Развитие творческих способностей учащихся

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2012 в 10:10, доклад

Описание работы

Творческий процесс очень труден. Ведь творец должен трудиться над решением задачи, не зная, есть ли у этой задачи решение, не зная, сможет ли он его найти, до тех пор, пока оно не будет найдено в неосознанном виде. Немногие способны на такой духовный поиск. Не всем, кто способен на это, дарован успех. Но, если кому – либо удается решить подлинно- творческую задачу то он переживает мощный эмоциональный подъем, который А.Эйнштейн сравнивал с религиозным экстазом или влюбленностью.

Работа содержит 1 файл

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ.doc

— 54.00 Кб (Скачать)

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ 

ОСОБЕННОСТИ ТВОРЧЕСКОЙ ОДАРЕННОСТИ 

Кураева Неля Михайловна, учитель физики высшей категории

г. Шелехов  МОУ  «Гимназия»

 

 Творческий  процесс очень труден. Ведь творец  должен трудиться над решением  задачи, не зная, есть ли у этой задачи решение, не зная, сможет ли он его найти, до тех пор, пока оно не будет найдено в неосознанном виде. Немногие способны на такой духовный поиск. Не всем, кто способен на это, дарован успех. Но, если кому – либо удается решить подлинно- творческую задачу то он переживает мощный эмоциональный подъем, который А.Эйнштейн сравнивал с религиозным экстазом  или влюбленностью.   
 

Личность это  человек обладающий сознанием и  индивидуальностью. Интеллектальная  сфера это имеющийся у человека запас знаний,  а также умственный потенциал. Обученность – уровень подготовки человека, результат усвоения им того или иного материала, обучаемость- это возможности человека, эмоциональная сфера – способность к саморегуляции, рефлексии. Лабильность нервной системы – приспособляемость к ситуации, ценностно-мотивационная сфера – это направленность личности, которая выражается в терминальных и инструментальных ценностях. Терминальные ценности это цели (например, получение образования, поступление в вуз). Инструментальные ценности – это тактические ценности, позволяющие достигать цели, занимать определенные социальные роли, позиции. Именно в этих ценностях проявляется отношение человека к себе, людям, к делу, а так же нравственный и моральный облик, мировоззрение.  

Развитие творческих способностей учащихся является одной  из главных задач обучения. Разнообразные  глубокие и прочные знания, умения и навыки, устойчивые познавательные интересы, любознательность, инициативность, максимальная целеустремленность и  настойчивость в решении задач – это все творческие предпосылки. А сами творческие способности оказываются показателями духовных сил человека. Творческая способность – это способность понять необходимость и возможность создания чего-то нового, способность формулировать проблему, мобилизовать необходимые знания для выдвижения гипотезы, подтвердить эту гипотезу теоретически и практически или совсем отказаться от нее, искать и найти решение проблемы, чтобы в результате создать новый оригинальный продукт (научное изобретение, оригинальные решение задачи и т.д.). Приведу пример: исследуя процессы в твердых кристаллических материалах (железо - никилевый сплав) мы решили выяснить возможно ли использовать этот сплав для записи информации, аналогичной штриховому кодированию. Эксперименты показали, что с помощью последовательного локального нагрева вдоль выбранного направления можно фиксировать электрические сигналы (термо - эдс) значительной величины. Опираясь на результаты экспериментов ученик 10 класса Макаров Иван придумывает способ записи и считывания информации, устройство для его реализации а так же создает компьютерную модель показывающую как реализуется данная технология. Это пример высокого творчества, одаренности данной личности. (слайд про Макарова) 

Проблема развития творческих способностей школьников в процессе обучения сложна и многогранна. При ее решении следует учитывать ряд особенностей творчества (объективные и субъективные стороны). Объективная сторона творчества определяется новизной и социальной ценностью конечного продукта. Его результатом должно быть например, какое-либо научное открытие, изобретение и т.д. Субъективная сторона определяется переживанием самого процесса творчества. Новизна полученного продукта, состояние вдохновения, внезапность догадки могут иметь субъективный характер. Это позволяет развивать творческие способности учащихся, организуя педагогический процесс так, чтобы поставить школьника в положение первооткрывателя того, что учителю уже давно известно, но ново для ученика. Другой особенностью развития творческих способностей является то, что они, как и любые другие способности развиваются в деятельности. Следовательно, главная задача учителя при решении этой проблемы – поиск путей и средств, а также форм организации творческой деятельности учащихся в процессе обучения.  

Хотелось бы обратить внимание на тот факт, что  творческий мыслительный процесс связан с особым видом мышления – интуицией, которая формируется скачком. Этапы  этого формирования отчетливо не выражены и ученик не может сразу  рассказать о том, как он пришел к полученному решению. Этот путь остается не осознанным, а логическое обоснование интуитивной догадки приходит позднее. Теоретическую проблему или практическую задачу можно решить последовательно логическими шагами, применяя знания. Этот процесс называется дискурсивным. Часто встречаются задачи, решаемые и дискурсивно и интуитивно.   

ОСОБЕННОСТИ ТВОРЧЕСТВА 

-               Ученик – первооткрыватель 

-               Творческие способности развиваются  в деятельности 

-               Особый вид мышления – интуиция 

-               Решение задач логическими шагами  – дискурсивное решение 

-               Эмоциональная окраска 

-               Проблема новизны  

 При организации  творческого процесса должны  быть реализованы два процесса: 1)надо обеспечить оптимальное соотношение между имеющейся информацией  и информацией необходимой для решения проблемы. Учебной информации должно быть несколько меньше, чем это необходимо для решения проблемы. 2)занятиям необходимо придать эмоциональную окраску. 

Одна из важных проблем управления творческой деятельностью  – это проблема новизны. Благодаря  этому учитель может создать  ситуацию для возникновения творческой проблемы, решение которой возможно на основе знания школьного предмета.

ЦИКЛЫ  НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ 

ФАКТ  -        ПРОБЛЕМА          -      ГИПОТЕЗА      -       ТЕОРЕТИЧСКОЕ СЛЕДСТВИЕ   -          ПРОБЛЕМА   -     ЭКСПЕРИМЕНТ      -    ПРАКТИКА 

  Приведу  пример, на уроке физики в 11 классе по теме: «Дисперсия света  и цветоассоциативный эксперимент» ученикам предлагается вспомнить явление природы – радугу (это факт), затем учитель задает вопрос о причине возникновения радуги (это проблема), учащиеся пытаются объяснить данное явление (выдвигают гипотезу или гипотезы), теоретически обосновывают свои предположения, возникают новые вопросы, например, окрашивает ли сама призма белый свет в различные цвета? (проблема). Далее проводится эксперимент со светофильтрами дается научное определение дисперсии света, и проводится тестирование по методике Люшера (практика). Рефлексия. Выводы.  

При выводе теоретических  следствий главную роль играет логика. При выдвижении гипотезы – выступает  интуиция. Надо догадаться какова причина  наблюдаемого явления, каков механизм, каково внутренне строение и т.д. Интуиция имеет большое значение при решении исследовательских проблем (почему?), конструкторского характера (как сделать?) Это наиболее трудные моменты в творческом процессе. Но именно они сопровождаются эмоциями, радостью, удивлением, удовлетворением, восторгом, которые придают творческой деятельности специфическую окраску возвышенности, а также окраску необычайности и притягательности.    

                                            МОТИВАЦИЯ   

Человек шел  по улице с тяжелым камнем. Прохожий спросил у него, зачем он это делает. «Я раб. Мне приказали, и я обязан нести». Другому,  несущему тяжелый камень, задали тот же вопрос. Он ответил: «Мне заплатили, чтобы я его перенес. Работа тяжелая, но все таки неплохая». И у третьего человека, несущего тяжелый камень, спросили, почему он это делает. «Я строю храм», - последовал ответ. 

Притча.  

Развитее творческих способностей неразрывно связано с  положительной мотивацией обучения, формированием познавательных интересов, способностей, глубокой и прочной  системой знаний, умением применять эти знания на практике.  Результаты психологического тестирования показали, что у учащихся олимпиадников более ярко выражены стремление к лидерству, умение работать организовано, логическое мышление, наличие в характере духа соревнования, напористости, чем у учащихся у которых слабо развита положительная мотивация к учебе.  

                             ОСОБЕННОСТИ ТВОРЧЕСКОЙ ОДАРЕННОСТИ 

Творчество –  это преобразующая деятельность, в результате которой создается  нечто новое. Творчество является высшим проявлением человеческих способностей. Как показывает практика, выявлению  творческой одаренности школьника  мало помогают тесты, определяющие уровень его интеллектуального развития, однако исследования проводить необходимо, например, методом креативного поля. Он основан на том, что процесс познания имеет внешний стимул только на первой стадии решения теоретической задачи или экспериментального исследования. Если ученик решение задачи воспринимает как цель, то процесс познания обрывается вместе с эти решением. Если ученик рассматривает решение задачи как средства для осуществления внешних целей, то наблюдается феномен самовыдвижения деятельности, который приводит к выходу за пределы заданного, что и позволяет увидеть непредвиденное. В этом случае способность к творчеству выявляется как способность осуществления познавательной деятельности. Рассмотрим пример: ученикам восьмого класса (28 человек) было предложено исследовать колебание груза на пружине искомую зависимость, которую в школе не изучали обнаружили 14 человек. Многие заметили, что при упругих колебаниях возникают колебания, которые мешают проводить исследования. Они тут же пытались их устранить. Однако. 2 ученика из 28 исследовали условия их возникновения, определили период перекачки энергии из одного вида колебания в другой и установили соотношение периодов при котором это явление более заметно. Таким образом 14 человек открыли для себя новый закон и лишь 2 человека открыли новый вид колебания (параметрическое колебание). 14 человек показали высокий уровень интеллектуального развития, а 2 – творческую одаренность. Здесь проявилась одна из особенностей одаренных детей – склонность к изменении идеи. 

Большой вклад  в формирование творческой одаренности  вносят экспериментальные задачи. Самое  простое экспериментальное задание  дает возможность выявить тех  учащихся, у которых имеются задатки  исследователей. Так, например, когда  ученики 8 класса измеряли электрическое сопротивление нити лампы, то большинство из них ограничились однократным  измерением напряжения и тока. Одни из них обнаружив расхождения в полученных результатах пытались улучшить свои расчеты нахождением среднего значения сопротивления, а разброс результатов объясняли только погрешностью приборов и лишь некоторые ученики (2-3 человека) обнаружив изменения значений электрического сопротивления лампы при изменении  силы тока, провели специальные исследования – зависимость сопротивления от температуры предварительно выдвинув гипотезу именно такие ученики заслуживают особого внимания. 

При проведении лабораторных работ учителя часто  рекомендуют ученикам выполнение работы по инструкции и многим детям это  не интересно. Совсем другое отношение к себе вызывает задание, когда надо догадаться как сделать опыт,  как получить результат. Например, по молекулярной физике при выполнении задания, основанное на использовании уравнения состояния идеального газа ученикам предлагалось догадаться  как можно измерить атмосферное давление имея резиновую трубку, воронку, сосуд с водой и линейку.  

Задача развития познавательный и творческих способностей учащихся не могут быть полностью  решены на уроках для их реализации могут быть использованы различные  формы внеурочной работы – это интеллектуальные соревнования, олимпиады, спецкурсы, факультативы, турниры. Развитие одаренного ученика целесообразно рассматривать как развитие его внутреннего, деятельностного потенциала, способности быть автором, творцом, активным создателем своей жизни, уметь ставить цель, искать способы достижения цели, быть стрессоустойчивой личностью.

В последнее  время в нейрофизиологической и  нейропсихологической литературе широкое  распространение получила теория функциональной ассиметрии мозга, которая в общем понимании трактуется так, что правое полушарие – это все художественное, интуитивное, а левое – рационально – логическое. Поэтому в основу особенностей когнитивного стиля личности положена концепция функционального доминирования работы левого и правого полушарий и связанных с этими особенностями «предпочтений» восприятии, интеллектуальных операциях и личностном поведении. Основываясь на научных данных мы в своей педагогической работе стараемся учитывать, что правое полушарие воспринимает всю новую информацию, передает ее в левое полушарие, оставляя себе копию виде образов. Мы считаем, что необходима цикличность, т.е. лево-правополушарная гармонизация. При развитии познавательной деятельности одаренных детей целесообразно чередование рациональных и эмоциональных видов деятельности, поэтому на уроках используем здоровьесберегающие технологии, которые помогают установить равновесие между правым и левым полушарием.

При реализации образовательных установок мы должны помнить о трех типах высшей нервной деятельности  (психики мышления), в соответствии с которыми можно условно обозначить три типа одаренных детей: 1) адекватный, с избирательной доминантностью (преобладание) левого и правого полушария в соответствии с решаемой задачей. 2) левополушарный, или мыслительный с преобладанием функций левого полушария (аналитик, прагматик) 3)правополушарный – с преобладанием функций правого полушария (художник, фантаст). И при составлении образовательных программ для одаренных детей олимпиадников мы прежде всего отмечаем следующие умения и навыки  в качестве предполагаемого результата: 1)когнитивные способности и навыки (перенос усвоенного на новый материал, установление причинно-следственных связей, нахождение нового нестандартного решения задачи, обнаружение скрытых зависимостей и связей, самостоятельный выход ученика за пределы учебной деятельности, использование альтернативных путей поиска информации, построение гипотез, умение предвидеть последствия, критичность в мышлении.  2) творческие способности (пытливость ума, стремление открывать и исследовать новое, культура рефлексии и предвосхищение результата, способность находить и выражать оригинальные идеи, изобретательные порывы и богатое воображение, интерес к парадоксам, импровизация и восприятие неоднозначных идей, дивергентное мышление.  

Информация о работе Развитие творческих способностей учащихся