Автор: r***********@yandex.ru, 27 Ноября 2011 в 16:03, курсовая работа
Цель исследования: выявление педагогических условий приобщения детей дошкольного возраста к семейным традициям.
Задачи исследования:
1. Раскрыть теоретические основы приобщения детей дошкольного возраста к семейным традициям.
2. Определить понятия «традиции», «семейные традиции» как составляющие характеристики народной культуры.
3. Выявить педагогические условия и рекомендации по приобщению детей дошкольного возраста к семейным традициям.
Введение………………………………………………………………...…………3
Глава 1. Теоретические аспекты приобщения детей дошкольного возраста к семейным традициям………………………………………………………….….5
Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме приобщение детей дошкольного возраста к семейным традициям ……5
1.2. Особенности приобщения детей дошкольного возраста к семейным традициям………………………………………………………………………...11
1.3. Психолого-педагогические условия приобщения детей с семейным традициям………………………………………………. ……………………....16
Глава 2. Приобщение детей дошкольного возраста к семейным традициям (на основе национальностей проживающих в Челябинской области)……………………………………………………………….………….21
2.1. Особенности формирования семейных традиций…………………….…..21
2.2. Методические рекомендации по приобщению к семейным традициям детей дошкольного возраста …………………………………………………...29
Заключение……………………………………………………………………….44
Список используемой литературы……………………
Тема занятия | Содержание | |
Февраль | «Гуляй, да присматривай» | Беседа о характерных особенностях февраля |
«Дело мастера боится» |
Знакомство со сказкой «Семь Симеонов». Дидактическая игра «Кому, что нужно для работы» повторение пословиц о труде и мастерстве. | |
«На героя и слава бежит » | Рассказ о русских богатырях | |
Масленица Прасковейка, встречаем тебя хорошенько! | Беседа о Масленице. Пение песен, частушек. | |
Март | «Сердце матери лучше солнца греет» | Этическая беседа о маме с включением народных пословиц и поговорок. |
«Русская матрешка» | Рассказ о матрешке. Разучивание частушек | |
«Живет в народе песня» |
Беседа о русской народной песне. Знакомство с пословицами и поговорками о песне. | |
Вербное воскресенье | Посещение «избы» рассказ Хозяйки о праздновании Вербного воскресенья и о вербе. Проведение русских народных игр «Верба-вербочка» «Ерыкалище», | |
Апрель | «Грач на горе – весна на дворе» | Беседа о русских обычаях встречи весны. Пение закличек о весне. |
«Шутку шутить – людей насмешить» | Беседа о народном юморе (докучные сказки, скороговорки, дразнилки). Словесная игра «путаница» | |
«Апрель ленивого не любит, проворного голубит» | Рассказ о весенних полевых работах. Самостоятельный посев детьми семян. | |
«Красна горка» |
Рассказ
воспитателя о праздновании | |
Май | «Литературная викторина» | Литературная
викторина. Игра -драматизация |
«Край родной навек любимый» | Русские подвижные игры на открытом воздухе. | |
«Пастухи» | Познакомить детей с работой пастухов в прежние времена, особенностями пастушьего снаряжения. | |
Прощание с «избой». | Заключительная беседа о русской избе и национальной кухне. Чаепитие |
Приложение 2
РУССКИЕ НАРОДНЫЕ КАЛЕНДАРНЫЕ ИГРЫ
Игры — своеобразная школа ребенка. В них удовлетворяется жажда действия; предоставляется обильная пища для работы ума и воображения; воспитывается умение преодолевать неудачи, переживать неуспех, постоять за себя и за справедливость. В играх — залог полноценной душевной жизни ребенка в будущем.
Неоценимым национальным богатством являются календарные народные игры. Они вызывают интерес не только как жанр устного народного творчества. В них заключена информация, дающая представление о повседневной жизни наших предков — их быте, труде, мировоззрении. Игры были непременным элементом народных обрядовых праздников. К сожалению, народные игры сегодня почти исчезли из детства. Хотелось бы сделать их достоянием наших дней.
Практически каждая игра начинается с выбора водящего. Чаще всего это происходит с помощью считалки.
Считалка
обнаруживает свою древнюю традицию.
Обыкновение пересчитываться
Взрослые
пересчитывались — стали
Есть игры, в которых играющие делятся на команды. Чтобы при этом не возникало споров, использовались сговорки: кого выбираешь? что выбираешь? что возьмешь?
Новый год.
Арина
Бабка Ёжка
Баба Яга
В углы Башмачник
Жмурки
Рождественский сочельник
Два Мороза
Скакалка
Масло
Орешек
С города долой!
Зимние святки
Бабка
Гуськи
Дедушка-рожок
Краской
Прялица
Слепая курица и чулок
Слепой козел
«Черного» и
«белого» не говорить, «да» и «нет»
не повторять.
Масленица
В каравай
Взятие снежной крепости
Водить козла
Горелки
Гори, гори ясно
Горшки
Крута гора
Лапти
Летят- не летят
Пирог
Салки
Салки- догонялки
Салки-мартышки
Салки с мячом
Пятнашки с мячом
Благовещенье
«Ай да птица, что за птица!»
Бабочки и ласточки
В птицы
Воробей
Ворон
Голуби
Жаворонок
Коршун
Ласточки
Огородник и воробей
Птички
Пчелы
Пчелы и ласточка
Филин и пташки
Вербная неделя
Верба-вербочка
Дед
Захарка
Мосток
Пасха
Игры с яйцами
Чье яйцо дольше покрутится?
Катание яиц с горки
Бой яйцами
Солнышко-ведрышко
Береза
Медом или
сахаром
Красная горка
В круги
Отгадывание
Лялин день
Ляля
Егорьев день
Лошадки
Пастух
и стадо
Троица (Семик)
В кресты
Венок
Водяной
Горячее место
Ерыкальце
Никита-гусятник
В утку
Волк и гуси
Гуси-гуси
Утка и селезень
Заинька
Утица
Уточка
Давид – земляничник
У медведя во бору
Волкв лесу
Медведь
Николай Кочанский
Капуста
Плетень
Успение
Кто с нами?
Огородник
Пахари
и жнецы
Семенов день
Муха
Охотники и собаки
Черный жук
Покров
Заря-зарница
Кружева
Молчанка
Пятнашки
У дядюшки Трифона
Кузьма и Демьян
Ворон и куры
Золотые ворота
Кузнецы
Курочки
Царевна
Описание
игр
Пастух и стадо
Дети изображают стадо (коровы или овцы) и находятся в хлеву (за условной чертой). Водящий – пастух, он в шапке, за поясом хлыст, в руках рожок, и находится немного поодаль стада. По сигналу «Рожок!» (свисток или музыка) все животные спокойно выходят из домов, бегают, прыгают, ходят по пастбищу, по сигналу «Домой!» все возвращаются в свои дома.
Муха
На земле очерчивается круг. В центре вбивается кол, на него вешается кружок – «муха». Играющие встают за кругом и бросают палочки, кусочки дерева - стараются сбить «муху» с кола. У кола стоит караульщик, который должен всякий раз, как «муха» сбита, снова вешать ее на кол. Когда играющие бросят все свои «снаряды», то бегут за ними, и кто, вернувшись, не успеет занять свое место, тот становится караульщиком у «мухи».
Ручеек
Играющие
выстраиваются парами друг за другом.
Каждая пара,
взявшись за руки, поднимает их вверх (образует
«ворота»). Последняя пара проходит через
строй играющих и становится впереди.
И так далее.
Игра проводится в быстром темпе. Играют, пока не надоест.
Пирог
Играющие делятся на две команды. Команды становятся друг против друга. Между ними садится «пирог» (на него надета шапочка).
Все дружно начинают расхваливать «пирог»:
Вот он какой
высоконький,
Вот он какой мякошенький,
Вот он какой широконький.
Режъ его да ешь!
После этих слов играющие по одному из каждой команды бегут к «пирогу». Кто быстрее добежит до цели и дотронется до «пирога», тот и уводит его с собой. На место «пирога» садится ребенок из проигравшей команды. Так происходит до тех пор,
пока
не проиграют все в одной из
команд.
Капуста
Рисуется круг – «огород». На середину круга складываются шапки, пояса, платки и прочее. Это – «капуста». Все участники игры стоят за кругом, а один из них выбирается хозяином. Он садится рядом с «капустой». «Хозяин» изображает движениями то, о чем поет:
Я на камушке сижу,
Мелки колышки тешу.
Мелки колышки тешу,
Огород свой горожу,
Чтоб капусту не украли,
В огород не прибежали
Волк и лисица, бобер и курица,
Заяц усатый, медведь косолапый.
Играющие стараются быстро