Автор: r***********@yandex.ru, 27 Ноября 2011 в 16:03, курсовая работа
Цель исследования: выявление педагогических условий приобщения детей дошкольного возраста к семейным традициям.
Задачи исследования:
1. Раскрыть теоретические основы приобщения детей дошкольного возраста к семейным традициям.
2. Определить понятия «традиции», «семейные традиции» как составляющие характеристики народной культуры.
3. Выявить педагогические условия и рекомендации по приобщению детей дошкольного возраста к семейным традициям.
Введение………………………………………………………………...…………3
Глава 1. Теоретические аспекты приобщения детей дошкольного возраста к семейным традициям………………………………………………………….….5
Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме приобщение детей дошкольного возраста к семейным традициям ……5
1.2. Особенности приобщения детей дошкольного возраста к семейным традициям………………………………………………………………………...11
1.3. Психолого-педагогические условия приобщения детей с семейным традициям………………………………………………. ……………………....16
Глава 2. Приобщение детей дошкольного возраста к семейным традициям (на основе национальностей проживающих в Челябинской области)……………………………………………………………….………….21
2.1. Особенности формирования семейных традиций…………………….…..21
2.2. Методические рекомендации по приобщению к семейным традициям детей дошкольного возраста …………………………………………………...29
Заключение……………………………………………………………………….44
Список используемой литературы……………………
Приобщение
детей дошкольного возраста к
семейным традициям (на основе национальностей
проживающих в челяб. обл.)
Оглавление
Введение…………………………………………………………
Глава
1. Теоретические аспекты
1.2. Особенности
приобщения детей дошкольного
возраста к семейным традициям…
1.3. Психолого-педагогические условия приобщения детей с семейным традициям………………………………………………. ……………………....16
Глава
2. Приобщение детей дошкольного возраста
к семейным традициям (на основе национальностей
проживающих в Челябинской области)…………………………………………………………
2.1. Особенности
формирования семейных
2.2. Методические рекомендации по приобщению к семейным традициям детей дошкольного возраста …………………………………………………...29
Заключение……………………………………………………
Список
используемой литературы…………………………...…………………
Приложение………………………………………………..
Введение
Наследие любого народа содержит исторический опыт и семейные традиции веками сложившиеся в самобытной национальной культуре. Сохранение и развитие национальной культуры и традиций каждого народа остается актуальным вопросом для многонациональной России. В современном обществе происходит рост национального самосознания, стремление глубже познать историю и культуру своего народа. Семейные традиции – это основа уклада семьи и неотъемлемая часть культуры. Семейные традиции передаются из поколения в поколение, и именно в семье закладывается формирование личности ребенка, и в ней же происходит его развитие и становление как гражданина. Приобщение подрастающего поколения к семейным традициям вопрос актуальный для педагогики, в настоящее время накоплен большой материал по вопросам воспитания в семье, но семейные традиции отдельных народов, особенно малых народностей не достаточно изучены, вероятно из-за большого количества национальных и этнических групп: в России проживают представители более 180 национальностей.
Современные концепции формирования личности ребенка, в дошкольных учреждениях предполагают включение отдельных элементов воспитания традиций народной культуры в процесс развития ребенка.
Возрождение и использование ценных идей народной педагогики, является основой воспитания. Вопросы народной педагогики исследовались в работах известных педагогов прошлого. Эта проблема поднималась в трудах Я.А.Коменского, Ж.-Ж.Руссо, И.Г.Песталоцци. Великий русский педагог К.Д.Ушинский в основу своей педагогической теории положил принцип народности воспитания.
Академик Г.Н.Волков впервые в педагогической литературе ввел термин «этнопедагогика», определив ее как науку «об опыте народных масс по воспитанию подрастающего поколения, об их педагогических воззрениях, науку о педагогике быта, о педагогике семьи, рода, племени, народности и нации». В настоящее время имеется ряд научных трудов, посвященных духовно-нравственному потенциалу этнопедагогики разных народов и его значению в воспитании подрастающего поколения (В.Ф.Афанасьев, З.П.Васильцова, Г.Н.Волков, А.Э.Измайлов, О.Д.Мукаева, С.А.Мухамедьянов, З.Г.Нигматов, А.М.Сафин, М.Г.Тайчинов, Я.И.Ханбиков И. Р. Колтунова, Т. А. Маркова, А.Г. Харчев В. С. Заслуженюк, В. А. Семи-ченко и др.).
Объект исследования: процесс приобщения детей дошкольного возраста к семейным традициям.
Предмет исследования: педагогические условия приобщения детей дошкольного возраста к семейным традициям (на основе национальностей проживающих в Челябинской области).
Цель исследования: выявление педагогических условий приобщения детей дошкольного возраста к семейным традициям.
Задачи исследования:
1. Раскрыть теоретические основы приобщения детей дошкольного возраста к семейным традициям.
2. Определить понятия «традиции», «семейные традиции» как составляющие характеристики народной культуры.
3.
Выявить педагогические условия и рекомендации
по приобщению детей дошкольного возраста
к семейным традициям.
Глава 1. Теоретические аспекты приобщения детей дошкольного возраста к семейным традициям
1.1.
Анализ психолого-педагогической литературы
по проблеме приобщение детей дошкольного
возраста к семейным традициям
Семья представляет собой систему, имеющую
черты социального института и малой социальной
группы. Для дошкольника семья является
первой общественной средой. Важнейшим
фактором семейного воспитания считается
его эмоциональный, интимный характер,
основанный на родственных чувствах и
выражающийся в глубокой любви к детям
(И. Р. Колтунова, Т. А. Маркова, А.Г. Харчев).
Стойкость, постоянство воспитательных
воздействий на детей со стороны всех
членов семьи - это основные факторы, которые
отличают семью от других институтов.
В семье существуют возможности для включения
ребенка в бытовую, хозяйственную, воспитательную
деятельность, опосредованное приобщение
их к производственному труду родителей
(Т. А. Маркова). Вне зависимости от успехов
личность в семье признается и принимается
как самостоятельная ценность. Признание
личности одной из главных жизненных ценностей
создает исключительно благоприятные
условия для ее дальнейшего развития.
Семья является важнейшим средством децентрации
- умения взглянуть на любые события с
позиции другого человека (В. С. Заслуженюк,
В. А. Семи-ченко).
Семья как социальный
институт характеризуется совокупностью
норм, санкций и образцов поведения, регламентирующих
взаимоотношения между супругами, родителями
и детьми, другими родственниками. В качестве
норм, образцов поведения выступают семейные
традиции. Развитие общественных отношений,
научно-технический прогресс привели
к распаду многопоколенной семьи и образованию
однопоколенной (нуклеарной). В процессе
нуклеаризации существуют как позитивные,
так и негативные моменты. Семья получила
возможность самостоятельно, без вмешательства
"извне" решать свои проблемы, в том
числе и возникающие в воспитании. Вместе
с этим процесс нуклеаризации влечет за
собой и разрушение преемственных связей
между поколениями, забвение семейных
традиций. В современной семье ценный
педагогический опыт, содержащийся в семейных
традициях, порой остается не востребованным.
Традиции обычно функционируют в той области
общественных отношений, где меньше всего
приемлемы другие регулятивные механизмы.
Внутрисемейные отношения в силу их интимного
характера трудно поддаются регулированию
с помощью кодифицированного права. Особенно
это касается сферы нравственных отношений,
в которой меньше всего могут быть использованы
законы государства. Юридические нормы
всегда строго фиксированы во времени
и пространстве, чего нельзя сказать о
традициях. Традиции благодаря своей неопределенности,
поливариативности, а также способности
саморазвиваться, которой не обладает
ни один юридический закон, не сковывают
людей так жестко, как положительное право.
Соблюдение традиций допускает известную
добровольность, свободу, выбор и реализуется
через самостоятельную деятельность человека
(В. Д. Плахов, И. В. Суханов). Осуществляя
свои функции, семейные традиции аккумулируют
родовой опыт социального развития, спрессовывают
его в компактную "матрицу" и в таком
виде сохраняют на века, фиксируют прошлое
и настоящее семьи, обеспечивают устойчивость
отношений, подобно вектору, направляют
развитие семейных отношений, упорядочивают
и структурируют их.
Семья как общность людей, связанных отношением, супружества, родительства и родства, как основная ячейка нашего общества выполняет важнейшие социальные функции, играет особую роль в жизни человека, его защите, формировании личности, удовлетворение духовных потребностей, обеспечении социализации. Семья передатчиком фундаментальных, общечеловеческих, национальных ценностей от поколения к поколению. В ней заключен мощный потенциал воздействия на такие процессы как: воспитание и образование подрастающего поколения, развитие национальной культуры и языка, формирование целостной личности, демографические изменения, здоровье общества, становление гражданских отношений. Здоровая семья является институтом экологии личности, экологии души человека.
«Семья – первичная социальная ячейка общества, где субъекты объединены формируемой в совместной деятельности совокупностью межличностных отношений, проявляющихся в любви, привязанности, интимности. Она суть отношений, принятых в данной языковой, социокультурной общности, ее традиций, обрядов, обычаев. Семья осуществляет базисную социализацию, опосредует влияние как культурных, так и социальных изменений, регулирует отношения между людьми, способствует процессу энкультурации (приобщения к человеческим ценностям). Общество предлагает свои культурные модели, которые должен усвоить ребенок.
Их усвоение проходит через семью, зависит от ее уклада жизни и уровня психолого-педагогической культуры членов семьи» Т.В. Лодкина.
Семья является необходимым условием социализации личности, где человек обучается социальным ролям, получает определенное образование, навыки поведения, усваивает правила, устои, традиции, приобретает умения включать знания в жизненно смысловой контекст. Любая семья имеет свои традиции.
Понятие «традиция» многозначно и является предметом исследования ряда наук: этнографии, этики, лингвистики, социологии, правоведения, философии, педагогики, что свидетельствует о многогранности данного явления.
В нашем исследовании мы опираемся на определение, данное С. И. Ожеговым и Н.Ю. Шведовой в «Толковом словаре русского языка»:
«Традиция – 1) то, что перешло от одного поколения к другому, что унаследовано от предшествующих поколений (например, идеи, взгляды, вкусы, образ действий, обычаи и т.п.); 2) обычай, установившийся порядок в поведении, в быту», которое, на наш взгляд, более емкое и точное.
Обобщенный взгляд на традицию может быть выражен в характеристике по следующим признакам (подход С.К. Бондыревой, Д.В. Колесова):
- традиция воспроизводится из поколения в поколение множеством индивидов: способы действия в той или иной жизненной ситуации, оценки, отношения, ценностные ориентации, технологии;
-
традиция – фактор
- ослабление роли традиций в жизни общества лишает его исторической перспективы, общество утрачивает стабильность и самобытность.
- традиция – это любое проявление активности индивидов, несущее в себе черты традиционности, т.е. передаваемости (переданности) от поколения к поколению, и воспроизводимое сообществом индивидов.
Изучение феномена традиции позволило выявить ее сущность, которая заключается в самом объекте и способах передачи социокультурного опыта и духовного наследия, в обогащении духовного мира. Традиции при условии их соблюдения из поколения в поколение превращаются в прочные основы поведения. В них отражается многовековой опыт людей, их связи и взаимоотношения, они служат своеобразным средством передачи ценностей прошлого в будущее.
Как показал сравнительный анализ различных концепций и подходов к пониманию сути традиции, можем сделать вывод, что семейные традиции являются одним из составляющих компонентов семейного уклада, его системным образованием, они характеризуются устойчивыми пространственно-временными отношениями, нравами и нормами поведения, ценностями семьи, накопленным опытом прежних поколений.
Семейные традиции – это обычные принятые в семье нормы, манеры поведения, обычаи и взгляды, которые передаются из поколения в поколение. Семейные традиции и ритуалы являются, с одной стороны, одним из важных признаков здоровой (по определению В.Сатир) или функциональной (по определению Э. Г. Эйдемиллера и других исследователей) семьи, а, с другой стороны, наличие семейных традиций является одним из важнейших механизмов передачи следующим поколениям семьи законов внутрисемейного взаимодействия: распределения ролей во всех сферах семейной жизни, правил внутрисемейного общения, в том числе способов разрешения конфликтов и преодоления возникающих проблем.