Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2012 в 19:02, курсовая работа
Развитию творческих способностей учащихся способствуют уроки- КВНы, уроки-путешествия, экскурсии, викторины, разнообразие видов самостоятельной работы на уроках, и конечно , проектная деятельность, как групповая, так и индивидуальная.
Развитие творческих способностей на уроках географии
Само изучение географии – творческий процесс.
Одной из главных задач развития творческих способностей учащихся на уроках географии является:
Творческая работа-это всегда в большей или меньшей степени поиск, догадка, работа воображения. Дети любят сам процесс творчества ,он приносит им радость.
Развитию творческих способностей учащихся способствуют уроки- КВНы, уроки-путешествия, экскурсии, викторины, разнообразие видов самостоятельной работы на уроках, и конечно , проектная деятельность, как групповая, так и индивидуальная.
На сегодняшний день одной из главных педагогических задач является развитие творческих способностей , где важная роль отводится урокам географии.
Как показывает практика для учителя
это наиболее сложная и трудно
реализуемая задача. Так как учителю
нужно создать для каждого
учащегося такие условия, которые
позволяют ему творчески
Достижение этой цели позволяет решить многие задачи обучения, а именно:
Как утверждает психология- все способности человека развиваются в процессе обучения, необходимо чаще использовать активные методы обучения. Однако применять те или иные методы активизации педагогу необходимо учитывать уровень развития познавательных способностей учащихся. Задачи ,не соотнесённые с уровнем развития познавательных способностей учащегося не могут сыграть положительную роль в обучении ,так как они могут подорвать веру в свои силы и способности учащегося. Поэтому сложные познавательные задачи можно предъявлять ученикам обладающим высоким уровнем развития познавательных способностей.
Поэтому, развитие познавательных способностей учащихся - длительный процесс.
Активность учащихся.
Активность учащихся выражается через различные виды деятельности : трудовую, познавательную, общественную. В одних случаях активность может выражаться двигательная, физическая, в других- интеллектуальная, духовная. Оптимально для развития считается проявление всех форм активности. Это способствует всестороннему развитию личности. Таким образом развитие личности выражается в состоянии её активности.
У школьников зафиксировано три уровня активности:
Репродуктивно-подражательная активность. Она заключается в следующем.
Приобретение самостоятельного опыты действования приходит не сразу, а через освоение опыта других. В теории Л.С.Выгодского о зоне ближайшего развития ребёнка заключён значительный научный потенциал для анализа глубокого и сложного вопроса о подражательной активности ребёнка. Он установил ,что овладение всякой более сложной формой развития осуществляется ребёнком в сотрудничестве ,а затем уже самостоятельно. Это и означает ,что в сотрудничестве происходит овладение образами предметных действий и речевых форм, опытом других.
Более значимыми ресурсами обладает п
Ребёнок начинает самостоятельно искать пути решения поставленной задачи, размышляет о характере содержания ,и об условиях деятельности, и о своих возможностях. В этой ситуации он переходит на уровень поисковой активности, которая знаменует собой более высокий уровень деятельности.
Уровень творческой активности наиболее высокий. Творческая активность предоставляет широкие возможности для развития всех потенциальных сил воспитанника. К показателям творческой активности относится: новизна, оригинальность, отход от шаблона, неожиданность ,целесообразность, ценность.
Переход школьника на уровень творческой активности – свидетельство значительного скачка в общем развитии личности, его самоорганизации.
Творческая активность связана со сложной мотивацией деятельности. По этим показателям активности ,мы можем проследить и развитие ребёнка.
Для пробуждения и развития интереса учебная деятельность должна быть особым образом организована.
Доказано, что познавательная задача охотнее принимается учащимися, если предшествующей работе подготовлена соответствующая почва- созданы положительные отношения к учёбе, взаимное доверие учителя и учащихся, расположение к учителю и его предмету .Так же коллективное решение задачи, способствуют активизации умственного поиска учащихся.
Когда объясняется новый материал необходимо построить урок так, что бы ученик был задействован в процесс осмысления поставленной задачи. В ходе объяснения необходимо ставить вопросы перед учениками: “Как вы думаете”, “Зачем”, “Почему”.
Если педагог при объяснении темы ставит вопросы и сам на них отвечает , т.е. , учащимся выделена пассивная деятельность, они ведут себя безразлично. Результатом таких уроков являются поверхностные знания, не уменее их обосновать и применить.
Познавательный интерес
Труд, затраченный на воспитание познавательного интереса, оправдывает себя во всех отношениях- он повышает качество знаний, продвигает ребёнка в общем развитии, помогает преодолевать трудность, вносит радость в жизнь ребёнка, способствует продолжению образования и самообразованию ,поднимает всю личность ребёнка на более высокую ступень.
На своих уроках я использую учебную модель: Вызов- Осмысление- Размышление.
Стадия вызов: Приёмы на этой стадии направлены на активизацию ранее полученных знаний по теме, определение целей изучения предстоящего материала.
На стадии осмысления можно применить методические приёмы маркировка текста, (галочкой помечается то, что им известно, плюс – помечается то, что является для них интересным и неожиданным, вопросительный знак – ставится ,если у них возникает желание узнать о чём-то подробнее) , взаимоопрос (два ученика читают текст, останавливаясь после каждого абзаца ,и по очереди задают друг другу вопросы о прочитанном).
На стадии размышление, приёмы которыми пользовались (вызов ,осмысление),логически переходят в стадию размышления(что нового и важного ученики почерпнули из текста).
Самостоятельная работа учащихся служит
средством выполнения задания без
непосредственного участия
Очень важной ступенью в процессе подведения учащихся к самостоятельному приобретению новых знаний является комментированное упражнение. (Например: ученики выполняют работу в своих тетрадях ,но один ученик громко объясняет всё то, что он записывает в тетрадь .Весь класс тоже пишет. Если ученик замолкает, продолжает объяснение другой). Процесс мысли учащихся становится открытым и контролируемым, темп работы повышается.
При использовании творческих заданий, следует уделять личностному опыту учащихся и сориентировать их деятельность на достижение успеха. Каждый урок должен стать стимулом, чтобы ученики проверили свой творческий потенциал ,и у них возникла бы внутренняя потребность формировать в себе творческую личность.
Основой учебного процесса в частности предмета географии, является содействие педагога в творческом становлении личности ученика.
Мне очень нравится японская пословица, которая как ни кто говорит о творческом подходе обучения:
Расскажи - и я забуду,
Покажи - и я запомню,
Дай попробовать – и я пойму.
Я считаю, что использование на уроках различных конкурсах, инсценировок и рисунков пробуждают познавательный интерес учащихся. Одним словом чем больше педагог найдёт увлекательных моментов на уроке, тем выше эффективность обучения.
Например: Домашнее задание можно усложнить, задав дополнительный вопрос.
Это задание выполняется по желанию. Но на следующем уроке обязательно проверить кто справился с заданием.
Также предварительно за несколько уроков можно дать задание: рассказать о каком-либо географическом объекте. Класс делится на группы. Каждая группа представляет своё государство, можно использовать фото, рисунки, сувениры костюмы. За творчество исполнения оценка “5”.
В шестом классе по теме “Географические координаты”, можно провести урок-путешествие. Даётся несколько координат, учащиеся делают остановки в этих пунктах, изучая особенности местности.
Развитие познавательного
Информация о работе Развитие творческих способностей на уроках географии