Развитие творческих способностей учащихся в процессе изучения сказок Евгения Васильевича Острикова

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2013 в 10:58, дипломная работа

Описание работы

Цель: Создание учебно-методического комплекса для изучения сказок Е.В. Острикова с использованием творческих приемов работы
Задачи:
Изучить опыт работы развития творческих способностей
Изучить условия развития творческих способностей
Проанализировать сказки Е. В. Острикова
Спланировать и провести занятия литературного кружка по изучению сказок в условиях работы в школе
Описать процесс развития творческих способностей учащихся-кружковцев

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
Глава 1. Использование сказок для развития творческих способностей учащихся начальных классов………………………………………………
Из опыта работы по развитию творческих литературных способностей учащихся…………………………………………
Литературное творчество школьников………………………..
Условия формирования творческих способностей школьников при изучении сказок в начальных классах…………………………
Глава 2. Изучение сказок Евгения Васильевича Острикова на занятиях литературного кружка…………………………………………………………
2.1 Особенности сказок Е.В. Острикова………………………………..
2.2 Анализ работы литературного кружка «Сказки Е.В. Острикова»
2.3 Описание динамики развития творческих способностей учащихся-кружковцев……………………………………………………………….
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………..
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………….

Работа содержит 1 файл

диплом.doc

— 288.50 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ТЕМА:

ЦЕЛЬ:

 

Орг. момент

Постановка  кукольного театра по сказке «Ива -силач»

Способствовать  развитию творческих способностей детей  при постановке кукольного театра.

- Дорогие гости, мы  пригласили вас на просмотр  кукольного театра по сказке Евгения Васильевича Острикова. Желаем вам приятного просмотра.

Показ кукольного спектакля.


 

 

2.3. Описание динамики  развития творческих способностей  учащихся-кружковцев.

Занятие 1

Тема:

Знакомство с жизнью и творчеством Е. В. Острикова.

Цель:

Познакомим детей с жизнью и творчеством Е. В. Острикова.

Виды работы:

Беседа и рассказ  о жизни и творчестве Е. В. Острикова, работа с кроссвордом.

Результат:

Уже на первом занятии  дети готовили сообщения о жизни  и творчестве Евгения Васильевича, это для них творческая работа, дети учились выделять главное, существенное, цитировать и приводить примеры.

Занятие 2

Тема:

Чтение сказки «Муравушка».

Цель:

Способствовать развитию творческих способностей при чтении сказки «Муравушка».

Виды работы:

При чтении сказки «Муравушки» детям был предложен творческий пересказ от лица самого героя.

Результат:

С данным заданием справились 5 учеников из 11, пересказы были полные с точным выполнением задания (Рома Х.; Даша Х.; Алина М.; Альбина Б. и  Алексей К.). Трое из ребят (Ваня Я.; Саша Т.; Соня Н.) путались при пересказе, переходя то на пересказ от лица автора, то снова пересказывая сказку от лица героя. Двое из ребят (Алёна А.; Денис Б.) не справились с пересказом, им удалось пересказать сказку только от лица самого автора. При использовании данного творческого задания у детей развивается умение интерпретировать содержание.

Занятие 3

Тема:

Чтение сказки «Поганка».

Цель:

Способствовать развитию творческих способностей при чтении сказки «Поганка»

Виды работы:

При чтении сказки «Поганка» детям было предложено инсценировка сказки.

Результат:

Участвовать в инсценировке сказки согласились по собственному желанию 6 ребят (Рома Х.; Алина М.; Даша Х.; Ваня Я.; Денис Б.; Альбина Б.;). Одна девочка согласилась быть только автором сказки, отказавшись от игры на сцене. Трое ребят совсем отказались от участия в инсценировке, но, посмотрев на игру остальных ребят, они согласились тоже принять участие в игре, но только на второстепенные роли: игра деревьев, птичек, бабочек. Выявились явные лидеры (Рома и Альбина). Эти ребята сами распределили роли между остальными и сделали попытки самостоятельной постановки сказки. Творческие наклонности детей при использовании данного задания проявились в постановке голоса, в разнообразии интонирования, в использовании мимики, жестов, поз.

Задания 4

Тема:

Чтение сказки «Кукушонок».

Цель:

Способствовать развитию творческих способностей при чтении сказки «Кукушонок».

Виды работы:

Детям было дано задание  самостоятельно прочитать сказку и  подготовить настольный театр. Для этого дети были разделены на 3 группы. В конце занятия детям было дано задание изменить конец сказки «Кукушонок».

Результат:

Все три группы подготовили  настольный театр и показали их перед  всей группой. При использовании настольного театра у детей развиваются умение управлять фигурками персонажей в соответствии с содержанием сказки, правильно использовать интонацию, режиссёрские способности и постановочные качества. Со вторым заданием справилась часть детей, они предложили такие варианты конца сказки:

  • К кукушонку вернулась мама;
  • Кукушонок сам разыскал маму;
  • У кукушонка появились свои дети, и он воспитывал их сам и не бросил.

Задание 5

Тема:

Чтение сказки «Сыроежка».

Цель:

Способствовать развитию творческих способностей при чтении сказки «Сыроежка».

Виды работы:

При чтении сказки «Сыроежка» детям было дано задание подготовить  инсценировку сказки, но только при  помощи мимики и жестов - пантомимы. Результат:

Не смотря на сложность  и новизну данного для детей  задания, все они принимали активное участие в работе. Выступления были яркие и интересные. Игра детей была артистична и эмоциональна. Было видно, что дети точно поняли образы героев сказки и сумели  передать их характер. Творческие наклонности детей проявились в правильном использовании мимики, жестов, поз.

Задание 6

Тема:

Чтение сказки «Лупоглазая».

Цель:

Способствовать развитию творческих способностей при чтении сказки «Лупоглазая».

Виды работы:

На основе сказки «Лупоглазая» детям было предложено сочинить свою сказку на заданную тему «Путешествие Клюковки в городе злых Сухофруктов», либо написать рассказы о самом забавном случае из своей жизни.

Результат:

К заданию дети отнеслись  с интересом. Рассказы о самом забавном случае в их жизни написали все ребята. Но не просто написали, а еще и украсили рисунками и оформили в виде книжек. Дети проявили творческие способности в изложении своих мыслей и переживаний, а также самостоятельность в эстетичном оформлении своих рассказов.

Свои собственные сказки написали и оформили в виде книжек: Соня Н., Алина М., Альбина Б., Даша Х. Сказки безусловно нужно редактировать и дополнять – дети используют в основном глаголы (например: «Клюковка приехала в город, и пошла гулять», «ее схватили, но она смогла убежать») и допускают много синтаксических и грамматических ошибок. Эти сказки учат добру, внимательности, и как в настоящих сказках добро всегда побеждает зло (например, в сказке Алины М. злые Сухофрукты изменились и стали добры к окружающим, а у Альбины город злых Сухофруктов превратился в сказочную страну добрых волшебников).

Задание 7

Тема:

Чтение сказки «Черная Незнакомка».

Цель:

Способствовать развитию творческих способностей при чтении сказки «Черная Незнакомка».

Виды работы:

Детям предлагается оформить книгу по сказке «Черная Незнакомка».

Результат:

Каждый из ребят подготовил иллюстрацию к книге. Иллюстрации были оформлены в ярких тонах. У детей проявились оформительские способности.  Работы были выполненные очень аккуратно, точно подобран цвет, иллюстрации соответствуют тексту, это говорит о том, что ребята умеют выделять главное, правильно и верно выбирать материал. Некоторые иллюстрации были выполнены на примитивном уровне, изображения не полные, не точные, некоторые иллюстрации не соответствовали тексту, это говорит о том, что дети не умеют выделять главное, не умеют систематизировать материал, но не смотря на это, детям было очень интересно работать. На этом же занятии книга была оформлена.

Задание 8

Тема:

Чтение сказки «Иван-Силач».

Цель:

Способствовать развитию творческих способностей при чтении сказки «Иван-Силач».

Виды работы:

На данном занятии  проводилось выразительное чтение и инсценировка понравившихся отрывков.

Результат:

При выразительном чтении видно, что дети правильно передают характер героев при помощи интонации, паузы и логические ударения соответствовали содержанию сказки. При инсценировке отрывков принимали участие все дети. На данном занятии видно, что игра детей артистична, правильно используется мимика, жесты, позы. Дети играют увлеченно, с интересом.

Задание 9-10

Тема:

Постановка кукольного театра.

Цель:

Способствовать развитию творческих способностей детей.

Виды работы:

Постановка кукольного театра. Подготовка декораций.

Результат:

Результатом репетиций  является постановка кукольного театра. Дети были разбиты на группы: первая группа занималась постановкой самого кукольного театра. Вторая группа занималась подготовкой декораций, украшением сцены и пригласительными билетами. На занятии дети показали высокий результат, при постановке кукольного театра сложность заключается в том, что при помощи интонации нужно передать характерный образ героя. Если при инсценировании изобразить героя детям помогали пантомима и различные позы, то в кукольном театре, основная сложность ложится на правильное воспроизведение интонации. Паузы, эмоциональный тон, высота голоса, темп, логические ударения соответствовали содержанию сказки.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Баринова Е.А. Методика русского языка. М., «Просвещение» 1974 год.
  2. Богоявленская Д.Б.
  3. Кустарева В.А. Методика русского языка для школьных педагогических училищ. М., «Просвещение», 1982 год.
  4. Львов Т.Г. Методика обучению русского языка в начальных классах. М., «Просвещение», 1979 год.
  5. Нефедова З.А. Учебное пособие. Детская литература. М., Издательский центр «Академия», 1997 год.
  6. Тимофеев Л.И. Словарь литературоведческих терминов. М., «Просвещение», 1974 год.
  7. Научно – методический журнал «Начальная школа: плюс, минус» М., 10/1999 год. Абрамова К.А. Еще раз о работе с текстом на уроках чтения стр. 18
  8.  



Информация о работе Развитие творческих способностей учащихся в процессе изучения сказок Евгения Васильевича Острикова