Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2011 в 15:51, реферат
В больших городах к числу основных источников загрязнения атмосферного воздуха относится автотранспорт. Отходящие газы двигателей содержат сложную смесь, их более чем двухсот компонентов, среди которых немало канцерогенов. Наземные транспортные средства - это механизмы, передвигающиеся по шоссейным и железным дорогам, а также строительное, сельскохозяйственное и военное оборудование.
Введение
1. Атмосфера. Её влияние на человека.
2. Загрязнение атмосферы выбросами транспорта.
2.1. Влияние выбросов автотранспорта на человека.
2.2. Дороги.
2.3. Причины дымления автомобилей.
3. Мероприятия по борьбе с выбросами автотранспортом загрязняющих веществ в атмосферу.
3.1. Перевод автотранспорта на дизельные двигатели.
3.2. Совершенствование двигателей внутреннего сгорания.
3.3. Нейтрализаторы.
3.4. Газ вместо бензина.
3.5. Электромобиль.
3.6. Системы управления городским транспортом.
Заключение
Список литературы
Реферат по экологии
на тему
«Роль транспорта
в загрязнение окружающей среды»
Санкт-Петербург
2007
Содержание:
Введение
1. Атмосфера. Её влияние на человека.
2. Загрязнение атмосферы выбросами транспорта.
2.1. Влияние выбросов автотранспорта на человека.
2.2. Дороги.
2.3. Причины дымления автомобилей.
3. Мероприятия
по борьбе с выбросами
3.1. Перевод автотранспорта на дизельные двигатели.
3.2. Совершенствование двигателей внутреннего сгорания.
3.3. Нейтрализаторы.
3.4. Газ вместо бензина.
3.5. Электромобиль.
3.6. Системы управления городским транспортом.
Заключение
Список литературы
Введение.
На всех стадиях своего развития человек был тесно связан с окружающим миром. Люди не ценят, и берут то, что у них есть, то, что дает жизнь: воздух, воду, землю. Не думая о будущем своих детей, внуков, правнуков, они заботятся о том, чтобы им было удобнее и легче жить сейчас, не понимая, что за этим последует. Источники загрязнения бывают природными и антропогенными. Но, по сравнению с природными источниками загрязнения, антропогенные приобретают глобальный характер. В последнее десятилетие антропогенные факторы загрязнения атмосферы стали особа опасными.
К основным источникам загрязнения относится: транспорт, промышленные предприятия, теплоэнергетика, с/х. и др. Количества кислорода в атмосфере нашей планеты остаётся неизменным уже многие миллионы лет. Не представляет существенной угрозы и его расходование в настоящее время на сжигание значительного количества ископаемого топлива. А вот связанное с нашей деятельностью одновременное и, соответственно, столь же незначительное увеличение концентрации в воздухе углекислого газа - проблема более серьёзная. Ещё опаснее для нас и всего живого, проступание в атмосферу совсем уж ничтожных, по сравнению с её общим объемом, количеств токсичных веществ - продуктов нашей деятельности. Огромные объемы вредных веществ в атмосфере вызывают целый ряд неблагоприятных последствий.
В больших городах к числу основных источников
загрязнения атмосферного воздуха относится
автотранспорт. Отходящие газы двигателей
содержат сложную смесь, их более чем двухсот
компонентов, среди которых немало канцерогенов.
Наземные транспортные средства - это
механизмы, передвигающиеся по шоссейным
и железным дорогам, а также строительное,
сельскохозяйственное и военное оборудование.
В соответствии с различиями в количествах
и видах выбрасываемых загрязняющих веществ
целесообразно рассматривать в отдельности
двигатели внутреннего сгорания (особенно
двух- и четырехтактные) и дизели и, аналогичным
образом, паровые и дизельные локомотивы.
1. Атмосфера. Её значение для человека.
Из всех составных частей
биосферы для нормальной жизнедеятельности
человека, прежде всего, нужен воздух.
Без еды человек может прожить до пяти
дней, без воздуха не более пяти минут.
В сутки человек в среднем потребляет
около килограмма пищи, до двух с половиной
литров воды и кислород из двадцати килограммов
воздуха. Но потребляемый воздух должен
отвечать определённым санитарным требованиям,
иначе он вызовет острые или хронические
заболевания. В результате промышленных
выбросов воздух многих зарубежных городов
загрязнен настолько, что днем почти не
видно солнца. Промышленная пыль представляет
собой один из основных видов загрязнения
атмосферы. Вред, причиняемый пылью и золой,
является глобальным. Запыленная атмосфера
плохо пропускает ультрафиолетовую радиацию,
обладающую бактерицидными свойствами,
и препятствующую самоочищению атмосферы.
Пыль засоряет слизистые оболочки дыхательных
органов и глаз, раздражает кожные покровы
человека, является переносчиком бактерий
и вирусов, снижает освещенность улиц,
заводских зданий, жилищ, вызывая перерасход
электроэнергии. Сажа, являющаяся компонентом
пыли и представляющая собой практически
чистый атмосферный углерод, увеличивает
заболеваемость раком легких.
Атмосферный воздух - это источник дыхания
человека, животных и растительности,
сырьё для процессов горения и синтеза
химических веществ; он является материалом,
применяемым для охлаждения различных
промышленных и транспортных установок,
а также средой, в которую выбрасываются
отходы жизнедеятельности человека, высших
и низших животных и растений.
Важную роль во всех природных процессах
играет атмосфера. Она служит надежной
защитой от вредных космических излучений,
определяет климат данной местности и
планеты в целом. Воздух атмосферы является
одним из основных жизненно важных элементов
окружающей среды, её животворным источником.
Беречь его, сохранять в чистоте - значит
сохранять жизнь на Земле.
Во Вселенной земная атмосфера - уникальное
и удивительное явление. Она состоит из
азота, кислорода, аргона, углекислого
газа и других элементов. К бесценным богатствам
нашей планеты следует отнести в первую
очередь богатую кислородом и сбалансированную
по газовому составу атмосферу.
Атмосфера является составной частью биосферы и представляет собой газообразную оболочку Земли, вращающуюся вместе с ней как единое целое. Эта оболочка слоиста. Каждый слой имеет своё название и характерные физико-химические особенности. Условно принято атмосферу делить на две большие составные части: верхнюю и нижнюю. Наибольший интерес представляет для нас нижняя часть атмосферы, главным образом тропосфера, поскольку в ней происходят основные метеорологические явления, влияющие на загрязнение атмосферного воздуха.
Атмосферный воздух выступает своего рода посредником загрязнения всех других объектов природы, он способствует распространению больших масс загрязнений на большие расстояния. Промышленными выбросами, переносимыми по воздуху, загрязняется Мировой океан, закисляются почва и вода.
Таким образом, на территорию России ежегодно через западные границы вместе с воздушными массами поступает около 2 млн. тонн двуокиси серы и около 10 млн. тонн сульфатов. Сжигание таких видов топлива, как уголь, нефть, сланцы, ведет к загрязнению воздуха сернистым газом - источником зачисления почв и водоемов. Высвободившиеся при этом тепло рассеивается в окружающую среду и служит источником теплового загрязнения атмосферы.
Степень вредности загрязняющих природу
веществ зависит от многих факторов окружающей
среды и от самих веществ. Научно-технический
прогресс ставит задачу разработать объективные
и универсальные критерии вредности. Это
основополагающая проблема защиты биосферы
на сегодняшний день окончательно ещё
не решена. Анализ накопленных по этому
вопросу данных, приведенный в исследовательских
работах, показывает, что метод рассеивания,
и разбавления загрязнителей не обеспечивает
защиту биосферы.
2. Загрязнение атмосферы выбросами транспорта.
Автомобиль - не роскошь, а средство передвижения. Это известно всем. Но то, что машины из блага цивилизации может превращаться в ее проблемы, человечество стало понимать сравнительно недавно. Большую долю в загрязнении атмосферы составляют выбросы вредных веществ от автомобилей. Сейчас на Земле эксплуатируется около 500 млн. автомобилей, а к 2000 г. ожидается увеличение их числа до 900 млн. В 1997 г. в Москве эксплуатировались 2400 тыс. автомобилей при нормативе 800 тыс. автомобилей на действующие дороги.
В настоящее время на долю автомобильного транспорта приходится больше половины всех вредных выбросов в окружающую среду, которые являются главным источником загрязнения атмосферы, особенно в крупных городах. В среднем при пробеге 15 тыс. км за год каждый автомобиль сжигает 2 т топлива и около 26 – 30 т воздуха, в том числе 4,5 т кислорода, что в 50 раз больше потребностей человека. При этом автомобиль выбрасывает в атмосферу (кг/год): угарного газа – 700, диоксида азота – 40, несгоревших углеводородов – 230 и твердых веществ – 2 – 5. Кроме того, выбрасывается много соединений свинца из-за применения в большинстве своем этилированного бензина. Наблюдения показали, что в домах, расположенных рядом с большой дорогой (до 10 м), жители болеют раком в 3 – 4 раза чаще, чем в домах, удаленных от дороги на расстояние 50 м. Транспорт отравляет также водоемы, почву и растения.
Токсичными выбросами двигателей внутреннего сгорания (ДВС) являются отработавшие и картерные газы, пары топлива из карбюратора и топливного бака. Основная доля токсичных примесей поступает в атмосферу с отработавшими газами ДВС. С картерными газами и парами топлива в атмосферу поступает приблизительно 45 % углеводородов от их общего выброса.
Количество вредных веществ, поступающих в атмосферу в составе отработавших газов, зависит от общего технического состояния автомобилей и, особенно, от двигателя – источника наибольшего загрязнения. Так, при нарушении регулировки карбюратора выбросы оксида углерода увеличиваются в 4...5 раза. Применение этилированного бензина, имеющего в своем составе соединения свинца, вызывает загрязнение атмосферного воздуха весьма токсичными соединениями свинца. Около 70 % свинца, добавленного к бензину с этиловой жидкостью, попадает в виде соединений в атмосферу с отработавшими газами, из них 30 % оседает на земле сразу за срезом выпускной трубы автомобиля, 40 % остается в атмосфере. Один грузовой автомобиль средней грузоподъемности выделяет 2,5...3 кг свинца в год. Концентрация свинца в воздухе зависит от содержания свинца в бензине. Исключить поступление высокотоксичных соединений свинца в атмосферу можно заменой этилированного бензина на неэтилированный. Выхлопные газы ГТДУ содержат такие токсичные компоненты, как оксид углерода, оксиды азота, углеводороды, сажу, альдегиды и др. Содержание токсичных составляющих в продуктах сгорания существенно зависит от режима работы двигателя. Высокие концентрации оксида углерода и углеводородов характерны для газотурбинных двигательных установок (ГТДУ) на пониженных режимах (при холостом ходе, рулении, приближении к аэропорту, заходе на посадку), тогда как содержание оксидов азота существенно возрастает при работе на режимах, близких к номинальному (взлете, наборе высоты, полетном режиме).
Суммарный выброс токсичных веществ в атмосферу самолетами с ГТДУ непрерывно растет, что обусловлено повышением расхода топлива до 20...30 т/ч и неуклонным ростом числа эксплуатируемых самолетов. Отмечается влияние ГТДУ на озоновый слой и накопление углекислого газа в атмосфере.
Наибольшее влияние на условия обитания выбросы ГГДУ оказывают в аэропортах и зонах, примыкающих к испытательным станциям. Сравнительные данные о выбросах вредных веществ в аэропортах подзывают, что поступления от ГТДУ в приземной слой атмосферы составляют, %: оксид углерода – 55, оксиды азота – 77, углеводороды – 93 и аэрозоль – 97. Остальные выбросы выделяют наземные транспортные средства с ДВС.
Загрязнение воздушной среды транспортом с ракетными двигательными установками происходит главным образом при их работе перед стартом, при взлете, при наземных испытаниях в процессе их производства или после ремонта, при хранении и транспортировании топлива. Состав продуктов сгорания при работе таких двигателей определяется составом компонентов топлива, температурой сгорания, процессами диссоциации и рекомбинации молекул. Количество продуктов сгорания зависит от мощности (тяги) двигательных установок. При сгорании твердого топлива из камеры сгорания выбрасываются пары воды, диоксид углерода, хлор, пары соляной кислоты, оксид углерода, оксид азота, а также твердые частицы Аl2O3 со средним размером 0,1 мкм (иногда до 10 мкм).
При старте ракетные двигатели неблагоприятно воздействуют не только на приземной слой атмосферы, но и на космическое пространство, разрушая озоновый слой Земли. Масштабы разрушения озонового слоя определяются числом запусков ракетных систем и интенсивностью полетов сверхзвуковых самолетов.
В связи с развитием авиации и ракетной
техники, а также интенсивным использованием
авиационных и ракетных двигателей в других
отраслях народного хозяйства существенно
возрос общий выброс вредных примесей
в атмосферу. Однако на долю этих двигателей
приходится пока не более 5 % токсичных
веществ, поступающих в атмосферу от транспортных
средств всех типов.
2.1. Влияние выбросов автотранспортом на человека.
В выхлопах двигателей внутреннего сгорания
содержатся окись углерода, окись азота,
углеводороды, альдегиды, сажа и т.д. Окись
углерода, попадая в кровь, так действует
на красные кровяные шарики- эритроциты,
что они теряют способность транспортировать
кислород. В результате наступает кислородное
голодание, что, прежде всего, сказывается
на центральной нервной системе. Когда
мы вдыхаем окислы азота, они в дыхательных
путях соединяются с водой и образуют
азотную и азотистую кислоту. В результате
возникают не только раздражения слизистых,
но и весьма тяжёлые заболевания. Считается,
что окислы азота в 10 раз опаснее для организма,
чем окись углерода. Именно, в развитии
автотранспорта и, стало быть, во всё большем
засорении городского воздуха автомобильными
газами многие учёные видят главную причину
увеличения смертности от рака лёгких.
Частота этого заболевания в городе намного
выше, чем в сельской местности.
2.2. Дороги.
В настоящее время в мире насчитывается 800 млн. автомобилей, в том числе 80 млн. грузовых и примерно 1 млн. городских автобусов. Общая противоположность автомобильных дорог во всём мире составляет более 18,3 млн. км (458 экваторов); 10,9 млн. км приходится на дороги с твёрдыми покрытиями. Подобно тому, как мельчайшие кровеносные сосуды пронизывают всё тело, так и дороги приходят в самые отдаленные уголки планеты. Противоречия, из которых "соткан" автомобиль, пожалуй, ни в чём не выявляются так резко, как в деле защиты природы, с одной стороны, он облегчил человеку жизнь, с другой - отравляет её в самом прямом смысле слова. Специалисты установили, что один легковой автомобиль ежегодно поглощает из атмосферы в среднем более 4т кислорода, выбрасывая с отработанными газами примерно 800 кг оксида углерода, около 40 кг окислов азота и почти 200 кг различных углеродов. Если помножить эти цифры на 800 млн. ед. мирового потока автомобилей, можно представить себе степень угрозы, таящейся в чрезмерной автомобилизации. Увеличения количества взвешенной в воздухе и осевшей на поверхности пыли объясняется также повышенным износом асфальтового покрытия автомобильных дорог вследствие применения шипованных шин.
Информация о работе Роль транспорта в загрязнение окружающей среды