Приобщение детей дошкольного возраста к семейным традициям (на основе национальностей проживающих в челяб. обл.)

Автор: r***********@yandex.ru, 27 Ноября 2011 в 16:03, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: выявление педагогических условий приобщения детей дошкольного возраста к семейным традициям.
Задачи исследования:
1. Раскрыть теоретические основы приобщения детей дошкольного возраста к семейным традициям.
2. Определить понятия «традиции», «семейные традиции» как составляющие характеристики народной культуры.
3. Выявить педагогические условия и рекомендации по приобщению детей дошкольного возраста к семейным традициям.

Содержание

Введение………………………………………………………………...…………3
Глава 1. Теоретические аспекты приобщения детей дошкольного возраста к семейным традициям………………………………………………………….….5
Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме приобщение детей дошкольного возраста к семейным традициям ……5
1.2. Особенности приобщения детей дошкольного возраста к семейным традициям………………………………………………………………………...11
1.3. Психолого-педагогические условия приобщения детей с семейным традициям………………………………………………. ……………………....16
Глава 2. Приобщение детей дошкольного возраста к семейным традициям (на основе национальностей проживающих в Челябинской области)……………………………………………………………….………….21
2.1. Особенности формирования семейных традиций…………………….…..21
2.2. Методические рекомендации по приобщению к семейным традициям детей дошкольного возраста …………………………………………………...29
Заключение……………………………………………………………………….44
Список используемой литературы……………………

Работа содержит 1 файл

Курсовая (4).doc

— 418.50 Кб (Скачать)

     Современный этап межнациональных отношений  в Челябинской области характеризуется следующими особенностями:

     1) стремление народов, проживающих  в Челябинской области, к сохранению  и развитию национальной самобытности;

     2) процесс глобализации, усиливающий  ориентацию народов, проживающих  в Челябинской области, на мировые  и национальные ценности и культуры;

     3) возрастающая самостоятельность  Челябинской области как субъекта  Российской Федерации в условиях  развития федерализма, упрочение  общероссийской государственности;

     Рассмотрим  основные черты семейных традиций на основе национальностей проживающих в Челябинской области. Но если просмотреть историю других народностей, то всех объединяет одно общее: традиции уклада жизни людей очень похожи между собой их связывает, почитание своих предков, корней, родины, высокая мораль. Далее мы рассмотрим характерные основные черты семейных традиций, которые присутствуют у каждого народа.

       Как известно, в результате политических и экономических преобразований, традиционный уклад жизни сильно изменился, и сейчас сложно говорить о традициях принятых на Руси, т.к. после 7 ноября 1917 года, многие традиции были упразднены, как народные, так и семейные. Часть, конечно, осталось - трансформировавшись, часть канули в небытие, и, конечно же появились новые. 

     Перемены  коснулись и изначальных ролей  мужчины и женщины. Женщины захотели равноправия: получения такого же образования, как у мужчин, возможности решать за кого она бы  хотела проголосовать, даже заработки стали примерно равными. Всё это способствовало тому, что основные, природные роли, отошли на задний план. Женщина перестала быть хранительницей, а мужчина основным добытчиком и защитником. Древнее предназначение женщины, хранительницы семейных традиций отошло на вторые роли.

     Также изменились и взгляды на понятие  «семьи», на верность в семье, на воспитание детей. Многие традиции, которые делали семью - семьёй, были потеряны. Многие семьи и по сей день больше напоминают людей, которые живут под одной крыше, при этом, не имея ничего общего, даже порою, не зная друг друга.

     А ведь именно семья даёт ощущение стабильности и защиты с самого раннего детства, которые мы проносим через всю нашу сознательную жизнь и передаём нашим детям, и так из поколения в поколение, набираясь мудрости и опыта.

     Сейчас  возможно приобщение к семейным традициям  через народные культурные традиции, искусство, иконопись, что обеспечивает связь поколений, способствует личному развитию дошкольников, решает задачи гражданственности, семейного, нравственного и трудового воспитания.

     Семьи все разные. А чем они отличаются? Конечно своими привычками, укладом, обычаями, атмосферой, традициями. Традициями, которые передаются из поколения в поколение.

     Издавна одной из традиций в русских семьях была традиция узнавать о своих предках, составлять свою родословную, генеалогическое дерево.

     Незнание своих предков прежде приравнивалось к отсутствию образования. Теперь всё упростилось до такой степени, что мы порой не знаем не только прабабушек, а даже двоюродных братьев и сестёр, дядей, тёток и т. д. Известно, что одним из предметов, которыми особенно гордился А.С. Пушкин, была пуговица с мундира его далёкого знаменитого предка – Абрама Ганнибала. Поэт велел вделать пуговицу в свою любимую трость, с которой почти не расставался, и с гордостью демонстрировал её друзьям.

     Одной из традиций было то, что люди гордились своими знаменитыми предками.

     Издревле  на Руси существовала традиция: представители  одной семьи занимались одним видом деятельности.

     Так рождались династии гончаров, портных, пекарей, сапожников, военных. Строителей, артистов, учителей…

     Существует традиция называть детей в честь  кого – то из членов семьи.

     Человек рождается, получает имя. Оно даётся или по святцам – церковным  книгам в честь кого – ни будь святого, чей праздник отмечается в  этом месяце, когда родился ребёнок, или родители дают имя такое, какое им нравится, или модное в данный период, либо же в честь родственников.

     Заботиться  о престарелых  родителях – одна из замечательных  традиций в наших  семьях.

     Существует  традиция - собирать и хранить семейные фотографии.

     С 1829 года, когда французский художник и конструктор Дагер изобрёл фотографию, традиция составлять и хранить семейные альбомы прочно вошла в нашу жизнь. В каждой семье есть фотографии, которые надолго оставляют память о дорогих людях, о событиях в семейной жизни.

     Традиция  эта очень важная. Недаром во время войны или в других ситуациях, когда люди были вынуждены покидать свои дома, они брали с собой только самые ценные вещи и среди них фотографии  дорогих людей «Чтобы вспомнить, какими мы были – загляните в семейный альбом» - поётся в одной из песен. На выставке предоставлены фотографии из семейных альбомов.

     Одна  из распространённых русских традиций – традиция застолья.

     За  общим столом собирались гости, пели, хозяева потчевали их каким –  либо кушаньем.

     Кулинарные  традиции были на Руси не на последнем месте. Раньше в почёте были щи, каша, репа, редька, дичь, рыба. Из ягод – клюква, морошка, мочёная брусника. Из напитков – пиво, квас.

     Всё течёт, всё изменяется – меняются вкусы людей, и другие блюда появляются на наших столах, становятся традиционными.

     Отмечать  семейные праздники  – то же традиция.

     Самым важным, высоким моральным качеством  человека всегда было его трудолюбие. Труд - главное средство воспитания в семье. Глубокое уважение к труду, понимание значения его в жизни  человека находят отражение во многих пословицах татарского народа:

     -Элек  эшлэ, аннан сейлэрсен,. (Сначала  сделай, потом говори.)

     - Карама кешенен, сузенэ, кара эшенэ. (Не суди человека по словам, суди по делу.)

     - Аз сейлэ, куп эшла. (Мало говори, больше работай.)

     Воспитание  в семье детей без труда  народ не представляет. В семье  дети обучаются, готовятся к жизни, совместному труду с родителями, взрослыми. Трудиться начинают с  малых лет. В семье каждому  ребенку, с учетом его возраста, находится  вид труда, и он имеет постоянные трудовые обязанности.

     Одной из характерных черт народной педагогики мусульман, является культ матери, культ родителей, культ старшего человека вообще. "Хоть шесть дней голодай, но отца почитай", - говорят татары. "Золото и серебро не стареют, отец и мать цены не имеют", - добавляют башкиры. "Сердце матери в детях, сердце детей - в играх", - подмечают казахи.

     "Если  сын на ладони изжарит яичницу  для матери, то и тогда он  останется перед ней в долгу", "Всю жизнь день и ночь  трудись - труд матери не возместить". Мать - единственный человек, чья любовь к детям благодарна, бескорыстна, удивительна по своей мудрости, безграничности и мужественности.

     О роли отца в семье в народе говорится: "Отец жив - смотри на его поступки, отец умер - помни о его воле". Народ много внимания уделял "личному примеру отцов": "Для плохого отца наказание - плохой сын". Народ пришел к верному выводу: достоинство человека не передается по наследству, все зависит от воспитания.

     Эмпирическим  путем народной педагогикой было установлено, что дети имеют большую  склонность к подражанию, особенно родителям и старшим в семье. Это наблюдение закреплено, например, в такой пословице: "У хорошей  чашки и содержимое хорошее, у  хорошей матери и дочь хорошая". (Яхшы чынаякнын, эче яхшы, яхшы ананын, кызы яхшы).

     Какие требования предъявляет татарская  народная педагогика родителям и  старшим в семье, чтобы они  могли предстать перед детьми положительным нравственным примером?

     Прежде  всего - создание положительного нравственного настроя в семейных взаимоотношениях родителей и старших. Как правило, он отличается обоюдным уважением и дружбой родителей. "В дружной семье благодать, где раздоры - там погибель". (Бердэм ейдэ бэрэкэт бар, бердэмсез ейда палакат бар). "Что птенчик видит в гнезде, то же делает в полете". (Оясында ни курса, очканда шуны кылана). Прежде всего, родители должны уважать друг друга, что является основой дружной семьи, и не должно быть так, когда "жена начнет языком, муж закончит руками".

     Такой воспитательный подход не только создавал атмосферу гуманных отношений в  семье, но и позволял старшим обрести  тот авторитет, на основе которого они  получали право давать детям советы, наставления, приказания.

     Весьма  важным качеством у народа является гуманизм и вежливость, проявляемые в правилах гостеприимства. Умение принимать гостей - большое исскуство, которому старшие с любовью обучают молодежь. Татары, встречая гостей, обязательно угощают их хотя бы чаем. "Ачык чырай, такта чэй" (приветливое лицо, плиточный чай), "Ачык чырай, якты йез, ипи белэн тоз" (приветливое лицо, хлеб да соль), - говорят они.

     Гостеприимство  у татарского народа означает не просто кормление гостя, главным образом, это признак уважения к человеку. Поэтому здесь имеет значение не столько обилие пищи, сколько гостеприимные качества хозяев. "Кунелен, кин, булса, бетен илгэ шырпы житэ" (если у тебя душа широкая, то одной спички хватит всему народу). "Сыйламага сыец булмаса да, сыйпама-га телец булсын" (пусть тебе нечем угощать, но гостя принимай приветливо), - говорит народ. Гостя рекомендуется встречать у ворот, оказывать ему всяческие почести и затем провожать его до ворот ласково и приветливо.

     Татарский народ утверждает, что родители должны соблюдать такт в воспитании. Таковы нравственные уроки народной педагогики. Их можно было бы продолжить. Думается, здесь должны быть специальные исследования, направленные на выявление воспитательных возможностей различных народных средств.

     Основу  жизни наших предков составлял  труд. "Труд кормит, и лень портит", - говорили в народе. Мужчины обрабатывали поле, ходили на охоту, женщины хлопотали по дому. В страдную пору выходили помогать мужчинам. Трудовые умения и навыки также передавались из поколения в поколение. В три года, а у некоторых народов в пять лет ребенок получал первое право - право на труд. Девочке дарили пусть маленький, но настоящий ткацкий станок, мальчику - настоящие орудия труда. Мальчик помогал возить сено, девочка плела пояски, небольшие утиральники (полотенца). Мать передавала дочери секреты вышивки, кружевоплетения и пр.; отец учил сына владеть топором, сохой, ножом и т.п. К 12 годам мальчик мог топором сделать игрушку младшим братьям и сестрам, смастерить чашку, ложку и другую утварь. Девочка в девять-десять лет начинала вышивать себе приданое. Таким образом, происходило естественное соединение трудового и эстетического воспитания.

     На  праздники или другие важные события  в семье принято было дарить подарки, изготовленные своими руками. Подарок  должен был иметь смысл и функциональное назначение.

     В наше время занятия рукоделием, изготовление различных поделок, потеряв свое сакральное значение, стали формой проведения свободного времени, досуга. Подарки готовились не только к семейным праздникам (день рождения, свадьба и т.п.), но и к календарным (Рождество, Пасха, Троица и пр.). Народные праздники интегрировали нравственные и эстетические представления, формировали у подрастающего поколения знания об окружающей действительности, помогали включиться в реальную социальную жизнь.

     Благородные чувства, любовь, верность своему родительскому  очагу, родителям украшают нашу жизнь, делают нас счастливыми и уверенными. Поэтому очень важно воспитать  в детях эти качества, используя  различные формы воспитательной работы (этические беседы, дни Семьи, родительские посиделки, совместные вечера, конкурсы, встречи поколений и т.д.).

     Наши  дети должны помнить, что самое святое - это родители. К сожалению, сегодняшняя  социальная ситуация в обществе, показывает стремительное разложение семейных отношений (разводы, лишение родительских прав, определение родителей в дома престарелых, отказные дети и многое другое).  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Приобщение детей дошкольного возраста к семейным традициям (на основе национальностей проживающих в челяб. обл.)