Основы развития творческих способностей школьников

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2012 в 10:55, реферат

Описание работы

Внимание учащихся следует акцентировать на тех производственно-технических вопросах, которые требуют изобретательской и рацио-нализаторской деятельности, самостоятельного поиска наилучших вариан-тов организации и процесса труда, применения знаний и умений исследо-вательского характера. В системе трудового воспитания большая роль принадлежит техническому творчеству учащихся. Именно техническое творчество позволяет учащимся применять полученные в процессе трудо-вого обучения, знания, умения и навыки, испытывать эмоционально-положительные состояние от процесса трудовой деятельности, от общения с людьми труда, от преодоления возникающих трудностей.

Работа содержит 1 файл

РЕФЕРАТ.pdf

— 248.83 Кб (Скачать)
Page 1
РЕФЕРАТ
ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ
ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ШКОЛЬНИКОВ
План
1. Введение.
2. Сущность и понятие технического творчества учащихся .
3. Особенности технического творчества.
4. Методы поиска решения творческих технических задач.
a. Конструирование (моделирование) - метод, используемый в про-
цессе технического творчества.
b. Обратная мозговая атака.
5. Применение обратной мозговой атаки для решения различных типов
задач.
ВВЕДЕНИЕ
Повышение творческой активности трудящихся во многом зависит
от их подготовки к изобретательской и рационализаторской деятельности.
Новаторам производства, творчески относящимся к своему труду, нужны
не только глубокие знания научно-технических и экономических основ
производства, но и специальные знания и умения по рационализации и
изобретательству. Основы их должны быть заложены еще в школе.
Учитель трудового обучения принимает непосредственное участие в
подготовке подрастающего поколения к трудовой творческой деятельно-
сти. На уроках труда, в процессе профессионального обучения и произво-
дительного труда учащихся, во внеклассной работе он должен формиро-

Page 2

вать знания, развивать творческие способности школьников, воспитывать у
них черты личности, необходимые изобретателю, рационализатору, нова-
тору производства.
Внимание учащихся следует акцентировать на тех производственно-
технических вопросах, которые требуют изобретательской и рацио-
нализаторской деятельности, самостоятельного поиска наилучших вариан-
тов организации и процесса труда, применения знаний и умений исследо-
вательского характера. В системе трудового воспитания большая роль
принадлежит техническому творчеству учащихся. Именно техническое
творчество позволяет учащимся применять полученные в процессе трудо-
вого обучения, знания, умения и навыки, испытывать эмоционально-
положительные состояние от процесса трудовой деятельности, от общения
с людьми труда, от преодоления возникающих трудностей.
Техническое творчество способствует расширению кругозора
школьников, развитию их способностей и интересов, развивает их потреб-
ность в творческой деятельности, укрепляет волю и характер, помогает со-
вершенствованию. Психологи утверждают, что творчество может прояв-
ляться независимо от возраста человека во всех областях его деятельности.
Все, без исключения, люди обладают творческим потенциалом, хотя и в
разной степени, творческие способности поддаются развитию. Эти поло-
жения позволяют говорить о необходимости раннего включения всех уча-
щихся в творческую деятельность. В педагогике существует утверждение,
что если к творческой деятельности «...не начинать приучать с достаточно
раннего возрастало ребенку будет нанесен ущерб трудно восполнимый в
последующие годы. Поэтому творчеству надо учить с самого раннего воз-
раста.»
СУЩНОСТЬ И ПОНЯТИЕ ТЕХНИЧЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА
УЧАЩИХСЯ
В современных условиях проблеме творчества и творческой лично-
сти уделяют внимание философы, социологи, педагоги, психологи. Психо-

Page 3

логи убедительно доказали, что задатки творческих способностей присущи
любому человеку, любому нормальному ребенку. Различие состоит лишь в
масштабах достижении и их общественной значимости.
Не менее важным, чем предыдущий, является вывод психолого-
педагогической науки о том, что творческие способности необходимо раз-
вивать с раннего возраста. В педагогике считается доказанным, что если к
творческой деятельности не начать приучать с достаточно раннего возрас-
та, то ребенку будет нанесен ущерб, трудно восполнимый в последующие
годы. Поэтому творчеству надо учить с самого раннего возраста, и этому
можно научить.
Педагогикой также определены пути развития творческих спо-
сооностей. Общим для них является включение детей в творческую дея-
тельность.
Как известно главный труд детей — учеба. Поэтому вполне очевид-
но, что для воспитания творческих черт личности у учащихся его нужно
сделать творческим. К сожалению, в нашей школе преобладает репродук-
тивное обучение. Процесс обучения часто представляет собой передачу
информации от учителя к ученикам. Учитель при этом выступает в каче-
стве передатчика готовой информации, знаний, а учащиеся — пассивных
«запоминающих устройств». Чем точнее на последующих уроках ученик
воспроизводит полученные в готовом виде знания, тем он лучше успевает.
Репродуктивно полученные знания и умения не находят применения
на практике. Знания и умения даются учащимся как бы впрок, на будущее,
хотя хорошо известно, что ребенок не осознает этого, он живет настоящим.
Со временем у ученика вырабатывается не только стереотип такой дея-
тельности, но и характер мышления.
Сказанное выше всецело относится и к трудовому обучению. В тру-
довом обучении еще в большей мере, чем по другим учебным предметам,
используются репродуктивные методы обучения. Учителя редко прибега-
ют к решению технических задач, использованию проблемности, техниче-

Page 4

скому эксперименту, эвристическим беседам и т. д. Требует значительного
углубления политехнический принцип обучения. На современном этапе
развития науки и техники трудовое обучение надо поставить так, чтобы
учащиеся не только знакомились с современными достижениями в технике
и на производстве, но и получали обобщенные знания о них, были при-
частны, пусть даже в самом малом, к совершенствованию производства.
Для удовлетворения социального запроса общества в творческих
кадрах, нужно коренным образом перестроить обучение в школе и, прежде
всего, в творческом плане. Для этого надо шире использовать достижения
психолого-педагогической науки, внедрять в школу творческие методы
обучения и воспитания, находить средства, повышающие познавательную
активность школьников.
Творческая активная деятельность в процессе обучения формирует у
школьников ряд качеств, которые в конечном итоге положительно скажут-
ся на характере личности будущего рабочего, инженера, ученого.
Однако было бы неправильно полагать, что воспитание творческих
черт личности школьников возможно только в учебной деятельности.
Наоборот можно утверждать, что только в процессе обучения в школе, да-
же самого творческого, нельзя в надлежащей мере развить творческие чер-
ты личности. Нужна непосредственная, практическая деятельность в кон-
кретном виде творчества — техническом, художественном и т. д.
Детское техническое творчество учащихся — наиболее массовая
форма привлечения учащихся к творчеству. В определении понятия «дет-
ское техническое творчество» существуют две точки зрения — педагоги-
ческая и психологическая. Педагоги рассматривают детское техническое
творчество не только как вид деятельности, направленный на ознакомле-
ние учащихся с разнообразным миром техники, развития их способностей,
но и как один их эффективных способов трудового воспитания и политех-
нического образования. Психологи в детском техническом творчестве
больше внимания уделяют своевременному выявлению у учащихся спо-

Page 5

собностей к определенному виду творчества, установлению уровня их
формирования и последовательности развития. Другими словами, в про-
цесс управления творческой деятельностью учащихся психологи включа-
ют методы правильной диагностики творческих способностей, которые
помогут понять в каком виде деятельности и при каких условиях учащиеся
смогут наиболее продуктивно проявить себя.
Таким образом, с учетом педагогической и психологической точек
зрения детское техническое творчество — это эффективное средство вос-
питания, целенаправленный процесс обучения и развития творческих спо-
собностей учащихся в результате создания материальных объектов с при-
знаками полезности и новизны.
Новое в детском техническом творчестве, в основном, носит субъек-
тивный характер. Учащиеся часто изобретают уже изобретенное, а изго-
товленное изделие или принятое решение является новым только для его
создателя, однако педагогическая польза творческого труда несомненна.
Результат творческой деятельности учащихся — комплекс качеств творче-
ской личности: умственная активность, стремление добывать знания и
формировать умения для выполнения практической работы, самостоятель-
ность в решении поставленной задачи, трудолюбие, изобретательность и
др.
Анализ психолого-педагогических исследований и опыта позволяет
прийти к выводу, что техническое творчество создает прежде нечто благо-
приятные условия для развития технического мышления учащихся.
Оно находится в сложной взаимосвязи с обычным мышлением. Во-
первых, оно развивается на основе обычного мышления, т. е. псе состав-
ляющие компоненты обычного мышления присущи и техническому.
Например, одной из важнейших операций обычного мышления является
сравнение. Оказывается, без него немыслимо и техническое мышление. То
же можно сказать и о таких операциях мышления, как противопоставле-
ние, классификация, анализ, синтез и др. Характерным является только то,

Page 6

что перечисленные нише операции мышления в технической деятельности
развиваются на техническом материале. Во-вторых, обычное мышление
создаст психофизиологические предпосылки для развития техническою
мышления. В результате обычного мышления, развивается мозг ребенка,
его ассоциативная сфера, память, приобретается гибкость мышления.
В то же время понятийно-образный аппарат обычного мышлении не
располагает теми понятиями и образами, которые необходимы для техни-
ческого мышления. Да и сами понятия по характеру в обычном мышлении
и техническом отличаются между собой. Например, понятия, взятые из
технологии металлов, включают и себя сведения из различных наук (физи-
ки, химии и др.). Они представляют собой не механический конгломерат
сведений, и являются единством существенных признаков технологиче-
ского процесса или явления, рассматриваемых с точки зрения разных
Но наиболее важным является то, что в процессе технического мыш-
ления не стоят две относительно самостоятельные задачи: Формирование
понятий, знаний и обучение приемам их использования. «Здесь нет про-
блемы применения знаний, потому что она стоит всегда, само собой разу-
меется. Указанные две задачи слиты воедино во времени, ибо техническое
понятие (каким бы абстрактным оно ни было по духу), по содержанию
своему нацелено на практическое использование, имеет прикладной харак-
тер» [1].
В техническом мышлении в отличие от обычного мышления суще-
ственно отличаются и образы, которыми оперирует учащийся. Сведения о
форме технического объекта, его размерах и других особенностях задают-
ся не готовыми образцами, как в обычном мышлении, а системой аб-
страктных графических знаков и линий — чертежом. Причем чертеж не
дает готового образа того или иного понятия, его нужно самостоятельно
представить. Технические образы, как правило, сложны по структуре,
имеют сложную пространственную зависимость и соотношения. Кроме то-
го, они находятся в непосредственном взаимодействии, в динамике. Вот

Page 7

почему при решении производственно-технических задач очень трудно, а в
ряде случаев и невозможно представить конечный результат. Любое тех-
ническое решение должно быть подвергнуто практической проверке. Но-
вая машина или изделие, технический процесс не внедряются в массовое
производство без предварительной проверки на опытных образцах.
Как и в обычном мышлении, технические образы, являясь важней-
шим компонентом технического мышления, не исключают абстрактного
мышления.
Рассмотренные выше особенности технического мышления позво-
ляют заключить, что формирование его основных компонентов должно
осуществляться не только в процессе обучения, но и во всех видах вне-
классной работы по техническому творчеству.
Особое внимание в процессе технического творчества учащихся
должно уделяться формированию технических понятий, пространственных
представлений, умений составлять и читать чертежи и схемы. В процессе
технического творчества учащиеся неизбежно совершенствуют свое ма-
стерство во владении станочным оборудованием и инструментами. Нема-
ловажное значение техническое творчество имеет для расширения поли-
технического кругозора школьников. В процессе творческой технической
деятельности учащиеся сталкиваются с потребностью в дополнительных
знаниях о технике: в изучении специальной литературы, ознакомлении с
новинками техники, консультациях специалистов.
Практика показывает, что многие старшеклассники имеют весьма
разносторонние знания по избранному профилю. Эти знания важны не
столько тем, что ими располагает школьник, сколько тем, что они получе-
ны путем самообразования. В процессе самообразования вырабатываются
качества, которые во многом предопределяют дальнейшее развитие твор-
ческих черт личности. Прежде всего, в процессе самостоятельной работы
по приобретению знаний развиваются общее и техническое мышление. В
свою очередь, развитие интеллекта способствует более глубокому по-

Page 8

ниманию причинно-следственных связей в явлениях природы.
Техническое творчество способствует также приобретению опыта
технической творческой деятельности, имеющего огромное значение для
формирования личности. Во-первых, он позволяет на основе полученных
знаний и умений приобретать новые. Во-вторых, опыт в определенной сте-
пени уменьшает вероятность выбора ошибочного пути при решении тех-
нических задач. В-третьих, опыт способствует выработке умений переноса
знаний и умений в новые условия применения. В практике творческой дея-
тельности есть много случаев, когда сложные технические задачи реша-
лись именно благодаря переносу опыта решения аналогичных задач.
Творческая деятельность способствует формированию у школьников
преобразующего отношения к окружающей действительности.
У человека, который не занимается творческой деятельностью, выра-
батывается приверженность к общепринятым взглядам и мнениям. На его
восприятие влияют привычные установки, оценки и т. д. Это приводит к
тому, что в своей деятельности, работе и мышлении он не может выйти за
пределы известного. Со временем стереотип такой деятельности закрепля-
ется и порождает косность мышления, от которой человеку трудно изба-
виться. Если же с раннего возраста детей включать в творческую деятель-
ность, то у них развиваются пытливость ума, гибкость мышления, память,
способность к оценке, видение проблем, способность предвидения и дру-
гие качества, характерные для человека с развитым интеллектом. С возрас-
том эти качества укрепляются, совершенствуются и становятся неотъем-
лемыми чертами личности человека.
Эффективность формирования и развития творческих черт личности
во многом зависит от умения педагогов организовать творческую деятель-
ность учащихся. Одним из главных педагогических требований к учениче-
ской творческой деятельности является возрастных особенностей школь-
ников. Без учета особенностей развития психики детей невозможно пра-
вильно соотнести между собой цель, мотивы и средства достижения цели.

Page 9

Особого внимании требуют к себе мотивы деятельности. Ведь собственно
они определяют интерес к работе, возникновение проблемной ситуации и
стремление к достижению цели.
Немаловажное значение в организации творческой деятельности
школьников имеет доступность предлагаемых технических задач и зада-
ний. Сложность их должна быть строго согласована с шагом творческого
развития школьников. Психологией установлено, что каждый человек име-
ет свой, присущий только ему шаг творческого развития. Замедление раз-
вития, а тем более ускорение всегда приводит к нежелательным послед-
ствиям. Данное требование порождает новое — умелое сочетание индиви-
дуальной и коллективной творческой деятельности школьников.
Кружковая, внеурочная творческая деятельность детей тем и хороша,
что позволяет оптимально сочетать индивидуальную работу с коллектив-
ной. Большое значение в творческой деятельности имеет непрерывность
творческого процесса. Практика показывает, что эпизодическая творческая
деятельность малоэффективна. Она может вызвать интерес к конкретной
выполняемой работе, активизировать познавательную деятельность во
время ее выполнения, может даже способствовать возникновению про-
блемной ситуации. Но эпизодическая творческая деятельность никогда не
приведет к развитию творческого отношения к труду, стремления к изоб-
ретательству и рационализации, экспериментаторской и опытнической ра-
боте, т. е. к развитию творческих качеств личности. Непрерывная, система-
тическая творческая деятельность на протяжении всех лет обучения в шко-
ле, как свидетельствует опыт, непременно приводит к воспитанию устой-
чивого интереса к творческому труду.
Большое значение в воспитании творческих черт личности имеет ре-
зультативность творческого труда. Особую ценность представляет в этой
связи труд, направленный на совершенствование производства, повыше-
ние эффективности оборудования и т. д. Экономический эффект творче-
ских усилий является мощным стимулом к творческой деятельности.

Page 10

Опытные руководители кружков технического творчества используют это
в практической работе посредством установления связей с производством.
Знакомясь с производством, учащиеся находят возможность для со-
вершенствования оборудования, инструментов, технологических процес-
сов, а затем формулируют технические задания и разрабатывают их. И не-
редко находят такие решения, которые являются рационализаторскими
предложениями и даже изобретениями.
Требование результативности особенно важно, так как получаемый
результат вызывает положительный эмоциональный настрой, стимулирует
творческую активность учащихся. Результативность творческой деятель-
ности следует рассматривать не только по отношению к конечному «про-
дукту», но и применительно к каждому этапу выполнения творческого за-
дания.
ОСОБЕННОСТИ ТЕХНИЧЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА
Анализ творческой деятельности позволил выделить ряд этапов тех-
нического творчества. Конечно, выделение этих этапов — условно, так как
процесс творчества непрерывный. Выделение этапов преследует методиче-
скую цель. На их основе можно определить содержание работы учащихся в
процессе технического творчества, определить формы, методы и средства
развития творческих способностей на каждом из относительно самостоя-
тельных этапов, наметить последовательность развития тех или иных ка-
честв творческой личности школьников. В психолого-педагогической ли-
тературе выделяется различное количество этапов. Анализ всех подходов к
делению позволяет считать, что практику технического творчества уча-
щихся наиболее удовлетворяет условное разделение творческой деятель-
ности на семь этапов.
Однако при любой творческой деятельности должны быть вычлене-
ны три основных этапа выполнения задания: осознание и обоснование
идеи; техническая разработка задания и практическая работа над ним;
апробирование объекта в работе и оценка результата творческого решения.

Page 11

Каждый этап должен иметь отчетливо выраженный результат: па первом
этапе им является осмысленная и принятая идея; на втором — конструк-
торско-технологическая разработка идеи, доведение ее до возможности
практической реализации и практическая реализация решения; на третьем
— анализ, доработка и оценка решения. Результативность каждого этапа
выполнения творческого задания тесно связана с развитием у школьников
технического мышления и трудовых умений и навыков.
Весьма полезными для развития технического мышления школьни-
ков являются упражнения на сравнение и противопоставление, задания на
выделение в массе учебной информации смысловых элементов, задачи,
предусматривающие расчет эффективности работы технического устрой-
ства, машины и др.
Существенным моментом творческого процесса является обнаруже-
ние школьниками технического противоречия, возникновения проблемной
ситуации. При этом учащийся осознает замысел технического несоответ-
ствия, констатирует наличие задачи, проблемы. Посредством сравнения
сторон противоречия происходит локализация области поиска — школь-
ник осознает смысл задачи. Сначала она у него возникает в виде нечетко
поставленного вопроса перед собой. Затем в процессе переработки собран-
ной информации техническая задача уточняется и формулируется. Адек-
ватность формулировки задачи создавшейся ситуации иногда вызывает за-
труднения, ее полнота и точность зависят от умения ученика словесно вы-
ражать мысль, которая базируется на знании языка, основных правил логи-
ки, осознанности сущности технических понятий и др.
В практике технического творчества техническую задачу педагог ча-
сто формулирует сам, дает ее в готовом виде. В таких случаях после анали-
за ее условия и под воздействием возникшей проблемной ситуации, уча-
щийся может принять задачу в той формулировке, которая ему была пред-
ложена учителем, но может и изменить, переформулировать ее. Как пока-
зывает опыт, в большинстве случаев учащиеся, предложенные им задачи,

Page 12

формулируют сами. Это происходит под влиянием субъективного понима-
ния сущности явлений, отраженных в задаче, и является показателем того,
что ученик ее «принял». На втором этапе сформулировав задачу или осо-
знав ее формулировку, данную учителем, учащийся приступает к поиску
способа решения. Вначале, как правило, он обращается к прошлому опыту,
мысленно отвечая на поставленные перед собой вопросы: что из известно-
го можно использовать для решения задачи? Не встречалась ли раньше
аналогичная задача? Не обнаружив сходства, школьник отказывается от
намерений воспользоваться известными способами решения задач и при-
ступает к поиску новых. В ходе такой деятельности может возникнуть до-
гадка о новом способе решения задачи. Если же этого не произойдет, уча-
щийся продолжает анализ создавшейся ситуации, в процессе которого
происходит отбор информации, установление связей между данными зада-
чи и ее требованием. Это обусловливает выдвижение предположений о
способах решения стоящей перед ним задачи.
Выдвижение предположений обычно происходит путем догадки. Од-
ни предположения могут строиться на основе опыта, другие — на обобще-
ниях известных знаний, третьи — на основе аналогий, четвертые — на ис-
пользовании абстракций. Аналогия и перенос известных способов решения
в новую ситуацию, ассоциативные связи на этом этапе играют главную
роль. Основной задачей на третьем этапе является разработка документа-
ции, необходимой для изготовления опытного образца. Процесс конструи-
рования условно можно разделить на четыре составляющие: составление и
уточнение технического задания; эскизное конструирование; разработка
технического проекта; создание рабочего проекта. На практике могут осу-
ществляться не все четыре этапа конструирования, а только некоторые из
этих этапов. Это зависит от многих обстоятельств и прежде всего от воз-
раста учащихся, их подготовленности к творческой деятельности, решае-
мой технической задачи и др. Наиболее часто прибегают к эскизному кон-
струированию и составлению рабочих чертежей для сложных деталей. В

Page 13

процессе конструирования школьники обнаруживают погрешности и не-
удачные решения отдельных составляющих технического устройства,
уточняют форму и размеры устройства в целом, обеспечивают взаимоза-
меняемость, преемственность и агрегатирование. В дальнейшем возникает
сложность с расчетными работами. Дело в том, что конструирование бази-
руется на сложных расчетах, которые часто не доступны для учащихся да-
же старших классов. Например, для проведения расчета на прочность
необходимы знания основ теоретической механики, сопротивления мате-
риалов, теории механизмов и машин, а также других учебных предметов,
изучаемых в высших учебных заведениях. Поэтому в школьном техниче-
ском творчестве ведут расчеты на прочность с использованием прибли-
женных методов или прибегают к интуиции и здравому смыслу. Кинема-
тические расчеты более доступны для учащихся, поэтому их проводят во
всех случаях. Если в школе имеется ученическое КБ, можно воспользо-
ваться его помощью.
В практике технического творчества часто используются готовые де-
тали, узлы и механизмы. Их применение оправдано по двум причинам. Во-
первых, используются детали, узлы, механизмы непригодной для эксплуа-
тации техники, что более доступно. Во-вторых, появляется возможность
использовать механизмы, которые не удается изготовить в условиях учеб-
ных мастерских. Например, таких как дифференциальный механизм, чер-
вячная передача, детали гидросистемы и др.
На третьем этапе школьниками создается, совершенствуется и испы-
тывается опытный образец. После испытания проводится отделка техниче-
ского устройства и подготовка технической документации на внедрение,
промышленное изготовление или, что чаще всего бывает, выставочного
образца.
Для технического творчества школьников, особенно его заключи-
тельного этапа, самого емкого по затратам времени, трудовое обучение как
учебный предмет создает наиболее благоприятные условия. На учителя

Page 14

трудового обучения возлагается ведущая роль в организации детского тех-
нического творчества в школе. Его психолого-педагогическая, методиче-
ская и специальная подготовка во многом определяет творческую актив-
ность учащихся. Для эффективного руководства детским техническим
творчеством учитель трудового обучения должен знать методы и приемы
развития познавательной активности, технической памяти, смекалки и
наблюдательности учащихся и уметь подобрать формы и методы органи-
зации творческой деятельности учащихся в конкретных утопиях, заинтере-
совать, привить любовь к творческому поиску.
МЕТОДЫ ПОИСКА РЕШЕНИЯ ТВОРЧЕСКИХ
ТЕХНИЧЕСКИХ ЗАДАЧ
К основным методам поиска решения творческих технических задач
относятся метод «мозгового штурма», предложенный американским изоб-
ретателем А. Осборном, синектика, морфологический анализ, метод кон-
трольных вопросов, алгоритм решения изобретательских задач (АРИЗ),
функционально-стоимостный анали , функционально-физический метод
конструирования , метод фокальных объектов , метод гирлянд случайно-
стей и ассоциаций , обратная мозговая атака.
Конструирование (моделирование) - метод , используемый в про-
цессе технического творчества.
Всесторонние и глубокие знания, умения и навыки, формируемые у
учащихся в школьный период в процессе обучения во взаимосвязи с тех-
ническим творчеством, оставляют неизгладимый след в жизни каждого
подростка, определяют и закрепляют его интересы, развивают волю,
стремление к преодолению трудностей и творческую направленность к
любой трудовой деятельности. Самостоятельное конструирование приви-
вает умение обращаться с материалами и инструментами.
Творческие задания частого характера, например, по увеличению или
уменьшению размеров, изменению (улучшению) изделия путем замены
деталей, узла или части устройства более эффективным, улучшению внеш-

Page 15

него вида изделия и т.д., способствуют включению учащихся в творческий
процесс, связанный с обоснованием идеи и конструктивной разработкой
изготавливаемого технического объекта.
В настоящее время определен ряд эффективных методов, к которым
относятся конструирование (моделирование) изделий, манипулятивное
конструирование, применение технической документации с сокращенными
данными, решение творческих задач, выполнение творческих заданий,
мысленный эксперимент, поиск и устранение неисправностей с использо-
ванием технических средств и др. Использование этих методов в опреде-
ленной системе позволяет развивать творческие способности учащихся и
пробуждать у них интерес к труду в области техники.
Конструирование (моделирование) технических объектов - основной
метод, используемый в процессе технического творчества учащихся всех
возрастных групп. Он связан не только с решением творческой задачи на
конструирование или моделирование изделий, но и с необходимостью тех-
нологической разработки и изготовления данного объекта. Конструктор-
скую деятельность следует рассматривать как процесс, неразрывно связан-
ный с формированием и развитием технических знаний и умений, а также
творческих компонентов этой деятельности (пространственное воображе-
ние и восприятие, техническое мышление, конструкторская смекалка, ма-
нуальная ловкость умение оперировать имеющимися знаниями и др.). На
передний план здесь выдвигается творческое применение знаний на прак-
тике. Широко используют в организации технического творчества детей
метод манипулятивного конструирования - конструирование объектов при
помощи различного вида «конструкторов». Этот метод наиболее успешно
используется в работе с учениками I - IV классов. На первоначальном эта-
же он позволяет научить ребят устанавливать взаимосвязи, проводить ана-
лиз работы деталей, узлов и всего устройства. Если в «конструкторе» есть
детали для конструирования различных вариантов одного и того же изде-
лия, то перед учеником можно поставить задачу выборе наиболее эффек-

Page 16

тивного варианта. Этот метод может быть использован на этапе моделиро-
вания технических объектов или отдельных из узлов.
Развитию технического мышления детей способствуют такие мето-
ды, как применение технической документации с сокращенными данными.
Учащимся предлагаете я документация (чертеж, схема, технологическая
карта),в которой отсутствуют определенные элементы - их требуется найти
.После нахождения этих элементов ученик выбирает рациональный путь
изготовления изделия, вносит необходимые изменения в техническую до-
кументацию. Мысленный эксперимент - один из наиболее эффективных
методов формирования способности к исследованию у учащихся старших
классов. Мысленный эксперимент важен и для развития творческого вооб-
ражения и эвристического мышления. Школьник оперирует простран-
ственными образами, мысленно ставит тот или иной объект в различные
положения и подбирает такие ситуации, в которых, как и в обычном опыте,
должны проявляться наиболее важные или почему-либо интересные осо-
бенности данного предмета или явления. Мысленный эксперимент с успе-
хом используют при анализе поведения различных схем устройств в соот-
ветствующих условиях, при определении причин неисправностей и нахож-
дении способов их устранения и т.п.
Поиск и устранение неисправностей (VIII - XI классы) в устройствах,
металлообрабатывающем оборудовании, приборах, аппаратах -этот метод
применяют во взаимодействии с творческими задачами или заданиями,
мысленным экспериментом и др. При определении характера неисправно-
стей у учащихся развивается творческое воображение, формируется способ
деятельности, позволяющий избежать непроизводительных действий, со-
вершающихся по методу проб и ошибок. Большое значение в развитии
творческого мышления учащиеся имеют лекции, беседы, чтение научных
статей, написание отчетов о самостоятельно выполненных исследованиях,
вовлечение учащихся в коллективное обсуждение научных проблем и об-
мен информацией в связи с поисковой деятельностью и т.п.

Page 17

Процесс технического моделирования состоит из следующих трех
основных этапов; подготовка технической документации на изготовление
модели (технические условия, чертежи, технология); изготовлении модели;
испытание модели.
В процессе обучения школьников техническому моделированию
важно показать им использование закономерностей и явлений природы в
практической деятельности человека, ознакомить с основами современно-
го промышленного производства. При этом нужно связать знания учащих-
ся по основам наук с их практической работой в мастерских.
Деятельность учащихся в процессе технического моделирования за-
ключается главным образом в разработке технической документации и из-
готовлении модели. Поэтому приходится ориентироваться прежде всего на
такие модели, которые являются наиболее удобными для включения уча-
щихся в разработку чертежей, составление технологического процесса, из-
готовление деталей модели и их сборку. Перечислим требования, которым
следует руководствоваться при выборе объектов моделирования и опреде-
лении задания учащимся: 1)приемлемость с точки зрения задач политехни-
ческого оборудования; 2)базирование на знаниях учащихся по основам
наук. Если учащийся предстоит увидеть на примере модели использование
в практике определенных естественнонаучных закономерностей и явлений,
то они должны быть предварительно ознакомлены с этими закономерно-
стями и явлениями по курсу физики, химии и т.д.; 3) использование глав-
ным образом тех умений и навыков по обработке материалов, которые
учащиеся уже приобрели на занятиях в мастерских; 4)посильность для
учащихся определенной возрастной категории.
Таким образом, моделирование в школе существенно отличается по
своим задачам от аналогичного процесса в условиях производства. В шко-
ле моделирование рассматривается, как процесс обучения учащихся чте-
нию и составлению чертежей, как процесс ознакомления учащихся с эле-
ментами конструкторских и технологических знаний и применения этих

Page 18

знаний на практике. Поэтому моделирование нельзя ограничивать какой-то
одной либо несколькими учебными темами, оно должно иметь место на
протяжении всего периода знаний в мастерских.
Обратная мозговая атака
Современные методы МА (МШ) имеют далекую предысторию в 16-
17 века - время расцвета смелых морских путешествий. В это время в мор-
ской практике вырабатывается порядок действий на случай, когда судно
терпит аварию или бедствие. В таких экстремальных ситуациях капитан
судна (или оставшийся старший по положению) проводит со своей остав-
шейся командой непродолжительный корабельный совет, на котором каж-
дый должен высказать свои предложения по устранению возникших за-
труднений и опасностей. При этом соблюдается строгий порядок высту-
павших. Сначала высказывались юнги и младшие матросы и т.д. до капи-
тана. Такая процедура стимулировала мышление более старших и опытных
людей, которые приходили к более толковым и приемлемым идеям. Со-
временные методы МШ возникли и были развиты в США. Их основатель,
А. Осборн, во время второй мировой войне был капитаном небольшого
транспортного судна. Однажды судно под его командованием везло груз в
Европу и оказалось без охраны и прикрытия. В это время была получена
радиограмма о возможном нападении немецких подводных лодок. Осборн
собрал всех на палубе, сообщил о ситуации и попросил подумать и выска-
зать свои соображения по поводу того, что необходимо сделать, чтобы
предотвратить гибель судна, которое не имело эффективных средств защи-
ты. Один из матросов сказал , что нужно всей команде встать вдоль борта,
к которому будет приближаться торпеда, дружно дуть на торпеду и
«отдуть ее в сторону». На этот раз встреча с подводными лодками не была
роковой. Однако высказанная матросом смешная абсурдная идея оказалась
плодотворной. Когда судно вернулось на свою базу, Осборн по разрабо-
танным в пути эскизам изготовил вентилятор. Могучий направленный по-
ток воды, создаваемый этим вентилятором в одном из рейсов действитель-

Page 19

но «отдул» торпеду от борта.
Одной из разновидностей коллективного поиска решении является
обратная мозговая атака. Метод называется так потому, что главное назна-
чение - найти как можно больше недостатков v машины или процесса. Вы-
явление недостатков позволяет поста вить новые изобретательские задачи,
наметить пути усовершенствования.
Для лучшего уяснения смысла и сути обратной мозговой атаки Мож-
но привести несколько производственных ситуаций.
ПРИМЕР 1. Однажды мы проводили анализ контактов большого ав-
томатического выключателя. Очередное заседание началось вяло, контак-
ты казались вполне благополучными, ни каких особых претензий к ним не
предъявляли ни конструкторы, ни технологи... Наверное, мой вопрос пока-
зался странным «Допустим, мы не можем улучшить контакт. А ухудшить
можно? Как?».
Первые предложения были не очень остроумные. Выполнить контакт
из непроводящего материала, нарушить размеры положить готовый кон-
такт под пресс...
- Нет, это не годится! - ответил я. - Такое ухудшение сраму заметит
отдел технического контроля, заказчик не примет... Как испортить контакт,
чтобы никто этого не заметил, чтобы он сломался уже на объекте, а к нам
нельзя было предъявить никаких претензий?
- Диверсию, что ли, придумать?
- Да, диверсию!
Откуда только взялся энтузиазм! Все стали предлагать свои вариан-
ты. Вот один из них:
- Контакт изготавливают из двух частей, которые затем спаивают
твердым припоем. Если сделать так, чтобы пайка проходила только по пе-
риметру площадки соприкосновения, а не по всей площадке, как положено,
при пропускании малых токов все будет нормально. Но когда пойдет ток
сильнее, спай начни греться, и тогда можно надеяться, что контакт со вре-

Page 20

менем развалится на две половинки.
Когда конструктор говорил, я заметил, что наш технолог как-то
странно хихикает. На мой вопрос о причине он ответил: «А у нас, соб-
ственно, так и получается!»
Все несколько оторопели, но вдруг взорвался обычно вы держанный
заведующий исследовательской лабораторией:
- Мы десять лет исследуем причины нагрева контактов! Всегда счи-
талось, что они греются из-за вихревых токов от токоведущих шин, распо-
ложенных поблизости! По этой теме даже диссертация защищена. В кон-
струкцию введены дорогие электромагнитные экраны, но они мало помо-
гают. А это вы, бракоделы, виноваты!
Когда все немного успокоились, тут же придумали, как навсегда из-
бавиться от дефекта, обеспечив надежную пайку.
ПРИМЕР 2. «Диверсионный» метод исправно служил для обнаруже-
ния скрытых задач. Однажды к нам на занятия принесли обувную колодку,
сделанную из капрона. Проблема была такая: стоит пара колодок немало, а
работает не более половины ответного срока службы. Как повысить стой-
кость колодок? Почему они ломаются? Мы тут же «перевернули» задачу:
«Как сделать, чтобы колодка сломалась?» Сначала перебрали самые оче-
видные способы. Мы их записывали и искали новые. Список получился
довольно внушительный, но каково же было наше изумление, когда выяс-
нилось, что по меньшей мере половина придуманных способов «успешно
реализуется» на предприятии!
Становится очевидным, что обратная мозговая атака преследует цель
поиска и устранения возможных недостатков, ели обозначить в шутливой
форме, то нужно, чтобы большая группа людей с «мухоморным характе-
ром» да еще в плохом расположении духа, пыталась доказать, что ей не
нравится в машине, процессе, конструкции и т.д. Теперь подчеркнем важ-
ные условия для активной работы при использовании ОМА:
- никакой критики идей на этапе выдвижения;

Page 21

- помните о психологической инерции;
- свободное выражение идей;
- чем шире идея, тем лучше;
- стараться развивать идеи своих коллег;
- обмен мыслями и сочетание идей.
Мозговая атака исключает управление мышлением. Метод действи-
тельно помогает преодолеть инерцию: мысль сдвигается с «мертвой точ-
ки», разгоняется часто проскакивает то место, где надо остановиться.
Обычно один участник МА высказывает мысль, ведущую в правит,
направлении, другой подхватывает эту мысль, развивает ее до выхода на
финишную прямую остается несколько шагов этот момент кто-то выдвига-
ет совершенно новую идею, цепь обрывается и группа снова оказывается
на исходных позициях Лучше всего все особенности работы по методу
ОМА познаются в процессе деловой игры.
Литература.
1. Техническое творчество учащихся / Под ред. Ю.С. Столярова и
Д.М. Комского М.: «Просвещение» 1989.
2.
Кругликов
Г.
И. Методика преподавания технологии с практику-
мом .- М.:
2002.
3. Кругликов Г.И., Симоненко В.Д. Методика обучения старшеклас-
ников творческой деятельности.- Курск 1998
4. Техническое моделирование и конструирование
/
Под ред. В.В.
Колотилова.- М.: Просвещение ,1983 .

Информация о работе Основы развития творческих способностей школьников