Приобщение детей дошкольного возраста к семейным традициям (на основе национальностей проживающих в челяб. обл.)

Автор: r***********@yandex.ru, 27 Ноября 2011 в 16:03, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: выявление педагогических условий приобщения детей дошкольного возраста к семейным традициям.
Задачи исследования:
1. Раскрыть теоретические основы приобщения детей дошкольного возраста к семейным традициям.
2. Определить понятия «традиции», «семейные традиции» как составляющие характеристики народной культуры.
3. Выявить педагогические условия и рекомендации по приобщению детей дошкольного возраста к семейным традициям.

Содержание

Введение………………………………………………………………...…………3
Глава 1. Теоретические аспекты приобщения детей дошкольного возраста к семейным традициям………………………………………………………….….5
Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме приобщение детей дошкольного возраста к семейным традициям ……5
1.2. Особенности приобщения детей дошкольного возраста к семейным традициям………………………………………………………………………...11
1.3. Психолого-педагогические условия приобщения детей с семейным традициям………………………………………………. ……………………....16
Глава 2. Приобщение детей дошкольного возраста к семейным традициям (на основе национальностей проживающих в Челябинской области)……………………………………………………………….………….21
2.1. Особенности формирования семейных традиций…………………….…..21
2.2. Методические рекомендации по приобщению к семейным традициям детей дошкольного возраста …………………………………………………...29
Заключение……………………………………………………………………….44
Список используемой литературы……………………

Работа содержит 1 файл

Курсовая (4).doc

— 418.50 Кб (Скачать)
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Приобщение  детей дошкольного возраста к  семейным традициям (на основе национальностей  проживающих в челяб. обл.) 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Оглавление

Введение………………………………………………………………...…………3

Глава 1. Теоретические аспекты приобщения детей дошкольного возраста к семейным традициям………………………………………………………….….5

    1. Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме  приобщение детей дошкольного возраста к семейным традициям ……5

1.2. Особенности  приобщения детей дошкольного  возраста к семейным традициям………………………………………………………………………...11

1.3. Психолого-педагогические условия приобщения детей с семейным традициям………………………………………………. ……………………....16

Глава 2. Приобщение детей дошкольного возраста к семейным традициям (на основе национальностей проживающих в Челябинской области)……………………………………………………………….………….21

2.1. Особенности  формирования семейных традиций…………………….…..21

2.2. Методические рекомендации по приобщению к семейным традициям детей дошкольного возраста …………………………………………………...29

Заключение……………………………………………………………………….44

Список  используемой литературы…………………………...…………………46

Приложение………………………………………………..……………………..53 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

     Наследие  любого народа содержит исторический опыт и семейные традиции веками сложившиеся в самобытной национальной культуре. Сохранение и развитие национальной культуры и традиций каждого народа остается актуальным вопросом для многонациональной России. В современном обществе происходит рост национального самосознания, стремление глубже познать историю и культуру своего народа. Семейные традиции – это основа уклада семьи и неотъемлемая  часть культуры. Семейные традиции передаются из поколения в поколение, и именно в семье закладывается формирование личности ребенка, и в ней же происходит его развитие и становление как гражданина. Приобщение подрастающего поколения к семейным традициям вопрос актуальный для педагогики, в настоящее время накоплен большой материал по вопросам воспитания в семье, но семейные традиции отдельных народов, особенно малых народностей не достаточно изучены, вероятно из-за большого количества национальных и этнических групп: в России проживают представители более 180 национальностей.

     Современные концепции формирования личности ребенка, в дошкольных учреждениях предполагают включение отдельных элементов  воспитания традиций народной культуры в процесс развития ребенка.

     Возрождение и использование ценных идей народной педагогики, является основой воспитания. Вопросы народной педагогики исследовались в работах известных педагогов прошлого. Эта проблема поднималась в трудах Я.А.Коменского, Ж.-Ж.Руссо, И.Г.Песталоцци. Великий русский педагог К.Д.Ушинский в основу своей педагогической теории положил принцип народности воспитания.

     Академик  Г.Н.Волков впервые в педагогической литературе ввел термин «этнопедагогика», определив ее как науку «об опыте народных масс по воспитанию подрастающего поколения, об их педагогических воззрениях, науку о педагогике быта, о педагогике семьи, рода, племени, народности и нации». В настоящее время имеется ряд научных трудов, посвященных духовно-нравственному потенциалу этнопедагогики разных народов и его значению в воспитании подрастающего поколения (В.Ф.Афанасьев, З.П.Васильцова, Г.Н.Волков, А.Э.Измайлов, О.Д.Мукаева, С.А.Мухамедьянов, З.Г.Нигматов, А.М.Сафин, М.Г.Тайчинов, Я.И.Ханбиков И. Р. Колтунова, Т. А. Маркова, А.Г. Харчев В. С. Заслуженюк, В. А. Семи-ченко и др.).

     Объект  исследования: процесс приобщения детей дошкольного возраста к семейным традициям.

     Предмет исследования: педагогические условия приобщения детей дошкольного возраста к семейным традициям (на основе национальностей проживающих в Челябинской области).

     Цель  исследования: выявление педагогических условий приобщения детей дошкольного возраста к семейным традициям.

     Задачи  исследования:

     1. Раскрыть теоретические основы  приобщения детей дошкольного возраста к семейным традициям.

     2. Определить понятия «традиции», «семейные традиции» как составляющие характеристики народной культуры.

     3. Выявить педагогические условия и рекомендации по приобщению детей дошкольного возраста к семейным традициям. 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 1. Теоретические  аспекты приобщения детей дошкольного  возраста к семейным традициям

1.1. Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме приобщение детей дошкольного возраста к семейным традициям 

         Семья представляет собой систему, имеющую черты социального института и малой социальной группы. Для дошкольника семья является первой общественной средой. Важнейшим фактором семейного воспитания считается его эмоциональный, интимный характер, основанный на родственных чувствах и выражающийся в глубокой любви к детям (И. Р. Колтунова, Т. А. Маркова, А.Г. Харчев). Стойкость, постоянство воспитательных воздействий на детей со стороны всех членов семьи - это основные факторы, которые отличают семью от других институтов. В семье существуют возможности для включения ребенка в бытовую, хозяйственную, воспитательную деятельность, опосредованное приобщение их к производственному труду родителей (Т. А. Маркова). Вне зависимости от успехов личность в семье признается и принимается как самостоятельная ценность. Признание личности одной из главных жизненных ценностей создает исключительно благоприятные условия для ее дальнейшего развития. Семья является важнейшим средством децентрации - умения взглянуть на любые события с позиции другого человека (В. С. Заслуженюк, В. А. Семи-ченко).  
        Семья как социальный институт характеризуется совокупностью норм, санкций и образцов поведения, регламентирующих взаимоотношения между супругами, родителями и детьми, другими родственниками. В качестве норм, образцов поведения выступают семейные традиции. Развитие общественных отношений, научно-технический прогресс привели к распаду многопоколенной семьи и образованию однопоколенной (нуклеарной). В процессе нуклеаризации существуют как позитивные, так и негативные моменты. Семья получила возможность самостоятельно, без вмешательства "извне" решать свои проблемы, в том числе и возникающие в воспитании. Вместе с этим процесс нуклеаризации влечет за собой и разрушение преемственных связей между поколениями, забвение семейных традиций. В современной семье ценный педагогический опыт, содержащийся в семейных традициях, порой остается не востребованным. Традиции обычно функционируют в той области общественных отношений, где меньше всего приемлемы другие регулятивные механизмы. Внутрисемейные отношения в силу их интимного характера трудно поддаются регулированию с помощью кодифицированного права. Особенно это касается сферы нравственных отношений, в которой меньше всего могут быть использованы законы государства. Юридические нормы всегда строго фиксированы во времени и пространстве, чего нельзя сказать о традициях. Традиции благодаря своей неопределенности, поливариативности, а также способности саморазвиваться, которой не обладает ни один юридический закон, не сковывают людей так жестко, как положительное право. Соблюдение традиций допускает известную добровольность, свободу, выбор и реализуется через самостоятельную деятельность человека (В. Д. Плахов, И. В. Суханов). Осуществляя свои функции, семейные традиции аккумулируют родовой опыт социального развития, спрессовывают его в компактную "матрицу" и в таком виде сохраняют на века, фиксируют прошлое и настоящее семьи, обеспечивают устойчивость отношений, подобно вектору, направляют развитие семейных отношений, упорядочивают и структурируют их. 

     Семья как общность людей, связанных отношением, супружества, родительства и родства, как основная ячейка нашего общества выполняет важнейшие социальные функции, играет особую роль в жизни  человека, его защите, формировании личности, удовлетворение духовных потребностей, обеспечении социализации. Семья передатчиком фундаментальных, общечеловеческих, национальных ценностей от поколения к поколению. В ней заключен мощный потенциал воздействия на такие процессы как: воспитание и образование подрастающего поколения, развитие национальной культуры и языка, формирование целостной личности, демографические изменения, здоровье общества, становление гражданских отношений. Здоровая семья является институтом экологии личности, экологии души человека.

     «Семья  – первичная социальная ячейка общества, где субъекты объединены формируемой в совместной деятельности совокупностью межличностных отношений, проявляющихся в любви, привязанности, интимности. Она суть отношений, принятых в данной языковой, социокультурной общности, ее традиций, обрядов, обычаев. Семья осуществляет базисную социализацию, опосредует влияние как культурных, так и социальных изменений, регулирует отношения между людьми, способствует процессу энкультурации (приобщения к человеческим ценностям). Общество предлагает свои культурные модели, которые должен усвоить ребенок.

     Их  усвоение проходит через семью, зависит  от ее уклада жизни и уровня психолого-педагогической культуры членов семьи» Т.В. Лодкина.

     Семья является необходимым условием социализации личности, где человек обучается социальным ролям, получает определенное образование, навыки поведения, усваивает правила, устои, традиции, приобретает умения включать знания в жизненно смысловой контекст. Любая семья имеет свои традиции.

     Понятие «традиция» многозначно и является предметом исследования ряда наук: этнографии, этики, лингвистики, социологии, правоведения, философии, педагогики, что свидетельствует о многогранности данного явления.

     В нашем исследовании мы опираемся  на определение, данное С. И. Ожеговым и Н.Ю. Шведовой в «Толковом словаре русского языка»:

     «Традиция – 1) то, что перешло от одного поколения  к другому, что унаследовано от предшествующих поколений (например, идеи, взгляды, вкусы, образ действий, обычаи и т.п.); 2) обычай, установившийся порядок в поведении, в быту», которое, на наш взгляд, более емкое и точное.

     Обобщенный  взгляд на традицию может быть выражен  в характеристике по следующим признакам (подход С.К. Бондыревой, Д.В. Колесова):

     - традиция воспроизводится из поколения в поколение множеством индивидов: способы действия в той или иной жизненной ситуации, оценки, отношения, ценностные ориентации, технологии;

     - традиция – фактор стабильности  общества: чем больше традиций  и чем четче они соблюдаются, тем характер сообщества выражен отчетливее, тем сообщество однороднее;

     - ослабление роли традиций в  жизни общества лишает его  исторической перспективы, общество утрачивает стабильность и самобытность.

     -  традиция – это любое проявление активности индивидов, несущее в себе черты традиционности, т.е. передаваемости (переданности) от поколения к поколению, и воспроизводимое сообществом индивидов.

     Изучение  феномена традиции позволило выявить  ее сущность, которая заключается в самом объекте и способах передачи социокультурного опыта и духовного наследия, в обогащении духовного мира. Традиции при условии их соблюдения из поколения в поколение превращаются в прочные основы поведения. В них отражается многовековой опыт людей, их связи и взаимоотношения, они служат своеобразным средством передачи ценностей прошлого в будущее.

     Как показал сравнительный анализ различных  концепций и подходов к пониманию сути традиции, можем сделать вывод, что семейные традиции являются одним из составляющих компонентов семейного уклада, его системным образованием, они характеризуются устойчивыми пространственно-временными отношениями, нравами и нормами поведения, ценностями семьи, накопленным опытом прежних поколений.

     Семейные  традиции – это обычные принятые в семье нормы, манеры поведения, обычаи и взгляды, которые передаются из поколения в поколение. Семейные традиции и ритуалы являются, с одной стороны, одним из важных признаков здоровой (по определению В.Сатир) или функциональной (по определению Э. Г. Эйдемиллера и других исследователей) семьи, а, с другой стороны, наличие семейных традиций является одним из важнейших механизмов передачи следующим поколениям семьи законов внутрисемейного взаимодействия: распределения ролей во всех сферах семейной жизни, правил внутрисемейного общения, в том числе способов разрешения конфликтов и преодоления возникающих проблем.

Информация о работе Приобщение детей дошкольного возраста к семейным традициям (на основе национальностей проживающих в челяб. обл.)