Творческие способности детей

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2011 в 10:31, курсовая работа

Описание работы

В данной курсовой работе мы применили следующие методы научно-педагогического исследования.

Изучение, анализ и обобщение литературных источников по данной теме.
Диагностика творческих способностей детей.

Работа содержит 1 файл

курсовая Саша.doc

— 91.00 Кб (Скачать)

                                   ВВЕДЕНИЕ.

    В современных условиях творческая личность становиться востребованной в обществе. Однако в прошлом у общества не возникало особой  потребности в овладении  творчества людей. Таланты появлялись как бы сами собой, стихийно создавали шедевры литературы и искусства: делали научные открытия, изобретали, удовлетворяя тем самым потребности развивающейся человеческой культуры. В наше время ситуация коренным образом изменилась. Жизнь в эпоху научно-технического прогресса становится все разнообразнее и сложнее. Социально экономические преобразования в обществе диктуют необходимость формирования творчески активной личности, обладающей способностью эффективно и нестандартно решать новые жизненные проблемы. И оно требует от человека не шаблонных, привычных действий, а подвижности, гибкости мышления, быстрой ориентации и адаптации к новым условиям, творческого подхода к решению больших и малых проблем. Если учесть тот факт, что доля умственного труда почти во всех профессиях постоянно растет, а все большая часть исполнительской деятельности перекладывается на машины, то становиться очевидным, что творческие способности человека следует признать самой существенной частью его интеллекта и задачу их развития – одной из важнейших задач в воспитании современного человека. Ведь все культурные ценности, накопленные человечеством – результат творческой деятельности людей. И то, насколько продвинется вперед человеческое общество в будущем, будет определяться творческим потенциалом подрастающего поколения. 

    Объектом  исследования данной курсовой работы является педагогический процесс, а именно процесс развития творческих способностей в дошкольном возрасте. Цель данного исследования - изучение проблемы развития креативных способностей дошкольников, а именно тех её аспектов, знание которых необходимо для практической деятельности в этом направлении воспитателей детских садов и родителей. В ходе работы мы ставим перед собой следующие задачи: 

  • Выявление основных компонентов творческих способностей на основе анализа литературы. 
  • Определение условий, благоприятных для развития творческих способностей детей.
  • Определение  основных  направлений  н  педагогических  задач по развитию креативных способностей в дошкольном возрасте. 
  • Определение эффективности работы традиционных методик дошкольного воспитания в отношении развития творческих способностей детей. 
  • Выявление эффективности форм, методов н прижимов развития креативных способностей на основе анализа и обобщения передового педагогического опыта.

    В данной курсовой работе мы применили  следующие методы научно-педагогического  исследования.   

    
  1. Изучение, анализ и обобщение литературных источников по данной теме.
  2. Диагностика творческих способностей детей. 

            Курсовая работа состоит из  двух глав. В первой главе рассматривается проблема компонентов творческого потенциала человека, и на основе анализа различных точек зрения на эту проблему, делается попытка определить универсальные творческие способности человека.

    Во  второй главе выявляются творческие способности детей дошкольного возраста, и анализируется степень креативности их воображения. Во второй главе также анализируются результаты диагностики творческих способностей дошкольников.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    
  1. Проблема  творчества и творческих способностей

                       в современной  психологии.

    1.1 Понятия творчество  и творческие способности.

    Анализ  проблемы развития творческих способностей во многом будет предопределяться тем содержанием, которое мы будем вкладывать в это понятие. Очень часто в обыденном сознании творческие способности отождествляются со способностями к различным видам художественной деятельности, с умением красиво рисовать, сочинять стихи, писать музыку и т.п. Что такое творческие способности на самом деле? 

    Очевидно, что рассматриваемое нами понятие  тесным образом связано с понятием "творчество", "творческая деятельность". Под творческой деятельностью мы понимаем такую деятельность человека, в результате которой создается нечто новое – будь это предмет внешнего мира или построение мышления, приводящее к новым знаниям о мире, или чувство, отражающее новое отношение к действительности. 

    Если  внимательно рассмотреть поведение  человека, его деятельность в любой  области, то можно выделить два основных вида поступков. Одни действия человека можно назвать воспроизводящими или репродуктивными. Такой вид деятельности тесно связан с нашей памятью и его сущность заключается в том, что человек воспроизводит или повторяет уже ранее созданные и выработанные приемы поведения и действия. 

    Кроме репродуктивной деятельности в поведении  человека присутствует творческая деятельность, результатом которой является не воспроизведение бывших в его опыте впечатлений или действий, а создание новых образов или действий. В основе этого вида деятельности лежат творческие способности. 

    Таким образом, в самом общем виде определение  творческих способностей выглядит следующим образом. Творческие способности – это индивидуальные особенности качества человека, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности различного рода.

    Так как элемент творчества может  присутствовать в любом виде человеческой деятельности, то справедливо говорить не только о художественных творческих способностях, но и о технических творческих способностях, о математических творческих способностях, и т.д.

    В данной курсовой работе будет рассмотрена  проблема развития универсальных творческих способностей, которые необходимы для успешного осуществления любого вида творческой деятельности, не зависимо от того научная она, художественная, техническая и т.д.   

          1.2 Компоненты творческих способностей. 

    Творческие  способности представляют собой  сплав многих качеств. И вопрос о  компонентах творческого потенциала человека остается до сих пор открытым, хотя в настоящий момент существует несколько гипотез, касающихся этой проблемы. Многие психологи связывают способности к творческой деятельности, прежде всего с особенностями мышления. В частности, известный американский психолог Гилфорд, занимавшийся проблемами человеческого интеллекта установил, что творческим личностям свойственно так называемое дивергентное мышление. Люди, обладающие таким типом мышления, при решении какой-либо проблемы не концентрируют все свои усилия на нахождение единственно правильного решения, а начинают искать решения по всем возможным направлениям с тем, чтобы рассмотреть как можно больше вариантов. Такие люди склонны образовывать новые комбинации  из  элементов,  которые  большинство  людей  знают  и  используют только определенным образом, или формировать связи между двумя элементами, не имеющими на первый взгляд ничего общего. Дивергентный способ мышления лежит в основе творческого мышления, которое характеризуется следующими основными особенностями: 

      1. Быстрота - способность высказывать максимальное количество идей (в данном случае важно не их качество, а их количество). 

      2. Гибкость - способность высказывать  широкое многообразие идей.

      3. Оригинальность - способность порождать  новые нестандартные идеи (это  может проявляться в ответах, решениях, несовпадающих с общепринятыми). 

      4. Законченность - способность совершенствовать  свой "продукт" или придавать ему законченный вид. 

    Известный отечественный исследователи проблемы творчества А.Н. Лук, опираясь на биографии выдающихся ученых, изобретателей, художников и музыкантов выделяет следующие творческие способности.

    1. Способность видеть проблему  там, где её не видят другие. 

    2. Способность сворачивать мыслительные операции, заменяя несколько понятий одним и используя всё более ёмкие в информационном отношении символы.

    3. Способность применить навыки, приобретённые  при решении одной задачи к  решению другой. 

    4. Способность воспринимать действительность  целиком, не дробя её на части.

    5. Способность легко ассоциировать отдалённые понятия. 

    6. Способность памяти выдавать  нужную информацию в нужную  минуту. 

    7. Гибкость мышления. 

    8. Способность выбирать одну из  альтернатив решения проблемы  до её проверки. 

    9. Способность включать вновь воспринятые  сведения в уже имеющиеся системы знаний. 

    10. Способность видеть вещи такими, какие они есть, выделить наблюдаемое из того, что привносится интерпретацией. 

    11. Лёгкость генерирования идей. 

    12. Творческое воображение. 

    13. Способность доработки деталей,  к совершенствованию первоначального замысла.

    Кандидаты психологических наук В.Т. Кудрявцев  и В. Синельников, основываясь на широком историко-культурном материале (история философии, социальных наук, искусства, отдельных сфер практики) выделили следующие универсальные креативные способности, сложившиеся в процессе человеческой истории.

    1. Релизм воображения – образное  схватывание некоторой существенной, общей тенденции или закономерности развития целостного объекта, до того, как человек имеет о ней четкое понятие и может вписать её в систему строгих логических категорий. 

    2. Умение видеть целое раньше  частей. 

    3. Надситуативно – преобразовательный  характер творческих решений  – способность при решении проблемы не просто выбирать из навязанных извне альтернатив, а самостоятельно создавать альтернативу. 

    4. Экспериментирование - способность  сознательно и целенаправленно  создавать условия,  в которых предметы наиболее выпукло обнаруживают свою скрытую в обычных ситуациях сущность, а также способность проследить и проанализировать особенности "поведения" предметов в этих условиях. 

    Ученые  и педагоги, занимающиеся разработкой  программ и методик творческого воспитания на базе ТРИЗ (теория решения изобретательских задач) и АРИЗ (алгоритм решения изобретательских задач) считают, что один из компонентов творческого потенциала человека составляют следующие способности

    1. Способность рисковать. 

    2. Дивергентное мышление. 

    3. Гибкость в мышлении и действиях. 

    4. Скорость мышления. 

    5. Способность высказывать оригинальные идеи и изобретать новые. 

    6. Богатое воображение. 

    7. Восприятие неоднозначности вещей  и явлений. 

    8. Высокие эстетические ценности. 

    9. Развитая интуиция. 

    Анализируя  представленные выше точки зрения по вопросу о составляющих творческих способностей можно сделать вывод, что несмотря на различие подходов к их определению,  исследователи единодушно выделяют творческое воображение и качество творческого мышления как обязательные компоненты творческих способностей. 

    Исходя  из этого, можно определить основные направления в развитии творческих способностей детей: 

    1. Развитие воображения. 

    2. Развитие качеств мышления, которые  формируют креативность.   
 

1.3. Условия успешного  развития творческих  способностей.

    Одним из важнейших факторов творческого развития детей является создание условий,  способствующих формированию их творческих способностей. На основе анализа работ нескольких авторов, в частности Дж. Смита, Б.Н. Никитина, и Л.Кэррола, мы выделили шесть основных условий успешного развития творческих способностей детей. 

Информация о работе Творческие способности детей