседы  с  воспитателями – выявить  наличие  учебно-воспитательной  работы  в  педагогическом  процессе  по  формированию  у  детей  старшего  дошкольного  возраста  мотивационной  готовности  к  школе.  Данная  беседа  была  составлена  на  основе  исследований  Т.И.Бабаевой  о  педагогических  условиях  воспитания  интереса  к  школьному  обучению  у  детей  старшего  дошкольного  возраста.  Беседа  состоит  из  десяти  вопросов,  последовательно  предоставляемых  вниманию  воспитателей  (см. приложение  В).

Анализ  ответов  на  вопросы  беседы  с  воспитателями  позволил  сделать  следующие  выводы.

Все  воспитатели  согласны  с  тем,  что  у  старших  дошкольников  необходимо  воспитывать  интерес  к обучению  в  школе.  В  педагогическом  процессе  ставятся  задачи  по  воспитанию  у  детей  подготовительной  к  школе  групп,  но  решаются  они  в  тесной  взаимосвязи  с  остальными  задачами,  в  совокупности  с  ними,  в  играх,  беседах  с  детьми,  посредством  наблюдений,  экскурсий  в  школу.  Таким  образом,  отдельные  задачи  по  воспитанию  интереса  у  старших  дошкольников  к  школьному  обучению  не  ставятся,  хотя  взрослые  стараются  развить  этот  интерес  у  своих  воспитанников.

60

 

 

Воспитатели  утверждают,  что  в  работе  по  развитию  «школьного  интереса»  у  детей  прослеживается  преемственность  со  школой  в  форме  экскурсий  и общения  дошкольников  с  учителями.  Но  общались  со  своими  будущими  учителями  не  все  дети,  а  лишь  те,  родители  которых  определили  в  конкретную  школу.  А  также  общение  с  учителями  проходит  эпизодически.

По  словам  воспитателей,  детский  психолог  не  проводит  четкой  систематической  работы  по  воспитанию  интереса  к  школе  у  старших  дошкольников,  но  готов  дать  какие-либо  советы  по  данному  вопросу.

А  также  в  работе  по  формированию  мотивационной готовности  к школе у детей старшего  дошкольного возраста  почти не  принимают участие их  родители,  что непозволительно,  т.к.  в первую  очередь все:  и какие-либо  личностные  качества,  и понятие о хороших  и  плохих  поступках,  и  пристрастия  к  определенным  видам  деятельности,  а  также  познавательные  интересы  и,  в частности,  интересы  к школе и желание ее  посещать – закладываются именно  в семье.  Воспитатели в данном  процессе  играют  лишь  второстепенную роль,  хоть  и  немало  значимую.  Ведь  именно  от  того,  как родители  относятся к школе,  как отзываются  об  учении,  о школьных  предметах и оценках,  в большей степени зависит отношение ребенка к школьному обучению.  Ребенок  ориентируется  на  мнение  родителей,  ориентируется  и  на  взаимоотношения  родителей  со  старшими  братьями  или  сестрами,  посещающих  школу,  на  то,  как  мама  или  папа  относятся  к  статусу  школьника.  И  от  того,  как  родители  будут  высказаться  о  школе:  плохо  или  хорошо будут  формироваться  у  старшего  дошкольника,  соответственно  положительное  или  отрицательное  отношение  к  школе,  и, 

 

 

61

 

как  следствие,  желание  или  не  желание  посещать  школьное  учреждение,  а  также  интерес  к  обучению  в  нем.

Анализ  состояния  ПРС  в  подготовительной  группе  позволил  сделать  следующие  выводы,  что  в  группе  имеется  зона  уголка  природы,  зона  дидактических  игр,  детской  библиотеки,  зона  экспериментирования,  кукольный театр,  изобразительная студия  и т.д,  но  нет уголка  школьника и т.д.  Требование  активности  среды соответствует среднему  уровню,  т.к дети  в основном  занимались  в изобразительной студии  и кукольном театре.  Реализация  требования  комплексирования  и  гибкого  зонирования  среды  соответствует  среднему  уровню,  т.к.  из-за  отсутствия  большой площади в группе  и материальных  средств «разделение на  зоны» тесноватое  и убогое.

Таким  образом,  в  воспитательно-образовательной  работе  через  предметно-развивающую  среду детского  сада  не  наблюдается единой,  четко и логично построенной системы по  воспитанию  у дошкольников  подготовительной  группы  интереса   к  школьному  обучению.  По  словам  воспитателей,  в  подготовительных  к  школе  группах  не  проводится  работа  по  созданию  деятельностного  отношения  к  школе  в  конкретных,  близких  и  понятных  для  ребенка  делах. Например,  заготовка  книжных  закладок,  принятия  участия  в  обустройстве  библиотеки  в  группе,  ремонт  книг,  посещение  школьной  библиотеки,  подготовка  подарков  для школьников.  Воспитатели утверждают,  что они в воспитательно-образовательной работе  осуществляют  знакомство  с тетрадями в линейку,  решают  примеры,  пишут  слова.  Но  ведь  такая  работа  проводится  в  любом  случае  в  процессе  формирования  специальной  готовности  к  школе,  но  не  самого  интереса  к  обучению.  Но  воспитатели  говорят  и  о  том,  что  проводится  отдельная  работа  по  расширению  знаний  детей  о 

 

62

школьном  обучении.  Другими словами,  они  воспитывают  у  детей правильное  поведение,  рассказывают  им  об  оценках,  проводят  игры  «в  школу».

Проведенное  исследование  позволяет  говорить  о  том,  что в обеих подготовительных  к школе группах:  и в контрольной,  и в экспериментальной – большинство детей имеет средний уровень развития  интереса  к школьному обучению  (от  55%  до  70%  детей),  высокий уровень развития  интереса  к  школе  у  20-25%  детей,  а  также  низкий  уровень – у 10-20%  детей.

Таким  образом,    необходимо  проводить  целенаправленную работу  по  воспитанию  у детей   интереса и положительного  отношения  к школе,  в том числе за счет обогащения предметно-развивающей среды  подготовительных групп детского сада.

 

3.2  Описание предметно-развивающей среды в подготовительной  группе  детского  сада

На формирующем  этапе  опытно - экспериментальной  работы  была поставлена задача   развития  интереса  к школьному обучению  у детей экспериментальной группы посредством  обогащения предметно - развивающей  среды группы и проведения специальной работы с детьми. Данная работа осуществлялась с со второй половины октября 2006 г. по апрель 2007г.

Прежде  всего,  был  составлен  перспективный  план  работы  с  детьми.  Он  предполагал  проведение  занятий  на  темы  о  школе,  организацию  игр,  бесед,  обсуждение  и решение детьми  проблемных  ситуаций,  создание  предметно-развивающей  среды  для развития   интереса  к обучению  в школе у старших дошкольников.

В  совместной  деятельности   мы  решали  следующие  задачи:

 

63

1.Знакомить  детей   с  особенностями  школьного   обучения;

2.Формировать  представления  об  особенностях  поведения в начальной  школе;

3.  Создавать предметно-развивающую среду для  проявления  деятельностного  отношения  детей  к  школе.

В  составленном  плане  работы особое  внимание  уделялось  игре,  т.к.  она  занимает  очень  важное  место  в  жизни  дошкольников.  В  процессе  игры  детям легче усваивать понятия и навыки.  В  воспитательно-образовательную  работу  были  включены  следующие  сюжетно-ролевые  игры:  «Школа»,  «Посети  библиотеку»,  «Первый  урок»,  «Получи  5»,  которые  ставили  перед собой цель – усвоение  представлений  о  школьном  обучении,  о  правильном  поведении  на  уроках,  ознакомление  детей  с  понятиями  о  домашних  заданиях,  об  учениках  и  учителях,  формирование  «образа  хорошего  ученика».

Следующим  методом  по  формированию  интереса  к школьному обучению  у старших дошкольников  явились  беседы.  Беседы  проводились  по  следующим  темам:  «Первый  раз  в  первый  класс»,  «Моя  школа»,  «Зачем  нужно  учится?»,  «Хороший  ученик – какой  он?»  и  т.д.  Беседы  несли познавательный,  проблемный  характер.  В ходе  их  проведения  использовались  следующие вопросы к детям:  «Чем  ты  будешь  заниматься  в школе?»,  «Что  такое урок?»,  «Кто  такой учитель?»,  «Кто  такой ученик?» и др.  А также решались  и проблемные  ситуации:  «Как  получить  «пятерку?»,  «Как  нужно вести себя  на  уроках  в школе?»,  «Какой  ученик   будет много знать?» и т.д.

В  цикл  занятий  входило  чтение  сказок,  направленных  на  формирование  представлений о школе у старших  дошкольников.  Детям  были  предложены  следующие  художественные  произведения  на  школьную  тематику:  «История  Власа – лентяя  и  лоботряса» 

Информация о работе Роль предметно-развивающей среды в ДОУ