Приобщение детей дошкольного возраста к семейным традициям (на основе национальностей проживающих в челяб. обл.)

Автор: r***********@yandex.ru, 27 Ноября 2011 в 16:03, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: выявление педагогических условий приобщения детей дошкольного возраста к семейным традициям.
Задачи исследования:
1. Раскрыть теоретические основы приобщения детей дошкольного возраста к семейным традициям.
2. Определить понятия «традиции», «семейные традиции» как составляющие характеристики народной культуры.
3. Выявить педагогические условия и рекомендации по приобщению детей дошкольного возраста к семейным традициям.

Содержание

Введение………………………………………………………………...…………3
Глава 1. Теоретические аспекты приобщения детей дошкольного возраста к семейным традициям………………………………………………………….….5
Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме приобщение детей дошкольного возраста к семейным традициям ……5
1.2. Особенности приобщения детей дошкольного возраста к семейным традициям………………………………………………………………………...11
1.3. Психолого-педагогические условия приобщения детей с семейным традициям………………………………………………. ……………………....16
Глава 2. Приобщение детей дошкольного возраста к семейным традициям (на основе национальностей проживающих в Челябинской области)……………………………………………………………….………….21
2.1. Особенности формирования семейных традиций…………………….…..21
2.2. Методические рекомендации по приобщению к семейным традициям детей дошкольного возраста …………………………………………………...29
Заключение……………………………………………………………………….44
Список используемой литературы……………………

Работа содержит 1 файл

Курсовая (4).doc

— 418.50 Кб (Скачать)

     Механизмом, позволяющим включить народную педагогику в современный учебно-воспитательный процесс в ДОУ, является народная традиция, выражающая сущность народной культуры и её связь с социальными условиями; она и в настоящее время несёт те же воспитательные и развивающие функции. Главной задачей детского сада русской культурной традиции является закладывание основ духовно-нравственной личности с активной жизненной позицией и с творческим потенциалом, способной к самосовершенствованию, к гармоничному взаимодействию с другими людьми.

     В последнее время воспитание дошкольников принято рассматривать с точки зрения формирования ценностного отношения к окружающей действительности.

     Непомнящая  Н. к базовым ценностям относит реально-бытовые ценности, ценность игры, ценность отношения к другим, ценность познания и ценность деятельности в широком плане. Именно в этом процессе ребенок наиболее эффективно усваивает нравственные понятия, осознает необходимость совершения нравственного поступка. Такому осмыслению помогают воспитательные методы воздействия, опирающиеся на интеллект ребенка (например, вопросы в процессе беседы, направленные на установление зависимостей между характером и поступком, поступком и его следствием, целью и результатом совместной деятельности), а также обучающие методы воздействия, приводящие, например, к формированию преемственности представлений и личностных смыслов между поколениями в семье [8].

     В связи с этим любая совместная деятельность родителей и педагогов  в этом направлении отвечает требованиям  целостного педагогического процесса. Ведь в результате затрагиваются стороны развития ребенка, способствующие гармонизации его личности.

     В конце 90-х годов XX – начале XXI века в дошкольных учреждениях реализуются  комплексные и парциальные программы, ориентированные на общечеловеческую (мировую) культуру и характеризующие российские культурные традиции. Их авторы предлагают своё видение образовательного процесса в работе с детьми дошкольного возраста, учитывая новые социальные, политические и образовательные условия в целом и в решении проблемы формирования толерантных этнокультурных установок в частности [26].

     За  сохранение такой целостности отвечают комплексные программы. Но, к сожалению, они не могут учесть всех нюансов  развития ребенка, подстроиться под  его индивидуальность и запросы  родителей. Парциальные программы способствуют углублению образовательного процесса по определенным направлениям образования и развития детей дошкольного возраста, позволяют расширить возможности организации образовательного процесса за счет расширения форм взаимодействия взрослого с детьми.

     Парциальные программы, реализуемые в группах  кратковременного пребывания, используются для того, чтобы отразить специфику  работы учреждения, при котором они  созданы; позволяют реализовать  возможности культурно-образовательного учреждения в образовании дошкольников (например, при работе группы в краеведческом музее, доме детского творчества, доме культуры и т.п.).

     Педагоги  и родители, заинтересованные в том, чтобы передать культурно-исторические ценности дошкольникам, оказываются  перед выбором достойной программы. Дополнительные образовательные программы осуществляются только по желанию родителей на договорной основе с ними. В некоторых территориях Российской Федерации (Краснодарский, Ставропольский края, Архангельская, Вологодская, Нижегородская, Ростовская области) большое значение придается программам художественно-эстетического цикла, этнокультурным и культурологическим. Среди них особое место занимает социокультурная программа «Истоки». В отдельных случаях в качестве дополнительных могут использоваться программы дошкольного образования, среди которых выделяются программы «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» О.Князевой и М. Маханевой, «Развитие у детей представлений об истории и культуре» Л. Галигузовой и С.Мещеряковой, «Наследие» М.Новицкой и Е.Соловьевой.

     По  итогам анализа программ, содержащих разделы патриотического воспитания, приобщения детей к национальной культуре и традициям приоритетными  направлениями в деятельности ДОУ  можно сделать следующие выводы:

     1. Окружение ребёнка предметами национального характера. Это поможет детям с самого раннего возраста понять, что они - часть великого русского народа.

     2. Использование фольклора во всех его проявлениях (сказки, песенки, пословицы, поговорки, хороводы и т.д.), т.к. именно он вмещает в себя все ценности русского языка. В устном народном творчестве сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности. Знакомя детей с поговорками, загадками, пословицами, сказками, их тем самым приобщают к общечеловеческим нравственным ценностям. В русском фольклоре каким-то особенным образом сочетаются слово и музыкальный ритм, напевность. Адресованные детям потешки, прибаутки, заклички звучат как ласковый говорок, выражая заботу, нежность, веру в благополучное будущее. В пословицах и поговорках кратко и метко оцениваются различные жизненные позиции, высмеиваются человеческие недостатки, восхваляются положительные качества. Особое место в произведениях устного народного творчества занимает уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук. Благодаря этому фольклорные произведения являются богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей.

     3. Народные праздники и традиции. Именно здесь фокусируются тончайшие наблюдения за характерными особенностями времен года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, растений. Причем, эти наблюдения непосредственно связаны с трудовой и различными сторонами общественной жизни человека во всей их целостности и многообразии.

     4. Ознакомление детей с народной  декоративной росписью, увлечение их национальным изобразительным искусством.

     Для успешного воспитания детей в  национальных традициях важна реализации на практике организационных и методических приемов педагогической работы, перспективных планов (тематический годовой план работы) и конспектов занятий, материалов из самых разных литературных, исторических, этнографических и искусствоведческих источников.

     Знакомство  с данными материалами (русскими праздниками и традициями, особенностями  жилища, одежды и кухни, декоративно-прикладными  промыслами и т.д.) будет целесообразно  и с точки зрения расширения собственного базиса личностной культуры педагогов, занимающихся обучением и развитием детей дошкольного возраста.

     Знакомство  с материалом каждой темы не требует  дополнительных занятий, а может  включаться в разные виды деятельности, предусмотренные базисной программой (речевую, музыкальную, физкультурную, изобразительную) и т.д. Следует особое внимание уделять развитию речи детей, поскольку это обеспечивает развитие личности на основе того духовного богатства, которым пронизан русский язык (сказки, потешки, произведения русских писателей, поэтов).

     Для реализации указанных направлений можно использовать самые разнообразные средства. Так, Э.К. Суслова предлагает использовать в поликультурном воспитании детей дошкольного возраста следующие:

     — общение с представителями разных национальностей;

     — устное народное творчество;

     — художественную литературу;

     — игру, народную игрушку и национальную куклу;

     — декоративно-прикладное искусство, живопись;

     — музыку;

     — этнические мини-музеи [48].

     Хорошо  известно, что среди видов деятельности, имеющих большое воспитательное и образовательное значение для дошкольников является, игра. При этом мы имеем в виду не только игры в собственном смысле слова, но и все виды деятельности, которые в народной традиции имеют характер игры (обряды, праздники, и др.). Но нам кажется, что особенность русских народных игр, а может быть любых народных игр, в том, что они, имея нравственную основу, обучают развивающуюся личность социальной гармонизации. Народные игры учат личность тому, что цену имеет не любое личное достижение, а такое, которое непротиворечиво вписано в жизнь детского сообщества. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     1.3. Психолого-педагогические условия приобщения детей к семейным традициям.

     Приобщение  дошкольников к русским народным традициям – одна из составляющих частей культурного наследия русского народа. Педагогами ДОУ систематизирован материал по использованию русских народных игр, фольклора, собрана библиотека, альбомы считалок, загадок. Именно они раскрывают содержание воспитания и обучения детей, основные нравственные правила понимания добра и зла, нормы общения и человеческих отношений, отражает мировоззрения человека через мифологию, религию, описывают историю народа в виде летописей и устного творчества. Благодаря им раскрывается эстетические воззрения народа, они украшают повседневную жизнь, труд, отдых.

     В настоящее  время  большое  внимание  стало  уделяться  воспитанию  на народных  традициях, распространение идей этнопедагогики, приобщению детей к сокровищам народных культур с целью возрождения, сохранения   и развития   неиссякаемого   источника   мудрости   и исторического   опыта народа, формирование  национального самосознания детей и юношества - достойных представителей своего этноса, носителей своей национальной культуры. Приобщение ребенка с самого раннего возраста к истории и культуре своего народа служит цели возрождения генетической памяти молодого поколения.

     Игры  — своеобразная школа ребенка. В  них удовлетворяется жажда действия; предоставляется обильная пища для работы ума и воображения; воспитывается умение преодолевать неудачи, переживать неуспех, постоять за себя и за справедливость. В играх — залог полноценной душевной жизни ребенка   в   будущем.

     Неоценимым  национальным богатством являются календарные  народные игры. Они вызывают интерес  не только как жанр устного народного творчества. В них заключена информация, дающая представление о повседневной жизни наших предков — их быте, труде, мировоззрении. Игры были непременным элементом народных обрядовых праздников. К сожалению, народные игры сегодня почти исчезли из детства. Хотелось бы сделать их достоянием наших дней.

     Практически каждая игра начинается с выбора водящего. Чаще всего это происходит с помощью  считалки.

     Считалка  обнаруживает свою древнюю традицию. Обыкновение пересчитываться идет из быта взрослых. Перед предстоящим делом в прошлом зачастую прибегали к счету, чтобы узнать, удачно или неудачно завершится задуманное. Этому придавали необычайную важность, так как полагали, что есть числа счастливые и несчастливые.

     Взрослые  пересчитывались — стали пересчитываться  и дети. Ведь многие детские игры имитируют серьезные занятия взрослых — охоту на зверей, ловлю птиц, уход за посевом и др.

     Традиции  как бы организуют связь поколений, на них держится духовно-нравственная жизнь народов. Преемственность старших и младших основывается именно на традициях. Чем многообразнее традиции, тем духовно богаче народ. Ничто так не объединяет народ, как традиции. Достижение согласия между традицией и современностью всё более становится животрепещущей проблемой науки. Традиция содействует восстановлению теряемого сейчас наследия, такое восстановление может быть спасительным для человечества.

     Конечно, отнюдь не следует идеализировать все  народные семейные традиции. В традициях немало и консервативного.

     Традиции - многообразны. По ним можно судить о народе или о какой-то стороне его бытия. Даже такая, свойственная традиции, черта, как консерватизм, порою оказывается благом, спасением, ибо является условием стабильности народа, устойчивости его нравственных основ, менталитета.

     В семейном быту концентрируются важнейшие этнические традиции. Быт суммирует все предыдущие факторы, в совокупности они в мелочах быта приобретают новые качества. Быт столь же многообразен в своих проявлениях, как и природа. В сущности - это природа, сотворенная человеком, его домашняя, внутренняя жизнь, естественное его бытие.

     Традиции, как элемент общественной жизни, имеют свою специфику, обусловленную конкретно-историческими и этносоциальными условиями. В образовании народных традиций важное место занимают обычаи, исполнение которых было обязательно. «Свой обычай в чужой дом не вноси»; «Обычай крепче закона»; «Худому обычаю потачки не давай»; «Не сошлись обычаями, не бывать дружбе». Эти пословицы наглядно показывают, как уважительно и почтенно относились к обычаям и традициям наши предки, какое огромное воспитательное значение имели они у разных народов. Обычаи входят в состав традиции вместе с обрядами, т.е. с исторически сложившейся системой обязательных ритуальных действий. Традиционны в народе многие праздники. С языческих времен они дожили до наших дней, подчас входя в современные религиозные системы. Например, празднование русским народом Рождества слилось с языческими колядами, составляя вместе с ними единую традицию. Современная жизнь дополняет этот праздник новыми элементами.

     На  улице мороз, а на подоконниках в  детском саду или в школе расцветает алый цветок, который в народе называют Декабристом, или вифлеемской звездой (Вифлеем - город, в котором, по преданию, родился Иисус Христос).

Информация о работе Приобщение детей дошкольного возраста к семейным традициям (на основе национальностей проживающих в челяб. обл.)