Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2012 в 17:27, реферат
Физиология нервной системы - широкий диапазон знаний, смыкающийся с молекулярной биологией и биофизикой, с одной стороны, и с
психофизиологией, физиологией высшей нервной деятельности и психологией - с другой. Задача формирования представлений о механизмах
деятельности мозга направляет усилия исследователей в первом случае на изучение молекулярной природы процессов, протекающих в
нервных клетках, и поиск клеточных моделей феноменов, наблюдаемых на организменном уровне. Исследования второго направления
концентрируются на изучении функций структур мозга и их взаимодействий при реализации основных функциональных состояний и типов
поведения целого организма.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ОТДЕЛЫ ГОЛОВНОГО МОЗГА, ОТВЕЧАЮЩИЕ ЗА СТАТО-МОТОРНУЮ ФУНКЦИЮ 4
2. РАЗВИТИЕ СТАТО-МОТОРНОЙ ФУНКЦИИ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ДЕТСТВА (1-3 ГОДА) 10
3. РАЗВИТИЕ СТАТО-МОТОРНОЙ ФУНКЦИИ У ДЕТЕЙ ПЕРВОГО ДЕТСТВА (3-7 ЛЕТ) 13
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 14
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 15
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ОТДЕЛЫ ГОЛОВНОГО МОЗГА, ОТВЕЧАЮЩИЕ
ЗА СТАТО-МОТОРНУЮ ФУНКЦИЮ 4
2. РАЗВИТИЕ СТАТО-МОТОРНОЙ ФУНКЦИИ У ДЕТЕЙ
РАННЕГО ДЕТСТВА (1-3 ГОДА) 10
3. РАЗВИТИЕ СТАТО-МОТОРНОЙ ФУНКЦИИ У ДЕТЕЙ
ПЕРВОГО ДЕТСТВА (3-7 ЛЕТ) 13
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 14
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 15
Введение:
Физиология нервной
системы - широкий диапазон знаний,
смыкающийся с молекулярной биологией
и биофизикой, с одной стороны,
и с
психофизиологией, физиологией высшей
нервной деятельности и психологией -
с другой. Задача формирования представлений
о механизмах
деятельности мозга направляет усилия
исследователей в первом случае на изучение
молекулярной природы процессов, протекающих
в
нервных клетках, и поиск клеточных моделей
феноменов, наблюдаемых на организменном
уровне. Исследования второго направления
концентрируются на изучении функций
структур мозга и их взаимодействий при
реализации основных функциональных состояний
и типов
поведения целого организма.
Возрастная физиология - наука, изучающая
закономерности формирования и особенности
функционирования организма в процессе
онтогенеза. Возрастная физиология - интенсивно
развивающаяся в последнее время ветвь
биологической науки. Вместе с возрастной
биохимией, биофизикой, морфологией и
физиологией она получила название возрастной
биологии, или биологии онтогенеза.
Физиология развития ребенка исследует
особенности жизнедеятельности организма
в период от рождения до зрелости. Объектом
изучения
геронтологии является инволюционный
период жизненного цикла.
Целью данной работы является рассмотреть
развитие стато-моторной функции у детей
раннего и первого детства.
Для достижения заданной цели перед нами
стоят следующие задачи:
Рассмотреть понятие стато-моторной функции
и отделы центральной нервной системы
отвечающие за эту функцию.
Рассмотреть развитие стато-моторной
функции у детей раннего и первого детства.
1. Отделы головного мозга, отвечающие
за стато-моторную функцию
Стато-моторная функция – это функция,
отвечающая за изменение рефлекторного
тонуса мышц при изменении положения тела
в
пространстве и перераспределение тонуса
мышц, направленное на восстановление
нормальной позы, когда человек выведен
из нее. Стато-
моторная функция направлены на сохранение
позы и ориентации при изменении скорости
движения в пространстве, хорошо проявляются
на
глазных мышцах (нистагм).
Когнитивный мозг
В состав когнитивного (от лат. cognitio - знание),
или познающего, мозга входят те мозговые
структуры, благодаря которым человек
осуществляет психические функции: двигательную
функцию человека, восприятие сигналов
внешней среды и их дальнейшую обработку
в
мозговых центрах, сложные рефлекторные
движения, праксические (целенаправленные)
действия.
Функции среднего мозга. Переднее четверохолмие
координирует двигательные реакции, необходимые
для восприятия зрительных стимулов:
реакции, необходимые для нормального
осуществления бинокулярного зрения,
ориентировочные реакции, а также ряд
вегетативных реакций
(сокращение гладких мышц глаза, обеспечивающих
аккомодацию и зрачковый рефлекс). Задние
холмы четверохолмия управляют
двигательными процессами, которые необходимы
для нормального осуществления звуковосприятия:
настораживание, двигательные
ориентировочные реакции на звуковые
раздражения. Группу рефлекторных реакций,
которые возникают при внезапной подаче
звукового
(или светового) раздражения, часто объединяют
под одним названием четверохолмный рефлекс.
В него входят такие движения, как
вздрагивание и настораживание, а также
ряд более сложных поведенческих реакций,
вплоть до убегания. С активностью четверохолмия
у
высших животных и человека связывают
сильные примитивные защитные реакции,
возникающие при виде ползающих животных.
Функции мозжечка.
Мозжечок как надсегментарный орган, входящий
в систему регуляции движений, выполняет
следующие важные функции: 1) регуляция
позы и
мышечного тонуса; 2) сенсомоторная координация
позных и целенаправленных движений; 3)
координация быстрых целенаправленных
движений, осуществляемых по команде из
коры больших полушарий. Эти функции хорошо
соответствуют классификации его отделов,
основанной на характере эфферентных
связей. С реализацией первой функции,
т.е. с управлением тонуса, позы и равновесия
тела, в
наибольшей степени связана медиальная
червячная зона мозжечка. В эту зону коры
мозжечка, а также в флоккулонодулярную
(клочково-
узелковую) долю архицеребеллума поступает
афферентная информация, сигнализирующая
о позе и состоянии локомоторного аппарата.
После обработки этой информации коррегирующие
команды из коры мозжечка через ядро шатра
направляются к вестибулярному ядру
Дейтерса, к ретикулярной формации ствола
и оттуда к спинальным центрам по ретикуло-спинальным
и вестибуло-спинальным трактам. Вся
система работает по принципу обратной
связи и обеспечивает срочную регуляцию
антигравитационного тонуса.
Промежуточная зона коры мозжечка имеет
афферентные входы от спинальных трактов
и получает информацию от двигательной
коры
больших полушарий, что позволяет ей участвовать
в координации целенаправленных движений
с рефлексами поддержания позы, в выборе
наиболее оптимальной для выполнения
движения позы. Нисходящие команды от
промежуточной зоны коры мозжечка через
пробковидное
ядро идут к красному ядру и далее по рубро-спинальному
тракту к моторным центрам спинного мозга.
Латеральная, филогенетически наиболее
молодая, кора полушарий мозжечка дает
эфферентные проекции к зубчатому ядру.
Эта латеральная
зона через афферентный вход от различных
ассоциативных зон коры больших полушарий.
По ним в кору полушарий мозжечка поступает
информация о замысле движения. В полушариях
и зубчатом ядре мозжечка эта информация
преобразуется в программу движения, которая
поступает в двигательные зоны коры больших
полушарий. Двигательный акт реализуется
за счет нисходящих команд, идущих от
двигательной коры в спинной мозг по кортико-спинальному
тракту. Кроме того, от зубчатого ядра
мозжечка через красное ядро могут
распространяться прямые нисходящие воздействия
к спинальным центрам.
Эта сложная система регуляции движений
с наличием обратных связей между мозжечком
и корой больших полушарий позволяет
полушариям мозжечка участвовать в организации
быстрых целенаправленных движений, протекающих
без учета информации, идущей от
восходящих сенсорных путей спинного
мозга. Такие движения могут встретиться
в спортивной практике, при игре на музыкальных
инструментах и при некоторых других видах
деятельности.
Функции конечного мозга. Базальные ганглии
играют важную роль в регуляции движений
и сенсомоторной координации. При повреждении
полосатого тела наблюдается атетоз -
медленные червеобразные движения кистей
и пальцев рук. По современным представлениям
базальные ганглии являются одним из уровней
системы регуляции движений, построенной
по иерархическому принципу. Получая
информацию от ассоциативных зон коры,
базальные ганглии участвуют в создании
программы целенаправленных движений
с учетом
доминирующей мотивации. От базальных
ганглиев соответствующая информация
поступает в передний таламус, где она
интегрируется с
информацией, приходящей из мозжечка.
Из таламических ядер импульсация достигает
двигательной коры, которая отвечает за
реализацию
программы целенаправленного движения
через посредство нижележащих стволовых
и спинальных двигательных центров
Рефлексы спинного мозга:
1. Собственные рефлексы мышц - сухожильные
и миотатические (рефлексы растяжения)
- вызываются сигналами от мышечных веретен,
возникающими при растяжении мышц. Сухожильный
рефлекс - кратковременное фазное сокращение.
Рефлекс растяжения - длительное
тоническое напряжение.
2. Сгибательные рефлексы - дифференцированные,
мощные, фазные рефлекторные реакции защитного
типа, направленные на удаление
человека от сильных повреждающих раздражений
(отдергивание конечности) или на сбрасывание
с поверхности тела источников таких
раздражений. Рецептивное поле этих рефлексов
образуют рецепторы кожной поверхности:
механо- термо- и ноцицепторы.
3. Разгибательные рефлексы: собственные
рефлексы разгибателей, перекрестный
разгибательный рефлекс и разгибательный
толчок.
Перекрестный разгибательный рефлекс
- возрастание тонуса мышц разгибателей
противоположной половины тела во время
сгибательного
рефлекса. Разгибательный толчок возникает
при надавливании на узко локализованную
область задней конечности (подошвы лапы
у
животных) в тот момент, когда животное
опирается на лапу, и способствует его
отталкиванию от земли. Он является одним
из
рефлекторных компонентов, входящих в
локомоторные реакции прыжка и бега.
4. Ритмические рефлексы - более или менее
правильные чередования противоположных
по функциональному значению мышечных
сокращений, например сгибания и разгибания
(например, чесательный рефлекс, шагание
и т.д.).
5. Позиционные рефлексы (рефлексы положения)
- большая группа рефлекторных реакций,
объединяемых по принципу длительного
поддержания рефлекторного сокращения,
необходимого для придания животному
определенной позы. Для большинства млекопитающих
основой поддержания положения тела является
разгибательный рефлекторный тонус. Особенно
важную роль играют верхние (1-3) шейные
сегменты спинного мозга, соответствующие
рефлексы называются шейными тоническими
рефлексами положения (рефлексы Магнуса):
рефлексы наклонения и рефлексы вращения.
Эти рефлексы проявляются в перераспределении
мышечного тонуса конечностей при вращении
или наклонах (запрокидывании) головы
(раздражение проприоцепторов мышц шеи).
У человека в естественных условиях рефлексы
положения наблюдать трудно из-за сильного
супраспинального контроля. Только у маленьких
детей и у людей с недоразвитием головного
мозга тонус мускулатуры целиком соответствует
правилам тонических рефлексов Магнуса.
ФИЗИОЛОГИЯ ДВИЖЕНИЙ
Двигательная функция широко представлена
в мозге всех млекопитающих, в том числе
и человека. Движения человека очень
многообразны, и многие заболевания головного
мозга человека также связаны с повреждением
двигательной функции. Двигательная
функция в мозге человека устроена иерархично
(поэтажно). Каждый новый морфологический
этаж мозга, каждый очередной функциональный
уровень приносит с собой новые полноценные
движения. Наши конечности и тело - это
кинематические цепи. Кинематическая
цепь
называется управляемой, если можно назначить
желаемую для нас траекторию ее движения.
Для этого необходимо связывать избыточные
степени свободы. Это собственно и является
основной задачей ЦНС в координации движений.
Координация движений есть преодоление
избыточных степеней свободы движущегося
органа.
При совершении движений, особенно произвольных,
необходима сенсорная коррекция. Непорядки
в сенсорной коррекции приводят к
расстройствам координации атеистического
(от лат. taxia - порядок, соответственно атаксия-нарушение
порядка отдельных движений)
типа. На нижнем уровне построения движений
располагаются простые рефлекторные движения.
За них отвечают структуры спинного мозга
и мозгового ствола. Следующий уровень
- уровень синергий. Этот уровень организации
движений включает мозжечок и ядра больших
полушарий головного мозга (полосатые
тела, или стриатум). Для уровня синергий
характерно приспособление разнообразных
рефлекторных
движений к обширным мышечным синергиям,
т. е. вовлечение групп мышц в согласованную
работу. Поражение этой системы влечет
за
собой характерные дисинергии и замену
их неловкими движениями. Синергий обеспечивают
правильные чередования сокращения мышц,
например, при ходьбе или беге. Система
координат этого уровня привязана не к
окружающему пространству, а к собственному
телу. Еще
более высокий уровень - уровень синтетического
сенсорного поля. За этот уровень ответственны
области коры больших полушарий,
лежащие вокруг центральной (роландовой)
борозды. Впереди от центральной борозды
расположены моторные и премоторные поля
коры, а
кзади - сенсомоторные поля. Этот уровень
обеспечивает приспособляемость движения
к внешнему миру. Движения приобретают
целевой,
или финальный, характер и превращаются
в проекцию движения на его конечную точку
во внешнем пространстве. Наконец, самый
высокий
уровень - уровень праксиса (целенаправленных
действий). Структуры, отвечающие за него,
занимают фронтальные (лобные) области
коры
больших полушарий. Этот уровень почти
монопольно принадлежит человеку. Именно
в нем строятся речевые и графические
координации.
Нарушение этого уровня построения движения
обозначают как апраксия. В этих случаях
страдает не координация двигательного
акта, а его
реализация. Ведущая афферентация уровня
синтетического сенсорного поля обусловлена
смысловой стороной действия с предметом.
2. Развитие стато-моторной функции у детей
раннего детства (1-3 года)
Для этого периода характерно морфологическое
и функциональное совершенствование нервной
системы. Развитие мышечной системы и
стато-моторной функций нервной системы
обуславливает упрочение таких навыков,
как сидение, стояние и ходьба. Ходьба
дает ребенку
возможность более активно знакомиться
с окружающими его предметами, развитие
речи - с людьми, поэтому ребенок все более
свободно и
самостоятельно начинает знакомится с
внешним миром.
Поведение ребенка в 2-3 года характеризуется
ярко выраженной исследовательской деятельностью:
он тянется к каждому предмету, он
ощупывает его, пробует поднять, берет
в рот. В этот период он очень легко может
получить травму в силу своей любознательности
и
отсутствия опыта предметной деятельности.
На втором году жизни из обобщенного недифференцированного
окружающего ребенка мира начинают выделяться
отдельные предметы. Это
становится возможным благодаря манипулированию
с предметами. Из-за этого нельзя ограничивать
движения детей: пусть они сами
одеваются, умываются, едят. Если действия
с предметами ограничить, то познавательная
деятельность не только обедняется, но
и
задерживается в развитии. Благодаря действиям
ребенка с предметами начинается формирование
функций обобщения, одной из наиболее
высших функций деятельности человеческого
мозга.
В это время формируется большое количество
условных рефлексов на отношение величины,
тяжести, удаленности предметов, их окраски.
Этот вид рефлексов считается прообразом
понятий, которые развиваются без слов.
Теперь для ребенка становится важным
не только
режим дня - часы сна, бодрствования, питания
и прогулок, но и последовательность отдельных
элементов, из которых складывается
процедура умывания, кормления, игр, даже
последовательность в надевании одежды.
По-видимому, при недостаточно сильных
и подвижных
нервных процессах дети нуждаются в стереотипах,
которые облегчают приспособление к внешней
среде. Поэтому при нарушении
стереотипа дети долго капризничают и
плачут, если с ними задерживаются в гостях
и долго не засыпают на новом месте.
Для детей до 3 лет выработка большого
числа стереотипов не только не представляет
трудностей, но и каждый стереотип вырабатывается
легче. Поэтому изменение порядка следования
раздражителей в стереотипе является
крайне тяжелой задачей. Очевидно, для
детей 3 лет
физиологически оправданным является
бережное отношение ко всем вырабатываемым
стереотипам. Детей этого возраста следует
оберегать от ломки стереотипов, какой
бы незначительной она не казалась.
На 2 году усиленно развивается речь ребенка.
Как показали эксперименты, чрезвычайно
большую роль в ее развитии играет активная
работа двигательного анализатора:
Психологами было отобрано 3 группы детей
в возрасте 1 -1,3 года, не говорящих и не
имитирующих звуки речи. Со всеми детьми
ежедневно
проводились 2 минуты занятия по развитию
речи (показывание игрушки и называние
ее). В первой группе никаких дополнительных
занятий
не проводилось, во 2 группе, кроме этих
занятий, ежедневно в течении 20 мин давали
возможность свободного передвижения
по полу (для
развития общей моторики), и в 3 группе
совместно с занятием развития речи давали
20-минутные упражнения по развитию тонких
движений пальцев. В результате обследования
более 500 детей было показано, что в возрасте
до 3 лет существует очень высокая
корреляция уровня развития речи и тонких
движений пальцев, а корреляция уровня
развития речи и общей моторики невелика.
При формировании речевых обобщений решающее
влияние оказывают действия с предметами.
Эта зависимость очень хорошо видна в
эксперименте по обобщению предметов
словом. В 1 случае детям давали игрушки
и называли их, а когда они научились распознавать
их, то
предлагались игрушки другого цвета. Во
2 случае игрушки также называли, но и давали
играть с ними, а затем, по мере научения,
заменяли
их аналогичными, но другого цвета. В результате
разработанных действий с предметом на
слово, обозначающее этот предмет,
вырабатывается большое количество условных
связей, очень сильное во втором случае.
Наиболее быстрое абстрагирование от
случайных
признаков (цвет) достигалось также во
втором случае.
Условные связи, выработанные в это время,
отличаются высокой прочностью и сохраняют
свое значение в течение всей последующей
жизни.
3. Развитие стато-моторной функции у детей
первого детства (3-7 лет)
Этот период характеризуется тем, что
существенно возрастают сила и подвижность
нервных процессов, а именно стато-моторной
функции. Это выражается в повышении работоспособности
коры головного мозга и гораздо большой
стабильности всех видов внутреннего
торможения. В этом возрасте дети способны
уже сосредотачивать внимание в течение
15-20 минут. Выработанные условные рефлексы
при
этом менее поддаются внешнему торможению
при действии экстерораздражителей. Показателем
возросшей подвижности нервных
процессов является легкость ломки стереотипов
раздражителей, воспринимаемая ребенком
без возражений, как игра.
У детей 5-7 лет возрастает функциональное
значение II сигнальной системы. Словесное
мышление начинает оказывать влияние
на реакции I
сигнальной системы. В этом возрасте появляются
зачатки так называемой внутренней речи.
После 5 лет оказывается возможным
словесное внушение.
Слово в этот возраст приобретает то обобщающее
значение, которое имеет оно и для взрослого
человека. Однако сам процесс обобщения
опирается только на один признак, который
имеет для ребенка наибольшее значение
- общность действий, производимых с предметом.
Например, ложка - это то, чем едят, стул
- на чем сидят и так далее. Это свидетельствует
о том, что значительную роль в высшей
нервной
деятельности ребенка уже играет "мышление
в действии".
К 6-7 годам для детей оказывается доступным
выделение общих групп признаков. Ребенок
начинает пользоваться понятиями,
абстрагированными от действий. В связи
с началом обучения чтению слово приобретает
все более выраженное абстрагирующее
свойство.
Таким образом, возраст с 5 до 7 лет представил
собой период активного формирования
всех основных проявлений высшей нервной
деятельности ребенка.
Заключение
В заключение выше изложенного, можно
сделать вывод что, стато-моторная функция
– это функция, отвечающая за изменение
рефлекторного тонуса мышц при изменении
положения тела в пространстве и перераспределение
тонуса мышц, направленное на
восстановление нормальной позы, когда
человек выведен из нее. Стато-моторная
функция направлены на сохранение позы
и ориентации
при изменении скорости движения в пространстве,
хорошо проявляются на глазных мышцах
(нистагм).
За стато-моторную функцию отвечает когнитивный
мозг (от лат. cognitio - знание), или познающего,
мозга в состав которого входят те
мозговые структуры, благодаря которым
человек осуществляет психические функции:
двигательную функцию человека, восприятие
сигналов внешней среды и их дальнейшую
обработку в мозговых центрах, сложные
рефлекторные движения, праксические
(целенаправленные) действия. А именно
средний мозг, мозжечок, конечный мозг,
спинной мозг. Также било рассмотрено
физиологию
движения.
У детей раннего детства (1-3 года), характерны
морфологические и функциональные совершенствование
нервной системы. Развитие
мышечной системы и стато-моторной функций
нервной системы обуславливает упрочение
таких навыков, как сидение, стояние и
ходьба. У
детей первого детства (3-7 лет), существенно
возрастают сила и подвижность нервных
процессов, а именно стато-моторной функции.
Это
выражается в повышении работоспособности
коры головного мозга и гораздо большой
стабильности всех видов внутреннего
торможения.
Таким образом, возраст с 5 до 7 лет представил
собой период активного формирования
всех основных проявлений высшей нервной
деятельности ребенка.
Заключение:
В заключение выше изложенного, можно сделать вывод что, стато-моторная функция – это функция, отвечающая за изменение рефлекторного тонуса мышц при изменении положения тела в пространстве и перераспределение тонуса мышц, направленное на восстановление нормальной позы, когда человек выведен из нее. Стато-моторная функция направлены на сохранение позы и ориентации при изменении скорости движения в пространстве, хорошо проявляются на глазных мышцах (нистагм). За стато-моторную функцию отвечает когнитивный мозг (от лат. cognitio - знание), или познающего, мозга в состав которого входят те мозговые структуры, благодаря которым человек осуществляет психические функции: двигательную функцию человека, восприятие сигналов внешней среды и их дальнейшую обработку в мозговых центрах, сложные рефлекторные движения, праксические (целенаправленные) действия. А именно средний мозг, мозжечок, конечный мозг, спинной мозг. Также било рассмотрено физиологию движения. У детей раннего детства (1-3 года), характерны морфологические и функциональные совершенствование нервной системы. Развитие мышечной системы и стато-моторной функций нервной системы обуславливает упрочение таких навыков, как сидение, стояние и ходьба. У детей первого детства (3-7 лет), существенно возрастают сила и подвижность нервных процессов, а именно стато-моторной функции. Это выражается в повышении работоспособности коры головного мозга и гораздо большой стабильности всех видов внутреннего торможения. Таким образом, возраст с 5 до 7 лет представил собой период активного формирования всех основных проявлений высшей нервной деятельности ребенка.
Информация о работе Стато-моторная функция у детей дошкольного возраста