Внимание детей дошкольного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2013 в 20:16, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является изучение особенностей внимания детей дошкольного возраста.
Задачи работы: 1) изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме развития внимания дошкольников; 2) провести диагностику внимания дошкольников.
Методы: 1) теоретический: анализ литературы; 2) практический: лабораторный эксперимент
Объект исследования: старший дошкольник.
Предмет исследования: свойства внимания старшего дошкольника.
Цель исследования: определить уровень развития основных свойств внимания детей старшего дошкольного возраста.

Содержание

Введение 3
I. Теоретический аспект изучения особенностей внимания детей дошкольного возраста 5
1.1. Внимание, его виды и свойства 5
1.2. Развитие внимания в раннем детстве 7
1.3. Особенности внимания детей дошкольного возраста 10
1.4. Приемы развития внимания у дошкольников 13
II. Диагностика внимания дошкольников 19
2.1. Исследование продуктивности и устойчивости внимания дошкольников 19
2.2. Исследование переключения и распределения внимания дошкольнико 22
2.3. Исследование объема внимания дошкольников 24
Заключение 28
Литература 29
Приложение 30

Работа содержит 1 файл

Психол.Внимание дошкольника.doc

— 472.00 Кб (Скачать)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ РФ

 

ПЕНЗЕНСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ  ИМ. В.Г.БЕЛИНСКОГО

 

ФАКУЛЬТЕТ НАЧАЛЬНОГО И СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ  РАБОТА ПО ВОЗРАСТНОЙ ПСИХОЛОГИИ

 

ВНИМАНИЕ  ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПЕНЗА,2010 
Содержание

 

 

Введение

 

История изучения внимания – это одна из самых противоречивых страниц в психологии. Многие психологи считали, что внимания нет вообще, а есть только преобладание то одних, то других психических процессов: восприятия, памяти, мышления и т. д. Все процессы познания направлены на тот или иной объект: мы воспринимаем что-то, думаем о чем-то. Воспринимает и мыслит человек – воспринимающая и мыслящая личность. Поэтому в каждом из указанных процессов всегда имеется какое-то отношение личности к миру, сознания к предмету. Это отношение находит себе выражение во внимании.

Внимание  своего особого содержания не имеет; оно проявляется внутри восприятия, мышления. Оно – сторона всех познавательных процессов сознания, и притом та их сторона, в которой они выступают как деятельность, направленная на объект.

Внимание  в жизни и деятельности человека выполняет много различных функций. Оно активизирует нужные и тормозит ненужные в данный момент психологические и физиологические процессы, способствует организованному и целенаправленному отбору поступающей в организм человека информации в соответствии с его актуальными потребностями, обеспечивает избирательную и длительную сосредоточенность психической активности на одном и том же объекте или виде деятельности.

Целью курсовой работы является изучение особенностей внимания детей дошкольного возраста.

Задачи работы: 1) изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме развития внимания дошкольников; 2) провести диагностику внимания дошкольников.

Методы: 1) теоретический: анализ литературы; 2) практический: лабораторный эксперимент

Объект исследования: старший дошкольник.

Предмет исследования: свойства внимания старшего дошкольника.

Цель исследования: определить уровень развития основных свойств внимания детей старшего дошкольного возраста.

 

I. Теоретический аспект изучения особенностей внимания детей дошкольного возраста

1.1. Внимание, его виды и свойства

В одном из психологических словарей внимание определяется следующим образом: «   Это сосредоточенность деятельности субъекта в данный момент времена на каком-либо реальном или идеальном объекте (предмете, событии, образе, рассуждении и т. д.)» [8].

Основным  критерием наличия внимания является хорошо знакомое каждому человеку ощущение особой ясности и отчетливости воспринимаемого или осмышляемого материала. Когда мы внимательны, то, на чем сосредоточено наше внимание (это может быть предмет из окружения, мыслительная задача, какое-то дело), оказывается в центре некоторого условного поля — поля нашего сознания. Все, что находится рядом и не связано с деятельностью, тускнеет, исчезает. Подобная избирательность, которая дает возможность в каждый данный момент воспринимать и обдумывать только часть материала, делать только одно какое-либо дело, является важнейшим признаком наличия внимания.

Признаки  наличия внимания в равной степени можно отнести к различным его видам. Среди них в первую очередь следует указать непроизвольное и произвольное внимание. Избирательная направленность, сосредоточенность на объекте или процессе деятельности может осуществляться как непроизвольно, вне сознательных намерений человека (тогда мы говорим об активизации непроизвольного внимания), так и при помощи волевого усилия (в этом случае речь идет об активизации произвольного внимания).

Непроизвольное  внимание исторически представляет собой более «древний» вид внимания. В индивидуальном развитии оно обнаруживается очень рано, с первых дней появления человека на свет. В основе непроизвольного внимания лежит универсальная биологическая реакция — ориентировочный рефлекс, — возникающий в ответ на любое изменение окружающей среды. Наряду с непроизвольным вниманием важнейшую роль в нашей жизни играет произвольное. Фактором, пробуждающим произвольное внимание выступает цель деятельности. Будучи всегда целенаправленным, оно выступает как ориентированность человека на конечный результат деятельности. Возникновение внимания, таким образом, обязательно предполагает целеполагание. Возможно, что именно процесс целеполагания и «включает» внимание для эффективного управления протеканием деятельности. Произвольное внимание выполняет свое основное назначение – управлять психической сферой человека при решении разнообразных практических и теоретических задач.

Внимание  — это динамическая сторона протекания познавательных процессов. Оно не имеет собственного содержания, не существует «само по себе». Тем не менее, оно обладает вполне определенными свойствами, которые могут быть оценены количественно.

Традиционно выделяются следующие свойства внимания — концентрированность, устойчивость, распределение, переключение и объем.

Концентрированность характеризует  степень сосредоточенности на одном и том же предмете, объекте деятельности. Именно высокая концентрация внимания позволяет замечать в предметах и явлениях значительно больше, чем при обычном состоянии сознания.

Важнейшей характеристикой  внимания является устойчивость. Она проявляется в длительной сосредоточенности на одном предмете или воображаемом объекте в рамках одной и той же деятельности. Устойчивость внимания имеет чрезвычайно большое значение для успешной учебной и трудовой деятельности.

Наряду с устойчивостью и концентрированностью внимания важнейшей его характеристикой является объем, который определяется количеством одномоментно воспринимаемых элементов. Объем внимания ограничен. Так, если взрослому пpeдъявить на короткое время, приблизительно на 100 мс, набор различных, не связанных между собой предметов, он воспримет не более 5—8 из них. У детей объем внимания еще меньше. В такой же ситуации ребенок воспримет не более 3—4 предметов.

Ограниченность  объема внимания накладывает свой отпечаток и на другое его свойство — распределяемость. Распределение внимания предполагает наличие в процессе работы не одного, а, по крайней мере, двух фокусов сосредоточения, существующих одновременно.

Еще одним «свойством-навыком» внимания является его переключаемость. Переключаемость характеризует способность человека сознательно и намеренно перемещать фокус внимания с одного объекта на другой. Эта способность также формируется постепенно.

Если внимание устойчиво, хорошо концентрируется, распределяется, переключается и имеет большой объем, мы говорим, что свойства внимания хорошо развиты. Если же оно узко, неустойчиво, плохо распределяемо и переключаемо, значит, человек обладает плохо развитыми свойствами внимания.

1.2. Развитие  внимания в раннем детстве

 

Первые проявления внимания можно заметить в самые ранние периоды жизни новорожденного. Так, например, раздражители, связанные с питанием, в первую очередь вызывают ориентировочные реакции ребенка и изменяют характер его поведения. Однако вначале внимание носит непроизвольный, неволевой характер.

Наиболее  ранние проявления зрительного и  слухового сосредоточения были зафиксированы в середине первого месяца жизни ребенка. Слуховое сосредоточение проявляется на второй—третьей неделе после рождения. Оно выражается в том, что при звуке звонка или другого раздражителя малыш замолкает, прекращаются его движения. Молчит он до тех пор, пока не умолкает сигнал раздражителя. На третьей—четвертой неделе заметно сосредоточение ребенка на голосе взрослого человека, который разговаривает с ним: малыш замолкает, движения прекращаются.

Примерно  в то же время появляется и зрительное сосредоточение. Так же, как и слуховое, оно выражается в задержке движений ребенка в момент сосредоточения, в фиксировании глаз на предмете.

Таким образом, в ответ на зрительные или слуховые сигналы возникает кратковременная задержка импульсивных движений, т. е. происходит зрительное или слуховое сосредоточение, которое является важным моментом бодрствования ребенка на первом месяце его жизни. Появление сосредоточений придает бодрствованию более активный характер.

Начиная со второго  месяца заметно увеличивается время сосредоточения малыша на ярких игрушках. Причем длительность этого акта увеличивается, если игрушка звучащая или ее показ сопровождается речью человека. Ребенок трех месяцев более продолжительное время будет слушать звук погремушки, если он видит ее. Услышав речь взрослого, ребенок поворачивает голову в сторону говорящего и слушает произносимые им звуки дольше, если он видит этого человека.


Характерной особенностью проявления ранних форм внимания на втором и третьем месяцах жизни является то, что его привлекает взрослый человек. Общаясь с ребенком, взрослый вызывает у него ответную реакцию в виде комплекса оживления.

К концу первого полугодия ребенок настолько дифференцирует свое восприятие, что для него становится возможным выделение из окружающей среды человека, его движений и производимых им звуков, это находит свое отражение в значительном увеличении времени сосредоточения на нем. На протяжении всего первого года, а также в более поздние периоды жизни ребенка взрослый является наиболее сильнодействующим раздражителем, способным вызвать и поддержать внимание ребенка.

С пятого-шестого  месяца жизни объектом внимания у младенца все чаще становится предмет, которым он манипулирует. Научившись манипулировать предметом, разбирать и складывать его определенным образом, ребенок получает возможность самостоятельно изменять его внешний вид. Такая возможность вызывает значительную активность детей, которая является важнейшим условием поддержания и развития их внимания.

Важным показателем  психического развития ребенка является тот факт, что к концу первого  года он может действовать с несколькими предметами. Может стучать одной погремушкой о другую, вкладывать маленькую коробку в большую. Это говорит о появлении распределения внимания и об увеличении его объема.

Большое значение для развития внимания ребенка имеет овладение им ходьбой, поскольку увеличивается количество объектов, попадающих в сферу его деятельности. Теперь ребенок сам может разбирать и собирать пирамидку, перевозить ее в игрушечном автомобиле. Длительность такого сосредоточения достигает 10 минут.

Развитие  речи, появление потребности в  общении с другими людьми, возникновение интереса к их действиям, речи приводят к тому, что ребенок начинает обращать внимание на более широкий круг явлений окружающей действительности. Если на первом году жизни внимание ребенка привлекается кем-то или чем-то, то на втором и, особенно на третьем году он сам может направлять свое внимание на новый предмет, на речь взрослого. Ребенок второго года жизни самостоятельно возится с каким-либо предметом, внимательно рассматривает игрушку или следит за речью и действиями окружающих его людей.

В этот период у малыша появляется новая качественная особенность внимания. Теперь он может быть внимательным не только к эмоциональному контакту со взрослым, к предметам и действиям с ними, но и, что особенно важно, к значению слова, к значению речи. Если до этого времени слово взрослого только направляло внимание и сопровождало действия ребенка, то теперь он начинает постигать смысл речи, обращенной к нему.

Таким образом, уже к 3 годам ребенок может быть внимательным ко всем основным явлениям и предметам, которые его окружают.

1.3. Особенности  внимания детей дошкольного возраста

 

Основные  изменения, происходящие в развитии внимания дошкольников, это: а) расширение объема внимания; б) рост устойчивости внимания; в) формирование произвольного внимания.

Развивающаяся речь, большая самостоятельность в поведении ребенка, разнообразная деятельность значительно расширяют объем внимания детей дошкольного возраста. Но изменения здесь не ограничиваются лишь увеличением количества предметов, воспринимаемых одновременно, с одинаковой степенью ясности. Существенное значение имеют те предметы и те их стороны, которые привлекают внимание дошкольника. Если в раннем возрасте детей привлекали в первую очередь яркие, необычные вещи, рассматривание которых как будто отвечало на вопрос «что это?», то внимание дошкольников привлекают часто внешне ничем не примечательные вещи. Их интересуют особенности вещей, и, прежде всего, применение каждой, ее назначение, способ использования. Дети как будто ищут ответ на вопросы: «Для чего эта вещь? Что с ней можно делать?» Этот факт говорит о том, что объектом познания для ребенка становится не только предмет, но и связи его с другими вещами, в первую очередь связи функциональные.

Дошкольник значительно  чаще и легче, чем малыш, воспринимает слово, поэтому речь взрослого становится объектом внимания ребенка.

Как известно, обозначение словом предмета, его  признака или действия существенно изменяет процессы чувственного познания окружающего. Дети начинают все больше ориентироваться на слово — название вещи, слово — оценку поведения других детей и своего собственного, слово-приказ, требование, побуждение.

Расширение  объема внимания сказывается и в  том, что ребенок старшего дошкольного возраста может воспринять уже не один предмет, не одну картинку. Он может внимательно рассмотреть последовательно два, даже три объекта и воспринять каждый из них достаточно ясно. Результат улучшается, если воспитатель использует при этом прием сравнения для выделения сходного и различного в объектах.

Информация о работе Внимание детей дошкольного возраста