Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2011 в 17:48, курсовая работа
цель исследования: изучение проблемы развития творческой деятельности детей, а именно тех ее аспектов, значение которых необходимо для практической деятельности в этом направлении учителя начальной школы.
В ходе работы мы ставим перед собой следующие задачи:
1. Изучить и проанализировать понятие творческих способностей.
2. Выявить особенности развития творческих способностей младших школьников.
3. Определить роль учителя в развитии творческих способностей детей.
ВВЕДЕНИЕ
РАЗДЕЛ 1. Теоретические основы развития способностей младших школьников.
Анализ понятия творческих способностей
Особенности развития творческих способностей младших школьников
Выводы к первому разделу
РАЗДЕЛ 2. Роль учителя в развитии творческих способностей младших школьников.
Особенности диагностики уровня развития творческих способностей младших школьников
Методика развития творческих способностей младших школьников
Выводы ко второму разделу
ВЫВОДЫ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ
РАЗВИТИЕ
ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ
ШКОЛЬНИКОВ
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
РАЗДЕЛ 1. Теоретические основы развития способностей младших школьников.
Выводы к первому разделу
РАЗДЕЛ 2. Роль учителя в развитии творческих способностей младших школьников.
Выводы
ко второму разделу
ВЫВОДЫ
СПИСОК
ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Проблема творчества стала в наши дни настолько актуальной, что по праву считается «проблемой века». Этой проблемой уже несколько десятков лет занимаются психологи всего мира. Но феномен творчества долгое время ускользал от точного психологического эксперимента, так как реальная жизненная ситуация не укладывалась в его рамки, всегда ограниченные заданной деятельностью, заданной целью.
Современные условия характеризуются гуманизацией образовательного процесса, обращением к личности ребенка, развитию его лучших качеств, формированию разносторонней и полноценной личности. Реализация этого подхода требует качественно нового подхода к обучению подрастающего поколения, организации учебно-познавательной деятельности.
Однако сложившаяся в течение ряда десятилетий система образования существенно отстает от самой жизни, что зачастую приводит к невозможности удовлетворения запросов современного общества. Несмотря на постоянно растущую потребность в творчески мыслящих личностях, современная школа существующими в ней формами и методами обучения недостаточно способствует развитию творческих способностей учащихся, которое является одним из компонентов в сложной структуре творческих качеств личности и необходимо во всех областях творческой деятельности.
В последние годы на страницах психологической литературы все чаще ставится вопрос о роли творчества в развитии ребенка, об определении сущности механизмов творчества. Как показали исследования, творчество выступает не только предпосылкой эффективного усвоения учащимися нового учебного материала, но и является условием творческого преобразования имеющихся у детей знаний, способствует саморазвитию личности, т.е. значительной степени определяет эффективность всего учебно-воспитательного процесса в школе.
Теоретические положения по проблеме развития творческих способностей выводили в своих трудах Б.М.Теплов, Р.С. Немов, А.Н.Лук, С.Л. Рубинштейн, Я.А. Пономарёв. Особенностям становления личности школьника, их влиянию на процесс развития творческих способностей были посвящены работы Л.С.Выготского, И.Ю. Кулагиной, Л.В Кузнецова, Н.С. Лейтеса, Р.С. Немова. С педагогической точки зрения эту проблему исследовали И.Я. Лернер, Н.С. Щуркова, В.А. Левин.
Учителя, обеспечивая реализацию условий развития творческих способностей, с одной стороны, способствует его становлению, а с другой, определяют большую вероятность сохранения творческих способностей и в дальнейшей деятельности уже взрослого человеках.
Полученные
данные свидетельствуют о
Актуальность
поднятой проблемы вызвана потребностью
психологов, педагогов, родителей в
совершенствующихся методах психолого-
Объектом исследования данной курсовой работы является процесс формирования творческой деятельности и развития творческих способностей у детей.
Предметом – методика формирования и развития творческих способностей младших школьников.
Определение
проблемы и актуальности темы позволяет
сформулировать достаточно конкретно
цель исследования: изучение проблемы
развития творческой деятельности детей,
а именно тех ее аспектов, значение которых
необходимо для практической деятельности
в этом направлении учителя начальной
школы.
В ходе работы мы ставим перед собой следующие задачи:
1.
Изучить и проанализировать
2. Выявить особенности развития творческих способностей младших школьников.
3. Определить роль учителя в развитии творческих способностей детей.
Методы исследования: теоретические. Анализ педагогической, психологической, учебно-методической литературы .
Структура
работы. Курсовая работа состоит из введения,
двух разделов, заключения, списка использованных
источников и приложения.
РАЗДЕЛ 1.
Теоретические
основы развития способностей
младших
школьников.
Творчество понимается как механизм продуктивного развития. К полноценной творческой деятельности способен лишь человек, обладающий развитым внутренним планом действий. И не только потому, что иначе он не сможет ассимилировать нужным образом сумму "специальных знаний той или иной области трудовой деятельности, необходимую для ее дальнейшего развития но и потому, что иначе он не сможет полноценным образом сформировать свои убеждения, мотивы, интересы, притязания, то есть личностные особенности, без которых невозможно подлинное творчество,
Для творчества решающее значение имеют не само по себе содержание знаний, а их структура, психологический тип усвоенных знаний, определяемый типом деятельности, в которой они приобретались. Без развитого внутреннего плана действий осуществлять требуемый тип деятельности невозможно. Развитый внутренний план действий обходимое условие психологического уровня организации творчества,
Творческая деятельность - форма деятельности человека, направленная на создание качественно новых общественных ценностей.
Стимулом к творческой деятельности служит проблемная ситуация, которую невозможно разрешить на основе имеющихся - данных традиционными способами. Оригинальный продукт деятельности получается в результате формирования нестандартной гипотезы, усмотрения нетрадиционной взаимосвязи элементов, установление между ними новых видов взаимозависимости. Предпосылками творческой деятельности являются гибкость мышления (способность варьировать способы решения), критичность (способность отказаться от непродуктивных стратегий), способность к сближению и сцеплению понятий, цельность восприятия. Задатки творческих способностей присущи любому человеку, любому нормальному ребенку. Нужно суметь раскрыть их и развить.
Проявление творческих способностей варьируют от крупных и ярких талантов до скромных и малозаметных. Но сущность творческого процесса одинакова для всех. Разница в конкретном материале творчества, в масштабах достижений и их общественной значимости. Элементы творчества проявляются и в решении повседневных жизненных задач их можно наблюдать в обычном мыслительном процессе. [Р.С.Немов. Психология].
Выдвижение
новой гипотезы в связи с новой
проблемой требует особых видов
деятельности, решающим образом зависящих
от способностей исследователя. Эти
способности формируются в
Одни ученые, очерчивая сферу творчества, считают, что оно характеризует лишь социально значимые открытия. Другие указывают на столь же несомненный творческий характер тех открытий, которые делает человек для себя. Третьи проводят водораздел по признаку алгоритмизации деятельности. Так появляется деление на творческие профессии и нетворческие. В основе такого деления лежит мысль: в творческой профессии проявления творчества — обязательная норма. Однако в силу этого определения можно быть не мастером, а ремесленником, но все равно принадлежать к творческой профессии.
Отсутствие научной дифференциации понятия творчества приводит к тому, что определение "творческий" становится применимо почти к любому процессу деятельности, кроме узкого круга крайне автоматизированных действий.
Проблема способностей в отечественной психологии изучена достаточно глубоко. В первую очередь мы исходим из соответствующих теоретических концепций, развитых в работах Б. М. Теплова и С.Л. Рубинштейна. Известно, что под способностями Б. М.Теплов понимал определенные индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого, которые не сводятся к наличному, имеющемуся уже у человека запасу навыков и знаний, а обусловливают легкость и быстроту их приобретения.
Рассматривая структуру способностей, С.Л.Рубинштейн выделяет два основных компонента:
"операциональный" — отлаженная система тех способов действия, посредством которых осуществляется деятельность;
"ядро" — психические процессы, которыми регулируются операции: качество процессов анализа и синтеза.
Структура способностей, предложенная С.Л.Рубинштейном, с одной стороны, позволяет избежать фатализма, так как через становление системы операций допускает развитие самого ядра, а с другой — объясняет те трудности, с которыми столкнулась тестология. Оценка по результату, а не процессу не позволяет давать однозначную интерпретацию результатов тестирования, поскольку на формирование операциональной системы влияет ряд чисто социальных факторов. Тот факт, что дети из интеллигентных и зажиточных семей, обучению которых уделяется особое внимание, более успешно справляются с тестовыми заданиями, как раз демонстрирует то, что достигнутый результат нельзя интерпретировать как проявление "ядра" умственных способностей. Если не считать "интеллект" научной абстракцией, то именно "ядро" репрезентирует на самом деле то, что Я.А.Пономарев называл формальным интеллектом. [С.Л.Рубинштейн. Основы общей психологии.] Нам представляется, что современной реализацией намеченной С.Л.Рубинштейном структуры способностей является теория В.Д.Шадрикова.
Способность определяется В.Д.Шадриковым как свойство функциональных систем, реализующих отдельные психические функции, которые имеют индивидуальную меру выраженности, проявляющуюся в успешности и качественном своеобразии освоения деятельности. [В.Д.Шадриков. Профессиональные способности]
При
исследовании творчества и одаренности
с особой остротой встают вопросы, связанные
с раскрытием природы и структуры умственных
(интеллекта) и специальных способностей.
Информация о работе Развитие творческих способностей младших школьников