Роль предметно-развивающей среды в ДОУ

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2013 в 09:38, дипломная работа

Описание работы

Основной целью подготовки детей к школе является формирование у детей знаний и умений, предусмотренных «Программой воспитания и обучения в детском саду». Но наряду с этим очень важно воспитать в ребенке любознательность, умение сравнивать, сопоставлять, анализировать, потребность в самостоятельном поиске ответов на возникающие вопросы.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3
Глава 1. Развитие интереса к школе у детей дошкольного возраста как педагогическая проблема
1.1 Понятие «интерес к школе» в психолого-педагогической литературе ………………..………………………………………………..........7
1.2 Особенности развития интереса к школе у детей дошкольного возраста…………………………………………………………………………17
1.3 Условия развития интереса к школе в детском саду ……………………………………………………………………………..22
Глава 2. Теоретические основы предметно-развивающей среды детского сада в психолого-педагогических исследованиях
2.1 Понятие «среда», «предметно–развивающая среда» в психолого-педагогических исследованиях ……………………………………………….27
2.2 Современные концепции предметно - развивающей среды дошкольного образовательного учреждения…………………..……………..........................33
2.3 Особенности организации предметно-развивающей среды в старших группах детского сада………………………………………………………..43
Глава 3. Опытно- экспериментальная работа по созданию предметно-развивающей среды подготовительной группы детского сада как фактора развития интереса к школе у детей 6-7 лет.
3.1 Диагностика интереса к школе у детей 6-7 лет ..………………………48
3.2. Описание предметно-развивающей среды в подготовительной группе детского сада……………………………………………………………………63
3.3 Анализ результатов работы………………………………………………..68
Заключение……………………………………………………………………..70
Список литературы……………………………………………………………..80
Приложения……………………………………………………………………..83

Работа содержит 1 файл

Дипломн раб Роль предметно-.doc

— 485.00 Кб (Скачать)

 

49

 

школе  они  будут  решать  примеры,  «делать  уроки  в  тетрадках»,  учится  на  одни  «пятерки»,  писать  ручкой,  поучать  домашние  задания  и  даже  играть  в  компьютер.  Лишь  один  мальчик  растерялся  в  поиске  ответа  на  данный  вопрос.  По  мнению  детей,  школа  открывает  перед  ними  множество  возможностей  для  выполнения  разнообразной  деятельности.  15%  детей  охотно  перечислило  названия  школьных  предметов:  математика,  физкультура,  физика,  грамматика,  пение. 

Чуть  меньше  половины  дошкольников  данной  группы  (45%)  уверены  в  том,  что  в  школе  во  время  учебы  им  пригодятся  ручки,  книги,  карандаши,  линейки,  дневники,  портфели,  учебники.  Другими  словами,  самые  разнообразные  школьные  принадлежности.  Остальные  55%  детей  говорят  о  том,  что  будут  готовы  к  школьному  обучению,  если  у них  сформированы  умения  писать,  читать  книжки,  решать  примеры.  Также  следует  хорошо  учиться,  иметь  знания,  которые  даются  в  детском  саду.  Один  ребенок  ошибочно  полагает,  что  будет  успешно  учиться  в  школе,  если  будет  знать  «приёмчики  драться».

Дети  этой  группы  имеют  некоторые  представления  об  уроках.  По  их  мнении,  уроки – это  занятие   в  школе,  на  которых  надо  учиться  читать  и  писать,  отвечать  на  вопросы  учителя,  «хорошо  сидеть,  не  баловаться»,  смирно  себя  вести.  50%  опрошенных  детей  имеют  правильное  представление  о  домашних  заданиях:  «…когда  учительница  задает  в  школе  задания,  а  ученик  дома делает».

Старшие дошкольники  различают понятие «ученик»  и  «учитель».  Ученик,  по  их  мнению,- это мальчик (школьник),  который «ходит  учиться в школу с портфелем,  с книжками,  тетрадками». Он  сидит за  партой,  делает  уроки,  а дома  выполняет все задания,  получает  в школе

 

50

 

 

«пятерки»  и  не  балуется.  Учитель  же – это «тетенька»,  которая учит  детей в школе,  задает  вопросы,  дает  задания,  обо всем  рассказывает,  дает  знания,  пишет на  доске.  Также говорит о том,  что нужно «руку поднять,  встать  и сказать».

В  процессе  исследования  детьми  был составлен и образ «хорошего ученика».  Старшие дошкольники считают,  что хорошо  будут учиться тот,  кто «умный,  красивый,  дружелюбный,  кто успешно занимается,  хорошо  себя  ведет,  примеры по  математике  решает,  кто все знает».  10%  детей на  предложение выбрать из  своей группы  того,  кто,  по  их  мнению,  будет хорошо  учиться в школе,  назвали себя  («я и Юля»).  20%  детей уверены в том,  успешным  будет в учебе тот сверстник,  который идет  с ними  в один  и   тот  же  класс. А  30%  детей  полагают,  что  «хорошими  учениками»  станут  те  сверстники,  которые  являются  для  них  лучшими  друзьями,  им  можно  доверять.

На  уроках  в  школе  себя  нужно  вести  следующим  образом:  «хорошо,  спокойно,  отлично,  смирно,  сидеть  тихо,  не  шуметь,  не  разговаривать,  не  баловаться,  отвечать  на  вопросы,  слушаться учительницу и получать  пятерки».  Таковы  ответы  детей на  данный  вопрос.

На  вопрос  беседы:  «Что  нового  появиться  в  твоей  жизни,  когда  ты  начнешь  учиться  в  школе»,  дети  давали  самые  разнообразные  ответы.  В  из  жизни  появятся  ум,  новые  игры,  учебники,  друзья,  знания,  учеба,  радость,  информация  в  голове,  новые  машины,  даже  институт,  армия  и  работа,  а  также  «мы  не  будем  спать,  один  раз  будем  кушать». 

На  просьбу  назвать  того,  кто  изображен  на картине  80%  детей  дали  правильные  ответы  («ученица,  ученик,  школьница,  школьник») и  лишь  15%  опрошенных  сказали,  что  на  картине  нарисованы  мальчик  и 

 

51

 

девочка.

В таблице 1 представлены результаты данной методики.

Таблица  1 – Уровни  развития  интереса  к  обучению  в  школе  у  детей  старшего  дошкольного  возраста  контрольной  группы

 

    Уровни  развития  интереса  к  обучению  в  школе

    Низкий

   Средний

   Высокий

      Всего

  Абс.

число

 

%

  Абс.

число

 

%

  Абс.

  число

 

%

  Абс.

 число

 

%

Количественное

Распределение

детей

 

   2

 

10

 

    14

 

70

 

     4

 

  20

 

    20

 

100


 

Исследование, проведенное  в  экспериментальной  подготовительной  группе,  позволило  сформулировать  следующие  выводы.

Отвечая  на  первый  вопрос  беседы,  115%  детей  старшего  дошкольного  возраста  данной  группы,  высказали  нежелание  учиться  в  школе.  Остальные 85%  детей хотят идти  в школу.  Самый Распространенный  ответ на  вопрос:  «Чем  ты  будешь  заниматься  в школе?» - это учиться»  или «делать уроки».  Дети  назвали следующие школьные  предметы:  чтение,  математика,  рисование,  английский  язык,  пение,  физкультура.  Самые  необычные  ответы  на  данный  вопрос:  С  девочками  разговаривать»,  «уроки  делать  без  переменок».

Многие  дети  (40%)  считают,  что  для  того,  чтобы  быть  хорошо  подготовленным  к  школе  нужны  школьные  принадлежности  такие,  как  портфель  (рюкзак),  карандаши,  школьная  одежда  (форма),  фломастеры,  тетради,  книги  (учебники),  пенал,  гуашь,  кисти и ручки.  Еще  примерно 

 

 

52

 

40%  опрошенных  дошкольников  этой  группы  уверены  в том,  что готов к школе тот,  кто хорошо  учится,  умеет писать  и читать,  много знает и получает  «пятерки».  Остальные дети  затруднялись  при ответе  или давали  неверные  ответы. 

Также  дети  данной  группы  справедливо  полагают,  что  уроки – это  занятия,  на  которых  «учатся  все  знать»,  пишут  в  тетрадях,  читают,  узнают  много  нового,  поднимают  руки,  чтобы  говорить.  30%  детей  назвали  конкретные  школьные  предметы:  биология,  математика,  физкультура,  рисования,  литература,  русский,  английский  языки.  Однако,  дети  имеют довольно  поверхностное представление о домашнем  задании.  Примерно  35%  детей даже  не  знают что это такое.  Остальные дают  неверные  или неточные  ответы  («писать,  книгу   читать»,  «уроки  математики»,  «делать»,  «что  пишут,  в  выходные  сделать»,  «вечером  делать»,  «урок»).  При  этом  дети  разграничивают  понятия  «ученик»  и  «учитель».  Ученик  учится  в  школе,  уроки  делает,  получает  «пятерки»,  «делает  задания»,  а  учитель  «учит  детей  в  школе  премудростям  всяким»,  стоя  у  доски,  задает  вопросы  детям,  дает  задания.

Во  время  беседы  дети  составили  образный  портрет  «хорошего  ученика».  Они  выделили  следующие  характерные  черты  «хорошего  ученика»:  «красивый,  аккуратный,  послушный,  хорошо  занимается,  умеет читать,  отвечает  на  вопросы,  много знает,  хорошо  себя  ведет,  делиться  игрушками».

Старшие  дошкольники  имеют  достаточно  полные  представления  о  правильном  поведении  на  уроках.  Дети  уверены  в  том,  что  в  школе  следует  вести  себя  «хорошо,  правильно,  нормально,  тихо,  спокойно,  не  баловаться,  сидеть  и  слушать  учителя,  выходить  к  доске  и  отвечать,  не 

 

53

 

 

разговаривать  на  уроке,  не  кричать,  поднимать  руку  и  отвечать  на  вопросы,  сидеть  смирно».

Дети  также  уверены  в  том,  что  когда  они  пойдут  в  школу,  в  их  жизни  появятся  «задания  потруднее»,  знания  о  реках,  озерах,  материках,  «школа»,  интересные  занятия,  «новое», астрономия,  тетради,  «ум»,  «пойму,  что  не  понимаю».  Но  некоторые  дети  (15%)  давали  не  совсем  верные  ответы,  например,  они  считают,  что  в  их  «школьной  жизни»  будут  «сладость,  радость»,  «буду  рулить  как  деда  учит».  И  лишь  ребенок  испытывал  затруднение  при  ответе  на  данный  вопрос  («не  знаю»).

Глядя  на  предложенные  детскому  вниманию  картинки,  20%  детей  сказали,  что  на  картинках  изображены  мальчик  и  девочка.  Остальные  80%  детей  верно  полагают,  что на  картинках нарисованы  ученики и школьники,  ученицы и школьницы.

Название  следующей  методики,  с  помощью  которой  проводилось  исследование: «Две  школы»,  автор  методики  А.Л.Венгер.  Источник  описания  методики:  книга  Т.Д.Марцинковской   «Диагностика  психического  развития  детей».  Назначение  методики – исследование  внутренней  позиции  школьника.  Стимульный  материал:  ребенку  предлагается  ответить  на  десять  вопросов  (см. приложение Б).

Инструкция  методики:  «Послушай  меня  внимательно.  Я тебе  сейчас  буду  задавать  вопросы,  а ты  должен  ответить,  какой вариант ответа  тебе  нравится  больше».

Процедура  обследования:  детям  читают  вслух  вопросы,  причем  время  на  ответы  не  ограничиваются.  Каждый  ответ  фиксируют.

 

 

54

 

 

 

 

Таблица  2 – Уровни  развития  интереса  к  обучению  в  школе  у  детей  старшего  дошкольного  возраста  экспериментальной  группы

 

     Уровни  развития  интереса  к  обучению  в  школе

    Низкий

   Средний

   Высокий

     Всего

  Абс.

число

 

%

 Абс.

число

 

%

 Абс.

число

 

  %

  Абс.

число

 

%

Количественное 

распределение

детей

 

    4

 

20

 

    11

 

  55

 

     5

 

  25

 

    20

 

100




 

Способ  обработки  теста: за  каждый  правильный  ответ  дается  1  балл,  за  неправильный – 0 баллов.  Внутренняя  позиция  считается  сформированной,  если  ребенок  набрал  5  баллов  и  больше.  Анализ  результатов  осуществляется  путем  подсчета  баллов  и больше.  Анализ  результатов  осуществляется  путем  подсчета  баллов:  1-3  балла – низкий  уровень  сформированности  мотивационной  готовности  к  школе;  4-6  баллов – средний  уровень;  7-9  баллов – высокий  уровень  развития  мотивационной  готовности.  Тест  предназначен  для  детей  старшего  дошкольного  возраста  6-7  лет.  Ответы  детей  экспериментальной  подготовительной   к  школе группы  на  вопросы  теста  представлены  в  приложении  Д.

Проведенное  исследование  по  данной  методике  в  контрольной  подготовительной  к  школе  группе  позволяет  говорить  о  следующих  выводах.

При  ответе  на  первый  вопрос  о  выборе  школы  с  конкретными 

 

55

 

предметами  (одна  с  уроками  русского  языка,  математики,  чтения,  пения,  рисования  и  физкультуры,  а  другая –  только  с  уроками  пения,  рисования  и физкультуры),  многие  дети  испытывали  зхатруднения.  Например,  выбирали  школу,  «где  есть  рисование»  или «где  пение»,  не  понимая,  чем же  отличаются  эти школы.  Следовало выбрать,  конечно,  школу с уроками русского  языка,  математики,  чтения,  пения,  рисования,  физкультуры.  Так  ответили  63%  старших  дошкольников  данной  группы.  Отвечая  на  второй  вопрос,  нужно  было  выбрать  школу  с  уроками  и  переменками.  Так  ответили  60%  детей.  Видимо,  не  так  высоко  их  стремление  заниматься,  получать  знания.

Правильным  ответом  на  следующий  вопрос  был  выбор  школы,  в  которой  за  хорошие  ответы  ставили  бы  «пятерки»  и  «четверки»,  а  не  той,  где  давали  бы  сладости  и  игрушки.  Получать  хорошие  оценки  стремятся  70%  старших дошкольников.  Остальные  30%  детей неравнодушны  к сладостям и игрушкам,  что говорит о недостаточной мотивации обучения  в школе.  Такие дети  обучению  предпочитают  игры  и развлечения.

Выбор  школы,  в  которой  можно  вставать  с  разрешения  учительницы  и  поднимать  руку,  несомненно,  является  правильным  ответом  на  четвертый  вопрос  методики  А.Л.Венгера.  Так  поступили  80%  детей  контрольной  группы.  Остальные  20%  детей  предпочитают  делать  на  уроке  все,  что  им  захочется:  играть,  разговаривать,  баловаться.  Это  говорит  о  том,  что  у  таких  детей  преобладает  игровой  мотив  в  структуре  мотивационной  готовности.  Такие  дети  не  осознают  важность  обучения,  у  них  недостаточно  сформирована  внутренняя  позиция  школьника. 

Отвечая  на  следующий  вопрос  методики,  85%  детей  данной 

 

56

 

подготовительной  к  школе  группы  желают  выполнять  задания.  Это  позволяет  говорить  о  недостаточно  развитом  интересе  к  школьному  обучению,  о стремлении  получать  знания,  о развитом  познавательном  интересе.  60%  старших дошкольников  хотят,  чтобы уроки в школе преподавала именно  учительница,  а не  мама.  Однако,  40% детей предпочли видеть  собственную маму.  Это говорит  о несамостоятельности,  о потребности к защите,  поддержке,  помощи.

Остаться  в детском  саду  и  в  школу  пойти  на  следующий  год  пожелали  55%  старших  дошкольников,  что  говорит  о  недостаточном  стремлении  ребенка  к  обучению  в школе, о несформированности  внутренней  позиции школьника,  о неуверенности в своих силах.  Домашнему обучению  отдали  предпочтение  25%  детей.  Это означает,  что у таких детей имеет место нежелание входить в новый коллектив,  неуверенность  в себе.  Скорее  всего,  это дети  будут испытывать  трудности во  взаимоотношениях  со  сверстниками,  с установлением с ними  контактов,  попадать  в конфликтные ситуации.  И,  как следствие,  у таких детей будет затруднен процесс школьной  адаптации.

Информация о работе Роль предметно-развивающей среды в ДОУ