Развитие творческих способностей учащихся в процессе изучения сказок Евгения Васильевича Острикова

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2013 в 10:58, дипломная работа

Описание работы

Цель: Создание учебно-методического комплекса для изучения сказок Е.В. Острикова с использованием творческих приемов работы
Задачи:
Изучить опыт работы развития творческих способностей
Изучить условия развития творческих способностей
Проанализировать сказки Е. В. Острикова
Спланировать и провести занятия литературного кружка по изучению сказок в условиях работы в школе
Описать процесс развития творческих способностей учащихся-кружковцев

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
Глава 1. Использование сказок для развития творческих способностей учащихся начальных классов………………………………………………
Из опыта работы по развитию творческих литературных способностей учащихся…………………………………………
Литературное творчество школьников………………………..
Условия формирования творческих способностей школьников при изучении сказок в начальных классах…………………………
Глава 2. Изучение сказок Евгения Васильевича Острикова на занятиях литературного кружка…………………………………………………………
2.1 Особенности сказок Е.В. Острикова………………………………..
2.2 Анализ работы литературного кружка «Сказки Е.В. Острикова»
2.3 Описание динамики развития творческих способностей учащихся-кружковцев……………………………………………………………….
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………..
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………….

Работа содержит 1 файл

диплом.doc

— 288.50 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                      Планы – конспекты

                                                                                        кружковых занятий,

                                                                                        проведенных

                                                                                        студенткой 305 гр.

                                                                                        Карповой А.А

                                                                                        методист: Другова В.А

 

ТЕМА:

ЦЕЛЬ:

 

 

Орг. момент:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Итог:

 

 

 

 

 

 

Знакомство  с творчеством Е. В.  Острикова.

Познакомить ребят с жизнью и творчеством  писателя Е. В. Острикова.

 

- Здравствуйте. Сегодня  у нас первое занятие. На наших занятиях мы познакомимся с творчеством болотнинского писателя Е. В. Острикова, кто – нибудь из вас знает, кто такой Е. В. Остриков, может быть вы где – то встречались с его творчеством?

(ответы детей)

- Сегодня несколько  ребят подготовили нам сообщения и жизни и творчестве Е.В. Острикова, давайте их послушаем.

1. Алина М.

Е. В. Остриков родился 12 февраля 1932 года. Окончил педагогическое училище, служил в КНР, воевал в Корее, работал учителем пения, музыки и  рисования.

2. Рома Х

С 1982 года проживает в Болотнинском районе,  с 1983 в городе Болотное. С детских лет Е. В Остриков увлекался литературой.

 

3. Софья Н.

Песня «Мой Новосибирск  родной» заняла второе место на конкурсе песен о Новосибирске в 1958 году. Свыше 200 песен и 1500 стихотворений, несколько поэм, повестей, много пьес и рассказов вышло из - под  его пера.

 

- Спасибо, ребята, за то что рассказали нам о Е.В. Острикове. Мне хотелось бы добавить, что в 2003 году был издан стихотворный сборник «Снег на ладонях земли», так же в 2003 году за особый вклад в духовное развитие города Е. В. Острикову присвоено звание «Почетный гражданин города Болотное».

Мы уже говорили о том, что у Е. В. есть несколько поэм, повестей, много пьес, но мы с вами, на наших занятиях, будем читать сказки, написанные Е. В. В 2005 году вышла книга «Прелести детства». Посмотрите на обложку этой книги. Кто на ней изображен? Кого вам напоминает эта девочка?

 

- Посмотрите на доску, на ней нарисован кроссворд. Давайте решим его.

 

  1. В этом месяце родился Е. В. Остриков.
  2. Е. В. Остриков работал учителем пения, музыки и ……
  3. В сборнике «Снег на ладонях земли» собраны……
  4. В сборнике «Прелести детства» собраны пьесы, стихи, песни и ……

Д/З: подготовить стихотворения  Е. В. Острикова.


 

 

 

 

 

 

 

 

ТЕМА:

ЦЕЛЬ:

 

Орг. момент:

Чтение сказки «Муравушка»

Способствовать  развитию творческих способностей детей  при чтении сказки «Муравушка»

- Здравствуйте, ребята. На  дом вам было заданно приготовить  стихи Е. В. Острикова, которые  вам понравились.

Поэтическая минутка:

Альбина Б:

Моя кукла

С куклой я своей дружу,

По утрам ее бужу,

Умываю, одеваю

И косички заплетаю.

 Куклу я свою  люблю, 

Платья ей сама я шью.

Во дворе я с ней  гуляю,

Никогда не обижаю.

Леша К.:

  Солдат 

У меня есть автомат

И погоны с каской.

Значит я уже солдат,

Враг, гляди с опаской!

Потому что автомат

Промаха не знает,

Ведь российский я  солдат,

 Мир я охраняю.

Первичное чтение:

 

 

Проверка первого  восприятия:

 

Повторное чтение:

 

Беседа:

 

 

 

 

 

 

 

 

Творческая  работа:

 

 

Итог:

-Сегодня на занятии мы познакомимся со сказкой «Муравушка», как вы думаете, про что эта сказка? О ком  в ней пойдет речь?  

Правы вы или нет мы сейчас узнаем, я вам прочитаю сказку, а вы внимательно послушайте.

- Угадали ли вы о  чем эта сказка? Понравился ли  вам сюжет сказки? Кто главные  герои? 

 

- Сейчас Ваня прочитает нам сказку, а вы внимательно следите.

 

-Как вы думаете,  что в этой сказке взято  из реальной жизни, а что  вымышлено? Что в этой сказке  больше увлекло? Какой момент  сказки самый захватывающий? Назовите  положительных и отрицательных  героев сказки, перечислите основные черты их характеров, вспомните самые значительные поступки. Зачитайте момент, который вам наиболее  понравился. Опишите какие чувства вы испытывали читая сказку. Знаете ли вы другие сказки, в чем-то близкие по сюжету, замыслу и характеру главного героя.

- Давайте попробуем  пересказать сказку, но только  не от лица автора, а представьте, что сказку рассказывает сам Муравушка, вот и давайте от его лица перескажем сказку. 

Д/з: 

Что нового узнали на занятии? Прочитать сказку «Поганка»


 

ТЕМА:

ЦЕЛЬ:

 

Орг. момент:

Чтение сказки «Поганка»

Способствовать  развитию творческих способностей детей при чтение сказки «Поганка»

-Здравствуйте ребята, мы начнем наше занятие с  поэтической минутки. Кто желает  прочитать стихотворение Евгения  Васильевича?

Поэтическая минутка:

Ваня Я.: 

Летчик 

Мой реактивный ястребок

Летает днем и ночью.

На небе тысячи дорог

И звезды близко очень.

До солнышка рукой  подать, а месяц прямо рядом.

Звезду мне запросто достать,

И мама будет рада,

Звезду с собою я  возьму

И своей маме привезу.

Денис Б.:

К Ежику-сапожнику

Пришли сороконожки.

- Сшей, пожалуйста, дружок,

желтые сапожки.

Но не знал бедняга-Еж,

Что у них по сорок  ножек.

Он с тех пор не ест, не пьет,

Все для них сапожки  шьет.

Беседа по сказке:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Творческая  работа:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Итог:

- На дом вам было  заданно прочитать сказку «Поганка».

-Скажите кто главный герой сказки? Как вы думаете, что в этой сказке взято из реальной жизни, а что вымышлено? Что в этой сказке больше увлекло? Какой момент сказки самый захватывающий? Назовите положительных и отрицательных героев сказки, перечислите основные черты их характеров, вспомните самые значительные поступки. Зачитайте момент, который вам наиболее  понравился. Опишите какие чувства вы испытывали читая сказку. Посмотрите на доску, нам еж принес корзины с пословицами, подумайте, какая из пословиц подходит к нашей сказке.

 Первая  корзина – «вчера солгал, а сегодня лгуном называют»

Вторая корзина – «лгать – не устать, было  кому слушать»

Третья корзина – «не все то годится, что говорится»

-В какой фразе сказки выражена ее главная мысль? Зачитайте эту фразу. Знаете ли вы другие сказки, в чем-то близкие по сюжету, замыслу и характеру главного героя.

- Ребята, давайте сейчас  попробуем обыграть эту сказку. Представьте себя в роли артистов на сцене. Для начала нам нужно распределить роли, кто желает играть в роли поганки.

Распределение ролей.

Поганка – Александра

Медведь –Денис

Заяц –Соня

Медведица – 

Филин – Ваня

Муж поганки  – Леша

Грибник –  Рома

Автор –Альбина

Костюмер – Алина

Инсценировка сказки.

- Чему учит эта сказка? Понравилось ли вам инсценировать? Д/З Прочитать сказку «Кукушонок». Приготовить фигурки для настольного театра.


 

 

 

ТЕМА:

ЦЕЛЬ:

 

Орг момент:

Чтение сказки «Кукушонок»

Способствовать  развитию творческих способностей детей при чтении сказки «Кукушонок»

-Здравствуйте ребята, кто желает прочитать стихотворения Евгения Васильевича?

Поэтическая минутка:

 

Даша Х.:

На скакалке скачет слон,

Лишний жир сгоняет  он.

А сейчас он слезы льет:

Не влезает в вертолет.

Занимайся спортом, слон,

Похудеешь на сто тонн.

Рома Х.:

Я обычная крапива,

Не нежна и не красива,

Не беда, что больно жгусь:

Людям я всегда полезна,

Излечу то всех болезней,

Даже в пищу пригожусь.

Беседа:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Творческая  работа:

 

Итог:

- Ребята, вы должны были дома прочитать сказку «Кукушонок».

Перескажите о чем  эта сказка.

- Скажите кто главный  герой сказки? Как вы думаете,  что в этой сказке взято  из реальной жизни, а что  вымышлено? Что в этой сказке  больше увлекло? Какой момент  сказки самый захватывающий? Назовите положительных и отрицательных героев сказки, перечислите основные черты их характеров, вспомните самые значительные поступки. Зачитайте момент, который вам наиболее  понравился. Опишите какие чувства вы испытывали читая сказку.

-Дома вы должны были приготовить фигурки для настольного театра, кто первый желает показать нам сказку?

- У всех были прекрасные  выступления. Скажите, ребята, чему  учит сказка? Дома вы должны  будете прочитать сказку «Сыроежка».


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ТЕМА:

 

ЦЕЛЬ:

 

 

Орг момент:

 

Поэтическая минутка:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Беседа:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Творческая  работа:

 

 

 

 

Итог:

Чтение сказки «Сыроежка»

Способствовать  развитию творческих способностей при  чтении сказки «Сыроежка»

- Здравствуйте, ребята. Как обычно мы начинаем наше занятие с поэтической минутки.

 Алена А.:

Хлопушка

Полевой цветок хлопушка

Днями дремлет на опушке.

По ночам цветок встает,

Для гостей готовит мед.

Мед особенный, недаром

Называется нектаром.

Да и гости не простые,

Гости – бабочки ночные.

Альбина Б.:

На лужайке

Хорошо у нас на лужайке.

Кто играл на балалайке.

Три струны всего на ней,

Но она всего звончей.

- Дома вы прочитали  сказку «Сыроежка». Скажите о  чем это сказка? Кто главные  герои? Как вы думаете, что в этой сказке взято из реальной жизни, а что вымышлено? Что в этой сказке больше увлекло? Какой момент сказки самый захватывающий? Назовите положительных и отрицательных героев сказки, перечислите основные черты их характеров, вспомните самые значительные поступки. Зачитайте момент, который вам наиболее  понравился. Опишите какие чувства вы испытывали читая сказку. Знаете ли вы другие сказки, в чем-то близкие по сюжету, замыслу и характеру главного героя.

- Недавно мы с вами  инсценировали сказку «Поганка».  Для этого мы использовали  речь, мимику, жесты. Сейчас мы попробуем инсценировать сказку, но только при помощи пантомимы. Для этого мы разделимся на группы, у вас будет 3 минуты на подготовку, затем мы просматриваем то, что у вас получись.

-Как легче инсценировать сказки, при помощи пантомимы или при помощи простой постановке сказке? А как интереснее, что вам больше понравилось?

Д/З прочитать сказку «Лупоглазая», подготовить стихотворения Е.В. Острикова на тему «Зима», написать рассказ о самом забавном случае из своей жизни.

 

 

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ТЕМА:

ЦЕЛЬ:

 

Орг. момент:

Поэтическая минутка:

Чтение сказки «Лупоглазая»

Способствовать  развитию творческих способностей при чтении сказки «Лупоглазая»

- Здравствуйте, ребята, послушаете  стихотворение Е.В. Острикова,  которое мне очень понравилось.

В сугробах стынет тишина,

Стоят продрогшие березы,

Вся в желтом инеи луна,

Примерзли к небу льдинки-звезды.

Ни огонька: деревня  спит,

Лишь кое-где из труб дымок.

И только воздух леденит

Незримый ветерок.

- Кто из вас желает  прочитать стихотворение.

 

Соня Н.:

Белая метелица

По дороге стелется.

По ограде носится,

В дом наш так и  просится.

И стучится в дверь, в  окно,

Не пущу я все равно.

В поле снега наметай,

Был чтоб лучше урожай.

Александра  Т.:

Скована речка синим льдом,

И звенят коньки кругом.

За ребят зима так рада:

Смех ребячий –  ей награда.

Порезвилась бы сама,

Не найдет коньки зима.

Беседа:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Творческая  работа:

 

 

Итог:

- Скажите о чем это сказка? Кто главные герои? Как вы думаете, что в этой сказке взято из реальной жизни, а что вымышлено? Что в этой сказке больше увлекло? Какой момент сказки самый захватывающий? Перечислите основные черты их характеров, вспомните самые значительные поступки. Зачитайте момент, который вам наиболее  понравился. Опишите какие чувства вы испытывали читая сказку. В какой фразе выражена главная мысль сказки? Знаете ли вы другие сказки, в чем-то близкие по сюжету, замыслу и характеру главного героя.

Дома вы должны были написать рассказ о своем любимом питомце. Кто желает прочитать свой рассказ.

- Ребята, давайте представим себя в роли сказочников. Давайте попробуем сами написать сказку на такую тему «Путешествие Клюковки в стране злых Сухофруктов».

Кто хочет зачитать свою сказку.

- Молодцы ребята, у вас получились замечательные сказки, а у кого еще не вышло написать свою сказку, не огорчайтесь, у вас еще все впереди.

Д/З Прочитать сказку «Черная незнакомка». Приготовить стихотворения на тему «Осень», написать рассказ о своем домашнем животном.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

ТЕМА:

ЦЕЛЬ:

 

Орг. момент:

Поэтическая минутка:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Беседа:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Творческая  работа:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Итог:

Чтение сказки «Черная незнакомка»

Способствовать  развитию творческих способностей при  чтении сказки «Черная незнакомка»

- Здравствуйте, ребята. Наше занятие мы начнем с поэтической минутки на тему «Осень».

Алёна А.:

Снова осень к нам  пришла,

Во дворе нас не нашла.

Загляни к нам, осень, в класс –

Все мы учимся сейчас.

Будем время выбирать,

Чтоб с тобою поиграть.

Загляни к нам осень  в класс,

Все мы учимся сейчас.

Ваня Я.:

Желтокрылой птицей

Осень прилетела,

На лесной опушке

Покружившись, села.

Потянулась к соснам

И к мохнатым ёлкам,

Мигом накололась

Осень об иголки.

И с тех пор боится

Трогать сосны, ёлки,

Оттого зелёные

Круглый год иголки.

- Дома вы должны были прочитать сказку “Чёрная незнакомка”. Скажите о чем это сказка? Кто главные герои? Как вы думаете, что в этой сказке взято из реальной жизни, а что вымышлено? Что в этой сказке больше увлекло? Какой момент сказки самый захватывающий? Перечислите основные черты их характеров, вспомните самые значительные поступки. Зачитайте момент, который вам наиболее  понравился. Опишите какие чувства вы испытывали читая сказку. В какой фразе выражена главная мысль сказки? Знаете ли вы другие сказки, в чем-то близкие по сюжету, замыслу и характеру главного героя.

- А какие интересные случаи о своих домашних животных приготовили вы к сегодняшнему занятию? Кто хочет прочитать? Молодцы, ребята, вы не просто приготовили рассказ, но и оформили их в виде книжек.

А у нас случилась  беде, одна сказочница решила оформить книгу по сказке Е. В. Острикова и привезти ее вам, но вот не задача, пока она ехала к вам, листы с иллюстрациями пропали. Сказочница просит вас о помощи, чтобы вы помогли ей приготовить новые иллюстрации к этой сказке.

Посмотрите, на парте  у вас уже лежат приготовленные листы, из которых будет состоять наша книга. Сейчас я раздам каждому из вас текст. Вы будете выполнять к нему иллюстрации, пользуясь только чёрной гуашью. Затем мы оформим книгу иллюстрациями с текстом. Можете приступить к работе.

Посмотрите, какая интересная и красивая книга у нас получилась. Сказочница благодарит вас за помощь и оставляет книгу вам на память. Из вас получились настоящие художники.

Что вам сегодня больше всего понравилось?  Прочитайте дома сказку «Иван-силач». Подготовьте стихи  на тему «Весна»


 

ТЕМА:

ЦЕЛЬ:

 

Орг. момент:

 

 

 

Поэтическая минутка:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Беседа по сказке:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Творческая  работа:

 

 

 

 

 

 

 

Инсценировка  сказки:

 

Итог:

Чтение сказки «Иван-силач»

Способствовать  развитию творческих способностей при чтении сказки «Иван-силач»

- Здравствуйте, ребята. Совсем  скоро закончится зима, и начнется  прекрасное время года – весна.  У Е.В. Острикова есть раздел  стихотворений, который называется  «Весна – радостью красна»,  кто из вас желает прочитать  стихотворение?

Даша Х.:

На проталинках в лесу

Расцвели подснежники.

Я в букете принесу

Эти чудо – неженки.

Принесу сейчас их в дом,

Чтоб весна была кругом.

Денис Б.:

Сделал лодочку Егорка

Из сосновой толстой  корки.

Муравьишку посадил,

-Муравьишка капитан,

Доплыви до дальних стран

И не бойся, не тужи,

Про весну всем расскажи.

- Молодцы, ребята. Вы  приготовили очень интересные  стихотворения о весне. Сегодня  мы будем работать над сказкой  «Иван - силач». Кто коротко расскажет,  о чем эта сказка.

- Скажите, ребята, кто  главный герой сказки. Как вы думаете, что в этой сказке взято из реальной жизни, а что вымышлено? Что в этой сказке больше увлекло? Какой момент сказки самый захватывающий? Как вы думаете, кто положительные герои, а кто отрицательные. Перечислите основные черты их характеров, вспомните самые значительные поступки. Зачитайте момент, который вам наиболее  понравился. Опишите, какие чувства вы испытывали, читая сказку. В какой фразе выражена главная мысль сказки? Знаете ли вы другие сказки, в чем-то близкие по сюжету, замыслу и характеру главного героя.

Прочитайте сказку про  себя, приготовьтесь к выразительному чтению.

Давайте распределим  роли и прочитаем сказку по ролям. Обратите внимание на то, какой ваш  герой, с какой интонацией он говорит, где нужно сделать паузу, где  повысить, где понизить голос.

Выразительное чтение сказки.

- Молодцы, вы выразительно  прочитали сказку, точно передав  голосом характер героев. Давайте  сейчас попробуем обыграть отрывок  из сказки: действие второе, картина  пятая.

- Что вам больше понравилось: выразительно читать сказку или инсценировать? Почему вам больше понравилось инсценировка? На следующем занятии мы будем готовить постановку кукольного театра по этой сказке, прочитайте еще раз дома внимательно сказку, подумайте над поступками и над характером героев. Приготовьте стихотворения Евгения Васильевича, которые вам больше всего понравились.

 

 

 

 

ТЕМА:

ЦЕЛЬ:

 

Орг. момент:

 

Постановка  кукольного театра по сказке «Иван - силач»

Способствовать  развитию творческих способностей детей  при постановке кукольного театра.

- Сегодня на занятии  мы будем заниматься постановкой  кукольного театра по сказке  «Иван – силач», но прежде чем  мы приступим к работе, давайте  проведем поэтическую минутку,  по стихотворениям, которые вам  больше всего понравились.

Поэтическая минутка:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рома Х.:

Строитель

Из кубиков я строю  дом,

Друзья мои жить будут  в нём:

Чебурашка, Медвежонок,

И Лисичка, и Зайчонок,

Белка, Слон, усатый Сом,

Вот какой высокий  дом!

Им, кончено, я горжусь,

Сам – строителем зовусь.

Алина М.:

Подснежник

Проснулся ветер-неженка

И над землёй вспорхнул,

Нечаянно с подснежника

Росинки отряхнул.

Подснежник встрепенулся,

На цыпочки привстал:

- Спасибо тебе, ветер,

Весну чуть не проспал.

- Ребята, сейчас мы  с вами разделимся на группы. Первая группа из семи человек будет участвовать в постановке кукольного спектакля. Остальные будут заниматься оформлением декораций и подготовкой пригласительных билетов.

Работа в группах. Распределение  ролей в первой группе:

Недотёпа – Рома Х.

Недородок – Ваня Я.

Урман–великан – Денис Б.

Кикимора – Даша Х.

Ивашка – Лёша К.

Сибирушка – Альбина  Б.

Воденяка, Ветродуй –  Алина М.

Репетиция кукольного спектакля:

Работа над постановкой  кукол, над интонацией: паузы, эмоциональный  тон, темп, высота голоса, логические ударения.

Информация о работе Развитие творческих способностей учащихся в процессе изучения сказок Евгения Васильевича Острикова