Приобщение детей дошкольного возраста к семейным традициям (на основе национальностей проживающих в челяб. обл.)

Автор: r***********@yandex.ru, 27 Ноября 2011 в 16:03, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: выявление педагогических условий приобщения детей дошкольного возраста к семейным традициям.
Задачи исследования:
1. Раскрыть теоретические основы приобщения детей дошкольного возраста к семейным традициям.
2. Определить понятия «традиции», «семейные традиции» как составляющие характеристики народной культуры.
3. Выявить педагогические условия и рекомендации по приобщению детей дошкольного возраста к семейным традициям.

Содержание

Введение………………………………………………………………...…………3
Глава 1. Теоретические аспекты приобщения детей дошкольного возраста к семейным традициям………………………………………………………….….5
Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме приобщение детей дошкольного возраста к семейным традициям ……5
1.2. Особенности приобщения детей дошкольного возраста к семейным традициям………………………………………………………………………...11
1.3. Психолого-педагогические условия приобщения детей с семейным традициям………………………………………………. ……………………....16
Глава 2. Приобщение детей дошкольного возраста к семейным традициям (на основе национальностей проживающих в Челябинской области)……………………………………………………………….………….21
2.1. Особенности формирования семейных традиций…………………….…..21
2.2. Методические рекомендации по приобщению к семейным традициям детей дошкольного возраста …………………………………………………...29
Заключение……………………………………………………………………….44
Список используемой литературы……………………

Работа содержит 1 файл

Курсовая (4).doc

— 418.50 Кб (Скачать)

2.2. Методические рекомендации по приобщению к семейным традициям детей дошкольного возраста 

     С целью систематизации знаний детей о людях разных национальностей, их деятельности, культуре, педагогами следует максимально использовать:

     - культурное пространство города (в том числе экскурсии, посещение музеев и др.);

     - предметно–развивающую среду;

     - расширение представлений об истоках культурно-этнического многообразия (национальные праздники; знаменательные даты в истории разных стран и народов; расширение круга общения с детьми и взрослыми - представителями разных национальностей;

     - знакомство с произведениями декоративно-прикладного искусства, живописью, музыкой и предметами быта;

     - знакомство с устным народным творчеством, чтение художественной литературы разных народов мира.

     Кроме этого в практику работы с детьми следует включать:

     - народные игры, народные игрушки и национальные куклы;

     - организацию выставок и мини-музеев;

     - совместную творческую деятельность детей и взрослых (педагогов, родителей, художников, музыкантов, артистов).

     В качестве средства, стимулирующего желание  ребенка познавать культуру своего народа необходимо широко использовать сказки, пословицы, поговорки, произведения народного декоративного творчества. Важной задачей является воспитание уважительного отношения дошкольника к культуре других народов.

     Одним из ведущих направлений в работе педагога с детьми должно стать стремление научить постигать культуру других народов, живущих на территории своего государства и за его пределами. Доступные восприятию ребенка элементы культуры (язык, устное народное творчество, декоративно-прикладное, музыкальное искусство и др.) составляют содержательную основу становления этнической толерантности.

     Организация работы с детьми в старшем дошкольном возрасте, направленная на приобщение к иным национальным культурам и  формированию толерантного отношения  к их носителям, должна осуществляться в единстве с обогащением информации о собственной национальной культуре и в тесном взаимодействии с семьей.

     Систематическая работа с детьми по данному направлению  будет способствовать созданию толерантной  среды и принятию жителями города мира во всем его многообразии.

     По  результатам исследования с опорой на перспективный план работы ДОУ  нами разработан план-программа по воспитанию и развитию детей старшего дошкольного возраста средствами русской  народной культуры.

     Специфика данного плана состоит в возможности его интеграции с перспективными и календарными планами специалистов дошкольного образования для повышения информированности детей о народных традициях, формирования преставлений о родной культуре, а также закреплении полученной информации в различных видах детской деятельности.

     Рекомендации для родителей.

     Семейный  праздник и волшебный мир домашнего  музея. Семейные праздники - это вехи в истории семьи, ее маленькие  обряды и ритуалы, некое священнодействие, сохраняющее тепло семейного очага. Обратите внимание, с каким нетерпением ваш ребенок подсчитывает дни, оставшиеся до его главного праздника: малышу действительно жаль, что день рождения бывает только раз в году. Поэтому нужно доставить особенную радость ребенку, приготовить сюрпризы ему и его гостям. Пусть этот день украсят не только цветы, фрукты и чудеса кулинарного искусства - пусть в вашем доме откроется посвященный имениннику музей. Его экспонатами могут быть семейные фотографии разных лет, предметы из жизни вашего новорожденного, персональная выставка рисунков виновника торжества.

     Семейные  истории. Наша память хранит множество  историй: грустных, радостных, мудрых, забавных, героями которых были вы сами и члены вашей семьи. Попробуйте познакомить с ними ребенка при  помощи: пуговиц. "Родовое дерево", "Бабушкина пуговица", "Событие" - ведь именно игры с хорошо знакомыми в быту предметами дают возможность расширить сферу социального ориентирования ребенка. Бессознательное ощущение своих "корней", создаст в душе малыша чувство уверенности и защищенности.

     Великолепно сделать семейной традицией походы и "вылазки" на природу. Только позаботьтесь, чтобы было интересно и вам, и  вашим детям. Организуйте экскурсию  по городу. Чем больше экскурсий, тем  больше знаний и впечатлений у дошкольников. Почти все, чем располагает наш город, нужно показать малышу на этапе дошкольного детства.

     Желательно  на всех семейных мероприятиях делать фотографии, которые будут напоминать детям о приятном досуге с родителями. Очень хорошей семейной традицией является ведение летописи своей семьи, ее предков, которую можно оформлять в фотографиях.

     Полезной  традицией может быть переписка  с родственниками и друзьями. Получать письма и регулярно отвечать на них - эта та традиция, которая, несомненно, окажет положительное влияние на ребенка. Взрослея, он начинает понимать, что его папа и мама нужны другим людям. А как полезно составлять коллективные ответы! При этом обостренно воспринимаешь разницу между стилем устных разговоров и стилем письменной речи, что немаловажно для грамотного человека.

     Полезно иметь в разнообразии своих семейных традиций коллекционирование - занятие  интересное и полезное. Во-первых, любая  коллекция стимулирует познавательную деятельность. Во-вторых, подбор экспонатов требует целеустремленности, терпения, находчивости. В-третьих, коллекция рассказывает окружающим о том, чем жил, чему радовался, чем вдохновлялся человек. Коллекционировать можно практически все.

     В прошлом веке были традиционными  семейные чтения, которые полезны  в плане воспитания подрастающего поколения. Дети воочию убеждались, какой интерес имеют взрослые к книгам, как они выразительно их перечитывают, ведут дискуссии о прочитанном. В данном случае формировалась культура речевого общения взрослых и детей. Дети стремились подсознательно подражать родителям. И дух семейного чтения передавался из поколения в поколение.

     Домашний  театр издавна был одной из самых распространенных форм семейного  досуга. Работа над ролью учит ребенка  самостоятельно мыслить, развивать  речь, обогащая ее образными выражениями, формирует коммуникативные навыки. Искусство перевоплощения заставляет кропотливо работать над интонационной выразительностью речи, характером движений, мимикой. Все это, в свою очередь, требует большого внимания к окружающему.

     Традиции, бытующие в семьях современных дошкольников, не отличаются разнообразием и индивидуальностью. Одна из причин - родители затрудняются в определении доступных для  понимания ребенком традиций.

     Предлагаем  их примерную тематику: домашние игры (лото, шахматы), совместное чтение по вечерам любимых стихов и сказок, былин, рассказов; семейное пение, музицирование; сотворчество детей и родителей; семейные вечера для маленьких с участием всех членов семьи, летний отдых всей семьей, выпуск семейной газеты, оформление картинной галереи, где выставляются рисунки всей семьи, семейное рукоделие, спортивные походы и многое другое. Семейные традиции помогут ребенку лучше ориентироваться в окружающем мире, у него сложатся предпосылки для вхождения в более широкий социум, а значит, будут способствовать более успешному обучению в школе.

     Уважаемые родители! Приобщайте детей к семейным традициям. У вас может быть больше уверенности в том, что ребенок  будет тянуться домой, любить близких, его не перетянет тревожная улица со всякими печальными неожиданностями. И дошкольник будет расти, пребывая в эмоциональном благополучии!  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Заключение 

     В заключении подводятся итоги исследования, формулируются выводы:

     1. Анализ исследований по данной  проблеме позволил нам определить содержание семейных традиций, доступных детям дошкольного возраста: знание своей родословной, почитание родителей детьми, знание фольклора, народных праздников и игр, отражающих духовность народа, его характер, цели, установки и т.д.

     2. Эффективным средством приобщения детей к народным традициям являются элементы этнографической культуры (народные праздники и игры, фольклор), вобравшие в себя педагогические сведения и воспитательный опыт башкирского народа. Использование средств этнографической культуры в воспитательном процессе позволяет не только знакомить дошкольников с сущностью семейных традиций, но и воспитывать чувство гордости за свой народ, уважение к народным традициям, приобщать детей к миру общечеловеческих ценностей.

     3. Приобщение детей дошкольного возраста к национальным традициям возможно в том случае, если педагогическая организация работы с дошкольниками будет осуществляться по специально разработанной педагогической технологии, обеспечивающей взаимосвязь когнитивного и деятельностного компонентов, актуализацию жизненного опыта и активизацию детей на всех этапах приобщения к традициям, взаимодействие в системе "педагог-ребенок-родитель".

     Настоящее исследование не исчерпало проблемы приобщения дошкольников к семейным традициям. Дальнейшего изучения требуют следующие ее аспекты: вопросы подготовки педагогических кадров по освоению технологии приобщения к национальным традициям детей старшего дошкольного возраста; совместная работа дошкольного образовательного учреждения и семьи по приобщению дошкольников к народным традициям, устойчивость и воспроизводимость результатов исследования в вариативных психолого-педагогических условиях. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Список  используемой литературы

1. Акимова,  Ю. Корни национальной памяти / Ю. Акимова // Обруч: образование, ребенок, ученик. - 2007. - N 2. - С. 21-23.

2. Алешина,  Н.В. Знакомим дошкольников с  родным городом / Н.В. Алешина. - М.: Прогресс, 1999. - 122 с. 

3. Апполонова, Н. Приобщение дошкольников к  русской национальной культуре / Н. Апполонова // Дошкольное воспитание. - 1991. - № 4. - С. 33-37.

4. Арсалиев, Ш.М. Традиционная культура воспитания  в действии / Ш.М. Арсалиев // Этнос  и личность: исторический путь. Проблемы  и перспективы развития. Материалы  межрегиональной научно-практической конференции. - Москва-Чебоксары, 2003. - С. 180.

5. Архарова, Л.И. Воспитание на народных  традициях / Л.И. Архарова // Воспитание  патриотизма, дружбы народов,  веротерпимости. Материалы Всероссийской  научно-практической конференции  (Москва, 16-17 ноября 1999). - М., 2001. - С. 204-205.

6. Батурина, Г.И., Кузина, Т.Ф. Народная педагогика: ее воспитательные возможности  в современных условиях / Г.И. Батурина, Т.Ф. Кузина // Преподаватель. - 1999. - №  1 (8). - С. 15-18.

7. Безрукова,  Л.В. Аксиологический подход к проблемам современного дошкольного образования / Л.В. Безрукова. // Вестник ОГУ. - 2000. - № 3. - С. 55-59.

8. Белкин, А. С. Основы возрастной педагогики: Учебное пособие для студентов  высших педагогических учебных  заведений / А.С. Белкин. - М.: Издательский центр "Академия", 2000. - 192 с.

9. Богомолова, М.И. Интернациональное воспитание  дошкольников: Учебное пособие для  студентов педагогических институтов  по специальности № 2110 «Педагогика  и психология (дошк.)» / М.И. Богомолова. - М.: Просвещение, 1988. - 112 с.

10. Бондаревская, Е.В. Ценностные основания личностно-ориентированного  воспитания / Е.В. Бондаревская // Педагогика. - 1995. - № 4. - С. 29-36.

11. Волков, Г.Н. Этнопедагогизация в контексте  функционирования народных традиций  воспитания / Г.Н. Волков // Мир образования - образование в мире. - 2002. - № 1. - С. 11.

12. Вопросы  психологии ребенка дошкольного  возраста: Сб. ст./ Психол. ин-т Рос.  акад. образования, Междунар. образоват.  и психол. колледж; Под ред А.Н.Леонтьева,  А.В.Запорожца; Предисл. О.М.Дьяченко.-М.: Изд-во Междунар. образоват. и психол. колледжа, 1995.-144 с.

Информация о работе Приобщение детей дошкольного возраста к семейным традициям (на основе национальностей проживающих в челяб. обл.)