Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2012 в 18:31, курсовая работа
Цели исследования:
- описать сущность понятия тревожности,
- выявить причины формирования и следствия детской тревожности в дошкольном возрасте, как для большего понимания сути данного явления, так и для оценки возрастных закономерностей развития эмоционально-личностной сферы ребенка,
- предложить систему психодиагностических методик по изучению уровня детской тревожности
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ТРЕВОЖНОСТИ В ПСИХОЛОГИИ.
1.1. Основные подходы в изучении тревожности в зарубежной и отечественной литературе………………………………………………6
1.2. Виды тревожности…………………………………………………………12
1.3. Тревожность в дошкольном возрасте…………………………………………………………………………18
ГЛАВА II. ДИАГНОСТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ УРОВНЯ ТРЕВОЖНОСТИ У ДОШКОЛЬНИКОВ.
2.1. Методы и методики изучения тревожности у дошкольников….….22
2.2.Диагностика уровня тревожности………………………………………………..............................32
2.3. Уровень тревожности у мальчиков и девочек………………………………………………………………………….38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...41
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………..43
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ТРЕВОЖНОСТИ В ПСИХОЛОГИИ.
1.1. Основные подходы в изучении тревожности в зарубежной и отечественной литературе………………………………………………6
1.2. Виды тревожности…………………………………………………
1.3. Тревожность в дошкольном
возрасте…………………………………………………………
ГЛАВА II. ДИАГНОСТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ УРОВНЯ ТРЕВОЖНОСТИ У ДОШКОЛЬНИКОВ.
2.1. Методы и методики
изучения тревожности у
2.2.Диагностика
уровня тревожности………………………………
2.3. Уровень
тревожности у мальчиков и
девочек……………………………………………………………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ
ИСТОЧНИКОВ………………………..43
Введение
Психическое развитие личности протекает в основном
в детском возрасте и связано с непосредственным
воздействием со стороны окружающих. Особо значимым
является взаимодействие ребенка с родителями
или теми взрослыми, которые его воспитывают.
Необходимо знать особенности эмоциональной
Современные дети достаточно
часто сталкиваются с проблемами, связанными
с тревожностью. Большое количество исследователей
занимаются проблемой тревожности. Анализ
исследований различных авторов позволяет рассматривать
Актуальность проблемы исследования. Исследование посвящено изучению причин формирования и следствий тревожности у детей дошкольного возраста, рассмотрению теоретических и практических вопросов ее диагностики. Изучение тревожности дошкольников чрезвычайно важно в связи с проблемой эмоционально-личностного развития детей, сохранением их здоровья. В данной работе рассматривается один из малоисследованных ее аспектов - вопрос о факторах, провоцирующих проявление высокой тревожности у детей дошкольного возраста.
Цели исследования:
- описать сущность понятия тревожности,
- выявить причины формирования и
- предложить систему психодиагностических
Объект исследования:
Динамика тревожности детей дошкольного возраста, индивидуальные формы ее проявления
Предмет исследования:
Источники, причины, особенности проявления тревожности у детей, посещающих дошкольные учреждения.
Гипотеза исследования:
В дошкольном возрасте высокий уровень тревожности встречается чаще у мальчиков, чем у девочек.
Задачи исследования:
1. Провести теоретический анализ
психолого-педагогической
2. Изучить факторы, оказывающие
влияние на формирование
3. Описать систему
4. Экспериментально изучить
Методы исследования:
1. Теоретический анализ генезиса детской тревожности.
2. «Тест тревожности»
3. Использование методов
математической статистики для
анализа полученных
Научная новизна, теоретическая и практическая значимость исследования:
В данном исследовании обобщены и систематизированы разнообразные критерии показателей проявления тревожности у детей, систематизированы факторы, влияющие на возникновение тревожности у детей, посещающих дошкольные образовательные учреждения; проанализированы особенности проявлений тревожности у дошкольников с учетом половозрастных различий; предложена система психодиагностических методик по изучению тревожности.
Полученные данные могут быть
использованы в практике дошкольного воспитания
и обучения. Предлагаемая система психодиагностических
методик по изучению детской тревожности,
интерпретация их результатов позволяют
получить достоверную информацию об уровне
тревожности ребенка
Данная курсовая работа состоит двух глав, введения, заключения и библиографического списка. Глава I содержит теоретические аспекты изучения тревожности в психологии. В главе II представлено диагностическое исследование уровня тревожности у мальчиков и девочек.
Слово «тревога» было известно
в русском языке с первой половины XVIII века и обозначало «знак к битве». Позже
появилось и понятие «
В современной научно-популярной литературе
часто смешиваются понятия «
А.М. Прихожан указывает, что тревожность - это “переживание эмоционального дискомфорта, связанное с ожиданием неблагополучия, с предчувствием грозящей опасности”. [6].
Различают тревожность как эмоциональное состояние и как устойчивое свойство, черту личности или темперамента.
По определению Р.С. Немова: “Тревожность
- постоянно или ситуативно проявляемое
свойство человека приходить в состояние
повышенного беспокойства, испытывать
страх и тревогу в
Л.А. Китаев-Смык, в свою очередь, отмечает,
что “широкое распространение получило
в последние годы использование в психологических
По определению А.В. Петровского: “Тревожность - склонность индивида к переживанию тревоги, характеризующаяся низким порогом возникновения реакции тревоги; один из основных параметров индивидуальных различий. Тревожность обычно повышена при нервно-психических и тяжелых соматических заболеваниях, а также у здоровых людей, переживающих последствия психотравмы, у многих групп лиц с отклоняющимся субъективным проявлением неблагополучия личности”.
Г.Г. Аракелов, Н.Е. Лысенко,
Е.Е. Шотт, в свою очередь, отмечают, что тревожность
- это многозначный психологический термин,
который описывают как определенное состояние индивидов
в ограниченный момент времени, так и устойчивое
свойство любого человека. Тревожность - как черта личности
связана с генетически
Подход к объяснению склонности к тревоге с точки зрения физиологических
особенностей свойств нервной системы
мы находим у отечественных
Данные Б.М. Теплова также указывают на связь состояния тревоги с силой нервной системы. Высказанные им предположения об обратной корреляции силы и чувствительности нервной системы, нашло экспериментальное подтверждение в исследованиях В. Д. Небылицина. Он делает предположение о более высоком уровне тревожности со слабым типом нервной системы.
Рассмотрим основные подходы в изучении тревожности в зарубежной психологии.
Основатель психоанализа
З. Фрейд утверждал, что человек имеет несколько
Стремясь к превосходству,
индивид вырабатывает “способ жизни”,
линию жизни и поведения. Уже к 4-5 годам у
ребенка может появиться
А. Адлер выдвигает три условия, которые могут привести к возникновению у ребенка неправильной позиции и стиля жизни. Эти условия следующие:
Органическая, физическая неполноценность организма. Дети с этими недостатками бывают целиком заняты собой, если их никто не отвлечет, не заинтересует другими людьми. Сравнение себя с другими приводит этих детей к чувству неполноценности, приниженности, страданию, это чувство может усиливаться благодаря насмешкам товарищей, особенно это чувство увеличивается в трудных ситуациях, где такой ребенок будет себя чувствовать хуже, чем обычный ребенок.
К таким же результатам может привести и избалованность. Легко доступное превосходство, не связанное с преодолением трудностей, становится стилем жизни. В этом случае все интересы и заботы также направлены на себя, нет опыта общения и помощи людям, заботы о них. Единственный способ реакции на трудность - требования к другим людям. Общество рассматривается такими детьми как враждебное.
Отверженность ребенка.
Отверженный ребенок не знает, что такое любовь
и дружеское сотрудничество. Встречаясь с трудностями,
он переоценивает их, а так как не верит в возможность преодолеть
их с помощью других и поэтому и в свои силы.
Он не верит, что может заслужить любовь
и высокую оценку путем действий, полезных
людям. Поэтому он подозрителен и никому
не доверяет. У него нет опыта любви к другим,
потому что его не любят, и он платит враждебностью.
Отсюда - необщительность, замкнутость,
неспособность к
В теории К. Хорни главные источники тревоги являются результатом неправильных человеческих отношений. К. Хорни считает, что при помощи удовлетворения потребностей человек стремится избавиться от тревоги, но невротические потребности ненасыщаемы, удовлетворить их нельзя, а, следовательно, от тревоги нет путей избавления.
С. Салливен известен как создатель “межличностной теории”. Ученый считает, что ребенок с первого дня рождения вступает во взаимоотношение с людьми и в первую очередь с матерью. Все дальнейшее развитие и поведение индивида обусловлено межличностными отношениями. Так, у человека есть исходное беспокойство, тревога, которая является продуктом межличностных отношений.
С. Салливен утверждает,
что возникнув в раннем возрасте, тревожность,
в результате соприкосновения с
Иначе подходит к пониманию тревожности Э. Фромм. Он считает, что в эпоху средневекового общества человек не был отчужден от вещей, от природы, от людей. Человек был соединен с миром первичными узами. С развитием общества разрываются первичные узы, появляется свободный индивид, оторванный от природы, от людей, в результате чего он испытывает глубокое чувство неуверенности, бессилия, сомнения, одиночества и тревоги. Чтобы избавиться от тревоги, человек стремится избавиться от самой этой свободы. Единственный выход он видит в бегстве от свободы, то есть бегство от самого себя, в стремлении забыться и этим подавить в себе состояние тревоги. [18].
Информация о работе Изучение тревожности у детей дошкольного возраста