Приобщение детей дошкольного возраста к семейным традициям (на основе национальностей проживающих в челяб. обл.)

Автор: r***********@yandex.ru, 27 Ноября 2011 в 16:03, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: выявление педагогических условий приобщения детей дошкольного возраста к семейным традициям.
Задачи исследования:
1. Раскрыть теоретические основы приобщения детей дошкольного возраста к семейным традициям.
2. Определить понятия «традиции», «семейные традиции» как составляющие характеристики народной культуры.
3. Выявить педагогические условия и рекомендации по приобщению детей дошкольного возраста к семейным традициям.

Содержание

Введение………………………………………………………………...…………3
Глава 1. Теоретические аспекты приобщения детей дошкольного возраста к семейным традициям………………………………………………………….….5
Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме приобщение детей дошкольного возраста к семейным традициям ……5
1.2. Особенности приобщения детей дошкольного возраста к семейным традициям………………………………………………………………………...11
1.3. Психолого-педагогические условия приобщения детей с семейным традициям………………………………………………. ……………………....16
Глава 2. Приобщение детей дошкольного возраста к семейным традициям (на основе национальностей проживающих в Челябинской области)……………………………………………………………….………….21
2.1. Особенности формирования семейных традиций…………………….…..21
2.2. Методические рекомендации по приобщению к семейным традициям детей дошкольного возраста …………………………………………………...29
Заключение……………………………………………………………………….44
Список используемой литературы……………………

Работа содержит 1 файл

Курсовая (4).doc

— 418.50 Кб (Скачать)

13. Воспитать  человека: Сб-к нормативно-правовых  документов, научно-методических, организационно-практических  материалов по проблемам воспитания./ Под ред. В.А. Березиной, О.И. Волжиной, И.А. Зимней. - М.: Вентана-Графф, 2002. - 384с.

14. Всеобщая  декларация прав человека. Конвенция  о правах ребенка. - М.: Права человека, 2002. - 40 с.

15. Выготский,  Л.С. Собр. сочинений. В 6 т. - Т.2: Проблемы общей психологии / Л.С. Выготский / Под ред. В.В. Давыдова. - М.: Педагогика, 1982. - 540 с.

16. Выготский,  Л.С. Собр. сочинений. В 6 т. - Т.4: Детская психология / Л.С. Выготский  / Под ред. Д.Б. Эльконина. - М.: Педагогика, 1984. - С. 243-386.

17. Гришина,  Г. Н. Приобщение детей к народной игровой культуре / Г. Н. Гришина // Управление дошкольным образовательным учреждением. - 2005. - № 1. - С. 67-73.

18. Давыдова, О.И. Этнопедагогический подход  в работе детских садов / О.И.  Давыдова // Детский сад. Управление. - 2003. - № 19 (67). - С. 10.

19. Давыдова, О.И. Этнопедагогическая подготовка  педагога / О.И. Давыдова // Мир детства  и образования. - Магнитогорск, 2007. - С. 481-483.

20. Данилина, Г.Н. Дошкольнику - об истории  и культуре России: пособие для  реализации государственной программы "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы" / Г. Н. Данилина. - [3-е изд., испр. и доп.]. - М.: АРКТИ, 2005. - 181 с.

21. Евстратова, Л. Опыт формирования духовной  культуры детей в контексте  региональной социокультурной традиции / Л. Евстратова // Дошкольное воспитание. - 2006. - № 1. - С. 17-20.

22. Запорожец,  А.В. Избранные психологические  труды. В 2т. - Т.1. Психическое развитие  ребенка / А.В. Запорожец. - М.: Педагогика,1986. - С. 222-285 [Р. III. Проблемы развития психики].

23. Зеньковский,  В.П. Психология детства / В.П.  Зеньковский. - Екатеринбург, 1995. - 297 с.

24. Измайлов, А.Б. Рождественские "Сказочные  материалы" в русской народной  педагогике для воспитания дошкольников / А.Б. Измайлов // Мир детства и образования. - Магнитогорск, 2007. - С. 130-133.

25. Интеллектуальное  развитие и воспитание дошкольников: Учебное пособие для студентов  педагогических вузов / Л.Г. Нисканен, О.А. Шаграева, Е.В. Родина. - М.: Академия, 2002. - 208 с.

26. Князева,  О.Л. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа.Учеб.-метод.пособие / О. Л. Князева, М. Д. Маханева. - 2-е изд.,перераб.и доп. - СПб.: Детство-Пресс, 1998. - 300 с.

27. Кожанова, М.Б. Педагогический процесс в  дошкольном образовательном учреждении в контексте регионально-этнической направленности воспитания / М.Б. Кожанова // Мир детства и образования. - Магнитогорск, 2007. - С. 120-123.

28. Козлова,  С.А. Дошкольная педагогика: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. Заведений / С.А. Козлова, Т.А. Куликова. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 416 с.

29. Коломийченко, Л. Программа социального развития: подготовительная к школе группа: раздел "ЧЕЛОВЕК СРЕДИ ЛЮДЕЙ" / Л. Коломийченко // Дошкольное воспитание. - 2005. - № 8. - С. 15-25.

30. Концепция  дошкольного воспитания // Дошкольное  образование России в документах  и материалах: Сборник действующих  нормативно-правовых документов  и программно-методических материалов. - М., 2001.

31. Косенко,  Ю.Н. Основные аспекты профессиональной подготовки будущих воспитателей в диссертационных работах конца 20- начала 21 столетия (на материалах исследования украинских учёных) / Ю.Н. Косенко // Мир детства и образования. - Магнитогорск, 2007. - С. 457-460.

32. Круглова, И. Знакомство дошкольников с истоками русской праздничной культуры / И. Круглова // Дошкольное воспитание. - 2006. - № 10. - С. 15-17.

33. Кузина, Т.Ф. Занимательная педагогика  народов России: советы, игры, обряды / Т.Ф.Кузина, Г.И. Батурина. -2.-е изд. - М.: Школьная пресса, 2001. - 144 с.

34. Кутасова, М. "Прости меня, земля-матушка": "Народная культура" в детском  саду / М. Кутасова // Дошкольное воспитание. - 2006. - № 6. - С. 35-40.

35. Леонтьев, А.Н. Избранные психологические  произведения: В 2 т. Т.1 / А.Н. Леонтьев / Под ред., В.В. Давыдова и др. - М.: Педагогика, 1983. - 319 с.

36. Лунина, Г.В. Гуманистические идеи русской  народной педагогики в воспитании  оптимистического мироощущения  у дошкольников / Г.В. Лунина. - М.,1995. - 192 с.

37. Национальная  доктрина образования в Российской Федерации (утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 4 октября 2000г.№ 751) // Воспитать человека: Сборник нормативно-правовых, научно-практических материалов по проблеме воспитания / Под ред. В.А. Березиной, О.И. Волжаниной, И.А. Зимней. - М.: Вента-на-Графф, 2002. - С. 11-17.

38. Михайленко, А. Введение дошкольника в мировую  культуру: парциальная программа  духовно-нравственного воспитания  детей / А. Михайленко // Дошкольное  воспитание. - 2006. - № 5. - С. 14-18.

39. Мухина, В.С. Возрастная психология: Феноменология  развития; детство, отрочество: Учебник  для студентов вузов / В.С. Мухина. - М.: Академия, 1998. - 456 с.

40. Немов,  Р.С. Психология: Учеб. для студ. пед.  вузов / Р.С. Немов / В 3 кн. - 3-е  изд. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. - Кн. 1. Общие основы психологии. - 688 с.

41. Немов  Р.С. Психология: Учеб. для студ. пед.  вузов / Р.С. Немов / В 3 кн. - 3-е  изд. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. - Кн.3: Психодиагностика. Введение  в научное исследование с элементами математической статистики. - 632 с.

42. О  реализации проектов в 2005 году  в рамках государственной программы  "Патриотическое воспитание граждан  Росийской Федерации за 2001-2005 годы": приказ Федерального агенства  образованию Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2005 г. № 221 // Вестник образования России. - 2005. - № 10. - С. 28-31.

43. Парамонова, Л.А. Воспитание и обучение  детей шестого года жизни / Л.А. Парамонова. - М, 1987. - 160 с.

44. Парамонова, Т. Прощай, Масленица! / Т. Парамонова, Т. Кремнева // Обруч: образование, ребенок, ученик. - 2007. - N 1. - С. 33-34.

45. Писарева, А. Е. Русские культурные традиции  и нравственно-патриотическое воспитание  дошкольника / А. Е. Писарева // Научно-практическая конференция "Патриотическое воспитание дошкольников" (реализация государственной программы Российской Федерации "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы) [Электронный ресурс] Режим доступа // http://www.portal-slovo.ru/rus/infant_education/115/4273/$print_text/?part=1

46. Ромашина, С.Я. Моя малая Родина Барнаул: [для детей дошкольного и младшего школьного возраста] / С. Я. Ромашина, Л. И. Шварко, Л. А. Никитина. - Барнаул: Алтайская неделя плюс, 1999. - 102 с.

47. Тенькова, А.Н. Работа по нравственно-эстетическому обогащению личности ребенка через приобщение его к истокам русской культуры / А.Н. Тенькова [Электронный ресурс] Режим доступа // http://festival.1september.ru/articles/314680/?numb_artic=314680

48. Федорова, С. Этнокультурная компетентность педагога / С. Федорова // Дошкольное образование. - 2002. - № 20 (16 - 31 октября 2002 г.).

49. Фролова,  А. Прикоснуться к истокам культуры  предков / А. Фролова, Л. Дедешко  // Дошкольное воспитание. - 2006. - №  5. - С. 127-128.

50. Харисов, Ф.Ф. Интеграция национальной культуры и учебно-воспитательного процесса / Ф.Ф. Харисов: автореф.дис…д-ра пед. наук: 13.00.01. - Элиста, 1999. - 39 с.

51. Хрипунова,  Т. М. Освоение русской народной  культуры как важный этап воспитания  будущего патриота и гражданина / Т. М. Хрипунова // Модернизация дошкольного образования на селе / [под общ. ред. Н. С. Моровой]. - М., 2004. - С. 147-152.

52. Христова, Е.Л. Народная педагогика (историографические  и теоретико-методологические проблемы) / Е.Л. Христова. - М.: Педагогика, 1987. - С. 84. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Приложение 1 

Тематический  годовой план занятий 

Младшая группа  

  Тема  занятия Содержание
Сентябрь «Милости просим, гости дорогие» Первое посещение  детьми «избы». Знакомство с ее хозяйкой
«Ходит  сон  близ окон» Знакомство  с колыбельной (люлькой, зыбкой) и  колыбельными песнями.
«Во саду ли, в огороде» Знакомство  с огородом детского сада
«Репка» Знакомство  со сказкой «Репка»
Октябрь «Чудесный сундучок» Знакомство  с сундучком, в котором живут  загадки. Загадывание загадок об овощах.
 
«Как  у нашего кота»
Знакомство  детей с обитателем «избы» - котом  Васькой заучивание потешек «Как у нашего кота»
 
«Котик, котик, поиграй»
Повторение  потешки «Как у нашего кота», дидактическое  упражнение «Похвали котика»
«Девочка  и лиса » Знакомство  со сказкой «Снегурочка и лиса».  Игра «Кто позвал?»  (угадывание по голосу)
Ноябрь «Водичка, водичка  умой мое личико» Знакомство  детей  с рукомойником. Разучивание  потешки «Водичка, водичка умой мое  личико»
«С  гуся вода, а с Ванечки худоба» Повторение  потешки «Водичка, водичка умой мое  личико» и колыбельных.
«Идет коза рогатая» Разучивание потешки  «Идет коза рогатая» .
«Волк и семеро козлят» Знакомство  со сказкой «Волк и семеро козлят»
Декабрь «Стоит изба из кирпича, то холодна то горяча» Знакомство  с печкой, чугунком, ухватом, кочергой.
«Колобок» Знакомство  со сказкой «Колобок».
«Уж ты, зимушка - зима»  Дидактическая игра «Оденем куклу на прогулку»
«Сундучок Деда Мороза» Загадывание загадок  о зиме, о зимней одежде
Январь «Пришла коляда – отворяй ворота» Знакомство  детей с Рождеством.
«Фока воду кипятит и как  зеркало  блестит» Знакомство  детей с самоваром. Дидактическая  игра «Напоим куклу чаем»
«Гость  на гость – хозяйке радость» Знакомство  детей с медведем мишуткой. Лепка посуды.
«Три  медведя» Знакомство  со сказкой Л.Н.Толстого «Три медведя»
 

 

  Тема  занятия Содержание
Февраль «Маша и медведь» Знакомство  со сказкой  «Маша и  медведь»
Хозяйкины помощники. Знакомство  детей с предметами обихода – коромыслом, ведрами, корытом, стиральной доской.
«Половичку  курочка веничком метет» Разучивание потешки  «Наша-то хозяюшка сметлива была»
«Масленица  дорогая -  наша гостьюшка годовая» Знакомство  детей с масленицей.
Март  «Нет милее  дружка, чем родимая матушка» Этическая беседа «Моя любимая мама»
«Приди, весна, с радостью» Разучивание заклички «Весна, весна красная!»
«Петушок- золотой гребешок» Знакомство  детей  с новым персонажем –  Петушком. Разучивание потешки о  петушке.
«Заюшкина избушка» Знакомство  со сказкой  «Заюшкина избушка»
Апрель  «Трень –  брень, гусельки» Знакомство  с русским народным инструментом – гуслями.
«Кот,  лиса и петух» Знакомство  со сказкой «Кот,  лиса и петух»
«Петушок  с семьей»  Знакомство с семьей петушка. Знакомство с рассказом К.Д.Ушинского «Петушок с семьей»
«Курочка  ряба» Знакомство  со сказкой  «Курочка ряба»
Май «Здравствуй, солнышко – колоколнышко!» Разучивание потешки  про солнышко.
«Сорока – белобока кашу варила» Знакомство  с предметами обихода – глиняным горшком
«Кто  в тереме живет?»  Знакомство  со сказкой  «Теремок»
Прощание  с «избой» Дидактическая игра «Чудесный сундучок». Прощание детей с Хозяйкой до осени.

Информация о работе Приобщение детей дошкольного возраста к семейным традициям (на основе национальностей проживающих в челяб. обл.)