Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2013 в 09:38, дипломная работа
Основной целью подготовки детей к школе является формирование у детей знаний и умений, предусмотренных «Программой воспитания и обучения в детском саду». Но наряду с этим очень важно воспитать в ребенке любознательность, умение сравнивать, сопоставлять, анализировать, потребность в самостоятельном поиске ответов на возникающие вопросы.
Введение………………………………………………………………………….3
Глава 1. Развитие интереса к школе у детей дошкольного возраста как педагогическая проблема
1.1 Понятие «интерес к школе» в психолого-педагогической литературе ………………..………………………………………………..........7
1.2 Особенности развития интереса к школе у детей дошкольного возраста…………………………………………………………………………17
1.3 Условия развития интереса к школе в детском саду ……………………………………………………………………………..22
Глава 2. Теоретические основы предметно-развивающей среды детского сада в психолого-педагогических исследованиях
2.1 Понятие «среда», «предметно–развивающая среда» в психолого-педагогических исследованиях ……………………………………………….27
2.2 Современные концепции предметно - развивающей среды дошкольного образовательного учреждения…………………..……………..........................33
2.3 Особенности организации предметно-развивающей среды в старших группах детского сада………………………………………………………..43
Глава 3. Опытно- экспериментальная работа по созданию предметно-развивающей среды подготовительной группы детского сада как фактора развития интереса к школе у детей 6-7 лет.
3.1 Диагностика интереса к школе у детей 6-7 лет ..………………………48
3.2. Описание предметно-развивающей среды в подготовительной группе детского сада……………………………………………………………………63
3.3 Анализ результатов работы………………………………………………..68
Заключение……………………………………………………………………..70
Список литературы……………………………………………………………..80
Приложения……………………………………………………………………..83
К правильным ответам на последний вопрос теста: «Что тебе больше нравится в школе?» относятся высказывания о школьном обучении (хорошие оценки, учительница, знания, перечисленные конкретных предметов от русского языка до рисования). Соответственно, неверными будут высказывания, не имеющие отношение к процессу обучения (друзья, игры, переменки). Правильные ответы на данный вопрос дали 45% старших дошкольников. В таблице 3 представлены результаты методики «Две школы».
57
Таблица 3 –Уровни развития мотивационной готовности у детей старшего дошкольного возраста контрольной группы
Уровни развития мотивационной готовности | ||||||||
Низкий |
Средний |
Высокий |
Всего | |||||
Абс. число |
% |
Абс. число |
% |
Абс. число |
% |
Абс. число |
% | |
Количественное распределение детей |
4 |
20 |
5 |
25 |
11 |
55 |
20 |
100 |
Проведенное исследование по методике А.Л.Венгера в экспериментальной подготовительной к школе группе позволило сделать следующие выводы.
В школе, в которой есть уроки не только по пению, рисованию и физкультуре, но и по таким предметам, как русский язык, математика, чтение желают учиться 75% детей из всей группы. В школе, где есть и уроки, и переменки предпочли учиться 45% старших дошкольников. Остальные 55% детей предпочитают свободное времяпрепровождение. За хорошие ответы получать «пятерки» и «четверки» пожелали 60% детей. Остальные 40% рады сладостям и игрушкам, что говорит о несерьезном отношении к получению школьных знаний. Правильные представления о правильном поведении на уроках в школе имеют 40% детей. У 40% детей экспериментальной подготовительной к школе группы не сформировано понятие о домашнем задании. Они выбрали школу, в которой не задают уроки на дом. Зато 60% детей стремятся к
58
самостоятельному добыванию новых знаний, выполняя домашние задания. Свою маму, стоящую у школьной доски с указкой и дающую объяснение темы урока, видят 85% старших дошкольников. Однако. Остальные 15% - хотят получать знания с помощью учителя.
Еще на год остаться в детском саду, а пойти в школу позже изъявили желание 30% детей данной группы. Соответственно, 70% стремятся к посещению школы, к получению новых знаний. Получать знания именно в школе, а не дома хотят 40% старших дошкольников. Остальные 60% согласны на домашнее обучение.
Неверно ответили на последний вопрос теста, т.е. дали высказывания, не имеющие отношения к школьному обучению, 60% детей. Они говорили об играх, друзьях, переменках и т.д.
Таблица 4 –Уровни развития мотивационной готовности у детей старшего дошкольного возраста экспериментальной группы
Уровни развития мотивационной готовности | ||||||||
Низкий |
Средний |
Высокий |
Всего | |||||
Абс. число |
% |
Абс. число |
% |
Абс. число |
% |
Абс. число |
% | |
Количественное распределение детей |
7 |
35 |
7 |
35 |
6 |
30 |
20 |
100 |
Таким образом, из проведенной исследовательской работы по методике «Две школы» А.Л.Венгера можно говорить о том, что общий уровень развития мотивационной готовности у детей экспериментальной
59
подготовительной к школе группы намного ниже, чем в контрольной группы. Поэтому в данной группе необходимо провести работу по формированию интереса к школьному обучению, положительного отношения к школе и желание ее посещать.
Констатирующий этап опытно-экспериментальной работы предполагал проведение не только беседы с детьми, но и беседы с воспитателями соответствующих подготовительных групп. Ответы взрослых представлены в приложении Е.
Цель беседы с воспитателями – выявить наличие учебно-воспитательной работы в педагогическом процессе по формированию у детей старшего дошкольного возраста мотивационной готовности к школе. Данная беседа была составлена на основе исследований Т.И.Бабаевой о педагогических условиях воспитания интереса к школьному обучению у детей старшего дошкольного возраста. Беседа состоит из десяти вопросов, последовательно предоставляемых вниманию воспитателей (см. приложение В).
Анализ ответов на вопросы беседы с воспитателями позволил сделать следующие выводы.
Все воспитатели согласны с тем, что у старших дошкольников необходимо воспитывать интерес к обучению в школе. В педагогическом процессе ставятся задачи по воспитанию у детей подготовительной к школе групп, но решаются они в тесной взаимосвязи с остальными задачами, в совокупности с ними, в играх, беседах с детьми, посредством наблюдений, экскурсий в школу. Таким образом, отдельные задачи по воспитанию интереса у старших дошкольников к школьному обучению не ставятся, хотя взрослые стараются развить этот интерес у своих воспитанников.
60
Воспитатели утверждают, что в работе по развитию «школьного интереса» у детей прослеживается преемственность со школой в форме экскурсий и общения дошкольников с учителями. Но общались со своими будущими учителями не все дети, а лишь те, родители которых определили в конкретную школу. А также общение с учителями проходит эпизодически.
По словам воспитателей, детский психолог не проводит четкой систематической работы по воспитанию интереса к школе у старших дошкольников, но готов дать какие-либо советы по данному вопросу.
А также в работе по формированию мотивационной готовности к школе у детей старшего дошкольного возраста почти не принимают участие их родители, что непозволительно, т.к. в первую очередь все: и какие-либо личностные качества, и понятие о хороших и плохих поступках, и пристрастия к определенным видам деятельности, а также познавательные интересы и, в частности, интересы к школе и желание ее посещать – закладываются именно в семье. Воспитатели в данном процессе играют лишь второстепенную роль, хоть и немало значимую. Ведь именно от того, как родители относятся к школе, как отзываются об учении, о школьных предметах и оценках, в большей степени зависит отношение ребенка к школьному обучению. Ребенок ориентируется на мнение родителей, ориентируется и на взаимоотношения родителей со старшими братьями или сестрами, посещающих школу, на то, как мама или папа относятся к статусу школьника. И от того, как родители будут высказаться о школе: плохо или хорошо будут формироваться у старшего дошкольника, соответственно положительное или отрицательное отношение к школе, и,
61
как следствие, желание или не желание посещать школьное учреждение, а также интерес к обучению в нем.
Анализ состояния ПРС в подготовительной группе позволил сделать следующие выводы, что в группе имеется зона уголка природы, зона дидактических игр, детской библиотеки, зона экспериментирования, кукольный театр, изобразительная студия и т.д, но нет уголка школьника и т.д. Требование активности среды соответствует среднему уровню, т.к дети в основном занимались в изобразительной студии и кукольном театре. Реализация требования комплексирования и гибкого зонирования среды соответствует среднему уровню, т.к. из-за отсутствия большой площади в группе и материальных средств «разделение на зоны» тесноватое и убогое.
Таким образом, в воспитательно-образовательной работе через предметно-развивающую среду детского сада не наблюдается единой, четко и логично построенной системы по воспитанию у дошкольников подготовительной группы интереса к школьному обучению. По словам воспитателей, в подготовительных к школе группах не проводится работа по созданию деятельностного отношения к школе в конкретных, близких и понятных для ребенка делах. Например, заготовка книжных закладок, принятия участия в обустройстве библиотеки в группе, ремонт книг, посещение школьной библиотеки, подготовка подарков для школьников. Воспитатели утверждают, что они в воспитательно-образовательной работе осуществляют знакомство с тетрадями в линейку, решают примеры, пишут слова. Но ведь такая работа проводится в любом случае в процессе формирования специальной готовности к школе, но не самого интереса к обучению. Но воспитатели говорят и о том, что проводится отдельная работа по расширению знаний детей о
62
школьном обучении. Другими словами, они воспитывают у детей правильное поведение, рассказывают им об оценках, проводят игры «в школу».
Проведенное исследование позволяет говорить о том, что в обеих подготовительных к школе группах: и в контрольной, и в экспериментальной – большинство детей имеет средний уровень развития интереса к школьному обучению (от 55% до 70% детей), высокий уровень развития интереса к школе у 20-25% детей, а также низкий уровень – у 10-20% детей.
Таким образом, необходимо проводить целенаправленную работу по воспитанию у детей интереса и положительного отношения к школе, в том числе за счет обогащения предметно-развивающей среды подготовительных групп детского сада.
3.2 Описание предметно-развивающей среды в подготовительной группе детского сада
На формирующем этапе опытно - экспериментальной работы была поставлена задача развития интереса к школьному обучению у детей экспериментальной группы посредством обогащения предметно - развивающей среды группы и проведения специальной работы с детьми. Данная работа осуществлялась с со второй половины октября 2006 г. по апрель 2007г.
Прежде всего, был составлен перспективный план работы с детьми. Он предполагал проведение занятий на темы о школе, организацию игр, бесед, обсуждение и решение детьми проблемных ситуаций, создание предметно-развивающей среды для развития интереса к обучению в школе у старших дошкольников.
В совместной деятельности мы решали следующие задачи:
63
1.Знакомить детей с особенностями школьного обучения;
2.Формировать представления об особенностях поведения в начальной школе;
3. Создавать предметно-развивающую среду для проявления деятельностного отношения детей к школе.
В составленном плане работы особое внимание уделялось игре, т.к. она занимает очень важное место в жизни дошкольников. В процессе игры детям легче усваивать понятия и навыки. В воспитательно-образовательную работу были включены следующие сюжетно-ролевые игры: «Школа», «Посети библиотеку», «Первый урок», «Получи 5», которые ставили перед собой цель – усвоение представлений о школьном обучении, о правильном поведении на уроках, ознакомление детей с понятиями о домашних заданиях, об учениках и учителях, формирование «образа хорошего ученика».
Следующим методом по формированию интереса к школьному обучению у старших дошкольников явились беседы. Беседы проводились по следующим темам: «Первый раз в первый класс», «Моя школа», «Зачем нужно учится?», «Хороший ученик – какой он?» и т.д. Беседы несли познавательный, проблемный характер. В ходе их проведения использовались следующие вопросы к детям: «Чем ты будешь заниматься в школе?», «Что такое урок?», «Кто такой учитель?», «Кто такой ученик?» и др. А также решались и проблемные ситуации: «Как получить «пятерку?», «Как нужно вести себя на уроках в школе?», «Какой ученик будет много знать?» и т.д.
В цикл занятий входило чтение сказок, направленных на формирование представлений о школе у старших дошкольников. Детям были предложены следующие художественные произведения на школьную тематику: «История Власа – лентяя и лоботряса»