Формирование у детей дошкольного возраста основ ЗОЖ

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 12:24, контрольная работа

Описание работы

При создании определенных условий возможно. Необходимо погружение ребенка в особо организованную жизненную среду, формирующую привычки здорового образа жизни без их декларирования взрослыми. Новая организация жизненной среды, активизация методов профилактики требует решения не только организационно - методических проблем, но, прежде всего изменения управленческих подходов к оздоровительной деятельности дошкольного учреждения и соответственного изменения его структуры. Для этого важно уметь конструировать познавательную деятельность детей на занятиях, в быту и в игре.

Содержание

Введение ------------------------------------------------------------------------------------3
Глава 1. Теоретические основы формирования здорового образа жизни у детей дошкольного возраста

1.1 Формирование представлений дошкольников о здоровом образе жизни как психолого-педагогическая проблема---------------------------------5
1.2 Формирование у ребенка осознанного отношения
к своему здоровью-------------------------------------------------------------7
1.3 Основные компоненты здорового образа жизни в дошкольном учреждении--------------------------------------------------------------------------10
1.4 Условия, необходимые для сохранения здоровья дошкольников
в детском учреждении-------------------------------------------------------12

Глава 2. Особенности воспитания основ здорового образа жизни в разных программах.

2.1 Методика организации программы «Радуга»-----------------------------14
2.2 Методика организации программы «Программа воспитания и обучения в детском саду»-------------------------------------------------------------------------15
2.3 Методика организации программы «Развитие»--------------------------16
2.4 Методика организации программы «Детство»----------------------------17
2.5 методика организации программы «Расту здоровым»-------------------18
Заключение ----------------------------------------------------------------------------20

Список использованных источников--------------------------------------------------21

Работа содержит 1 файл

Министерство образования РБ.docx

— 48.90 Кб (Скачать)

Министерство  образования РБ

УО «Витебский государственный  университет им. П.М.Машерова» 
 

Контрольная работа

по дошкольной педагогике

на тему:

«Формирование у детей 

дошкольного возраста основ ЗОЖ»  

Студентки III курса 31 группы

педагогического факультета

специальности «Дошкольное образование. Логопедия»

заочного  отделения

Краюшко Ирины Ивановны 

                                                                                         Дом. адрес: 211570

                                                                                                                Витебская обл.,

                                                                                                                Городокский р-н

                                                                                                                п. Бычиха

                                                                                                                ул. Советская 

                                                                                                                д. 21 кв. 1

                                                                                                                Краюшко И.И. 

Витебск 2011г.

ПЛАН

Введение ------------------------------------------------------------------------------------3

Глава 1. Теоретические  основы формирования здорового образа жизни у детей дошкольного  возраста 

    1. Формирование  представлений дошкольников о здоровом образе жизни как психолого-педагогическая проблема---------------------------------5
    2. Формирование у ребенка осознанного отношения

       к своему здоровью-------------------------------------------------------------7

    1. Основные компоненты здорового образа жизни в дошкольном учреждении--------------------------------------------------------------------------10
    2. Условия, необходимые для сохранения здоровья дошкольников

    в детском  учреждении-------------------------------------------------------12 

Глава 2. Особенности  воспитания основ здорового образа жизни в разных программах. 

2.1 Методика  организации программы «Радуга»-----------------------------14

2.2 Методика  организации программы «Программа  воспитания и обучения в              детском саду»-------------------------------------------------------------------------15

2.3 Методика  организации программы  «Развитие»--------------------------16

2.4 Методика  организации программы «Детство»----------------------------17

2.5 методика организации  программы «Расту здоровым»-------------------18

Заключение  ----------------------------------------------------------------------------20 

Список использованных источников--------------------------------------------------21 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение  

                                                 Быть здоровым – естественное  стремление человека.

         Здоровье означает не только  отсутствие болезней,

                                                                               но и психическое и социальное  благополучие!

                                                                               Ведь главное для нас – вырастить  и воспитать 

                                            здоровую, умную личность! 

   Задача раннего формирования культуры здоровья актуальна, своевременна и достаточна сложна. Как укрепить и сохранить здоровье наших детей? Каким образом способствовать формированию физической культуры ребенка? Как привить навыки здорового образа жизни? Когда это надо начинать? Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Ведь именно до семи лет идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируется характер. Важно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом.

   Многие философы, ученые отводили и отводят в ряду ценностей жизни первое место здоровью. В.Вересаев, известный русский врач и писатель, так оценивал здоровье: "…с ним ничего не страшно, никакие испытания, его потерять – значит потерять все…"  (5., с. 6).

   Искусство долго жить состоит, прежде всего, в том, чтобы научиться с детства следить за своим здоровьем.  То, что упущено в детстве, трудно наверстать. Поэтому приоритетным направлением в дошкольном воспитании, сегодня является повышение уровня здоровья детей, формирование у них навыков здорового образа жизни (ЗОЖ), а также устойчивой потребности в регулярных занятиях физическими упражнения. Вся жизнедеятельность ребенка в дошкольном учреждении должна быть направлена на сохранение и укрепление здоровья. Основой являются еженедельные познавательные, физкультурные и интегрированные занятия, партнерская совместная деятельность педагога и ребенка в течение дня[4].

  Следовательно, возникает необходимость создания такой системы работы, при которой происходила интеграция оздоровительной деятельности в образовательную, что в конечном итоге способствовало сохранению и укреплению физического и психического здоровья ребенка, формированию привычки здорового образа жизни.

  Поэтому очень важно правильно сконструировать содержание воспитательно-образовательного процесса по всем направлениям развития ребенка, отобрать современные программы, обеспечивающие приобщение к ценностям, и прежде всего, – к ценностям здорового образа жизни.

Многие идеи воспитания у детей привычек здорового  образа жизни оказались нежизнеспособными  из-за невозможности решать проблемы, связанные с семьей. Усугубляют эту  проблему и условия экономической  нестабильности общества.

  Но главным препятствием является отсутствие у детей осознанного отношения к своему здоровью. Потребность в его здоровье есть у родителей, школы, общества, и все вместе мы пытаемся внушить ребенку свое представление о здоровье. Поэтому и в образовательных программах дошкольных учреждений все больше разделов, посвященных изучению организма человека, обеспечению безопасности его жизни. Не исключая этих подходов, следует считать, что главное - помочь малышам выработать собственные жизненные ориентиры в выборе здорового образа жизни, научить оценивать свои физические возможности, видеть перспективы их развития, осознать ответственность за свое здоровье.

  Возможно ли это в таком юном возрасте? При создании определенных условий возможно. Необходимо погружение ребенка в особо организованную жизненную среду, формирующую привычки здорового образа жизни без их декларирования взрослыми. Новая организация жизненной среды, активизация методов профилактики требует решения не только организационно - методических проблем, но, прежде всего изменения управленческих подходов к оздоровительной деятельности дошкольного учреждения и соответственного изменения его структуры. Для этого важно уметь конструировать познавательную деятельность детей на занятиях, в быту и в игре. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 1. Теоретические основы формирования здорового  образа жизни у  детей дошкольного  возраста 

    1. Формирование представлений дошкольников о здоровом образе жизни как психолого-педагогическая проблема
 

Проблема  формирования здорового образа жизни  у детей – актуальна в современном  обществе, о чем свидетельствуют  психолого-педагогические исследования Н.М.Амосова, О.И.Давыдовой, В.Г.Жданова, О.Л.Зверевой, П.Иванова, Я.А.Коменского, С.П.Семенова, Ф.Г.Углова, Д.Уотсона, Г.С.Шаталовой  и др.

  Рассмотрим сущность понятия «здоровье».

По определению  Б.Я. Солопова, здоровье – «индивидуальное  психоматическое (душевно-телесное) состояние, выражающееся в способности человека оптимально удовлетворять основные жизненные потребности» [7,176].

   По мнению Г.М.Коджаспировой, здоровье – это «естественное состояние организма, характеризующееся его уравновешенностью с окружающей средой и отсутствием каких-либо болезненных изменений; состояние полного телесного, душевного и социального благополучия, наличие у человека достаточного количества энергии, энтузиазма и настроения для выполнения или завершения дела» [6,90].

  Здоровье характеризуется биологическим потенциалом (наследственными возможностями), физиологическими резервами жизнедеятельности, нормальным психическим состоянием и социальными возможностями реализации человеком всех задатков (генетически детерминируемых). 

Выделяют  три типа здоровья:

- 1) «индивидуальное  здоровье» (человек, личность);

- 2) «здоровье  группы» (семья, профессиональная  группа, «страта – слой»);

- 3) «здоровье  населения» (популяционное, общественное).

  В соответствие с типом здоровья выработаны показатели, посредством которых дается качественная и количественная характеристика.

 Выделяют здоровье психологическое, определяющее душевное, эмоциональное благополучие человека.

  Согласно исследованиям Л.А.Абрамян, М.И.Лисиной, Т.А.Репиной, «эмоциональное благополучие» детей дошкольного возраста можно определить как устойчивое эмоционально-положительное самочувствие ребенка, основой которого является удовлетворение основных возрастных потребностей: биологических и социальных.

  По мнению М.Ю. Стожаровой, «один из основных показателей эмоционального благополучия детей – физическое здоровье» [13,4]. 

  Относясь к сфере эмоционального развития, эмоциональное ощущение становится тем базисом, который «питает» все проявления активности ребенка, усиливая и направляя эту активность или же, наоборот, ослабляя и даже блокируя ее.

  Термин «психологическое здоровье» введен в научный лексикон И.В. Дубровиной. Этот термин подчеркивает неразделимость телесного и психического в человеке. Обобщенный портрет психологически здорового человека – это творческий, жизнерадостный, веселый, открытый человек, познающий себя и окружающий мир не только разумом, но и чувствами, интуицией. Такой человек берет ответственность за свою жизнь, находится в постоянном развитии.

  По мнению И.В. Дубровиной, основу психологического здоровья составляет полноценное психическое развитие ребенка на всех этапах. Авторы утверждают, что психологическое здоровье следует рассматривать с точки зрения духовного богатства личности, ориентации на абсолютные ценности (доброту, красоту, истину). 

   Здоровье человека закладывается в детстве и, согласно данных науки, оно обусловливается на 50% - образом жизни, на 20% - наследственностью, на 20% - состоянием окружающей среды и примерно на 10% - возможностями медицины и здравоохранения. Важное место в сохранении здоровья занимает физическая культура и спорт.

   В современной литературе существует свыше 100 определений понятия «здоровье». Исходным для них является определение, приведенное в Уставе Всемирной организации здравоохранения: «Здоровье является состоянием полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствием болезней и физических дефектов» [7,176].

  Здоровье человека в значительной мере зависит от существующих в обществе систем ценностей, определяющих смысл жизни. Здоровье является личной и общественной ценностью. Формирование такой установки на собственное здоровье занимается новая отрасль знания, получившая название «валеология» - наука о здоровье.

   Понятие «здоровый образ жизни» однозначно не определено: представители философско-социологического направления (П.А.Виноградов, Б.С.Ерасов, О.А.Мильштейн, В.А.Пономарчук, В.И.Столяров и др.) рассматривают здоровый образ жизни как глобальную социальную проблему, составную часть жизни общества в целом.

   В психолого-педагогическом направлении (Г.П.Аксенов, В.К.Бальсевич, М.Я.Виленский, Р.Дитлс, И.О.Матынюк, Л.С.Кобелянская и др.) здоровый образ жизни рассматривают с точки зрения сознания, психологии человека, мотивации. Имеются и другие точки зрения: например, медико-биологическая; однако, резкой грани между ними нет, т.к. они нацелены на решение одной проблемы – укрепление здоровья индивидуума.

Информация о работе Формирование у детей дошкольного возраста основ ЗОЖ