Нарушение голоса у детей дошкольного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2012 в 06:31, контрольная работа

Описание работы

Нормальный голос, обеспечивающий нормальное речевое общение, должен быть приятным на слух, обладать соответствующим балансом ротового и носового резонанса, быть достаточно громким, основная частота речи(привычная или основная, высота тона) должна соответствовать возрасту, размерам тела и полу; голос должен иметь соответствующие модуляции, включая высоту тона и громкость. Темп речи должен быть таким, чтобы не нарушались 5 основных характеристик нормального голоса. Это функциональное определение нормального голоса должно быть достаточно широким, с тем чтобы оно могло охватывать диапазон вариаций одной или нескольких из упомянутых характеристик.

Содержание

Характеристика нормального голоса
Нарушение голоса
Причины нарушения голоса
Нарушение тембра
Нарушение резонанса
Нарушение громкости
Нарушение высоты тона
Нарушение темпа речи
Тахилалия
Брадилалия
Предупреждение нарушений темпа речи
Нарушение ритма речи (заикание)
Список литературы

Работа содержит 1 файл

контрольная спец.пед.docx

— 35.32 Кб (Скачать)

Содержание

  1. Характеристика  нормального голоса                                                         
  2. Нарушение голоса
    1. Причины нарушения голоса                                                             
    2. Нарушение тембра                                                                             
    3. Нарушение резонанса                                                                        
    4. Нарушение громкости                                                                       
    5. Нарушение высоты тона                                                                   
  3. Нарушение темпа речи
    1. Тахилалия
    2. Брадилалия
    3. Предупреждение нарушений темпа речи
  4. Нарушение ритма речи (заикание)
  5. Список литературы

стр 3

 

стр 4

стр 5

стр 6

стр 6

стр 7

 

стр 9

стр 10

стр 11

стр 12

стр 14


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Характеристика нормального голоса

Нормальный  голос, обеспечивающий нормальное речевое  общение, должен быть приятным на слух, обладать соответствующим  балансом ротового и носового резонанса, быть достаточно громким, основная частота  речи(привычная или основная, высота тона) должна соответствовать возрасту, размерам тела и полу; голос должен иметь соответствующие модуляции, включая высоту тона и громкость. Темп речи должен быть таким, чтобы не нарушались 5 основных характеристик нормального голоса. Это функциональное определение нормального голоса должно быть достаточно широким, с тем чтобы оно могло охватывать диапазон вариаций одной или нескольких из упомянутых характеристик.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Нарушения голоса

Для ответа на вопрос, что такое нарушенный голос, необходимо к пяти характерным  признакам нормального голоса приставить частицу отрицания «не». О нарушении  голоса у ребенка можно говорить при наличии одного или нескольких изменений:

  1. Нарушение тембра, обусловленное дисфункцией гортани и характеризующееся охриплостью, огрубелостью, придыханием;
  2. Гиперназальность, ослабление носового звука или тупиковый резонанс, вызванный дисбалансом ротового и носового резонанса;
  3. Слишком тихий голос, который трудно расслышать, или слишком громкий, вызывающий неприятные ощущения;
  4. Слишком высокая или слишком низкая для человека данного возраста, размеров тела и пола частота основного тона;
  5. Неправильное произношение слов, проявляющееся главным образом неуверенными ударениями и интонацией.

слишком быстрый и медленный темп речи также может быть причиной недостаточно четкого произношения.

    1. Причины нарушения голоса

Можно выделить четыре категории причин нарушения  голоса у детей:

  1. Органические изменения (врожденная или приобретенная патология гортани, глотки, рта и носа);
  2. Органические изменения, вызванные перенапряжением голоса;
  3. Функциональные (отрицательное воздействие внешних факторов);
  4. Факторы, способствующие развитию нарушений голоса (аллергии, заболевания верхних дыхательных путей).

Выделяют  четыре типа нарушений голоса:

  1. Нарушение тембра голоса;
  2. Нарушение резонанса;
  3. Изменение громкости;
  4. Изменение высоты тона.

Изменения голоса вызваны нарушением ларингиального тона, в основе которого лежит звук, образующийся на основе голосовых складок. Такие нарушения, как огрубление, придыхание, охриплость или чрезмерно выраженная дикротическая дисфония, относятся к дефектам образования тона.

    1. Нарушение тембра

Тембр голоса определяется четырьмя основными  факторами:

  1. Он может изменяться из-за нарушения строения одной или нескольких частей голосового механизма.
  2. Физиологическое состояние мышц и поверхностей гортани, глотки, полостей носа и рта должно соответствовать норме.
  3. Серьезное воздействие на тембр голоса могут оказать эмоциональные перегрузки, как хронические, так и острые.
  4. Тембр голоса зависит и от того, как используется голосовой аппарат.

 

Разновидности нарушений тембра голоса

Огрубление  голоса.

Огрубелый голос неприятен и режет слух. Он может сопровождаться дикротической  дисфонией, напряжением, локализованным в области гортани, а также частым возникновением твердой голосовой атаки. При твердой голосовой атаке происходит плотное смыкание голосовых складок, что вызывает задержку воздуха под голосовой щелью. Для раскрытия складок необходимо больше, чем в норме, давления. Это приводит к тому, что голос становится сдавленным и резким. Огрубелый голос может иметь сниженную высоту тона, а также быть слабым.

Придыхание.

Голос с придыханием представляет собой  комбинацию звуков, издаваемых голосовыми складками, и похожим на шепот  компонентов шума, производимого  турбулентным потоком воздуха. При  придыхании снижено аддиционное напряжение, а также ослаблены средняя компрессия и продольное  напряжение голосовых складок. В результате этого голосовые складки вибрируют неэффективно и не всегда смыкаются по средней линии.

Охриплость.

Охриплость  голоса возникает у всех людей  время от времени. Нельзя оставлять  без внимания охриплость, которая  сохраняется более 10 дней. Необходимо выявить причины охриплости, по возможности  устранить их и назначить голосовую  терапию.

Охриплость  можно описать как сочетание  огрубелости голоса и придыхания с преобладанием в одних случаях  огрубелости, в других – придыхания.

    1. Нарушения резонанса

Рассматривая  нарушения резонанса, логопед сталкивается с двумя основными типами нарушений: гиперназальностью - чрезмерным использованием носовой полости как резонатора и гипоназальностью - недостаточным ее использованием. Гиперназальность (гнусавость) является одной из особенностей некоторых региональных диалектов, она также может имитироваться сознательно или неосознанно.

  Вторичные нарушения резонанса включают сочетание гипо- и гиперназальности, а также тупиковый резонанс, когда звук концентрируется в носовой полости вследствие частичного или полного закрытия передних отделов ноздрей. Гиперназальность и гипоназальность обычно относят к нарушениям голоса.

Гиперназальность.

В любой речи присутствует в той  или иной степени носовой резонанс. Звуки м, и, н в норме назализованы. Назализация гласных звуков не является нормой и рассматривается как гиперназальность. Гиперназальность может встречаться при произнесении некоторых согласных, когда требуется создание дыхательного давление в полости рта. Иногда эти звуки произносятся через нос с характерным фырканьем.

Нарушения резонанса могут быть результатом  небно-глоточной дисфункции как при наличии, так и при отсутствии расщелины неба.

Гипоназальность.

Она представляет собой недостаток носового резонанса в фонемах м, н, нь. Человек говорит так, как будто он простужен, а при резко выраженной форме гипоназальность б звучит как м, д – как н, что приводит к словесной путанице.

    1. Нарушение громкости.

Ребенок в силу привычки может разговаривать  так громко, что все соседи находятся  в курсе его дел. Его голос  можно легко расслышать в шуме школьной столовой, учитель постоянно  просит его говорить тише, он громче всех поет. И наоборот, всегда найдется ребенок (обычно девочка) с тихим  голосом, которого очень трудно расслышать. Все просят ее говорить громче и  повторять сказанное, что вынуждает  ее говорить только в случае необходимости. Когда она читает вслух, никто  в классе ее не слышит, и учитель  думает, что она недостаточно подготовлена. Часто ее считают чрезмерно застенчивой, но все дело состоит лишь в недостаточной громкости голоса. У детей с нарушениями громкости голоса необходимо исследовать слух.

    1. Нарушение высоты тона.

Об  этом отклонении у ребенка говорят  в тех случаях, когда его голос  имеет одну или несколько из следующих  характеристик:

- слишком высокую или слишком  низкую частоту основного тона;

- очень узкий частотный диапазон; чрезмерные провалы высоты тона;

- слишком высокий или низкий  для данной ситуации тон. 

Высота  тона, характерная для детского голоса, но сохранившаяся и после того возраста, когда происходит перестройка  голоса, должна рассматриваться как  серьезное отклонение от нормы. При  перестройке голос у мальчиков  падает по высоте приблизительно на одну октаву, а у девочек - на 3 или 4 полутона.

Афония - отсутствие звучного голоса при наличии шёпотной речи. Её непосредственная причина - отсутствие смыкания или неполное смыкание голосовых связок. Она может быть вызвана как органическими, так и функциональными причинами. При функциональной афонии, в отличие от органической, у больного имеется звучный кашель, что лишний раз свидетельствует о возможности нормального голосообразования. Характерна здесь и нестойкость, "нестационарность" патологических изменений в гортани: имеющиеся отёчность, покраснение, утолщение голосовых связок и недостаточность их смыкания носят преходящий характер, тогда как, например, при органически обусловленном параличе или парезе голосовых связок они при каждом ларингоскопическом осмотре занимают одно и то же положение. Кроме того, для всех функциональных нарушений голоса характерно наличие сенсорных расстройств - ощущение сухости, тяжести или инородного тела в горле, а нередко и болевые ощущения. Всегда имеются и общеневротические симптомы, выражающиеся в особенностях поведения больного, в преследующих его мыслях о неизлечимости голосового расстройства, в повышенной раздражительности, мнительности, неустойчивости настроения, нарушениях сна и т.п.

Дисфония - расстройство голоса, выражающееся в нарушении его основных характеристик - высоты, силы и тембра. В отличие от афонии, при дисфонии голос образуется, но становится неполноценным. Он может быть слабым, сиплым, хриплым, срывающимся, дрожащим, фальцетным, монотонным, "бубнящим", глухим, сдавленным, "квакающим", "металлическим", с носовым оттенком и т.п.

  При дисфонии качественная характеристика голоса страдает неравномерно, часто меняется в зависимости от действия различных внешних и внутренних факторов (самочувствия больного, его настроения, времени года, времени дня, погоды и т.д.). Своеобразно проявляется дисфония при перенапряжении голоса и истерическом неврозе.

  В основе дисфонии могут лежать и органические и функциональные причины. Если вовремя не обратить на это внимание, то нарушение может принять затяжной характер и привести к возникновению органических изменений в голосовом аппарате.

Фонастения - нарушение голоса, выражающееся в его быстрой утомляемости, прерывании и сопровождающееся неприятными ощущениями в горле. Чаще всего фонастения является профессиональным заболеванием голоса у людей, имеющих большую голосовую нагрузку, особенно при условии неправильного пользования голосом. Её принято относить к функциональным расстройствам голоса, однако по существу она стоит как бы на границе между функциональными и органическими нарушениями, поскольку при ней постепенно нарастают патологические изменения в гортани, появляются узелки на голосовых связках. У детей фонастения может возникать в результате криков и неправильного обучения пению.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Нарушение темпа речи

Темп  является одним из выразительных  средств устной речи, он зависит  как от быстроты произнесения следующих  друг за другом речевых звуков, так  и от частоты и длительности пауз между словами и предложениями.

Нормально говорящий человек произносит за одну секунду от 9 до 14 звуков, при  убыстрении темпа речи возможно произнесение 15—20 звуков в секунду, но произношение не теряет своей ясности и разборчивости.

Нарушение темпа речи — это чрезмерное замедление речи и такое же убыстрение ее. Большинство  детей в дошкольном возрасте говорят  быстро; это может объясняться  тем, что у них еще слабы  тормозные процессы и контроль за своей речью. Если в семье преобладает быстрая, торопливая речь, то быстрый темп речи становится привычным; в переходном возрасте он имеет тенденцию еще усиливаться; у детей-невропатов быстрый темп речи приводит к возникновению заикания.

Информация о работе Нарушение голоса у детей дошкольного возраста