Приобщение детей дошкольного возраста к семейным традициям (на основе национальностей проживающих в челяб. обл.)

Автор: r***********@yandex.ru, 27 Ноября 2011 в 16:03, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: выявление педагогических условий приобщения детей дошкольного возраста к семейным традициям.
Задачи исследования:
1. Раскрыть теоретические основы приобщения детей дошкольного возраста к семейным традициям.
2. Определить понятия «традиции», «семейные традиции» как составляющие характеристики народной культуры.
3. Выявить педагогические условия и рекомендации по приобщению детей дошкольного возраста к семейным традициям.

Содержание

Введение………………………………………………………………...…………3
Глава 1. Теоретические аспекты приобщения детей дошкольного возраста к семейным традициям………………………………………………………….….5
Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме приобщение детей дошкольного возраста к семейным традициям ……5
1.2. Особенности приобщения детей дошкольного возраста к семейным традициям………………………………………………………………………...11
1.3. Психолого-педагогические условия приобщения детей с семейным традициям………………………………………………. ……………………....16
Глава 2. Приобщение детей дошкольного возраста к семейным традициям (на основе национальностей проживающих в Челябинской области)……………………………………………………………….………….21
2.1. Особенности формирования семейных традиций…………………….…..21
2.2. Методические рекомендации по приобщению к семейным традициям детей дошкольного возраста …………………………………………………...29
Заключение……………………………………………………………………….44
Список используемой литературы……………………

Работа содержит 1 файл

Курсовая (4).doc

— 418.50 Кб (Скачать)
 
 
 
 
  Тема  занятия  Содержание
Февраль «Гуляй, да присматривай» Беседа о  характерных особенностях февраля 
 

«Дело мастера  боится»

  Знакомство  со сказкой «Семь Симеонов».  Дидактическая игра «Кому, что  нужно для работы» повторение  пословиц о труде и мастерстве.
«На героя и слава бежит »  
Рассказ о русских богатырях
Масленица Прасковейка, встречаем  тебя хорошенько!  
Беседа  о Масленице. Пение песен, частушек.
Март   «Сердце матери лучше солнца греет»   Этическая беседа о маме с включением народных пословиц и поговорок.
  «Русская матрешка»   Рассказ о матрешке. Разучивание частушек
 
«Живет  в народе песня»
 
Беседа  о русской народной песне. Знакомство с пословицами и поговорками  о песне.
Вербное воскресенье Посещение «избы» рассказ Хозяйки о праздновании Вербного воскресенья и о вербе. Проведение русских народных игр «Верба-вербочка» «Ерыкалище»,
Апрель «Грач на горе –  весна на дворе» Беседа о  русских обычаях встречи весны. Пение  закличек о весне.
«Шутку  шутить – людей насмешить» Беседа о  народном юморе (докучные сказки, скороговорки, дразнилки). Словесная игра «путаница»
«Апрель ленивого не любит, проворного голубит» Рассказ о весенних полевых работах. Самостоятельный  посев детьми семян.
 
«Красна горка»
 Рассказ  воспитателя о праздновании Пасхи.  Проведение русских народных  игр. Словесные народные игры «Садовник», «Бирюльки»
Май  «Литературная викторина»   Литературная  викторина. Игра -драматизация  
«Край родной навек любимый» Русские подвижные  игры на открытом воздухе.
«Пастухи» Познакомить  детей с работой пастухов в  прежние времена, особенностями пастушьего снаряжения.
Прощание  с «избой». Заключительная  беседа о русской избе и национальной кухне. Чаепитие
 
 

 

 Приложение 2 

РУССКИЕ НАРОДНЫЕ КАЛЕНДАРНЫЕ ИГРЫ

 

        Игры — своеобразная школа ребенка. В них удовлетворяется жажда действия; предоставляется обильная пища для работы ума и воображения; воспитывается умение преодолевать неудачи, переживать неуспех, постоять за себя и за справедливость. В играх — залог полноценной душевной жизни ребенка   в   будущем.

  Неоценимым  национальным богатством являются календарные народные игры. Они вызывают интерес не только как жанр устного народного творчества. В них заключена информация, дающая представление о повседневной жизни наших предков — их быте, труде, мировоззрении. Игры были непременным элементом народных обрядовых праздников. К сожалению, народные игры сегодня почти исчезли из детства. Хотелось бы сделать их достоянием наших дней.

  Практически каждая игра начинается с выбора водящего. Чаще всего это происходит с помощью  считалки.

  Считалка  обнаруживает свою древнюю традицию. Обыкновение пересчитываться идет из быта взрослых. Перед предстоящим  делом в прошлом зачастую прибегали  к счету, чтобы узнать, удачно или  неудачно завершится задуманное. Этому  придавали необычайную важность, так как полагали, что есть числа счастливые и несчастливые.

  Взрослые  пересчитывались — стали пересчитываться  и дети. Ведь многие детские игры имитируют серьезные занятия взрослых — охоту на зверей, ловлю птиц, уход за посевом и др.

  Есть  игры, в которых играющие делятся на команды. Чтобы при этом не возникало споров, использовались сговорки: кого выбираешь? что выбираешь? что возьмешь?

Русские народные игры, в  которых принято  было играть во время проведения обрядовых праздников, посвященных разным циклам земледельческого календаря.

 
 

Новый год.

    Арина

    Бабка Ёжка

    Баба Яга

    В углы Башмачник

    Жмурки 

Рождественский  сочельник 

      Два Мороза

      Скакалка

      Масло

      Орешек

      С города долой! 

Зимние  святки

    Бабка

    Гуськи

    Дедушка-рожок

    Краской

    Прялица

    Слепая курица и чулок

    Слепой козел

    «Черного» и  «белого» не говорить, «да» и «нет»  не повторять. 
     
     

Масленица

    В каравай 

    Взятие снежной  крепости

    Водить козла

    Горелки

    Гори, гори ясно

    Горшки

    Крута гора

    Лапти

    Летят- не летят

    Пирог

    Салки

    Салки- догонялки

    Салки-мартышки

    Салки с мячом

    Пятнашки с мячом 
     

Благовещенье

    «Ай да птица, что за птица!»

    Бабочки и  ласточки

    В птицы 

    Воробей

    Ворон

    Голуби

    Жаворонок

    Коршун

     Ласточки 

    Огородник и  воробей

    Птички

    Пчелы

    Пчелы и ласточка

    Филин и пташки 

Вербная неделя

    Верба-вербочка

    Дед

    Захарка

    Мосток

Пасха

    Игры с яйцами

    Чье яйцо дольше покрутится?

    Катание яиц  с горки

    Бой яйцами

    Солнышко-ведрышко

    Береза

    Медом или  сахаром 

Красная горка 

      В круги 

      Отгадывание  

Лялин день

      Ляля 

Егорьев день

    Лошадки 

    Пастух  и стадо 

Троица (Семик)

    В кресты

    Венок

    Водяной

    Горячее место

    Ерыкальце  
     
     

Никита-гусятник

    В утку

    Волк и гуси

    Гуси-гуси

    Утка и селезень

    Заинька

    Утица

    Уточка  

Давид – земляничник

    У медведя  во бору

    Волкв лесу

    Медведь 

Николай Кочанский

        Капуста

        Плетень 

Успение

   Кто с нами?

    Огородник

     Пахари  и жнецы 

Семенов день

    Муха 

    Охотники и  собаки

          Черный жук 

Покров 

Заря-зарница

Кружева

Молчанка

Пятнашки

У дядюшки Трифона 

Кузьма  и Демьян

    Ворон и куры

    Золотые ворота

    Кузнецы

    Курочки

    Царевна  
     
     
     
     
     
     

Описание игр  

Пастух  и стадо

 Дети  изображают  стадо (коровы или  овцы) и  находятся в хлеву  (за условной чертой). Водящий  – пастух, он  в шапке, за  поясом  хлыст, в руках рожок,  и  находится  немного поодаль  стада. По сигналу «Рожок!»  (свисток или музыка) все  животные  спокойно выходят из домов, бегают, прыгают, ходят по  пастбищу, по сигналу «Домой!» все возвращаются в свои  дома.

Муха

  На  земле  очерчивается круг. В  центре  вбивается кол, на него  вешается кружок – «муха». Играющие  встают за кругом и  бросают палочки, кусочки дерева -  стараются сбить «муху» с кола. У кола стоит  караульщик, который должен всякий раз, как «муха» сбита, снова вешать ее на кол. Когда  играющие  бросят все свои «снаряды», то  бегут за ними, и кто, вернувшись, не успеет занять свое место, тот  становится караульщиком у «мухи».

Ручеек 

  Играющие  выстраиваются парами друг за другом. Каждая пара, 
взявшись за руки, поднимает их вверх (образует «ворота»). Последняя пара проходит через строй играющих и становится впереди. И так далее.

Игра  проводится в быстром темпе. Играют, пока не надоест.

Пирог

Играющие  делятся на две команды. Команды  становятся друг против друга. Между ними садится «пирог» (на него надета шапочка).

    Все дружно начинают расхваливать «пирог»:

        Вот он какой  высоконький,  
        Вот он какой мякошенький, 
        Вот он какой широконький.              
        Режъ его да ешь!

  После этих слов играющие по одному из каждой команды бегут к «пирогу». Кто  быстрее добежит до цели и дотронется до «пирога», тот и уводит его  с собой. На место «пирога» садится ребенок из проигравшей команды. Так происходит до тех пор,

пока  не проиграют все в одной из команд. 

Капуста

Рисуется круг – «огород». На середину круга складываются шапки, пояса, платки и прочее. Это  – «капуста». Все  участники игры  стоят за  кругом, а один из  них выбирается хозяином. Он садится рядом с «капустой». «Хозяин» изображает  движениями то, о чем поет:

        Я на камушке сижу,

        Мелки колышки тешу.

        Мелки колышки тешу,

        Огород свой горожу,

        Чтоб капусту не украли,

        В огород не прибежали

        Волк и лисица, бобер и курица,

        Заяц усатый, медведь косолапый.

   Играющие стараются быстро забежать  в «огород», схватить «капусту»  и убежать. Кого «хозяин» поймает,  тот  выбывает из  игры. Участник, который больше всех унесет «капусты», объявляется победителем. 

Информация о работе Приобщение детей дошкольного возраста к семейным традициям (на основе национальностей проживающих в челяб. обл.)