Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2013 в 09:38, дипломная работа
Основной целью подготовки детей к школе является формирование у детей знаний и умений, предусмотренных «Программой воспитания и обучения в детском саду». Но наряду с этим очень важно воспитать в ребенке любознательность, умение сравнивать, сопоставлять, анализировать, потребность в самостоятельном поиске ответов на возникающие вопросы.
Введение………………………………………………………………………….3
Глава 1. Развитие интереса к школе у детей дошкольного возраста как педагогическая проблема
1.1 Понятие «интерес к школе» в психолого-педагогической литературе ………………..………………………………………………..........7
1.2 Особенности развития интереса к школе у детей дошкольного возраста…………………………………………………………………………17
1.3 Условия развития интереса к школе в детском саду ……………………………………………………………………………..22
Глава 2. Теоретические основы предметно-развивающей среды детского сада в психолого-педагогических исследованиях
2.1 Понятие «среда», «предметно–развивающая среда» в психолого-педагогических исследованиях ……………………………………………….27
2.2 Современные концепции предметно - развивающей среды дошкольного образовательного учреждения…………………..……………..........................33
2.3 Особенности организации предметно-развивающей среды в старших группах детского сада………………………………………………………..43
Глава 3. Опытно- экспериментальная работа по созданию предметно-развивающей среды подготовительной группы детского сада как фактора развития интереса к школе у детей 6-7 лет.
3.1 Диагностика интереса к школе у детей 6-7 лет ..………………………48
3.2. Описание предметно-развивающей среды в подготовительной группе детского сада……………………………………………………………………63
3.3 Анализ результатов работы………………………………………………..68
Заключение……………………………………………………………………..70
Список литературы……………………………………………………………..80
Приложения……………………………………………………………………..83
49
школе они будут решать примеры, «делать уроки в тетрадках», учится на одни «пятерки», писать ручкой, поучать домашние задания и даже играть в компьютер. Лишь один мальчик растерялся в поиске ответа на данный вопрос. По мнению детей, школа открывает перед ними множество возможностей для выполнения разнообразной деятельности. 15% детей охотно перечислило названия школьных предметов: математика, физкультура, физика, грамматика, пение.
Чуть меньше половины дошкольников данной группы (45%) уверены в том, что в школе во время учебы им пригодятся ручки, книги, карандаши, линейки, дневники, портфели, учебники. Другими словами, самые разнообразные школьные принадлежности. Остальные 55% детей говорят о том, что будут готовы к школьному обучению, если у них сформированы умения писать, читать книжки, решать примеры. Также следует хорошо учиться, иметь знания, которые даются в детском саду. Один ребенок ошибочно полагает, что будет успешно учиться в школе, если будет знать «приёмчики драться».
Дети этой группы имеют некоторые представления об уроках. По их мнении, уроки – это занятие в школе, на которых надо учиться читать и писать, отвечать на вопросы учителя, «хорошо сидеть, не баловаться», смирно себя вести. 50% опрошенных детей имеют правильное представление о домашних заданиях: «…когда учительница задает в школе задания, а ученик дома делает».
Старшие дошкольники различают понятие «ученик» и «учитель». Ученик, по их мнению,- это мальчик (школьник), который «ходит учиться в школу с портфелем, с книжками, тетрадками». Он сидит за партой, делает уроки, а дома выполняет все задания, получает в школе
50
«пятерки» и не балуется. Учитель же – это «тетенька», которая учит детей в школе, задает вопросы, дает задания, обо всем рассказывает, дает знания, пишет на доске. Также говорит о том, что нужно «руку поднять, встать и сказать».
В процессе исследования детьми был составлен и образ «хорошего ученика». Старшие дошкольники считают, что хорошо будут учиться тот, кто «умный, красивый, дружелюбный, кто успешно занимается, хорошо себя ведет, примеры по математике решает, кто все знает». 10% детей на предложение выбрать из своей группы того, кто, по их мнению, будет хорошо учиться в школе, назвали себя («я и Юля»). 20% детей уверены в том, успешным будет в учебе тот сверстник, который идет с ними в один и тот же класс. А 30% детей полагают, что «хорошими учениками» станут те сверстники, которые являются для них лучшими друзьями, им можно доверять.
На уроках в школе себя нужно вести следующим образом: «хорошо, спокойно, отлично, смирно, сидеть тихо, не шуметь, не разговаривать, не баловаться, отвечать на вопросы, слушаться учительницу и получать пятерки». Таковы ответы детей на данный вопрос.
На вопрос беседы: «Что нового появиться в твоей жизни, когда ты начнешь учиться в школе», дети давали самые разнообразные ответы. В из жизни появятся ум, новые игры, учебники, друзья, знания, учеба, радость, информация в голове, новые машины, даже институт, армия и работа, а также «мы не будем спать, один раз будем кушать».
На просьбу назвать того, кто изображен на картине 80% детей дали правильные ответы («ученица, ученик, школьница, школьник») и лишь 15% опрошенных сказали, что на картине нарисованы мальчик и
51
девочка.
В таблице 1 представлены результаты данной методики.
Таблица 1 – Уровни развития интереса к обучению в школе у детей старшего дошкольного возраста контрольной группы
Уровни развития интереса к обучению в школе | ||||||||
Низкий |
Средний |
Высокий |
Всего | |||||
Абс. число |
% |
Абс. число |
% |
Абс. число |
% |
Абс. число |
% | |
Количественное Распределение детей |
2 |
10 |
14 |
70 |
4 |
20 |
20 |
100 |
Исследование, проведенное в экспериментальной подготовительной группе, позволило сформулировать следующие выводы.
Отвечая на первый вопрос беседы, 115% детей старшего дошкольного возраста данной группы, высказали нежелание учиться в школе. Остальные 85% детей хотят идти в школу. Самый Распространенный ответ на вопрос: «Чем ты будешь заниматься в школе?» - это учиться» или «делать уроки». Дети назвали следующие школьные предметы: чтение, математика, рисование, английский язык, пение, физкультура. Самые необычные ответы на данный вопрос: С девочками разговаривать», «уроки делать без переменок».
Многие дети (40%) считают, что для того, чтобы быть хорошо подготовленным к школе нужны школьные принадлежности такие, как портфель (рюкзак), карандаши, школьная одежда (форма), фломастеры, тетради, книги (учебники), пенал, гуашь, кисти и ручки. Еще примерно
52
40% опрошенных дошкольников этой группы уверены в том, что готов к школе тот, кто хорошо учится, умеет писать и читать, много знает и получает «пятерки». Остальные дети затруднялись при ответе или давали неверные ответы.
Также дети данной группы справедливо полагают, что уроки – это занятия, на которых «учатся все знать», пишут в тетрадях, читают, узнают много нового, поднимают руки, чтобы говорить. 30% детей назвали конкретные школьные предметы: биология, математика, физкультура, рисования, литература, русский, английский языки. Однако, дети имеют довольно поверхностное представление о домашнем задании. Примерно 35% детей даже не знают что это такое. Остальные дают неверные или неточные ответы («писать, книгу читать», «уроки математики», «делать», «что пишут, в выходные сделать», «вечером делать», «урок»). При этом дети разграничивают понятия «ученик» и «учитель». Ученик учится в школе, уроки делает, получает «пятерки», «делает задания», а учитель «учит детей в школе премудростям всяким», стоя у доски, задает вопросы детям, дает задания.
Во время беседы дети составили образный портрет «хорошего ученика». Они выделили следующие характерные черты «хорошего ученика»: «красивый, аккуратный, послушный, хорошо занимается, умеет читать, отвечает на вопросы, много знает, хорошо себя ведет, делиться игрушками».
Старшие дошкольники имеют достаточно полные представления о правильном поведении на уроках. Дети уверены в том, что в школе следует вести себя «хорошо, правильно, нормально, тихо, спокойно, не баловаться, сидеть и слушать учителя, выходить к доске и отвечать, не
53
разговаривать на уроке, не кричать, поднимать руку и отвечать на вопросы, сидеть смирно».
Дети также уверены в том, что когда они пойдут в школу, в их жизни появятся «задания потруднее», знания о реках, озерах, материках, «школа», интересные занятия, «новое», астрономия, тетради, «ум», «пойму, что не понимаю». Но некоторые дети (15%) давали не совсем верные ответы, например, они считают, что в их «школьной жизни» будут «сладость, радость», «буду рулить как деда учит». И лишь ребенок испытывал затруднение при ответе на данный вопрос («не знаю»).
Глядя на предложенные детскому вниманию картинки, 20% детей сказали, что на картинках изображены мальчик и девочка. Остальные 80% детей верно полагают, что на картинках нарисованы ученики и школьники, ученицы и школьницы.
Название следующей методики, с помощью которой проводилось исследование: «Две школы», автор методики А.Л.Венгер. Источник описания методики: книга Т.Д.Марцинковской «Диагностика психического развития детей». Назначение методики – исследование внутренней позиции школьника. Стимульный материал: ребенку предлагается ответить на десять вопросов (см. приложение Б).
Инструкция методики: «Послушай меня внимательно. Я тебе сейчас буду задавать вопросы, а ты должен ответить, какой вариант ответа тебе нравится больше».
Процедура обследования: детям читают вслух вопросы, причем время на ответы не ограничиваются. Каждый ответ фиксируют.
54
Таблица 2 – Уровни развития интереса к обучению в школе у детей старшего дошкольного возраста экспериментальной группы
Уровни развития интереса к обучению в школе | ||||||||
Низкий |
Средний |
Высокий |
Всего | |||||
Абс. число |
% |
Абс. число |
% |
Абс. число |
% |
Абс. число |
% | |
Количественное распределение детей |
4 |
20 |
11 |
55 |
5 |
25 |
20 |
100 |
Способ обработки теста: за каждый правильный ответ дается 1 балл, за неправильный – 0 баллов. Внутренняя позиция считается сформированной, если ребенок набрал 5 баллов и больше. Анализ результатов осуществляется путем подсчета баллов и больше. Анализ результатов осуществляется путем подсчета баллов: 1-3 балла – низкий уровень сформированности мотивационной готовности к школе; 4-6 баллов – средний уровень; 7-9 баллов – высокий уровень развития мотивационной готовности. Тест предназначен для детей старшего дошкольного возраста 6-7 лет. Ответы детей экспериментальной подготовительной к школе группы на вопросы теста представлены в приложении Д.
Проведенное исследование по данной методике в контрольной подготовительной к школе группе позволяет говорить о следующих выводах.
При ответе на первый вопрос о выборе школы с конкретными
55
предметами (одна с уроками русского языка, математики, чтения, пения, рисования и физкультуры, а другая – только с уроками пения, рисования и физкультуры), многие дети испытывали зхатруднения. Например, выбирали школу, «где есть рисование» или «где пение», не понимая, чем же отличаются эти школы. Следовало выбрать, конечно, школу с уроками русского языка, математики, чтения, пения, рисования, физкультуры. Так ответили 63% старших дошкольников данной группы. Отвечая на второй вопрос, нужно было выбрать школу с уроками и переменками. Так ответили 60% детей. Видимо, не так высоко их стремление заниматься, получать знания.
Правильным ответом на следующий вопрос был выбор школы, в которой за хорошие ответы ставили бы «пятерки» и «четверки», а не той, где давали бы сладости и игрушки. Получать хорошие оценки стремятся 70% старших дошкольников. Остальные 30% детей неравнодушны к сладостям и игрушкам, что говорит о недостаточной мотивации обучения в школе. Такие дети обучению предпочитают игры и развлечения.
Выбор школы, в которой можно вставать с разрешения учительницы и поднимать руку, несомненно, является правильным ответом на четвертый вопрос методики А.Л.Венгера. Так поступили 80% детей контрольной группы. Остальные 20% детей предпочитают делать на уроке все, что им захочется: играть, разговаривать, баловаться. Это говорит о том, что у таких детей преобладает игровой мотив в структуре мотивационной готовности. Такие дети не осознают важность обучения, у них недостаточно сформирована внутренняя позиция школьника.
Отвечая на следующий вопрос методики, 85% детей данной
56
подготовительной к школе группы желают выполнять задания. Это позволяет говорить о недостаточно развитом интересе к школьному обучению, о стремлении получать знания, о развитом познавательном интересе. 60% старших дошкольников хотят, чтобы уроки в школе преподавала именно учительница, а не мама. Однако, 40% детей предпочли видеть собственную маму. Это говорит о несамостоятельности, о потребности к защите, поддержке, помощи.
Остаться в детском саду и в школу пойти на следующий год пожелали 55% старших дошкольников, что говорит о недостаточном стремлении ребенка к обучению в школе, о несформированности внутренней позиции школьника, о неуверенности в своих силах. Домашнему обучению отдали предпочтение 25% детей. Это означает, что у таких детей имеет место нежелание входить в новый коллектив, неуверенность в себе. Скорее всего, это дети будут испытывать трудности во взаимоотношениях со сверстниками, с установлением с ними контактов, попадать в конфликтные ситуации. И, как следствие, у таких детей будет затруднен процесс школьной адаптации.