Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2013 в 10:58, дипломная работа
Цель: Создание учебно-методического комплекса для изучения сказок Е.В. Острикова с использованием творческих приемов работы
Задачи:
Изучить опыт работы развития творческих способностей
Изучить условия развития творческих способностей
Проанализировать сказки Е. В. Острикова
Спланировать и провести занятия литературного кружка по изучению сказок в условиях работы в школе
Описать процесс развития творческих способностей учащихся-кружковцев
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
Глава 1. Использование сказок для развития творческих способностей учащихся начальных классов………………………………………………
Из опыта работы по развитию творческих литературных способностей учащихся…………………………………………
Литературное творчество школьников………………………..
Условия формирования творческих способностей школьников при изучении сказок в начальных классах…………………………
Глава 2. Изучение сказок Евгения Васильевича Острикова на занятиях литературного кружка…………………………………………………………
2.1 Особенности сказок Е.В. Острикова………………………………..
2.2 Анализ работы литературного кружка «Сказки Е.В. Острикова»
2.3 Описание динамики развития творческих способностей учащихся-кружковцев……………………………………………………………….
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………..
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………….
Ребенок рисует и одновременно рассказывает о том, что он рисует. Ребенок драматизирует и сочиняет словесный текст своей роли. Этот синкретизм указывает на тот общий корень, из которого разъединились все отдельные виды детского искусства. Этим общим корнем является игра ребенка, которая служит подготовительной ступенью его художественного творчества, но даже и тогда, когда из этой общей синкретической игры выделяются отдельные, более или менее самостоятельные виды детского творчества, как рисование, драматизация сочинения, даже и тогда каждый вид не является строго отделенным, от другого и охотно впитывает в себя и вбирает элементы других видов.
В одной особенности детского творчества мы находим след игры, из которой она происходит. Ребенок редко работает над своим произведением долго, большей частью он творит его в один прием. Творчество, ребенка напоминает в данном случае игру, которая возникает из острой потребности ребенка и дает большей частью быстрый и окончательный разряд занимающим его чувствам.
Вторая связь с игрой заключается в том, что и детское литературное творчество, как игра, в основе своей не порвало еще связи с личной заинтересованностью и личным переживанием ребенка. Бернфельд исследовал новеллы, написанные подростками в возрасте от 14 до 17 лет. Во всех новеллах, как устанавливает автор, сказывается глубокий отпечаток личной жизни авторов, некоторые из них представляют не что иное, как замаскированную автобиографию, другие видоизменяют интимную основу рассказа в значительной мере, но все же не настолько, чтобы она исчезла вовсе из их произведения. В связи с этим субъективизмом детского творчества многие авторы пытаются утверждать, что уже в детском возрасте можно различить два основных типа писания — субъективный и объективный. Нам представляется, что обе эти стороны или черты детского творчества можно встретить в переходном возрасте, потому что они являются отражением того перелома, который испытывает в эту пору творческое воображение ребенка, переходя от субъективного к объективному типу. У одних детей могут быть более выражены черты прошедшего, у других — черты будущего типа их воображения. Несомненно, что этот факт стоит в прямой связи с индивидуальными особенностями того или иного ребенка.
1.3 Условия формирования творческих способностей при изучении сказок в начальных классах
Мир сказок прекрасен и увлекателен для младших школьников. Их захватывает острый занимательный сюжет сказок, необычность обстановки, в которой развертываются события; привлекают герои – смелые, сильные, находчивые удалые люди; сказки подкупают своей идейной направленностью: добрые силы всегда побеждают. Для детей представляет интерес и сама форма повествования, принятая в сказке, напевность, красочность языка, яркость изобразительных средств. Сила Воздействия образов и сюжета сказки такова, что младшие школьники уже в процессе первого чтения ярко проявляют свои симпатии и антипатии к персонажам сказок, всецело встают на сторону угнетенных, обездоленных, готовых прийти им на помощь. Дети искренне радуются, что побеждает справедливость. Они хотят, чтобы и в жизни всегда было так. В этом прежде всего и состоит большая педагогическая ценность сказки.
Сказка развивает оценочные суждения школьников: в процессе анализа сказки они неоднократно сталкиваются с вопросами: «Что (какие качества) больше всего ценятся в людях? За что наказывают, а что поощряют? Почему некоторым героям сказок даже силы природы приходят на помощь, а от некоторых они, наоборот, отворачиваются?»
Большой потенциал положительных нравственных поучений (в педагогическом смысле этого слова) несут в себе сказки. Нет на свете легкого хлеба: чтобы хлеб добыть, надо много труда затратить - учит белорусская сказка «Легкий хлеб»; наивысшей похвалы и вознаграждений заслуживает трудолюбивый человек, а ленивый вызывает насмешку — эта мысль звучит в русской народной сказке «Про радивую и ленивую».
Сильной стороной сказок является активная, действенная направленность на победу, на торжество правды, их мажорная концовка, что особенно импонирует детям, их мироощущению.
Сюжет сказки нереален, далек от жизни, но вывод всегда жизненен. Велико значение сказок как средства развития речи учащихся. Текс сказки -прекрасный материал для формирования навыков связной речи. Младшие школьники с желанием рассказывают сказки, сохраняя сказочные образные выражения и изобразительные средства (сравнения, эпитеты), а также принятый в сказках своеобразный синтаксический строй речи, структуру предложений, живость повествования.
В начальных классах школы, согласно программе, учащиеся лишь практически знакомятся с особенностями сказки как жанра фольклора. Отмечаются две существенные особенности сказки: наличие вымысла композиционное своеобразие: зачин, повторы, концовка. В сказке обычно повторяется один основной эпизод. Повторы происходят чаще всего потому, что в сказке появляются все новые и новые детали.
Безусловно, у каждой сказки есть и своя композиционная особенность. Поэтому только по указанной выше специфике композиции произведения нельзя делать учащимся вывод о том, сказка перед ними или нет. Важно учить школьников при распознании жанра произведения учитывать совокупность признаков.
Методика анализа в школе сказок о животных существенно не отличается от анализа реалистических рассказов. Используются те же самые формы и приемы работы с текстом: выборочное чтение, ответы на вопросы и постановка вопросов учащимися, словесное и графическое рисование, составление плана, все виды пересказа, составление сказки по аналогии с прочитанной и некоторые другие.
Школьная практика убеждает в том, что младшие школьники хорошо понимают нереальность поведения животных в сказках, условность сюжета. Они знают, что журавль и лиса не ходят друг к другу в гости, знают, но с удовольствием остаются в этом сказочном условном мире. И нет педагогических оснований разрушать его. Напротив, нужно так рассказать детям сказку и так организовать беседу, чтобы они на время оказались в этом сказочном мире. Совершенно прав В.Г. Белинский, который писал: «Пусть в сказке все говорит само за себя».
Вначале сказка анализируется, как реалистический рассказ и все направлено на то, чтобы учащиеся ярко восприняли конкретное содержание, правильно представили себе развитие сюжета, мотивы поведения действующих лиц, их взаимоотношения (кто кого поддерживает и почему).
Только на последнем этапе работы над сказкой учитель ставит детей в условия «переноса», в вывода сказки на аналогичные случаи в жизни. Этого вполне достаточно, чтобы, с одной стороны, сказка для учащихся осталась сказкой, а с другой стороны, они обогатили себя авторским подходом к определенным явлениям жизни.
Необходимо особо подчеркнуть, что в процессе чтения сказок учитель постоянно работает над формированием таких сторон навыка чтения, как сознательность и выразительность. Подмечая особенности того или иного действующего лица сказки, учащиеся как бы перевоплощаются в это животное и передают голосом его намерения, его отношение к окружающим. Немалую роль при этом будет играть и правильно построенная работа над лексическим значением слова, его употреблением в предложении.
Среди сказок о животных особо следует выделить группу сказок, в которых, наряду с животными, в качестве действующих лиц выступают явления природы: Мороз, Ветер, Солнце, Весна, Зима. Для сказок такого вида характерна четкая реальная основа - изменение в природе. Нереален лишь сам факт разговора птиц, зверей и других животных между собой. Учащиеся понимают, что «разговор» - это сказочная условность, делающая повествование ярким и живым.
Указанные особенности рассматриваемых сказок обуславливают характер вопросов и заданий: вопросы сказочного плана взаимодействуют с вопросами природоведческого содержания.
Сказочное описание явлений природы чрезвычайно много дает для развития речи учащихся, их творческого воображения и фантазии.
Волшебные сказки
народ начал создавать в
Специфика волшебных сказок заключается в том, что в них совершаются необычные превращения, действуют неправдоподобные силы. Поэтому при анализе таких сказок специфичным будет только выяснение направленности волшебных сил: кому они помогают и почему, как это характеризует героев сказки. В остальном анализ сказки будет осуществляться так же , как и анализ рассказа.
При чтении сказок рекомендуется:
дети придут к подобному заключению, то значит, чтение сказки достигло цели.
ВЫВОД
Глава 2. Изучение сказок Е.В. Острикова на занятиях литературного кружка
2.1. Особенности сказок Е. В. Острикова.
Люди писали сказки, потому
что хотели в них рассказать, как
они понимают жизнь, хотели рассказать
о своей мечте. Проходят годы, но
дети также вырастают и
Меняется время, меняются сказки. Безусловно, главные черты сказок присутствуют: волшебство, волшебные предметы, главные герои выполняют задания, спасая царство, королевство, им помогает природа, животные. Даже язык сказок Е. В. Острикова близок к народным.
Особенности сказок Е. В. Острикова:
Ягинична:
-Изготовлю – мотовило,
По-немецки говорило.
Научила я по-русски
Мотовило говорить.
Митяй:
-Лопаточки! Последняя пара.
Продаю их чуть не даром!
У лаптей один секрет
Им почти износа нет.
Царь Недотепа:
-Ох, плохо жить без царицы:
И сыночка ласкать,
И кровать застилать,
И носочки вязать.
Царь Бяка:
Стану ясным месяцем,
Старость пусть побесится.
Стану я хорошеньким,
Молодым, пригоженьким.
Часто в песнях встречаются повторы: сыр-бор, рассказал – обсказал,
Путь-дорога, валун-камень, солнце – батюшко, чащобы-дуреломы, росли-желтели, душистых-запашистых.
Авторские слова: коряка-моряка, балтафон, фендри-мендри, здоровски, фигли-мигли.
И самое главное, Евгений Васильевич верит в чудеса и волшебство, в то, что добро побеждает зло и невежество, и не важно, какой век на дворе, чудеса в нас самих и в окружающей нас природе.
2.2. Анализ работы литературного кружка «Сказки Е.В. Острикова».
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
ТЕМА ЗАНЯТИЯ |
ВИДЫ ТВОРЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ |
1. Знакомство с творчеством Е.В. Острикова |
Беседа, представление книг «Снег на ладонях земли», «Прелести детства», сообщение о жизни и творчестве, выделение особенностей творчества |
2. Чтение сказки «Муравушка» |
Творческий пересказ от лица самого муравушки. |
3. Чтение сказки «Поганка» |
Инсценировка сказки |
4. Чтение сказки «Кукушонок» |
Изменение конца сказки. Настольный театр |
5. Чтение сказки «Сыроежка» |
Инсценировка сказки с использованием пантомимы |
6. Чтение сказки «Лупоглазая» |
Сочинение сказки |
7. Чтение сказки «Черная Незнакомка» |
Подготовка книги с иллюстрациями |
8. Чтение сказки «Иван-Силач» |
Чтение инсценировка в лицах. Составление речевой партитуры |
9. Подготовка кукольного театра |
Распределение ролей, репетиция с куклами |
10. Постановка кукольного театра |
|
11. Заключительное занятие подведение итогов |