Автор: r***********@yandex.ru, 27 Ноября 2011 в 16:03, курсовая работа
Цель исследования: выявление педагогических условий приобщения детей дошкольного возраста к семейным традициям.
Задачи исследования:
1. Раскрыть теоретические основы приобщения детей дошкольного возраста к семейным традициям.
2. Определить понятия «традиции», «семейные традиции» как составляющие характеристики народной культуры.
3. Выявить педагогические условия и рекомендации по приобщению детей дошкольного возраста к семейным традициям.
Введение………………………………………………………………...…………3
Глава 1. Теоретические аспекты приобщения детей дошкольного возраста к семейным традициям………………………………………………………….….5
Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме приобщение детей дошкольного возраста к семейным традициям ……5
1.2. Особенности приобщения детей дошкольного возраста к семейным традициям………………………………………………………………………...11
1.3. Психолого-педагогические условия приобщения детей с семейным традициям………………………………………………. ……………………....16
Глава 2. Приобщение детей дошкольного возраста к семейным традициям (на основе национальностей проживающих в Челябинской области)……………………………………………………………….………….21
2.1. Особенности формирования семейных традиций…………………….…..21
2.2. Методические рекомендации по приобщению к семейным традициям детей дошкольного возраста …………………………………………………...29
Заключение……………………………………………………………………….44
Список используемой литературы……………………
13. Воспитать
человека: Сб-к нормативно-правовых
документов, научно-методических, организационно-практических
материалов по проблемам
14. Всеобщая декларация прав человека. Конвенция о правах ребенка. - М.: Права человека, 2002. - 40 с.
15. Выготский, Л.С. Собр. сочинений. В 6 т. - Т.2: Проблемы общей психологии / Л.С. Выготский / Под ред. В.В. Давыдова. - М.: Педагогика, 1982. - 540 с.
16. Выготский, Л.С. Собр. сочинений. В 6 т. - Т.4: Детская психология / Л.С. Выготский / Под ред. Д.Б. Эльконина. - М.: Педагогика, 1984. - С. 243-386.
17. Гришина, Г. Н. Приобщение детей к народной игровой культуре / Г. Н. Гришина // Управление дошкольным образовательным учреждением. - 2005. - № 1. - С. 67-73.
18. Давыдова,
О.И. Этнопедагогический
19. Давыдова,
О.И. Этнопедагогическая
20. Данилина, Г.Н. Дошкольнику - об истории и культуре России: пособие для реализации государственной программы "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы" / Г. Н. Данилина. - [3-е изд., испр. и доп.]. - М.: АРКТИ, 2005. - 181 с.
21. Евстратова, Л. Опыт формирования духовной культуры детей в контексте региональной социокультурной традиции / Л. Евстратова // Дошкольное воспитание. - 2006. - № 1. - С. 17-20.
33. Кузина, Т.Ф. Занимательная педагогика народов России: советы, игры, обряды / Т.Ф.Кузина, Г.И. Батурина. -2.-е изд. - М.: Школьная пресса, 2001. - 144 с.
34. Кутасова, М. "Прости меня, земля-матушка": "Народная культура" в детском саду / М. Кутасова // Дошкольное воспитание. - 2006. - № 6. - С. 35-40.
35. Леонтьев,
А.Н. Избранные
36. Лунина,
Г.В. Гуманистические идеи
37. Национальная доктрина образования в Российской Федерации (утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 4 октября 2000г.№ 751) // Воспитать человека: Сборник нормативно-правовых, научно-практических материалов по проблеме воспитания / Под ред. В.А. Березиной, О.И. Волжаниной, И.А. Зимней. - М.: Вента-на-Графф, 2002. - С. 11-17.
38. Михайленко,
А. Введение дошкольника в
39. Мухина, В.С. Возрастная психология: Феноменология развития; детство, отрочество: Учебник для студентов вузов / В.С. Мухина. - М.: Академия, 1998. - 456 с.
40. Немов, Р.С. Психология: Учеб. для студ. пед. вузов / Р.С. Немов / В 3 кн. - 3-е изд. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. - Кн. 1. Общие основы психологии. - 688 с.
41. Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. пед. вузов / Р.С. Немов / В 3 кн. - 3-е изд. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. - Кн.3: Психодиагностика. Введение в научное исследование с элементами математической статистики. - 632 с.
42. О
реализации проектов в 2005 году
в рамках государственной
43. Парамонова, Л.А. Воспитание и обучение детей шестого года жизни / Л.А. Парамонова. - М, 1987. - 160 с.
44. Парамонова, Т. Прощай, Масленица! / Т. Парамонова, Т. Кремнева // Обруч: образование, ребенок, ученик. - 2007. - N 1. - С. 33-34.
45. Писарева,
А. Е. Русские культурные
46. Ромашина, С.Я. Моя малая Родина Барнаул: [для детей дошкольного и младшего школьного возраста] / С. Я. Ромашина, Л. И. Шварко, Л. А. Никитина. - Барнаул: Алтайская неделя плюс, 1999. - 102 с.
47. Тенькова,
А.Н. Работа по нравственно-эстетическому
обогащению личности ребенка через приобщение
его к истокам русской культуры / А.Н. Тенькова
[Электронный ресурс] Режим доступа // http://festival.1september.ru/
48. Федорова, С. Этнокультурная компетентность педагога / С. Федорова // Дошкольное образование. - 2002. - № 20 (16 - 31 октября 2002 г.).
49. Фролова,
А. Прикоснуться к истокам
50. Харисов, Ф.Ф. Интеграция национальной культуры и учебно-воспитательного процесса / Ф.Ф. Харисов: автореф.дис…д-ра пед. наук: 13.00.01. - Элиста, 1999. - 39 с.
51. Хрипунова,
Т. М. Освоение русской
52. Христова,
Е.Л. Народная педагогика (историографические
и теоретико-методологические
Приложение
1
Тематический
годовой план занятий
Младшая
группа
Тема занятия | Содержание | |
Сентябрь | «Милости просим, гости дорогие» | Первое посещение детьми «избы». Знакомство с ее хозяйкой |
«Ходит сон близ окон» | Знакомство с колыбельной (люлькой, зыбкой) и колыбельными песнями. | |
«Во саду ли, в огороде» | Знакомство с огородом детского сада | |
«Репка» | Знакомство со сказкой «Репка» | |
Октябрь | «Чудесный сундучок» | Знакомство с сундучком, в котором живут загадки. Загадывание загадок об овощах. |
«Как у нашего кота» |
Знакомство детей с обитателем «избы» - котом Васькой заучивание потешек «Как у нашего кота» | |
«Котик, котик, поиграй» |
Повторение потешки «Как у нашего кота», дидактическое упражнение «Похвали котика» | |
«Девочка и лиса » | Знакомство со сказкой «Снегурочка и лиса». Игра «Кто позвал?» (угадывание по голосу) | |
Ноябрь | «Водичка, водичка умой мое личико» | Знакомство детей с рукомойником. Разучивание потешки «Водичка, водичка умой мое личико» |
«С гуся вода, а с Ванечки худоба» | Повторение потешки «Водичка, водичка умой мое личико» и колыбельных. | |
«Идет коза рогатая» | Разучивание потешки «Идет коза рогатая» . | |
«Волк и семеро козлят» | Знакомство со сказкой «Волк и семеро козлят» | |
Декабрь | «Стоит изба из кирпича, то холодна то горяча» | Знакомство с печкой, чугунком, ухватом, кочергой. |
«Колобок» | Знакомство со сказкой «Колобок». | |
«Уж ты, зимушка - зима» | Дидактическая игра «Оденем куклу на прогулку» | |
«Сундучок Деда Мороза» | Загадывание загадок о зиме, о зимней одежде | |
Январь | «Пришла коляда – отворяй ворота» | Знакомство детей с Рождеством. |
«Фока воду кипятит и как зеркало блестит» | Знакомство детей с самоваром. Дидактическая игра «Напоим куклу чаем» | |
«Гость на гость – хозяйке радость» | Знакомство детей с медведем мишуткой. Лепка посуды. | |
«Три медведя» | Знакомство со сказкой Л.Н.Толстого «Три медведя» |
Тема занятия | Содержание | |
Февраль | «Маша и медведь» | Знакомство со сказкой «Маша и медведь» |
Хозяйкины помощники. | Знакомство детей с предметами обихода – коромыслом, ведрами, корытом, стиральной доской. | |
«Половичку курочка веничком метет» | Разучивание потешки «Наша-то хозяюшка сметлива была» | |
«Масленица дорогая - наша гостьюшка годовая» | Знакомство детей с масленицей. | |
Март | «Нет милее дружка, чем родимая матушка» | Этическая беседа «Моя любимая мама» |
«Приди, весна, с радостью» | Разучивание заклички «Весна, весна красная!» | |
«Петушок- золотой гребешок» | Знакомство детей с новым персонажем – Петушком. Разучивание потешки о петушке. | |
«Заюшкина избушка» | Знакомство со сказкой «Заюшкина избушка» | |
Апрель | «Трень – брень, гусельки» | Знакомство с русским народным инструментом – гуслями. |
«Кот, лиса и петух» | Знакомство со сказкой «Кот, лиса и петух» | |
«Петушок с семьей» | Знакомство с семьей петушка. Знакомство с рассказом К.Д.Ушинского «Петушок с семьей» | |
«Курочка ряба» | Знакомство со сказкой «Курочка ряба» | |
Май | «Здравствуй, солнышко – колоколнышко!» | Разучивание потешки про солнышко. |
«Сорока – белобока кашу варила» | Знакомство с предметами обихода – глиняным горшком | |
«Кто в тереме живет?» | Знакомство со сказкой «Теремок» | |
Прощание с «избой» | Дидактическая игра «Чудесный сундучок». Прощание детей с Хозяйкой до осени. |