Роль предметно-развивающей среды в ДОУ

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2013 в 09:38, дипломная работа

Описание работы

Основной целью подготовки детей к школе является формирование у детей знаний и умений, предусмотренных «Программой воспитания и обучения в детском саду». Но наряду с этим очень важно воспитать в ребенке любознательность, умение сравнивать, сопоставлять, анализировать, потребность в самостоятельном поиске ответов на возникающие вопросы.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3
Глава 1. Развитие интереса к школе у детей дошкольного возраста как педагогическая проблема
1.1 Понятие «интерес к школе» в психолого-педагогической литературе ………………..………………………………………………..........7
1.2 Особенности развития интереса к школе у детей дошкольного возраста…………………………………………………………………………17
1.3 Условия развития интереса к школе в детском саду ……………………………………………………………………………..22
Глава 2. Теоретические основы предметно-развивающей среды детского сада в психолого-педагогических исследованиях
2.1 Понятие «среда», «предметно–развивающая среда» в психолого-педагогических исследованиях ……………………………………………….27
2.2 Современные концепции предметно - развивающей среды дошкольного образовательного учреждения…………………..……………..........................33
2.3 Особенности организации предметно-развивающей среды в старших группах детского сада………………………………………………………..43
Глава 3. Опытно- экспериментальная работа по созданию предметно-развивающей среды подготовительной группы детского сада как фактора развития интереса к школе у детей 6-7 лет.
3.1 Диагностика интереса к школе у детей 6-7 лет ..………………………48
3.2. Описание предметно-развивающей среды в подготовительной группе детского сада……………………………………………………………………63
3.3 Анализ результатов работы………………………………………………..68
Заключение……………………………………………………………………..70
Список литературы……………………………………………………………..80
Приложения……………………………………………………………………..83

Работа содержит 1 файл

Дипломн раб Роль предметно-.doc

— 485.00 Кб (Скачать)

64

В.Маяковского,  «У  классной  доски»  Л.Кассиля,  «Стихи  без  названия  про  Никитина  Ваню»  А.Барто,  «Федина  задача»  Н.Носова,  «Светлана – пионерка»  С. Баруздина  и  некоторые  другие  рассказы  и стихотворения.  После  чтения  сказок  проводится  их  анализ:  старшие  дошкольники  обсуждали  поступки  героев  рассказов,  особенности  поведения  школьников  и  личностные  качества,  присущие  хорошему  ученику.

Эффективным  методом  формирования  интереса  к  обучению  в  школе  у  старших  дошкольников  было  использование  решения  проблемных  ситуаций.  При  решении  проблемных  ситуаций  мы  применяли  практические  методы,  т.е.  предлагали  им  обыграть  и  оценить  ситуацию.  Также  на  занятиях  были  использованы  сюжетные  картинки,  на  которых  были  изображены  определенные  ситуации,  требующие  разрешения,  например,  девочка,  несет  портфель,  рядом  с  ней  идет  мальчик.

В  перспективный  план  воспитательно-образовательной  работы  входила  организация  экскурсий  и  целевых  прогулок  к  школе,  в  процессе  которых  дети  получили  возможность  познакомиться  со  школой,  побывать  в  спортивном  зале,  а  также  и  на  территории  школьного  двора.  Во  время  посещения  школы  также  были  проведены  беседы  детей  с  учителями  начальных  классов  и  с  первоклассниками,  которые  ответили  на  все  интересующие  детей  вопросы,  касающиеся  уроков,  оценок,  переменок.

Все  впечатления,  которые  старшие  дошкольники  получили  от  экскурсий,  дети  отразили  в  рисунках,  где  были  изображены  школа,  классы,  учителя  и  ученики.  А  также  дети  составляли  рассказы, связанные с этой  темой.

Кроме  того,  в  трудовой  и  изобразительной  деятельности  мы  учили  детей  изготовлению  закладок  для  книг,  ремонту  книг,  объясняя  дошкольникам  необходимость  бережного  отношения  к  букварям, 

65

учебникам.

В  свободное  от  занятий  время  мы  проводили  беседы  со  школьниками,  пригласив  «в  гости»  старших  братьев,  сестер,  учащихся  в  школе.  Воспитатель  рассказывала  детям  о  своих  школьных  годах.

В  групповой  комнате  мы  организовали  уголок  школьника,  куда  поместили  школьные  принадлежности:  букварь,  портфель,  пенал  и  т.д.  Дети  имели  возможность  провести  в  нем  какое-то  время,  прописывая  буквы,  цифры  в  тетрадках,  изучая  букварь,  листая  энциклопедию.

На  занятиях  дети  получали  от  учителей,  с  которыми  ранее  познакомились  во  время  экскурсий,  различные,  занимательные задания,  ребусы,  головоломки,  задачи,  кроссворды,  решая которые,  дети  пополняли представления о школе и обучении  в ней.

Поведенная  работа  в  подготовительной  к  школе  группе,  через  предметно- развивающую  среду,  позволила  обогатить  знания  детей  об  особенностях  школьного  обучения,  вызвать  положительное  эмоциональное  отношение  к  школе,  интерес  к  новым  знаниям,  желание  посещать  школу,  бережно  относиться  к  атрибутам  «школьной  жизни»,  пополнить  представления  о  правильном  поведении  на  уроках  и  переменках,  познакомиться  со  школьными  предметами:  чтением,  математикой,  письмом.  Дети  получили  массу  впечатлений  от  экскурсий  в  школу  и  все,  без  исключения,  выказывали  желание  посещать  это  учреждение.

Для развития и поддержки  интереса детей экспериментальной группы   к будущему  школьному  обучению была выделена учебная  зона:  поставлены столы рядом как парты,  повешена школьная  доска.   Для развития  рефлексии,  формирования  адекватной  самооценки детей их успехи  и достижения   фиксировались рисунками  или  пиктограммами. Это способствовало    росту    достижений детей,  вызывало у  них чувство радости и гордости  от  успешных  самостоятельных действий. 

66

Для развития  у детей  умения  планировать  предлагалось каждому   ребенку  группы определять,  чем  он  будет  заниматься  в  этот  день,  в  неделю.

В целях развития у  детей  представления о собственных возможностях  и силах,  для обучения  умению познавать  себя,  использовались возможности создания   условий для самонаблюдения.  Для этого в  группу  вносились   краски  для грима,  парички из  ниток,  старых  колготок,  детали  одежды  взрослых  людей.  Дети меняли свой имидж, наблюдали за изменениями в себе.

С учетом того, что в  старшем дошкольном  возрасте  дети проявляют интерес к кроссвордам,  познавательным  заданиям на  ковролине  выкладывали  с помощью длинных тонких  лент-липучек сетки кроссвордов или  крепили  листок  с картинками  или текстами  заданий.

Дети  проявляют  активный  интерес  к  прошлому,  настоящему,  и  будущему.  Включите  в  среду  группы  материалы,  которые помогут дошкольникам  лучше воспринять  ваши  рассказы:  игрушки,  картинки,  иллюстрации в книгах,  энциклопедии  для дошкольников.  Можно вместе  с детьми  макеты,  отражающие  содержание  с которым знакомятся  дошкольники (деревня, древнее поселение,  Петровская  ассамблея). 

Для  старших  дошкольников  расширяются  возможности познания  родного  края,  страны.  Внесите  в  группу  герб  республики,  в  котором  живут дети,  герб  и  флаг  страны. 

Воспитатель  продолжает  расширять  область  социально-нравственных  ориентации  и  чувств  детей.  Обогащаются  представления  о  людях  и  их  взаимовнушениях,  находящихся  в  разных  эмоциональных  состояниях,  что опять – так  и  можно  делать  с  помощью  картинок-ситуаций. 

Выстраивая  развивающую  среду,  воспитатель  всегда  должен  помнить,  «…какую  громадную,  ни  с  чем  не  сравнимую  роль  играет  в 

67

воспитании  детей  обстановка,  среди  которой  они  живут.  Нет  такой  стороны  воспитания,  понимаемого  в  целом,  на  которую обстановка  не  оказывала бы  влияние,  нет способности,  которая не  находилась  бы  в прямой  зависимости от  непосредственно окружающего ребенка конкретного мира…. Тот,  кому  удастся создать такую обстановку,  облегчит  свой  труд  в высшей  степени.  Среди нее ребенок будет жить – развиваться в собственной самодовлеющей жизнью,  его духовный  рост  будет совершаться и самого  себя,  от  природы…» (Е.И.Тихеева).

 

3.3  Анализ  результатов работы. 

На контролирующем  этапе  опытно-экспериментальной выявлялся  уровень  развития  интереса  к школьному обучению у детей экспериментальной и контрольной групп, проводился их сопоставительный анализ.    Данная  работа  проводилась  в  период  с  12  по  24  апреля 2007г. Были использованы методики, которые проводились на констатирующем этапе.

Исследование,  проведенное  в  контрольной  группе  по  беседе  с  детьми,  позволило  выявить  следующие  результаты.

Отвечая  на  вопрос: «Хочешь  ли  ты  пойти  в  школу?»,  все,  без  исключения,  дети  данной  группы  выражали  желание посещать  школу.  Дети  утверждают  при ответе  на  второй  вопрос,  что в школе они будут учиться на  «пятерки», «заниматься»,  писать,  читать.  Охотно  дети  перечисляют школьные  предметы,  которые  будут  изучать.  Это  и  физкультура,  и  математика,  русский  и  английские  языки.  Самые  распространенные  ответы  на  данный  вопрос – «учиться  на  пятерки»,  «заниматься».

Большинство  детей  (60%)  уверены  в  том,  что  умеют  читать,  писать,  хорошо  учиться  в  «садике»,  много  знать,  учить  буквы,  цифры,  знать  алфавит,  необходимо  им,  чтобы  быть  готовыми  идти  в  школу. 

68

Остальные  40%  детей  на  первое  место  ставят  наличие  школьных  принадлежностей  таких,  как карандаши,  ручки,  дневник,  портфель (рюкзак),  учебники,  книги,  тетради,  фломастеры.

80%  детей  данной  группы  считают,  что  уроки  – это  занятия,  как  литература,  грамматика,  математика,  биология,  русский,  английский  и  немецкий  языки,  на  которых  учатся  писать,  считать,  читать,  чтобы  «быть  умным».  И лишь  20%  дошкольников  не  знают,  что  такое  уроки.  По  мнению  80%  опрошенных  детей,  домашние  задания – это «уроки,  которые  надо  дома  делать»,  или  «те  задания,  которые  не  успели  сделать в  школе».  Но  20%  детей  затрудняются  при  ответе  на  данный  вопрос.

Но  при  этом  дети  различают  понятия  «ученик»  и  «учитель».  Ученик – это  школьник,  который  учится  в  школе,  ведет  себя  на  уроке  тихо,  сидит за  партой  и делает  домашние  задания.  Учитель же,  по  словам  старших дошкольников, -0 это «тетя»,  которая учит  детей в школе,  «чтобы  они все знали»,  ставит  «пятерки»,  дает  детям знания  и задания.

Старшие  дошкольники  составили  и  образ  «хорошего  ученика».  Хороший  ученик – тот,  который  себя  ведет,  «много  знает  всего»  и  отвечает  на  вопросы,  хорошо  учится,  умеет читать,  а еще этот  ученик  аккуратный,  красивый,  хороший,  добрый,  «любит  конфеты».

Старшие  дошкольники  имеют  достаточно  полные  представления  о  поведении  на  уроках  в  школе.  Они  утверждают,  что вести себя  следует нормально,  тихо,  спокойно,  прилично,  аккуратно,  не  баловаться,  слушать  учителя,  поднимать  руку,  не  бегать  и  «так,  чтобы  учитель  не  делал  замечания».

Подавляющее  большинство  детей  (80%)  данной  подготовительной  к  школе  группы  считают,  что  когда  они  пойдут  в  школу,  у  них  появятся  новые  друзья,  ум,  радость,  знания  и  просто  школа».  И  лишь  20%  детей не  знают ответ на  данный  вопрос.

69

Рассматривая  картинки,  дети  данной  группы  дали  верные  ответы  на  вопрос:  «Кто  изображен  на  картинке?»  Это  школьник  (школьница), ученик  (ученица).  И  лишь  один  ребенок  назвал  школьницу  учительницей.

Таблица 5 –Уровни  развития  интереса  к  школьному  обучению  у  детей старшего  дошкольного  возраста  в  контрольной  группе

 

 

    Уровни  развития  интереса  к  обучению  в  школе                                                                 

    Низкий

   Средний

   Высокий

      Всего

  Абс.

число

 

%

  Абс.

число

 

%

  Абс.

  число

 

%

  Абс.

 число

 

%

Количественное

распределение

детей

 

    2

 

10

 

    12

 

60

 

     6

 

  30

 

    20

 

100


 

Исследование,  проведенное  в  экспериментальной  подготовительной  к  школе  группе  посредством  беседы  с  детьми  о  школе,  позволило сделать следующие выводы.

Все,  без  исключения,  дети  утвердительно,  уверенно  отвечают  на  первый  вопрос  беседы,  выражали  желание  посещать  школу  («Да»,  «Больше  всех»,  «Хочу»).  Для  многих  детей  школа  предоставляет  множество  разнообразной  учебной  деятельности.  Старшие  дошкольники  будут  в  школе  «учить  уроки,  получать  «пятерки»,  учиться  писать,  печатать,  танцевать,  петь,  заниматься  физкультурой,  спортом,  математикой,  учить  музыку,  русский  язык,  вышивать  сдавать  экзамены.  Лишь  один  ребенок  (5%)  растерялся  при  ответе  на  данный  вопрос.

15%  дошкольников  экспериментальной   группы  утверждают,  что  будут  готовыми  к  школе,  если  будут  «хорошо  себя  вести»,  «заниматься,  помнить  дорогу   в  школу»,  «иметь  ум,  чистый  и  хороший».  Остальные 

70

85%  уверены  в   готовности  к  школе  в   случае  наличия  у  них   разнообразный  школьных  принадлежностей:  костюм,  ластик,  алфавит,  книги,  портфель,  ручки,  учебники,  картон,  клеенка,  пластилин,  рюкзак,  школьная  одежда,  фломастеры,  линейка.  У  большинства  детей  подготовительной группы  сформированы  внешние  по  отношению  к  школе  мотивы,  обозначающие  желание иметь «атрибуты школьной  жизни».

Дети  различают  понятия  «уроки»  и  «домашние  задания».  Так,  например,  уроки – это  занятия,  на  которых  «ученики  и  ученицы  занимаются,  хорошо  учатся,  слушают  учительницу,  делают  задания,  получают  знания,  всему  учатся».  Домашние  задания,  по  мнению  детей, - это  «когда  на  дом  задают  в  школе  на  уроках,  чтобы  много  чего  знать»,  «пятерки»  получать,  «их  надо  сделать  дома  и  принести  в  школу».

Старшие  дошкольники  имеют  и  достаточно  правильные  представления  об  учителях  и  учениках  и  теперь  больше  не  путают  эти  понятия.  Учитель  – это «дядя  или  тетя  в  школе»,  которые  «учат  школьников  заниматься,  хорошо  себя  вести,  читать,  писать,  задает  вопросы ученикам,  пишет на  дом уроки,  задает  задания,  учит  географии,  физике,  говорит «кто  такой,  что,  где».  А ученик – это «тот,  кто ходит в школу учиться на  одни  «пятерки»,  «умный  мальчик,  который учится  в классе,  делает  уроки и не  балуется».

Кроме  того,  дети  описали  образ  «хорошего  ученика».  Хороший  ученик – «тот,  который  хорошо  читает,  пишет,  не  балуется,  все  понимает,  умеет  читать,  хорошо  себя  ведет,  «веселый  друг»,  много знает и отвечает.  А также он  умный,  спокойный «хорошо играет» и «быстро кушает».  Два последних утверждения,  несомненно  не  имеют отношения к школьному обучению.

Информация о работе Роль предметно-развивающей среды в ДОУ